ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-24273/12 от 19.04.2013 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«26» апреля 2013г. Дело № А53-24273/12

Резолютивная часть решения объявлена «19» апреля 2013г.

Полный текст решения изготовлен «26» апреля 2013г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Паутовой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черножуковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению товарищества собственников жилья «Площадь Гагарина», ИНН <***>, ОГРН <***>

к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору

- о признании незаконными действий по допуску в эксплуатацию электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>;

- о признании незаконным и отмене акта допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000 В II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>, выданного службой Ростехнадзора;

- о запрете эксплуатации электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>;

третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора:

ОАО «Донэнерго»

ОАО «Ростовгражданпроект»

ФИО1

ФИО2

ФИО3

при участии:

от заявителя: представитель ФИО4 (доверенность от 28.12.2012); представитель ФИО5 (доверенность №99 от 17.04.2013)

от Ростехнадзора: заместитель начальника правового отдела ФИО6 (доверенность от 27.12.2012)

от ОАО «Донэнерго»: начальник юридического отдела ФИО7 (доверенность №453 от 29.12.2012)

от ФИО2: представитель ФИО8 (доверенность от 06.12.2010)

от ОАО «Ростовгражданпроект»: представитель ФИО9 (доверенность №919/05 от 25.12.2012)

от ФИО1: представитель не явился

от ФИО3: представитель не явился

установил:

Товарищество собственников жилья «Площадь Гагарина» (далее – ТСЖ «Площадь Гагарина», заявитель) обратилось в суд с заявлением к Федеральной службе по экологическому, технологическому и атомному надзору, Нижне-Донскому управлению Ростехнадзора (далее – Управление Ростехнадзора) о признании незаконными действий по допуску в эксплуатацию электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>; о признании незаконным акта допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000 В II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>, выданного службой Ростехнадзора; о запрете эксплуатации электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>.

Воспользовавшись правом, предоставленным статьей 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель ходатайствовал об уточнении предмета требований, просит признать незаконными действия Ростехнадзора в лице Нижне-Донского Управления по допуску в эксплуатацию электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>; признать незаконным и отменить акт допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000 В II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>, выданный службой Ростехнадзора (т.1, л.д. 75).

Суд принял к рассмотрению уточненные требования. В части первоначально заявленных требований о запрете эксплуатации электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...> производство в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит прекращению.

К участию в деле в качестве третьих лиц без самостоятельных требований относительно предмета спора судом в порядке статьи 51 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации были привлечены: ОАО «Донэнерго», ОАО «Ростовгражданпроект», ФИО1, ФИО2 и ФИО3.

Заявитель обосновывает свои требования тем, что должностными лицами Ростехнадзора были нарушены требования Приказа Ростехнадзора от 07.04.2008 № 212 «Об утверждении порядка организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок» (далее – Порядок) при выдаче акта допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000В от 28.07.2008 № 2596. У Службы Ростехнадзора отсутствовали правовые основания для выдачи акта допуска, поскольку застройщиком были представлены ТУ № 07-3.04.9 РГЭС от 16.06.2001, которые не имеют отношения к энергоснабжению четвертой секции многоквартирного жилого дома; застройщиком не было (не могло быть) представлено документов, подтверждающих право собственности на энергоустановку, к которой производилось присоединение; застройщиком не было представлено схемы электроснабжения, проекта электроустановки четвертого подъезда жилого дома — блок 2В-2; актов разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон; застройщиком не были выполнены требования пунктов 4, 5, 9, 10 Приказа Ростехнадзора № 212.

Оспариваемый акт, по утверждению ТСЖ «Площадь Гагарина», не соответствует требованиям Приказа ни по своей форме, ни по содержанию. В нем приведены сведения, не соответствующие фактически имеющимся документам.

Многоквартирный жилой дом подключен к ТП-3118 РГЭС по 4 Кл-0,4 кВ типа АВБбШв-1,4*240 кв.мм. с пропускной способностью кабеля 333 кВт (по заключению ОАО «Южный инженерный центр энергетики»). При этом проектные расчетные нагрузки по четырем подъездам многоквартирного жилого дома составляют 755 кВт (по справке ОАО «Ростовгражданпроект»).

Подключение к кабельной линии, рассчитанной на допустимую мощность в 333,27 кВт, объекта капитального строительства (целого жилого комплекса, состоящего из четырех 16-ти этажных жилых домов со встроенными нежилыми помещениями) с потребностью энергопотребления 755,5 кВт, по мнению заявителя, приведет к технической аварии.

Заявитель также ходатайствует о восстановлении срока на обжалование акта допуска в эксплуатацию электроустановки, мотивируя тем, что указанный документ был представлен органами Ростехнадзора в судебное заседание по делу №А53-23441/11 только 31.05.2012.

Государственное учреждение Нижне-Донское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору ходатайствовало о замене Нижне-Донского управления Ростехнадзора Северо-Кавказским управлением Ростехнадзора в связи с реорганизацией в форме присоединения к Северо-Кавказскому управлению Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору.

Суд в соответствии со статьей 48 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произвел замену лица, чьи действия и ненормативный правовой акт оспариваются, на правопреемника - Северо-Кавказское управление Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору (далее - Северо-Кавказское управление Ростехнадзора).

Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора считает требования ТСЖ «Площадь Гагарина» не подлежащими удовлетворению, ссылаясь на пропуск заявителем трехмесячного срока на обжалование действий Ростехнадзора и ненормативного правового акта – акта допуска в эксплуатацию электроустановки; законность оспариваемых заявителем действий и наличие всех необходимых документов при рассмотрении вопроса о выдаче акта допуска в эксплуатацию электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>; отсутствие нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности; ходатайствует о прекращении производства по делу, поскольку данный спор не подлежит рассмотрению арбитражный судом, так как затрагивает интересы собственников квартир и нежилых помещений, не желающих нести дополнительные расходы на увеличение мощности.

Представитель третьих лиц – ФИО1 и ФИО2 просила прекратить производство по заявлению ТСЖ ввиду отсутствия у него полномочий на обращение в арбитражный суд в порядке гл. 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, так как общим собранием собственников помещений многоквартирного дома 6/87 по пл. Гагарина в г. Ростове-на-Дону изменен способ управления многоквартирным домом на иную форму управления – управляющей организацией.

В связи с тем, что в производстве Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону находилось дело о признании решения общего собрания собственников помещений многоквартирного дома по адресу: <...> об изменении субъекта управления многоквартирным домом незаконным и решение по данному делу имело значение для данного дела, в частности для установления полномочий ТСЖ, суд приостанавливал производство по делу №А53-24273/12 до вступления в законную силу судебного акта по гражданскому делу №2-2803/12.

Кроме того, в производстве Арбитражного суда Ростовской области находилось дело №А53-5465/12, в рамках которого также исследовались полномочия ТСЖ. Определением от 08.11.2012 исковое заявление ТСЖ «Площадь Гагарина» оставлено без рассмотрения. Определение суда первой инстанции, по пояснениям представителя ТСЖ, обжаловано в апелляционную инстанцию.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда 16.01.2013 решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 07.09.2012 отменено в части признания деятельности ТСЖ «Площадь Гагарина» по управлению многоквартирным домом по адресу: <...>, незаконной и не порождающей правовых последствий. В удовлетворении требований ФИО10, ФИО2 о признании деятельности ТСЖ «Площадь Гагарина» по управлению многоквартирным домом незаконной и не порождающей правовых последствий отказано.

Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ростовского областного суда 11.03.2013 решение Кировского районного суда г. Ростова-на-Дону от 21.03.2012 отменено, требования собственников помещений о признании незаконным протокола общего собрания собственников №2 от 29.12.2011 многоквартирного дома по адресу <...>, удовлетворено, указанный протокол признан незаконным.

Постановлением арбитражного суда апелляционной инстанции 15АП-16261/2012 от 29.12.2012 по делу № А53-5465/2012 определение Арбитражного суда Ростовской области от 08.11.2012 по делу № А53-5465/2012 об оставлении искового заявления без рассмотрения отменено. Дело направлено на рассмотрение в суд первой инстанции.

Суд возобновил производство по делу в связи с устранением обстоятельств, вызвавших его приостановление.

Таким образом, полномочия Товарищества собственников жилья «Площадь Гагарина» подтверждены вступившими в законную силу судебными актами.

В судебном заседании по разбирательству дела 19.04.2013 представители заявителя поддержали заявленные требования.

Представитель Северо-Кавказского управления Ростехнадзора возражает против удовлетворения заявления, в том числе в связи с пропуском срока для обжалования ненормативного правового акта.

Представитель третьего лица - ОАО «Донэнерго» пояснил, что многоквартирный жилой дом по адресу: <...> из четырех секций расположен на едином земельном участке и является единым комплексом; подсоединен к сетям ОАО «Донэнерго» в единой точке балансовой принадлежности (по трансформаторной подстанции); акт допуска в эксплуатацию электроустановки подтверждает готовность дома получать электроэнергию; объем необходимой мощности устанавливает собственник энергоустановки; ОАО «Донэнерго» готово поставлять необходимое ТСЖ «Площадь Гагарина» количество электроэнергии, для чего направило проект договора; стоимость работ определена в сумме 1 700 тыс. руб.; считает, что заявителем выбран ненадлежащий способ защиты.

Представитель наследницы застройщика - ФИО2 поддержала ранее изложенные возражения; считает, что ТСЖ «Площадь Гагарина» не представляет интересов всех собственников, в частности секции 2В-2; указывает, что акт допуска в эксплуатацию электроустановки не являлся обязательным для ввода дома в эксплуатацию; все необходимые документы для допуска в эксплуатацию электроустановки имеются, в частности, в материалах дела №А53-23441/2011. Согласно договору 2006г. ОАО «Ростовгражданпроект» выполнило проект по электроснабжению секции 2В-2. Электроустановка являлась собственностью застройщика.

Представитель ОАО «Ростовгражданпроект» в судебное заседание явилась, пояснила, что согласно договору №01-028/2В-2 с ИП ФИО11 от 17.03.2006 обществом был выполнен проект индивидуального 16-этажного жилого дома со встроенным магазином промышленных товаров и офисными помещениями, блок 2В-2 (2-я очередь строительства). Работы сданы заказчику в 2006г. проектирование внешних инженерных сетей к жилому дому 2В-2 не заказывалось.

Главгосэкспертиза России 17.05.2007г. выдала отрицательное заключение по проектной документации.

Проектная документация, разработанная ОАО «Ростовгражданпроект» по жилому дому 2-В-2, была доработана и получила положительное заключение ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации» в 2008 году, так как все замечания «Главгосэкспертизы России» по отрицательному заключению по проектной документации исправлены и устранены.

Многоквартирный четырехсекционный жилой дом по адресу: <...> представляет собой единый комплекс. Электроустановка одна. Проектная расчетная нагрузка электропотребления секции 2В-2 – 147,2 кВт. Технические условия по электроснабжению жилого дома 2В-2 у ОАО «Ростовгражданпроект» отсутствуют.

Как следует из материалов дела, в 2004 году (постановление Мэра г. Ростова-на-Дону от 29.12.2004 №2178) был введен в эксплуатацию 15-ти этажный 104-квартирный жилой дом со встроенными помещениями общественного назначения – 1 очередь строительства, расположенный по адресу: <...> (секции 2А и 2Б).

Разрешением Департамента архитектуры и градостроительства г. Ростова-на-Дону №RU 61310000-2111 30.06.2008 году был введен в эксплуатацию 16-ти этажный 56-квартирный жилой дом со встроено-пристроенными помещениями: магазином и офисами – II очередь строительства (блок 2В-2) жилого дома по адресу: <...>.

28.07.2008 Ростовский отдел по энергетическому надзору МТУ Ростехнадзора по ЮФО оформил акт №2596 допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000В (вторая очередь жилого комплекса блок 2В-2 пл. Гагарина, 6/87.

Считая незаконными действия Управления Ростехнадзора по выдаче разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки и акт №2596 допуска в эксплуатацию электроустановки, ТСЖ «Площадь Гагарина» оспорило их в судебном порядке.

Согласно статьей 4 АПК РФ заинтересованное лицо вправе обратиться в арбитражный суд за защитой своих нарушенных или оспариваемых прав и законных интересов в установленном порядке. При этом указанное лицо вправе использовать способы защиты гражданских прав, предусмотренные статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее – ГК РФ).

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:

- нарушение оспариваемым решением Управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;

- несоответствие оспариваемого решения закону или иному нормативному правовому акту.

При этом отсутствие хотя бы одного из перечисленных условий является основанием для отказа в удовлетворении требований заявителя.

В силу пункта 10 статьи 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации порядок определения и предоставления технических условий, а также порядок подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения может устанавливаться Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 13.02.2006 №83 утверждены Правила подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения (далее - Правила), которые регулируют отношения между организацией, осуществляющей эксплуатацию сетей инженерно-технического обеспечения, и лицом, осуществляющим строительство (реконструкцию) объектов капитального строительства, возникающие в процессе подключения таких объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, включая порядок подачи и рассмотрения заявления о подключении, выдачи и исполнения условий подключения, а также условия подачи ресурсов.

Пунктом 4 Правил предусмотрено, что подключение строящихся, реконструируемых или построенных, но не подключенных к сетям инженерно-технического обеспечения объектов капитального строительства осуществляется в порядке, который включает следующие этапы: подача заказчиком заявления о подключении с указанием требуемого объема подключаемой нагрузки; заключение договора о подключении с учетом технических условий, ранее полученных заказчиком от исполнителя или органа местного самоуправления либо от предыдущего правообладателя земельного участка, при условии, что срок действия технических условий не истек; исполнение сторонами условий договора о подключении в части выполнения мероприятий, необходимых для фактического присоединения объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения, и проверка сторонами выполнения этих мероприятий; присоединение объектов заказчика к сетям инженерно-технического обеспечения и подписание сторонами акта о присоединении, фиксирующего техническую готовность к подаче ресурсов на объекты заказчика; выполнение условий подачи ресурсов.

После выполнения заказчиком условий подключения объекта капитального строительства к сетям инженерно-технического обеспечения исполнитель выдает разрешение на осуществление заказчиком присоединения указанного объекта к сетям инженерно-технического обеспечения. После осуществления присоединения исполнитель и заказчик подписывают акт о присоединении. Исполнитель осуществляет надзор за выполнением мероприятий по присоединению (пункт 10 Правил).

В соответствии с п.1 Постановления Правительства РФ от 30.07.2004 №401 Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору (Ростехнадзор) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной сфере деятельности, а также в сфере технологического и атомного надзора, функции по контролю и надзору в сфере безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, промышленной безопасности, безопасности при использовании атомной энергии (за исключением деятельности по разработке, изготовлению, испытанию, эксплуатации и утилизации ядерного оружия и ядерных энергетических установок военного назначения), безопасности электрических и тепловых установок и сетей (кроме бытовых установок и сетей), безопасности гидротехнических сооружений (за исключением судоходных гидротехнических сооружений), безопасности производства, хранения и применения взрывчатых материалов промышленного назначения, а также специальные функции в области государственной безопасности в указанной сфере.

Федеральная служба по экологическому, технологическому и атомному надзору является:

уполномоченным органом государственного регулирования безопасности при использовании атомной энергии (органом федерального государственного надзора в области использования атомной энергии);

уполномоченным органом в области промышленной безопасности (органом федерального государственного надзора в области промышленной безопасности);

органом государственного горного надзора;

органом федерального государственного энергетического надзора;

органом федерального государственного строительного надзора;

регулирующим органом в соответствии с Конвенцией о ядерной безопасности и Объединенной конвенцией о безопасности обращения с отработавшим топливом и о безопасности обращения с радиоактивными отходами, а также компетентным органом Российской Федерации в соответствии с Поправкой к Конвенции о физической защите ядерного материала.

Полномочия службы Ростехнадзора закреплены в ст. 5 Постановления №401. Так согласно п.5.3 Управление Ростехнадзора осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

- подп.5.3.1.16 - осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции при проектировании, строительстве, реконструкции, капитальном ремонте зданий, строений, сооружений требований энергетической эффективности, требований их оснащенности приборам учета используемых энергетических ресурсов;

- подп.5.3.1.17 - осуществляет контроль и надзор за соблюдением в пределах своей компетенции собственниками нежилых зданий, строений, сооружений в процессе их эксплуатации требований энергетической эффективности, предъявляемых к таким зданиям, строениям, сооружениям, требований об их оснащении приборами учета используемых энергетических ресурсов.

Порядок организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок утвержден приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 N 212 (далее - Порядок).

Порядок определяет последовательность действий и организацию работ должностных лиц Службы по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию испытательных установок (электролабораторий), энергоустановок, которые ранее в надлежащем порядке не были технологически присоединены к сети, ранее технологически присоединенных реконструированных энергоустановок в случае изменения присоединенной мощности, изменения схемы энергоснабжения, изменения точки присоединения, изменения категории надежности, смены собственника, а также энергоустановок, на которые была прекращена подача электрической (тепловой) энергии в случаях:

- установления факта ненадлежащего присоединения энергопринимающих устройств или объектов энергетики;

- сезонного характера работы энергоустановки;

- прекращения действия договора, на основании которого осуществлялось энергоснабжение потребителя;

- прекращения энергоснабжения по причине неудовлетворительного состояния энергетических установок (энергопринимающих устройств), угрожающих возникновением аварии или создающих угрозу жизни и безопасности граждан (пункт 2 Порядка).

Согласно пункту 4 Порядка в редакции, действовавшей на момент проверки Управлением Ростехнадзора электроустановки, перед осмотром энергоустановки должностное лицо Службы рассматривает представленную заявителем документацию на соответствие ее техническим регламентам, проекту, исполнительной документации и техническим условиям, требованиям нормативных правовых актов Российской Федерации, нормативных документов Службы и других федеральных органов исполнительной власти, на полноту проведенных наладочных работ и испытаний энергоустановки и правильность оформления протоколов, на наличие эксплуатационной и организационно-распорядительной документации, наличие и достаточность квалификации персонала и его готовность к эксплуатации энергоустановки, на наличие сертификатов соответствия национальным стандартам (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации).

В соответствии с пунктом 5 Порядка должностное лицо Службы для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки рассматривает заявление установленного образца и перечень прилагаемых документов:

- копию разрешения на строительные работы (при необходимости);

- копию ситуационного плана расположения объекта капитального строительства с привязкой к территории населенного пункта;

- копию учредительного документа, заверенную в установленном порядке (для юридического лица);

- копии документов, подтверждающих право собственности на объект недвижимости (энергоустановки);

- документы, подтверждающие полномочия лица, представляющего заявителя;

- технические условия на технологическое присоединение и справку об их выполнении (с отметками сетевой организации и субъекта оперативно-диспетчерского управления при необходимости);

- акт ревизии и маркирования средств учета электроэнергии;

- акт разграничения балансовой принадлежности и эксплуатационной ответственности сторон;

- проект электроустановки, согласованный в установленном порядке;

- однолинейную схему электроснабжения электроустановки, подписанную ответственным за электрохозяйство заявителя;

- сертификаты соответствия на электрооборудование (согласно утвержденному перечню продукции, подлежащей обязательной сертификации);

- копию свидетельства о регистрации электротехнической лаборатории в органах Ростехнадзора, проводившей приемо-сдаточные или профилактические испытания, с перечнем разрешенных видов испытаний;

- перечень инструкций по охране труда и технике безопасности по видам работ;

- перечень должностных инструкций по каждому рабочему месту электротехнического персонала;

- приказ о назначении ответственных за электрохозяйство и их заместителей;

- копию договора с эксплуатирующей организацией (при отсутствии собственного эксплуатирующего персонала);

- выписку из журнала проверки знаний лиц, ответственных за электрохозяйство, и их заместителей, электротехнического и электротехнологического персонала или копии протоколов проверки знаний;

- перечень имеющихся в наличии защитных средств с протоколами испытаний, противопожарного инвентаря, плакатов по технике безопасности;

- список лиц оперативного и оперативно-ремонтного персонала (Ф.И.О., должность, номера телефонов, группа по электробезопасности), которым разрешено ведение оперативных переговоров и переключений;

- положительные заключения экспертных организаций на проектную документацию и освидетельствование технического состояния энергоустановки;

- исполнительную документацию (в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов);

- приемо-сдаточную документацию (протоколы, акты испытаний, наладки в соответствии с требованиями нормативно-правовых актов, технических регламентов, паспортов изготовителей).

Пункт 9 названных Правил определяет: при выявлении недостаточности представленных документов и (или) несоответствия их содержания установленным требованиям документы возвращаются заявителю с письменным обоснованием, в котором перечисляются конкретные причины возврата. В этом случае осмотр энергоустановки не проводится.

Согласно пункту 10, при отсутствии замечаний к представленным документам должностное лицо Службы по обращению заявителя, оформляемому в соответствии с приложениями N 1, 2, 3, согласовывает с ним дату осмотра энергоустановки.

В случае обнаружения при осмотре энергоустановки ее несоответствия установленным требованиям, представленным документам (неготовности к эксплуатации) должностное лицо Службы составляет акт в свободной форме с указанием в нем выявленных нарушений и отступлений, препятствующих оформлению разрешения на допуск в эксплуатацию энергоустановки (пункт 12 Порядка).

В соответствии с пунктом 14 Порядка, в случае отсутствия замечаний должностное лицо Службы, проводившее осмотр энергоустановки, оформляет акт осмотра энергоустановки и выдает разрешение на допуск ее в эксплуатацию (в соответствии с приложением № 7).

Указанное разрешение подписывается должностным лицом Службы, проводившим осмотр энергоустановки, и утверждается его руководителем или по его распоряжению другим должностным лицом.

Из материалов дела видно, что между ОАО «Ростовгражданпроект» и ИП ФИО11 17.03.2006 был заключен договор №01-028/2В-2 на выполнение проектной документации: Комплекс жилых домов по ул. Народного ополчения (пл. Гагарина) г. Ростов-на-Дону, 16-этажный жилой дом со встроенными магазином и офисами, блок 2В-2 (2-я очередь строительства). Проект электроснабжения дома, секции 2В-2, подготовлен ОАО «Ростовгражданпроект» и передан заказчику. Проектная документация получила положительное заключение ГАУ РО «Государственная экспертиза проектов документов территориального планирования и проектной документации» в 2008 году.

Представитель Управления Ростехнадзора пояснил, что в 2008 году застройщик представил в Управление заявление, проект электроснабжения, составленный ОАО «Ростовгражданпроект», а также другие документы, определенные Порядком организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок, утвержденным приказом Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору от 07.04.2008 № 212.

Пунктом 19 Порядка №212 предусмотрено, что заявление, акт осмотра энергоустановки, разрешение на допуск подлежат регистрации и хранению в Службе. Порядок регистрации и хранения указанных документов устанавливает руководитель территориального органа Службы.

Согласно разделу 8.6 Приказа Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ от 31.07.2007 №1182 «Об утверждении перечня типовых архивных документов, образующихся в научно-технической и производственной деятельности организаций, с указанием сроков хранения» акты допуска в эксплуатацию электроустановок хранятся в архиве пять лет, после чего подлежат уничтожению.

Из вышеизложенного следует, что документы, представленные заказчиком должностному лицу Службы для выдачи разрешения на допуск в эксплуатацию электроустановки, согласно п.19 Порядка №212, хранению в Управлении Ростехнадзора не подлежат.

ТСЖ «Площадь Гагарина» не представило доказательств того, что для допуска в эксплуатацию электроустановки был представлен неполный пакет документов, либо представленные документы не соответствовали требованиям, установленным в Порядке организации работ по выдаче разрешений на допуск в эксплуатацию энергоустановок от 07.04.2008 N 212.

Суд делает вывод о том, что административный орган правомерно выдал акт допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000 В II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>.

Между гарантирующим поставщиком и ТСЖ «Площадь Гагарина» заключен договор энергоснабжения. Для обеспечения жилого дома необходимым количеством электроэнергии (максимальная мощность присоединяемых энергопринимающих устройств – 755,5 кВт), ОАО «Донэнерго» направило потребителю проект Договора №2135/12/1208/РГЭС. Стоимость технологического присоединения определена в сумме 1 723 533,32 руб.

Представитель гарантирующего поставщика пояснил, что техническая возможность увеличения мощности имеется. Размер необходимой мощности определяет потребитель. Акт допуска в эксплуатацию электроустановки свидетельствует лишь о готовности объекта получать электроэнергию.

Положениями статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органом управления в многоквартирном доме является общее собрание собственников помещений многоквартирного дома, к компетенции которого относится, в том числе выбор способа управления многоквартирным домом.

Статья 161 ЖК РФ предоставляет собственникам помещений в многоквартирном доме право выбирать один из трех названных в ней способов управления жилым домом, среди которых управление товариществом собственников жилья.

Статьей 291 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что собственники квартир для обеспечения эксплуатации многоквартирного дома, пользования квартирами и их общим имуществом образуют товарищества собственников квартир (жилья). Товарищество собственников жилья является некоммерческой организацией, создаваемой и действующей в соответствии с законом о товариществах собственников жилья.

Статьей 135 ЖК РФ предусмотрено, что товариществом собственников жилья признается некоммерческая организация, объединение собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления общим имуществом в многоквартирном доме либо в случаях, указанных в части 2 статьи 136 настоящего Кодекса, имуществом собственников помещений в нескольких многоквартирных домах или имуществом собственников нескольких жилых домов, обеспечения владения, пользования и в установленных законодательством пределах распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме либо совместного использования имущества, находящегося в собственности собственников помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества, принадлежащего собственникам нескольких жилых домов, осуществления деятельности по созданию, содержанию, сохранению и приращению такого имущества, предоставления коммунальных услуг лицам, пользующимся в соответствии с настоящим Кодексом помещениями в данных многоквартирных домах или данными жилыми домами, а также для осуществления иной деятельности, направленной на достижение целей управления многоквартирными домами либо на совместное использование имущества, принадлежащего собственникам помещений в нескольких многоквартирных домах, или имущества собственников нескольких жилых домов.

Устав товарищества собственников жилья принимается на общем собрании, которое проводится в порядке, установленном статьями 45 - 48 настоящего Кодекса, большинством голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Число членов товарищества собственников жилья, создавших товарищество, должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.

Товарищество собственников жилья создается без ограничения срока деятельности, если иное не предусмотрено уставом товарищества.

Товарищество собственников жилья является юридическим лицом с момента его государственной регистрации. Товарищество собственников жилья имеет печать со своим наименованием, расчетный и иные счета в банке, другие реквизиты.

Товарищество собственников жилья отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Товарищество собственников жилья не отвечает по обязательствам членов товарищества. Члены товарищества собственников жилья не отвечают по обязательствам товарищества.

Таким образом, ввиду того, что ТСЖ «Площадь Гагарина» является некоммерческой организацией (не извлекает прибыль от своей деятельности), суд приходит к выводу о том, что заявителем не представлено достаточных доказательств нарушения оспариваемыми действиями Управления Ростехнадзора и актом допуска в эксплуатацию электроустановки прав и законных интересов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности, вследствие, отсутствие одного из условий, необходимых для удовлетворения заявленных требований.

Суд установил, что в производстве Арбитражного суда Ростовской области находилось дело № А53-23441/11 по заявлению ТСЖ «Площадь Гагарина» к Департаменту архитектуры и градостроительства города Ростова-на-Дону о признании незаконным решения на ввод объекта в эксплуатацию № RU61310000-6698 – 16-ти этажного 56-квартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями: магазином и офисами – II очередь строительства, блок 2В-2 комплекса жилых домов.

В основание для признания незаконным акта ввода в эксплуатацию жилого дома в рамках дела №А53-23441/2011 ТСЖ «Площадь Гагарина» ссылалось на те же доводы, что и в настоящем деле. Судами трех инстанций по делу №А53-23441/2011 уже была дана оценка доводов ТСЖ «Площадь Гагарина», положенных в основу как настоящего заявления, так и заявления об оспаривании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию №RU61310000-6698.

В Решении суда первой инстанции, оставленном в силе Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом и Федеральным арбитражным судом Северо-Кавказского округа, суд сделал к вывод о том что ТСЖ «Площадь Гагарина» выбран ненадлежащий способ защиты нарушенного права, с учетом следующего.

В случае если после ввода многоквартирного жилого дома в эксплуатацию выясняется, что ему в силу тех или иных причин недостаточно присоединенной мощности, то нет необходимости признавать акт ввода дома в эксплуатацию недействительным, так как это в любом случае повлечет нарушение прав третьих лиц, а именно собственников квартир и нежилых помещений, которыми приобретены квартиры в спорном доме.

На этот случай законодателем предусмотрен порядок увеличения присоединенной мощности, прописанный в «Правилах технологического присоединения энергопринимающих устройств потребителей электрической энергии, объектов по производству электрической энергии, а также объектов электросетевого хозяйства, принадлежащих сетевым организациям и иным лицам, к электрическим сетям», утвержденных Постановлением Правительства РФ от 27.12.2004 г. № 861.

Кассационная инстанция в Постановлении от 09.11.2012 указала следующее: Претензии товарищества о возможном превышении допустимой нагрузки систем электроснабжения комплекса жилых строений надлежит адресовать сетевой энергоснабжающей организации, согласовавшей проектные решения (рабочий проект секции 2В-2 жилого дома имеет разделы 2.8, 2.8.2 и 2.8.3 «электрическая часть, электроснабжение, электрооборудование», является проектом повторного применения блока 2В) при подключении к трансформаторной подстанции ТП 3118, предусмотренной проектом.

Оспариваемый в настоящем деле акт допуска в эксплуатацию – это лишь документ, удостоверяющий возможность приема электрической энергии и служащий основанием для включения или присоединения электроустановки к сетям. Допуск включает в себя проверку возможности последующей эксплуатации энергоустановки соблюдением требований по ее безопасной эксплуатации.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу о том, что ТСЖ «Площадь Гагарина», оспаривая действия службы Ростехнадзора по допуску в эксплуатацию электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...> и акт допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000 В II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...>, выбрало ненадлежащий способ защиты права.

У ТСЖ имеется возможность увеличить мощность электроснабжения, заключив договор с ОАО «Донэнерго» (сетевая организация), проект которого был направлен в адрес ТСЖ «Площадь Гагарина» т.2, л.д.149-151).

В силу части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление о признании ненормативного правового акта недействительным может быть подано в арбитражный суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации стало известно о нарушении их прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом. При этом пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Как указал Конституционный Суд РФ в Определении от 18.11.2004 N 367-О установление в законе сроков для обращения в суд с заявлениями о признании ненормативных правовых актов недействительными, а решений, действий (бездействия) - незаконными, обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений, и не может рассматриваться как нарушающее право на судебную защиту, поскольку несоблюдение установленного срока в силу соответствующих норм Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не является основанием для отказа в принятии заявлений по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, - вопрос о причинах пропуска срока решается судом после возбуждения дела, т.е. в судебном заседании. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, и если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом (часть 4 статьи 198 АПК Российской Федерации).

Таким образом, пропущенный трехмесячный срок на подачу заявления об оспаривании ненормативного правового акта может быть восстановлен судом только при наличии уважительных причин пропуска указанного срока.

В ином случае пропуск данного срока является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, что соответствует правовой позиции Президиума ВАС РФ, изложенной в Постановлении от 19.04.2006 N 16228/05, согласно которой пропуск срока для обжалования ненормативного правового акта является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.

Как следует из материалов дела и установлено судом, акт допуска в эксплуатацию электроустановки напряжением до 1000 В №2596 был оформлен 28.06.2008 и передан ИП ФИО11

Из материалов дела №А53-23441/2011, обозреваемых в судебном заседании по ходатайству ФИО2, следует, что надлежащим образом заверенная копия акта допуска №2596 была представлена представителем ФИО2 07.03.2012; представитель ТСЖ «Площадь Гагарина» ФИО4 присутствовала в данном судебном заседании. Материалы дела №А53-23441/2011 также свидетельствуют о предоставлении 21.03.2012 по запросу суда обжалуемого акта представителем ОАО «Донэнерго». Согласно карточке дела №А53-23441/2011 представитель ТСЖ «Площадь Гагарина» 22.03.2013 была ознакомлена с материалами дела.

Заявитель обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением 17 июля 2012г. Следовательно, за пределами срока, определенного ч.4 ст. 198 АПК РФ.

Согласно части 4 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации пропущенный по уважительной причине срок подачи заявления может быть восстановлен судом.

Рассмотрев ходатайство ТСЖ «Площадь Гагарина» о восстановлении срока обжалования действий и ненормативного правового акта Ростехнадзора, суд не установил уважительности причин пропуска 3-х месячного срока.

Пропуск срока на подачу заявления является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, независимо от иных обстоятельств дела (Постановление Президиума ВАС РФ от 26.07.2011 № 18306/10).

Оценив представленные сторонами доказательства в совокупности и взаимосвязи с учетом положений статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд признает требования ТСЖ «Площадь Гагарина» не подлежащими удовлетворению.

Определением суда от 24.07.2012, на основании статьи 102 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьи 333.41 Налогового кодекса Российской Федерации ТСЖ «Площадь Гагарина» предоставлена отсрочка по уплате государственной пошлины до рассмотрения спора по существу.

По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на ТСЖ «Площадь Гагарина».

Руководствуясь статьями 110, пунктом 4 части 1 статьи 150, статьями 168 -176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации,

Р Е Ш И Л:

В части требований товарищества собственников жилья «Площадь Гагарина» о запрете эксплуатации электроустановки II очереди строительства жилого комплекса, блок 2В-2, по адресу: <...> производство прекратить.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

Взыскать с товарищества собственников жилья «Площадь Гагарина», ИНН <***>, ОГРН <***> в доход федерального бюджета 4 000 руб. госпошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Паутова Л.Н.