ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-28426/18 от 12.12.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«16» декабря 2019 года                                                                          Дело № А53-28426/2018

Резолютивная часть решения объявлена   «12» декабря 2019  года

Полный текст решения изготовлен            «16» декабря 2019  года

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Лебедевой Ю.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания   Киричковой Я.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску Министерства сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области

к обществу с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» (ОГРН <***> ИНН <***>)

о взыскании суммы субсидии в размере  61 264 280,70 рублей,

в отсутствие лиц, участвующих в деле,

установил:

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к обществу с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО»        о взыскании суммы субсидии в размере  61 264 280,70 рублей.

Решением Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018, оставленным без изменения постановлением апелляционного суда от 24.03.2019, заявленные требования удовлетворены, с общества взыскано 61 264 280 рублей 70 копеек, полученных в качестве субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, из них: в счет возмещения средств федерального бюджета – 49 312 021 рубль 54 копейки, в счет возмещения средств областного бюджета – 11 952 259 рублей 16 копеек.

Постановлением Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 13 июня 2019 года решение Арбитражного суда Ростовской области от 27.12.2018 и постановление Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 24.03.2019 по делу № А53-28426/2018 отменено, дело направлено на новое рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области.

Дело рассматривается в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или несовершения ими процессуальных действий.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

В июне 2007 года общество обратилось в министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области с заявкой о предоставлении субсидии на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыболовство, в российских кредитных организациях.

Порядок предоставления указанного вида государственной поддержки на момент подачи обществом в министерство заявки регламентирован Положением о порядке субсидирования части расходов по уплате процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях, утвержденным постановлением Администрации Ростовской области от 10.08.2006 N 315 (далее - Постановление N 315).

В целях получения субсидии Обществом были представлены в министерство все необходимые документы, предусмотренные Постановлением N 315, в том числе резюме инвестиционного проекта ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО», копия договора от 25.08.2009 N 090743/0017/2 об открытии кредитной линии.

По результатам рассмотрения министерством представленных заявок на получение субсидий протоколом заседания рабочей группы по рассмотрению и утверждению перечня получателей финансовой поддержки за счет средств федерального и областного бюджетов по кредитам, направленным на инвестиционные цели в 2007 году, утвержден перечень инвестиционных проектов, в числе которых и инвестиционный проект ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО».

Согласно пункта 2.6. Положения, утвержденного Постановлением N 315, после утверждения перечня инвестиционных проектов министерство заключает с заявителями, по инвестиционным проектов которых вышеуказанной рабочей группой было принято положительное решение, договор о субсидировании части расходов по уплате процентной ставки по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционных проектов по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыболовства по форме согласно приложению N 3 к Постановлению N 315.

03.12.2007 между обществом и министерством заключен договор N 07/158 о субсидировании части расходов по уплате процентов по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.

Предметом Договора является предоставление субсидии за счет средств областного бюджета на возмещение части расходов по уплате процентов по привлеченным обществом кредитам в рамках кредитного договора от 09.08.2007 070700/0076/2, подлежащим субсидированию до 15.07.2015 на реализацию инвестиционного проекта "Приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора".

Пунктом 2.4 вышеназванного Договора предусмотрены обязательства ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО», в числе которых: реализация инвестиционного проекта в объеме и сроки, обозначенные в инвестиционном проекте и графике выполнения строительно-монтажных работ, обеспечение в процессе реализации Договора строгое соблюдение условий субсидирования процентных ставок по привлеченным кредитам для реализации инвестиционных проектов.

Министерством утвержден перечень получателей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным сроком от 2-х до 10-м лет, за счет средств федерального и областного бюджетов. ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» включена в реестр получателей субсидий по вышеуказанному договору от 25.08.2009 N 090743/0017/2 об открытии кредитной линии.

31.01.2008 ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» и ООО «Торговый Дом «Среднерусский» заключен договор N 1705 на поставку комплекта оборудования для элеваторно-складского хозяйства на сумму 89 500 000,00 руб., осуществлена поставка оборудования и его оплата.

В 2010 году общество обратилось в министерство с целью получения субсидий на возмещение части затрат по уплате процентов по инвестиционным кредитам, полученным сельскохозяйственными товаропроизводителями, организациями агропромышленного комплекса, крестьянскими (фермерскими) хозяйствами, организациями, осуществляющими промышленное рыбоводство, в российских кредитных организациях, представив в числе прочих необходимых документов договор от 30.11.2010 N 100743/0065 об открытии кредитной линии.

17.12.2010 министерством утвержден перечень получателей субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, привлеченным сроком от 2-х до 10-ти лет за счет средств федерального и областного бюджетов. ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» включена в реестр получателей субсидий по инвестиционным кредитам, полученным на срок от 2-х до 10-ти лет на уплату процентов по договору от 30.11,2010 N 100743/0065 об открытии кредитной линии.

В 2010 году министерством с ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» заключено соглашение от 25.10.2010 N 612323 "О взаимодействии при реализации государственной программы развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы, федеральной целевой программы "Сохранение и восстановление плодородия почв земель сельскохозяйственного назначения и агроландшафтов как национального достояния России на 2006-2010 годы на период до 2013 года", сроком действия с даты подписания и до 31.12.2012.

Министерство в соответствии с Соглашением N 612323 предоставило обществу субсидии из средств областного и федерального бюджетов, в рамках реализации государственной программы по видам поддержки согласно предоставленным заявкам и справкам-расчетам в пределах выделенных лимитов.

В 2013 году министерством с ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» заключено соглашение от 10.01.2013 N 6123-22 "О порядке предоставления средств государственной поддержки (субсидий) и условиях взаимодействия при предоставлении средств государственной поддержки (субсидий) в рамках федеральных целевых программ, областных долгосрочных целевых программ и подпрограмм, действующих на территории Ростовской области", сроком действия с даты его подписания и до 31 декабря 2013 года.

Министерство в соответствии с Соглашением N 6123-22 предоставило обществу в рамках реализации федеральных целевых программ и областных долгосрочных целевых программ средства государственной поддержки (субсидии) по видам поддержки согласно предоставленным заявкам и справкам- расчетам в пределах выделенных лимитов, на основании документов, подтверждающих выполнение необходимых условий для получения субсидии.

Министерством в 2014 году с ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» заключено соглашение от 13.03.2014 N 21 "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в сельскохозяйственных кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет", сроком действия с даты его подписания и действует до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Предметом данного соглашения является взаимодействие министерства и ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» по вопросу предоставления государственной поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет.

В 2015 году министерством с ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» заключено соглашение от 19.03.2015 N 1 "О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам, полученным в сельскохозяйственных кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет".

Срок действия - с даты подписания и до полного исполнения сторонами своих обязательств.

Предметом данного соглашения является взаимодействие министерства и ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» по вопросу предоставления государственной поддержки на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах на срок от 2 до 15 лет.

Согласно пункту 2.2 Соглашения N 1 ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» получатель субсидии:

предоставляет в министерство документы, необходимые для получения субсидии, в соответствии с утвержденным Перечнем, установленным соответствующими нормативными правовыми актами;

соблюдает цели, условия, порядок, установленные действующим законодательством при представлении субсидии;

предоставляет в министерство промежуточную и годовую отчетность о финансово-экономическом состоянии предприятия по формам, утвержденным Минсельхозом России, и в сроки, утвержденные министерством;

предоставляет возможность доступа представителям министерства, органов государственного финансового контроля к документам Получателя субсидии для осуществления проверки соблюдения порядка, условий и целей, установленных действующим законодательством при представлении субсидии;

предоставляет в министерство письменную информацию об изменениях своего юридического адреса, наименования, банковских реквизитов, иных сведений, имеющих отношение к выполнению положений настоящего Соглашения N.21, в течение 5 рабочих дней с даты внесения изменений;

представляет по запросу министерства документы и (или) иные сведения, подтверждающие достоверность предоставленной информации для получения субсидии;

сообщает в министерство о начале процедуры реорганизации, ликвидации или несостоятельности (банкротства) в течение 5 рабочих дней с даты начала указанной процедуры.

Управлением Федерального казначейства по Ростовской области проведена выездная проверка использования предоставленной ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» субсидии из федерального бюджета на возмещение части процентной ставки по привлеченным инвестиционным кредитам на реализацию Обществом инвестиционного проекта.

Результаты проверки отражены в Акте выездной проверки министерства сельского хозяйства и продовольствия РО от 13.07.2018.

Данной проверкой установлено, что в нарушение пункта 2.1 статьи 2 договора от 09.08.2007 N 070700/0076/2 ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» в 2008-2015 годах не обеспечено целевое использование полученного кредита в части приобретения оборудования для элеватора и развития свиноводческого комплекса и элеватора, фактическое конечное использование кредитных средств (пополнение оборотных средств) не соответствует целям инвестиционного проекта.

В связи с вышеизложенным, министерством в адрес общества направлена претензия от 09.08.2018 N 34-2071, с требованием возврата средств субсидии в сумме 61 264 280,70 рублей в течение 20 рабочих дней с даты получения претензии.

Письмом от 04.09.2018 N 168 ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» сообщила об отсутствии оснований для возврата субсидии.

Поскольку денежные средства в сумме 61 264 280,70 рублей на расчетный счет министерства не поступили, министерство обратилось с иском в арбитражный суд.

Исследовав материалы дела, оценив доводы лиц, участвующих в деле, суд находит заявление подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.

Статьей 1 Бюджетного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что настоящий Кодекс устанавливает правовой статус участников бюджетного процесса, правовые основы порядка и условий привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

Статьей 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлен принцип адресности и целевого характера бюджетных средств, которой означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Пунктом 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.06.2006 N 23 "О некоторых вопросах применения арбитражными судами норм Бюджетного кодекса Российской Федерации" разъяснено, что в соответствии с принципом адресности и целевого характера бюджетных средств, бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

В силу пункта 1 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Согласно пункту 2 части 2 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг предоставляются из бюджета субъекта Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов - в случаях и порядке, предусмотренных законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации, законами субъектов Российской Федерации о бюджетах территориальных государственных внебюджетных фондов и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

В силу пункта 3 статьи 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации нормативные правовые акты, муниципальные правовые акты, регулирующие предоставление субсидий юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам - производителям товаров, работ, услуг, должны определять: категории и (или) критерии отбора юридических лиц (за исключением государственных (муниципальных) учреждений), индивидуальных предпринимателей, физических лиц - производителей товаров, работ, услуг, имеющих право на получение субсидий; цели, условия и порядок предоставления субсидий; порядок возврата субсидий в соответствующий бюджет в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении; порядок возврата в текущем финансовом году получателем субсидий остатков субсидий, не использованных в отчетном финансовом году, в случаях, предусмотренных соглашениями (договорами) о предоставлении субсидий; положения об обязательной проверке главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств, предоставляющим субсидию, и органом государственного (муниципального) финансового контроля соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидий их получателями.

Согласно статье 7 Федерального закона от 24.07.2007 N 209-ФЗ "О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации" (далее - Закон N 209-ФЗ) в целях реализации государственной политики в области развития малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации могут предусматриваться меры по обеспечению финансовой поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

В соответствии с пунктом 2 статьи 16 Закона N 209-ФЗ условия и порядок оказания поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства устанавливаются федеральными, региональными и муниципальными программами развития субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно пункту 1 статьи 17 Закона N 209-ФЗ оказание финансовой поддержки субъектам малого и среднего предпринимательства и организациям, образующим инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства, может осуществляться в соответствии с законодательством Российской Федерации за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, средств местных бюджетов путем предоставления субсидий, бюджетных инвестиций, государственных и муниципальных гарантий по обязательствам субъектов малого и среднего предпринимательства и организаций, образующих инфраструктуру поддержки субъектов малого и среднего предпринимательства.

Согласно части 3.1 статьи 78 Бюджетного кодекса РФ в случае нарушения получателями предусмотренных настоящей статьей субсидий условий, установленных при их предоставлении, соответствующие средства подлежат в порядке, определенном нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами, предусмотренными пунктом 3 настоящей статьи, возврату в соответствующий бюджет бюджетной системы Российской Федерации.

Минсельхозпродом области средства субсидии, полученные из федерального бюджета в 2007-2015 гг., направлялись на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам) на развитие животноводства, переработки и развитие инфраструктуры и логического обеспечения рынков продукции животноводства, по заключенным ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» кредитным договорам, включенным в перечень инвестиционных проектов Ростовской области.

В 2007 году ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» начата реализация инвестиционного проекта по созданию животноводческого комплекса
по выращиванию мяса свинины, включающего строительство животноводческих помещений, приобретение оборудования, а также строительство элеватора для хранения комбикорма, что подтверждено резюме проекта.

Так, ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» с открытым акционерным обществом "Российский сельскохозяйственный банк" заключены следующие кредитные договоры: договор N 070700/0076/2 об открытии кредитной линии от 09.08.2007 в сумме 291 765 руб.; договор от 25.08.2009 N 090743/0017/2 в сумме 42 281 000 руб.; договор от 30.11.2010 N 107043/0065 в сумме 434 939 000 руб.

По условиям вышеуказанных договоров кредитные средства предоставлены на целевое использование, в том числе: в соответствии с п. 2.1 ст. 2 договора от 09.08.2007 N 070700/0076/2 - на приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора; в соответствии с п. 2.1 ст. 2 договора от 25.08.2009 N 090743/0017/2 - на приобретение оборудования; в соответствии с п. 2.1 ст. 2 договора от 30.11.2010 N 100743/0065 - на проведение строительно-монтажных работ и приобретение оборудования.

В соответствии с п. 2.6 Положения, утвержденного Постановлением N 315, пп. 9.4, 9.5 Порядка, утвержденного Постановлением N 220, п. 2.9 Положения, утвержденного Постановлением N 58, перечисление средств субсидий осуществляется при условии подтверждения получателем субсидий целевого использования кредита (займа) по мере его освоения и предоставления расчетов размера субсидий.

Таким образом, вышеуказанные кредитные договоры заключены
для обеспечения финансирования единого инвестиционного проекта ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО»  общей стоимостью 1,5 млрд. рублей, предусматривающего развитие свиноводства, что подтверждается письмом о включении ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» в национальный проект «Ускоренное развитие АПК» от 05.06.2007 №1/НП.

Предоставление Обществу субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным инвестиционным кредитам из федерального и областного бюджетов осуществлялось в соответствии с положениями постановлений Правительства Российской Федерации от 29.12.2007 № 1001, от 04.02.2009 № 90, от 28.12.2012 № 1460, 14.07.2012 № 717, Администрации Ростовской области от 10.08.2006 № 315, от 13.05.2009 № 220, Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 58.

Как следует из вышеуказанных актов, каждая субсидия имеет конкретное целевое назначение во взаимосвязи с каждым видом предоставленного заемщику кредита.

Согласно п. 4 ст. 7 Федерального закона от 29.12.2006 № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства» средства федерального бюджета имеют целевое назначение и не могут быть израсходованы на другие цели.

В соответствии с ч. 2 ст. 5 Областного закона Ростовской области
от 19.11.2009 № 326-ЗС «О развитии сельского хозяйства в Ростовской области» государственная аграрная политика в Ростовской области осуществляется
по приоритетным направлениям путем предоставления субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение.

В рамках приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса" 03.12.2007 между Обществом и министерством заключен договор № 07/158 о субсидировании части расходов по уплате процентов по привлеченным организациями кредитам на реализацию инвестиционного проекта по строительству, реконструкции и модернизации животноводческих комплексов (ферм) и комплексов (ферм) по осуществлению промышленного рыбоводства.

В дальнейшем между министерством и Обществом были заключены соглашения о предоставлении указанной субсидии от 25.10.2010 № 612323, от 10.01.2013 № 6123-22, от 13.03.2014 № 21, от 19.03.2015 № 1, от 04.04.2016 № 324, от 27.03.2017 №6,  от  20.02.2018 № 5.

Соответственно, субсидирование по вышеуказанным Договору
и соглашениям осуществлялось в соответствии с договорами об открытии кредитной линии от 09.08.2007 № 070700/0076/1 и от 09.08.2007
№ 070700/0076/2.

Кредиты в российских кредитных организациях предоставлялись
на цели деятельности, которые были выделены из средств федерального бюджета
на государственную поддержку в виде субсидий, имеющих конкретное целевое назначение.

Целью договора об открытии кредитной линии от 09.08.2007
№ 070700/0076/1 являлось проведение строительно-монтажных работ
по возведению свиноводческого комплекса на 4800 продуктивных свиноматок
и элеватора на земельных участках, имеющих расположение в Каменском
и Миллеровском районах Ростовской области.

Целью договора об открытии кредитной линии от 09.08.2007 № 070700/0076/2 являлось приобретение оборудования для вышеуказанного свинокомплекса и элеватора.

Вместе с тем, как усматривается из Договора, его предметом является предоставление субсидии на возмещение части расходов по уплате процентов
по привлеченному организацией кредиту (в рамках кредитных договоров
от 09.08.2007 № 070700/0076/1 и № 070700/0076/2), подлежащему субсидированию
до 15.07.2015, на реализацию инвестиционного проекта «Строительство свиноводческого комплекса, приобретение оборудования свинокомплекса и элеватора». Предметом последующих заключенных в 2010, 2013-2018 гг. соглашений являлось предоставление субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным в сельскохозяйственных потребительских кооперативах.

Основанием для заключения Соглашений между министерством и ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» являлось обращение получателя субсидии за получением государственной поддержки в виде субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по привлеченным инвестиционным кредитам, поскольку средства для субсидирования в текущем финансовом году инвестиционных кредитов, субсидировавшихся в предыдущие годы, рассчитывались Министерством сельского хозяйства Российской Федерации на основании годовых отчетов региона о получателях бюджетных средств в предшествующем году и доводились для субсидирования тех же самых кредитов в текущем году.

Предмет Договора и соглашений о предоставлении государственной поддержки по привлеченным Обществом кредитам по кредитным договорам от 09.08.2007 № 070700/0076/1 и № 070700/0076/2 является их существенным условием. Нарушение условий вышеуказанных кредитных договоров в части проведения строительно-монтажных работ по возведению элеватора на соответствующих земельных участках, имеющих расположение в Каменском и Миллеровском районах Ростовской области, свидетельствует о наличии правовых оснований для возврата субсидии в рамках заключенных с министерством Договора и соглашений.

Приобретенное оборудование элеватора до настоящего времени
не смонтировано; элеватор, представляющий собой комплекс сооружений высокомеханизированного зернохранилища силосного типа, не работает.
            Как следует из материалов дела, в ходе проведенной проверки казначейством установлен факт необеспечения целевого использования полученных кредитных средств в части приобретения оборудования для элеватора, фактическое конечное использование кредитных средств (пополнение оборотных средств) не соответствует целям инвестиционного проекта.

Данный вид государственной поддержки (субсидия
на возмещение части процентной ставки по инвестиционным кредитам (займам)) предоставлялся министерством ответчику исключительно в целях реализации
последним инвестиционного проекта – создание крупного специализированного предприятия по производству свинины (свиноводческого комплекса и элеватора для хранения комбикорма).

Предоставление (перечисление) средств субсидии осуществлялось министерством при условии подтверждения получателем субсидий целевого использования кредита (займа) по мере его освоения и предоставления расчетов размера субсидий (пункт 2.6 Приложения № 2 к постановлению Администрации Ростовской области от 10.08.2006 № 315 «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета, направленных на поддержку племенного животноводства и инвестиционной деятельности организаций АПК», пункт 9.5 Приложения № 5 к постановлению Администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 «О порядке расходования субсидий, предоставленных
из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки агропромышленного комплекса Ростовской области», пункт  2.9 Приложения № 1
к постановлению Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 58 «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов
по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях,
и займам, полученным в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах».

Вместе с тем, в ходе проверки УФК по РО установлено, что 14.12.2016 ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» в соответствии с контрактом N 227/16 реализовало оборудование ООО "ДонБиоТех" за 84 530 000,00 руб. (п/п 21.12.2016 N 2840).

Денежные средства, вырученные от реализации оборудования для элеватора, не направлены на погашение задолженности по кредитам, использованы ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» в качестве оборотных средств для обеспечения текущей хозяйственной деятельности.

Вышеназванное свидетельствует о неисполнении ответчиком принятых
на себя обязательств.

Статьей 309 ГК РФ предусмотрено, что обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований –
в соответствии с обычаями делового оборота или иными обычно предъявляемыми требованиями.

Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора. Предоставив средства субсидии, министерство вправе было ожидать дальнейшего развития и реализации инвестиционного проекта, предложенного ответчиком, и внесения вклада в развитие экономики региона. Однако инвестиционный проект не был реализован ответчиком, оборудование продано третьему лицу, а цели предоставления субсидии – не достигнуты.

В соответствии со статье 78 Бюджетного кодекса Российской Федерации субсидии юридическим лицам (за исключением субсидий государственным (муниципальным) учреждениям), индивидуальным предпринимателям, а также физическим лицам – производителям товаров, работ, услуг предоставляются на безвозмездной и безвозвратной основе в целях возмещения недополученных доходов и (или) финансового обеспечения (возмещения) затрат в связи с производством (реализацией) товаров (за исключением подакцизных товаров, кроме автомобилей легковых и мотоциклов, винодельческих продуктов, произведенных из выращенного на территории Российской Федерации винограда), выполнением работ, оказанием услуг.

Выделение бюджетных средств предполагает долевое участие Российской Федерации и субъекта Российской Федерации – Ростовской области на оказание государственной поддержки.

В статье 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации закреплены принципы эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

Принцип эффективности использования бюджетных средств (статья 34 Бюджетного кодекса Российской Федерации) означает, что при составлении и исполнении бюджетов участники бюджетного процесса в рамках установленных им бюджетных полномочий должны исходить из необходимости достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств (экономности) и (или) достижения наилучшего результата с использованием определенного бюджетом объема средств (результативности).

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (статья 38 Бюджетного кодекса Российской Федерации) подразумевает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Любые действия, приводящие к нарушению адресности предусмотренных бюджетом средств либо к направлению их на цели, не указанные в бюджете при выделении конкретных сумм бюджетных средств, являются нарушениями бюджетного законодательства Российской Федерации.

Предоставление субсидий в рамках вышеуказанных нормативных актов осуществлялось с целью оказания государственной поддержки ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО».

Однако обязательства, принятые ответчиком по соглашению, по приобретению оборудования для элеватора и строительства впоследствии элеваторного комплекса (реализации инвестиционного проекта) ответчиком не исполнены, что свидетельствует о существенном нарушении ответчиком условий соглашения и нормативных правовых актов.

На основании изложенного, судом установлено, что ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО»  в 2008-2015 годах не обеспечено целевое использование полученного кредита в части приобретения оборудования для элеватора и развития свиноводческого комплекса и элеватора, фактическое конечное использование кредитных средств (пополнение оборотных средств) не соответствует целям инвестиционного проекта.

Судом установлено, что за период с 2008 по 2015 гг.
ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» министерством предоставлены субсидии на возмещение части процентной ставки, начисленной на часть кредита, израсходованной на приобретение оборудования для элеватора, в размере 61 264 280,7 рублей, в т.ч. за счет средств федерального бюджета – 49 312 021,54 рубля, областного – 11 952 259,16 рублей.

Средства субсидии перечислены получателю в соответствии с заключенными соглашениями:

от 25.10.2010 № 612323 – 36 440 370,61 рублей, в т.ч. счет средств федерального бюджета – 29 152 296,49 рублей, областного – 7 288 074,12 рублей;

от 10.01.2013 № 6123-22 – 7 903 000,20 рублей, в т.ч. счет средств федерального бюджета – 6 322 400,16 рублей, областного – 1 580 600,04 рублей;

от 13.03.2014 № 21 – 7 903 000,20 рублей, в т.ч. счет средств федерального бюджета – 6 322 400,16 рублей, областного – 1 580 600,04 рублей;

от 19.03.2015 № 1 – 9 017 909,69 рублей, в т.ч. счет средств федерального бюджета – 7 514 924,73 рублей, областного – 1 502 984,96 рублей.

Ссылаясь на положения постановлений Администрации Ростовской области
от 10.08.2006 № 315 «О порядке предоставления субсидий из областного бюджета, направленных на поддержку племенного животноводства и инвестиционной деятельности организаций АПК», Администрации Ростовской области от 13.05.2009 № 220 «О порядке расходования субсидий, предоставленных из федерального бюджета на осуществление государственной поддержки агропромышленного комплекса Ростовской области», Правительства Ростовской области от 20.01.2012 № 58 «О порядке предоставления субсидий на возмещение части затрат на уплату процентов  по инвестиционным кредитам, полученным в российских кредитных организациях, и займам, полученным
в сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативах» ответчик полагает, что, министерство, являясь главным распорядителем бюджетных ассигнований, выделенных из областного бюджета, и уполномоченным органом исполнительной власти Ростовской области по распределению средств, поступивших из федерального бюджета, обладая полномочиями по осуществлению проверок соблюдения условий, целей и порядка предоставления субсидии, до 2017 года не проверило целевое использование предоставленных бюджетных средств и не реализовало возможность дополнительных проверок всех представленных ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» документов в обоснование их целевого использования.

Во исполнение рекомендаций кассационной инстанции судом исследован вопрос о том, во исполнение каких программ осуществлено предоставление субсидий по каждому из соглашений.

Инвестиционный проект ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» включен в одно из направлений приоритетного национального проекта "Развитие агропромышленного комплекса".

Данный проект включал в себя три направления: «Ускоренное развитие животноводства», «Стимулирование развития малых форм хозяйствования», «Обеспечение доступным жильем молодых специалистов на селе».

Реализация приоритетного национального проекта «Развитие агропромышленного комплекса» осуществлялась в 2006-2007 гг.

 С 2008 года все направления приоритетного национального проекта включены в государственную программу «Развитие сельского хозяйства
и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2008-2012 годы», утвержденную постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2007 № 446. В рамках данной государственной программы осуществлялось субсидирование по Соглашению от 25.10.2010 № 612323.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 14.07.2012
 № 717 утверждена Государственная программа «Развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы». В соответствии с мероприятиями вышеуказанной программы осуществлялось субсидирование по Соглашениям от 10.01.2013 № 6123-22, от 13.03.2014 №21, от 19.03.2015 №1.

Ответчиком приводится довод о том, что министерством не представлено доказательств отсутствия возможности получения достоверной информации о наличии фактического исполнения договора, о допущенных ООО «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» нарушениях по целевому использованию субсидий до момента проведения в 2017 году проверки казначейством в связи с чем, он считает, что на момент подачи искового заявления срок исковой давности истек.

Судом данные доводы ответчика отклоняются в связи со следующим.

В соответствии со статьей 195 Гражданского кодекса Российской Федерации судебная защита нарушенных гражданских прав гарантируется в пределах срока исковой давности.

Общий срок исковой давности составляет три года со дня, определяемого в соответствии со статьей 200 ГК РФ (пункт 1 статьи 196 ГК РФ).

Пунктом 1 статьи 200 ГК РФ предусмотрено, что течение срока исковой давности начинается со дня, когда лицо узнало или должно было узнать о нарушении своего права.

Министерство сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области является областным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по реализации государственной политики в отраслях агропромышленного комплекса, и действует в пределах предоставленных полномочий на основании Положения, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 222.

Министерство в силу положений статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, Положения о министерстве сельского хозяйства и продовольствия Ростовской области, утвержденного постановлением Правительства Ростовской области от 09.12.2011 № 222, являясь главным распорядителем бюджетных средств, осуществляет внутренний финансовый контроль, направленный в том числе и на обеспечение соблюдения получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Федеральным законом от 23.07.2013 № 252-ФЗ «О внесении изменений
в Бюджетный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» подпункт 11 пункта 1 статьи 158 БК РФ (организация и осуществление ведомственного финансового контроля в сфере его деятельности) признан утратившим силу.

Кроме того, признана утратившей силу статья 266 БК РФ, предусматривающая осуществление финансового контроля главными распорядителями (распорядителями) бюджетных средств, в том числе проведение выездных проверок.

Признан также утратившим силу приказ Минфина России от 25.12.2008
№ 146н «Об обеспечении деятельности по осуществлению государственного финансового контроля», в соответствии с которым главный распорядитель бюджетных средств обязан был организовать ведомственный финансовый контроль.

В настоящее время подпунктом 10 пункта 1 статьи 158 БК РФ
(в ред. Федерального закона от 23.07.2013 № 252-ФЗ) предусмотрено,
что главный распорядитель обеспечивает соблюдение получателями субсидий условий, целей и порядка, установленных при их предоставлении.

Положениями пунктов 1-3 статьи 160.2-1 БК РФ определены бюджетные полномочия отдельных участников бюджетного процесса, в том числе главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, главного администратора (администратора) доходов бюджета, главного администратора (администратора) источников финансирования дефицита бюджета по осуществлению внутреннего финансового контроля и внутреннего финансового аудита.

Пунктом 5 статьи 160.2-1 БК РФ определено, что внутренний финансовый контроль и внутренний финансовый аудит осуществляются в соответствии с порядком, установленным соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.

Таким образом, в связи с признанием утратившей силу статьи 266 БК РФ и с учётом правовой позиции Минфина России, изложенной в письме от 25.04.2018 № 02-02-05/28097, министерство не проводит выездные проверки в отношении сельскохозяйственных товаропроизводителей.

Следует отметить, что положениями статьи 152 БК РФ бюджетные полномочия распространяются на участников бюджетного процесса. Согласно пункту 1 статьи 152 БК РФ сельскохозяйственные товаропроизводители не являются участниками бюджетного процесса, и, следовательно, к ним не применяются положения бюджетного законодательства. Сельскохозяйственные товаропроизводители, товаропроизводители АПК, получающие субсидии в рамках реализации мероприятий государственной программы Ростовской области, также не являются подведомственными министерству предприятиями (организациями).

Исходя из положений пункта 1 статьи 152 БК РФ, анализа статьи
6 БК РФ, письма Министерства финансов Российской Федерации
от 29.12.2014 № 02-04-11/68124 следует, что сельскохозяйственные товаропроизводители не являются участниками бюджетного процесса и к получателям бюджетных средств не относятся.

Внутренний финансовый контроль согласно действующему бюджетному законодательству осуществляется главными распорядителями в отношении самих себя, подведомственных им распорядителям и получателям бюджетных средств.

В связи с тем, что министерство не имеет подведомственных учреждений, организаций, и получателей бюджетных средств, внутренний финансовый контроль осуществляется в отношении самого органа государственной власти – министерства.

Выездные проверки сельскохозяйственных товаропроизводителей в настоящее время осуществляют исключительно органы государственного финансового контроля (органы федерального казначейства, контрольно-счетные органы, другие органы в пределах предоставленных им полномочий).

Пунктом 1 статьи 266.1 БК РФ определены объекты государственного (муниципального) финансового контроля. В соответствии с пунктом 2 статьи 266.1 БК РФ другие юридические лица могут быть объектами контроля только в процессе проверки участников бюджетного процесса, предоставивших бюджетные средства, или после ее окончания на основании результатов проведения проверки данных участников бюджетного процесса.

Исходя из вышеизложенного, у министерства отсутствовали полномочия
по выездной проверке Общества в части сохранности оборудования для элеватора, на приобретение которого предоставлялись средства вышеуказанной субсидии.

Согласно положениям заключенных соглашений о предоставлении субсидий за достоверность представляемых сведений, подтверждающих фактически понесенные затраты, несет получатель субсидии.

Однако, Общество не уведомило министерство о продаже оборудования для элеватора, приобретенного за счет кредитных средств по кредитному договору
от 09.08.2007 № 070700/0076/2, предназначенного для дальнейшего возведения элеватора на соответствующих земельных участках.

О продаже оборудования министерству стало известно по результатам проведенного Контрольно-счетной палатой Ростовской области в 2017 году контрольного мероприятия «Аудит эффективности использования бюджетных средств, предоставленных в рамках государственной программы Ростовской области «Развитие сельского хозяйства и регулирование рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» на обеспечение финансовой доступности в кредитных ресурсах» (Акт проверки Контрольно-счетной палаты Ростовской области от 04.08.2017(стр.88-92).

В рассматриваемом случае срок исковой давности по требованию о возврате субсидии, предоставленной из областного бюджета, суд считает с 14.12.2016, с даты реализации оборудования, поскольку, как следует из материалов дела, погашение кредита, а равно и субсидирование осуществлялось вплоть до проведения проверки на основании Соглашения от 19.03.2015 № 1, в то время как, строительно-монтажных работ
по возведению свиноводческого комплекса на 4800 продуктивных свиноматок
и элеватора не велись и оборудование было реализовано.

Учитывая, что с исковым заявлением истец обратился 07.09.2018, трехлетний срок исковой давности истцом не пропущен.

Учитывая изложенное, суд приходит к выводу о необходимости удовлетворения исковых требований о взыскании с ответчика денежных средств в сумме 61 264 280,70 руб.,  полученных в качестве субсидии.

В соответствии со ст. 110 АПК РФ расходы по уплате государственной пошлины подлежат отнесению на ответчика. В связи с этим с общества с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» в доход федерального бюджета следует взыскать государственную пошлину в сумме 200 000,00 рублей.

            Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» (ОГРН <***> ИНН <***>) 61 264 280,70 рублей, полученных в качестве субсидии на возмещение части затрат на уплату процентов по инвестиционным кредитам,  из них:

 - в счет возмещения средств федерального бюджета – 49 312 021,54 рублей по реквизитам: ИНН <***>, КПП 616501001, УФК  по Ростовской области  (минсельхозпрод области), р/сч <***> Отделение Ростов-на-Дону г. Ростов-на-Дону, БИК 046015001, л.с. 04582004560, ОКТМО 60701000;

 - в счет возмещения средств областного бюджета  - 11 952 259,16 рублей по реквизитам: ИНН <***>, КПП 616501001, УФК по Ростовской области  (минсельхозпрод области), р/с <***> Отделение Ростов-на-Дону, г. Ростов-на-Дону, БИК 046015001, л.с. 04582004560, ОКТМО 60701000.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью «РУССКАЯ ФИО1, МИЛЛЕРОВО» (ОГРН <***> ИНН <***>) в доход федерального бюджета сумму государственной пошлины в размере 200 000 рублей.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                                            Ю.В. Лебедева