ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-24290/18 от 27.11.2018 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«03» декабря 2018 года                                                                 Дело № А53-24290/2018

Резолютивная часть решения объявлена «27» ноября 2018 года

Полный текст решения изготовлен «03» декабря 2018 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Паутовой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Литвиновой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по исковому заявлению Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951

к обществу с ограниченной ответственностью «Сулинуголь» ИНН 6144009943, ОГРН 1046144001749

о взыскании 93 402 000 руб.,

при участии:

от истца: представители Шаповалов К.А. (доверенность от 18.12.2017); Саакян А.М. (доверенность от 18.12.2017)

от ответчика: представитель Золотарев А.А. (доверенность от 09.01.2018)

установил:

            Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Южному федеральному округу (далее – Росприроднадзор) обратился в арбитражный суд с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «Сулинуголь» (далее – ООО «Сулинуголь») о взыскании вреда, причиненного почве как объекту окружающей среды, в размере 93 402 000 руб.

Представитель истца в судебном заседании поддержал исковые требования, просил удовлетворить их в полном объеме.

Представитель ответчика возражал против удовлетворения исковых требований по основаниям, изложенным в отзыве на исковое заявление.

Изучив материалы дела, выслушав лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд установил следующее.

Департаментом Росприроднадзора по Южному федеральному округу в рамках проведения внеплановой выездной проверки ООО «Сулинуголь» на основании приказа начальника Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 06.03.2018 №101/КНД, требования Управления Генеральной прокуратуры РФ в ЮФО «О проведении внеплановой проверки» (письмо от 28.02.2018 №41/7-2-2018) выявлено несоблюдение ООО «Сулинуголь» экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными веществами по адресам: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-а, 26, 26-в, 30.

По факту выявленного нарушения было возбуждено дело об административном правонарушении №0047/12/3379/101-КНД/ПР/2018 от 26.03.2018 и проведено административное расследование.

В ходе проведения административного расследования установлено, что ООО «Сулинуголь» имеет в пользовании офисное помещение: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Молодогвардейцев, 14; земельный участок с кадастровым номером 61:56:0060000:36: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-а; земельный участок с кадастровым номером 61:56:0060000:6: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26; земельный участок с кадастровым номером 61:56:0060000:35: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 30.

В период с 14.06.2016 по 26.09.2017 у ООО «Сулинуголь» находился в пользовании земельный участок с кадастровым номером 61:56:0060000:37: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-в.

На территории ООО «Сулинуголь», расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26а, 26, 26в (до 26.09.2017), размещены следующие объекты:

- административно-бытовые здания (АБК);

- гаражные боксы;

- склад магнетита;

- открытый склад сырья;

- участок подготовки сырья;

- установка по переработке техногенного сырья;

- участок предварительной выгрузки готовой продукции;

- склад готовой продукции;

- пруд для сброса воды из установки (пруд накопитель).

Установка по переработке техногенного сырья размещена на земельном участке с кадастровым номером 61:56:0060000:36: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-а.

Техногенное сырье доставляется на склад сырья автосамосвалом (автотранспортом поставщика сырья), выгружается на открытой площадке и хранится в виде насыпи.

Земельный участок с кадастровым номером 61:56:0060000:6: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26, используется ООО «Сулинуголь» под склад готовой продукции и представляет собой открытую площадку, на которой хранится вещество черного цвета с включениями камней.

В ходе проведения административного расследования установлено, что ООО «Сулинуголь» осуществляло деятельность по переработке горной массы (техногенного сырья) с использованием установки.

При переработке горной массы (техногенного сырья) с использованием установки образовывались отходы производства, складируемые на территории ООО «Сулинуголь».

Для определения классов опасности отходов, складируемых ООО «Сулинуголь» по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26 а, специалистами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области произведен отбор проб «вещества черного цвета» для проведения лабораторных исследований.

Отбор проб «вещества черного цвета» производился по координатам (определение координат производилось с использованием приемника навигатора марки GARMIN Dakota 10, инв. № 0011040415):

- открытый склад сырья - № 47°49'6.4956" Е 39°54'58.2048";

-     участок подготовки сырья - № 47º49'10.8948" Е 39°55'3.4644"; №47°49'9.3756" Е39°55'4.0764";

-    установка по переработке техногенного сырья - № 47º49'10.7652" Е 39°55'5.844"; №47°49'10.5672" Е 39°55'5.9016"; № 47°49'11.0388" Е 39°55'5.9664"; №47°49'11.1612" Е39°55'7.356".

По итогу проведенных лабораторных исследований Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области установлено, что складируемое «вещество черного цвета (техногенное сырье)» относится к отходам V класса опасности.

Для определения классов опасности отходов, складируемых на складе готовой продукции ООО «Сулинуголь» по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26, специалистами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области произведен отбор проб «вещества черного цвета с включением камней (отходов углеобогащения)» для проведения лабораторных исследований. Отбор проб «вещества черного цвета с включением камней (отходов углеобогащения)» производился по координатам: № 47'"49ʹ7.176" Е 39º55ʹ49.542"; № 47º49'7.2552" Е39°55'10.8768".

По итогу проведенных лабораторных исследований Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области установлено, что складируемое «вещество черного цвета с включением камней (отходов углеобогащения)» относится к отходам V класса опасности.

Специалистами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области произведен отбор проб «массы черного цвета (шлама)», складируемого по вышеуказанному адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-в.

По итогу проведенных лабораторных исследований Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области установлено, что «массы черного цвета (шлама)» относятся к IV классу опасности.

Земельный участок с кадастровым номером 61:56:0060000:37, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-в, в период с 14.06.2016 по 26.09.2017 находился в пользовании ООО «Сулинуголь» до 26.09.2017 (акт приема-передачи земельного участка от 26.09.2017, соглашение от 26.09.2017 о расторжении договора аренды земельного участка) и использовался как пруд накопитель (далее - пруд накопитель № 2).

Согласно проведенного сопоставления спутниковых снимков Google Earth 18.07.2016, 20.08.2016, 14.09.2016, 12.08.2017, прослеживается образование «массы черного цвета (шлама)», размещенного в пруду накопителе № 2 (Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-в).

В соответствии с актом от 28.03.2018 № 1 «О выполненных маркшейдерских работах по определению границ участка техногенного рельефа и объемов штабелей переработанного сырья на площадке, расположенной в городе Новошахтинке в районе ул. Депутатской», установлено, что ООО «Сулинуголь» на земельных участках с кадастровыми номерами: 61:56:0060000:4, 61:56:0060000:37, 61:56:0060000:19 в пруду накопителе № 2, площадью 17145 м2, размещает на почве «черное пастообразное вещество» IV класса опасности (шлам угольный), образованное в ходе переработки ООО «Сулинуголь» техногенного сырья с использованием установки.

В пруду накопителе № 2, согласно акту от 28.03.2018 № 1, объем шлама составляет - 8572 м2. Средняя плотность отходов составляет 1700 кг/м3 (обзор современных способов обогащения угольных шламов УДК: 622.7: 658.512; 622.7.017.2 Новак В.И., Козлов В.А.). Масса размещенных отходов составляет 14572,4 т.

В соответствии с актом от 28.03.2018 № 1 «О выполненных маркшейдерских работах по определению границ участка техногенного рельефа и объемов штабелей переработанного сырья на площадке, расположенной в городе Новошахтинке в районе ул. Депутатской», установлено, что на земельных участках с кадастровыми номерами: 61:56:0060000:4, 61:56:0060000:36, частично неразграниченных землях администрации расположен пруд накопитель № 1 площадью 5341 м2.

В пруду размещено «черное пастообразное вещество» IV класса опасности (шлам угольный), согласно акту от 28.03.2018 № 1, объем шлама в пруду накопителе № 1 составляет - 840 м3. Средняя плотность отходов составляет 1700 кг/м3 (обзор современных способов обогащения угольных шламов УДК: 622.7: 658.512; 622.7.017.2 Новак В.И., Козлов В.А.). Масса размещенных отходов составляет 1428,0 т./м3

ООО «Сулинуголь» на земельных участках с кадастровыми номерами: 61:56:0060000:6, 61:56:0060000:37, в том числе на неразграниченных землях администрации г. Новошахтинска складирует разноуровневый штабель пород из переработанного сырья фракцией от 5 до 30 мм. Согласно акту от 28.03.2018 № 1, площадь на участке с кадастровым номером 61:56:0060000:6 составляет -18664 м2, на участке с кадастровым номером 61:56:0060000:37 составляет -921 м2, на землях администрации - 2749 м2.

Земельный участок с кадастровым номером 61:56:0060000:6 в пользовании ООО «Сулинуголь» не имеется.

Специалистами Филиала ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области произведен отбор проб почв на граничащих землях с земельными участками 61:56:0060000:6, 61:56:0060000:37 для проведения лабораторных исследований.

Отбор проб почв производился по координатам: № 47º49ʹ4.89" Е 39°54'55.548", №47º49'9.8688" Е 39°55'24.3372", № 47°49'11.2224" Е 39°55'19.326".

По итогу проведенных лабораторных исследований Филиалом ФГБУ «ЦЛАТИ по ЮФО» - ЦЛАТИ по Ростовской области установлено, что образцы почвы не токсичны.

ООО «Сулинуголь» самовольно (незаконно) перекрыло поверхность почв, а также почвенного профиля породой из переработанного сырья суммарной площадью 22334 м2.

Административный орган установил, что ООО «Сулинуголь» осуществляет размещение отходов IV -V классов опасности по адресам: Ростовская область, п Новошахтинск, ул. Депутатская, 26 а; Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26; Ростовская область, г Новошахтинск, ул. Депутатская, 26-в на поверхности открытой площадки, не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, поверхность хранящихся насыпью отходов не была защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок отсутствовала обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями, что является нарушением пункта 3.7 Гигиенических требованиям к размещению и обезвреживанию отходов производства и потребления, Санитарно - эпидемиологических правил и нормативов СанПиН 2,1.7.1322-03, пункта 1 части 2 статьи 11 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления».

Сложившаяся ситуация оказывает негативное воздействие на окружающую среду, объекты природопользования, здоровье населения и является нарушением статьи 51 Федерального закона от 10.01.2002 № 7 - ФЗ «Об охране окружающей среды», статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации.

Выявленное правонарушение послужило основанием для привлечения ООО «Сулинуголь» к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ.

Постановление от 19.04.2018 №0047/12/3379/101-КНД/ПР/2018 о назначении административного наказания вступило в законную силу. Штраф не был оплачен.

17.05.2018 Департамент Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу направило в адрес общества требование о добровольном возмещении вреда №01-12/1568, которое было оставлено без ответа и удовлетворения.

Неисполнение обществом требований по возмещению ущерба послужило основанием для обращения Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу с иском в суд.

Удовлетворяя заявленные исковые требования, суд руководствовался следующим.

Статьей 8 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) в качестве оснований возникновения гражданских прав и обязанностей указаны основания, предусмотренные законом и иными правовыми актами, а также действия граждан и юридических лиц, которые хотя и не предусмотрены законом или такими актами, но в силу общих начал и смысла гражданского законодательства порождают гражданские права и обязанности.

В соответствии со статьей 307 ГК РФ обязательства возникают из договора, вследствие причинения вреда и из иных оснований, указанных в указанном Кодексе.

Главой 59 ГК РФ урегулированы вопросы обязательств, возникающих вследствие причинения вреда.

Согласно статье 1064 ГК РФ по общему правилу вред, причиненный имуществу юридического лица, подлежит возмещению в полном объеме лицом, причинившим вред.

Общими условиями применения гражданско-правовой ответственности являются наличие состава правонарушения, включающего противоправное поведение причинителя вреда, наступление вреда, наличие причинной связи с противоправным поведением причинителя вреда, а также его вины.

Согласно статьей 1 Федерального закона от 10.01.2002 №7-ФЗ «Об охране окружающей среды» (далее - Федеральный закон № 7-ФЗ) к компонентам природной среды относятся: земля, недра, почвы, поверхностные и подземные воды, атмосферный воздух, растительный, животный мир и иные организмы, а также озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство, обеспечивающие в совокупности благоприятные условия для существования жизни на Земле; природный объект - естественная экологическая система, природный ландшафт и составляющие их элементы, сохранившие свои природные свойства.

Частью 1 статьи 4 Федерального закона № 7-ФЗ предусмотрено, что объектами охраны окружающей среды от загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения и иного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности являются: земли, недра, почвы; поверхностные и подземные воды; леса и иная растительность, животные и другие организмы и их генетический фонд; атмосферный воздух, озоновый слой атмосферы и околоземное космическое пространство.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона № 7-ФЗ вред окружающей среде — это негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов.

На основании статьи 77 Федерального закона №7-ФЗ - юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате её загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.

Как определено статьей 77 Федерального закона №7-ФЗ под вредом понимается загрязнение, истощение, порча, уничтожение, нерациональное использование природных ресурсов, деградация и разрушение естественных природных ландшафтов и иного нарушения законодательства, т.е. любое негативное воздействие на окружающую среду, а в нашем случае конкретно на водный объект.

Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Часть 2 статьи 51 Федерального закона № 7-ФЗ запрещает размещать отходов I - IV классов опасности и радиоактивных отходов на территориях, прилегающих к городским и сельским поселениям, в лесопарковых, курортных, лечебно-оздоровительных, рекреационных зонах, на путях миграции животных, вблизи нерестилищ и в иных местах, в которых может быть создана опасность для окружающей среды, естественных экологических систем и здоровья человека.

Запрет установленный законодателем связан с негативным воздействием, которое оказывают отходы на окружающую среду.

При этом негативное воздействие отходов является обусловленным поскольку каждому отходу присвоен класс опасности, и они внесены в федеральный классификационный каталок отходов (ФККО).

Согласно статье 4.1 Федерального закона № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» указывающая на то, что отходы в зависимости от степени негативного воздействия на окружающую среду подразделяются в соответствии с критериями, установленными федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим государственное регулирование в области охраны окружающей среды, на пять классов опасности:

I класс - чрезвычайно опасные отходы;

II класс - высокоопасные отходы;

III класс - умеренно опасные отходы;

IV класс - малоопасные отходы;

V класс - практически неопасные отходы.

Следовательно, независимо от степени и класса опасности (1-5 класс) все отходы оказывают негативное воздействие на окружающую среду.

Деятельность ООО «Сулинуголь», связанная с размещение отходов, оказывает негативное воздействие на почву, как на компонент окружающей среды.

В соответствии с пунктом 1 статьи 78 Закона об охране окружающей среды компенсация вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется добровольно либо по решению суда или арбитражного суда. На основании решения суда или арбитражного суда вред окружающей среде, причиненный нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, может быть возмещен посредством возложения на ответчика обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ (пункт 2 названной статьи).

Согласно позиции Верховного Суда Российской Федерации, изложенной в пункте 37 постановления Пленума от 18.10.2012 № 21 «О применении судами законодательства об ответственности за нарушения в области охраны окружающей среды и природопользования», и по смыслу пункта 2 статьи 78 Закона об охране окружающей среды вред, причиненный окружающей среде, на основании решения суда может быть возмещен посредством возложения на виновное лицо обязанности по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды за счет его средств в соответствии с проектом восстановительных работ в случае, если восстановление окружающей среды объективно возможно и правонарушитель в состоянии в течение разумного срока провести необходимые работы по восстановлению нарушенного состояния окружающей среды.

Согласно статье 1082 Гражданского кодекса Российской Федерации, удовлетворяя требование о возмещении вреда, суд в соответствии с обстоятельствами дела обязывает лицо, ответственное за причинение вреда, возместить вред в натуре (предоставить вещь того же рода и качества, исправить поврежденную вещь и т.п.) или возместить причиненные убытки (пункт 2 статьи 15 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Вред окружающей среде, причиненный субъектом хозяйственной и иной деятельности, возмещается в соответствии с утвержденными в установленном порядке таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, а при их отсутствии исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды (пункт 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды).

Как указал Верховный Суд Российской Федерации в определении от 03.06.2015 № 310-ЭС15-1168 по делу №А54-503/2014, нормы природоохранного законодательства о возмещении вреда окружающей среде применяются с соблюдением правил, установленных общими нормами гражданского законодательства, регулирующими возмещение ущерба, в том числе внедоговорного вреда. Доказывание таких убытков производится в общем порядке, установленном статьями 15 и 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Определение размера вреда окружающей среде, причиненного нарушением законодательства в области охраны окружающей среды, осуществляется исходя из фактических затрат на восстановление нарушенного состояния окружающей среды, с учетом понесенных убытков, в том числе упущенной выгоды, а также в соответствии с проектами рекультивационных и иных восстановительных работ, при их отсутствии в соответствии с таксами и методиками исчисления размера вреда окружающей среде, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды.

Закон не предусматривает оснований для зачета понесенных нарушителем затрат по ликвидации последствий в сумму ущерба, поскольку такая сумма в силу закона определяется самостоятельно по факту затрат именно на восстановление нарушенного состояния, а не непосредственно на ликвидацию последствий нанесенного вреда, либо по установленным законом таксам и методикам исчисления размера вреда.

Для восстановления нарушенных земель осуществляется их рекультивация. Рекультивации подлежат земли, нарушенные при ликвидации последствий загрязнения земель (пункты 3, 5, 6 Основных положений о рекультивации земель, снятии, сохранении и рациональном использовании плодородного слоя почвы, утвержденных приказом Минприроды России от 22.12.1995 № 525).

Восстановление нарушенного состояния окружающей среды не тождественно процедуре ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель). Такое восстановление осуществляется после процедуры ликвидации последствий загрязнения окружающей среды (земель).

            Размер вреда определяется согласно Методике от 8 июля 2010 г. № 238, поскольку рекультивация земель полностью не возмещает вред в смысле, придаваемом этому понятию пунктом 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации и пунктом 3 статьи 77 Закона об охране окружающей среды. При определении экологического вреда в денежном выражении подлежат учету не только затраты на восстановление нарушенной природной среды, но и экологические потери, которые невосполнимы или трудновосполнимы. Фактические затраты, направленные на восстановление нарушенного состояния природного объекта, не являются полным возмещением вреда.

Правовые подходы к определению размера вреда, причиненного окружающей среде, изложенные в данном определении, признаны соответствующими законодательству определением Верховного Суда Российской Федерации от 24.12.2015 №457-ПЭК15, которым оставлена без удовлетворения надзорная жалоба на указанное определение Судебной коллегии по экономическим спорам Верховного Суда Российской Федерации от 03.06.2015 № 310-ЭС15-1168. При этом дополнительно указано, что согласно Методике № 238 в стоимостной форме размер вреда, причиненного почвам, исчисляется в случае порчи почв в результате самовольного (незаконного) перекрытия поверхности почв.

Верховный Суд Российской Федерации указал, что вопреки доводам жалобы, двойное возмещение вреда отсутствует, поскольку расходы на рекультивацию не относятся к расходам на возмещение экологического вреда.

Суд проверил расчет размера вреда, произведенный Департаментом Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзора) по Южному федеральному округу, и установил, что он выполнен в соответствие с Методикой № 238, таксами, утвержденными органами исполнительной власти, осуществляющими государственное управление в области охраны окружающей среды. Изложенное опровергает довод ответчика о том, что для исчисления вреда почвам применялся исключительно только обзор современных способов обогащения угольных шламов УДК: 522.7: 658:512; 622.7.017.2 Новак В.И., Козлов В.А.

Судом также отклоняется довод ответчика о том, что истцом не доказано причинение вреда почвам, поскольку в материалы дела представлено постановление, которым ООО «Сулинуголь» привлечено к административной ответственности по статье 8.2 КоАП РФ, которое вступило в законную силу.

В силу части 2 статьи 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда по ранее рассмотренному делу, не доказываются вновь при рассмотрении арбитражным судом другого дела, в котором участвуют те же лица.

Факт причинения вреда окружающей среде подтверждается материалами административного дела (акт обследования территории (акватории) на предмет соблюдения природоохранных требований от 12.03.2018, акт проверки от 05.04.2018, постановление по делу об административном правонарушении от 19.04.2018 №0047/12/3379/101-КНД/ПР/2018 и иные материалы дела), из которых следует, что проверяющим органом установлен факт складирования обществом отходов IV-V классов опасности по адресам: Ростовская область, г. Новошахтинск, ул. Депутатская, 26а, 26, 26-в, 30, на поверхности открытой площадки, не имеющей искусственного водонепроницаемого и химически стойкого покрытия, поверхность хранящихся насыпью отходов не была защищена от воздействия атмосферных осадков и ветров, по периметру площадок отсутствовала обваловка и обособленная сеть ливнестоков с автономными очистными сооружениями.

Судом отклоняется довод ответчика о том, что проверка должна была бать начата 07.03.2018, в то время как проверка была начата 12.03.2018, по следующим основаниям.

Из представленного в материалы дела приказа от 06.03.2018 №101/КНД следует, что проверяющим установлен срок проведения проверки – 20 рабочих дней; указано на то, что к проверке приступить с 07.03.2018; проверку окончить не позднее 05.04.2018.

Тот факт, что проверка была начата не 07.03.2018, а 12.03.2018 не свидетельствует о существенных нарушениях, поскольку законный представитель общества был надлежащим образом уведомлен о проведении проверочных мероприятий; проверка была окончена в срок – 12.04.2018. Проверка проводилась в рамках административного дела.

Судом рассмотрены все доводы ответчика, положенные в основу заявленных возражений, и признаны несостоятельными, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

Как следует из материалов дела, предметом настоящего искового заявления является взыскание вреда, причиненного почве, как объекту окружающей среды, в размере 93 402 000 руб.

Факт вреда, причиненного почве, как объекту окружающей среды подтверждается материалами дела, а также расчетами, произведенными по Методике №238 что составляет 93 402 000 руб., в связи с чем суд признает обоснованными требования Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу по взысканию с общества суммы вреда, причиненного почве, как объекту окружающей среды в размере  93 402 000 руб.

Государственная пошлина в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации возлагается на ответчика и подлежит уплате в доход федерального бюджета, поскольку истец, как государственный орган, при подаче иска освобожден от уплаты государственной  пошлины.

            Руководствуясь статьями 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сулинуголь» ИНН 6144009943, ОГРН 1046144001749 в пользу Департамента Федеральной службы по надзору в сфере природопользования (Росприроднадзор) по Южному федеральному округу ИНН 6164226375, ОГРН 1046164025951 вред, причиненный почве, как объекту окружающей среды, в размере 93 402 000 руб.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «Сулинуголь» ИНН 6144009943, ОГРН 1046144001749 в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 200 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Судья                                                                                                       Л.Н. Паутова