ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-24093/14 от 18.06.2015 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   18 июня 2015 г.

Полный текст решения изготовлен            25 июня 2015 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Корха С.Э.,

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Комягиным В.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Ладья» (ИНН 6168098614, ОГРН 1026104357388)

к Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) и к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636)

третьи лица Министерство труда и социального развития Ростовской области, ОАО «Донавтовокзал»

о взыскании 711 645,24 руб. в возмещение убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан

при участии:

от истца: представитель Самойленко Ю.Э. по доверенности № 21/11 от 21.11.2014 г.;

от ответчика - Министерства Финансов Ростовской области: представитель Волнянский Д.И. по доверенности № 9.7-7/1311 от 23.12.2014 г.; от Министерства Финансов РФ: представитель Пересада С.Н. по доверенности № б/н от 15.05.2015 г.;

от третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области: представитель Ларичкина Н.Н. по доверенности № 27-3/117 от 15.01.2015 г., представитель Лясковская Ю.А. по доверенности № 27.4/938 от 17.06.2015 г.; от ОАО «Донавтовокзал»: представитель не явился;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Ладья» обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением к Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области и к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации с требованием о взыскании 711 645,24 руб. в возмещение убытков, связанных с перевозкой льготной категории граждан, в том числе с 154 340,79 руб. с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации и 557 304,45 руб. с Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области.

Представитель истца в судебном заседании пояснил предмет и основания иска, поддержал исковые требования в полном объеме по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

Представитель ответчика - Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление, полагая себя ненадлежащим ответчиком.

Представитель ответчика – Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Представитель третьего лица - Министерства труда и социального развития Ростовской области возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, явившихся в судебное заседание, суд установил, что основным уставным видом деятельности общества истца является деятельность автомобильного (автобусного) пассажирского транспорта, подчиняющегося расписанию.

В 2013 г. общество осуществляло социально значимые перевозки пассажиров и багажа автомобильным транспортом общего пользования по регулярным маршрутам пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения (статья 789 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 19 Федерального закона от 8 ноября 2007 г. № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта»).

Однако, расходы, связанные с предоставлением обществом бесплатного проезда на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения льготных категорий граждан, включенных в региональный и федеральный регистр льготников, истцу были возмещены не в полном объеме.

Общая сумма убытков, связанных с предоставлением бесплатного проезда отдельным категориям граждан, за период с января по декабрь 2013 г. составила 711 645,24 руб., в том числе по льготам, которые должны финансироваться из федерального бюджета - 154 340,79 руб., по льготам, которые должны финансироваться за счет бюджета Ростовской области - 557 304,45 руб.

13.02.2013 г. между Министерством труда и социального развития Ростовской области и обществом с ограниченной ответственностью «Ладья» был заключён контракт № 272, в соответствии с пунктами 1.1 .-1.2. которого, во исполнение областных законов «О социальной поддержке ветеранов», «О ветеранах труда Ростовской области», «О социальной поддержке тружеников тыла», «О социальной поддержке граждан, пострадавших от репрессий» и с целью возмещения расходов, связанных с перевозкой «льготников» на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобластного сообщения, ООО «Ладья» обязалось предоставлять в 2013 г. меры социальной поддержки, при оказании им услуг по перевозкам, а Министерство обязалось возмещать Перевозчику стоимость предоставленных услуг по проезду «льготников» в пределах средств, полученных из областного бюджета на эти цели в 2013 г.

В подтверждение факта исполнения обязательств, согласно пп. 2.1.2 п.2.1. контракта, перевозчик обязан был ежемесячно предоставлять министерству:

- в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приема-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан «АСП».

- в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе и акт проверки реестров.

Пункт 4.3 контракта предусматривает, что расчеты по контракту завершаются 31.12.2013. Не выполненные министерством денежные обязательства на следующий финансовый год не переносятся.

Дополнительным соглашением №2/1104 от 30.12.2013 к контракту от 13.02.2013 №272 стороны изменили редакцию пункта 4.3 контракта, предусмотрев, что окончательный расчет по контракту завершается после полного исполнения сторонами обязательств и по мере поступления средств из областного бюджета, но не позднее 30.06.2014.

Также, 01.04.2013 между Министерством труда и социального развития Ростовской области и обществом с ограниченной ответственностью «Ладья» заключен контракт № 597 в соответствии с пунктом 1.1. которого ООО «Ладья» (перевозчик) обязался предоставить в 2013 г. бесплатный проезд гражданам, включенным в федеральный регистр лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи (далее- федеральные льготники), а Министерство обязалось возмещать перевозчику в пределах средств, полученных из федерального бюджета на эти цели в 2013 г., стоимость предоставленных услуг по проезду федеральных льготников на автомобильных пригородных маршрутах; автомобильных междугородних внутриавтобусных маршрутах.

В подтверждение факта исполнения обязательств, согласно пп.2.1.2 п.2.1. Контракта, Перевозчик обязан был ежемесячно предоставлять Министерству:

- в срок до 9 числа месяца, следующего за отчетным, по утвержденному графику реестры в электронном виде по акту приема-передачи для проверки соответствия граждан, указанных в реестрах, базе данных льготных категорий граждан «АСП».

- в срок до 12 числа месяца, следующего за отчетным, счет, реестр о фактически перевезенных льготниках на бумажном носителе и акт проверки реестров.

Согласно пункту 4.3 контракта расчеты по контракту завершаются 31.12.2013. Не выполненные министерством денежные обязательства на следующий финансовый год не переносятся.

Дополнительным соглашением № 2/1024 от 30.12.2013 к контракту от 01.04.2013 № 597 стороны изменили редакцию пункта 4.3 контракта, предусмотрев, что окончательный расчет по контракту завершается после полного исполнения сторонами обязательств и по мере поступления средств из областного бюджета, но не позднее 30.06.2014.

Во исполнение условий контрактов, в 2013 г. общество надлежащим образом исполнило принятые на себя обязательства, в том числе, в период с января по декабрь 2013 г., в соответствии с п.1.1.-1.2. контрактов оказало Министерству услуги по перевозке льготных категорий граждан.

С этой целью обществом (перевозчик) с третьим лицом ОАО «Донавтовокзал» (далее автовокзал) еще ранее был заключен договор №102 на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщении от 30.06.2012. Предметом указанного договора являлась деятельность сторон, направленная на оказание услуг при организации и перевозке пассажиров, багажа и ручной клади в пригородном, междугородном и международном сообщениях, а также иных услуг.

В соответствии с п.2.23 договора, автовокзал обязался предоставлять перевозчику информацию по учету перевезенных пассажиров, в том числе согласно п.2.29 договора, предоставлять информацию по учету перевезенных им пассажиров, относящихся к категории федеральных и региональных льготников (информация прилагается в виде отдельного приложения к кассовым ведомостям ф.36.). В свою очередь, в силу п.п.3.1.-3.2., 3.8., 3.13, перевозчик обязался осуществлять регулярные перевозки пассажиров и багажа, направлять на маршруты автобусы, предоставлять работникам автовокзала путевую документацию на транспортное средство и др.

За предоставление услуг при организации и перевозке пассажиров в пригородном, междугородном и международном (в том числе, граждан, относящихся к категории федеральных и региональных льготников (по предъявлению единого социального проездного билета) автовокзал получает 15% от номинальной стоимости билетов, за вычетом страхового взноса, и 50% от стоимости провоза багажа и ручной клади (п.4.1. Договора).

Таким образом, во исполнение условий договора общество в 2013 г. осуществляло регулярные перевозки пассажиров и багажа, в подтверждение чего предоставляло ОАО Донавтовокзал» путевые листы. Согласно пункту 14 статьи 2 Федерального закона от 08.11.2007 г. N 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта" путевой лист - это документ, служащий для учета и контроля работы транспортного средства, водителя. В соответствии с частью 2 статьи 6 устава осуществление перевозок пассажиров и багажа, грузов автобусами, трамваями, троллейбусами, легковыми автомобилями, грузовыми автомобилями без оформления путевого листа на соответствующее транспортное средство запрещается.

В свою очередь, автовокзал вел кассовые ведомости продажи билетов (форма Ф-36), к которым в обязательном порядке прилагался реестр учета перевезенных обществом льготных категорий пассажиров.

Согласно ст. 9 Федерального закона от 21.11.1996 N 129-ФЗ "О бухгалтерском учете" все операции по перемещению товарно-материальных ценностей должны оформляться первичными документами бухгалтерского учета.

Ведомость продажи билетов ("форма Ф-36) является первичной у четно-расчетной формой для учета реализации билетов на проезд пассажиров и провоз багажа автомобильным транспортом общего пользования на междугородных и пригородных маршрутах; денежных средств и полноты взимаемой выручки, получаемых кассами от реализации пассажирских билетов; проведения расчетов между юридическими или физическими лицами, участвующими в процессе перевозки пассажиров и реализующих договор перевозки пассажиров. Бланки ведомостей являются бланками строгой отчетности, имеют серию и учетный номер.

Форма данной ведомости включена в альбом первичных унифицированных форм первичной расчетно-учетной документации по денежным расчетам с населением при оформлении билетов на проезд в пассажирском транспорте междугородного сообщения» утвержденный Государственной межведомственной экспертной комиссией (протокол от 12.09.2003 N 3/75-2003). Таким образом, ведомости учета продажи билетов формы Ф-36 и прилагаемые к ним реестры учета льготных категорий граждан являются достоверными доказательствами, подтверждающими факт выполнения автовокзалом обязанностей по учету реализованных льготных билетов на рейсы истца, с указанием количества лиц, пользующихся правом бесплатного проезда и сумм, выпадающих доходов.

Реестры учета льготных категорий пассажиров являются персонифицированными (в них указаны следующие данные: фамилия, имя, отчество пассажира, номер, серия документа, дающего право на меры социальной поддержки, категория льгот, номер билета, сумма льготы).

Вышеназванные реестры формировались автовокзалом по отдельности, исходя из категорий льготников, федеральные льготники (финансирование льгот по проезду относится к расходным обязательствам Российской Федерации) и региональные льготники (финансирование льгот по проезду относится к расходным обязательствам Ростовской области) и в обязательном порядке помимо ведомости прилагались также к путевым листам.

Согласно пункту 1 статьи 426 и пункту 2 статьи 789 ГК РФ договор перевозки пассажиров транспортом общего пользования является публичным договором. Отказ коммерческой организации от заключения публичного договора при наличии возможности предоставить потребителю соответствующие товары, услуги, выполнить для него соответствующие работы не допускается (пункт 3 статьи 426 ГК РФ).

Таким образом, в соответствии со ст. ст. 426,789 ГК РФ, а также в порядке, предусмотренном контрактом № 272 от 13.02.2013, контрактом № 597 от 01.04.2013 и договором № 102 от 30.06.2012, в период с января по декабрь 2013 г. Истец осуществлял регулярные перевозки пассажиров, в том числе перевозки льготных категорий пассажиров. Данное обстоятельство также подтверждается путевыми листами Автобуса с приложением реестра учета льготных категорий граждан за январь - декабрь 2013 г.

На основании данных реестров учета льготных категорий пассажиров, предоставляемых автовокзалам, общество, ежемесячно составляло и предоставляло Министерству реестры о фактически произведенных перевозках льготных категорий граждан (далее - реестры), содержащие сведения о количестве перевезенных льготных категорий граждан (помесячно) и суммах, выпадающих доходов, подлежащих компенсации, а также акты приема-передачи данных о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах от автотранспортного предприятия (далее акт приема-передачи).

В соответствии с пунктом 2.1. контракта № 272 от 13.02.2013, контракта № 597 от 01.04.2013, а также пунктами 7, 8 Положения № 2, пунктом 11 Положения № 3 Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 №232, реестры, счета, а также акты приема-передачи являются основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд федеральных и региональных льготников.

Руководствуясь, указанными положениями, в целях возмещения расходов, понесенных Обществом в связи с осуществлением перевозок льготных категорий граждан в 2013 г., Министерству были предоставлены следующие документы:

- реестры о фактически предоставленных льготах по услугам автомобильного транспорта междугороднего внутриобластного сообщения с указанием фамилии, имя, отчества, серии удостоверения, номера удостоверения, категории льготы, даты перевозки, маршрута и суммы, подлежащей возмещению за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г.

- акты приема-передачи данных о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам на автомобильном транспорте междугородних и пригородных внутриобластных маршрутах от автотранспортного предприятия с указанием _ количества ездок и сумм, выпадающих доходов истца, в связи с предоставлением льгот по бесплатному проезду за январь, февраль, март, апрель, май, июнь, июль, август, сентябрь, октябрь, ноябрь, декабрь 2013 г.

Так во исполнение п. 2.1.2. контракта № 272 от 13.02.2013 и п. 2.1.2. № 597 от 01.04.2013, пункта 7,8 Положения № 2, а также пункта 11 Положения № 3 Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232, ООО «Ладья» передало Министерству труда и социального развития Ростовской области акты приема-передачи данных о фактически предоставленном бесплатном проезде федеральным и региональным льготникам за январь-декабрь 2013 г., с приложением реестров о фактически перевезенных льготниках. Все акты приема-передачи были приняты специалистом Министерства, о чем в актах имеется отметка в пиле подписи и расшифровки подписи данного специалиста. В частности, обществом были предоставлены следующие акты приема-передачи с приложением реестров:

1.Акт приемки-передачи за январь 2013 г. (т.1, л.д.36), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 123 429,60 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.40-50), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 27 388,70 руб., что подтверждается реестром (т. 1, л.д.37-39).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 90 192,30 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 21 496,20 руб. (т. 1, л.д. 51).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду; льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 378 от 27.02.2013 (т.3, л.д.34) на сумму 29 998,80 руб., № 750 от 27.02.2013 на сумму 60 193,50 руб. (т.3, л.д.35) (итого на сумму 9 019 230 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 615 от 25.04.2013 на сумму 21 496,20 руб. (т. 3, л.д.14).

В результате, за январь 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 5 892,50 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 33 237, 30 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

2.Акт приемки-передачи за Февраль 2013 г. (т.1, л.д.52), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 157938 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.60-74), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 27 745, 30 руб., что подтверждается реестром (т. 1, л.д.53-55).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 121 804,80 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 23 750,50 руб. (т.1, л.д.75).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 941 от 27.03.2013 на сумму 71 455,20 руб. (т.3, л.д.12) и № 824 от 27.03.2013 на сумму 50 349,60 руб. (т.3, л.д.13) (итого па сумму 121 804,80 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 632 от 25.04.2013 на сумму 23 750,50 руб. (т.3, л.д.15).

В результате, за февраль 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 3994,80 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 36133,20 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

3. Акт приемки-передачи за март 2013' г. (т.1, л.д.76), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 180 711,70 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.81-96), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 39 751,20 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.56-59,77-80). 

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный. регистр составляет 138225,70 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 33 294 руб. (т.1, л.д.97).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом па предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 174 от 25.04.2013 на сумму 57 574,80 руб. (т.3, л.д.18) и № 293 от 25.04,2013 на сумму 80 650,90 руб. (т. 3, л.д.19) (итого на сумму 138 225,70 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 621 от 25.04.2013 на сумму 33 294 руб. (т. 3, л.д.17).

В результате, за март 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 6457,20руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 42486 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

4. Акт приемки-передачи за апрель 2013 г. (т.1, л.д.98), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр па сумму 215 097,92 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.103-121), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 47 881,80 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.99-102).            ,

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 161 894,80 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 36 961,20 руб. (т.1, л.д.122).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 774 от 29.05.2013 на сумму 63 860,20 руб. (т. 3, л.д.21) и № 823 от 29.05.2013 на сумму 98 034,60 руб. (т. 3, л.д.22) (итого па сумму 161 894,80 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 998 от 28.05.2013 на сумму 36961,20 руб. (т. 3, л.д.20).

В результате, за апрель 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 10 920 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 53 203,12руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

5. Акт приемки-передачи за май 2013 г. (т.1, л.д.123), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 22 719 530 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.128-146), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 47 370,20 руб., что подтверждается реестром (т.1, л.д.124-127).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный  регистр составляет 163 130,50 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 32 606,60 руб. (т.1, л.д.147).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 380 от 27.06.2013 на сумму 65 292.30 руб. (т. 3, л.д.23) и № 326 от 27.06.2013 на сумму 97 838,20 руб. (т. 3, л.д.24) (итого на сумму 163 130,50 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 741 от 27.06.2013 на сумму 32 606,60 руб. (т. 3, л.д.25).     

В результате, за май 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 14 763,60 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 64064,80 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

6. Акт приемки-передачи за нюнь 2013 г. (т.1, л.д.148), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 250 176,60 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.5-26), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 48 133,20 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.1-4).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 192 227,80 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 38 374,80 руб. (т.2, л.д.27).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 132 от 24.07.2013 на сумму 119 051,80 руб. (т. 3, л.д.26) и № 464 от 24.07.2013 на сумму 73 176 руб. (т. 3, л.д.24) (итого на сумму 192 227,80 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 467 от 24.07.2013 на сумму 38 374,80 руб. (т. 3, л.д.28).

В результате, за июнь 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 9 758,40 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 57948,80руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

7. Акт приемки-передачи за июль 2013 г. (т.2, л.д.28), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 214 684,20 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.34-50), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 56297,43руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.29-33).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 168683,40руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 40 715,03 руб. (т.2, л.д.51).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 624 от 23.08.2013 на сумму 95 411,40 руб. (т. 3, л.д.29) и № 577 от 23.08.2013 на сумму 6 486,39 руб. (т. 3, л.д.31), № 83 от 10.12.2013 на сумму 66 785,61 (т.3, л.д.39) (итого па сумму 168 683,40 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением №921 от 23.08.2013 на сумму 40715,03 руб. (т.3, л.д.30).

В результате, за июль 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 15 582,40 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 46 000,80руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

7. Акт приемки-передачи за август 2013 г. (т.2, л.д.52), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 192 234,80 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.58-72), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 51 507,70 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.53-57).    ;

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 153 823,60 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 40 487,10 руб. (т.2, л.д.73).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом па предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 776 от 27.09.2013 на сумму 87 558,80 руб. (т. 3, л.д. 33) и № 244 от 20.12.2013 на сумму 66 264,80 руб. (т. 3, л.д38), (итого па сумму 153 823,60 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 553 от 27.09.2013 на сумму 40 487,10 руб. (т. 3, л.д.32).

В результате, за август 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 11 020,60 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории грааждан. внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 38411,20 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

8. Акт приемки-передачи за сентябрь 2013 г. (т.2, л.д.74), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 24 260 830 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.80-97), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 55 515руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.75-79).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготой категории внесенных в региональный регистр составляет 182 440,10 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 30 093 руб. (т.2, л.д.98).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 868 от 25.10.2013 на сумму 12 622,31 руб. (т. 3, л.д.36) и № 134 от 26.12.2013 на сумму 65 455 руб. (т. 3, л.д.41), № 170 от 26.12.2013 на сумму 104 372,79 руб. (т. 3, л.д.44) (итого па сумму 182 440,10 руб.), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 591 от 25.10.2013 на сумму 12 036,56 руб. (т. 3, л.д.37), № 107 от 26.12.2013 на сумму 18 056,44 руб. (т. 3, л.д.40) (итого на сумму 30 093 руб.).

В результате, за сентябрь 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 25 422 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 60 168,20 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный, регистр.

9. Акт приемки-передачи за октябрь 2013 г. (т.2, л.д.99), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 180 013,92 руб., что подтверждается реестром  (т.2, л.д.105-119), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 54 666 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д. 100-104).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 132 903,36 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 39 795,60 руб. (т.2, л.д.120).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 150 от 26.12.2013 на сумму 13 290 336 руб. (т. 3,л.д.43), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 311от 26.12.2013 на сумму 39 795,60 руб. (т. 3, л.д.42).

В результате, за октябрь 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 14 870 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 47 110,56 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

10. Акт приемки-передачи за ноябрь 2013 г. (т.2, л.д.121), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 172 873,02 руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.126-140), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 47 888,58руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.122-125).        i,

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 131 026,62 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 40 806,18 руб. (т.2, л.д.141).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 466 от 03.03.2014 на сумму 114 592,49 руб. (т. 3, л.д.47), а также, часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 566 от 03.03.2014 на сумму 18 135,59 руб. (т. 3, л.д.48).

В результате, за ноябрь 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 15 588,19 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 58 280,53 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

11. Акт приемки-передачи за декабрь 2013 г. (т.2, лд.142), согласно которому истец предоставил бесплатные проезды гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр на сумму 143 367,98 руб., что подтверждается реестром (т.3, л.д.1-10), а также гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр на сумму 35 811,78руб., что подтверждается реестром (т.2, л.д.143-145).

Актом проверки реестров, Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму и указало, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в региональный регистр составляет 123 108,04 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории внесенных в федеральный регистр сумма составляет 29 906,48 руб. (т.3, л.д.11).

Министерство труда и социального развития РО возместило часть затрат, понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр, что подтверждается платежным поручением № 801 от 08.05.2013 на сумму 123 108,04 руб. (т. 3, л.д.46), а также часть затрат понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, что подтверждается платежным поручением № 910 от 08.05.2014 на сумму 29 906,48 руб. (т. 3, л.д.45).

В результате, за декабрь 2013 г. Министерством не оплачена часть затрат в размере 5 905,30 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, а также часть затрат в размере 20 259,94 руб., понесенных обществом на предоставление услуг по проезду льготной категории граждан, внесенных в региональный регистр.

Таким образом, в период с января по декабрь 2013 г. Министерством Обществу не оплачены оказанные услуги на общую сумму 711 645,24 руб., из которых за предоставление услуг но проезду льготной категории граждан, внесенных в федеральный регистр, расходы обществу ме компенсированы в размере 154 340,79 руб., за предоставление услуг по проезду лмoiпой категории граждан, внесенных в региональный регистр расходы обществу не компенсированы в размере 557 304,45 руб.

Реестры и акты приема-передачи, составлялись обществом на основании данных, предоставленных автовокзалом.

Итого в период с января по декабрь 2013 г. обществом министерству оказаны услуги по перевозке льготных граждан на общую сумму 2 696 919,36 руб., из которой региональным льготникам оказаны услуги по перевозке на сумму 2 156 963,36 руб., федеральным льготникам оказаны услуги по перевозке на сумму 539 956,89 руб.

Несмотря на оказанные обществом услуги по перевозке льготных категорий граждан, подтвержденные указанными выше доказательствами, министерство с расчетами, представленными истцом в реестрах и актах прием а-передач и, а именно с количеством заявленных ездок и суммами, представленными обществом к возмещению, не согласилось, ссылаясь на несоответствие данных реестров, представленных обществом министерству базе данных льготных категорий граждан «АСП».

В результате, согласно актам проверок реестров автотранспортных средств за январь - декабрь 2013 г. (далее акт), общая сумма, принятая Министерством к возмещению, составила 2 167 747,71 руб., из них принятые региональные льготники составили 1 759 461,02 руб., федеральные льготники составили 408 286,69 руб.

Непринятие Министерством для расчетов фактически произведенные и документально подтвержденные расходы общества за льготный проезд в размере 2 696 919,36 руб., из них региональные льготники 2 156 963,36 руб. федеральные льготники 539 956,89 руб. по мнению истца не основано на нормах права.

Следуя положениям Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 232, возмещение расходов транспортным организациям осуществляется за фактически произведенные перевозки льготных категорий граждан. При этом, реестры и счета являются единственным основанием для расчетов за фактически произведенные расходы автотранспортных организаций за льготный проезд региональных и федеральных льготников.

Ежемесячно представляемые обществом министерству реестры о фактически предоставленных льготах по услугам автомобильного транспорта междугороднего внутриобластного сообщения, были основаны на данных учета льготных категорий пассажиров автовокзала, и подтверждены первичными документами бухгалтерского учета. Поскольку ни общество, ни автовокзал, непосредственного доступа к базе данных льготных категорий граждан «АСП» не имеет, осуществить проверку документов, предоставляемых пассажирами, на их соответствие указанной базе данных, не представляется возможным. При таких обстоятельствах, ссылка ответчика на несоответствие данных реестров, предоставленных обществом министерству базе данных льготных категорий граждан «АСП», при том, что факт перевозки льготных категорий пассажиров подтвержден первичными документами, по мнению истца, необоснованна.

Согласно платежным поручениям, в 2013 г., Министерством за оказанные Обществом услуги была перечислена сумма в размере 2 271 744,99 руб. Несмотря на выполненные обществом обязательства, Министерство свои обязательства по оплате оказанных обществом услуг в сроки предусмотренные контрактом, а именно не позднее 30.06.2014, исполнило не в полном объеме. До настоящего времени, неоплаченной осталась сумма затрат, фактически понесённых обществом в связи с выполнением своих обязательств по контракту, в размере 711 645,24 руб., в том числе по льготам, которые должны финансироваться из федерального бюджета - 154 340 руб. 79 коп., по льготам, которые должны финансироваться за счет бюджета Ростовской области - 557 304 руб. 45 коп. Указанные расходы являются убытками ООО «Ладья».

17.02.2014 общество обратилось с Арбитражный суд Ростовской области с требованием о взыскании суммы убытков, причинённых обществу неисполнением Министерством своих обязательств. Решением Арбитражного суда Ростовской области от 11.06.2014 по делу № А53-2770/14 суд отказал обществу в удовлетворении требований, сославшись на то, что общество преждевременно обратилось в суд 17.02.2014 г., то есть до наступления предусмотренного контрактом срока исполнения обязательств Министерством 30.06.2014. Также суд указал, что отказ в иске не является препятствием для обращения общества с аналогичными исковыми требованиями вновь, так как наступление срока платежа создает новые основания для иска.

В ходе рассмотрения судом дела № А53-2770/14 по существу Министерство также ссылалось на преждевременное обращение общества в суд, указывало на то, что поскольку контракты не прекратили свое действие, Министерство может еще исполнить свои обязательства в сроки, предусмотренные контрактами, то есть до 30.06.2014.

Несмотря на заявления, сделанные Министерством в ходе судебного заседания дела по делу № А53-2770/14, обязательства по оплате оказанных обществом услуг так и не исполнены Министерством до настоящего времени, задолженность в размере 711 645,24 руб. перед обществом не погашена.

Как следует из п. 3.2 контракта, споры и разногласия, которые могут возникнуть при исполнении настоящего контракта, разрешаются путем переговоров между сторонами, а при не достижении согласия - в Арбитражном суде, в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации». 23.07.2014 ООО «Ладья» направило в адрес Министерства претензию с требованием оплатить сумму задолженности, претензия осталась без удовлетворения.

Указанные обстоятельства послужили истцу основанием для обращения в арбитражный суд с рассматриваемыми исковыми требованиями.

Изучив материалы дела, обозрев подлинные письменные доказательства, суд пришел к выводу о том, что исковые требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно п. 5 ст. 790 Гражданского Кодекса Российской Федерации в случаях, когда в соответствии с законом или иными правовыми актами установлены льготы или преимущества по провозной плате за перевозку грузов, пассажиров и багажа, понесенные в связи с этим расходы возмещаются транспортной организации за счет средств соответствующего бюджета.

Федеральным законом от 22.08.2004 №122-ФЗ «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» с 01.10.2005 отменены льготы по проезду отдельным категориям граждан. Вместе с тем Закон предписал субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям при замене льгот в натуральной форме на денежные компенсации вводить эффективные правовые механизмы, обеспечивающие сохранение и возможное повышение ранее достигнутого уровня социальной защиты граждан с учетом специфики их правового, имущественного положения, а также других обстоятельств.

Указанный правовой механизм реализован Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, предоставившими федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, а также другими нормативно-правовыми актами равные меры социальной поддержки федеральным и региональным льготникам в виде льготного (бесплатного) проезда на общественном транспорте (трамвай, троллейбус, автобус) в городском и пригородном, междугородном сообщении.

Во исполнение Закона от 22.08.2004 № 122-ФЗ, в целях социальной поддержки граждан Российской Федерации, проживающих на территории Ростовской области Постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 №232 «О расходовании средств областного бюджета на предоставление гражданам в целях оказания социальной поддержки субсидий на оплату жилых помещений и коммунальных услуг, материальной и иной помощи для погребения, мер социальной поддержки в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности, а также об условиях и порядке их предоставления» (далее Постановление Правительства РО от 15.12.2011 №232) утверждены два Положения:

Положение о порядке финансирования и возмещения расходов на предоставление льготного проезда пригородным железнодорожным и водным транспортом, автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщений в соответствии с отдельными нормативными правовыми актами социальной направленности согласно приложению № 2 (далее Положение №2);

Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категории граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта согласно приложению № 3 (далее Положение №3).

Указанные Положения устанавливают порядок возмещения расходов транспортных организаций за льготный проезд автомобильным транспортом пригородного межмуниципального и междугородного внутриобластного сообщения федеральных и региональных льготников.

Как следует из пункта 3 Положения №2, а также пункта 12 Положения№3 Постановления Правительства Ростовской области от 15.12.2011 №232, Министерство труда и социального развития Ростовской области в соответствии с действующим законодательством заключает с транспортными организациями контракты (договоры) на возмещение расходов за льготный проезд региональных льготников, на возмещение расходов за льготный проезд федеральных льготников на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам.

Конституция Российской Федерации в статье 7 определяет Российскую Федерацию как социальное государство, в котором обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан. Поэтому Российская Федерация как правовое и социальное государство не может произвольно отказаться от выполнения взятых на себя публично-правовых обязательств.

Как указал Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ в Постановлении от 23.06.2009г. № 2992/09, право бесплатного проезда на городском, пригородном транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязательства в отношении социально незащищенных граждан.

Указанное толкование соответствует правовой позиции Высшего Арбитражного Суда РФ, содержащейся в постановлениях от 25.01.2011г. №9621/10, от 25.07.2011г. №5481/11, от 17.11.2011г. №7452/10, согласно которой при определении публично - правового образования, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование соответствующих льгот, учитываются сведения федерального и регионального регистра льготников; финансирование льготы для льготников федерального регистра является расходным обязательством Российской Федерации; расходы предприятия по перевозке граждан, отнесенных к региональному регистру, возмещаются за счет средств субъекта Российской Федерации, к расходным обязательствам которого отнесено финансирование льгот.

Согласно ст.15 и п.5 ст.790 ГК РФ в их применении и толковании, данном Пленумом ВАС РФ в пункте 16 постановления №23 от 22.06.2006г. и Президиумом ВАС РФ в постановлениях от 23.04.2007г. №1476/07, от 05.02.2008г. №12479/07, от 05.02.2008г. №16069/07, от 23.06.2009г. №2992/09, от 25.01.2011г. №9621/10, от 26.04.2011г. №17828/10, от 25.07.2011г. №5481/11, от 17.11.2011г. №7452/10, от 06.12.2011г. №12757/10, от 06.12.2011г. №7116/10, от 06.12.2011г. №6497/10, от 15.12.2011г. №5428/11, организация, предоставившая во исполнение законов или иных нормативных правовых актов товары (работы, услуги) по льготным ценам или бесплатно имеет право на возмещение из соответствующего бюджета своих расходов (убытков) в размере неполученной с потребителей провозной платы, которая является для транспортной организации реальным ущербом.

Таким образом, что предъявленные расходы в соответствии со статьями 16, 1069, 1071 ГК РФ являются реальным ущербом обществ, как по перевозке федеральных льготных пассажиров, финансирование льгот, которых относится к расходным обязательствам Российской Федерации, в лице Министерства финансов Российской Федерации за счет казны Российской Федерации, так и по перевозке региональных льготных пассажиров, финансирование льгот, которых относится к расходным обязательствам Ростовской области.

В соответствии со ст. 65 АПК РФ каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований.

В соответствии со ст. 68 АПК РФ обстоятельства дела, которые согласно закону должны быть подтверждены определенными доказательствами, не могут подтверждаться в арбитражном суде иными доказательствами.

Согласно ст. 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности.

В силу части 3.1 статьи 70 АПК РФ обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований.

Министерство финансов Ростовской области возражая против удовлетворения исковых требований в отзыве на исковое заявление указало, что поскольку финансирование мер социальной поддержки гражданам, являющимся федеральными льготниками, относится к расходным обязательствам Российской Федерации и осуществляется за счет средств федерального бюджета, возмещение расходов транспортным организациям за перевозку данных льготных категорий граждан по его мнению должно производиться за счет средств федерального бюджета.

В отзыве на исковое заявление Министерство Финансов Российской Федерации заявляет, что доказательств того, что Российская Федерация в лице Министерства Финансов Российской Федерации заключала контракты (договоры) с автотранспортными организациями, указанными в перечне автотранспортных организаций, допущенных к выполнению пассажирских перевозок по внутриобластным междугородным и пригородным маршрутам, истцом не представлено, в связи с чем, отсутствуют правовые основания для взыскания с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации убытков в виде неполученной платы за предоставленный проезд на автомобильном транспорте пригородных межмуниципальных маршрутов и междугородних маршрутов внутриобласного сообщения льготных пассажиров федерального регистра за период с января по декабрь 2013.

Возражая против удовлетворения исковых требований Министерство труда и социального развития Ростовской области заявляет, что договорные обязательства перед ООО «Ладья» исполнены в полном объёме, согласно условиям заключенных контрактов, нарушений и неисполненных обязательств со стороны Минтруда области не имеется. При этом заявляет о том, что истцом включены в акты граждане, не внесенные в региональный и федеральный регистр.

В целях устранения названных противоречий суд обязывал истца, Министерство труда и социального развития Ростовской области и ОАО «Донавтовокзал» провести совместную сверку расчетов, для чего истцу и третьему лицу - ОАО «Донавтовокзал» явиться к третьему лицу - Министерству труда и социального развития Ростовской области. Истцу - принять меры к проведению сверки, Министерству труда и социального развития Ростовской области обеспечить ее проведение, представить доказательства принятия мер к проведению сверки. Сторонам представить в материалы дела подписанный ими акт сверки. При  наличии разногласий по акту, изложить особое мнение, подтвержденное документально. Пояснения по основаниям включения (исключения) конкретных льготников, с учетом данных о реквизитах удостоверений и данных карточек.

Судом неоднократно по ходатайству всех участвующих в деле лиц откладывалось судебное разбирательство в целях завершения сторонами указанной сверки расчетов.

В результате ее завершения суд установил, что расходы, произведенные обществом за перевозку льготных категорий граждан, принятых Министерством к возмещению, однако в установленном порядке не компенсированные обществу составляют за перевозку региональных льготников – 16 434,13 руб., за перевозку федеральных льготников – 22 670,59 руб. Итого 39 104,72 руб.

Указанная сумма образовалась за ноябрь 201 года, как разница между суммой расходов, принятой к возмещению Министерством за перевозку обществом льготных категорий граждан и  суммой, фактически компенсированной ООО «Ладья» от принятых к возмещению Министерством. Актом проверки реестров Министерство уменьшило заявленную обществом к оплате сумму за региональных льготников 172 873,02 руб. (т.2,л.д.126-140) и за федеральных льготников 47 888,58 руб. (т.2, л.д. 141) и указало в своем акте, что сумма, подлежащая возмещению за предоставление услуг гражданам льготной категории, внесенных в региональный регистр составляет 131 026,62 руб., а за предоставление услуг гражданам льготной категории. внесенных в федеральный регистр составляет 40 806,18 руб. (т.2, л.д. 141). При этом, Министерство возместило только часть принятых им к возмещению затрат, понесенных обществом, что подтверждается платежным поручением № 466 от 03.03.2014 на сумму 114 592 руб. (т.3, л.д.47)1 и платежным поручением №566 от 03.03.2014 на сумму 18135,59 руб. (т.3., л.д.48).

В отношении указанной суммы, возражений не заявлено, сверка в отношении указанной суммы лицами, участвующими в деле не проведена.

Таким образом, из заявленных обществом 711 645,24 руб., сумма принятых и некомпенсированных Министерством расходов общества составляет 39 104,72 руб., из которых за перевозку региональных льготников 16 434,13 руб., за перевозку федеральных льготников 22 670,59 руб. Оставшаяся      сумма,  непринятая и некомпенсированная Министерством составляет 672 540,52 руб. (711 645,24 – 39 104,72), из которых с учетом исключения принятых и не компенсированных льготников, сумма расходов непринятых и некомпенсированных на региональных льготников составляет 540 871,92 руб. (557 304,45 - 16 434,13), на федеральных льготников составляет 131 670,20 руб. (154 340,20 – 22 670,59).

В отношении расходов, непринятых и некомпенсированных Министерством, на общую сумму 672 540,52 руб., из которых сумма расходов непринятых и некомпенсированных на региональных льготников составляет 540 871,92 руб., на федеральных льготников составляет 131 670,20 руб. сторонами спора на основании определений суда проведена сверка-расчетов.

В результате проведенной сверки, оформленной соответствующими актами в отношении региональных и федеральных льготников. Акты представлены с указанием причин несовпадения. Причины несовпадения квалифицированы следующим образом.

Региональные льготники:

допущены опечатки в 1-3 символах ФИО, номере удостоверения – 229 773,20

допущена опечатка в фамилии или имени или отчестве, а именно неверно указано фамилия или имя или отчество или номере удостоверения, или не указан номер удостоверения - 60 521,74

нет в базе данных АСП – 58 102,20

в документе удостоверяющем личность (паспорт) перемена фамилии - 510

полное совпадение -191 964,78

Федеральные льготники:

допущены опечатки в 1-3 символах ФИО, номере удостоверения – 51 623,48 допущенные прочие ошибки- 60 521,74

нет в базе данных АСП – 22 477,28

в документе удостоверяющем личность (паспорт) перемена фамилии – 1 502,06 полное совпадение – 46 260,56.

Судом проанализированы результаты совместной сверки расчетов по каждой категории пассажиров, которые были отражены в сводных приложениях к актам сверок и в классификациях причин исключения данных о перевезенных пассажирах из формирующих расходные обязательства бюджетов.

В результате анализа классификации таких причин суд пришел к выводу о том, что принятию к возмещению подлежат суммы неоплаченные по единственному основанию их недофинансирования в размере 22 659 руб. по федеральным льготникам и 16 434,03 руб. оп региональным льготникам. Эти суммы не оспариваются ответчиком, как те, которые внесены в реестр без каких либо недостатков.

Также подлежат оплате услуги по предоставлению проезда лицам имеющим соответствующие подтвержденные права на льготы, однако в последующем изменившие фамилию, что, соответственно, по региональным льготникам составляет 510 руб., а по федеральным – 1 502,06 руб.

Кроме того, подлежат определению к оплате услуги относительно льготной категории пассажиров, чье право установлено и не оспаривается, однако неверно было отражено только в реестре самого истца. Так по региональным льготникам эта сумма составляет 5 311,20 руб., а по федеральным – 1 418,40 руб.

Делая вывод о включении указанной категории к расходным обязательствам ответчиков суд исходит из того, что именно вследствие совместной сверки баз данных с учетными документами ОАО «Донавтовокзал» установлено наличие фактических оснований для таких выплат, а именно, то, что проездом воспользовалась надлежащая категория пассажиров.

По этим же основаниям вследствие установления сверкой иных препятствий не могут быть удовлетворены требования в оставшейся части. Ошибки, допущенные в реестре истца либо отсутствие данного пассажира в базе данных льготных категорий и пенсионной базе, отсутствие права на междугородний проезд, либо учет в базе данных пассажиров как умерших до даты поездки, как и неверное включение льготников разных регистров в реестр истца являются объективным условием, исключающим проезд таких пассажиров из объема услуг перевозчика, подлежащих компенсации

Как разъяснил Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если требования истца являются обоснованными по существу, то суммы убытков подлежат взысканию с публично-правового образования на основании статьи 16 ГК РФ.

Из пункта 19 названного постановления следует, что при решении вопроса об определении публично-правового образования, за счет казны которого подлежат удовлетворению требования о взыскании убытков в связи с осуществляемым после 01.01.2005 г. предоставлением потребителям бесплатно или по льготным ценам товаров (работ, услуг), судам необходимо иметь в виду положения статей 84, 85 Бюджетного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей после 01.01.2005 г.), статьи 26.3 Федерального закона "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", разграничивающие полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения, в том числе по вопросам социальной защиты населения, и устанавливающие принципы финансового обеспечения осуществления данных полномочий. Ответчиком по указанным делам выступает публично-правовое образование, к расходным обязательствам которого было отнесено финансирование соответствующих льгот.

Предметом доказывания наличия обязательств по возмещению указанных затрат является установление источника их финансирования, то есть бюджета соответствующего уровня, и факта выделения им средств для возмещения затрат.

Доказательствами размера понесенных расходов являются документы, подтверждающие объем предоставленных льгот, их частичную оплату, а также правомерность предоставления льгот.

Поскольку в данном случае, истцом оказаны услуги по перевозке граждан, включенных в федеральный и региональный регистры лиц, имеющих право на получение государственной социальной помощи, суд пришел к выводу о правомерности требований истца о взыскании понесенных им расходов с Российской Федерации в лице Министерства Финансов России за счет средств казны Российской Федерации и к Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области за счет средств казны Ростовской области.

Доводы Минфина России о том, что с 01.01.2010 г. в соответствии с приложением № 3 к Постановлению Администрации Ростовской области от 31.12.2004 г. № 534 возмещение расходов транспортным организациям за перевозку льготных категорий граждан, включенных в федеральный регистр, производится за счет средств бюджета Ростовской области, подлежат отклонению.

Положение о порядке расходования средств областного бюджета на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории Ростовской области для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которым относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, и условиях обеспечения им равной доступности услуг общественного транспорта, утвержденное постановлением Администрации Ростовской области от 31.12.2004 № 534, устанавливает порядок возмещения фактических расходов организаций за бесплатный проезд федеральных льготников (федеральный регистр) на автомобильном транспорте по внутриобластным междугородным маршрутам и общественном транспорте по городским и внутрирайонным маршрутам.

Принятие данного Положения было осуществлено в соответствии с требованиями Правил предоставления межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на осуществление расходов на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для отдельных категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.12.2006 № 802.

Согласно указанным Правилам межбюджетные трансферты предоставлялись бюджетам субъектов Российской Федерации при условии принятия в установленном порядке нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации, устанавливающих расходные обязательства субъектов Российской Федерации по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта на территории соответствующего субъекта Российской Федерации для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

В соответствии с Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2009 № 1181 указанные Правила утратили силу с 1 января 2010 года.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 24.12.2010 № 1108 (далее – постановление № 1108) внесены изменения в Правила формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 26.05.2008 № 392; далее – Правила № 392). Согласно пункту 9 Правил № 392 (в редакции постановления № 1108) предоставление субсидий осуществлялось на основании соглашения. Таким образом, наличие соглашения между субъектом Российской Федерации и Российской Федерацией, в отличие от ранее действовавшего правового регулирования, стало обязательным и необходимым условием для предоставления субсидий бюджетам субъектов Российской Федерации из федерального бюджета.

Аналогичный порядок предоставления субсидий сохранен в пункте 9 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации».

При этом Российская Федерация несмотря на длительный срок рассмотрения дела не подтвердила факт заключения соглашения с Ростовской областью для целей реализации механизмов межбюджетных трансфертов, как и факт выдачи для этого достаточных денежных средств.

В указанных условиях бремя расходов не может быть возложено только на субъект РФ, как то лицо, к обязанностям которого конкретные виды выплат могут быть отнесены в пределах его компетенции по отношению к совокупным источникам формирования его казны. В отсутствие выданных субсидий из Федерального бюджета его обязательства перед лицом, предоставившим услугу льготникам федерального регистра за свой счет не могут быть трансформированы в обязательства бюджета Ростовской области.

Федеральным законом от 02.12.2009 № 308-ФЗ "О федеральном бюджете на 2010 год и на плановый период 2011 и 2012 годов" предоставление межбюджетных трансфертов бюджетам субъектов Российской Федерации на обеспечение равной доступности услуг общественного транспорта на территории субъекта Российской Федерации для категорий граждан, оказание мер социальной поддержки которых относится к ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, не предусматривается.

Как разъяснено в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 № 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации", если установившим льготы федеральным законом или принятым в его исполнение иным нормативным правовым актом обязанность по возмещению платы, не полученной от льготных категорий потребителей, возлагается на субъект Российской Федерации или муниципальное образование, то при недостаточности выделенных на эти цели средств из федерального бюджета взыскание должно осуществляться с Российской Федерации независимо от того, были ли предусмотрены соответствующие расходы в бюджете субъекта Российской Федерации или муниципального образования.

Право бесплатного проезда на городском транспорте общего пользования для льготной категории граждан являлось гарантией, носящей компенсаторный характер. Предоставив это право, государство взяло на себя соответствующие публично-правовые обязанности в отношении социально незащищенных граждан.

Государством на субъект Российской Федерации возложена обязанность по обеспечению равной доступности услуг общественного транспорта льготным категориям граждан, а не по финансированию названных услуг, поэтому недостаточное выделение на эти цели денежных средств субъекту Российской Федерации не исключает доплаты разницы за счет средств Российской Федерации.

Перевозка граждан, включенных в федеральный регистр льготников, произведена истцом в интересах Российской Федерации как публично-правового образования, поскольку осуществление мер социальной поддержки федеральных льготников является полномочием Российской Федерации, финансирование данного вида расходов производится из федерального бюджета и относится к расходным обязательствам Российской Федерации.

Спорные отношения возникли вне рамок заключенных перевозчиком договоров на возмещение денежных средств. Учет названных сделок необходим только в целях идентификации организации перевозчика, как предоставляющей дотируемую бюджетом услугу и определения суммы выпадающих доходов.

Само по себе предоставление услуг по перевозке льготной категории пассажиров является убыточной формой предпринимательской деятельности, осуществляемой за пределами экономического интереса и уставных целей.

Таким образом, в отсутствии эквивалентного встречного предоставления в рамках сделок и намерения последующего адекватного возмещения происходит неправомерное и непропорциональное перераспределение, как бремени социальных обязательств, так и частной собственности в пользу Российской Федерации и ее казны.

При этом, складывающаяся в спорном случае форма вынужденной благотворительности даже не влечет налоговых преимуществ либо иных экономических и социальных преференций, а составляет прямые убытки исполнителя – перевозчика.

Судом не привлекались для участия в рассмотрении данного спора органы социальной защиты в качестве третьих лиц, так как настоящий судебный акт не может повлиять на их права и обязанности.

Первичный учет перевозимых льготников производился на основании данных, вносимых в учетную и отчетную документацию ОАО «Донавтовокзал» в соответствии с заключенным между ним и истцом договором. В указанных обстоятельствах достоверность данных, являющихся основанием для подтверждения факта предоставленной услуги по перевозке по всем значимым атрибутам для целей формирования встречного обязательства у ответчиков и у Минтруда и соцразвития РО происходит от самого истца и ОАО «Донавтовокзал». Недостатки учета не могут быть восполнены даже проведением встречных проверок (что подтверждено при сверке и сличении баз данных шести реестров, проводимой по требованию суда), так как первичная документация для целей идентификации отсутствует. В условиях несоответствия первичной учетной информации данным реестров льготных категорий пассажиров, вывод о формировании обязательства по компенсации проезда лиц, принадлежность которых к таким категориям формально не подтверждена, сделан быть не может.

При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что исковые требования общества с ограниченной ответственностью «Ладья» к Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации о взыскании убытков являются законными и обоснованными только в сумме 25 591,05 руб., а к Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области – в сумме 22 255,23 руб.

В удовлетворении исковых требований в остальной части надлежит отказать.

При подаче искового заявления истцом государственная пошлина не уплачивалась, в связи с тем, что ему была предоставлена отсрочка от ее уплаты.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 15 972,34 руб. подлежат отнесению на истца, пропорционально размеру удовлетворенных требований.

Государственная пошлина, подлежащая отнесению на ответчиков в доход федерального бюджета не взыскивается, поскольку ответчики освобождены от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с Российской Федерации в лице Министерства Финансов Российской Федерации (ИНН 7710168360, ОГРН 1037739085636) за счет средств казны Российской Федерации в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ладья» (ИНН 6168098614, ОГРН 1026104357388) 25 591,05 руб. убытков.

В удовлетворении исковых требований к Российской Федерации в остальной части отказать.

Взыскать с Ростовской области в лице Министерства Финансов Ростовской области (ИНН 6163030330, ОГРН 1026103168134) за счет средств казны Ростовской области в пользу общества с ограниченной ответственностью «Ладья» (ИНН 6168098614, ОГРН 1026104357388) 22 255,23 руб. убытков.

В удовлетворении исковых требований к Ростовской области в остальной части отказать.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Ладья» (ИНН 6168098614, ОГРН 1026104357388) в доход федерального бюджета 15 972,34 руб. государственной пошлины.

Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                                           С.Э. Корх