ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-28249/21 от 25.01.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   25 января 2022 г.

Полный текст решения изготовлен            27 января 2022 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Захарченко О. П.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Деминой К.В.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Комитета по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска (ИНН <***>, ОГРН <***>) к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области (ИНН <***>, ОГРН <***>), при участии в деле третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора, публичное акционерное общество «Сбербанк России», муниципальное образование «город Новочеркасск», о снятии с кадастрового учета сооружения,

при участии:

от истца: ФИО1 - представитель по доверенности от 10.01.2022;

от ответчика: ФИО2 - представитель по доверенности от 08.11.2021;

от третьего лица ПАО «Сбербанк»: ФИО3 - представитель по доверенности от 18.02.2020;

от третьего лица МО «город Новочеркасск»: не явился, извещен,

            установил:

Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска обратился в суд с иском к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области о снятии с кадастрового учета сооружения.

Представитель истца в судебном заседании исковые требования уточнил в порядке ст. 49 АПК РФ, просил также прекратить право муниципального образования «Город Новочеркасск» на сооружение с кадастровым номером 61:55:0011702:371.

Право формулирования исковых требований является прерогативой истца, которая представлена ему в силу прямого указания данного в законе, в связи с чем, суд, руководствуясь положениями статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, признал заявленное истцом ходатайство подлежащим удовлетворению.

Представитель ответчика мотивированных возражений с учетом уточнения иска не представил, полагает принятие решения на усмотрение суда.

Третье лицо явку представителя в судебное заседание обеспечило.

            В судебном заседании, назначенном на 25.01.2022, в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлялся перерыв до 25.01.2022 на 16 часов 15 минут, после которого судебное разбирательство продолжено без участия представителей сторон.

Суд, проведя предварительное судебное заседание и судебное заседание в соответствии со статьями 136-137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, исследовав материалы дела, изучив все представленные сторонами документальные доказательства и оценив их в совокупности, пришел к следующему выводу.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения заявителя, суд установил следующее.

В Едином государственном реестре недвижимости содержатся сведения об объекте недвижимости с кадастровым номером 61:55:0011702:371, представляющем собой: сооружение, назначение: автомобильная дорога общего пользования местного значения города Новочеркасска, протяженностью 822 м, адрес: <...>.

  Правообладателем указанного объекта недвижимости на праве собственности является Муниципальное образование «Город Новочеркасск».

  03.06.2020 в Комитет по управлению муниципальным имуществом Администрации города Новочеркасска обратилось ПАО «Сбербанк России» о необходимости уточнения координат сооружения с кадастровым номером 61:55:0011702:371 в связи с пересечением данным сооружением здания гаражей с кадастровым номером 61:55:0011702, принадлежащем ПАО «Сбербанк России».

 Согласно письму Управления Росреестра по Ростовской области от 14.10.2020 № 19.12/1502 частично совпадают координаты сооружений с кадастровыми номерами  61:55:0011702:371 и 61:55:0011702:375.

Истец, имея намерение снять сооружение с кадастровым номером 61:55:0011702:371 с кадастрового учета и прекратить право собственности на него  обратился в суд с заявленными требованиями.

  Правовое значение для правильного рассмотрения спора имеет выяснение вопроса о правовых основаниях для снятия соответствующего сооружения с кадастрового учета.

            Согласно ч.1 ст. 1 федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» 13 июля 2015 года N 218-ФЗ, закон регулирует отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, подлежащих в соответствии с законодательством Российской Федерации государственной регистрации, государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету согласно этому Федеральному закону, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением предусмотренных этим Федеральным законом сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости.

Единый государственный реестр недвижимости является сводом достоверных систематизированных сведений об учтенном в соответствии с указанным Федеральным законом недвижимом имуществе, о зарегистрированных правах на такое недвижимое имущество, основаниях их возникновения, правообладателях, а также иных установленных в соответствии с этим Федеральным законом сведений (п. 2 ст. 1).
В соответствии с ч.7 ст.1 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет недвижимого имущества - внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о земельных участках, зданиях, сооружениях, помещениях, машино-местах, об объектах незавершенного строительства, о единых недвижимых комплексах, а в случаях, установленных федеральным законом, и об иных объектах, которые прочно связаны с землей, то есть перемещение которых без несоразмерного ущерба их назначению невозможно, которые подтверждают существование такого объекта недвижимости с характеристиками, позволяющими определить его в качестве индивидуально-определенной вещи, или подтверждают прекращение его существования, а также иных предусмотренных настоящим Федеральным законом сведений об объектах недвижимости (далее - государственный кадастровый учет).
Согласно ст. 3 Федерального закона N 218-ФЗ, государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами.
Согласно ч.3 ст.41 Федерального закона N 218-ФЗ снятие с государственного кадастрового учета и государственная регистрация прекращения прав на исходные объекты недвижимости осуществляются одновременно с государственным кадастровым учетом и государственной регистрацией прав на все объекты недвижимости, образованные из таких объектов недвижимости.
В силу п.4 ч.8 ст.41 Федерального закона N 218-ФЗ одним из оснований для осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав на образуемые объекты недвижимости является судебное решение, но только в том случае, если образование объектов недвижимости осуществляется на основании такого судебного решения.

Согласно части 2 статьи 8 Закона № 218-ФЗ к основным сведениям об объекте недвижимости  относятся  характеристики   объекта  недвижимости, определить    такой    объект    недвижимости    в    качестве индивидуально-определенной   вещи,   а   также   характеристики,   которые изменяются в результате образования земельных участков, границ земельных участков,  строительства и реконструкции зданий, сооружений, помещений и машиномест, перепланировки помещений.

Статьей 14 Федерального закона от 27.07.2006 № 149-ФЗ "Об информации, информационных   технологиях   и   о   защите   информации" предусмотрено, что информация, содержащаяся в государственных информационных системах, а также иные имеющиеся в распоряжении государственных органов сведения и документы являются государственными информационными ресурсами. Информация, содержащаяся в государственных информационных системах, является официальной. Государственные органы, определенные в соответствии с нормативным правовым актом, регламентирующим функционирование государственной информационной системы, обязаны обеспечить достоверность и актуальность информации, содержащейся в данной информационной системе, доступ к указанной информации в случаях и в порядке, предусмотренных законодательством, а также защиту указанной информации от неправомерных доступа, уничтожения, модифицирования, блокирования, копирования, предоставления, распространен ля и иных неправомерных действий.

В соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 29 Закона № 218-ФЗ государственный кадастровый учет и (или) государственная регистрация прав включают в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановлен государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учета и (или) государственной регистрации прав.

Гражданский кодекс Российской Федерации устанавливает основополагающие принципы осуществления государственной регистрации прав на недвижимое имущество, одними из которых являются принципы публичности и достоверности, то есть бесспорности зарегистрированных в реестре прав, отсутствия сомнений в наличии у объекта, на который осуществлена регистрация права признаков недвижимости.

Учитывая изложенное, обеспечение принципа достоверности сведений ЕГРН, закрещенного в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, является необходимым условием не только стабильности, но и самой возможности оборота недвижимости как особой категории вещей.

Материалами дела подтверждается, что спорный объект недвижимости – сооружение (автомобильная дорога общего пользования местного значения города Новочеркасска) по адресу: <...> поставлена на кадастровый учет 28.11.2013, имеет статус "актуальный".

Сведения об объекте с кадастровым номером 61:55:0011702:371были внесены в ЕГРН 28.11.2013 на основании заявления о постановке на государственный кадастровый учет объекта недвижимости № 30-31216 и представленного технического плана от 12.11.2013, подготовленного кадастровым инженерном ФИО4

Письмом от 14.10.2020 № 19.12/1502 Управление Росреестра по Ростовской области от 14.10.2020 № 19.12/1502 подтвержден факт частичного совпадения по координатам сооружений с кадастровыми номерами 61:55:0011702:371 и 61:55:0011702:375.

Данными технического плана на здание гаражей от 24.01.2020, изготовленного по заявлению ПАО «Сбербанк России» кадастровым инженером ООО «Региональная консалтинговая компания», подтверждается, что нежилое здание гаражей пересекает сооружение с кадастровым номером 61:55:0011702:371. Данное сооружение представляет собой автомобильную дорогу общего пользования местного значения города Новочеркасска. Из-за сведений о пересечении нежилого здания с сооружением, содержащихся в ЕГРН не возможна постановка на кадастровый учет и регистрация прав гаража.

Согласно материалам дела и исходя из пояснений участвующих в деле лиц, фактически сооружение (дорога общего пользования в заявленных координатах) с кадастровым номером 61:55:0011702:371 отсутствует.

Таким образом, с целью обеспечения принципа достоверности сведений ЕГРН, закрепленного  в части 1 статьи 7 Закона № 218-ФЗ, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о снятии с государственного кадастрового учета сооружения с кадастровым номером 61:55:0011702:371 и прекращении права собственности муниципального образования «Город Новочеркасск» на сооружение.

На основании изложенного, исковые требования подлежат удовлетворению.

Истец на основании подп. 1.1 п. 1 чт. 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации освобожден от уплаты государственной пошлины. В связи с указанным, а также поскольку исковые требования не связаны с неправомерными действами ответчика, судебные расходы по уплате государственной пошлины не распределяются.

            Руководствуясь статьями 49, 159, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство истца об уточнении предмета иска удовлетворить.

Снять с кадастрового учета сооружение с кадастровым номером 61:55:0011702:371.

Прекратить право муниципальной собственности муниципального образования «город Новочеркасск» на сооружение с кадастровым номером 61:55:0011702:371.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               О.П. Захарченко