ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-2510/16 от 28.03.2016 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«30» марта 2016 года                                                                                Дело № А53-2510/2016

              Резолютивная часть решения объявлена    «28»     марта         2016 года

              Полный    текст     решения  изготовлен     «30»     марта         2016 года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи И.Б. Ширинской 

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Н.И.Аушевой,  после перерыва при ведении протокола судебного заседания помощником  судьи  Т.А.Пипченко,  

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Фирма ЖКХС» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 

к  Административной инспекции Ростовской области 

о признании незаконным и отмене постановления от 27.01.2016 №Р-00117-16, представления от 27.01.2016 №РП-00117-16

при участии:

от заявителя –  представитель  ФИО1,  по доверенности от  13.01.2016;

от   заинтересованного лица –  главный специалист  ФИО2, по доверенности от  11.01.2016;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Фирма ЖКХС» (далее – заявитель, управление, ООО «Фирма ЖКХС») обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением  о признании незаконными и отмене постановления Ростовского межрайонного отдела Административной инспекции Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция) от 27.01.2016 №Р-00117-16 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях»; представления от 27.01.2016 №РП-00117-16 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.  

В судебном заседании 21.03.2016 в соответствии со статьей 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 28.03.2016 до 10 час. 30 мин., о чем вынесено протокольное определение. 

            После перерыва 28.03.2016 в 10 час. 30 мин судебное заседание объявлено продолженным.

            После объявленного перерыва в судебном заседании принял участие представитель  заявителя ФИО1  по доверенности от  13.01.2016.

В отношении указанных лиц спор рассматривается в порядке с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил их удовлетворить, обосновывая доводами, изложенными в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, просил отказать в их удовлетворении по основаниям, изложенным в отзыве. 

            Изучив материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.

19.01.2016 в 11 часов 20 минут должностным лицом Административной инспекции проведена проверка соблюдения правил благоустройства и санитарного содержания территории г.Ростова-на-Дону.

В ходе проверки установлено, по адресу; <...>, ООО «Фирма ЖКХС» не обеспечено оборудование контейнерной площадки и согласование ее размещения в порядке, установленном Правилами организации и сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г.Ростове-на-Дону, не обеспечен нормируемый перечень элементов благоустройства контейнерной площадки, а именно: отсутствует ограждение, контейнеры для сбора отходов не оборудованы крышками, что привело к разлетанию мусора; контейнеры имеют подтеки, следы коррозии, что является нарушением пунктов 22, 23, 25, 26 раздела 10 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, принятых решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 года № 282.

Выявленные нарушения зафиксированы в акте об обнаружении данных, указывающих на наличие события административного правонарушения от 19.01.2016 и фототаблице.

21.01.2016 уполномоченным должностным лицом в отношении общества составлен протокол об административном правонарушении №Р-0117-16, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях».

27.01.2016 начальником инспекции в присутствии законного представителя общества, вынесено постановление №Р-0017-16 о назначении административного наказания, в соответствии с которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях» и назначено административное наказание в виде штрафа в размере 50000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, предусмотренное статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что требования заявителя подлежат удовлетворению  по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из указанного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях;  перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях;  порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Согласно части 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 № 273-ЗС «Об административных правонарушениях» невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона, влечет предупреждение или наложение административного штрафа на юридических лиц - от 20 000 до 50 000 рублей.

В соответствии со статьёй 14 Федерального закона от 06.10.2013 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения поселения относятся в том числе: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих, в том числе, требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населённых пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Согласно статье 7 Устава города Ростова-на-Дону, принятого Решением Ростовской-на-Дону городской думы от 09.04.1996 №211, местное сообщество в тесном взаимодействии с органами государственной власти, ставит в качестве важнейшей своей задачи обеспечение каждому человеку прав на благоприятную окружающую природную среду в городе и защиту от недопустимых действующим законодательством уровней загрязнения атмосферы, воды и земли.

Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 №282 утверждены Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону (далее – Правила благоустройства).

Правила благоустройства разработаны на основании Федеральных законов «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения», «Об охране окружающей среды», Областного закона Ростовской области «Об административных правонарушениях», нормативных правовых актов органов самоуправления, регламентирующих основные принципы содержания, благоустройства, организации очистки и уборки территории города.

В соответствии с пунктом 1 общих положений, Правила благоустройства устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

Правилами установлены следующие понятия:

Прилегающая территория - часть территории общего пользования, непосредственно примыкающая по периметру к отведенной территории в границах, определяемых настоящими Правилами, и закрепленная за собственниками или владельцами в целях обеспечения чистоты.

Дворовая территория - территория, прилегающая к жилому зданию и находящаяся в общем пользовании проживающих в нем лиц; на дворовой территории в интересах лиц, проживающих в жилом здании, к которому она прилегает, размещаются детские площадки, контейнерные площадки, места для отдыха, сушки белья, дворовые туалеты, парковки автомобилей, зеленые насаждения и иные объекты общественного пользования.

Объекты благоустройства - земельные участки и иные объекты недвижимости; специализированные площадки (детские, спортивные, площадки для выгула и дрессировки животных, контейнерные площадки для сбора отходов, открытые автостоянки).

Контейнерная площадка - специально оборудованная площадка для сбора и временного хранения отходов производства и потребления с установкой необходимого количества контейнеров и (или) бункеров-накопителей.

Обеспечение работ по благоустройству, содержанию и уборке - это непосредственное выполнение работ собственником или владельцем объекта благоустройства или выполнение их путем привлечения на договорных условиях подрядной организации с обязательным установлением критериев качества работ.

Контейнерные площадки в обязательном порядке оборудуются на объектах и территориях, где могут накапливаться коммунальные отходы. Место размещения контейнерной площадки должно быть согласовано в порядке, установленном Правилами организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в городе Ростове-на-Дону. В обязательном порядке до сдачи в эксплуатацию многоквартирного жилого дома или нежилого здания определяется и согласовывается место временного складирования отходов от указанного объекта (пункт 22 раздела 10 Правил благоустройства).

Размещение и оборудование контейнерной площадки в соответствии с установленными нормами является обязанностью собственника объекта - источника образования отходов (пункт 23 раздела 10 Правил благоустройства).

Нормируемый перечень элементов благоустройства контейнерной площадки включает: контейнеры различных модификаций, твердое покрытие, ограждение, благоустроенные подъезды и подходы. При отсутствии вблизи контейнерной площадки уличного освещения предусматривается локальное освещение. Для предотвращения разлетания мусора и загрязнения территории, прилегающей к контейнерной площадке, контейнеры для сбора отходов оборудуются крышками (пункт 23 раздела 10 Правил благоустройства).

В соответствии с пунктом 5 раздела 3 Правил благоустройства ответственными за организацию и обеспечение требований Правил являются в многоквартирных домах - руководители или уполномоченные лица организации, осуществляющей управление многоквартирным домом.

Пунктом 12 раздела 3 «Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных   отходов   в   городе   Ростове-на-Дону» (далее – Правила организации сбора), утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 №304 определено, размещение (перемещение) контейнерных площадок производится по инициативе заказчика услуги по вывозу отходов с соблюдением установленного порядка. Место размещения (перемещения) контейнерной площадки, соответствующее требованиям санитарных норм в части разрыва до жилья, согласовывается администрацией района, архитектором района и Управлением Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Ростовской области.  

Пунктом 19 раздела 3 Правила организации сбора установлено, размещение, перемещение, ликвидация контейнерных площадок и высокообъемных контейнеров, изменение системы сбора отходов без соблюдения процедуры согласования с администрацией района.

Организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, исполняет функции заказчика на вывоз твердых коммунальных отходов; организует места временного хранения отходов (контейнерные площадки) в соответствии с требованиями раздела 5 Правил; обеспечивает свободный подъезд и освещение контейнерных площадок (пункт 5 раздела 4 Правил организации сбора).

Кроме того, в соответствии с пунктом 5 раздела 4 Правил организации сбора на территории города запрещается применение повременной и бесконтейнерной системы сбора отходов на территории многоэтажной жилой застройки.

Основной целью Правил организации сбора является достижение экологически безопасных и комфортных условий жизнедеятельности населения.

При анализе вышеуказанных норм и представленных в материалы дела доказательств следует, что на ООО «Фирма ЖКХС», как на управляющую компанию, возлагается обязанность по соблюдению требований Правил на прилегающей к дому территории, которая находится в управлении общества.

Из материалов дела об административном правонарушении следует, в отношении общества проведена проверка, в результате которой установлено, общество не предприняло надлежащих мер по соблюдению «Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону», утвержденных решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 13.06.2012 №282 и «Правил организации сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных   отходов   в   городе   Ростове-на-Дону», утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 28.08.2012 №304, а именно: не обеспечено оборудование контейнерной площадки и согласование ее размещения в порядке, установленном Правилами организации и сбора, вывоза, утилизации и переработки бытовых и промышленных отходов в г.Ростове-на-Дону, не обеспечен нормируемый перечень элементов благоустройства контейнерной площадки, а именно: отсутствует ограждение, контейнеры для сбора отходов не оборудованы крышками, что привело к разлетанию мусора; контейнеры имеют подтеки, следы коррозии.

Обосновывая заявленные требования, общество утверждает, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <...>, оборудован мусоропроводом, имеет мусорную камеру, что подтверждается техническим паспортом дома. Решение о демонтаже мусоропровода, размещения контейнерной площадки на земельном участке собственники помещений не принимали, так как оплачивают услугу пользования мусоропроводом, в связи с чем, у общества отсутствует обязанность по размещению, оборудованию и содержанию контейнерной площадки.

Здания, строения, сооружения и иные объекты должны размещаться с учетом требований в области охраны окружающей среды, санитарно-гигиенических норм и градостроительных регламентов, установленных для каждой территориальной зоны (статья 44 Федерального закона от 10.01.2002 года «Об охране окружающей среды»).

Публично-правовым ограничением права собственности на земельный участок в силу статьи 42 Земельного кодекса Российской Федерации (публично-правовой частью его режима) является требование соблюдать в черте поселений не только целевое назначение, но и правила по рациональному использованию земли, градостроительные и строительные регламенты и правила.

Согласно пункту 7 раздела 5 Правил организации сбора организация, осуществляющая управление многоквартирным жилым домом, оборудованным мусоропроводами, обязана организовать их содержание и эксплуатацию в соответствии с действующим законодательством, с целью обеспечения работоспособности оборудования и надлежащих условий проживания населения. Мусоросборные (мусороприемные) камеры должны содержаться в чистоте, а после удаления отходов убираться и промываться. Дезинфекция мусоропровода, мусороприемной камеры и контейнеров должна производиться с соблюдением требований, установленных санитарными нормами и нормами эксплуатации жилых зданий.

Согласно пункту 9 раздела 5 Правил организации сбора при рассмотрении собранием собственников жилых помещений вопроса о закрытии или демонтаже мусоропровода организация, осуществляющая управление многоквартирным домом, обязана предварительно определить и согласовать в установленном порядке место размещения контейнерной площадки для данного многоквартирного дома. При закрытии (демонтаже) мусоропровода жители должны быть информированы о местонахождении контейнерной площадки, предназначенной для сбора отходов от указанного многоквартирного дома.

При проектировании и строительстве жилого дома, расположенного по адресу: <...>, предусмотрено обеспечение строения мусоропроводом, наличие же контейнерной площадки для хранения мусора не планировалось. В связи с вводом дома в эксплуатацию оснований считать строительство осуществленным с нарушением градостроительных и санитарных норм и правил не имеется.

В судебном заседании представители сторон подтвердили, что размещение контейнерных площадок не было предусмотрено при проектировании дома, но может быть разрешено при условии внесения изменений в план застройки.

Выставление из мусоросборной (мусороприемной) камеры контейнеров с отходами допускается только на период времени, предусмотренный договором с исполнителем услуги по вывозу отходов (пункт 8 раздела 5 Правил организации сбора).

01.02.2013 между ООО «Фирма ЖКХС» (заказчик) и ООО «Южный Город-Ростов» (исполнитель) заключен договор оказания услуг по вывозу твердых отходов производства и потребления №236.

Дополнительным соглашением от 30.04.2015 к договору согласован график вывоза контейнеров от дома (ФИО3, 20/2): ежедневно с 07.00 до 12.00; график вывоза крупногабаритных отходов: 1 раз в неделю в среду.

Обществом представлены сведения о начисления по статье «мусоропровод» ООО «Донской расчетный центр», которые свидетельствуют об оплате собственниками дома обслуживания мусоропроводов.

Письмом от 10.03.2016 общество уведомило инспекцию о том, что 16.03.2016 в 11.00 состоится осмотр мусоропровода в многоквартирном доме по адресу: <...>.

16.03.2016 в отсутствие представителя инспекции проведен комиссионный осмотр мусоропроводов, в ходе которого установлено, многоквартирный жилой дом оборудован двумя мусоропроводами, которые не закрыты и не демонтированы, являются действующими с момента ввода дома в эксплуатации и по настоящий момент, о чем составлен акт осмотра.

Таким образом, при наличии дома, оборудованного мусоропроводами и отсутствии доказательств (фототаблицы) складирования отходов рядом с домом вне мест для временного складирования общество не может быть признано виновным в нарушении Правил благоустройства и Правил организации сбора.

Соответственно, отсутствие контейнерной площадки у дома не является нарушением Правил и не нарушает требований санитарно-эпидемиологического благополучия на земельном участке дома.  

В соответствии с подпунктом 2 пункта 2 статьи 44 Жилищного кодекса Российской Федерации к компетенции общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме относится принятие решений о пределах использования земельного участка, на котором расположен многоквартирный дом, в том числе введение ограничения пользования им.

Согласно части 3 статьи 36 Жилищного кодекса Российской Федерации уменьшение размера общего имущества в многоквартирном доме возможно только с согласия всех собственников помещений в данном доме путем его реконструкции.

Из материалов дела не следует, собственники помещений принимали решение об уменьшении имущества за счет демонтажа мусоропровода, равно как и решения об изменении пределов использования земельного участка в виде размещения контейнерной площадки.  

При указанных обстоятельствах суд пришел к выводу, возложение на ООО «Фирма ЖКХС» обязанности по размещению контейнерной площадки вопреки воле собственников помещений противоречит положениям статьи 36  Жилищного кодекса Российской Федерации, регулирующей режим права собственности на общее имущество собственников помещений в многоквартирном жилом доме в отношении в том числе земельного участка, на котором он расположен, и ограничивающем права собственников  по самостоятельному распоряжению им.  

При таких обстоятельствах суд пришел к выводу, инспекция не доказала наличие в действиях общества состава вмененного административного правонарушения, за которое Законом №273-ЗС предусмотрена административная ответственность.

В соответствии со статьёй 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, презумпция невиновности лица, привлекаемого к административной ответственности, является одной из важнейших юридических гарантий.

Презумпция, предусмотренная законом, опровержима. Заинтересованные лица вправе оспаривать предположение, сформулированное в законе, и доказывать его необоснованность. При решении вопроса о наличии правовых и фактических оснований для привлечения общества к административной ответственности арбитражный суд оценивает представленные участниками спора доказательства в их совокупности и взаимной связи, принимая во внимание относимость, допустимость и достоверность каждого доказательства, а также достаточность доказательств.

В материалах дела отсутствуют иные доказательства совершения обществом правонарушения, предусмотренного статьёй 5.1 Закона №273-ЗС.

С учётом изложенного, суд пришёл к выводу об отсутствии у инспекции  оснований для привлечения общества к административной ответственности, предусмотренной частью 1 статьи 5.1 Закона №273-ЗС в связи с недоказанностью события правонарушения и вины общества в его совершении.

Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При таких обстоятельствах, учитывая, что в действиях общества отсутствует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 5.1 Закона №273-ЗС, суд приходит к выводу о том, что оспариваемое постановление и представление являются незаконными и подлежат отмене.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Административной инспекции Ростовской области  от 27.01.2016 по делу об административном правонарушении №Р-00117-16 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 №273-ЗС «Об административных правонарушениях».

Признать незаконным и отменить представление Административной инспекции Ростовской области от 27.01.2016 №РП-00117 об устранении причин и условий, способствующих совершению административного правонарушения.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через Арбитражный суд Ростовской области.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с положениями главы 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при условии, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции и только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                                       И.Б.Ширинская