АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«04» июля 2011. Дело № А53-25416/10
Резолютивная часть решения объявлена «27» июня 2011.
Полный текст решения изготовлен «04» июля 2011.
Арбитражный суд Ростовской области в составе:
судьи Колесник И.В.
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Харатян А.А.
рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Золотая рыбка» (ИНН<***>, ОГРН <***>)
к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения иностранных работников, Управлению государственной службы занятости населения Ростовской области, администрации Ростовской области
третье лицо: Управление Федеральной миграционной службы России по Ростовской области
о признании незаконным решения межведомственной комиссии
при участии:
от заявителя – представитель ФИО1 по доверенности от 25.04.2011, генеральный директор ФИО2;
от межведомственной комиссии – представитель не явился;
от службы занятости – представитель ФИО3 по доверенности от 11.01.2011 № 18;
от администрации – представитель ФИО4 по доверенности от 29.11.2010 № 8/789;
от УФМС – представитель не явился;
установил:
В открытом судебном заседании рассматривается дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Золотая рыбка» к Межведомственной комиссии по вопросам привлечения иностранных работников, Управлению государственной службы занятости населения Ростовской области со следующими требованиями:
- признать решение межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных граждан для осуществления трудовой деятельности в Ростовской области от 23.06.2010 № 2 незаконным в части снижения заявленной потребности в иностранных работниках ООО «Золотая Рыбка» в 2011 году;
- обязать ответчика определить потребность ООО «Золотая Рыбка» в привлечении иностранной рабочей силы в соответствии с заявленной истцом потребностью (в соответствии с уточнением предмета требования от 30.05.2011).
Истец снова вернулся к первоначально заявленным требованиям, поскольку изменил основания требований. Поскольку это право истца в силу норм статьи 49 АПК РФ, судом данное изменение принято.
Представители заявителя в судебное заседание явились, заявили ходатайство об отложении судебного заседания, мотивируя тем, что 30.06.2011 назначено очередное заседание областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, и, в случае удовлетворения заявки общества, заявитель утратит интерес к разрешению настоящего спора и откажется от заявленных требований.
Суд, с учетом мнения представителей службы занятости и администрации, отказал в удовлетворении ходатайства об отложении судебного заседания, поскольку предметом рассмотрения 30.06.2011 будут квоты на 2012 год, а настоящее заявление касается квот на 2011 год.
Представители заявителя требования поддержали по основаниям, изложенным в заявлении и в дополнениях к нему, просили суд признать незаконным и отменить оспариваемое решение межведомственной комиссии.
Представитель Межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Ростовской области в судебное заседание не явился, представил отзыв на заявление, согласно которому, обсуждая заявки, комиссия принимает решение, учитывая принцип приоритетного использования национальных трудовых ресурсов и наличие возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов.
Представители Управления государственной службы занятости населения Ростовской области, администрации Ростовской области в судебное заседание явились, просили суд отказать в удовлетворении заявленных требований по основаниям, изложенным в отзывах и дополнениях к нему.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, как следует из представленного отзыва, УФМС по Ростовской области полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей лиц, участвующих в деле, судом установлено следующее.
В соответствии с п. 7 Правил, утвержденных Постановлением правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации» (далее - Правила), ООО «Золотая рыбка» была представлена заявка о потребности в рабочей силе для замещения в 2011 году вакантных рабочих мест иностранными работниками в Управление государственной службы занятости населения Ростовской области.
Исходя из экономической целесообразности, эффективности использования иностранной рабочей силы, а также специфики деятельности предприятия, Истцом на 2011 год была заявлена потребность по ряду специальностей в области торгово-закупочной деятельности в количестве - 113 человек, а именно: экспедитор - 50 чел., продавец - 50 чел., повар (китайская кухня) - 5 чел., массажист - 5 чел., переводчик (китайский язык) - 3 чел.
23.06.2010 на заседании областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников, в соответствии с протоколом от 01.07.2010 № 2, запрашиваемая потребность в иностранной рабочей силе на 2011 год истцу была сокращена, согласованны объемы квот на выдачу разрешений иностранным гражданам из Китая: 3 единицы переводчиков, 5 единиц поваров и 3 единицы массажистов.
Не согласившись с указанным решением комиссии по отклонению заявки, общество обратилось в суд.
Суд не усматривает оснований для удовлетворения заявленных требований исходя из следующего.
Правовое положение иностранных граждан в Российской Федерации определяется Федеральным законом от 25.07.2002 № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (далее – Закон № 115-ФЗ), который также регулирует отношения между иностранными гражданами, с одной стороны, и органами государственной власти, органами местного самоуправления, должностными лицами указанных органов, с другой стороны, возникающие в связи с пребыванием (проживанием) иностранных граждан в Российской Федерации и осуществлением ими на территории Российской Федерации трудовой, предпринимательской и иной деятельности (статья 1 Закона).
Согласно пункту 9 статьи 13.1 Закона № 115-ФЗ, работодатели или заказчики работ (услуг) вправе привлекать и использовать для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу, без получения разрешения на привлечение и использование иностранных работников, но с обязательным уведомлением о таких привлечении и использовании территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции и органа исполнительной власти, ведающего вопросами занятости населения в соответствующем субъекте Российской Федерации. Форма и порядок подачи указанного уведомления устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктом 1 статьи 18 указанного Закона установлено, что квота на выдачу иностранным гражданам, за исключением иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, приглашений на въезд в Российскую Федерацию в целях осуществления трудовой деятельности ежегодно утверждается Правительством Российской Федерации по предложениям исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации с учетом демографической ситуации в соответствующем субъекте Российской Федерации и возможностей данного субъекта по обустройству иностранных граждан.
Указанные предложения исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации формируются на основе принципа приоритетного использования национальных трудовых ресурсов с учетом ситуации на рынке труда.
Исполнительные органы государственной власти субъекта Российской Федерации ежегодно определяют потребность в привлечении иностранных работников, оценивают эффективность использования иностранной рабочей силы, вклад иностранных работников в социально-экономическое развитие данного субъекта Российской Федерации.
Квоты на выдачу иностранным гражданам разрешений на работу как на территории одного или нескольких субъектов Российской Федерации, так и на всей территории Российской Федерации устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 3 статьи 18.1 Закона № 115-ФЗ).
Процедура определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирование соответствующих квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации регулируется Правилами «О порядке определения исполнительными органами государственной власти потребности в привлечении иностранных работников и формирования квот на осуществление иностранными гражданами трудовой деятельности в Российской Федерации», утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.12.2006 № 783 (далее – Правила).
Согласно пункту 17 Правил межведомственные комиссии ежегодно, до 10 июля, рассматривают представленные уполномоченными органами субъектов Российской Федерации материалы и принимают решение о целесообразности предусматриваемых работодателями объемов и профессионально-квалификационной структуре привлечения иностранных работников.
По решению межведомственных комиссий объемы привлечения иностранных работников, предусматриваемые работодателями, могут быть уменьшены, а их заявки отклонены полностью или частично при наличии возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации (пункт 18 Правил).
Постановлением администрации Ростовской области от 29.07.2003 № 342, создана межведомственная комиссия по вопросам привлечения и использования иностранных работников на территории Ростовской области, утверждено Положение о комиссии, утвержден ее состав.
На заседании областной межведомственной комиссии по вопросам привлечения и использования иностранных работников 23.06.2010 в соответствии с протоколом от 01.07.2010 № 2 запрашиваемая потребность в иностранной рабочей силе на 2011 год истцу сокращена.
Данный вывод комиссии основан на заключениях УФМС России по Ростовской области от 25.06.2010 исх. № мс-12/7-17768 и УГСЗН Ростовской области от 28.06.2010, которыми предложено исключить заявленные объемы квот истцу и сократить их в соответствии с подпунктом «а» пункта 18 Правил в виду наличия возможности удовлетворения потребности в рабочей силе за счет региональных трудовых ресурсов, в том числе путем подготовки или переподготовки безработных граждан, привлечения рабочей силы из других субъектов Российской Федерации;
В частности, в период рассмотрения заявки более 4 тысяч безработных граждан, состоящих на учете в органах службы занятости, имели профессии, требующие квалификации, в том числе, профессию экспедитор - 484 человека, продавец - 614 человек, из них продавец непродовольственных товаров -329 человек.
Вместе с тем, число заявленных вакансий по вышеназванным профессиям на данный период составляло - 258 единиц. В течение периода с июня 2009 г. по июнь 2010 г. от администрации ООО «Золотая рыбка» вакансии в службу занятости не заявлялись.
Отклоняя поданную обществом заявку, Межведомственная комиссия исходила из приоритетного использования национальных трудовых ресурсов, ситуации на рынке труда в Ростовской области.
Кроме того, в своей заявке на потребность в иностранных работниках истец заявил одним из условий привлечения иностранных граждан - оплата работодателем аренды квартир, что сделало возможным предположить варианты замещения вакантных мест российскими гражданами из трудоизбыточных регионов области и других субъектов Российской Федерации.
Имеются заключенные соглашения о сотрудничестве с территориальными органами по вопросам занятости населения Республики Дагестан, Кабардино-Балкарской Республики, Новосибирской области, которыми определено взаимодействие по трудоустройству российских граждан на рабочие места на территории Ростовской области, в том числе на места заквотированные для иностранных граждан.
Кроме того, комиссией было учтено, что заявленная и удовлетворенная на 2010 год комиссией квота по продавцам в количестве 50 единиц и экспедиторам в количестве 50 единиц, Истцом не была использована и, как пояснялось УФМС по Ростовской области, разрешений на работу истец не получал. Таким образом, комиссией учтена эффективность использования иностранной рабочей силы в предыдущем году в соответствии с подпунктом «к» пункта 11 Правил.
Пунктом 20 Правил установлено, что уполномоченные органы субъектов Российской Федерации уведомляют работодателей о принятом решении в письменной форме с указанием оснований принятия такого решения. УГСЗН Ростовской области является указанным уполномоченным органом в соответствии с постановлением Администрации Ростовской области от 14.03.2007 № 94 «О некоторых вопросах по привлечению и использованию иностранных работников».
Заместителем начальника управления подписано уведомление (исх. № 2036/36 от 07.07.2010) ООО «Золотая Рыбка» о снижении заявленной потребности в иностранной рабочей силе на 2011 год. Протокол заседания комиссии от 01.07.2010 № 2 был размещен на официальном сайте управления (www.rostozan.ru) 02.07.2010, направлено письмо (исх. № 2090 от 12.07.2010) в Союз работодателей Ростовской области.
В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации организация вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, если полагает, что оспариваемое решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают ее права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на нее какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, для признания решений и действий (бездействий) государственных органов незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие этих решений, действий (бездействий) закону, а также нарушение ими прав и интересов заявителя в имущественной сфере.
Заявитель не смог указать, каким требования действующего законодательства не соответствует решение Межведомственной комиссии. Кроме того, решение принято в пределах предоставленных комиссии полномочий, не нарушает права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Изменив основания заявленного требования, заявитель просит признать решение незаконным по причине нарушения порядка его принятия, однако, нарушение порядка принятия не влияет на суть решения – отказ в выделении квоты, именно данное решение и оспаривается заявителем по существу, поскольку заявитель полагает, что отказ в предоставлении квоты препятствует осуществлению его предпринимательской деятельности. Факт принятия решения об отказе в предоставлении квоты подтверждают все лица, участвующие в деле.
Доказательств несоответствия принятого решения требованиям нормативных правовых актов суду не предоставлено.
Перечисленные обстоятельства в соответствии со статьей 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации являются основанием для вынесения решения об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, расходы по уплате государственной пошлины отнесены на заявителя.
Руководствуясь статьями 110, 167-176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении ходатайства истца об отложении судебного заседания отказать.
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение по данному делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение по настоящему делу может быть обжаловано в порядке глав 20, 34 и 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья И.В.Колесник