АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 28 сентября 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 11 октября 2021 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю.,
рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Кагальницкий молочный завод» ИНН <***>, ОГРН <***>
к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия
о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2021 №02/1-14-654/2021/38/07/42/100000,
установил: общество с ограниченной ответственностью «Кагальницкий молочный завод» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области к Управлению Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору по Ростовской, Волгоградской и Астраханской областям и Республике Калмыкия (далее – административный орган, управление) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления от 15.07.2021 №02/1-14-654/2021/38/07/42/100000.
От административного органа в установленный судом срок поступил письменный отзыв и материалы дела об административном правонарушении.
Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 06.09.2021 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
05.10.2021 от заявителя поступило ходатайство о составлении мотивированного решения по делу, рассмотренному в порядке упрощенного производства, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд составляет мотивированное решение.
Рассмотрев материалы дела, оценив доводы заявления, отзыва на заявление, арбитражный суд установил следующее.
Согласно акту отбора проб № 2137780 от 03.03.2021 в рамках государственного задания «Проведение лабораторных исследований в рамках Плана государственного мониторинга качества и безопасности пищевых продуктов» и «Проведение лабораторных исследований сырья, продукции животного происхождения, кормов и биологического материала в целях обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов» государственным инспектором 03.03.2021 г. по адресу: Мурманская область, Кольский район, пгт. Кильдинстрой, ул. Набережная, 12 в государственном областном бюджетном учреждении социального обслуживания населения «Социальный приют для детей и подростков «Берегиня», был произведен отбор пробы молока питьевого ультрапастеризованного «Южное», массовая доля жира 2,5%, ГОСТ 31450-2013, произведенного 14.01.2021 г. обществом с ограниченной ответственностью «Кагальницкий молочный завод» (ИНН: <***>), срок годности до 12.07.2021., в количестве 1000 мл, от партии 48 000 мл, образец опечатан в сейф-пакет №611178071 и направлен Федеральному государственному бюджетному учреждению «Ленинградская межобластная ветеринарная лаборатория» (далее – ФГБУ «Ленинградская МВЛ») на соответствие требованиям Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 022/2011 «Пищевая продукция в части ее маркировки», Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции».
В ходе проведения лабораторных исследований в исследуемом образце выявлено несоответствие массовой доли жира (1,87%) нормативному показателю (не менее 3,0%). Выявленные нарушения зафиксированы в срочном отчете системы «СИРАНО» от 11.03.2021 №400782 и протоколе испытаний ФГБУ «Ленинградская МВЛ» от 15.03.2021 №400782.
Предписанием от 17.03.2021 №03589 административный орган обязал общество: в течение 10 календарных дней с момента получения предписания разработать программу мероприятий по предотвращению причинения вреда, с учетом мероприятий по оповещению приобретателей, в том числе потребителей, о наличии угрозы причинения вреда и способах его предотвращения, а также определить сроки реализации таких мероприятий; указанную программу согласовать с управлением; о результатах выполнения мероприятий по программе сообщить в управление в срок не позднее 30 дней с момента получения предписания.
Предписанием от 19.03.2021 №03589 административный орган прекратил в срок до 20.04.2021 действие декларации о соответствии от 05.11.2020, регистрационный номер ЕАЭС № RUД-RU.HB42.B.10885/20 на серийный выписк молока питьевого ультрапастеризованного, массовая доля жира от 1,5% до 6%, упакованное в комбинированную тару на основе картона и алюминиевой фольги TBA, TFA, TCAобъемом от 200 мл до 1000 мл, торговые марки: «Южное», «Станичное», «Юдановские просторы».
25.03.2021 представителю общества по доверенности ФИО1 вручено извещение о составлении протокола об административном правонарушения.
18.05.2021 в 14 ч. 30 мин. старшим государственным инспектором отдела ветеринарного контроля и надзора Управления ФИО2 в присутствие представителя общества по доверенности ФИО1 составлен протокол об административном правонарушении №02/1-14-654/2021 по признакам наличия правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. Замечаний по содержанию протокола со стороны представителя общества не было.
15.07.2021 в 12 ч. 15 мин. и.о.главного государственного инспектора отдела ветеринарного контроля и надзора Управления ФИО2 вынесено постановление по делу об административном правонарушении №02/1-14-654/2021/38/07/42/100000, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.1 ст. 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, назначено наказание в виде административного штрафа в размере 100 000 руб. Копия указанного постановления вручена представителю общества по доверенности ФИО1
Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 209 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.
Частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ предусмотрена ответственность за нарушение изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо выпуск в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 14.46.1, 20.4 настоящего Кодекса, в виде административного штрафа.
Согласно примечанию к статье 14.43 КоАП РФ под подлежащими применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательными требованиями в данной статье Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях понимаются обязательные требования к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, установленные нормативными правовыми актами, принятыми Комиссией Таможенного союза в соответствии с Соглашением Таможенного союза по санитарным мерам от 11 декабря 2009 года, а также не противоречащие им требования нормативных правовых актов Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти, подлежащих обязательному исполнению в соответствии с пунктами 1, 1.1, 6.2 статьи 46 Федерального закона от 27 декабря 2002 года N 184-ФЗ "О техническом регулировании".
Объектом правонарушений, предусмотренных статьей 14.43 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, являются общественные отношения, связанные с соблюдением требований технических регламентов.
Объективная сторона правонарушения по части 1 указанной статьи состоит в нарушении изготовителем, исполнителем (лицом, выполняющим функции иностранного изготовителя), продавцом требований технических регламентов или подлежащих применению до дня вступления в силу соответствующих технических регламентов обязательных требований к продукции либо к продукции и связанным с требованиями к продукции процессам проектирования (включая изыскания), производства, строительства, монтажа, наладки, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации либо в выпуске в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям, за исключением случаев, предусмотренных статьями 6.31, 9.4, 10.3, 10.6, 10.8, частью 2 статьи 11.21, статьями 14.37, 14.44, 14.46, 20.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Субъектами ответственности являются граждане, юридические и должностные лица, индивидуальные предприниматели. Таким образом, диспозицией указанной нормы охвачены, в том числе, действия юридического лица, нарушающие требования технических регламентов ил иных обязательных требований к продукции и связанному с требованиями к продукции процессу реализации, а также действия этого лица по выпуску в обращение продукции, не соответствующей таким требованиям.
В соответствие с пунктом 1 статьи 13 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» государственный надзор в области обеспечения качества и безопасности пищевых продуктов, материалов и изделий осуществляется федеральными органами исполнительной власти, уполномоченными на осуществление соответственно федерального государственного санитарно-эпидемиологического надзора, федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей, федерального государственного ветеринарного надзора в соответствии с их компетенцией в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
В силу пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 27.12.2002 №184-ФЗ «О техническом регулировании»технические регламенты принимаются в целях: защиты жизни или здоровья граждан, имущества физических или юридических лиц, государственного или муниципального имущества; охраны окружающей среды, жизни или здоровья животных и растений; предупреждения действий, вводящих в заблуждение приобретателей, в том числе потребителей; обеспечения энергетической эффективности и ресурсосбережения.
В соответствии с п. 1 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011«О безопасности пищевой продукции», пищевая продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасной.
В соответствии со ст. 1 разд. I Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», настоящий технический регламент разработан в целях защиты жизни и здоровья человека, окружающей среды, жизни и здоровья животных, предупреждения действий, вводящих в заблуждение потребителей молока и молочной продукции относительно их назначения и безопасности, и распространяется на молоко и молочную продукцию, выпускаемые в обращение на таможенной территории Таможенного союза, процессы их производства, хранения, перевозки, реализации и утилизации.
В соответствии со ст. 5 разд. II Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013«О безопасности молока и молочной продукции», для целей применения настоящего технического регламента используются понятия, установленные техническим регламентом Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011), утвержденным Решением Комиссии Таможенного союза от 9 декабря 2011 года N 880 (далее - технический регламент Таможенного союза «О безопасности пищевой продукции» (TP ТС 021/2011).
Согласно ст. 30 разд. YII Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», молочная продукция, находящаяся в обращении на таможенной территории Таможенного союза в течение установленного срока годности, при использовании по назначению должна быть безопасна; молочная продукция должна соответствовать требованиям настоящего технического регламента и других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на нее распространяется.
Согласно ст. 31 Технического регламента Таможенного союза ТР ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», производство молочной продукций должны осуществляться из сырого молока, и (или) сырого обезжиренного молока, и (или) сырья, сливок, соответствующих требованиям безопасности, установленным настоящим техническим регламентом, и подвергнутых термической обработке, обеспечивающей получение молочной продукции, соответствующей требованиям настоящего Технического регламента.
Согласно ст. 81 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013«О безопасности молока и молочной продукции» информация об использовании заменителя молочного жира при производстве молокосодержащих продуктов в соответствии с технологией, которой предусматривается замена молочного жира его заменителем (за исключением сливочно-растительных спредов), включается в наименование вида молокосодержащего продукта на лицевой стороне потребительской упаковки (после наименования молокосодержащего продукта следуют слова: «с заменителем молочного жира»), например: «сметанный продукт с заменителем молочного жира», «сырок с заменителем молочного жира».
Согласно ст. 82 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 "О безопасности молока и молочной продукции" для молокосодержащих продуктов (кроме сквашенных продуктов) не допускается использование понятий, установленных настоящим техническим регламентом для молока, молочных продуктов и молочных составных продуктов, в том числе слов или части слов, входящих в состав этих понятий, их различных сочетаний, в наименованиях товарных знаков (торговых марок) при маркировке молокосодержащих продуктов, на их этикетках, в рекламных или иных целях, которые могут ввести потребителя в заблуждение.
Согласно ч. 2 ст. 3 Федерального закона от 02.01.2000 №29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов» в обращении могут находиться пищевые продукты, материалы и изделия, соответствующие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, и прошедшие подтверждение соответствия таким требованиям. Запрещается обращение пищевых продуктов, материалов и изделий: которые являются опасными и (или) некачественными по органолептическим показателям; которые не соответствуют представленной информации, в том числе имеют в своем составе нормируемые вещества в количествах, не соответствующих установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации значениям, и (или) содержат предметы, частицы, вещества и организмы, которые образовались или были добавлены (внесены) в процессе производства пищевых продуктов (загрязнители), наличие которых может оказать вредное воздействие на человека и будущие поколения, информация о которых до потребителя не доведена, и (или) которые не имеют установленных сроков годности для пищевых продуктов, материалов и изделий (в отношении которых установление срока годности является обязательным) или срок годности которых истек, и (или) показатели которых не соответствуют требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, образцу, документам по стандартизации, технической документации; в отношении которых установлен факт фальсификации; в отношении которых не может быть подтверждена прослеживаемость; которые не имеют маркировки, содержащей сведения о пищевых продуктах, предусмотренные законодательством Российской Федерации, либо в отношении которых не имеется таких сведений; которые не имеют товаросопроводительных документов.
В силу методических указаний, утвержденных Федеральной службой по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека «МУ 4.1/4.2.2484-09. 4.1/4.2. Методы контроля. Химические и микробиологические факторы. Оценка подлинности и выявление фальсификации молочной продукции. Методические указания» фальсифицированной пищевой продукцией признаются пищевые продукты и продовольственное сырье (в том числе молоко и молочная продукция), умышленно измененные (поддельные) и (или) имеющие скрытые свойства и качество, информация о которых является заведомо неполной или недостоверной.
Довод о том, что административный орган не доказал наличие обстоятельств, послуживших основанием для привлечения общества к административной ответственности, отклоняется судом.
Факт нарушения обществом требований п. 1 ст. 7 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 021/2011 «О безопасности пищевой продукции», ст. 1 раздел I, ст. 5 раздел II, ст. 30-31 раздел YII, ст. 81-82 Технического регламента Таможенного союза TP ТС 033/2013 «О безопасности молока и молочной продукции», ч. 2 ст. З Федерального закона от 02.01.2000 № 29-ФЗ «О качестве и безопасности пищевых продуктов», подтверждается материалами административного дела, в том числе в срочным отчетом системы «СИРАНО» от 11.03.2021 №400782, актом отбора проб (образцов) от 03.03.2021 № 2137780, протоколом испытаний ФГБУ «Ленинградская МВЛ» от 15.03.2021 №400782, фотоматериалами.
В ходе исследования отобранных образцов установлен факт производства обществом молока, не соответствующего требованиям технических регламентов, а именно показатель содержание жира 2,5%, указанного на упаковке, не соответствует фактическим значениям, установленным проведенной экспертизой ФГБУ «Ленинградская МВЛ» - 1,87%. Таким образом, молоко, изготовленное обществом, имеет свойства сфальсифицированного продукта.
Выводы эксперта не опровергнуты относимыми, допустимыми и достоверными доказательствами. Протокол испытаний №МО.5074/01-Я0003 от 13.01.2021, а также товарно-транспортная накладная на перевозку молока от 14.01.2021, представленные обществом в доказательство подтверждения соответствия своей продукции установленным требованиям, не имеет правового значения в настоящем споре, поскольку экспертиза ФГБУ «Ленинградская МВЛ» была проведена по образцам, отобранным 03.03.2021.
Представленные в материалы дела фотографии упаковки позволяют определить общество в качестве изготовителя молочной продукции, следовательно, субъектом вменяемого правонарушения является именно общества с ограниченной ответственностью «Кагальницкий молочный завод».
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что общество предприняло исчерпывающие меры для соблюдения требований Технических регламентов TP ТС 021/2011, TP ТС 033/2013 в материалы дела не представлено.В данном случае отсутствуют основания полагать, что нарушение вышеназванных требований Технических регламентов вызвано чрезвычайными, объективно непредотвратимыми обстоятельствами и другими препятствиями, находящимися вне контроля общества при соблюдении им той степени заботливости и осмотрительности, какая требовалась от него в целях надлежащего исполнения обязанностей.
При таких обстоятельствах наличие в действиях общества состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 14.43 КоАП РФ, является доказанным.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу об административном правонарушении судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
Срок давности привлечения к административной ответственности за совершение правонарушения на момент вынесения оспариваемого постановления не истек.
С учетом изложенного, основания для удовлетворения требований у суда отсутствуют.
Судебные расходы не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 180, 182, 211, 226, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.
Судья Ю.Ю. Андрианова