ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-23957/21 от 21.12.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   21 декабря 2021 г.

Полный текст решения изготовлен            28 декабря 2021 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Штыренко М. Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намалян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению открытого акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт – Угольная компания «Донской уголь» (ОГРН 1026102769824, ИНН 6155008444)

к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области

о признании решений недействительными,

при участии:

от заявителя – Муравьев В.С., представитель, доверенность от 11.01.2021 № 1, Рябцева О.Н., представитель, доверенность от 11.01.2021, Бондаренко Е.А., представитель, доверенность от 11.01.2021 № 14;

от заинтересованного лица – Леонтьев А.А., представитель, доверенность от 11.01.2021; Войтенко В.В., представитель, доверенность от 15.03.2021; Ковбасюк Г.В., представитель, доверенность от 18.11.2021 № 04-20/40415; Бугаенко О.Б., представитель, доверенность от 18.11.2021 № 04-20/40416,

установил:

Открытое акционерное общество по добыче, переработке угля и строительству шахт – Угольная компания «Донской уголь» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области № 4 от 10.03.2021 года в части п. 3, решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области № 244 от 10.03.2021 года об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения в части пунктов  3.1.2 и 3.2.

Заинтересованное лицо представило отзыв на заявление, в котором просило отказать в удовлетворении требований заявителя, ссылаясь на законность оспариваемых ненормативных актов.

До рассмотрения спора по существу, лица, участвующие в деле, представили дополнительные обоснования своих правовых позиций по спору.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, ссылаясь на доводы отзыва.

Дело рассматривается в порядке главы 24 АПК РФ.

Как следует из материалов дела, 27.07.2020  ОАО «Донуголь» была представлена в  МРИ ФНС России № 12 по Ростовской области декларация по НДС за 2 квартал 2020 года, в  которой сумма налога, подлежащая возмещению из бюджета была определена в размере 24 812 668 рублей.

В период с 27.07.2020 по 27.10.2020 налоговой инспекцией была проведена камеральная налоговая проверка данной декларации, по итогам которой составлен акт проверки от 11.11.2020 № 5539.

По результатам рассмотрения данного акта  и других материалов налоговой проверки налоговой инспекцией были вынесены решения:

 - от 10.03.2021 № 4 об отказе в возмещении частично налога на добавленную стоимость, которым обществу было отказано в возмещении НДС в сумме 8 122 807 рублей;

 -  от  10.03.2021 № 244 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в соответствии с которым уменьшен заявленный к возмещению из бюджета в завышенных размерах НДС в сумме 8 122 807 рублей.

Данные решения были оставлены без изменения при их оспаривании в административном порядке в УФНС России по Ростовской области.

Общество с вышеуказанными решениями МРИ ФНС России № 12 по Ростовской области в части отказа в возмещении НДС в сумме 8 122 807 рублей не согласилось, что и послужило основанием для его обращения в суд с настоящим заявлением, при рассмотрении которого судом установлено следующее.

В оспариваемом решении от  10.03.2021 № 244 налоговой инспекцией сделан вывод о том, что   ОАО «Донуголь» во 2-м квартале 2020 года необоснованно  заявлен вычет по НДС в сумме 282 220 рублей, в том числе по контрагентам:

 - Союз «Торгово-промышленная палата г. Шахты» в сумме 83 620 рублей;

 -  АО «Бюро Веритас Русь» - в сумме 198 6000 рублей.

Данный вывод налоговой инспекции общество, как следует из его заявления,  не оспаривает, что также подтвердил представитель общества в заседании суда от 21.12.2021. В связи с чем оснований  в удовлетворении требований  ОАО «Донуголь» в указанной части не имеется.

Более того, обществом во 2-м квартале  2020 заявлен вычет по  строительно-монтажным работам, выполненным собственными силами для собственного потребления, в сумме 12 752 949,55 рублей, в том числе по счетам-фактурам:

 -  № 373 от 30.04.2020 – 3 173 040,73 рубля,

 - № 430 от 31.05.2020 – 5 277 344,69  рубля,

 - № 545  от 30.06.2020 – 4 302 200,13 рублей.

Налоговая инспекция полагает данный вычет необоснованным, в виду того, что результаты выполненных собственными силами СМР предназначались для использования и использовались налогоплательщиком для осуществления деятельности, как подлежащей налогообложению на внутреннем рынке по ставке 20 %, так и для вывоза в режиме экспорта сырьевых товары с применением нулевой ставки НДС. В связи с этим налоговая инспекция пришла к выводу о том, что вычет  по НДС, приходящийся  на экспорт сырьевых товаров, подлежит возмещению в соответствии с п. 9 ст. 165 НК РФ -  моментом определения налоговой базы  является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих применение ставки НДС  - 0%.

В обоснование данной позиции налоговый орган указывает следующее.

Согласно НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму НДС, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на налоговые вычеты, установленные статьей 171 НК РФ. Так, согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг, имущественных прав) на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, в случае приобретения этих товаров имущественных прав) для операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с главой 21 НК РФ.

Пунктом 1 статьи 172 НК РФ установлено, что налоговые вычеты, предусмотренные статьей 171 НК РФ, производятся на основании счетов-фактур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг, имущественных прав), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога при ввозе товаров на территорию Российской Федерации, после принятия на учет указанных товаров (работ, услуг, имущественных прав) и при наличии соответствующих первичных документов.

В соответствии с абзацем третьим пункта 6 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, исчисленные налогоплательщиками в соответствии с пунктом 1 статьи 166 НК РФ при выполнении строительно-монтажных работ для собственного потребления, связанных с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых налогом в соответствии с главой 21 НК РФ, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций.

Общий порядок применения указанных вычетов определен абзацем вторым пункта 5 статьи 172 НК РФ, согласно которому вычеты сумм налога, указанных в абзаце третьем пункте 6 статьи 171 НК РФ, производятся на момент определения налоговой базы, установленный пунктом 10 статьи 167 НК РФ.

При этом п. 3 ст. 172 НК РФ установлен особый порядок принятия к вычету налога на добавленную стоимость в отношении ряда операций, облагаемых по нулевой ставке.

Так, в соответствии с п. 3 ст. 172 НК РФ вычеты сумм налога, предусмотренных пунктами 1 - 8 статьи 171 НК РФ, в отношении операций по реализации товаров (работ, услуг), указанных в пункте 1 статьи 164 НК РФ, производятся в порядке, установленном данной статьей, на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.

Положения п. 3 ст. 172 НК РФ не распространяются на налогоплательщиков, отказавшихся от применения налоговой ставки, указанной в п. 1 ст. 164 НК РФ, в порядке, установленном п. 7 ст. 164 НК РФ, а также на операции по реализации товаров, указанных в подпункте (за исключением сырьевых товаров) и пп. 6 п. 1 ст. 164 НК РФ.

Таким образом, вычеты сумм налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым при осуществлении операций по реализации на экспорт сырьевых товаров, облагаемых налогом на добавленную стоимость по нулевой ставке, производятся на момент определения налоговой базы, установленный статьей 167 НК РФ.

Следовательно, из буквального содержания абзаца первого пункта 3 статьи 172 НК РФ следует, что предусмотренные пунктом б статьи 171 НК РФ вычеты по сумма НДС, исчисленным от стоимости строительно-монтажных работ, выполненным хозяйственным способом для собственного потребления, результаты которых используются для осуществления экспорта сырьевых товаров, могут быть предъявлены исключительно при соблюдении требования, установленного абзацем 3 пункта 3 статьи 172 НК РФ, а именно - на момент определения налоговой базы по операции реализации сырьевого товара в экспортном режиме.

На основании пункта 9 статьи 167 НК РФ при реализации на экспорт сырьевых товаров моментом определения налоговой базы является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, предусмотренных статьей 165 НК РФ.

В соответствии п. 6 статьи 166 НК РФ для целей обложения НДС общество должно отдельно учитывать каждую операцию, которая в соответствии с п. 1 ст. 164 НК РФ облагается по ставке 0 процентов. Необходимость такого ведения раздельного учета обусловлена различными правилами принятия к вычету «входного» НДС по товарам (работам, услугам), для операций, облагаемых по ставке 0 процентов, и иным товарам (работам, услугам).

Таким образом, для определения сумм налога на добавленную стоимость, относящихся к таким операциям, облагаемым по нулевой ставке, налогоплательщику необходимо вести раздельный учет сумм налога на добавленную стоимость по приобретаемым товарам (работам, услугам), использованным при осуществлении операций, облагаемых по ставкам налога на добавленную стоимость в размере 0 и 20 процентов.

Не соглашаясь, с выводами налогового органа, налогоплательщик указывает, чтосуммы налога по строительно-монтажным  работам для собственного потребления принимаются к вычету на основании абз. 3 п. 6 ст. 171 и абз.2 п. 5 ст. 172 НК РФ на момент определения налоговой базы по строительно-монтажным работам для собственного потребления, то есть на последнее число каждого квартала (п.10 ст. 167 НК РФ). Условием применения вычета является то, что строительно-монтажные работы для собственного потребления должны быть связаны с имуществом, предназначенным для осуществления операций, облагаемых НДС, стоимость которого подлежит включению в расходы (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль.

Из буквального толкования абз. 1 п. 3 ст. 172 НК РФ следует, что предусмотренные п. 6 ст. 171 НК РФ вычеты по суммам НДС, исчисляемым не от стоимости СМР, выполненных хозяйственным способом для собственного потребления в целом, а только те, результаты которых напрямую используются для осуществления экспорта сырьевых товаров налогового  периода, могут быть предъявлены исключительно при соблюдении требования, установленного  абз. 3 п. 3 ст. 172 НК РФ, а именно – на момент определения налоговой базы по операции реализации сырьевого режима в экспортном режиме.

Таким образом, между сторонами возник позиционный спор о том, в каком периоде следует применять вычет по НДС по выполненным во 2-м квартале СМР для собственного потребления:

 - НДС, подлежащий вычету, должен быть определён расчётным путем. Моментом определения налоговой базы по СМР, результаты которых используются на экспорт,   является последнее число квартала, в котором собран полный пакет документов, подтверждающих применение ставки НДС  - 0% (п. 9 ст. 165 НК РФ).

 - моментом определения налоговой базы по строительно-монтажным работам для собственного потребления, является последнее число каждого квартала (п.10 ст. 167 НК РФ).

 При рассмотрении возникшего между сторонами спора суд исходил из следующего.

Налогоплательщик осуществляет основную экономическую деятельность по коду ОКВЭД 05.10.14 «Добыча антрацита подземным способом». Добыча осуществляется посредством проходки и строительства шахты, которая своей сути является единым, комплексным объектом капитального строительства, продолжающим увеличиваться как в физическом, так и в стоимостном выражении в течение всего периода деятельности налогоплательщика.

При этом нет прямой зависимости между количеством добытого угля и стоимостью строительно-монтажных работ.

В момент принятия  и постановки на учет результатов  строительно-монтажных работ  для собственного потребления Общество не знает, какой объем угля в принципе будет произведен с использованием  соответствующих результатов, и какая часть данного угла будет реализована на экспорт. Более того добыча угля с использованием этих производственных объектов может вообще не произойти в связи с объективным изменением конфигурации залегания полезного тела ископаемого.

При таких обстоятельствах  общество  в обычном порядке должно принимать к вычету НДС по выполненным строительно-монтажным работам - при наличии первичных документов и счета-фактуры, но не позднее трех лет с даты принятия на учет результатов таких работ, то есть в порядке, установленном п. 10 ст. 167 НК РФ.

Особенный порядок возмещения входного НДС, предусмотренный п. 9 ст. 167 НК РФ, на который ссылается налоговая инспекция, подлежит применению только в том случае, если четко можно установить, что результаты СМР для собственного потребления были напрямую использованы в  целях реализации товаров на экспорт. В данном случае чтобы правильно определить сумму вычета при продаже сырьевых товаров на экспорт и на внутреннем рынке, организации нужно вести раздельный учет.

В рассматриваемом случае даже если следовать логике налоговой инспекции и определять  входной НДС по строительно-монтажным работам расчетным методом, то не ясно, сколько угля, добытого с использованием результатов СМР,  было экспортировано во 2-м квартале 2020 года. Налоговым органом не доказан факт использования результата СМР для собственного потребления во 2-м квартале 2020 года.

 Налоговый орган в процессе проверке не дал оценки доводам общества о том, что отгруженный во 2-м квартале 2020 уголь добывался в более ранние периоды. При этом использовались давно введенные в эксплуатацию основные средства.

Не дал налоговый орган в процессе проверки оценку и доводам общества о том, что строительно-монтажные работы, наряду с добычей  угля, являются самостоятельным видом деятельности общества.

При таких обстоятельствах выводы налогового органа о том, что Общество необоснованно  предъявило к вычету НДС в сумме 12 752 949,55 рублей,  не соответствует закону.

Требования ОАО по добыче, переработке угля и строительству шахт – Угольная компания «Донской уголь» в силу указанного подлежат удовлетворению. Решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области № 4 от 10.03.2021 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, № 244 от 10.03.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении НДС в сумме 7 840 587 рублей (8 122 807 рублей – 282 220 рублей), как несоответствующие налоговому законодательству Российской Федерации.

Расходы по уплате государственной пошлины в силу ст. 110 АПК РФ подлежат отнесению на заинтересованное лицо. В связи с чем с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области в пользу открытого акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт – Угольная компания «Донской уголь» (ОГРН 1026102769824, ИНН 6155008444) следует взыскать  государственную пошлину в сумме 3000 рублей, уплаченную обществом при обращении в суд по платежному поручению  № 3678 от 09.07.2021.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительными решения Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области № 4 от 10.03.2021 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, № 244 от 10.03.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, в части отказа в возмещении НДС в сумме 7 840 587 рублей, как несоответствующие налоговому законодательству Российской Федерации.

В удовлетворении остальной части заявления  отказать.

Взыскать с Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы № 12 по Ростовской области в пользу открытого акционерного общества по добыче, переработке угля и строительству шахт – Угольная компания «Донской уголь» (ОГРН 1026102769824, ИНН 6155008444) государственную пошлину в сумме 3000 рублей.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               М.Е. Штыренко