АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
29 марта 2010. Дело № А53-2495/2010
Резолютивная часть решения объявлена 22.03.2010.
Решение в полном объеме изготовлено 29.03.2010.
Арбитражный суд Ростовской области
в составе председательствующего судьи Липатовой Веры Ивановны
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Скопцовой Анной Михайловной,
рассмотрев дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест"
о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе по делу об административном правонарушении от 18.01.2010 №58-10-20/пн,
заинтересованное лицо: руководитель Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе ФИО1,
при участии представителей:
от заинтересованного лица: в судебном заседании 22.03.2010 ФИО2 (доверенность от 05.03.2010 № 58-10-ВФ-09/986),
установил:
общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Полис-Инвест" обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным и подлежащим отмене постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе по делу об административном правонарушении от 18.01.2010 №58-10-20/пн.
Представители заявителя, заинтересованного лица в судебное заседание 15.03.2010 не явились, о месте и времени судебного заседания извещены, что подтверждается уведомлениями о вручении.
Суд рассматривает дело в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
В судебном заседании 15.03.2010 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 22.03.2010 до 14 часов 40 минут.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания размещена 15.03.2009 на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области – http://rostov.arbitr.ru.
После истечения перерыва судебное заседание продолжено 22.03.2010 в 14 часов 40 минут в присутствии представителя заинтересованного лица.
Представитель заинтересованного лица заявил ходатайство о приобщении к материалам дела отзыва на заявление и копий документов дела об административном правонарушении. Ходатайство судом удовлетворено, документы приобщены к материалам дела.
При обращении в суд обществом с ограниченной ответственностью Инвестиционной компанией "Полис-Инвест" в обоснование своей позиции в заявлении приведены следующие доводы: "заявитель не был уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении", кроме того "общество не уведомлено о месте и дате рассмотрения дела об административном правонарушении".
Представитель заинтересованного лица возражал против удовлетворения заявленного требования, просил суд в его удовлетворении отказать. Пояснил, что материалами административного дела подтверждается состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, административным органом при составлении протокола об административном правонарушении и рассмотрении дела об административном правонарушении процессуальные нормы законодательства соблюдены.
Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителя заинтересованного лица, суд установил следующее.
Общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Полис-Инвест" является действующим юридическим лицом
07.10.2009 Федеральная служба по финансовым рынкам направила в адрес общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" предписание о предоставлении информации (за исх. №09-СХ-01/23 500).
11.11.2009 Федеральная служба по финансовым рынкам направила (исх. №09-СХ-01/26302) в адрес общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" предписание об устранении нарушения пункта 7.2 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 20.04.2005 №05-17/пз-н, указав при этом, что согласно представленному пакету документов у контролера ФИО3 отсутствует квалифицированный аттестат по деятельности общества на финансовом рынке в качестве специализированного депозитария.
30.11.2009 обществом с ограниченной ответственностью Инвестиционной компанией "Полис-Инвест" (исх. письмо №69) представлена копия приказа генерального директора о назначении контролера специализированного депозитария, что является нарушением требования пункта 18 статьи 44 Федерального закона от 29.11.2001 №156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", согласно которому контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии на основании решения общего собрания акционеров специализированного депозитария.
В целях обеспечения процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Федеральная служба по финансовым рынкам в адрес общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" была направлена телеграмма (от 14.12.2009 №09-01-01/28939) и телефонограмма (от 14.12.2009) о вызове лиц на 16.12.2009 на 11 часов 00 минут для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
16.12.2009 Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" – ФИО4 (доверенность от 15.12.2009 №15/12д) составило в отношении общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" протокол об административном правонарушении №09-425/пр-ап. Протокол подписан ФИО4 без возражений и разногласий, копия протокола получена ею 16.12.2009.
Определением от 23.12.2009 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" было назначено на 18.01.2010 на 10 часов 00 минут, которое было направлено в адрес общества (исх. от 23.12.2009 №58-09-ТА-09/6474) и получено обществом 28.12.2009, о чем свидетельствует почтовое уведомление №1540.
18.01.2010 Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе вынесло постановление о назначении административного наказания №58-10-20/пн за правонарушение, ответственность за которое предусмотрена частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Согласно постановлению общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Полис-Инвест" нарушило требования пункта 18 статьи 44 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах". Административное дело рассмотрено, постановление вынесено в отсутствии законного представителя общества, извещенного о месте и времени рассмотрения дела надлежащим образом. Копия постановления направлена почтовой связью и получена 26.01.2010, о чем свидетельствует почтовое уведомление.
Полагая, что данное постановление является незаконным и подлежит отмене, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 207 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель обратился в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив доказательства, заслушав доводы представителя заинтересованного лица, суд пришел к выводу о том, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Заявителем заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока на обращение в Арбитражный суд Ростовской области. Представитель заинтересованного лица не возражал против удовлетворения ходатайства. Суд отложил рассмотрение заявленного ходатайства до вынесения окончательного судебного акта.
Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого постановления. В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.
Изучив материалы дела, суд установил, что оспариваемое постановление было принято 18.01.2010, 26.01.2010 копия постановления получена обществом с ограниченной ответственностью Инвестиционной компанией "Полис-Инвест", 11.02.2010 заявитель обратился с настоящим заявлением в Арбитражный суд Ростовской области, то есть с нарушением срока обращения с настоящим заявлением на два дня.
Вместе с тем в целях обеспечения обществу с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" гарантий судебной защиты суд с учетом мнения представителя заинтересованного лица, незначительностью пропуска срока на обращение в суд – на два дня, счел возможным на основании части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации восстановить срок на подачу заявления об оспаривании постановления Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе по делу об административном правонарушении от 18.01.2010 № 58-10-20/пн и рассмотреть дело по существу.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Как следует из материалов дела, общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Полис-Инвест" привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях воспрепятствование профессиональным участником рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда проведению федеральным органом исполнительной власти в области финансовых рынков проверок либо неисполнение или ненадлежащее исполнение предписаний федерального органа исполнительной власти в области финансовых рынков - влечет наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от тридцати тысяч до пятидесяти тысяч рублей или дисквалификацию на срок от одного года до двух лет; на юридических лиц - от семисот тысяч до одного миллиона рублей.
Согласно части 4 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение.
Пунктом 1 статьи 64 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами порядке сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела.
Согласно частям 1, 2 статьи 26.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
В соответствии со статьей 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств. Каждое доказательство подлежит оценке арбитражным судом наряду с другими доказательствами. Никакие доказательства не могут иметь заранее установленной силы.
В силу статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации другое лицо, участвующее в деле, не освобождается от доказывания и должно доказать обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела, на которые оно ссылается как на обоснование своих требований и возражений.
В соответствии с пунктом 1 и пунктом 5.3.14 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, Федеральная служба по финансовым рынкам является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору в сфере финансовых рынков (за исключением страховой, банковской и аудиторской деятельности) и осуществляет функции по контролю и надзору, отнесенные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации к компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
В соответствии с пунктом 6 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" Федеральная служба по финансовым рынкам вправе устанавливать порядок проведения проверок эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, осуществлять самостоятельно или совместно с соответствующими федеральными органами исполнительной власти проверки деятельности эмитентов, профессиональных участников рынка ценных бумаг и саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, а также иных лицензируемых ею организаций, назначать и отзывать инспекторов для контроля за деятельностью указанных организаций.
Согласно пункту 6.6 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, ФСФР России с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право пресекать нарушение законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий, вызванных нарушением юридическими лицами и гражданами обязательных требований по вопросам, отнесенным к компетенции Службы.
Пунктом 6.1 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, предусмотрено, что Федеральная служба по финансовым рынкам с целью реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право запрашивать и получать в установленном порядке сведения, необходимые для принятия решений по отнесенным к компетенции Федеральной службы по финансовым рынкам вопросам.
Пунктом 7 статьи 44 Федерального закона от 22.04.1996 № 39-ФЗ "О рынке ценных бумаг" установлено право федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг направлять эмитентам и профессиональным участникам рынка ценных бумаг, а также их саморегулируемым организациям обязательные для исполнения предписания, а также требовать от них представления документов, необходимых для решения вопросов, находящихся в компетенции федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг.
Из статьи 11 Федерального закона от 05.03.1999 № 46-ФЗ "О защите прав и законных интересов инвесторов на рынке ценных бумаг" следует, что предписания федерального органа исполнительной власти по рынку ценных бумаг являются обязательными для исполнения коммерческими и некоммерческими организациями и их должностными лицами, индивидуальными предпринимателями, физическими лицами на территории Российской Федерации.
Согласно подпункту 13 пункта 2 статьи 55 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" Федеральная служба по финансовым рынкам выносит обязательные для исполнения предписания управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов о предоставлении информации, объяснений и документов, необходимых для осуществления возложенных на нее функций.
В соответствии с пунктом 5.3.7 Положения о Федеральной службе по финансовым рынкам, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 № 317, ФСФР России выдает предписание эмитентам, профессиональным участникам рынка ценных бумаг, акционерным инвестиционным фондам, управляющим компаниям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированным депозитариям акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и не государственных пенсионных фондов, субъектам отношений по формированию и инвестированию средств пенсионных накоплений, субъектам отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию, ипотечным агентам, управляющим ипотечным покрытием и специализированным депозитариям ипотечного покрытия, бюро кредитных историй, жилищным накопительным кооперативам, а также саморегулируемым организациям.
Приказом ФСФР России от 13.11.2007 №07-107/пз-н утвержден Административный регламент по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции контроля и надзора.
Из пункта 15.2 "Предписание ФСФР России о предоставлении документов" указанного Регламента следует, что предписание ФСФР России - документ, содержащий распоряжение заместителя руководителя ФСФР России о выполнении изложенных в нем требований. Текст предписания ФСФР России состоит из предисловия, где даются ссылки на соответствующие нормативные правовые акты Российской Федерации, в соответствии с которыми вынесено предписание, и излагаются причины подготовки данного предписания, и предписывающей части, содержащей перечень документов, копии которых следует представить, и указание на срок исполнения предписания.
Документы, затребованные предписанием, должны быть представлены в ФСФР России (в Управление надзора) в срок, указанный в предписании, но не более 15 рабочих дней.
В соответствии с пунктом 18 статьи 44 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" внутренний контроль специализированного депозитария должен осуществляться должностным лицом (далее - контролер специализированного депозитария) или отдельным структурным подразделением специализированного депозитария (далее - служба внутреннего контроля специализированного депозитария). Контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии решения общего собрания акционеров (участников) специализированного депозитария. Контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария подотчетен соответственно совету директоров (наблюдательному совету) или общему собранию акционеров (участников) специализированного депозитария.
07.10.2009 Федеральная служба по финансовым рынкам направила в адрес общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" предписание о предоставлении информации (за исх. №09-СХ-01/23 500).
02.11.2009 во исполнение указанного предписания общество с ограниченной ответственностью Инвестиционная компания "Полис-Инвест" представило пакет документов (вх. №09-96671), в том числе были представлены сведения о контроле (руководителе службы внутреннего контроля) соискателя лицензии на осуществление деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными бондами и негосударственными пенсионными фондами или на осуществление деятельности специализированного депозитария инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами (далее по тексту - Сведения) ФИО3 согласно Приложению 5 к Административному регламенту по исполнению Федеральной службой по финансовым рынкам государственной функции по лицензированию деятельности инвестиционных фондов, деятельности по управлению инвестиционными фондами, паевыми инвестиционными фондами и негосударственными пенсионными фондами, деятельности специализированных депозитариев инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, а также деятельности по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию, утвержденного приказом ФСФР России от 10.02.2009 № 09-4/пз-н.
В пункте 12 Сведений указан номер аттестата по квалификации руководителя или контролера организации, осуществляющей брокерскую и /или дилерскую деятельность и /или доверительное управление ценными бумагами, также представлена копия указанного аттестата, а квалификационный аттестат по деятельности общества на финансовом рынке в качестве специализированного депозитария отсутствовала, что явилось нарушением пункта 7.2 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 20.04.2005 № 05-17/пз-н.
11.11.2009 Федеральная служба по финансовым рынкам направила (исх. № 09-СХ-01/26302) в адрес общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" предписание об устранении нарушения пункта 7.2 Положения о специалистах финансового рынка, утвержденного приказом ФСФР России от 20.04.2005 № 05-17/пз-н, указав при этом, что согласно представленному пакету документов у контролера ФИО3 отсутствует квалифицированный аттестат по деятельности общества на финансовом рынке в качестве специализированного депозитария.
30.11.2009 обществом с ограниченной ответственностью Инвестиционной компанией "Полис-Инвест" (исх. письмо № 69) представлена копия приказа генерального директора о назначении контролера специализированного депозитария, что является нарушением требования пункта 18 статьи 44 Федерального закона от 29.11.2001 № 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах", согласно которому контролер специализированного депозитария или руководитель службы внутреннего контроля специализированного депозитария назначается на должность и освобождается от должности на основании решения совета директоров (наблюдательного совета), а при его отсутствии на основании решения общего собрания акционеров специализированного депозитария.
Учитывая изложенное, обществом с ограниченной ответственностью Инвестиционной компанией "Полис-Инвест" предписание Федеральной службы по финансовым рынкам об устранении нарушения и предоставления информации от 11.11.2009 не исполнено.
Незнание установленных законом обязанностей, небрежное к ним отношение, отсутствие должной предусмотрительности не может служить оправданием неправомерных действий (бездействия).
При таких обстоятельствах, в действиях заявителя имеется состав правонарушения, предусмотренного частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Доводы заявителя о том, что "заявитель не был уведомлен о месте и времени составления протокола об административном правонарушении", "общество не уведомлено о месте и дате рассмотрения дела об административном правонарушении", судом не принимаются, поскольку опровергаются материалами дела.
В целях обеспечения процессуальных прав лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Федеральная служба по финансовым рынкам в адрес общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" была направлена телеграмма (от 14.12.2009 №09-01-01/28939) и телефонограмма (от 14.12.2009) о вызове лиц на 16.12.2009 на 11 часов 00 минут для составления и подписания протокола об административном правонарушении.
16.12.2009 Региональное отделение Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" – ФИО4 (доверенность от 15.12.2009 №15/12д) составило в отношении общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" протокол об административном правонарушении №09-425/пр-ап. Протокол подписан ФИО4 без возражений и разногласий, копия протокола получена ею 16.12.2009.
Определением от 23.12.2009 рассмотрение дела об административном правонарушении в отношении общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" было назначено на 18.01.2010 на 10 часов 00 минут, которое было направлено в адрес общества (исх. от 23.12.2009 №58-09-ТА-09/6474) и получено обществом 28.12.2009, о чем свидетельствует почтовое уведомление №1540.
Порядок производства по делу об административном правонарушении установлен статьями 25.1 и 28.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, направленных на защиту прав и законных интересов лица, привлекаемого к административной ответственности.
Нарушений порядка привлечения к административной ответственности судом не установлено. Дело рассмотрено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности.
Статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена возможность освобождения лица, совершившего административное правонарушение, от административной ответственности при малозначительности правонарушения.
Согласно пункту 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" малозначительность административного правонарушения имеет место при отсутствии существенной угрозы охраняемым общественным отношениям.
Как следует из материалов дела, обществом предписание Федеральной службы по финансовым рынкам от 11.11.2009 не исполнено. Однако с учетом того, что бездействие общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" не повлекло существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, суд пришел к выводу о том, что в данном случае правонарушение, совершенное хозяйствующим субъектом, может быть признано малозначительным.
Малозначительным административным правонарушением является действие или бездействие, хотя формально и содержащее признаки состава административного правонарушения, но с учетом характера совершенного правонарушения и роли правонарушителя, размера вреда и тяжести наступивших последствий не представляющее существенного нарушения охраняемых общественных правоотношений.
Вместе с тем, судом установлено, что заявитель ранее не привлекался к административной ответственности за аналогичное правонарушение. Кроме того, ущерб деяниями общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" не причинен, права участников общества и иных лиц не нарушены, жалоб на деяния общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест" не поступало.
Исследовав представленные в дело доказательства, суд пришел к выводу, что совершенное обществом правонарушение не содержит существенной угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам граждан, общества и государства, в связи с чем расценил данное правонарушение как малозначительное и счел возможным освободить нарушителя от ответственности.
Аналогичная позиция нашла свое отражение в судебной практике (Постановление Федерального арбитражного суда Поволжского округа от 13.01.2009 по делу №А55-15023/2008, от 28.05.2009 по делу № А65-24214/08).
Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 17 Постановления от 02.06.2004 №10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" отметил, что, если малозначительность правонарушения будет установлена в ходе рассмотрения дела об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности, суд, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и статьей 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, принимает решение о признании незаконным этого постановления и о его отмене.
Вместе с тем, при применении статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях нарушитель хоть и освобождается от административной ответственности в виде административного штрафа, к нему все же применяется такая мера государственного реагирования, как устное замечание. Устное замечание направлено на то, чтобы проинформировать и предостеречь нарушителя о недопустимости подобных нарушений в будущем.
В соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.
В связи с изложенным, суд считает требование заявителя подлежащим удовлетворению.
Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российский Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным и отменить постановление Регионального отделения Федеральной службы по финансовым рынкам в Южном федеральном округе по делу об административном правонарушении от 18.01.2010 №58-10-20/пн, место принятия г. Ростов-на-Дону, о привлечении общества с ограниченной ответственностью Инвестиционной компании "Полис-Инвест", находящегося по адресу: 344002, <...>, ИНН <***>, к административной ответственности, предусмотренной частью 9 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в виде наложения административного штрафа в размере 700000 (семисот тысяч) рублей.
Освободить общество с ограниченной ответственностью Инвестиционную компанию "Полис-Инвест", совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.
Судья В.И. Липатова