ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-26926/17 от 15.11.2017 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону                                                                    Дело № А53-26926/2017

«16»  ноября   2017 года

            Резолютивная часть решения объявлена   «15»   ноября   2017 года

            Полный   текст    решения    изготовлен    «16»   ноября   2017 года

           Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи   Ширинской И.Б.                

при   ведении    протокола    судебного  заседания секретарем судебного заседания

Аракельянц А.И.,

рассмотрев в судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Меджлумян Натальи Александровны  (ИНН 614703785842 ОГРНИП 312616510300023)

к Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону

о признании незаконными действий ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону; об обязании принять налоговую декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2017 года.

при участии:

от заявителя – представитель не явился;

от  заинтересованного лица – специалист 1 разряда  Фарион К.Ю.,  по доверенности от 12.10.2017;

установил: индивидуальны            й предприниматель Меджлумян Наталья Александровна обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконными действий ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, выразившихся в отказе приема налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2017года, а также об обязании ИФНС России по Октябрьскому району  г. Ростова-на-Дону принять налоговую декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2017 года в срок ее подачи налогоплательщиком.         

          Представитель предпринимателя заявил ходатайство о рассмотрении дела в отсутствии представителя.

          Ходатайство судом удовлетворено, о чем вынесено протокольное определение.

          Представитель налогового органа,  заявленные требования не признал, по основаниям, изложенным в отзыве.

          Выслушав представителя налоговой инспекции, изучив и исследовав материалы дела, суд установил следующее.

          Предприниматель без образования юридического лица Меджлумян Наталья Александровна, осуществляет предпринимательскую деятельность и внесена в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей  согласно записи об индивидуальном предпринимателе, дата  внесения записи 12.04.2012 за основным государственным регистрационным номером записи 312616510300023.                              

           Как следует из материалов дела, 06.03.2017 в налоговую инспекцию  предпринимателем  представлена нотариально заверенная доверенность на представителя Кальяна Александра Павловича от 01.10.2015 61АА 3877798, выданная сроком на 5 лет.

          Указанная доверенность  введена 10.03.2017 в базу данных  налогового органа.

          Представителем предпринимателя  Кальяном А.П.  предприняты попытки 14.04.2017, 19.04.2017, 21.04.2017, 25.04.2017 в электронной форме по ТКС от имени предпринимателя  Меджлумян Н.А. представить декларации по ЕНВД за 1 квартал 2017 года с информационными сообщениями о представительстве, в которых указана дата доверенности - 06.03.2014 года.

           Налоговым органом  14.04.2017 направлено в адрес представителя Кальяна А.П. уведомление об отказе в приеме налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2017 года в связи с тем, что декларация содержит ошибки: в информационном ресурсе «доверенность» не найдена запись, соответствующая данным доверенности, представленной вместе с декларацией.

          Инспекций  установлено, что  при подаче налоговой декларации,   присутствовал файл с информационным сообщением о  доверенности, которая отсутствовала в налоговом органе, в связи с этим было сформировано уведомление об отказе в приеме налоговой декларации.

          Неправильное указание в информационном сообщении сведений о периоде действия доверенности явилось основанием для отказа налоговой инспекцией представителю в приеме декларации по ЕНВД за 1 квартал 2017 года при подаче декларации  19.04.2017, 21.04.2017 и 25.04.2017 года.

           В информационном сообщении о представительстве, представленном 26.04.2017 вместе с декларацией по ЕНВД за 1 квартал 2017 года, указаны реквизиты новой доверенности. Декларация успешно зарегистрирована и введена в базу данных инспекции.

           Индивидуальный предприниматель Меджлумян Н.А. 08.07.2017 обратилась  в УФНС России по Ростовской области  с  обращением на  действия (бездействия) должностных лиц  ИФНС России по Октябрьскому району г.Ростова-на-Дону о признании незаконным и подлежащим отмене   уведомления от 21.04.2017 об отказе в приеме  налоговой декларации в связи с неправильным указанием  сведений о доверенности в налоговом органе.

           Заместитель руководителя УФНС России по Ростовской области принял решение  от 01.09.2017  №15-16/3402 @,  которым действия территориального налогового органа признаны необоснованными по отказу в приеме налоговой декларации.

         Предприниматель Меджлумян Н.А.  05.09.2017 обратилась в  арбитражный суд с заявлением  о признании незаконными действий ИФНС России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону, выразившихся в отказе приема налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2017года, а также об обязании ИФНС России по Октябрьскому району  г. Ростова-на-Дону принять налоговую декларацию по ЕНВД за 1 квартал 2017 года в срок ее подачи налогоплательщиком.         

          Изучив материалы дела, исследовав и оценив доказательства, заслушав представителя налоговой  инспекции, суд пришел к выводу, что требования заявленные предпринимателем     подлежат  удовлетворению по следующим основаниям.

          В соответствии с подпунктом 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса  Российской Федерации, налогоплательщики обязаны представлять в установленном порядке в налоговый орган по месту учета налоговые декларации (расчеты), если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

          В силу пункта 1 статьи 80 Налогового кодекса   налоговая  декларация представляет собой письменное заявление или заявление налогоплательщика, составленное в электронной форме и переданное по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи или через личный кабинет налогоплательщика, об объектах налогообложения, о полученных доходах и произведенных расходах, об источниках доходов, о налоговой базе, налоговых льготах, об исчисленной сумме налога и (или) о других данных, служащих основанием для исчисления и уплаты налога.

          Пунктом 4 статьи 80 Кодекса определено, что налоговая декларация (расчет) может быть представлена налогоплательщиком (плательщиком сбора, налоговым агентом) в налоговый орган лично или через представителя, направлена в виде почтового отправления с описью вложения, передана в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи или через личный кабинет налогоплательщика.

          Налоговая декларация (расчет) представляется в налоговый орган по месту учета налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента) по установленной форме на бумажном носителе или по установленным форматам в электронной форме вместе с документами, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету). Налогоплательщики вправе представить документы, которые в соответствии с настоящим Кодексом должны прилагаться к налоговой декларации (расчету), в электронной форме.

          Формы и порядок заполнения форм налоговых деклараций (расчетов), а также форматы и порядок представления налоговых деклараций (расчетов) и прилагаемых к ним документов в соответствии с Кодексом в электронной форме утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, по согласованию с Министерством финансов Российской Федерации (пункт 7 статьи 80 Кодекса).

           Административная процедура по приему налоговых деклараций, представленных в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи, выполняется налоговыми органами в соответствии с Административным регламентом Федеральной налоговой службы по предоставлению государственной услуги по бесплатному информированию (в том числе в письменной форме) налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов о действующих налогах и сборах, законодательстве о налогах и сборах и принятых в соответствии с ним нормативных правовых актах, порядке исчисления и уплаты налогов и сборов, правах и обязанностях налогоплательщиков, плательщиков сборов и налоговых агентов, полномочиях налоговых органов и их должностных лиц, а также по приему налоговых деклараций (расчетов), утвержденным приказом Минфина России от 02.07.2012 N 99н.

            В пункте 28 Административного регламента  указан закрытый  перечень оснований для отказа в приеме налоговой декларации.

            В соответствии  со статьей 26 Налогового кодекса Российской Федерации   налогоплательщик вправе участвовать в налоговых правоотношениях как лично, так и через законного или уполномоченного представителя.

            Пунктом 3 статьи 26 Кодекса определено, что  полномочия представителя должны быть документально подтверждены в соответствии с Налоговым кодексом и иными федеральными законами.

           Законными представителями налогоплательщика - физического лица в соответствии с пунктом 2 статьи 27 Налогового кодекса  признаются лица, выступающие в качестве его представителей в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

           В силу пункта 1 статьи 29 Налогового кодекса   уполномоченным представителем налогоплательщика признается физическое или юридическое лицо, уполномоченное налогоплательщиком представлять его интересы в отношениях с налоговыми органами (таможенными органами), иными участниками отношений, регулируемых законодательством о налогах и сборах.

          Согласно пункту 3 статьи 29 Налогового кодекса  уполномоченный представитель физического лица осуществляет  свои полномочия на основании нотариально удостоверенной доверенности или доверенности, приравненной к нотариально удостоверенной в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации.

Как установлено судом  пункт 28 Административного регламента содержит закрытый перечень оснований отказа в принятии налоговой декларации, данный перечень не подлежит расширительному толкованию.

          Кроме того, налогоплательщиком  в налоговый орган  до представления декларации  представлена нотариально заверенная доверенность.

          Таким образом, у налогового органа отсутствовали основания  для отказа в принятии налоговой декларации и действия  инспекции являются незаконными.

          В соответствии с пунктом 3 части 5 статьи 201 АПК РФ в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в частности, указание на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок.

          Следовательно, требование предпринимателя об  обязании налоговой инспекции принять налоговую  декларацию по  ЕНВД за 1 квартал 2017 года в срок ее подачи  налогоплательщиком   самостоятельным не является, вопрос об устранении которого подлежит разрешению в порядке статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

          Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта   закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

         В силу  статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, предусматривающей, что каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать те обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований или возражений, инспекция  представила доказательства необоснованного получения налоговой выгоды заявителем.

         Согласно статье 71 АПК РФ арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств, оценивая относимость, допустимость, достоверность каждого доказательства в отдельности, а также достаточность и взаимную связь доказательств в их совокупности.

         Учитывая изложенное,  суд пришел к выводу, что  требования заявителя  подлежат удовлетворению.

         Расходы по госпошлине в сумме 300 руб.  в соответствии со статьей 110 АПК РФ, подлежат отнесению на  налоговый орган, с учетом уплаты по чеку от 05.09.2017.

       На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 110, 167-171,176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

                                                          Р Е Ш И Л:

            Признать  незаконными   действия   Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону выразившиеся в отказе приема налоговой декларации по ЕНВД за 1 квартал 2017 как не соответствующие Налоговому кодексу Российской Федерации.

            Обязать налоговую инспекцию принять налоговую  декларацию по  ЕНВД за 1 квартал 2017 года в срок ее подачи  налогоплательщиком.

            Взыскать с  Инспекции Федеральной налоговой службы России по Октябрьскому району г. Ростова-на-Дону в пользу  индивидуального предпринимателя Меджлумян Натальи Александровны  (ИНН 614703785842 ОГРНИП 312616510300023)  судебные расходы в сумме 300 руб., уплаченные чеком от 05.09.2017.

            Решение суда по настоящему  делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

            Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

            Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в  Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд,  вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

             Судья                                                                                                          И. Б. Ширинская