ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-28889/19 от 24.12.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена «24» декабря 2019 года

Полный текст решения изготовлен «26» декабря 2019 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Золотарёвой О.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Черниковой Е.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Омельченко Вячеслава  Александровича  (ОГРНИП 616619600083012 ИНН 613603876283)        

к администрации Щепкинского сельского поселения

о признании бездействия  незаконным,

при участии:

от заявителя – лично ИП Омельченко В.А. (паспорт), представитель   Анохина О.В. по доверенности от 05.06.2019,              

от заинтересованного лица – представитель  Лебедева И.Ю. по доверенности от 09.01.2019,

установил: индивидуальный предприниматель Омельченко Вячеслав  Александрович обратился в арбитражный суд с заявлением о признании незаконным бездействия администрации Щепкинского сельского поселения, выразившееся в не передаче в администрацию Аксайского района  документов территориального планирования.

Представитель заявителя заявил об уточнении требований. Просил суд признать незаконным бездействие администрации Щепкинского сельского поселения, выразившееся в не передаче в администрацию Аксайского района  решения собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, технической документации в виде пояснительной записки в двух частях,  изготовленной ГАУ РО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования, г.
Ростов-на-Дону N 328/13 от 06.05.2013. Обязать администрацию Щепкинского сельского поселения передать в администрацию Аксайского района  решение собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, техническую документации в виде пояснительной записки в двух частях,  изготовленной ГАУ РО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования, г.Ростов-на-Дону N 328/13 от 06.05.2013.

Представитель администрации пояснила, что указанные в заявлении документы имеются, не были переданы в  администрацию Аксайского района, поскольку предполагалось, что они имеют статус проектов.

Исследовав материалы дела, выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Генеральный план Щепкинского сельского поселения Аксайского района принят Решением Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 25.12.2009 № 77.

В соответствии с решением Собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 09.06.2012 № 181 «Об утверждении Правил землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения Аксайского района Ростовской области» земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600005:5747 был отнесен к категории земель населенных пунктов и располагался в территориальной зоне СХ - 1. Зона сельскохозяйственных угодий.

27.09.2014 Омельченко Вячеславом Александровичем приобретен земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600005:5747 площадью 5000 кв.м. категории земель: земли сельскохозяйственного назначения - для сельскохозяйственного производства.

26.11.2014 решением собрания депутатов Щепкинского сельского поселения были утверждены и внесены изменения в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, где спорный земельный участок отнесен в территориальную зону объектов производственного и коммунально-складского назначения IV-Vопасности (П-1).

Омельченко В.Л. в уполномоченный орган 23.12.2014 подано заявление об осуществлении государственного кадастрового учета изменений объекта недвижимости с кадастровым номером 61:02:0606005:5747 в связи с изменением категорий земель, к которой отнесен земельный участок, изменением вида разрешенного использования земельного участка, изменением кадастровой стоимости земельного участка.

Уполномоченным органом в отношении земельного участка с кадастровым номером 61:02:0606005:5747 осуществлен государственный кадастровый учет изменений объекта недвижимости, а именно изменена категория земель, к которой отнесен земельный участок, изменен вида разрешенного использования земельного участка, изменена кадастровая стоимость земельного участка. Изменения внесены ФГБУ ФКП в том числе на основании справок администрации Щепкинского сельского поселения от 23.12.2014 о том, что Решением собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 № 76 утверждены генеральный план Щепкинского поселения, земельный участок кадастровым номером 61:02:0600005:5747 вошел в черту населенного пункта х. Нижнетемерницкий и отнесен в территориальную зону объектов производственного и коммунально-складского назначения IV-Vопасности (П-1).

На основании внесенных и зарегистрированных изменений в вид разрешенного использования предпринимателем  на указанном земельном участке был установлен мобильный растворобетонный узел.

Однако после утверждения и отнесения спорного земельного участка в территориальную зону объектов производственного и коммунально-складского назначения IV-Vопасности (П-1), администрация Щепкинского сельского поселения не предоставила сведения в Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области сведения о внесении изменений в генеральный план.

Решением Собрания Депутатов Аксайского района от 03.04.2019 года утверждены Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, в соответствии с которыми спорный земельный участок отнесен к категории земель населенных пунктов к территориальной зоне Ж-2 (зона развития малой жилой застройки).

Из пояснений  администрации Щепкинского сельского поселения, а также ответа главного архитектора администрации Аксайского района следует, что при передаче полномочий по утверждению генерального плана поселения и внесения в него изменений, утверждения документации по планировке территории поселения, в администрацию района  администрация поселения указанные документы, подтверждающие изменение разрешенного использования и категории земельных участков, произведенных в 2014 году, а именно- решение собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, не передавались.

Земельный участок с кадастровым номером 61:02:0600005:5747 площадью 5 000 кв.м. был преобразован в два земельных участка с кадастровыми номерами 61:02:0600005:6668 и 61:02:0600005:6669.

Полагая, что в результате бездействия администрации Щепкинского поселения не переданы документы, необходимые для установления надлежащей территориальной зоны, к которой относятся земельные участки  с кадастровыми номерами 61:02:0600005:6668 и 61:02:0600005:6669, а, соответственно, и вида разрешенного использования, заявитель обратился в суд.

Исследовав представленные доказательства, оценив доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд пришел к выводу о том, что заявленные предпринимателем  требования подлежат удовлетворению. 

В силу части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемое действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушает их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагает на них какие-либо обязанности, создаёт иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания законности совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для их совершения, возлагается на орган или лицо, которые совершили такие действия (бездействие).

Из приведенных процессуальных норм следует, что арбитражный суд при рассмотрении дела об оспаривании действий (бездействия) государственных органов должен исследовать указанные действия (бездействие) на предмет соответствия их закону, а также проверить обстоятельства нарушения прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской (иной экономической) деятельности. При этом на государственном органе лежит бремя доказывания законности совершенных им действий и принятого акта, а на заявителе - нарушения этими действиями и решением его прав и законных интересов.

На основании статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность по обоснованию и доказыванию фактов нарушения прав и законных интересов возлагается на лицо, обратившееся в арбитражный суд в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

В силу ст. 42 Земельного кодекса Российской Федерации, собственники земельных участков и лица, не являющихся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.

П. 3 ч. 1 ст. 7 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую" установлено, что перевод земель сельскохозяйственных угодий или земельных участков в составе таких земель из земель сельскохозяйственного назначения в другую категорию допускается в случаях, связанных с установлением или изменением черты населённых пунктов.

В силу п. 1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.2004 N 172-ФЗ "О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую", установление или изменение границ населенных пунктов, а также включение земельных участков в границы населенных пунктов либо исключение земельных участков из границ населенных пунктов является переводом земель населенных пунктов или земельных участков в составе таких земель в другую категорию либо переводом земель или земельных участков в составе таких земель из других категорий в земли населенных пунктов.

В соответствии с п.п. 4 п. 1 ст. 83К РФ, перевод земель населенных пунктов в земли иных категорий и земель иных категорий в земли населенных пунктов независимо от их форм собственности осуществляется путем установления или изменения границ населенных пунктов в порядке, установленном настоящим Кодексом и законодательством Российской Федерации о градостроительной деятельности.

Ст. 83 ЗК РФ предусмотрено, что землями населенных пунктов признаются земли, используемые и предназначенные для застройки и развития населенных пунктов. Границы городских, сельских населенных пунктов отделяют земли населенных пунктов от земель иных категорий.

Ст. 77 ЗК РФ определено, что землями сельскохозяйственного назначения признаются земли, находящиеся за границами населенного пункта и предоставленные для нужд сельского хозяйства, а также предназначенные для этих целей.

В силу положений п.п. I п. 1 ст. 84 ЗК РФ установлением или изменением границ населенных пунктов является утверждение или изменение генерального плана городского округа, поселения, отображающего границы населенных пунктов, расположенных в границах соответствующего муниципального образования.

Как установлено судом из материалов дела, а также пояснений администрации сельского поселения, при передаче в администрацию Аксайского района полномочий по утверждению генерального плана поселения и внесения в него изменений, утверждения документации по планировке территории поселения, в администрацию района  администрация поселения не передала решение собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, техническую документацию в виде пояснительной записки в двух частях,  изготовленной ГАУ РО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования, г. Ростов-на-Дону N 328/13 от 06.05.2013.

Администрацией Аксайского района предпринимателю отказано во внесение изменений в Правила землепользования и застройки в части указания территориальной зоны земельных участка с кадастровыми номерами 61:02:0600005:6668 и 61:02:0600005:6669 – "объекты производственного и коммунально-складского назначения IV-Vопасности (П-1)" со ссылкой на Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, утвержденные решением Собранием депутатов Аксайского района от 15.03.2017 № 212, из которых следует, что указанные участки относятся к зоне сельскохозяйственного назначения (СХ-1). 

Согласно пункту 3 части 5 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться, в том числе указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными и обязанность соответствующих органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.

    Таким образом, суд приходит к выводу о необходимости возложить на администрацию Щепкинского сельского поселения обязанность передать в администрацию Аксайского района  решение собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, техническую документации в виде пояснительной записки в двух частях,  изготовленной ГАУ РО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования, г. Ростов-на-Дону N 328/13 от 06.05.2013.

По ходатайству предпринимателя расходы заявителя по уплате государственной пошлины в размере 300 руб. подлежат отнесению на заявителя.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 49, 110, 167-171, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л:

Заявление удовлетворить.

Признать незаконным бездействие администрации Щепкинского сельского поселения, выразившееся в не передаче в администрацию Аксайского района  решения собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, технической документации в виде пояснительной записки в двух частях,  изготовленной ГАУ РО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования, г.
Ростов-на-Дону N 328/13 от 06.05.2013.

Обязать администрацию Щепкинского сельского поселения передать в администрацию Аксайского района  решение собрания депутатов Щепкинского сельского поселения от 26.11.2014 о внесении изменений в Правила землепользования и застройки Щепкинского сельского поселения, техническую документации в виде пояснительной записки в двух частях,  изготовленной ГАУ РО «Региональный институт территориально-градостроительного проектирования, г.Ростов-на-Дону N 328/13 от 06.05.2013.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через суд, вынесший решение, в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа, в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья                                                                                                          О.В. Золотарёва