ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-24409/15 от 19.11.2015 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   19 ноября 2015 г.

Полный текст решения изготовлен            25 ноября 2015 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Димитриева М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клочковой А.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Экология города» ИНН 6150067982 ОГРН 1117847443780

к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска

о признании действия (бездействия) незаконным

при участии:

от заявителя: Недвигина М.П., представитель по доверенности от 12.01.2015,

от заинтересованного лица: Мирошниченко С.А., представитель по доверенности от 31.12.2014 №37/0.

Лица, участвующим в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Ростовской области.

Лицам, участвующим в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.

установил: общество с ограниченной ответственностью «Экология города» ИНН 6150067982 ОГРН 117847443780 обратилось в Арбитражный суд Ростовской области  с заявлением к Комитету по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска о признании отказ в предоставлении в аренду земельного участка с кадастровым номером 61:55:0010216:13 площадью 41475 кв.м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 2ю незаконным, об обязании направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:55:0010216:13 площадью 41475 кв.м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 2ю.

В судебном заседании представитель заявителя требования поддержал по основаниям, изложенным в исковом заявлении.

            Заинтересованное лицо в судебное заседание в удовлетворении заявленных требований возражает.

Заявитель ссылается на следующие обстоятельства.

26.05.2011 между обществом с ограниченной ответственностью «Экология города» (концессионер) и Комитетом по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска (концедент) заключено концессионное соглашение №1 в отношении владения и пользования мусороперегрузочной станции, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 61 и нового полигона ТБО по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 2а-ю, по условиям которого концессионер обязуется за свой счет осуществить реконструкцию, строительство мусороперегрузочной станции, расположенной по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 61 и нового полигона ТБО по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя. 2-ю.

На основании пункта 10 соглашения к концессионному соглашению №1 от 26.05.2011 земельные участки, на которых находится объект концессионного соглашения и которые необходимы для функционирования в полном объеме объекта концессионного соглашения должны быть предоставлены концессионеру на прав аренды в течение 90 дней со дня подготовки необходимой документации концедентом на данные земельные участки, после подписания концессионного соглашения в соответствии с требованиями законодательства РФ.

В соответствии с актом приема-передачи от 07.07.2011г. концессионеру подлежал передаче земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, по ул. Крайняя 2-ю, новый полигон ТБО общей площадью 118955 кв.м. Территория полигона ТБО разбита на 4 карты (очереди): карта №1 (1 очередь) площадью 17956 кв.м введена в эксплуатацию, карты №№ 2,3,4.

28.08.2012 дополнительным соглашением сторон внесены изменения в концессионное соглашение от 26.05.2011 №1 в части изменения преамбулы соглашения в связи с реорганизацией концессионера – правопредшественника в форме выделения из него правопреемника в части прав и обязанностей по указанному концессионному соглашению.

27.02.2015г. общество с ограниченной ответственностью «Экология города» обратилось в Комитет по управлению имуществом Администрации г. Новочеркасска с заявлениями № 126153, № 126162 о предоставлении в соответствии с условиями концессионного соглашения №1 от 26.05.2011г. в аренду земельных участков, расположенный по ул. Крайняя 2-ю (карты №2, №3) для  размещения объектов складирования и захоронения отходов. 

Письмом от 04.06.2015г. за №57.1.4/3073 Комитет по управлению имуществом Администрации г. Новочеркасска направил в адрес истца отказ о предоставлении в соответствии с условиями концессионного соглашения №1 от 26.05.2011г. в аренду земельных участков по ул. Крайняя 2-ю (карты №2, №3), по причине отсутствия  возможным зарегистрировать право муниципальной собственности на земельные участки.

Заявитель, полагая, что данный отказ в предоставлении земельного участка, выраженный в письме от 04.06.2015 № №57.1.4/3073 незаконным, обратился в суд с настоящим заявлением.

Заинтересованное лицо, возражая в удовлетворении заявленных требований, указывает следующее. Испрашиваемые заявителем земельные участки находятся в государственной собственности до разграничения. Объекты капитального строительства находящиеся в муниципальной собственности на испрашиваемых земельных участках отсутствуют, таким образом, зарегистрировать право муниципальной собственности на указанные земельные участки в целях их последующей передачи в аренду в рамках заключенного с заявителем концессионного соглашения не представляется возможным.  Условия концессионного соглашения №1 от 26.05.2011, определяющие порядок предоставления земельного участка, определены на основании решения о заключении концессионного соглашения, в соответствии с действующим законодательством. Основания для внесения изменений в концессионное соглашение №1 от 26.05.2011 отсутствуют.

Суд, рассмотрев требования заявителя, полагает подлежащими удовлетворению ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия действия (бездействия) указанного органа закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным действием (бездействием) прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").

Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности.

В силу ст. 3 Закона о концессионных соглашениях по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.

Статьей 4 Закона о концессионных соглашениях установлено, что объектами концессионного соглашения являются автомобильные дороги и инженерные сооружения транспортной инфраструктуры, в том числе мосты, путепроводы, тоннели, стоянки автотранспортных средств, пункты пропуска автотранспортных средств, пункты взимания платы с владельцев автотранспортных средств; объекты железнодорожного транспорта; объекты трубопроводного транспорта; морские и речные порты, в том числе искусственные земельные участки, предназначенные для создания и (или) реконструкции гидротехнических сооружений портов, гидротехнические сооружения портов, объекты их производственной и инженерной инфраструктур; морские и речные суда, суда смешанного (река - море) плавания, а также суда, осуществляющие ледокольную проводку, гидрографическую, научно-исследовательскую деятельность, паромные переправы, плавучие и сухие доки; аэродромы или здания и (или) сооружения, предназначенные для взлета, посадки, руления и стоянки воздушных судов, а также создаваемые и предназначенные для организации полетов гражданских воздушных судов авиационная инфраструктура и средства обслуживания воздушного движения, навигации, посадки и связи; объекты производственной и инженерной инфраструктур аэропортов; гидротехнические сооружения; объекты по производству, передаче и распределению электрической и тепловой энергии; системы коммунальной инфраструктуры и иные объекты коммунального хозяйства, в том числе объекты водо-, тепло-, газо- и энергоснабжения, водоотведения, очистки сточных вод, переработки и утилизации (захоронения) бытовых отходов, объекты, предназначенные для освещения территорий городских и сельских поселений, объекты, предназначенные для благоустройства территорий, а также объекты социально-бытового назначения; метрополитен и другой транспорт общего пользования; объекты здравоохранения, в том числе объекты, предназначенные для санаторно-курортного лечения; объекты образования, культуры, спорта, объекты, используемые для организации отдыха граждан и туризма, иные объекты социально-культурного назначения.

Из положений ст. 1 Закона о концессионных соглашениях следует, что целями концессионных соглашений являются привлечение инвестиций в экономику Российской Федерации путем обеспечения эффективного использования имущества, находящегося в государственной или муниципальной собственности и повышение вследствие этого качества товаров, работ, услуг, предоставляемых потребителям.

Таким образом, предметом концессионного соглашения является создание или реконструкция определенного этим соглашением недвижимого имущества, при этом не любое, но входящее в состав имущества, поименованного Законе о концессионных соглашениях.

Создание объекта создание объекта недвижимого имущества как объекта концессионного соглашения должно быть предусмотрено соответствующим соглашением, а объект концессионного соглашения, подлежащий реконструкции, должен находиться в собственности концедента на момент заключения концессионного соглашения.

Согласно части 1 статьи 11 Федерального закона от 21.07.2005г. №115-ФЗ «О концессионных соглашениях» земельный участок, на котором располагается объект концессионного соглашения и (или) который необходим для осуществления концессионером деятельности, предусмотренной концессионным соглашением предоставляются концессионеру в аренду (субаренду) или на ином законном основании в соответствии с земельным законодательством, срок, который устанавливается концессионным соглашением договор аренды земельного участка должен быть заключен с концессионером не позднее чем через шестьдесят рабочих дней со дня подписания концессионного соглашения, если иные сроки не установлены конкурсной документацией.

Тем самым законом определена сфера применения концессионного соглашения по отношению к отдельным областям, требующим инвестиционных вложений, путем установления закрытого перечня имущественных комплексов, недвижимые объекты которых могут быть предметом концессионного соглашения, а также указанием на то, что земельные участки не входят в состав объектов концессионного соглашения.

Это вызвано тем, что концессия, регулируемая данным законом, носит "инфраструктурный" характер, т.е. ее объектом могут быть только вещи, созданные человеком, относящиеся к основным средствам, характер и цель назначения которых делает невозможным применение иных механизмов по их развитию и достижению эффективности использования (например, приватизационных).

По условиям концессионного соглашения от 26.05.2011 объектом соглашения является мусороперегрузочная станция, расположенная по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 2-ю и новый полигон ТБО по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 2-ю. Объект соглашения принадлежит концеденту (Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации города Новочеркасска, выступающий от имени и в интересах муниципального образования «город Новочеркасск») на праве собственности. Копии документов, удостоверяющих право собственности концедента на объект соглашения составляют Приложение №2 к настоящему соглашению. На основании пункта 10 приложения №1 к концессионному соглашению земельные участки, на которых находится объект соглашения и которые необходимы для функционирования в полном объеме объекта концессионного соглашения должны быть предоставлены концессионеру на праве аренды в течение 90 дней со дня подготовки необходимой документации концедентом на данные земельные участки, после подписания концессионного соглашения в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

В связи с этим земельный участок может быть предоставлен концессионеру исключительно в целях реализации концессионного соглашения, предусматривающего обязанность концессионера создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением - реконструкцию, строительство мусороперегрузочной станции и нового полигона ТБО). 

Кроме того, согласно пункту 23 части 2 статьи 39.6 Земельного кодекса Российской Федерации договор аренды земельного участка заключается без проведения торгов в случае предоставления земельного участка, необходимого для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, лицу, с которым заключено концессионное соглашение.

Согласно части 5 статьи 39.17 Земельного кодекса Российской Федерации в срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление, проверяет наличие или отсутствие оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и по результатам указанных рассмотрения и проверки совершает одно из следующих действий:

осуществляет подготовку проектов договора купли-продажи, договора аренды земельного участка или договора безвозмездного пользования земельным участком в трех экземплярах и их подписание, а также направляет проекты указанных договоров для подписания заявителю, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ;

принимает решение о предоставлении земельного участка в собственность бесплатно или в постоянное (бессрочное) пользование, если не требуется образование испрашиваемого земельного участка или уточнение его границ, и направляет принятое решение заявителю;

принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных статьей 39.16 настоящего Кодекса, и направляет принятое решение заявителю. В указанном решении должны быть указаны все основания отказа.

             В соответствии с частью 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности (часть 2 статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

            Доводы заинтересованного лица о невозможности предоставить заявителю земельный участок на праве аренды в связи с отсутствием права муниципальной собственности на соответствующий участок судом отклоняются. Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска не лишен возможности оформить право муниципальной собственности на соответствующий земельный участок либо по соглашению сторон внести изменение в концессионное соглашение в части предоставления земельного участка из неразграниченной собственности. Не предоставление земельного участка заявителю на праве аренды в целях реализации концессионного соглашения не может быть признано законным, не соответствует положениям Земельного кодекса Российской Федерации и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности. Отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, выраженный в письме от 04.06.2015 № 57.1.4/3073 является незаконным как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации.

В силу части 4 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в случае признания ненормативного правового акта недействительным, арбитражный суд должен указать в решении на обязанность устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя.

Таким образом, последствия признания решения (деяния) органа публичной власти незаконным, в силу положений главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, определяет суд, который не связан просительной частью  заявления. В просительной части заявления, заявитель просит обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска направить проект договора аренды земельного участка с кадастровым номером 61:55:0010216:13 площадью 41475 кв.м, расположенного по адресу: Ростовская область, г. Новочеркасск, ул. Крайняя, 2ю. Однако согласно представленной в материалы дела копии заявления, ответом на которое выступило письмо от 04.06.2015 № 57.1.4/3073 (содержащийся в котором отказ оспаривается в рамках настоящего дела), заявитель просил предоставить в аренду земельный участок для целей, не связанных со строительством под размещение твердых бытовых отходов на срок до 26 мая 2026 года.  Признавая незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, выраженный в письме от 04.06.2015 № 57.1.4/3073 как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации, суд должен обязать орган публичной власти устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, то есть обязать совершить те действия, которые не были совершены в связи с оспоренным отказом.

В данном случае Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска должен предоставить в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Экология города» ИНН 6150067982 ОГРН 1117847443780 земельный участок для целей, не связанных со строительством под размещение твердых бытовых отходов на срок до 26 мая 2026 года, что непосредственно испрашивалось обществом по заявлению. Суд полагает необходимым установить тридцатидневный срок с момента вступления настоящего решения суда в законную силу, в течение которого орган публичной власти должен предоставить заявителю земельный участок.

            Судебные расходы распределены в соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и отнесены на Комитет по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска.

Руководствуясь статьями 110, 167-176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            Признать незаконным отказ Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска, выраженный в письме от 04.06.2015 № 57.1.4/3073 как противоречащий Земельному кодексу Российской Федерации.

Обязать Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска в течение тридцати календарных дней с момента вступления в силу настоящего решения предоставить в аренду обществу с ограниченной ответственностью «Экология города» ИНН 6150067982 ОГРН 1117847443780 земельный участок для целей, не связанных со строительством под размещение твердых бытовых отходов на срок до 26 мая 2026 года.

Взыскать с Комитета по управлению муниципальным имуществом администрации г. Новочеркасска в пользу обществу с ограниченной ответственностью «Экология города» ИНН 6150067982 ОГРН 1117847443780 судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 3 000 рублей.

Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления судебного акта в полном объеме), через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Решение суда по настоящему делу, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                               М.А. Димитриев