ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-24184/21 от 30.05.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   30 мая 2022 г.

Полный текст решения изготовлен            31 мая 2022 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Колесник И. В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Пилипеевой Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области 

3-е лицо: Министерство по физической культуре и спорту  Ростовской области

об оспаривании предписания от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4276 и представления от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4275

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности ФИО1;

от УФК:  представитель по доверенности ФИО2;

 от третьего лица: представители по доверенности ФИО3, ФИО4;

установил:

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ростовской области «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Управлению Федерального казначейства по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным предписания от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4276 и представления от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4276

В судебном заседании 25.05.2022 в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 31.05.2022 до 16 час. 00 мин. Информация о перерыве размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в сети Интернет - http://rostov.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание было  продолжено.

Представитель заявителя в судебное заседание явился и поддержал заявленные требования.

Представитель Управления в судебное заседание явился, просил в удовлетворении заявления отказать.

Представители третьего лица в судебное заседание явились, поддержали позицию заявителя.

Как следует из материалов дела, Управлением Федерального казначейства по Ростовской области (далее – Управление), на основании приказа от 4 февраля 2021 года № 89 «О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва»», проведена плановая выездная проверка предоставления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта» за период с 01.01.2019 по 31.12.2020.

По итогам проверки Управлением Федерального казначейства по Ростовской области составлен акт выездной проверки от 25.02.2021.

На основании указанного акта Управлением вынесены:

- представление от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4276 с требованием в срок до 07.10.2021 усилить контроль за правомерностью использования средств иных межбюджетных трансфертов при проведении сертификации спортивных сооружений, приобретении спортивного оборудования; проинформировать о результатах исполнения представления;

- предписание от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4276 с требованием в срок до 07.10.2021 принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в размере 1 058 050,28 руб.

Учреждение с представлением и предписанием не согласилось, посчитав их незаконными и нарушающими его права, что послужило основанием для его обращения в суд с заявлением.

Исследовав предоставленные в материалы дела доказательства, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).

В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации, п. 6 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации, Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» основанием для принятия решения суда о признании ненормативного акта недействительным являются одновременно как его несоответствие закону или иному правовому акту, так и нарушение указанным актом охраняемых законом интересов юридического лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемыми актами прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемых актов закону или иному нормативному правовому акту.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворения требований заявителя.

Таким образом, Казначейством по результатам плановой выездной проверки выявлены следующие нарушения.

Пункт 1 предписания и пункт 1 представления: неправомерное использование средств субсидии в виде оплаты работ по сертификации спортивного сооружения, проведенной до окончания выполнения и приемки работ по оснащению футбольного поля системой укрепления травяного покрытия в сумме 200 000,00 руб., в том числе за счет средств иных межбюджетных трансфертов в сумме 190 000,00 руб.

Пункт 2 предписания и пункт 2 представления: неправомерное использование средств субсидии в виде приобретения комплекта оборудования для легкой атлетики, в котором 2 позиции оборудования (комплект стоек для прыжков в высоту, комплект стоек для прыжков с шестом) на сумму 913 737,14 руб., в том числе за счет средств иных межбюджетных трансфертов в сумме 868 050,28 руб., частично не соответствуют Техническим заданиям по реализации Концепции наследия чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года (диапазон установки высоты перекладины для прыжков в высоту, диапазон регулировки высоты планки для прыжков с шестом).

В соответствии со статьей 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации при осуществлении полномочий по внутреннему государственному финансовому контролю органами внутреннего государственного финансового контроля: проводятся проверки, ревизии и обследования; направляются объектам контроля акты, заключения, представления и (или) предписания; и др. Порядок осуществления полномочий органами внутреннего государственного финансового контроля по внутреннему государственному финансовому контролю определяется федеральными законами, нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно пункту 3 статьи 269.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации внутренний государственный (муниципальный) финансовый контроль осуществляется в соответствии с федеральными стандартами, утвержденными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации.

Согласно статье 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации, а также положениям федерального стандарта внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля «Реализация результатов проверок, ревизий и обследований», утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 23.07.2020 № 1095, объектам контроля направляются представления и предписания.

Таким образом, судом установлено, что оспариваемые ненормативные правовые акты выданы уполномоченным на то государственным органом.

Как следует из материалов дела, Управлением, на основании приказа от 04 февраля 2021 года № 89 «О назначении плановой выездной проверки государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва», в период с 10.02.2021 по 25.02.2021 проведена выездная проверка Учреждения по теме: «Проверка представления и использования средств из федерального бюджета на реализацию государственной программы «Развитие физической культуры и спорта».

По результатам проведенной проверки составлен акт.

На основании указанного акта Управлением вынесены представление от 14.04.2021 №58-22-10/22-4275, предписание14.04.2021 №58-22-10/22-4276.

Посчитав, что отсутствуют нарушения, указанные в ненормативных правовых актах, Учреждение обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании их недействительными.

Дело рассматривается в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судом установлено, что постановлением Правительства Российской Федерации от 15.04.2014 № 302 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» утверждена государственная программа Российской Федерации «Развитие физической культуры и спорта» (далее – Государственная программа).

В структуру Государственной программы входит подпрограмма № 8 «Развитие футбола в Российской Федерации» (далее – Подпрограмма), включающая мероприятие 8.1 «Развитие и модернизация инфраструктуры и материально-технической базы для развития футбола».

Целью Подпрограммы является создание условий для удовлетворения потребностей населения в занятиях футболом.

Задачами Подпрограммы является укрепление и модернизация материально-технической базы для занятий футболом, а также совершенствование условий для развития детского, юношеского и женского футбола.

В соответствии с абзацем 2 пункта 1 статьи 78.1 Бюджетного кодекса Российской Федерации из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации могут предоставляться субсидии бюджетным и автономным учреждениям на иные цели.

Порядок определения объема и условия предоставления субсидий из федерального бюджета устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Таким образом, субсидии предоставляются в случаях и порядке, предусмотренных законом о федеральном бюджете и принимаемыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации (Правила предоставления субсидии).

Постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619 утверждены Правила предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, устанавливающие порядок предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, после проведения указанного чемпионата, в том числе на поставку комплектов оборудования и материалов для устройства искусственного покрытия футбольного поля, поставку комплектов оборудования для оснащения системой подогрева поля, поставку комплектов оборудования для устройства легкоатлетических дорожек, поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, поставку комплектов оборудования для занятий воркаутом, поставку комплектов оборудования для скалодромного комплекса, поставку комплектов защитных покрытий поля, проведение работ по оснащению системой укрепления травяных покрытий футбольных полей, а также на проведение работ по сертификации объектов спорта и (или) оборудования (далее соответственно - мероприятия, иные межбюджетные трансферты).

Министерством спорта Российской Федерации (далее – Минспорта России) с Правительством Ростовской области в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации, Федеральным законом от 29 ноября 2018 г. № 459-ФЗ «О федеральном бюджете на 2019 год и на плановый период 2020 и 2021 годов», Правилами предоставления иных межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2018 № 1619 (далее – Правила № 1619) заключено соглашение о предоставлении иного межбюджетного трансферта, имеющего целевое назначение, из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации от 19.03.2019 № 777-17-2019-011.

В соответствии с Соглашением № 777-17-2019-011 бюджету Ростовской области из федерального бюджета предоставлен иной межбюджетный трансферт на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года, в том числе на поставку комплектов оборудования для легкой атлетики, проведение работ по оснащению системой укрепления травяных покрытий футбольных полей, а также на проведение работ по сертификации объектов спорта и (или) оборудования.

В целях реализации Государственной программы между министерством по физической культуре и спорту Ростовской области (далее – Минспорта области) и училищем заключено соглашение от 29.12.2018 № 22 (в редакции дополнительных соглашений от 29.01.2019 № 1, от 01.03.2019 № 2, от 12.08.2019 № 3, от 12.11.2019 № 4) (далее – Соглашение от 29.12.2018 № 22), в соответствии с пунктом 3 раздела 3 которого запланировано предоставление субсидии по направлению расходования: «субсидии бюджетным учреждениям на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок после проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации (в том числе оснащение системой укрепления травяного покрытия поля, закупка комплектов оборудования для легкой атлетики, сертификация объектов спорта или оборудования) в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта» (код целевой субсидии Ф4101) всего в сумме 38 400 000,00 руб., из них средства федерального бюджета составили 36 480 000,00 рублей.

Согласно пункту 1.1 Соглашения от 29.12.2018 № 22 предметом соглашения является определение условий и порядка предоставления Учреждению из областного бюджета субсидии на иные цели в рамках реализации государственной программы Ростовской области «Развитие физической культуры и спорта».

Направление расходования средств установлены в разделе 3 данного соглашения.

Согласно пунктам 4.1, 4.2 Соглашения от 29.12.2018 № 22 (в редакции дополнительного соглашения от 12.11.2019 № 4) субсидия предоставляется для направление средств субсидии на цели, указанные в разделе 3 соглашения, и направление средств субсидии на оплату денежных обязательств только после контроля по всем объектам и направлениям на соответствие объемам выполненных работ, оказанных услуг, поставленных товаров.

По первому эпизоду нарушений установлено, что 11.06.2019 между Учреждением и ООО «Контактор» заключен договор по оснащению системой укрепления травяного покрытия поля № 329100009219000007.

Согласно актам сдачи-приемки работы приняты:

-  на площади 1 800 кв.м. – 30.12.2019 (акт сдачи-приемки от 30.12.2019),

- на площади 5 666,0 кв.м – 20.01.2020 (акт сдачи-приемки от 20.01.2020).

Таким образом, работы по оснащению системой укрепления травяного покрытия футбольного поля площадью 7 466 кв.м. по контракту от 11.06.2019 № 0329100009219000007 выполнены в полном объеме - 20.01.2020.

При этом 06.11.2019 Учреждением с автономной некоммерческой организацией «Центр содействия развитию физической культуры и спорта» (далее – АНО «ЦСРФКиС») заключен договор № С-38/19 (далее – договор от 06.11.2019 № С-38/19), предметом которого является выполнение работ по сертификации спортивного сооружения - футбольного поля с натуральным травяным покрытием, расположенного по адресу <...>, в системе добровольной сертификации «Спорт-стандарт», в соответствии с правилами функционирования СДС «Спорт-стандарт».

Согласно пункту 3.2 договора от 06.11.2019 № С-38/19 АНО «ЦСРФКиС» обязан провести все работы по сертификации спортивного сооружения, сформировать комиссию по сертификации спортивного сооружения для проведения анализа документов и обследования сертифицируемого спортивного сооружения «на месте», персональный состав которой доводится до сведения заказчика, и составить план проверки (обследования) сертифицируемого спортивного сооружения «на месте». При получении заказчиком положительного заключения, выдать заказчику сертификат соответствия в течение 7 рабочих дней после перечисления заказчиком денежных средств.

Согласно пункту 5.1 договора от 06.11.2019 № С-38/19 срок выполнения работ по сертификации – до 31.12.2019.

В соответствии с пунктом 2.1 договора от 06.11.2019 № С-38/19 стоимость работ по сертификации спортивного сооружения составляет 200 000,00 руб., НДС не облагается.

В соответствии с пунктом 2.2 договора от 06.11.2019 № С-38/19 оплата работ осуществляется в два этапа: заказчик производит оплату аванса в размере 30 (тридцать) процентов от стоимости договора в течение 10 рабочих дней с момента заключения договора (1 этап); в течение 10 рабочих дней после подписания сторонами Акта сдачи-приемки работ, на основании выставленного счета заказчик производит оплату 70 процентов стоимости договора.

Платежным поручением от 22.11.2019 № 740391 Учреждение перечислило АНО «ЦСРФКиС» аванс 60 000,00 руб. – 30% суммы договора.

Выполненные работы по сертификации футбольного поля с натуральным травяным покрытием приняты Учреждением в соответствии с актом № 181 от 30.12.2019 на сумму 200 000,00 рублей, платежным поручением от 31.12.2019 № 876203 перечислены 140 000,00 руб. АНО «ЦСРФКиС» - окончательный расчет по договору от 06.11.2019 № С-38/19.

Сертификат соответствия АА № 101694, удостоверяющий, что расположенное по адресу: <...>, футбольное поле с натуральным травяным покрытием соответствует требованиям ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей» (далее - ГОСТ Р 52025-2013), ГОСТ Р 55529-2013 «Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний» (далее - ГОСТ Р 55529-2013) выдан Учреждению 25.12.2019.

Тогда как, фактически работы по оснащению системой укрепления травяного покрытия футбольного поля – устройству системы стабилизации корнеобразующего слоя вертикальным вживлением имплантов в основание футбольного поля площадью 7 466,0 кв.м., расположенного по адресу: <...>, выполнены 20.01.2020.

Согласно пункту 6 Правил № 1619 в целях унификации комплектов оборудования и материалов, указанных в пункте 1 Правил № 1619, Минспорта России устанавливает требования к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 51 раздела VIII Требований к комплектам оборудования и работам по адаптации тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, утвержденных приказом Минспорта России от 31.01.2019 № 59 (в редакции приказа Минспорта России от 17.07.2019 № 556) (далее – Требования № 59), тренировочные площадки, оснащенные системой укрепления травяного покрытия поля, должны соответствовать требованиям ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей», принятого постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 № 81-ст (ИПК Издательство стандартов, 2003), и ГОСТ Р 55529-2013 «Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний», утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 594-ст (Стандартинформ, 2013).

Согласно пункту 52 раздела VIII Требований № 59 в состав работ по сертификации объектов спорта и/или оборудования должны входить:

- проведение испытаний;

- выдача сертификата соответствия на объект спорта и/или оборудование.

Сертификация футбольного поля проведена 25.12.2019 (протокол испытаний от 25.12.2019 № Е-1/19-3N164-1, дата проведения обследования – 24.12.2019), то есть до завершения работ по укреплению травяного покрытия футбольного поля (20.01.2020). То есть сертифицирован объект до того как работы завершены и приняты заказчиком.

Следовательно,  Учреждением в 2019 году неправомерно использованы средства субсидии на иные цели, а именно: оплачены работы по сертификации спортивного сооружения - футбольного поля с натуральным травяным покрытием, расположенного по адресу <...>, проведенной 25.12.2019 - до окончания выполнения и приемки работ по оснащению футбольного поля системой укрепления травяного покрытия – устройству системы стабилизации корнеобразующего слоя вертикальным вживлением имплантов в основание футбольного поля на площади 1 800 кв.м. – 30.12.2019 (акт сдачи-приемки от 30.12.2019), на площади 5 666,0 кв.м – 20.01.2020 (акт сдачи-приемки от 20.01.2020) в сумме 200 000,00 руб., в том числе за счет средств иных межбюджетных трансфертов с учетом софинансирования 95 % в сумме 190 000,00 рублей, что является нарушением пункта 51 раздела  VIII Требований № 59 (в редакции от 17.07.2019), пункта 6, абзаца 4 пункта 7 Правил от 21.12.2018 № 1619, пункта 3 раздела 3, пунктов 4.1, 4.2 раздела 4 Соглашения от 29.12.2018 № 22 (в редакции от 12.11.2019).

Суд соглашается с выводами Управления в этой части требований.

При этом не могут быть приняты, как обоснованные, доводы заявителя о том, что так как 25.02.2021 общероссийская физкультурно-спортивная общественная организация «Российская ассоциация спортивных сооружений» направила Учреждению заключение на соответствие футбольного газона стадиона «Труд» требованиям безопасности, в котором установила, что материал, строение, линейная плотность импланта, тип, цвет, толщина, ширина, сопротивление на разрыв и усадка филаментов, а также установка системы укрепления травяного покрытия и условия эксплуатации соответствуют требованиям ГОСТ Р 52025-2003 «Услуги физкультурно-оздоровительные и спортивные. Требования безопасности потребителей», принятого постановлением Госстандарта России от 18.03.2003 № 81-ст (ИПК Издательство стандартов, 2003), и ГОСТ Р 55529-2013 «Объекты спорта. Требования безопасности при проведении спортивных и физкультурных мероприятий. Методы испытаний», утвержденного приказом Росстандарта от 28.08.2013 № 594-ст, нарушение отсутствует, поскольку, заключение выдано 25.12.2019 на основании обследования, проведенного 24.12.2019.

Тогда как, на 30.12.2019 работы по оснащению системой укрепления травяного покрытия поля были выполнены только на площади 1 800 кв.м., то есть на 24 % от общей площади объекта - 7 466  кв.м. и завершены в полном объеме только 20.01.2020.

В 2019 году ГБПОУ «РОУОР» заключено 4 контракта на реализацию комплекса мероприятий, связанных с эффективным использованием тренировочных площадок, строительство и реконструкция которых осуществлялась для проведения чемпионата мира по футболу 2018 года в Российской Федерации, на общую сумму 38 302 042,78 руб.:

1)         № 329100009219000007 от 11.06.2019 с ООО «Контактор» на сумму 25 902 042, руб. (оснащение футбольного поля системой укрепления травяного покрытия);

2)         № С-38/19 от 06.11.2019 с АНО «ЦСРФКиС» на сумму 200 000 руб. (сертификация футбольного поля);

3)         № 034810009981900052 от 21.10.2019 с ООО «ЭлинАльфа» на сумму 12 000 000 руб. (поставка оборудования для легкой атлетики);

4)         № С-39/19 от 06.11.2019 с АНО «ЦСРФКиС» на сумму 200 000 руб. (сертификация оборудования для легкой атлетики).

Относительно второго нарушения судом установлено, что для заключения контракта на поставку оборудования для легкой атлетики заявитель участвовал в совместном конкурсе в электронной форме, проведенном организатором, ФГБУ «Учебно-тренировочный центр «Новогорск», по поручению Минспорта России. Закупка осуществлялась в соответствии с соглашением от 26.08.2019 № 1 о порядке взаимодействия сторон при проведении совместного открытого конкурса в электронной форме.

По результатам проведения закупки ГБПОУ «РОУОР» заключило с ООО «ЭлинАльфа» контракт № 034810009981900052 от 21.10.2019 на поставку оборудования для легкой атлетики на сумму 12 000 000 руб. Все остальные участники закупки заключили одинаковые по своему содержанию контракты, что подтверждается размещенными контрактами по этой закупке на сайте zakupki.gov.ru под № 0348100099819000052.

Проверкой соответствия приобретенного комплекта оборудования для легкой атлетики разделу 5 Требований № 59 (в редакции от 17.07.2019), установлены следующие расхождения:

- требованиями № 59 установлено требование к комплекту стоек для прыжков в высоту, согласно которым диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м до 2,70 м. Однако согласно техническому заданию к контракту и паспорту комплекта стоек для прыжков в высоту диапазон установки высоты определен в размере от 1,15 м - 2,65 м;

- в соответствии с требованиями № 59 определено, что высоту планки в комплекте стоек для прыжков с шестом можно регулировать от 1,70 м до 7,50 м. Однако в соответствии с техническим заданием к контракту и спецификацией к паспорту комплекта стоек для прыжков с шестом высота планки регулируется в диапазоне от 2 м до 6,4 м.

УФК по Ростовской области вынесло предписания и представления по нарушениям установленных требований к закупаемому оборудованию также в отношении других участников закупки, МАУ «Стадион Торпедо» и МАУ г. Азова «Спортивный комплекс им. Э.П. Лакомова», по тем же основаниям. МАУ «Стадион Торпедо» обратилось к поставщику - ООО «ЭлинАльфа» с претензией о несоответствии оборудования техническому заданию. В ответе на претензию поставщик сообщил, помимо прочего, о том, что оборудование с требуемыми, по мнению Казначейства, характеристиками отсутствует на рынке.

Указанный ответ послужил поводом для обращения ГБПОУ «РОУОР» в Торгово-промышленную палату Ростовской области для проведения исследования и дачи заключения о наличии или отсутствии на рынке оборудования. По итогам проведенного исследования экспертом сделан вывод о том, что оборудование с указанными характеристиками не является оборудованием серийного производства и требует изготовления по индивидуальному заказу (заключение № 0489900651 от 15.11.2021).

Электронный аукцион № 0348100099819000052, в котором участвовал заявитель, создавался с целью заключения контракта на поставку оборудования в установленные сроки (40 календарный дней) и не предполагал заказ и изготовление специального оборудования.

По нарушению, указанному Казначейством в пункте 2 предписания и пункте 2 представления (приобретение оборудования для легкой атлетики) суд отмечает, что приобретенное оборудование имеет все необходимые сертификаты качества, включая действующие сертификаты WA (IAAF), которые позволяют использовать его при подготовке спортсменов и на соревнованиях всех уровней, в том числе международных

Осуществление спортивной подготовки с использованием приобретенного оборудования осуществляется не в соответствии с Требованиями № 59, а в соответствии с правилами вида спорта «Легкая атлетика» (утверждены приказом Министерства спорта Российской Федерации от 16 октября 2019 г. № 839). Правила устанавливают требования к спортивному оборудованию и инвентарю. Характеристики приобретенного оборудования полностью соответствуют указанным правилам, что также позволяет их использовать по целевому назначению – для достижения целей государственных программ.

Фактическую нецелесообразность приобретения требуемого оборудования подтверждает также довод о том, что указанные значения регулировки высоты значительно превышают мировые рекорды, а также тот факт, что оборудование с необходимыми характеристиками не является оборудованием серийного производства, представленным на рынке.

Казначейством при этом не представлено документальное подтверждение возможности приобретения оборудования, полностью соответствующего Требованиям № 59.

Фактически предусмотрев размеры «от» и «до», нормативно определены минимальные и максимальные диапазоны, что свидетельствует о возможности приобретения соответствующего оборудования в указанных диапазонах. В данном случае наиболее значимым вопросом является сертификация оборудования, к которой у казначейства претензий не имеется.

Таким образом, приобретенное оборудование возможно использовать.

В связи с чем, отсутствует ущерб, следовательно, и требования заявителя о признании недействительным пункта 2 предписания Управления, законны и обоснованы и подлежат удовлетворению.

Судом также учитывается, что УФК по Ростовской области не представлено обоснование взыскиваемой по пункту 2 предписания суммы (868 050,28 руб.), поскольку имеющимися в материалах дела контрактом № 034810009981900052 от 21.10.2019, товарной накладной № 6 от 18.12.2019, платежным поручением № 855417 от 25.12.2019 подтверждается, что за комплект оборудования легкой атлетики заявителем было оплачено 12 000 000 руб. Конкретизировать стоимость комплекта стоек для прыжков с шестом и комплекта стоек для прыжков в высоту на основании имеющихся материалов дела не представляется возможным. Кроме того, в акте проверки, на основании которого вынесены представление и предписание, указано, что на приобретение комплекта оборудования для легкой атлетики были неправомерно израсходованы средства субсидии на сумму 12 000 000 руб. (из них средства межбюджетных трансфертов – 11 400 000 руб.). Таким образом, стоимость неправомерно приобретенного, по мнению Казначейства, оборудования при проведении проверки не установлена.

Изученные судом материалы дела и доводы сторон свидетельствуют о том, что действия заявителя были обусловлены объективными причинами и не имели своей целью злоупотреблением правом или причинение убытков бюджету.

УФК по Ростовской области не установлено и не доказано, что приобретение оборудования, не соответствующего требованиям № 59, произошло по вине заявителя. Кроме того, УФК по Ростовской области не представлены доказательства, свидетельствующие о том, что задачи, поставленные перед заявителем, могли быть выполнены с использованием меньшего объема средств или, используя определенный бюджетом объем средств, участник бюджетного процесса мог бы достигнуть лучшего результата.

Согласно п. 4.5. Рекомендаций по составлению и оформлению предписаний и представлений, составляемых по результатам осуществления контрольных мероприятий по внутреннему государственному финансовому контролю, утвержденных  Казначейством России 10.12.2019, при подготовке предписания с требованием о принятии мер по возмещению причиненного ущерба публично-правовому образованию необходимо учитывать, что предписание может быть направлено только в случае невозможности устранения либо неустранения в установленный в представлении срок бюджетного нарушения и при наличии возможности определения суммы причиненного ущерба публично-правовому образованию в результате такого нарушения. При этом необходимо исходить из того, что ущерб может характеризоваться наличием материальных потерь в виде непредвиденных расходов, утраты имущества и денежных средств. Вместе с тем, сам по себе факт совершения объектом контроля бюджетного нарушения не свидетельствует о наличии ущерба публично-правовому образованию. Для его подтверждения необходимо установление связи между совершением бюджетного нарушения и причинением ущерба публично-правовому образованию.

Казначейством не представлено доказательств наличия причиненного ущерба, будь то материальные потери в виде непредвиденных расходов, утрата имущества или денежных средств. Приобретенное оборудование используются по прямому назначению и имеет действующие сертификаты соответствия, что свидетельствует об отсутствии ущерба Российской Федерации.

Согласно ст. 306.1 Бюджетного кодекса РФ нарушение положений правовых актов, обусловливающих публичные нормативные обязательства, повлекшее причинение ущерба публично-правовому образованию, признается бюджетным нарушением.

Главой 30 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен закрытый перечень бюджетных нарушений, предусматривающий следующие виды нарушений:

-нецелевое использование бюджетных средств (ст.306.4 БК РФ);

-невозврат либо несвоевременный возврат бюджетного кредита (ст.306.5 БК РФ);

-неперечисление либо несвоевременное перечисление платы за пользование бюджетным кредитом (ст.306.6. БК РФ);

-нарушение условий предоставления бюджетного кредита (306.7 БК РФ).

Иные нарушения главой 30 Бюджетного кодекса РФ не установлены. Однако, в ходе проведенной в отношении заявителя проверки не выявлено ни одно из предусмотренных Бюджетным кодексом РФ нарушений, влекущих причинение ущерба Российской Федерации, в связи с чем у УФК по РО отсутствовали основания для выдачи предписания в этой части, возлагающего на заявителя незаконную обязанность по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации.

Для определения нарушения бюджетного законодательства, в том числе нецелевого использования бюджетных средств, в каждой конкретной ситуации необходимо выявить несоответствие факта осуществления финансово-хозяйственной операции конкретным положениям нормативных правовых актов и иных документов, повлекшее данное нарушение, и привести полные доводы в подтверждение выводов о нарушении (Письмо Минфина РФ от 21.01.2014 № 02-10-11/1763). Анализируются все несоответствия, которые можно отнести к доказательствам допущения нарушения бюджетного законодательства, а также условия проведения неправомерной операции, первичная документация, подтверждающая ее состав. На основании указанных данных по конкретной ситуации лицами, осуществляющими контрольные мероприятия, определяются конкретные нарушения бюджетного законодательства.

Вместе с тем, поскольку субсидии из бюджетов бюджетной системы РФ предоставляются бюджетным и автономным учреждениям на реализацию определенных мероприятий, выполнение задач и целей в соответствии с договором (соглашением), заключаемым между органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя в отношении учреждения и учреждением, по мнению Минфина, в случае использования учреждением субсидии не по целевому назначению (нарушения целей и условий, установленных договором (соглашением)), соответствующие средства могут быть взысканы в судебном порядке.

Аналогичная правовая позиция относительно второго нарушения сформирована судами всех инстанций в рамках дела № А53-21841/2021 и учтена судом первой инстанции при принятии данного решения в этой части.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области  от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4276 в части принятия мер по возмещению ущерба в сумме 868 050, 28 руб. (п. 2 мотивировочной части предписания).

Признать недействительным представление Управления Федерального казначейства по Ростовской области  от 14.04.2021 № 58-22-10/22-4275 по нарушениям, указанным в пункте 2 в части принятия мер по устранению причин и условий их совершения (п. 2 мотивировочной части представления).

Взыскать с Управления Федерального казначейства по Ростовской области  в пользу государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Ростовское областное училище (колледж) олимпийского резерва» (ИНН <***>, ОГРН <***>) судебные расходы по уплате государственной пошлины  в размере 3000 рублей.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               И.В. Колесник