ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-25405/17 от 05.10.2017 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

05 октября 2017 г. Дело № А53-25405/17

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мищенко Е.М.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению акционерного общества «Международный аэропорт Сочи» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Управлению государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта

об оспаривании ненормативного правового акта

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель ФИО1 (доверенность от 03.08.2017) представитель ФИО2 (доверенность от 17.09.2017);

от заинтересованного лица: представитель не явился;

установил:

акционерное общество «Международный аэропорт Сочи» обратилось в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным предписания Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по ЮФО Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 03.07.2017 №000378.

В предварительном судебном заседании дело признано подготовленным к судебному заседанию и при отсутствии возражений от сторон, суд перешел к рассмотрению дела по существу (часть 4 статьи 137 АПК РФ).

Представители общества заявленные требования поддержали.

Представитель Управления в судебное заседание не явился, извещен.

Дело рассмотрено в отсутствие представителя заинтересованного лица, надлежащим образом извещенного о времени и месте рассмотрения дела (часть 3 статьи 156 АПК РФ).

Заслушав объяснение представителей аэропорта, изучив письменные доказательства, суд находит заявление, подлежащим удовлетворению.

Из материалов дела следует, что на основании Распоряжения начальника Управления от 23.05.2017 №323 в отношении международного аэропорта «Сочи» была проведена плановая проверка, по результатам которой были выявлены нарушения, выразившихся в ненадлежащей проверке билетов граждан ФИО3 и ФИО4 (рейс SU 6564) и ФИО5 ФИО6., (рейс S7 3316), оформленных в установленном порядке.

По окончании проверочных мероприятий составлен акт проверки и выдано предписание об устранении выявлении нарушений от 0307.2017 №№000378.

Не согласившись с вынесенным предписанием, общество оспорило его в судебном порядке по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации.

Согласно части 1 статьи 198, части 4 статьи 200 и части 3 статьи 201 АПК РФ основанием для признания недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 83 ВК РФ авиационная безопасность - состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации. Авиационная безопасность обеспечивается службами авиационной безопасности аэродромов или аэропортов, подразделениями ведомственной охраны федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области транспорта, а также органами внутренних дел, службами авиационной безопасности эксплуатантов (авиационных предприятий), а также уполномоченными органами, наделенными этим правом федеральными законами.

Пунктом 50 Правил проведения предполетного и после полетного досмотров, утвержденных Приказом Минтранса России от 25 июля 2007 года N 104 закреплен порядок проведения предполетного досмотра пассажира с использованием технических и специальных средств, в том числе: производится проверка билета, оформленного в установленном порядке, посадочного талона, сверка документа с личностью пассажира при входе в пункт досмотра;

Между тем, в соответствии с пунктом 1 приказа Минтранса России от 08.11.2006 N 134 "Об установлении формы электронного пассажирского билета и багажной квитанции в гражданской авиации» электронный пассажирский билет и багажная квитанция в гражданской авиации (далее - электронный билет) представляет собой документ, используемый для удостоверения договора перевозки пассажира и багажа, в котором информация о воздушной перевозке пассажира и багажа представлена в электронно-цифровой форме, и имеет следующую структуру и содержание: 1) структура электронного билета:электронный полетный купон (в зависимости от количества рейсов число электронных полетов купонов может составлять от 1 до 4); электронный контрольный купон; электронный агентский купон; маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок).

Наличие электронного полетного купона и маршрут/квитанции является обязательным.

В соответствии с пунктом 2 приказа N 134 маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) пассажиру обязательно. Маршрут/квитанция (выписка из автоматизированной информационной системы оформления воздушных перевозок) является документом строгой отчетности.

Таким образом, электронный билет - это электронный документ, удостоверяющий договор воздушной перевозки между пассажиром и авиакомпанией, представляющий собой цифровую запись в базе данных авиакомпании;

- пассажиру оформляется и выдается (направляется в электронном виде по информационно-телекоммуникационной сети) обязательно лишь маршрут-квитанция;

- маршрут-квитанция является лишь одним из структурных элементов электронного билета, сам билет хранится в системах авиаперевозчика.

Воздушное законодательство РФ не обязывают пассажира печатать как электронный билет, так иметь при себе маршрут-квитанцию в распечатанном виде.

В аэропорту агент по регистрации регистрирует пассажира по паспорту, так же пассажир может зарегистрироваться самостоятельно через киоски саморегистрации, сайт авикомпании, мобильные приложения.

В соответствии с пунктом 84 ФАП № 82 при регистрации пассажиру выдается посадочный талон, в котором указываются инициалы и фамилия пассажира, номер рейса, дата отправления, время окончания посадки на рейс, номер выхода на посадку и номер посадочного места на борту воздушного судна.

В соответствии с пунктом 77 ФАП № 82 проведение регистрации пассажиров и оформления багажа обеспечивает перевозчик.

Регистрация пассажиров на рейс производится через компьютерную систему управления отправкой пассажиров, установленную в аэропорту (DCS-системы).

Для регистрации пассажиров на рейсы авиакомпаний предназначены специализированные системы класса Departure Control System (DCS). Перед началом регистрации воздушные перевозчики отправляют данные по пассажирам из своих систем бронирования. Это осуществляется посредством PNL-телеграмм (список купивших билет пассажиров).

Как правило, DCS-системы устанавливаются авиаперевозчиками и аэропорту не принадлежат. Предварительно в эти системы передается из систем бронирования авиаперевозчика информация о выпущенных билетах (электронных и бумажных). При регистрации пассажира по электронному билету предъявлять маршрут-квитанцию необязательно - вся необходимая информация уже есть в системе, достаточно удостоверения личности пассажира (паспорта).

Кроме того, интеграция данных из систем бронирования в системы регистрации не является передачей данных от авиакомпании к аэропорту. Несмотря на свое «местоположение» в аэропорту, DCS-системы фактически принадлежат авиакомпаниям, при этом сотрудникам аэропорта только делегируют работу по регистрации пассажиров и багажа.

После прохождения регистрации пассажир следует в пункт досмотра для прохождения предполетного досмотра.

Следовательно, специалист по досмотру при входе в пункт досмотра не имеет возможности произвести проверку билета, поскольку билет является электронным, оформлен авиаперевозчиком, размещен и хранится в базе данных авиаперевозчика - системах оформления перевозочных документов.

Аэропорт не имеет доступа к системам оформления перевозочных документов, являющихся собственностью перевозчика, а перевозчик не обязан обеспечивать аэропорту доступ к своим системам оформления перевозочных документов.

В настоящее время аэропорт обладает возможностью произвести проверку лишь маршрут-квитанции, и только в случае, если пассажир предъявит маршрут-квитанцию. Но при этом маршрут-квитанция не является электронным билетом, а является лишь одним из структурных элементов электронного билета, сам билет хранится в системах авиаперевозчика.

При этом в соответствии с пунктом 84 ФАП № 82 пассажир, при прохождении предполетного досмотра, как было указано выше, предоставляет инспектору по досмотру в бумажном виде посадочный талон, в котором отражаются все данные пассажира, включая фамилию, имя, отчество, дата и номер рейса, что фактически тождественно требованиям, установленным пунктом 50 «Правил проведения предполётного и послеполетного досмотров».

Исполнимость предписания является важным требованием к данному виду ненормативного акта и одним из элементов законности предписания, поскольку оно исходит от государственного органа, обладающего властными полномочиями, носит обязательный характер и для его исполнения устанавливается определенный срок, за нарушение которого наступает административная ответственность.

Доказательств наличия у общества возможности влияния на поведение и порядок оформления перевозочных документов пассажиров, перевозчиками или уполномоченными агентами, в материалы дела не представлено.

Оценив и исследовав по правилам статей 65, 71 АПК РФ представленные сторонами доказательства, суд находит оспариваемое предписание несоответствующим пункта 50 Правил, поскольку Общество лишено возможности самостоятельно влиять на порядок оформления перевозочных документов пассажиров, включая данные документа, удостоверяющие их личность.

Частью 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

Руководствуясь статьями 198, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным предписание Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта 03.07.2017 №000378.

Взыскать с Управления государственного авиационного надзора и надзора за обеспечением транспортной безопасности по Южному федеральному округу Федеральной службы по надзору в сфере транспорта (ОГРН <***>, ИНН <***>) в пользу акционерного общества «Международный аэропорт Сочи» ИНН <***>, ОГРН <***> судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 3 000 руб.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия. Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И.В. Чернышева