ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-25991/12 от 15.11.2012 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

"22" ноября 2012 года. Дело № А53-25991/12

Резолютивная часть решения объявлена «15» ноября 2012 года

Полный текст решения изготовлен «22» ноября 2012 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю.

при ведении аудиозаписи судебного заседания

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Мироненко М.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению сельскохозяйственного производственного кооператива «Октябрь» (ИНН <***>, ОГРН <***>)

к Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>)

третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии»,

о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков

при участии:

от заявителя: председатель ФИО1 по доверенности от 17.02.2012;

от Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области: представить ФИО2 по доверенности от 04.09.2012 № 6601, представитель ФИО3 по доверенности от 01.03.012 № 935;

от третьего лица: представитель ФИО4 по доверенности от 22.10.2012

установил: сельскохозяйственный производственный кооператив «Октябрь» (далее – заявитель, СПК «Октябрь») обратился в Арбитражный суд Ростовской области к Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области о признании незаконным отказа в выкупе земельных участков с кадастровым номером 61:21:0010179:10, площадью 289, 1 га и кадастровым номером 61:21:00101179:9, площадью 57, 4 га, изложенный в письме от 13.07.2012 № 5802, обязании направить в адрес СПК «Октябрь» проекты договоров купли-продажи земельных участков с кадастровым номером 61:21:0010179:10 и кадастровым номером 61:21:00101179:9.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, заявленные требования поддержал, просил их удовлетворить.

Представители Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области против заявленных требований возражали по доводам, изложенным в отзыве.

Представитель третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, просил отказать в удовлетворении заявления по тому основанию, что заявителем избран ненадлежащий способ защиты своего права.

В судебном заседании, состоявшемся 08.11.2012, объявлен перерыв до 15.11.2012 до 14 часов 30 минут. Информация о времени и месте объявления перерыва размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в сети Интернет - http://rostov.arbitr.ru. После перерыва судебное заседание продолжено в том же составе сторон.

Представитель Администрации заявил ходатайство о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требовании относительно предмета спора, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Рассмотрев указанное ходатайство, суд пришел к выводу об отсутствии оснований для его удовлетворения.

Согласно части 1 статьи 51 Арбитражного кодекса Российской Федерации, третьи лица, не заявляющие самостоятельных требований относительно предмета спора, могут вступить в дело на стороне истца или ответчика до принятия судебного акта, которым заканчивается рассмотрение дела в первой инстанции арбитражного суда, если этот судебный акт может повлиять на их права или обязанности по отношению к одной из сторон.

Третье лицо, в силу статьи 41 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обладает правами и обязанностями лиц, участвующими в деле, в том числе, правом на обжалование судебного акта. Основанием для вступления в дело третьего лица является возможность предъявления иска к третьему лицу или возникновение права на иск у третьего лица, обусловленное взаимосвязью основного спорного правоотношения и правоотношения между стороной и третьим лицом.

Как следует из текста заявления, заявителем оспариваются отказ органов местного самоуправления в предоставлении земельного участка в собственность.

Администрация не указала, каким образом судебный акт по настоящему делу может повлиять на права и интересы Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области по отношению к какой-либо стороне спора.

Исследовав материалы дела, заслушав объяснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

15.08.1992 между Администрацией Матвеево-Курганского района Ростовской области (арендодатель) и товариществом «Октябрь» (арендатор) заключен договор аренды № 2 земельного участка площадью 1273 га для сельскохозяйственного производства. Местоположения земельного участка определено в плане, приложенном к договору.

26.10.1993 между Администрацией Матвеево-Курганского района Ростовской области (арендодатель) и товариществом «Октябрь» (арендатор) заключен договор аренды № 2 земельного участка площадью 629, 1 га для сельскохозяйственного производства. Местоположения земельного участка определено в плане, приложенном к договору.

01.12.1994 между этими же сторонами заключен договор аренды № 21 земельного участка площадью 636, 8 га для сельскохозяйственного производства. Местоположения земельного участка определено в плане, приложенном к договору.

01.11.1995 заключен договор аренды № 44 земельного участка площадью 589, 6 га для сельскохозяйственного производства. Местоположения земельного участка определено в плане, приложенном к договору.

17.10.1997 заключен договор аренды № 166 земельного участка площадью 569 га для сельскохозяйственного производства. Местоположения земельного участка определено в плане, приложенном к договору.

Как пояснили стороны в процессе последовательное уменьшение площади предоставляемых участков вызвана тем, что Администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области производила частичное изъятие земельных участков.

Как следует из пункта 1 Постановления Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 16.03.1999 № 43 договор аренды № 166 сельскохозяйственных земель расторгнут в связи с изъятием 1 га и принято решение о предоставлении в аренду земельного участка сельскохозяйственных земель площадью 568 га.

15.01.2000 между сторонами заключен договор аренды земельного участка сельскохозяйственного назначения площадью 568 га.

Постановлением Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 14.11.2000 № 288 принято решение об уменьшении площади арендуемого земельного участка до 420, 3 га.

Во исполнение указанного постановления между сторонами заключен договор аренды от 05.12.2000 № 2, в соответствии с которым товариществу с ограниченной ответственностью предоставлен земельный участок 420, 3 кв.м.

Товарищество с ограниченной ответственностью «Октябрь» реорганизовано с сельскохозяйственных производственный кооператив «Октябрь» на основании постановления Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 31.01.2000 № 35. Универсальное правопреемство СПК «Октябрь» в результате реорганизации ТОО «Октябрь» подтверждается уставом заявителя (пункт 3 Устава).

В период действия договора аренды земельного участка от 05.12.2000 № 2 принято Постановление Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 28.05.2004 № 429 о разделе земельного участка на 4 земельных участка:

площадью 305, 9 га, который в последующем постановлен на кадастровый учет и присвоением кадастрового номера 61:21:0010179:10

площадью 57, 4 га, который в последующем постановлен на кадастровый учет и присвоением кадастрового номера 61:21:0010179:9, площадью 18 га;

площадью 11 га.

Земельный участок, площадью 305, 9 га пашни (кадастровый номер 61:21:0010179:10) предоставлен в аренду заявителю по договору аренды от 07. 09.2004 № 203 для сельскохозяйственного производства.

Земельный участок, площадью 57, 4 га пашни (кадастровый номер 61:21:0010179:9) предоставлен в аренду заявителю по договору аренды от 07.09.2004 № 202 для сельскохозяйственного производства.

При уточнении границ и площади указанных земельных участков площадь земельного участка с кадастровым номером 61:21:0010179:10 уменьшена до 289, 1 га.

Срок действия договоров от 07. 09.2004 № 203, № 202 установлен до 28.04.2005.

На основании постановления Главы Матвеево-Курганского района от 21.03.2011 № 287 отделом имущественных и земельных отношений админист­рации Матвеево-Курганского района Ростовской области и Сельскохозяйственным производст­венным кооперативом «Октябрь» заклю­чен договор аренды от 04.04.2011 № 63 находящегося в государственной собст­венности земельного участка.

В соответствии с условиями договора арендодатель (отдел) предоставля­ет, а арендатор (СПК «Октябрь») принимает в аренду земельный участок из зе­мель населенных пунктов с кадастровым номером 61:21:0010179:9, местополо­жение которого установлено: Ростовская область, 125 м по направлению на вос­ток от ориентира ул. Московская, 142, п. Матвеев Курган, расположенного за пределами участка, для сельскохозяйственного производства в границах, ука­занных в кадастровой выписке участка, общей площадью 574000 кв. м.

Срок аренды установлен с 21.03.2011 по 21.03.2016, размер арендной пла­ты за участок составляет 75500 рублей в год.

Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на не­движимое имущество и сделок с ним 17.05.2011 № 61-61-26/019/2011-379.

На основании постановления Главы Матвеево-Курганского района от 21.03.2011 № 286 отделом имущественных и земельных отношений админист­рации Матвеево-Курганского района Ростовской области и Сельскохозяйственным производст­венным кооперативом «Октябрь» заклю­чен договор аренды от 04.04.2011 № 62 находящегося в государственной собст­венности земельного участка.

В соответствии с условиями договора арендодатель (отдел) предоставля­ет, а арендатор (СПК «Октябрь») принимает в аренду земельный участок из зе­мель населенных пунктов с кадастровым номером 61:21:0010179:10, местопо­ложение которого установлено: Ростовская область, 250 м по направлению на восток от ориентира ул. Донецкая, 43, п. Матвеев Курган, расположенного за пределами участка, для сельскохозяйственного производства в границах, ука­занных в кадастровой выписке участка, общей площадью 2891000 кв. м.

Срок аренды установлен с 21.03.2011 по 21.03.2016, размер арендной пла­ты за участок составляет 380300 рублей в год.

Договор зарегистрирован в Едином государственном реестре прав на не­движимое имущество и сделок с ним 17.05.2011 за № 61-61-25/019/2011-378.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2012 по делу № А53-5216/2012 по иску прокурора Ростовской области к Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, сельскохозяйственного производственного кооператива «Октябрь» договоры аренды от 04.04.2011 № 62, от 04.04.2011 № 63 признаны ничтожными сделками.

Судом по делу №А53-5216/2012 установлено, что земельные участки с кадастровым номером 61:21:0010179:10, с кадастровым номером 61:21:0010179:9 относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения, которые в силу статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" (далее – Закон № 101-ФЗ) могут быть предоставлены в собственность на торгах.

Удовлетворяя требования прокурора Ростовской области о признании ничтожными договоров аренды земельных участков от 04.04.2011 № 62, от 04.04.2011 № 63, суд отказал в применении двусторонней реституции, поскольку земельные участки не выбывали из владения СПК «Октябрь», так как данное юридические лицо является титульным владельцем по договорам аренды, заключенным до введения в действие Земельного кодекса Российской Федерации, а именно по договору аренды от 07. 09.2004 № 203, № 202 и по договору аренды от 07. 09.2004 № 203.

02.07.2012 заявитель обратился в Администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской области с заявлением о выкупе земельных участков, находящихся в аренде: земельного участка с кадастровым номером 61:21:0010179:10, земельного участка с кадастровым номером 61:21:0010179:9.

13.07.2012 заявителю отказано в выкупе письмом за № 5802, со ссылкой на то, что к спорным земельным участкам не применим правовой режим, установленный законом № 101-ФЗ.

Полагая, что отказ в выкупе земельных участков в собственность является незаконным, общество обратилось в суд с соответствующими требованиями.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение, действия (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Для признания такого заявления обоснованным суду необходимо установить одновременное наличие двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие оспариваемого акта, действий (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В судебном заседании, выслушав объяснения участников процесса, исследовав материалы дела и судебный акт, состоявшийся по спору, в котором участвовали лица, привлеченные в настоящее дело, суд установил, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2012 по делу № А53-5216/2012 установлено, что спорные земельные участки принадлежат заявителю на праве аренды.

Как следует из договоров аренды земельных участков, последовательно заключавшихся с заявителем и его правопредшественником с 1992 года, в аренду предоставлялись земельные участки сельскохозяйственного назначения для выращивания сельскохозяйственной продукции.

Отношения, связанные с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного назначения, регулируются Законом N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения".

Порядок предоставления земельных участков гражданам и физическим лицам регулируется статьей 34 Земельного кодекса Российской Федерации и корреспондирует пункту 2 статьи 10 Закона № 101-ФЗ.

В силу пункта 4 статьи 10 Закона № 101-ФЗ Закона об обороте земель установлено, что переданный в аренду гражданину или юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким арендатором в собственность по рыночной стоимости, сложившейся в данной местности, или по цене, установленной законом субъекта Российской Федерации, по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования этого земельного участка.

Согласно пункту 4 статьи 1 названного Закона приватизация земельных участков из земель сельскохозяйственного назначения, находящихся в государственной или муниципальной собственности, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, осуществляется с момента, установленного законом субъекта Российской Федерации.

Согласно статье 12.1 Закона Ростовской области «О регулировании земельных отношений в Ростовской области» от 22.07.2003 № 19-ЗС, переданный в аренду гражданину либо юридическому лицу земельный участок может быть приобретен таким лицом в собственность по цене в размере 15 процентов его кадастровой стоимости по истечении трех лет с момента заключения договора аренды при условии надлежащего использования земельного участка.

Из анализа вышеприведенных норм следует, что заявитель имеет право на приобретение в собственность земельного участка из земель сельскохозяйственного назначения при наличии двух условий: арендатор пользуется участком на основании договора аренды, с момента заключения которого прошло не менее трех лет, и участок используется в соответствии с его целевым назначением.

Довод заинтересованного лица о том, что спорные земельные участки не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения в связи с принятием постановления Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области от 13.06.2007 № 40 «Об изменении границ и площади земельных участков из земель населенного пункта п. Матвеев-Курган, восточная сторона перспективной застройки для сельскохозяйственного производства», а также в связи с тем, что по данным кадастрового учета указанные земли не относятся к категории земель сельскохозяйственного назначения не принимается судом в силу следующего.

В материалы дела представлено постановление №40 от 13.06.2007 «Об изменении границ и площади земельных участков из земель населенного пункта п.Матвеев-Курган, восточная сторона перспективной застройки для сельскохозяйственного производства» (далее –постановление № 40 от 13.06.2007) из которого также следует, что спорные земельные участки отнесены к категории земель населенных пунктов.

Однако довод заявителя, что указанным постановлением произведен перевод земель в категорию земель населенных пунктов, необоснован.

В силу пункта «н» части 1 статьи 72 и статьи 76 Конституции Российской Федерации установление общих принципов организации местного самоуправления находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации (далее - субъекты РФ).

При этом законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ, принимаемые по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ, не могут противоречить федеральным законам, принятым по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъекта РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

В соответствии с частью 2 статьи 10 Федерального закона N 131-ФЗ границы территорий муниципальных образований устанавливаются и изменяются законами субъектов РФ в соответствии со статьями 11-13 указанного Закона. Также аналогичная норма содержится в главе 12 Федерального закона N 131-ФЗ.

Согласно пункту 1 части 1 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ в целях организации местного самоуправления в Российской Федерации в соответствии с требованиями указанного Федерального закона органы государственной власти субъектов РФ до 01.03.2005 устанавливают границы муниципальных образований и наделяют соответствующие муниципальные образования статусом городского, сельского поселения, городского округа, муниципального района.

Частью 3 статьи 85 Федерального закона N 131-ФЗ предусмотрено, что при утверждении границ муниципальных образований во исполнение требований пункта 1 части 1 настоящей статьи допускается утверждение границ муниципальных образований в виде картографического описания.

Если границы муниципальных образований не утверждены органами государственной власти субъектов Российской Федерации до 01.03.2005 в порядке, предусмотренном пунктом 1 части 1 настоящей статьи, границы муниципальных образований утверждаются до 31.03.2005 федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством Российской Федерации.

Закон субъекта РФ – Ростовской области, в котором в полном соответствии с требованиями Федерального закона N 131-ФЗ установлены и утверждены границы земель населенного пункта п. Матвеев-Курган в том виде как это определено в постановлении № 40 от 13.06.2007 отсутствует, в связи с чем земельные участки, переданные по договорам аренды от 07. 09.2004 № 203, № 202 и от 07. 09.2004 № 203 как земли сельскохозяйственного назначения, из состава земель сельскохозяйственного назначения не выведены.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 10.07.2012 по делу № А53-5216/2012, имеющим преюдициальное значение по настоящему делу, так как при рассмотрении дела № А53-5216/2012 участвовали сельскохозяйственный производственный кооператив «Октябрь» и Администрация Матвеево-Курганского района Ростовской области установлено, что порядок изменения категории земельного участка сельскохозяйственного назначения не соблюден.

В соответствии со статьей 8 Земельного кодекса Российской Федерации порядок перевода земель из одной категории в другую устанавливается федеральными законами.

Категория земель указывается в:

1) актах федеральных органов исполнительной власти, актах органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и актах органов местного самоуправления о предоставлении земельных участков;

2) договорах, предметом которых являются земельные участки;

3) государственном кадастре недвижимости;

4) документах о государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним;

5) иных документах в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.

Нарушение установленного настоящим Кодексом, федеральными законами порядка перевода земель из одной категории в другую является основанием признания недействительными актов об отнесении земель к категориям, о переводе их из одной категории в другую.

Перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

В соответствии со статьей 7 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в исключительных случаях, связанных, в том числе с установлением или изменением черты населенных пунктов. В соответствии с частью 3 статьи 15 Федерального закона до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к землям населенных пунктов, границы которых установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, осуществляется органами местного самоуправления городских округов, муниципальных районов без согласования с правообладателями земельных участков. В иных помимо предусмотренных частью 3 настоящей статьи случаях до разграничения государственной собственности на землю отнесение находящихся в государственной собственности земель или земельных участков в составе таких земель к определенной категории земель осуществляется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации или в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.

Таким образом, Федеральный закон предусматривает два правовых режима изменения категории земельного участка сельскохозяйственного назначения - установление (изменение) границ населенного пункта либо отнесение земельного участка к определенной категории в случае, если границы населенного пункта установлены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона либо в случаях, установленных законами субъектов Российской Федерации. Доказательств соблюдения установленного порядка при принятии постановление №40 от 13.06.2007 «Об изменении границ и площади земельных участков из земель населенного пункта п.Матвеев-Курган, восточная сторона перспективной застройки для сельскохозяйственного производства» сторонами не представлено, как и иных документов, свидетельствующих о правомерном изменении категории земель, более того, в материалы дела представлено постановление от 28.05.2004 №429 из которого следует, что ранее земельные участки находились за чертой населенного пункта.

Представленные иные нормативные акты местного самоуправления: схема территориального развития с. Матвее Курган Ростовской области, положительное заключение Главэкспертизы России от 27.10.2004 № 411.99, утвержденной постановлением Главы Администрации Матвеево-Курганского района от 22.11.2004 № 884 не были опубликованы в установленном порядке и подтверждают законность перевода земель сельскохозяйственного назначения в иную категорию.

При таких обстоятельствах с учетом положений пункта 2 статьи 120 Конституции Российской Федерации, суд приходит к выводу, что к отношениям сторон подлежат применению нормы Федерального закона № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения».

Довод заинтересованной стороны о том, что основанием для отказа в приватизации земельных участков являлись данные о категории земель, отраженные в кадастровом учете, не может быть принят судом.

Как пояснил представитель Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» сведения о категории земель были внесены на основании данных, представленных Администрацией Матвеево-Курганского района Ростовской области на основании инвентаризационной описи земельных участков.

Согласно части 2 статьи 1 Федерального закона N 221-ФЗ государственный кадастр недвижимости является систематизированным сводом сведений об учтенном в соответствии с настоящим Федеральным законом недвижимом имуществе, а также сведений о прохождении Государственной границы Российской Федерации, о границах между субъектами Российской Федерации, границах муниципальных образований, границах населенных пунктов, о территориальных зонах и зонах с особыми условиями использования территорий, иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений.

Статьей 4 названного Закона предусмотрено, что сведения вносятся в государственный кадастр недвижимости органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном законом порядке документов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.

Доказательств достоверности предоставления сведений для внесения в кадастр недвижимости об отнесении спорных земельных участков к категории земель населенных пунктов администрацией не представлено.

Ссылка администрации на решение Собрания депутатов Матвеево-Курганского района Ростовской области от 28.07.2012 № 176 «Об утверждении генерального плана Матвеево-Курканского сельского поселения Матвеево-Курганского района Ростовской области, в котором определены границы населенного пункта необоснованна, поскольку данное решение принято и опубликовано после возникновения спорного правоотношения, т.е. после получения отказа в приватизации земельных участков.

На основании изложенного, суд пришел к выводу о наличии основания для удовлетворения требований заявителя.

При подаче заявления обществом уплачена государственная пошлина в размере 2000 рублей, которая подлежит взысканию с заинтересованного лица в силу следующего.

В соответствии с подпунктом 1.1. пункта 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации от уплаты государственной пошлины по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в арбитражных судах, в качестве истцов или ответчиков.

Судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны (часть 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

В силу статьи 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела арбитражным судом.

Отношения по возмещению судебных расходов возникают между сторонами состоявшегося судебного спора. После прекращения отношений истца с государством по поводу уплаты государственной пошлины и рассмотрения судом дела, возникают отношения между сторонами судебного спора (истцом (заявителем) и ответчиком (заинтересованным лицом) по поводу возмещения судебных расходов, в состав которых законодателем включена уплаченная сумма государственной пошлины.

При этом суд, взыскивая с заявителя уплаченную истцом в бюджет государственную пошлину, возлагает на заинтересованное лицо обязанность не по уплате государственной пошлины в бюджет, а по компенсации заявителю денежных сумм, равных понесенным им судебных расходов. Законодательством не предусмотрено освобождение государственных и муниципальных органов от возмещения судебных расходов в случае, если решение принято не в их пользу.

Руководствуясь статьями 102, 110, 167-170, 176, Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать в удовлетворении ходатайства Администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области о привлечении к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, Министерства строительства, архитектуры и территориального развития Ростовской области.

Заявленные требования сельскохозяйственного производственного кооператива «Октябрь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) удовлетворить.

Признать незаконным отказ администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области, выраженный в письме от 13.07.2012 № 5802, в приобретении сельскохозяйственным производственным кооперативом «Октябрь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) в собственность земельного участка общей площадью 574000 кв.м. с кадастровым номером 61:21:0010179:9, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир п. Матвеев курган, ул. Московская, 142, примерно в 125 м от ориентира по направлению на восток, и земельного участка общей площадью 2891000 кв.м. с кадастровым номером 61:21:0010179:10, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <...>. примерно в 250 м от ориентира по направлению на восток, ввиду противоречия данного отказа пункту 4 статьи 10 Федерального закона от 24.07.2002 N 101-ФЗ "Об обороте земель сельскохозяйственного назначения" и пункту 1 статьи 12.1 Областного закона Ростовской области от 22.07.2003 N 19-ЗС "О регулировании земельных отношений в Ростовской области".

Обязать администрацию Матвеево-Курганского района Ростовской области в тридцатидневный срок со дня вступления в законную силу данного решения суда подготовить и направить сельскохозяйственному производственному кооперативу «Октябрь» (ИНН <***>, ОГРН <***>), для заключения проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 574000 кв.м. с кадастровым номером 61:21:0010179:9, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир п. Матвеев курган, ул. Московская, 142, примерно в 125 м от ориентира по направлению на восток, и проект договора купли-продажи земельного участка общей площадью 2891000 кв.м. с кадастровым номером 61:21:0010179:10, местоположение которого установлено относительно ориентира, расположенного за пределами участка; ориентир <...>. примерно в 250 м от ориентира по направлению на восток

Взыскать с администрации Матвеево-Курганского района Ростовской области в пользу сельскохозяйственного производственного кооператива «Октябрь» (ИНН <***>, ОГРН <***>) расходы по уплате государственной пошлины в размере 2000 рублей.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ю.Ю. Андрианова