ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-23788/10 от 01.03.2011 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«09» марта 2011. Дело № А53-23788/10

Резолютивная часть решения объявлена «01» марта 2011.

Полный текст решения изготовлен «09» марта» 2011.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Колесник И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Крамаренко Виктории Геннадьевны

к ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области

о признании незаконными решения от 08.09.2008 № 1451 и постановления от 08.09.2008 № 1451, об оспаривании действий, выразившихся в отказе в выдаче документа, предусмотренного подпунктом В, пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ

при участии:

от заявителя – представитель Парадова И.А. по доверенности от 28.09.2010;

от ответчика – представитель Тишечко Е.А. по доверенности от 11.01.2011 № 14;

установил:

В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению индивидуального предпринимателя Крамаренко Виктории Геннадьевны к Государственному учреждению Управление Пенсионного фонда Российской Федерации по Ростовской области в г. Сальске и Сальском районе о признании незаконными решения от 08.09.2008 № 1451 и постановления от 08.09.2008 № 1451, об оспаривании действий, выразившихся в отказе в выдаче документа, предусмотренного подпунктом «В», пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, об обязании выдать документ, предусмотренный подпунктом В, пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, в соответствии с требованиями статьи 12 ГК РФ восстановить положение, существовавшее до нарушения права и освободить заявителя от уплаты страховых взносов за 2010 год

Представитель заявителя в судебное заседание явился, уточнил предмет требований в порядке статьи 49 АПК РФ, просил суд восстановить положение, существовавшее до нарушения права и освободить заявителя от уплаты страховых взносов за период с 01.01.2010 и до момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, которая будет осуществлена после вступления в законную силу решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела. В остальной части заявитель поддерживает заявленные требования.

Данное уточнение требований судом принято, поскольку в силу требований статьи 49 АПК РФ исключительным правом на формирование предмета и оснований требований обладает лицо, обратившееся с заявлением в суд в защиту нарушенного права.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требований.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

21.12.2009 индивидуальный предприниматель Крамаренко В.Г. обратилась в Государственное учреждение Управление пенсионного фонда в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением о выдаче документа, предусмотренного подпунктом «в» ч.1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» для регистрации прекращения предпринимательской деятельности.

В ответ на указанное заявление была выдана справка от 09.02.2010 № 801, согласно которой по состоянию на 01.01.2010 за предпринимателем числится задолженность в размере 458 руб.– недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату страховой части трудовой пенсии и 229 руб. – недоимка по страховым взносам в виде фиксированного платежа, зачисляемых на выплату накопительной части трудовой пенсии

Предприниматель обратилась 16.02.2010 в ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области с заявлением и приложением формы АДВ-11 и копиями квитанций по оплате страховых взносов за 2009 год.

02.03.2010 ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области направило заявителю письмо, в котором сообщало об остатках задолженности за 2002-2003 годы, не указывая размера задолженности.

19.03.2010 ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области вынесено требование № 1809 об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов в размере 85,27 руб.

24.08.2010 заявителем было получено Предупреждение из Сальского районного отдела судебных приставов о том, что ей надлежит уплатить штраф в размере 140,73 руб.

В связи с вышеизложенным, предприниматель обратилась с запросом в ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области

Согласно ответу ГУ УПФ РФ в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области от 06.09.2010 № 8524, на задолженность, образовавшуюся по состоянию на 01.01.2008 была начислена пеня в сумме 140,73 руб., на эту же сумму были направлены решение ПФР от 08.09.2008 № 1451 и Постановление в службу судебных приставовдля принудительного исполнения.

Полагая, указанное решение, постановление а также отказ в выдаче справки незаконными, предприниматель обратилась в суд с настоящим заявлением.

В силу пункта 1 статьи 198 АПК РФ, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198, частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» для удовлетворения требований о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления необходимо наличие двух условий: несоответствия их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушения прав и законных интересов заявителя.

В силу части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Порядок государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя установлен статьей 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Согласно пункту 1 статьи 22.3 Федерального закона "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей", государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемых в регистрирующий орган следующих документов:

а) подписанного заявителем заявления о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;

б) документа об уплате государственной пошлины;

в) документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Таким образом, согласно подпункта «в» ч.1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» государственная регистрация при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется на основании представляемого в регистрирующий орган документа, подтверждающего представление в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведений в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 и пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» и в соответствии с частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений».

Указанный документ представляется в регистрирующий орган соответствующим территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации в электронной форме в порядке и сроки, которые установлены Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 7 ст. 22.3, Федеральный закон от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» представление документов для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности осуществляется в порядке, предусмотренном статьей 9 настоящего Федерального закона.

Согласно требований статьи 9 в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица (далее - заявитель). Свидетельствование подписи физического лица, регистрируемого или зарегистрированного в качестве индивидуального предпринимателя, на заявлении, не требуется в случае, если указанное физическое лицо представляет документы, предусмотренные настоящим Федеральным законом, непосредственно в регистрирующий орган и представляет одновременно документ, удостоверяющий личность.

Постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» установлено, что заявления, уведомления и другие документы, используемые при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, при внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей, представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, устанавливаются федеральным органом, уполномоченным осуществлять государственную регистрацию юридических лиц, крестьянских (фермерских) хозяйств, физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, а также внесение изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее именуется - регистрирующий орган).

Таким образом, для реализации своего права на прекращение деятельности в качестве индивидуального предпринимателя заявителю необходимо предоставить заявление и приложить к нему необходимый перечень документов.

Заинтересованное лицо, обосновывает свою позицию тем, что в соответствии с подпунктами 1 - 8 пункта 2 статьи 6 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования», общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются:1) страховой номер; 2) фамилия, имя, отчество, фамилия, которая была у застрахованного лица при рождении; 3) дата рождения; 4) место рождения; 5) пол; 6) адрес постоянного места жительства; 7) серия и номер паспорта или удостоверения личности, дата выдачи указанных документов, на основании которых в индивидуальный лицевой счет включены сведения, указанные в подпунктах 1 - 6 пункта 2 настоящей статьи, наименование выдавшего их органа; 8) гражданство.

Пунктом 2 статьи 11 Федерального закона «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» предусмотрено, что страхователь ежеквартально не позднее 15-го числа второго календарного месяца, следующего за отчетным периодом, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, которые заключили договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации о страховых взносах начисляются страховые взносы) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) дату приема на работу (для застрахованного лица, принятого на работу данным страхователем в течение отчетного периода) или дату заключения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

4) дату увольнения (для застрахованного лица, уволенного данным страхователем в течение отчетного периода) или дату прекращения договора гражданско-правового характера, на вознаграждение по которому в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы;

5) периоды деятельности, включаемые в стаж на соответствующих видах работ, определяемый особыми условиями труда, работой в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях;

6) сумму заработка (дохода), на который начислялись страховые взносы обязательного пенсионного страхования;

7) сумму начисленных страховых взносов обязательного пенсионного страхования;

8) другие сведения, необходимые для правильного назначения трудовой пенсии;

9) суммы страховых взносов, уплаченных за застрахованное лицо, являющееся субъектом профессиональной пенсионной системы;

10) периоды трудовой деятельности, включаемые в профессиональный стаж застрахованного лица, являющегося субъектом профессиональной пенсионной системы.

Вместе со сведениями, предусмотренными настоящим пунктом, страхователь представляет сведения о начисленных и уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц.

Страхователь представляет сведения о включаемых в страховой стаж периодах работы и (или) иной деятельности, которые приобретены всеми работающими у него застрахованными лицами до их регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета, в порядке, определяемом уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Физические лица, самостоятельно уплачивающие страховые взносы, представляют указанные сведения в том же порядке.

Частью 4 статьи 9 Федерального закона «О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений» установлено, что работодатель одновременно с перечислением дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии формирует реестр застрахованных лиц. В указанном реестре должны содержаться следующие сведения:

1) общая сумма перечисляемых средств, включающая в себя:

а) сумму всех перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии застрахованных лиц;

б) сумму всех уплачиваемых взносов работодателя (в случае их уплаты);

2) номер платежного поручения и дата его исполнения;

3) страховой номер индивидуального лицевого счета каждого застрахованного лица;

4) фамилия, имя и отчество каждого застрахованного лица;

5) сумма перечисляемых дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии каждого застрахованного лица;

6) сумма взносов работодателя, уплачиваемых в пользу каждого застрахованного лица (в случае их уплаты).

При этом, как указывает в отзыве (л.д. 10-11) заинтересованное лицо, заявитель не является работодателем. Основанием к отказу выдать справку явилось непредставление предпринимателем документов, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.

То есть, согласно отзыва, заинтересованное лицо отказало предпринимателю в выдаче документа, предусмотренного п. «в» ч.1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей» в связи с неисполнением предпринимателем ст. 16 п.6 и п.8 Федерального закона № 212-ФЗ от 24.07.2009 «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования».

Пунктом 6 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ, предусмотрено, что физические лица, прекратившие деятельность в качестве индивидуального предпринимателя до конца расчетного периода, обязаны в двенадцатидневный срок с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя представить в соответствующий территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам за период с начала расчетного периода по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя включительно.

Пунктом 8 статьи 212 Федерального закона № 212-ФЗ установлено, что уплата страховых взносов, исчисленных на основании представляемых в соответствии с частями 6 и 7 настоящей статьи расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам, производится не позднее 15 календарных дней со дня подачи такого расчета. В случае непредставления плательщиком страховых взносов в сроки, установленные частями 6 и 7 настоящей статьи, расчета по начисленным и уплаченным страховым взносам срок уплаты страховых взносов считается наступившим по истечении 30 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно.

Таким образом, требования пунктов 6, 8 статьи 16 Федерального закона № 212-ФЗ подлежат исполнению предпринимателем после прекращения деятельности в качестве индивидуального.

Более того, факт выдачи или невыдачи документа законодатель никак не связывает с наличием либо отсутствием задолженности по платежам либо с ненадлежащим исполнением обязанности по своевременному предоставлению сведений страховщикам.

Несвоевременное предоставление сведений или неуплата задолженности являются основаниями для принудительного взыскания задолженности, начисления пеней и штрафов, а не основанием к невыдаче документа, необходимого для предоставления регистрирующему органу в силу закона.

У заинтересованного лица было право выдать требуемый документ, отразив в нем те сведения, которые являются объективными. При том, что нормативно право органа отказать в выдаче документа по причине неуплаты задолженности, не закреплено, суд полагает, что в данном случае со стороны заинтересованного лица допущено злоупотребление правом.

В связи с вышеизложенным, суд полагает, что заявленные требования в этой части подлежат удовлетворению, поскольку Пенсионный фонд необоснованно отказал предпринимателю в выдаче документа, предусмотренного п. «в» ч.1 ст. 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических и индивидуальных предпринимателей», нарушив его право, поскольку исходя из принципа свободы волеизъявления, приняв решение о прекращении предпринимательской деятельности, предприниматель имеет законное право на реализацию своего решения, однако, для реализации данного решения ему необходимо собрать определенный пакет документов. Заинтересованное лицо, не выдав требуемый документ, ограничило заявителя в реализации его права.

Человек, его права и свободы - высшая ценность, признаваемая и защищаемая Российской Федерацией. В частности, федеральная Конституция устанавливает, что Россия обеспечивает права и свободы человека и гражданина согласно положениям самой Конституции и общепризнанным принципам и нормам современного международного права. Признание, соблюдение и защита прав человека и гражданина гарантируется базовыми конституционными постулатами.

Кроме того, препятствие в реализации права предпринимателя, влечет для него и материальные последствия в виде уплаты фиксированных платежей, пени и т.п.

Суд полагает, что ни один орган не вправе ограничить свободу гражданина не волеизъявление и реализацию своей воли, если нормативно не закреплено данное право на ограничение.

Судом установлено, что Крамаренко Виктория Геннадьевна зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя в МИФНС № 16 по Ростовской области и зарегистрирована в качестве страхователя в территориальном органе Пенсионного фонда 12.08.2002 (регистрационный номер 071051017646).

В соответствии с пп. 2 п. 2 ст. 14 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" все страхователи, находящиеся на территории Российской Федерации обязаны своевременно и в полном объеме уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда РФ и вести учет, связанный с начислением и перечислением страховых взносов в указанный бюджет.

Согласно ч. 2 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" сумма страховых взносов исчисляется и уплачивается страхователями отдельно в отношении каждой части страхового взноса и определяется как соответствующая процентная доля базы для начисления страховых взносов, устанавливаемых пунктом 2 статьи 10 настоящего Федерального закона.

Ежемесячно страхователи производят исчисление суммы авансовых платежей по страховым взносам, исходя из базы для начисления страховых взносов, исчисленной с начала расчетного периода, и тарифа страхового взноса, предусмотренного статьей 22 настоящего Федерального закона. Сумма авансового платежа по страховым взносам, подлежащая уплате за текущий месяц, определяется с учетом ранее уплаченных сумм авансовых платежей.

Уплата сумм авансовых платежей производится ежемесячно в срок, установленный для получения в банке средств на оплату труда за истекший месяц, или в день перечисления денежных средств на оплату труда со счетов страхователя на счета работников, но не позднее 15-го числа месяца, следующего за месяцем, за который начисляется авансовый платеж по страховым взносам.

Данные об исчисленных и уплаченных суммах авансовых платежей страхователь отражает в расчете, представляемом не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным, в налоговый орган по форме, утвержденной Министерством финансов Российской Федерации по согласованию с Пенсионным фондом Российской Федерации.

Разница между суммами авансовых платежей, уплаченными за отчетный (расчетный) период, и суммой страховых взносов, подлежащей уплате в соответствии с расчетом (декларацией), подлежит уплате не позднее 15 дней со дня, установленного для подачи расчета (декларации) за отчетный (расчетный) период, либо зачету в счет предстоящих платежей по страховым взносам или возврату страхователю.

Согласно п. 1 ст. 10 гл. 3 Федерального закона от 17.12.2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части первой статьи 3 указанного Федерального закона, при условии, что за эти периоды уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд РФ. Это означает, что работающие лица теряют право зачета в трудовой стаж периода работы, за который не платились страховые взносы.

В соответствии с п. 1 ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" контроль за уплатой страховых взносов на обязательное пенсионное страхование осуществляется налоговыми органами в порядке, определяемом законодательством Российской Федерации, регулирующим деятельность налоговых органов, а взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда РФ в судебном порядке.

В соответствии с п. 1 ст. 26 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями, которые страхователь должен выплатить в случае уплаты причитающихся сумм страховых взносов в более поздние по сравнению с установленными сроки.

Пунктом 2 статьи 25 Закона N 167-ФЗ установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам и пеней осуществляется органами Пенсионного фонда Российской Федерации в судебном порядке.

Согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 6, пункту 2 статьи 14 и статье 28 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ все индивидуальные предприниматели являются страхователями, обязанными уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа.

Из системного толкования норм указанного Федерального закона следует, что обязанность по уплате страховых взносов в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа возложена на физических лиц, обладающих статусом предпринимателя. При этом, факт осуществления или неосуществления предпринимательской деятельности указанными лицами, равно как и ее результат - получение дохода либо его неполучение (по любым причинам), охватывается понятием риска предпринимательской деятельности и не влияют на изменение или прекращение обязанности по уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации лиц, имеющих статус индивидуального предпринимателя.

Предприниматель признается застрахованным на весь период страхования - с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя и до государственной регистрации прекращения им деятельности в таком качестве.

Следовательно, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.

Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.

Правильность такого вывода подтверждается и положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 г. N 211-О также указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Согласно ст. 2 Федерального закона от 15.12.2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством РФ о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

В силу ст. 75 НК РФ, ст. 26 Закона N 167-ФЗ исполнение обязанности по уплате страховых взносов обеспечивается пенями. Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в п. 20 Постановления от 28.02.2001 г. N 5 разъяснил, что по смыслу пункта 1 статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации пени подлежат уплате налогоплательщиком в случае образования у него недоимки, то есть не уплаченной в установленный законом срок суммы налога.

Статьей 48 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено, что заявление о взыскании недоимки может быть подано налоговым органом в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога.

В силу п. 10 ст. 48 НК РФ данное положение применяется также при взыскании пеней.

В соответствии с п. 1 ст. 70 НК РФ (в редакции, действовавшей до 01.01.2007 г.) требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев после наступления срока уплаты налога.

Как пояснил в судебном заседании представитель ответчика, недоимка образовалась в 2002 году, что подтверждается предоставленной в материалы дела и приобщенной судом копией протокола к ведомости уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование от 31.01.2003 № 063864.

Таким образом, период образования задолженности – 2002 год. Именно на эту сумму задолженности и была начислена пеня, которая и отражена в спорном решении № 1451 от 08.09.2008 и постановлении, направленном в службу судебных приставов для исполнения.

В связи с изложенным судом первой инстанции с учетом положений ст. ст. 48, 70 НК РФ делается вывод о том, что органом Пенсионного фонда пропущен установленный ст. 48 НК РФ срок для взыскания спорной задолженности, период образования которой 2002 год, а следовательно и нет правовых оснований для взыскания пени.

Согласно статье 2 Федерального закона № 167-ФЗ правоотношения, связанные с уплатой обязательных платежей на обязательное пенсионное страхование, в том числе в части осуществления контроля за их уплатой, регулируются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, если иное не предусмотрено данным Законом.

С учетом изложенного при определении срока направления требования о взыскании сумм недоимок по страховым взносам подлежат применению положения статей 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации.

Исходя из содержания пункта 2 статьи 48 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) заявление о взыскании налога за счет имущества налогоплательщика - физического лица может быть подано налоговым органом в соответствующий суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате налога. Требование должно быть направлено налогоплательщику в сроки, установленные статьей 70 Кодекса.

Пропуск срока направления требования об уплате налога не влечет изменения порядка исчисления пресекательных сроков на принудительное взыскание налога.

Названные положения в силу пункта 10 статьи 48 Кодекса применяются также при взыскании пеней, в отношении которых досудебный порядок урегулирования спора состоит в направлении органом требования об их уплате.

Поскольку шестимесячный срок, установленный данной статьей, являлся пресекательным, то есть, не подлежащим восстановлению, в случае его пропусканедоимка взысканию не подлежит.

При этом судом учитывается, что несоблюдение уполномоченным органом сроков направления требования не влечет изменения порядка исчисления срока для обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки и пени по страховым взносам.

Согласно расчета недоимки и пени по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа, представленной в суд заинтересованным лицом, задолженность по уплате пени составила: по страховым взносам, направляемым на выплату страховой части трудовой пенсии за 2002 год– 458 рублей, страховым взносам, направляемым на выплату накопительной части трудовой пенсии за 2002 год – 229 рублей.

Согласно правовой позиции Президиума Высшего Арбитражного суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 06.11.2007 № 8241/07, уплату пени следует рассматривать как дополнительную обязанность налогоплательщика, помимо обязанности по уплате налога, исполняемую одновременно с обязанностью по уплате налога либо после исполнения последней. Следовательно, исполнение обязанности по уплате пеней не может рассматриваться в отрыве от исполнения обязанности по уплате налога. Поэтому после истечения пресекательного срока взыскания задолженности по налогу, пени не могут служить способом обеспечения исполнения обязанности по уплате налога и с этого момента не подлежат начислению.

Отсутствие у предпринимателя обязанности по уплате пенсионных взносов влечет за собой прекращение начисления пени, обеспечивающей исполнение обязанности по уплате этих взносов. Следовательно, Управлением пенсионного фонда не доказана правомерность начисления пени в сумме 140,73 руб.

Управление не доказало соблюдение судебного порядка взыскания недоимки по страховым взносам за 2002 год, а также сроков взыскания задолженности, установленных ст. 48, 70 Налогового кодекса Российской Федерации (л.д.20).

При таких обстоятельствах, решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области от 08.09.2008 № 1451 и постановление от 08.09.2009 № 1451 подлежат признанию незаконными.

В части требования о восстановления в порядке статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации положения, существовавшего до нарушения права и освобождении заявителя от уплаты страховых взносов за период с 01.01.2010 года и до момента государственной регистрации прекращения деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, которая будет осуществлена после вступления в законную силу решения арбитражного суда по существу рассматриваемого дела, суд полагает необходимым отказать в удовлетворении заявленного требования по следующим основаниям.

Согласно части 3 статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации  к имущественным отношениям, основанным на административном или ином властном подчинении одной стороны другой, в том числе к налоговым и другим финансовым и административным отношениям, гражданское законодательство не применяется, если иное не предусмотрено законодательством.

Статья 12 Гражданского кодекса Российской Федерации содержит перечень способов защиты гражданских прав.

В данном случае у заявителя с заинтересованным лицом возникло не гражданское, а публично-правовое правоотношение, которое регулируется специальным отраслевым законодательством.

Как уже указывалось судом ранее, при наличии у физического лица статуса индивидуального предпринимателя он обязан уплачивать страховые взносы на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа в минимальном размере.

Только после утраты соответствующим физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя в установленном порядке прекращается обязанность индивидуального предпринимателя по уплате страховых взносов на обязательное пенсионное страхование в виде фиксированного платежа. Подтверждением этому является отсутствие в законодательстве о пенсионном страховании норм, обуславливающих обязанность индивидуальных предпринимателей уплачивать страховые взносы в виде фиксированного платежа фактом ведения ими предпринимательской деятельности и (или) получения дохода.

Правильность такого вывода подтверждается и положениями пунктов 4 и 6 Информационного письма Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 11.08.2004 г. N 79 "Обзор практики разрешения споров, связанных с применением законодательства об обязательном пенсионном страховании".

Конституционный Суд Российской Федерации в Определении от 12.05.2005 г. N 211-О также указал, что предусмотренная законом государственная регистрация гражданина в качестве индивидуального предпринимателя не только дает ему возможность пользоваться правами и гарантиями, связанными с указанным статусом, но и предполагает принятие им на себя соответствующих обязанностей и рисков, в том числе обязанностей по соблюдению правил ведения такой деятельности, налогообложению, уплате страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации и др. Процедура государственной регистрации носит заявительный характер, то есть не регистрирующий орган, а сам гражданин решает вопросы о целесообразности выбора данного вида деятельности, готовности к ее осуществлению, наличии необходимого имущества, денежных средств, образования, навыков и т.п., равно как и о том, способен ли он нести обременения, вытекающие из правового статуса индивидуального предпринимателя. Заявительной является и процедура прекращения этого статуса. Гражданин, зарегистрированный в качестве индивидуального предпринимателя, но фактически не осуществляющий предпринимательскую деятельность, имеет законодательно закрепленную возможность в любой момент обратиться в регистрирующий орган с заявлением о государственной регистрации прекращения данной деятельности и, следовательно, связанных с нею прав и обязанностей. При этом данное лицо не утрачивает право впоследствии вновь зарегистрироваться в качестве индивидуального предпринимателя, если придет к выводу, что более нет препятствий для занятия предпринимательской деятельностью.

Более того, согласно части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в резолютивной части решения по делу об оспаривании ненормативных правовых актов, решений органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц должны содержаться:

(в ред. Федерального закона от 27.07.2010 N 228-ФЗ)

1) наименование органа или лица, принявших оспариваемый акт, решение; название, номер, дата принятия оспариваемого акта, решения;

2) название закона или иного нормативного правового акта, на соответствие которому проверены оспариваемый акт, решение;

3) указание на признание оспариваемого акта недействительным или решения незаконным полностью или в части и обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

То есть, в качестве восстановления нарушенного права должно указываться на устранение допущенного нарушения права.

В качестве предмета спора заявлено требование о признании незаконными решения от 08.09.2008 № 1451 и постановления от 08.09.2008 № 1451, об оспаривании действий, выразившихся в отказе в выдаче документа, предусмотренного подпунктом «В», пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ, а в качестве восстановления нарушенного права заявлены требования об обязании выдать документ, предусмотренный подпунктом В, пункта 1 статьи 22.3 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ и об освобождении от уплаты страховых взносов с 01.01.2010 года, при том, что вопрос об уплате взносов за этот период не заявлен в качестве предмета спора и в качестве восстановления права не соразмерен заявленному предмету, никак не соотносится с ним. Суд полагает, что в этой части требований заявитель использует неверный способ защиты права.

При подаче заявления в суд заявителем уплачена государственная пошлина в размере 200 рублей, то есть частично, которая подлежит в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации отнесению на заявителя, в остальной части госпошлина не может быть взыскана с ответчика, поскольку она не была оплачена и ответчик освобожден от ее уплаты в силу закона..

Руководствуясь статьями 49, 110 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

Ходатайство заявителя об уточнении предмета спора удовлетворить.

Признать незаконными решение Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области от 08.09.2008 № 1451 и постановление от 08.09.2009 № 1451.

Признать незаконными действия Государственного учреждения Управления пенсионного фонда в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области, выразившиеся в невыдаче документа, предусмотренного п.п. «в» п.. 1 ст. 22.3 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Государственному учреждению Управлению пенсионного фонда в г. Сальске и Сальском районе Ростовской области выдать индивидуальному предпринимателю Крамаренко Виктории Геннадьевны документ, предусмотренный п.п. «в» п.. 1 ст. 22.3 ФЗ № 129-ФЗ от 08.08.2001 в течение 10 дней со дня вступления решения по данному делу в законную силу.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Решение по данному делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение по настоящему делу может быть обжаловано в порядке глав 20, 24, 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья И.В.Колесник