АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«08» декабря 2014. Дело № А53-25383/14
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Чернышевой И.В.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению Егорлыкского муниципального унитарного предприятия "Коммунальник" (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к Региональной службе по тарифам Ростовской области
об оспаривании постановления № 217 от 26.09.2014 о привлечении к административной ответственности,
установил:
Егорлыкское муниципальное унитарное предприятие "Коммунальник" (далее –заявитель) обратилось в суд с заявлением к Региональной службе по тарифам Ростовской области (далее – РСТ по РО) о признании незаконным и отмене постановления № 217 от 26.09.2014 о привлечении к административной ответственности по ч.1 ст. 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Определением от 15.10.2014 суд принял заявление к производству в порядке упрощенного производства. Определение сторонами получено.
01.12.2014 от заявителя поступили дополнительные пояснение, где он просит применить положение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П и снизить размер штрафа.
10.11.2014 от РСТ по РО поступил отзыв и копия административного материала.
Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что при осуществлении РСТ государственного контроля за соблюдением юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими деятельность в сфере теплоснабжения, Стандартов посредством систематического наблюдения и анализа информации установлено, что ЕМУП "Коммунальник" является юридическим лицом, осуществляющим услуги в сфере теплоснабжения.
Постановлением РСТ от 17.12.2013 № 67/22 «Об установлении тарифов на тепловую энергию, поставляемую Егорлыкским муниципальным унитарным предприятием «Коммунальщик» Егорлыкского района потребителям Ростовской области» установлены тарифы на тепловую энергию для ЕМУП «Коммунальник» на 2014 год.
На основании изложенного ЕМУП «Коммунальник» обязано раскрывать информацию, предусмотренную Стандартами, в установленные для раскрытия информации сроки.
В нарушении пункта 32 Стандартов ЕМУП «Коммунальник» информация за IV квартал 2013 года не раскрыта в срок, предусмотренный пунктом 32 Стандартов, т.е. до 31.01.2014. Информация за IV квартал 2013 года не получена.
В нарушении пункта 26 Стандартов ЕМУП «Коммунальник» информация об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения и о способах приобретения, стоимости и объемах товаров необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг не раскрыта в течение 10 календарных дней с момента подачи регулируемой организацией заявления об установлении цен (тарифов) в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) в срок, предусмотренный пунктом 26 Стандартов, т.е. до 05.05.2014. Информация не получена в срок, предусмотренный пунктом 26 Стандартов.
28.08.2014 начальником отдела регулирования тарифов и услуг в электроэнергетике РСТ в отношении ЕМУП «Коммунальник» был составлен протокол № 217 об административном правонарушении, предусмотренном частью1 статьи 19.8.1 КоАП РФ.
26.09.2014 РСТ по РО вынесено постановление № 217, в присутствии представителя Егорлыкского МУП "Коммунальник", которым предприятие признано виновным в совершении правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 рублей.
Не согласившись с принятым постановлением, общество обжаловало его в судебном порядке.
При принятии решения суд руководствовался следующим.
В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.
Частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ предусмотрено, что непредставление сведений или предоставление заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликование или опубликование заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно нарушение установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 настоящего Кодекса, - влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от ста тысяч до пятисот тысяч рублей.
В соответствии с положениями пункта 5 части 1 статьи 4 и части 9 статьи 7 Федерального закона от 27.07.2010 № 190-ФЗ «О теплоснабжении», постановлением Правительства РФ от 05.07.2013 № 570 утверждены Стандарты раскрытия информации теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями и органами регулирования (далее - Стандарты), которыми установлен состав, порядок, сроки и периодичность предоставления информации, подлежащей раскрытию теплоснабжающими организациями, теплосетевыми организациями .
В соответствии с пунктом 3 Стандартов регулируемыми организациями информация раскрывается путем:
а) обязательного опубликования на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (далее - сеть «Интернет») органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов), и (или) на официальном сайте органа местного самоуправления поселения или городского округа в случае их наделения в соответствии с законом субъекта Российской Федерации полномочиями по государственному регулированию цен (тарифов), и (или) на сайте в сети «Интернет», предназначенном для размещения информации по вопросам регулирования тарифов, определяемом Правительством Российской Федерации;
б) опубликования на официальном сайте в сети «Интернет» органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) и в печатных изданиях, в которых публикуются акты органов местного самоуправления (далее - печатные издания), - в случае и объемах, которые предусмотрены пунктом 9 Стандартов;
в) опубликования по решению регулируемой организации на ее официальном сайте в сети «Интернет»;
г) предоставления информации на безвозмездной основе на основании письменных запросов потребителей товаров и услуг регулируемых организаций (далее - потребители) в порядке, установленном Стандартами.
В соответствии с пунктом 15 Стандартов в сфере теплоснабжения раскрытию подлежит информация:
а) о регулируемой организации (общая информация);
б) о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги);
в) об основных показателях финансово-хозяйственной деятельности регулируемой организации, включая структуру основных производственных затрат (в части регулируемых видов деятельности);
г) об основных потребительских характеристиках регулируемых товаров и услуг регулируемой организации;
д) об инвестиционных программах регулируемой организации и отчетах об их реализации;
е) о наличии (отсутствии) технической возможности подключения (технологического присоединения) к системе теплоснабжения, а также о регистрации и ходе реализации заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
ж) об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), и (или) об условиях договоров о подключении (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
з) о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения;
и) о способах приобретения, стоимости и объемах товаров, необходимых для производства регулируемых товаров и (или) оказания регулируемых услуг регулируемой организацией;
к) о предложении регулируемой организации об установлении цен (тарифов) в сфере теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 16 Стандартов информация о ценах (тарифах) на регулируемые товары (услуги) содержит сведения:
а) об утвержденных тарифах на тепловую энергию (мощность);
б) об утвержденных тарифах на теплоноситель, поставляемый теплоснабжающими организациями потребителям, другим теплоснабжающим организациям;
в) об утвержденных тарифах на услуги по передаче тепловой энергии, теплоносителя;
г) об утвержденной плате за услуги по поддержанию резервной тепловой мощности при отсутствии потребления тепловой энергии;
На основании пункта 25 Стандартов раскрытию подлежит информация о порядке выполнения технологических, технических и других мероприятий, связанных с подключением (технологическим присоединением) к системе теплоснабжения, содержит:
а) форму заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
б) перечень документов и сведений, представляемых одновременно с заявкой на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения;
в) реквизиты нормативного правового акта, регламентирующего порядок действий заявителя и регулируемой организации при подаче, приеме, обработке заявки на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения, принятии решения и уведомлении о принятом решении;
г) телефоны и адреса службы, ответственной за прием и обработку заявок на подключение (технологическое присоединение) к системе теплоснабжения.
В соответствии с пунктом 28 Стандартов информация, указанная в пунктах 16, 24 и 25 Стандартов, раскрывается регулируемой организацией не позднее 30 календарных дней со дня принятия соответствующего решения об установлении цен (тарифов) на очередной расчетный период регулирования.
Согласно пункту 1.1.4 Положения о РСТ, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 13.01.2012 № 20, РСТ является уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области, осуществляющим контроль за соблюдением стандартов раскрытия информации субъектами естественных монополий и организациями коммунального комплекса, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 27.06.2013 № 543 «О государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов), а также изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждено Положение о государственном контроле (надзоре) в области регулируемых государством цен (тарифов) (далее - Положение).
Согласно пункту 9 Положения государственный контроль (надзор) в части соблюдения стандартов раскрытия информации юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями осуществляется по вопросам:
а) факта раскрытия информации;
б) источника опубликования информации, избранного подконтрольным субъектом;
в) сроков и периодичности раскрытия информации;
г) полноты раскрытия информации;
д) порядка уведомления органа государственного контроля (надзора) об источниках опубликования информации (в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации);
е) форм предоставления информации и соблюдения правил заполнения этих форм;
ж) достоверности раскрытой информации;
з) порядка раскрытия информации по письменным запросам потребителей товаров и услуг юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, в том числе регистрации письменных запросов, своевременности и полноты их рассмотрения, а также уведомления о результатах их рассмотрения.
Согласно пункту 24 Стандартов регулируемая организация раскрывает информацию об условиях, на которых осуществляется поставка регулируемых товаров (оказание регулируемых услуг), содержащую сведения об условиях публичных договоров поставок регулируемых товаров (оказания регулируемых услуг), в том числе договоров о подключении (технологическом присоединении) к системе теплоснабжения.
ЕМУП «Коммунальник» является юридическим лицом, осуществляющим услуги по теплоснабжению.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 КоАП РФ юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Факт совершения обществом административного правонарушения - удостоверяется отсутствием в РСТ информации, подтверждающей раскрытие ЕМУП «Коммунальник» соответствующей информации, предусмотренной Стандартами в установленный срок.
Указанные действия ЕМУП «Коммунальник» являются административным правонарушением, предусмотренным частью 1 статьи 19.8.1 КоАП РФ, заключающимся в непредоставлении сведений или предоставлении заведомо ложных сведений о своей деятельности, неопубликовании или опубликовании заведомо ложных сведений о своей деятельности субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, если опубликование и (или) предоставление таких сведений являются обязательными в соответствии с законодательством Российской Федерации, а равно в нарушении установленных стандартов раскрытия информации о регулируемой деятельности субъектов естественных монополий и (или) организаций коммунального комплекса и форм ее предоставления и (или) заполнения, включая сроки и периодичность предоставления информации субъектами естественных монополий и (или) организациями коммунального комплекса, за исключением случаев, предусмотренных статьей 9.15 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах суда делает вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.8.1 Кодекса.
Нарушений порядка привлечения учреждения к административной ответственности судом не установлено, что не оспаривается заявителем.
Заявитель факт административного правонарушения признает и просит применить положение Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П и снизить размер штрафа.
Вместе с тем, суд не находит оснований для снижения размера назначенного административного штрафа до 50 000 рублей в силу следующего.
Выявленные РСТ в ходе проверки нарушения носят устранимый характер, явного пренебрежительного отношения к выполнению требований по раскрытию соответствующей информации, предусмотренной Стандартами в установленный срок, судом не установлено, выполнило свою обязанность, по раскрытию информации 28.04.2014 ЕМУП «Коммунальник» зарегистрировалось на Едином портале ЕИАС и разместило все необходимые сведения.
Постановление Конституционного суда Российской Федерации №4-П, указывая на возможность снижать административный штраф ниже низшего предела, ориентирует, прежде всего суда, на то обстоятельство, что данная мера должна носит исключительный характер и применять с учетом обстоятельств, установить наличие которых, возможно только при предоставлении соответствующих доказательств, и в первую очередь к таким обстоятельствам следует носить и тяжелое материальное положение.
Исходя из общих принципов административного судопроизводства обязанность доказать законность и обоснованность вынесенного постановления возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. Это не значит, что юридическое лицо или индивидуальный предприниматель не вправе или не обязаны представлять доказательства.
В соответствии с частью 5 статьи 210 АПК в случае непредставления административными органами доказательств, необходимых для рассмотрения дела и принятия решения, арбитражный суд может истребовать доказательства от указанных органов по своей инициативе. Каких-либо ограничений по характеру или объему истребуемых доказательств процессуальное законодательство не содержит.
При этом лицо, в отношении которого было принято административным органом решение по делу, может представлять суду любые доказательства, свидетельствующие о незаконности вынесенного административным органом решения, в том числе те, которые не были известны административному органу при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении. Однако при их оценке суд должен учитывать данный факт в целях исключить возможное злоупотребление лицом предоставленными ему процессуальными правами.
Таким образом, положения главы 25 АПК РФ, не освобождает лицо, в отношении которого ведется административное производство, доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается. ( статья 65 АПК РФ).
Однако ЕМУП «Коммунальник» не было представлено суду доказательств тяжелого материального положения. Представленные дополнительные пояснения к надлежащим доказательствам, подтверждающим обстоятельства, которые следует принимать во внимание для снижения размера административного штрафа, заявитель по делу суду не представил.
Как следует из Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 25 февраля 2014 года N 4-П меры административной ответственности и правила их применения, устанавливаемые законодательством об административных правонарушениях, должны не только соответствовать характеру правонарушения, его опасности для защищаемых законом ценностей, но и обеспечивать учет причин и условий его совершения, а также личности правонарушителя и степени его вины, гарантируя тем самым адекватность порождаемых последствий для лица, привлекаемого к административной ответственности, тому вреду, который причинен в результате административного правонарушения, не допуская избыточного государственного принуждения и обеспечивая баланс основных прав индивида (юридического лица) и общего интереса, состоящего в защите личности, общества и государства от административных правонарушений; применение одинаковых мер ответственности за различные по степени опасности административные правонарушения без надлежащего учета характеризующих виновное в совершении административно-противоправного деяния лицо обстоятельств, имеющих объективное и разумное обоснование, противоречит конституционному запрету дискриминации и выраженным в Конституции Российской Федерации идеям справедливости и гуманизма и несовместимо с принципом индивидуализации ответственности за административные правонарушения (постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 19 марта 2003 года N 3-П, от 13 марта 2008 года N 5-П, от 27 мая 2008 года N 8-П, от 13 июля 2010 года N 15-П, от 17 января 2013 года N 1-П и от 14 февраля 2013 года N 4-П).
Согласно части 1 статьи 3.1 КоАП Российской Федерации административный штраф, равно как любое другое административное наказание, является установленной государством мерой ответственности за совершение административного правонарушения и применяется в целях предупреждения совершения новых правонарушений как самим правонарушителем, так и другими лицами.
В противном случае применение административной ответственности не будет отвечать предназначению государственного принуждения, которое, по смыслу статей 1 (часть 1), 2, 17 (часть 3), 18 и 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, должно заключаться главным образом в превентивном использовании соответствующих юридических средств для защиты прав и свобод человека и гражданина, иных конституционно признаваемых ценностей гражданского общества и правового государства.
Согласно части 3 статьи 4.1 КоАП Российской Федерации при назначении административного наказания юридическому лицу учитываются характер совершенного им административного правонарушения, имущественное и финансовое положение юридического лица, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность.
Из системного толкования приведенных в вышеназванном постановлении норм, суд приходит к выводу, что его положения не могут быть применены и при рассмотрении настоящего спора.
Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления отказать.
Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.
Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В. Чернышева