АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
21 марта 2011. Дело № А53-248/11
Резолютивная часть решения объявлена 16 марта 2011.
Полный текст решения изготовлен 21 марта 2011.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Андриановой Ю.Ю.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению ФИО1
( ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Межрегиональному управлении. Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу
об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности,
при участии:
от заявителя : не явился, извещен
от заинтересованного лица: не явился, извещен
установил:
ФИО1 в интересах общества с ограниченной ответственностью «Недвижимость 2014» ( далее Общество) обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному федеральному округу ( далее Управление ФС по финансовому мониторингу), в котором просит о восстановлении срока обжалования и отмене постановления № 05-10/379 от 09.12.2011 и представления об устранении нарушений №05-10/ 7109 от 10.12.2010.
В порядке статьи 18 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации произведена замена судьи. Дело принято к производству судьей Чернышевой И.В.
Заявитель в судебное заседание не явился. Представил суду ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.
Заинтересованное лицо в судебное заседание не явилось. О месте и времени рассмотрения извещено надлежащим образом.
Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Изучив материалы дела и оценив имеющиеся в деле доказательства. Суд находит заявление не подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Приказом Управления ФС по финансовому мониторингу №115 от 16.11.2010 была создана комиссия для проведения проверки Общества на предмет соблюдения им законодательства « О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма. В состав комиссии вошли ФИО2, ФИО3 и ФИО4 Срок проверки установлен с 22.11.2010 по 22.12.2010. Во исполнение данного приказа Обществу было предложено в срок не позднее 22.11.2010 представить копии требуемых для проверки документов.
23.11.2011 по окончании проверки , директору Общества ФИО1 был представлен акт проверки №115 от 23.11.2010 и от него получены письменные объяснения. В результате проверки было установлено, что Общество не состоит на учете в Управление по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля не разработаны, не утверждены и не согласованы, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение, правил, не назначено; сведения по операциям, подлежащих обязательному контролю в Управление не направлены, отсутствует порядок выявления необычных сделок, сведения по которым не направляются; требования Приказа Росфинмониторнга №204 от 03.08.20-10 не исполнены.
В тот же день, 23.11.2011 в присутствии законного представителя Общества – директора ФИО1 был составлен протокол об административном правонарушении № 05-10/378 в отношении Общества за совершение административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
По результатам проверки, 06.12.2010 и.о. руководителя Управления по финансовому мониторингу было вынесено определение о назначении времени и места рассмотрения дела об административном правонарушении, дата которого определена 09.12.2014 в помещении Управления.
09.12.2014 Постановлением № 05-10/378 Общество было признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного статьей 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 150 000 рублей, а также внесено представление принятии мер по устранению причин и условий, способствовавших совершению административного правонарушения.
Несогласие с принятым постановлением, явилось причиной обращения в суд с данным заявлением.
Оценив в порядке статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации представленные в материалы дела документы , суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению поскольку доводы заявителя не соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в материалах дела доказательствам, которые отвечают правилам доказывания.
В части 1 статьи 46 Конституции Российской Федерации провозглашено, что каждому гарантируется судебная защита его прав и свобод. Согласно части 2 указанной статьи решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Согласно части 2 статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Гражданами, юридическими лицами могут быть обжалованы в арбитражный суд любые действия (бездействие), решения государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных или муниципальных служащих, кроме действий (решений), проверка которых отнесена законодательством к исключительной компетенции Конституционного Суда РФ либо в отношении которых предусмотрен иной порядок судебного обжалования.
В соответствии со статьей 15 ФЗ №115 лицо, чьи права нарушены, имеет право на обжалование действий или бездействия должностных лиц Росфинмониторинга и его территориальных органов как в судебном, так и в досудебном порядке.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Из представленных суду заинтересованным лицом доказательств следует, что Общество привлечено к административной ответственности по статье 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, устанавливающей ответственность за неисполнение организацией, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма в части фиксирования, хранения и представления информации об операциях, подлежащих обязательному контролю, а также в части организации внутреннего контроля влечет наложение административного штрафа на юридических лиц в размере от пятидесяти тысяч до пятисот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.
07.08.2001 был принят Федеральный закон №115-ФЗ О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем и финансированию терроризма» (далее ФЗ № 115).
Статья 1 комментируемого Федерального закона определяет цели его правового регулирования. Из содержания которой выделяется:
во-первых, защита прав и законных интересов граждан, общества и государства путем противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, пресечение поступления в экономику указанных средств и противодействие финансированию терроризма;
во-вторых, создание правового механизма, законодательных основ регулирования противодействия легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.
Указом Президента РФ от 1 ноября 2001 г. N 1263 был образован Комитет Российской Федерации по финансовому мониторингу (КФМ России) и установлено, что данный Комитет является федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным принимать меры по противодействию легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и координирующим деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Указом Президента РФ от 9 марта 2004 г. N 314 Комитет РФ по финансовому мониторингу преобразован в Федеральную службу по финансовому мониторингу, а его функции по принятию нормативных правовых актов в установленной сфере деятельности переданы Министерству финансов РФ .
В соответствии с положениями ФЗ N 115 под операциями с денежными средствами или иным имуществом подразумеваются любые действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей (статья 3);
Постановлением Правительства РФ от 18.01.2003 N 28 утверждено Положение о постановке на учет в Федеральной службе по финансовому мониторингу организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, в сфере деятельности которых отсутствуют надзорные органы.
Так, постановке на учет подлежат следующие организации:
1) лизинговые компании;
2) ломбарды;
3) организации, содержащие тотализаторы и букмекерские конторы, а также организующие и (или) проводящие лотереи, тотализаторы (взаимное пари) и иные основанные на риске игры, в том числе в электронной форме;
4) организации, не являющиеся кредитными организациями, осуществляющие прием от физических лиц наличных денежных средств в случаях, предусмотренных законодательством о банках и банковской деятельности;
5) организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества;
6) коммерческие организации, заключающие договоры финансирования под уступку денежного требования в качестве финансовых агентов.
Постановка на учет организации осуществляется в течение 30 дней с даты ее государственной регистрации. Федеральная служба по финансовому мониторингу принимает решение о постановке либо отказе в постановке организации на учет в срок, не превышающий 10 дней с даты представления документов.
Из представленных документов установлено, что Общество не состоит на учете в Управление по финансовому мониторингу, правила внутреннего контроля не разработаны, не утверждены и не согласованы, специальное должностное лицо, ответственное за соблюдение, правил, не назначено; сведения по операциям, подлежащих обязательному контролю в Управление не направлены, отсутствует порядок выявления необычных сделок, сведения по которым не направляются;
Обязательным признаком легализации денежных средств и другого имущества выступает специальная цель - придание правомерности владению, пользованию и распоряжению денежными средствами или иным имуществом.
Изложенные правовые нормы и фактические обстоятельства, установленные судом, свидетельствуют, что Общество является надлежащим субъектом силу ч. 1 ст. 2 Закона N 115-ФЗ , в отношении его был осуществлен контроль за операциями с денежными средствами или иным имуществом, так как у организации, осуществляющей операции с денежными средствами и иным имуществом существует обязанность по направлению в Росфинмониторинг сведений по операциям, подлежащим обязательному контролю, не позднее следующего рабочего дня за днем совершения операции, данная обязанность обществом не выполнена, что образует состав вменяемого ему правонарушения. (Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 25.11.2009 N 15АП-9557/2009 по делу N А32-15329/2009).
В соответствии со статьей 3 ФЗ № 115 операции с денежными средствами или иным имуществом - действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских обязанностей.
Статья 4 ФЗ №115 содержит перечень обязательных мер, направленных на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма. В первую очередь к мерам, направленным на противодействие легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, законодатель относит обязательные процедуры внутреннего контроля. Обязательные процедуры внутреннего контроля прежде всего направлены на выявление операций, совершаемых физическими или юридическими лицами с целью легализации (отмывания) криминальных доходов или финансирования терроризма.
Статья 5 ФЗ №115 предусматривает перечень указанных организаций, в число которых включены организации, оказывающие посреднические услуги при осуществлении сделок купли-продажи недвижимого имущества. Из представленных суду заинтересованным лицом доказательств четко прослеживается деятельность общества, которая оказывает посреднические услуги при осуществлении сделок с недвижимостью. (Аналогичная правовая позиция изложена в Постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 07.08.2006 N Ф08-3321/2006-1431А.).
Положениями статьи 7 указанного Федерального закона закреплены права и обязанности организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, а также порядок представления информации в уполномоченный орган.
Пунктом 1 статьи 7 Закона N 115-ФЗ предусмотрено, что организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны документально фиксировать и представлять в уполномоченный орган не позднее рабочего дня, следующего за днем совершения операции сведения по операциям с денежными средствами или имуществом, подлежащим обязательному контролю, указанным в статье 6 этого Федерального закона.
В силу пункта 2 статьи 7 вышеназванного Федерального закона организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма разрабатывать правила внутреннего контроля и программы его осуществления, назначать специальных должностных лиц, ответственных за соблюдение указанных правил и реализацию указанных программ, а также предпринимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.
В статье 6 Закона N 115-ФЗ установлен перечень операций с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, сведения о которых должны быть направлены в уполномоченный орган. В силу пункта 1 указанной статьи операция подлежит обязательному контролю, если сумма, на которую она совершается, равна или превышает 600 тыс. рублей. Сведения об операциях с денежными средствами или иным имуществом, подлежащих обязательному контролю, представляются непосредственно в уполномоченный орган организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом (пункт 4 статьи 6 Закона N 115-ФЗ)..
Судом установлено что обществом сопровождались сделки по договорам купли-продажи помещений в период с 10.06.2010 по 08.11.2010 на сумму, превышающую 600 000 рубле и соответственно все они , подпадают под перечень операций, подлежащих в силу статьи 6 Закона обязательному контролю. Однако в нарушение указанных выше требований закона сведения в уполномоченный орган по 49 сделкам представлены не были и требования законодательства Обществом не соблюдены.
По основаниям указанным выше, довод Общества, что за проверяемый период Общество не оказывало посреднически услуги при покупке, продаже недвижимого имущества судом не принимается и признается безосновательным.
Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Арбитражный суд оценивает относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности. Доказательство признается арбитражным судом достоверным, если в результате его проверки и исследования выясняется, что содержащиеся в нем сведения соответствуют действительности. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не имеют для арбитражного суда заранее установленную силу.
Согласно пункту третьему статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности, арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требований заявителя.
Руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья И.В. Чернышева