АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 17 августа 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 18 августа 2021 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Штыренко М. Е.
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намалян А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области
к обществу с ограниченной ответственностью «Пульс Краснодар» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 4 статьи 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации,
при участии:
от заявителя: ФИО1, подполковник полиции, удостоверение.
от заинтересованного лица: ФИО2, представитель, доверенность от 25.12.2020 г.;
установил:
Главное Управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пульс Краснодар» (далее – ответчик, ООО «Пульс Краснодар») к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.
Ответчик направил отзыв, в котором вину во вменяемом ему правонарушении не признал. Пояснил, что доставка лекарственных средств покупателю осуществляется предпринимателем ФИО3 Также указал, что в соответствии с информацией, имеющейся на официальном сайте Федеральной службы по надзору за здравоохранением, для перевозки лекарственных препаратов лицензия не требуется. Указал, что единственным местом хранения лекарственных средств является адрес: <...>.
Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.
Представитель ответчика в судебном заседании возражал против удовлетворения требований заявителя, поддержал доводы, изложенные в отзыве на заявление.
В предварительном судебном заседании суд признал дело подготовленным к судебному разбирательству, завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Дело рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ.
Как следует из материалов дела, сотрудниками Управления по контролю за оборотом наркотиков ГУ МВД России по Ростовской области (далее - Управление) в ходе осуществления проверочных мероприятий деятельности ООО «Пульс Краснодар» на соответствие требованиям лицензионного законодательства было установлено следующее.
ООО «Пульс Краснодар» осуществляет фармацевтическую деятельность на основании лицензии ФС-99-02-006404 от 12.02.2018 года, выданной Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения (л.д. 20, том 1).
В нарушение лицензионных требований и условий, установленных пп. «в» п. 5 Положения о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 "О лицензировании фармацевтической деятельности" (далее – Положение о лицензировании фармацевтической деятельности) 31.03.2021 года ООО «Пульс Краснодар» осуществлялось хранение лекарственных средств на складе по адресу: <...>. Данный адрес хранения лекарственных средств в лицензии ФС-99-02-006404 от 12.02.2018 года в качестве адреса места осуществления лицензируемого вида деятельности не указан.
Указанное подтверждается актами обследования помещений от 31.03.2021 года (л.д. 26-29, том 1, 36-39) и фотоматериалами к ним (л.д. 40-48, том 1), объяснениями водителя ФИО4 (л.д. 92, том 2).
Установив указанные обстоятельства, Управлением 02.06.2021 года по данному факту в отношении ООО «Пульс Краснодар» в присутствии руководителя общества ФИО5, составлен протокол об административном правонарушении, предусмотренном частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Протокол об административном правонарушении и материалы дела об административном правонарушении направлены в Арбитражный суд Ростовской области для рассмотрения по существу.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к следующим выводам.
Согласно части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
В примечании к данной статье КоАП РФ указано, что понятие грубого нарушения устанавливается Правительством Российской Федерации в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.
В соответствии с пунктом 47 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит фармацевтическая деятельность.
В соответствии с Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2011 N 1081 (далее - Положение о лицензировании), к фармацевтической деятельности относится деятельность юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в сфере обращения лекарственных средств для медицинского применения, в том числе оптовая торговля лекарственными средствами для медицинского применения, хранение лекарственных средств для медицинского применения, хранение лекарственных препаратов для медицинского применения, перевозка лекарственных средств для медицинского применения, перевозка лекарственных препаратов для медицинского применения
На основании пункта 5 Положения о лицензировании лицензиат для осуществления фармацевтической деятельности должен соответствовать лицензионным требованиям.
Поскольку общество осуществляет фармацевтическую деятельность на основании выданной ему лицензии ФС-99-02-006404 от 12.02.2018 года, оно обязано соблюдать условия, установленные данной лицензией, а также нормативно-правовыми актами, регулирующими отношения в данной сфере, в частности, Положением о лицензировании фармацевтической деятельности, утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации №1081 от 22.12.2011, Федеральным законом № 61-ФЗ от 12.04.2010 «Об обращении лекарственных средств».
Осуществление фармацевтической деятельности с грубым нарушением лицензионных требований влечет за собой ответственность, установленную законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 6 Положения о лицензировании под грубым нарушением понимается невыполнение лицензиатом требований и условий, предусмотренных пунктом 5 Положения.
Подпунктом "в" пункта 5 Положения о лицензировании предусмотрена необходимость соблюдения лицензиатом, осуществляющим оптовую торговлю лекарственными средствами, для медицинского применения, требований статей 53, 54 и части 7 статьи 67 Федерального закона "Об обращении лекарственных средств", правил надлежащей дистрибьюторской практики лекарственных препаратов для медицинского применения, правил надлежащей практики хранения и перевозки лекарственных препаратов для медицинского применения, правил регистрации операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, включенных в перечень лекарственных средств для медицинского применения, подлежащих предметно-количественному учету, в специальных журналах учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, правил ведения и хранения специальных журналов учета операций, связанных с обращением лекарственных средств для медицинского применения, и установленных предельных размеров оптовых надбавок к фактическим отпускным ценам производителей на лекарственные препараты, включенные в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов.
Как установлено судом и было подтверждено представителем ответчика в судебном заседании, обнаруженные в ходе проверки по адресу: <...> лекарственные средства принадлежат ООО «Пульс Краснодар».
Общество осуществляет деятельность на основании лицензии и им не были выполнены требования, предусмотренные п.п. «в» п. 5 Положения о лицензировании, что признается грубым нарушением и влечет за собой ответственность, предусмотренную частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Из анализа части 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях следует, что субъектом данного правонарушения может быть признано лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, должностное лицо, юридическое лицо, осуществляющее предпринимательскую деятельность с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Объективная сторона административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, выразившаяся в нарушении ООО «Пульс Краснодар» лицензионных требований, подтверждается доказательствами, имеющимися в материалах административного дела, в том числе, протоколом об административном правонарушении от 02.06.2021 года, актами обследования помещений от 31.03.2021 года (л.д. 26-29, том 1, 36-39) и фотоматериалами к ним (л.д. 40-48, том 1), объяснениями в письменном виде водителя ФИО4 (л.д. 92, том 2), водителя ФИО6 от 31.03.2021 (л.д. 66- т.2), водителя ФИО7 от 31.03.2021 (л.д. 47 т.2), водителя ФИО8 от 31.03.2021 (л.д. 48 т.2). Опрошенные водители пояснили, что осуществляют перевозку транспортных средств, принадлежащих ООО «Пульс Краснодар». Загрузка лекарственных средств в транспортные средства осуществляется по адресу: <...>.
Таким образом, общество, осуществляющее фармацевтическую деятельность, зная о необходимости соблюдения лицензионных требований и условий при осуществлении данного вида деятельности, в частности, выполнения требований, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации в области лицензируемого вида деятельности, - положения названных выше нормативных актов надлежащим образом не исполнило.
При таких обстоятельствах, действия ООО «Пульс Краснодар» образуют состав правонарушения, предусмотренный частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы общества о том, что арендаторы склада, расположенного по адресу: <...>, - предприниматели ФИО3 и ФИО9, являются перевозчиками и оказывают ООО «Пульс Краснодар» услуги по перевозке лекарственных средств на основании договоров об оказании транспортных услуг. На указанном складе перевозчики осуществляют пересортировку лекарственных средств для их дальнейшей транспортировки, судом во внимание не принимаются, поскольку, во-первых, документально не подтверждены. А, во-вторых, данные доводы только подтверждают то обстоятельство, что по вышеобозначенному адресу ответчик осуществлял хранение товара, в период перегрузки.
Каких-либо нарушений требований статьи 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при составлении протокола об административном правонарушении судом не установлено.
Процессуальных нарушений при производстве по делу об административном правонарушении, как и иных обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, не установлено.
В тоже время согласно статье 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, постановление по делу об административном правонарушении не может быть вынесено по истечении двух (по делу об административном правонарушении, рассматриваемому судьей, - по истечении трех) месяцев со дня совершения административного правонарушения, при длящемся правонарушении - со дня обнаружения административного правонарушения, если иное прямо не установлено законом.
В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения). В случае совершения административного правонарушения, выразившегося в форме бездействия, срок привлечения к административной ответственности исчисляется со дня, следующего за последним днем периода, предоставленного для исполнения соответствующей обязанности.
Административное правонарушение совершено 31.03.2021 года. Следовательно, срок привлечения общества к административной ответственности за административное правонарушение истек 30.06.2021 года.
Привлечение общества к административной ответственности после истечения предусмотренного частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срока давности привлечения к ответственности является недопустимым.
Как указано в пункте 18 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 27.01.2003 № 2 (в ред. постановления Пленума ВАС РФ от 10.11.2011 № 71) «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие КоАП РФ» согласно пункту 6 статьи 24.5 КоАП одним из обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, является истечение сроков давности привлечения к административной ответственности. Учитывая, что данные сроки не подлежат восстановлению, суд в случае их пропуска принимает либо решение об отказе в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (ч. 2 ст. 206 АПК РФ), либо решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения административного органа полностью или в части (ч. 2 ст. 211 АПК РФ).
При таких обстоятельствах в удовлетворении заявления Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пульс Краснодар» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации следует отказать.
Руководствуясь статьями 167-170, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Главного Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Ростовской области о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Пульс Краснодар» к административной ответственности за правонарушение, предусмотренное ч. 4 ст. 14.1 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации следует отказать.
Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.
В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение арбитражного суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.Е. Штыренко