ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-25097/21 от 16.12.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«22» декабря 2021 года                                                                 Дело № А53-25097/21

Резолютивная часть решения объявлена «16» декабря 2021 года

Полный текст решения изготовлен «22» декабря 2021 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Паутовой Л.Н.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Литвиновой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Управление недвижимостью» ИНН <***>, ОГРН <***>

к администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, административной комиссии

о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2021 № 1205/3241-2021 по делу об административном правонарушении

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 (доверенность от 01.09.2021)

от административного органа: представитель не явился

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Управление недвижимостью» (далее – ООО «Управление недвижимостью») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону, административной комиссии (далее – административный орган) о признании незаконным и отмене постановления от 07.07.2021 № 1205/3241-2021 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб.

Определением от 29.07.2021 суд принял заявление к производству в порядке упрощенного производства в соответствии со статьями 226-228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и предложил сторонам представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу доказательства, на которые они ссылаются как на основание своих требований и возражений, в срок до20.08.2021и разъяснил право сторон представить в арбитражный суд, рассматривающий дело, и направить друг другу дополнительно документы, содержащие объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции, в срок до 13.09.2021.

            Определением 09.09.2021 председатель четвертого судебного состава Арбитражного суда Ростовской области    ФИО2 произвела замену судьи Бондарчук Е.В. и передала дело № А53-25097/21 на рассмотрение судье Паутовой Л.Н.

В связи с непредставлением административной комиссией отзыва на заявление и материалов административного дела суд в соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации 01.10.2021 суд вынес определение о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме, ссылаясь на отсутствие в действиях общества состава вменяемого ему правонарушения.

Административный орган явки представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда в сети «Интернет»; ранее представил материалы административного дела без мотивированного отзыва на заявление.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие административного органа при наличии доказательств его надлежащего уведомления.

Изучив материалы дела, выслушав доводы заявителя, суд установил следующее.

15.06.2021 в 11.50 часов по адресу: <...>, ООО «Управление недвижимостью» не организовало работы по обеспечению чистоты в течение дня и уборке отведенной территории, допущено складирование строительных материалов на территории общего пользования, а также размещение и накопление отходов производства и потребления в несанкционированных местах, при этом отсутствует согласованная в порядке, установленном Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону, утвержденными Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 №304, контейнерная площадка по указанному адресу (как у источника образования отходов – ООО «Управление недвижимостью») и не обеспечена чистота на используемой контейнерной площадке и прилегающей территории, чем нарушены требования пункта 1 главы 3, пунктов 1, 14, 15  главы 4, пункта 1 главы 6 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 №398 (далее – Правила).

Выявленное нарушение зафиксировано путем фотографирования.

01.07.2021 ведущий специалист сектора инспектирования администрации Первомайского района города Ростова-на-Дону, в присутствии законного представителя общества ФИО3, составил протокол об административном правонарушении №3241 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона.

07.07.2021 административная комиссия, в присутствии представителя общества по доверенности ФИО1, вынесла постановление №1205/3241-2021, которым ООО «Управление недвижимостью» признала виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона и назначила наказание в виде штрафа в сумме 25 000 руб. Копия постановления вручена представителю общества под подпись.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «Управление недвижимостью» обратилось в суд с заявлением мотивировав его отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона, в частности вины общества.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные ООО «Управление недвижимостью» требования подлежат частичному удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

 Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе, установление общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;  перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;  порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Согласно части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5, 5.4, 5.5 настоящего Областного закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 25 000 до 70 000 рублей.

24.10.2017 Собранием депутатов Ростовской-на-Дону городской думы было принято решение №398,  которым утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее – Правила).

В соответствии с пунктом 1 главы 3 Правил все члены городского сообщества должны участвовать в обеспечении и поддержании чистоты, в том числе на территориях частных домовладений, в пределах обязанностей, установленных настоящими Правилами.

Уборочные работы производятся в соответствии с требованиями настоящих Правил и действующим законодательством.

 Согласно пунктам 1, 14, 15  главы 4 Правил, чистота на объектах общего пользования, дворовых территориях, в местах массового пребывания людей обеспечивается собственниками (владельцами) в течение всего дня.

На территории города запрещается накапливать и размещать отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные, крупногабаритные, строительные отходы, грунт и иные отходы, в несанкционированных местах. Лица, разместившие отходы производства и потребления в несанкционированных местах, обязаны за свой счет ликвидировать свалочный очаг (свалку) и произвести очистку территории, а при необходимости - рекультивировать поврежденный земельный участок и компенсировать ущерб, причиненный окружающей среде, в соответствии с действующим законодательством.

В случае невозможности установления лиц, разместивших отходы производства и потребления, в том числе твердые коммунальные, крупногабаритные, строительные отходы, грунт и иные отходы, в несанкционированных местах, удаление отходов и рекультивацию территорий свалок производят собственники и владельцы земельных участков в соответствии с действующим законодательством.

На территории города запрещается: вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели места, закапывать отходы в землю; сжигать все виды отходов на улицах, площадях, в скверах, парках, на бульварах, во дворах индивидуальных домовладений и многоквартирных жилых домов, на территориях организаций, на свалках; загрязнять улицы при перевозке отходов производства и потребления, мусора и иных сыпучих и жидких материалов на подвижном составе; осуществлять перевозку (в том числе специализированным транспортом) отходов производства и потребления, мусора, сыпучих и жидких материалов без принятия мер и использования средств (приспособлений), предотвращающих загрязнение улиц в процессе транспортирования; выбрасывать мусор из автомобилей; сорить на улицах, площадях и других местах общего пользования, выставлять тару с мусором и пищевыми отходами на улицы; загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных; выбрасывать и сметать мусор на проезжую часть улиц, в ливнеприемники ливневой канализации, загрязнять полотно проезжей части при осуществлении выезда подвижного состава с грунтовых дорог, строительных площадок и т.д.; выбрасывать мусор с крыш, из окон, балконов (лоджий) зданий; установка в качестве уличного коммунально-бытового оборудования приспособленной тары (коробки, ящики, ведра и т.п.); складирование скола асфальта (фала) и грунта на озелененных территориях, в том числе на газонной части тротуаров, дворовых и внутриквартальных территорий; временное складирование органических остатков после сноса и обрезки деревьев на проезжей части улиц и тротуарах, препятствующее движению транспорта и пешеходов; складировать строительные материалы на территориях общего пользования, а также вне специально отведенных мест; мыть автомашины и другие транспортные средства у водоразборных колонок, в открытых водоемах и на их берегах, на площадях, в скверах, парках и в иных неустановленных местах; стирать белье у водоразборных колонок и в открытых водоемах; производить сброс хозяйственно-бытовых сточных вод и выпускать канализационные стоки на рельеф местности, в водные объекты, на тротуары, проезжую часть дорог, в ливневую канализацию, дренажные канавы, приемные лотки дождевых вод; производить торговлю фруктами, овощами и другими продуктами на улицах, площадях, стадионах и других местах, не отведенных для этих целей; размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения на проезжей части дорог; размещать объекты торговли, временные и сезонные сооружения (кроме предназначенных для обеспечения пассажирских перевозок) на тротуарах, газонной части улиц, скверов, парковой и лесной зоны без согласования в установленном порядке; складировать около торговых точек тару, запасы товаров, производить торговлю без специального оборудования; оставлять на улицах тару и остатки некондиционного или нереализованного товара от нестационарных торговых точек; купать животных в местах массового купания людей; выгуливать животных в парках, скверах, бульварах, на детских площадках и стадионах в нарушение порядка, установленного муниципальным правовым актом; выжигать сухую растительность; устанавливать малые архитектурные формы и элементы внешнего благоустройства без согласования, а также в нарушение установленного порядка; обустраивать выгребные ямы на объектах общего пользования; наносить на фасады зданий и сооружений, элементы их декора, а также иные внешние элементы зданий и сооружений (в том числе кровли, ограждения, защитные решетки, окна, балконы, лоджии, двери, карнизы, водосточные трубы, информационные таблички и др.) надписи и графические изображения (граффити) в нарушение установленного порядка; на центральных улицах развешивать на балконах и лоджиях предметы домашнего обихода, размещать на балконах и лоджиях крупногабаритные предметы обихода, видимые с улицы и ухудшающие вид фасада; движение, остановка и стоянка транспортных средств на тротуарах, газонах, детских площадках и спортивных площадках; оставление транспортных средств без кузовных деталей и элементов ходовой части, имеющих признаки брошенного транспортного средства, вне специально отведенных мест, предназначенных для стоянки автотранспорта, в том числе на придомовых территориях индивидуальных и многоквартирных домов; стоянка автотранспорта вне специально отведенных мест, препятствующая осуществлению работ по уборке и содержанию проезжей части автомобильных дорог общего пользования местного значения и улиц; оставление транспортных средств на подъездных путях к контейнерной площадке или бункеру мусоропровода, создающее помехи движению специализированного мусоровозного транспорта; ограждение, в том числе выносными приспособлениями, участков проезжей части в створе фасадов жилых и нежилых зданий (помещений в них), препятствующее свободному движению, остановке и стоянке транспорта; транспортировка сыпучих грузов без укрытия пологом; транспортировка груза волоком; сбрасывание тяжелых предметов при осуществлении погрузочно-разгрузочных работ на проезжей части и тротуарах с твердым покрытием; накапливать, складировать отходы производства и потребления вне контейнеров, бункеров или в контейнеры, бункеры не предназначенные для таких видов отходов, вне специально отведенных мест, в том числе на придомовой территории; организовывать стихийные (необорудованные) места (площадки) накопления, складирования отходов; размещать пункты проката средств индивидуальной мобильности без разрешения, выданного в порядке, установленном постановлением Правительства Ростовской области от 06.07.2015 № 440 «Об утверждении Порядка и условий размещения объектов, виды которых установлены Правительством Российской Федерации, на землях или земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, без предоставления земельных участков и установления сервитутов на территории Ростовской области»; оставлять средства индивидуальной мобильности вне пунктов размещения и (или) проката средств индивидуальной мобильности.

В силу пункта 1 главы 6 Правил собственники обязаны обеспечивать чистоту и порядок на отведенной территории и благоустраивать ее в соответствии с функциональным назначением, с соблюдением требований, предъявляемых к содержанию конкретного объекта благоустройства территории, и обеспечением нормируемого комплекса элементов благоустройства.

Обществу вменено отсутствие организации работы по обеспечению чистоты в течение дня и уборке отведенной территории, складирование строительных материалов на территории общего пользования, а также размещение и накопление отходов производства и потребления в несанкционированных местах, при этом отсутствует согласованная в порядке, установленном Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону, утвержденными Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 №304, контейнерная площадка по указанному адресу (как у источника образования отходов – ООО «Управление недвижимостью») и не обеспечение чистоты на используемой контейнерной площадке и прилегающей территории, чем нарушены требования пункта 1 главы 3, пунктов 1, 14, 15  главы 4, пункта 1 главы 6 Правил.

Судом  отклоняется довод общества, что им был передан спорный объект недвижимости по акту приема-передачи от 21.05.2021 ООО «Агроком Холдинг, соответственно уже ООО «Агроком Холдинг» 26.03.2021 заключило договор с ООО «ГК «Чистый город» на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Между тем, суд принимает во внимание, что именно общество, как владелец объектов недвижимости, обязано соблюдать нормы действующего законодательства, в том числе по соблюдению чистоты и порядка на прилегающей территории.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что административной комиссией верно определен состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона.

В связи с чем, довод общества об отсутствии в его действиях состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Областного закона, судом отклоняется как необоснованный.

Нарушений прав и законных интересов при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

Постановление вынесено в пределах срока давности привлечения к административной ответственности, установленного статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при  вынесении решения о привлечении к административной  ответственности последние обязан учитывать.

Постановлением Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 №10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» установлено, что при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности судам необходимо исходить из того, что оспариваемое постановление не может быть признано законным, если при назначении наказания не были учтены обстоятельства, указанные в частях 2 и 3 статьи 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Суд, установив отсутствие оснований для применения конкретной меры ответственности и, руководствуясь частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, принимает решение о признании незаконным и об изменении оспариваемого постановления в части назначения наказания. В данном случае в резолютивной части решения указывается мера ответственности, назначенная судом с учетом названных обстоятельств.

Как указывалось ранее, ответственность должностных лиц за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью  1 стати 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях», предусмотрена в виде предупреждения, либо  административного штрафа в размере от 25 000 до 70 000 рублей.

Постановлением о назначении административного наказания №1205/3241-2021 общество привлечено к административной ответственности в виде наложения административного штрафа в размере 25 000 рублей.

Судом установлено, что общество ранее не привлекалось к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, что расценивается как обстоятельство, смягчающее административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность административной комиссией при рассмотрении дела об административном правонарушении не установлено.

Учитывая альтернативный характер санкции части 1 статьи 5.1 Областного закона, принимая во внимание наличие обстоятельства, смягчающего административную ответственность, и отсутствие обстоятельств, отягчающих административную ответственность, суд приходит к выводу о целесообразности применения к обществу административного наказания в виде предупреждения, как наиболее адекватной меры правового воздействия.

Согласно статье 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предупреждение - мера административного наказания, выраженная в официальном порицании физического или юридического лица. Предупреждение выносится в письменной форме.

Предупреждение устанавливается за впервые совершенные административные правонарушения при отсутствии причинения вреда или возникновения угрозы причинения вреда жизни и здоровью людей, объектам животного и растительного мира, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории и культуры) народов Российской Федерации, безопасности государства, угрозы чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также при отсутствии имущественного ущерба.

Применение судом административного наказания именно в виде предупреждения не противоречит принципам справедливости наказания, его индивидуализации и соразмерности. Определение вида санкции в каждом случае привлечения к административной ответственности должно отвечать не только карательной цели наказания, но также быть направлено на предупреждение совершения правонарушения и воспитание добросовестного отношения к исполнению своих обязанностей.

Доказательств наличия отягчающих обстоятельств для применения санкции - штрафа в виде повторного совершения однородного административного правонарушения, если за совершение первого административного правонарушения лицо уже подвергалось административному наказанию, по которому не истек срок, предусмотренный статьей 4.6 настоящего Кодекса, административным органом не представлено.

Таким образом, суд счел возможным применить к ООО «Управление недвижимостью» минимальное административное наказание, предусмотренное санкцией части 1 статьи 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС, в виде предупреждения.

Кроме того, наказание в виде предупреждения не освобождает общество от административной ответственности, а является разновидностью административного наказания, предусмотренного частью 1 стати 5.1 Областного закона «Об административных правонарушениях» от 25.10.2002 № 273-ЗС.

Аналогичная позиция изложена в постановлении Федерального арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 10.11.2010 по делу № А53-15464/2010.

С учетом изложенного, суд считает, что оспариваемое постановление административной комиссии администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 07.07.2021 № 1205/3241-2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управление недвижимостью» ИНН <***>, ОГРН <***> к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб., , подлежит изменению в части назначения административного  наказания.

В остальной части заявленных требований надлежит отказать.

Судом рассмотрены все доводы заявителя, положенные в основу заявленных требований и признаны не подлежащими удовлетворению, поскольку они основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права.

В  соответствии  с  частью  4  статьи  208  Арбитражного  процессуального  кодекса  Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о  привлечении     к  административной      ответственности    государственной     пошлиной     не  облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление административной комиссии администрации Первомайского района г. Ростова-на-Дону от 07.07.2021 № 1205/3241-2021 о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Управление недвижимостью» ИНН <***>, ОГРН <***> к административной ответственности за совершение административного правонарушения по части 1 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях» в виде административного штрафа в сумме 25 000 руб., изменив меру ответственности на предупреждение.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  вынесший решение.

            Судья                                                                                                           Л.Н. Паутова