ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-29037/2021 от 27.12.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена 27 декабря 2021 года.

Решение в полном объеме изготовлено 10 января 2022 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Твердого А.А.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания        Горбенко Е.Г.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью "Агроком Холдинг" (ОГРН 1176196037313, ИНН 6163156380) к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области (ОГРН 1096163001813, ИНН 6163100002)

о признании решения незаконным в части,

            при участии представителей:

от заявителя: Оксенойда А.К., доверенность от 13.08.2021,

от заинтересованного лица: Тоболевой Е.С., доверенность от 14.05.2021, Голосной О.Г., доверенность от 16.07.2021,

установил:

общество с ограниченной ответственностью "Агроком Холдинг" (далее – заявитель, общество, ООО "Агроком Холдинг") обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Межрайонной инспекции Федеральной налоговой службы №25 по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, инспекция, Межрайонная ИФНС России № 25 по Ростовской области) о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.02.2021 №40 в части отказа в принятии вычетов НДС по контрагенту АО «Казанское авиапредприятие» в сумме 1 844 466 руб.

В судебном заседании представитель заявителя просил заявленные требования удовлетворить.

Представители заинтересованного лица возражали против удовлетворения заявленных требований.

Изучив материалы дела, заслушав доводы представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, Межрайонной ИФНС России № 25 по Ростовской области в соответствии со статьей 88 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) проведена камеральная налоговая проверка налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2020 года, представленной налогоплательщиком 15.05.2020.

По результатам камеральной проверки составлен акт № 4643 от 31.08.2020.

Указанный акт направлен по телекоммуникационным каналам связи (далее - ТКС) 17.09.2020, о чем свидетельствует извещение об отправлении электронного документа. Указанное электронное отправление получено заявителем 18.09.2020.

Извещение № 7552 от 20.10.2020 о времени и месте рассмотрения материалов налоговой проверки, назначенного на 26.10.2020 направлено по ТКС 17.09.2020, о чем свидетельствует извещение об отправлении электронного документа. Указанное электронное отправление получено заявителем 18.09.2020.

Налогоплательщик воспользовался правом, предоставленным ему п. 6 ст. 100 НК РФ, и представил 20.10.2020 письменные возражения по акту проверки.

26.10.2020 в присутствии уполномоченных представителей налогоплательщика (Елесеевой Ю.В. доверенность №79 от 02.12.2019, Горшкова Д.С. доверенность № 62 от 15.10.2019) состоялось рассмотрение материалов камеральной налоговой проверки, что подтверждается протоколом № 04-05/123.

По результатам рассмотрения акта и возражений налоговым органом принято решение №19 от 02.11.2020 о поведении дополнительных мероприятий налогового контроля, которое направлено по ТКС 03.11.2020, о чем свидетельствует извещение об отправлении электронного документа. Указанное электронное отправление получено заявителем 03.11.2020.

По окончании дополнительных мероприятий было составлено дополнение №22 от 23.12.2020 к акту проверки и вместе с извещением о рассмотрении материалов налоговой проверки №9307 от 24.12.2020, с датой рассмотрения 27.01.2021, вручены 25.12.2020 представителю налогоплательщика Елесеевой Ю.В. доверенность №79 от 02.12.2019, что подтверждается ее подписью.

Рассмотрение материалов проверки и результатов дополнительных мероприятий налогового контроля состоялось 09.12.2019 в присутствии представителя налогоплательщика (Елесеевой Ю.В. доверенность №79 от 02.12.2019).

По итогам состоявшегося рассмотрения материалов проверки и возражений налогоплательщика Инспекцией было принято Решение №40 от 08.02.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. Инспекцией признано не правомерным применение вычетов в общей сумме 1 887 174 руб., в том числе: 1 844 466 руб. - по контрагенту АО «Казанское авиапредприятие» за услуги по аренде вертолета; 42 708 руб. - по счетам-фактурам №№ 209, 210 от 07.06.2017 по операциям с кодом 06 (операции, совершаемые налоговыми агентами). Указанная сумма НДС не исчислена в разделе 2 декларации по НДС.

Одновременно с вышеуказанным решением инспекцией вынесено решение №4 от 08.02.2021 об отказе в возмещении частично суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в размере 1 887 174 руб.

Решение №1 от 08.02.2021 об отмене решения от 29.05.2020 №18 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке в размере 1 844 466 руб.

Указанные решения вручены 20.02.2021 представителю налогоплательщика Елесеевой Ю.В.

Решением Управления ФНС России по Ростовской области от 21.05.2021 N 15-18/2026@ жалоба ООО «Агроком-холдинг» на решение № 40 от 08.02.2021 об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения, решение №4 от 08.02.2021 об отказе в возмещении полностью суммы акциза, заявленной к возмещению, решение №1 от 08.02.2021 об отмене решения от 29.05.2020 №18 о возмещении суммы налога на добавленную стоимость, заявленной к возмещению, в заявительном порядке, оставлена без удовлетворения.

Не согласившись с решением инспекции об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.02.2021 №40 в части отказа в принятии вычетов НДС по контрагенту АО «Казанское авиапредприятие» в сумме 1 844 466 руб., общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Оспаривая решение инспекции в части, общество указывает, что принятая учетная политика соответствует нормам налогового законодательства. В связи с тем, что обществом в I квартале 2020 г. соблюдено «правило 5%», указанное в абзаце 7 п. 4 ст. 170 НК РФ, заявитель полагает неправомерным расчет вычета НДС по счетам-фактурам, выставленным АО «Казанское Авиапредприятие», пропорционально доле облагаемых (необлагаемых) операций в общем объеме отгрузки (реализации) за квартал. Таким образом, общество вправе не применять положения абзаца 4 п. 4 ст. 170 НК РФ и применить вычеты по счетам-фактурам в полном объеме.

Рассмотрев материалы дела, оценив относимость, допустимость и достоверность  каждого   доказательства  в  отдельности,  а также   взаимную связь  доказательств  в  их совокупности, суд пришел к следующим выводам.

Из положений статей 198, 200, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации следует, что для признания оспариваемых ненормативных правовых актов недействительными, решений и действий (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий - несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов субъектов в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно части 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания недействительным (незаконным) ненормативного правового акта, решения, действий (бездействия) органа, осуществляющего публичные полномочия, необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий (бездействия) закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

ООО «Агроком Холдинг» в проверяемый период в соответствии со ст. 143 (далее - НК РФ, Кодекс) являлось плательщиком налога на добавленную стоимость.

Согласно статье 57 Конституции Российской Федерации, п. 1 ст. 3, подп. 1 п. 1 ст. 23 и ст. 45 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщики обязаны уплачивать законно установленные налоги в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Статьей 52 НК РФ предусмотрено, что налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.

Согласно подпункту 1 пункта 1 статьи 146 НК РФ объектом налогообложения по налогу на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.

В силу пункта 1 статьи 171 НК РФ налогоплательщик имеет право уменьшить общую сумму налога, исчисленную в соответствии со статьей 166 НК РФ, на установленные статьей 171 Кодекса налоговые вычеты.

Согласно пункту 2 статьи 171 НК РФ вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику при приобретении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав на территории Российской Федерации либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на территорию Российской Федерации в отношении товаров (работ, услуг), а также имущественных прав, приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с настоящей главой, за исключением товаров, предусмотренных пунктом 2 статьи 170 настоящего Кодекса, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи.

В силу пункта 4 статьи 170 НК РФ суммы налога, предъявленные продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав налогоплательщикам, осуществляющим как облагаемые налогом, так и освобождаемые от налогообложения операции, в том числе принимаются к вычету в соответствии со ст. 172 НК РФ - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления операций, облагаемых НДС; принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в той пропорции, в которой они используются для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), - по товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций, в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, и с учетом особенностей, установленных пунктом 4.1 статьи 170 НК РФ.

Налогоплательщик вправе не применять вышеназванное положение к тем налоговым периодам, в которых доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав. При этом указанные в абзаце четвертом п. 4 ст. 170 НК РФ суммы НДС, предъявленные таким налогоплательщикам продавцами товаров (работ, услуг), имущественных прав в указанном налоговом периоде, подлежат вычету в соответствии с порядком, предусмотренным ст. 172 НК РФ.

В соответствии с п. 4.1 ст. 170 НК РФ пропорция, указанная в абз. 4 п. 4 ст. 170 НК РФ определяется исходя из стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав за налоговый период. При этом определение пропорции осуществляется с учетом следующих особенностей, в том числе:

- по основным средствам и нематериальным активам, принимаемым к учету в первом или во втором месяце квартала, налогоплательщик вправе определять пропорцию исходя из стоимости отгруженных в соответствующем месяце товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав, операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения), в общей стоимости отгруженных за месяц товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав;

- при определении стоимости услуг по предоставлению займа денежными средствами, операции по реализации которых освобождаются от налогообложения, учитывается сумма доходов в виде процентов, начисленных налогоплательщиком в текущем налоговом периоде.

При этом налогоплательщик обязан вести раздельный учет сумм налога по приобретенным товарам (работам, услугам), в том числе основным средствам и нематериальным активам, имущественным правам, используемым для осуществления как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций (абзац 5 пункта 4 статьи 170 НК РФ).

Согласно п. 4 ст. 149 НК РФ в случае, если налогоплательщиком осуществляются операции, подлежащие налогообложению НДС, и операции, не подлежащие налогообложению (освобождаемые от налогообложения) в соответствии с положениями гл. 21 НК РФ, налогоплательщик обязан вести раздельный учет таких операций.

Вместе с тем, поскольку налоговое законодательство не содержит конкретных норм, регламентирующих порядок ведения раздельного учета, принципы раздельного учета операций следует закрепить в учетной политике для целей налогообложения.

Статьей 8 Федерального закона N 402-ФЗ от 06.12.2011 г. "О бухгалтерском учете" установлено, что совокупность способов ведения экономическим субъектом бухгалтерского учета составляет его учетную политику. Экономический субъект самостоятельно формирует свою учетную политику, руководствуясь законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и отраслевыми стандартами. При формировании учетной политики в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета выбирается способ ведения бухгалтерского учета из способов, допускаемых федеральными стандартами. В случае, если в отношении конкретного объекта бухгалтерского учета федеральными стандартами не установлен способ ведения бухгалтерского учета, такой способ самостоятельно разрабатывается исходя из требований, установленных законодательством Российской Федерации о бухгалтерском учете, федеральными и (или) отраслевыми стандартами.

В соответствии с п. 2 ст. 11 НК РФ учетная политика для целей налогообложения - выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых НК РФ способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При этом налогоплательщики, разрабатывая порядок ведения раздельного учета исходя из условий осуществления ими отдельных видов деятельности, должны иметь в виду, что такой учет должен обеспечивать возможность достоверного определения соответствующих налоговых обязанностей.

В ходе проверки Инспекцией установлены следующие обстоятельства.

ООО «Агроком Холдинг» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС России №25 по Ростовской области с 07.08.2017. Основной вид деятельности - «Аренда и лизинг прочих видов транспорта, оборудования и материальных средств, не включенных в другие группировки» (ОКВЭД 77.39). Среднесписочная численность на 01.01.2019 составляет 5 человек. Справки по форме 2-НДФЛ за 2019 г. представлены по 34 сотрудникам. ООО «Агроком Холдинг» 15.05.2020 представлена декларация по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2020г., в которой заявлена сумма НДС к возмещению в размере 34 904 991 рубль.

ООО «Агроком Холдинг» в состав налоговых вычетов включены суммы налога на добавленную стоимость в результате сделок с контрагентом АО «Казанское авиапредприятие» ИНН 1660035499 на сумму 12 773 310,94 руб., в т.ч. НДС - 2 128 885,16 руб.

АО «Казанское авиапредприятие» состоит на налоговом учете в Межрайонной ИФНС №6 по Республике Татарстан с 20.08.1998. Среднесписочная численность 268 человек. На балансе предприятия числятся земельные участки, недвижимое имущество, транспортные средства: самолеты, грузовые и легковые автомобили. Вид деятельности - «Перевозка воздушным пассажирским транспортом, не подчиняющимся расписанию». Показатели декларации по НДС за 4-й кв.2019 г.: НДС 20% - 47 091 531 руб., общая сумма исчисленного НДС - 60 714 791 руб., общая сумма налога, подлежащая вычету - 40 866 991 руб., итого исчислено к уплате - 19 847 800 руб. Показатели декларации по НДС за 1-й кв.2020 г.: НДС 20% - 44 535 993 руб., общая сумма исчисленного НДС - 55 522 711 руб., общая сумма налога, подлежащая вычету - 33 443 611 руб., итого исчислено к уплате - 22 079 100 руб.

Налогоплательщиком в ходе камеральной проверки по требованию Инспекции №9868 от 22.05.2020 представлен договор ДТ169/1407 от 21.07.2014, согласно которому ООО «Агроком Холдинг» - Заказчик поручает, а АО «Казанское авиапредприятие» - Исполнитель принимает на себя выполнение работ по периодическому техническому обслуживанию (далее - ТО) воздушного судна Заказчика вертолёта Bell-429 RA-01939, заводской № 57032 (далее по договору - ВС), установленных на ВС двигателей и дополнительного оборудования и технологическому сопровождению технической эксплуатации (далее - ТЭ) ВС.

Работы по настоящему договору производятся Исполнителем на основании Сертификата соответствия ФАП-145 на право ТО вертолетов Bell-429, в соответствии с Программой ТО ВС, эксплуатационной документацией (далее - ЭД) вертолётов Bell-429, двигателей Pratt & Whitney Canada и дополнительного оборудования ВС, требованиями сервисных бюллетеней и нормативных документов, утвержденных Авиационной Администрацией Российской Федерации (далее - АА РФ) с учетом изменений и дополнений к ним, поступающих в процессе его действия.

Согласно пункту 8.1. договора обеспечение запасными частями и расходными материалами, необходимыми для ТО ВС будет осуществляться Исполнителем за счет Заказчика. Заказчик вправе самостоятельно приобрести и предоставить Исполнителю запасные части и расходные материалы. В заявке на проведение того или иного вида ТО Заказчик должен указать перечень запасных частей и расходных материалов, которые он приобретает и предоставляет Исполнителю самостоятельно.

Также налогоплательщиком в ходе камеральной проверки представлен договор № 18.289-02/АГХ-118/18 от 11.10.2018, согласно которому ООО «Агроком Холдинг» - Заказчик поручает, а АО «Казанское авиапредприятие» - Исполнитель принимает на себя обязательства по выполнению полетов на воздушном судне Bell-429, регистрационный номер RA-01939, заводской № 57032 (далее - ВС) в целях:

- выполнения авиационных работ, определяемых заявками Заказчика; -выполнения воздушных авиаперевозок пассажиров, багажа и грузов (далее -Заказной рейс Заказчика), определяемых заявками Заказчика;

- выполнения прочих полетов, осуществляемых авиацией общего назначения. В этих целях Исполнитель организует летную эксплуатацию ВС, в соответствии с инструкциями и правилами, действующими в РФ в отношении данного типа воздушного судна, включая предполетную подготовку и послеполетное обслуживание ВС.

Исполнителем плановое, периодическое техническое обслуживание ВС, устранение неисправностей и выполнение иных видов технического обслуживания выполняется по отдельному договору, заключенному с Заказчиком.

ООО «Агроком Холдинг» - Заказчик является собственником ВС (Свидетельство о государственной регистрации прав на воздушное судно Серия АА № 012193 от 17.10.2017 г.).

Согласно дополнительному соглашению №1 от 22.10.2018 Приложение № 1 принять в новой редакции.

Стороны настоящим Приложением определили следующий порядок стоимости услуг по Договору.

Сумма услуг, подлежащая оплате Исполнителю по Договору за один месяц складывается из Постоянной части в размере - 1 380 000 (Один миллион триста восемьдесят тысяч) рублей 00 коп. НДС взимается дополнительно по ставке в соответствии с НК РФ, и Переменной части, в которую включаются следующие расходы:

1.1.1. Проезд летного и технического состава к месту выполнения полетов, ожидания вылета и обратно (к месту проживания) - такси, проездные билеты, аренда машины, командировочные расходы (проживание, суточные);

1.1.2.   Аэропортовые сборы - взлет- посадка, аэронавигационное обеспечение полетов авиационная безопасность, расходы по прохождению медконтроля, обеспечение приемки- выпуска, и т.д.;

1.1.3.   расходы по VIP обслуживанию пассажиров в аэропортах вылета и прибытия, сборы за пользование аэровокзалом; коммерческое обслуживание пассажиров, доставка пассажиров и экипажа к ВС

1.1.4.   топливное обеспечение полетов - гсм, услуги по заправке, доставка топлива; (за исключением заправки ВС на территории Открытого акционерного общества «Ростовский завод гражданской авиации № 412» (ОАО «РЗГА № 412») и его топливозаправочных комплексах. Оплату ГСМ, и сопутствующих услуг по заправке ОАО «РЗГА № 412» Заказчик оплачивает самостоятельно).

1.1.5.   расходы по тренажерной подготовке, КПК летного состава 1 раз в год, и технического состава 1 раз в 3 года;

1.1.6.   заработная плата и командировочные расходы пилота-инструктора по факту оказания услуг по проверке летного состава;

1.1.7.   расходы по комплектованию воздушного судна дополнительным оборудованием по заявке Заказчика;

1.1.8.   расходы по выполнению сертификационных мероприятий по заявке Заказчика, получение С Л Г и т.д.;

1.1.9.   в случае увольнения Л/С и ИТС все компенсационные выплаты за неиспользованный отпуск осуществляются за счет Заказчика;

1.1.10. Все прочие расходы, понесенные Исполнителем для выполнения своих обязательств по Договору.

Расходы, относящиеся к Переменной части выставляются Исполнителем по фактически подтвержденным документам с рентабельностью 3 %.

Расходы по базированию ВС заказчик оплачивает самостоятельно.

Заказчик ежемесячно до 10 числа текущего месяца производит предоплату в размере 50 % от суммы указанной в п. 1 настоящего приложения путем перечисления денежных средств на расчетный счет Исполнителя.

50 % от оставшейся суммы Постоянной части, оплата Переменной части по п. 1. настоящего Приложения, производится в течение 3-х банковских дней после подписания Акта оказанных услуг.

Расчеты по Договору оформляются ежемесячно двусторонним Актом оказанных услуг, подписанным представителями Сторон. Исполнитель не позднее 05 числа каждого месяца, следующего за отчетным представляет Заказчику Акт оказанных услуг.

Заказчик в пятидневный срок с даты получения Акта оказанных услуг, подписывает его и возвращает Исполнителю. По истечении пяти дней с момента получения Акта оказанных услуг Заказчиком, без письменного мотивированного отказа, Акт оказанных услуг считается принятым Сторонами в редакции Исполнителя.

В случае просрочки возмещения расходов по пунктам 5 и 6 настоящего Приложения, Исполнитель вправе предъявить Заказчику договорную неустойку в размере 0,05 % от неуплаченной вовремя суммы за каждый день просрочки со дня возникновения соответствующей просрочки. При просрочке более чем 1 месяц Исполнитель вправе прекратить оказание услуг работ по Договору до момента поступления денежных средств, предварительно письменно уведомив Заказчика о прекращении оказания услуг не позднее, чем за 5 (пять) рабочих дней.

Так, налогоплательщиком в ходе проверки представлены:

- Акт 959 от 23.12.2019 (услуги по периодическому техническому обслуживанию вертолета) на сумму 32 530 руб., в т.ч. НДС 5 421,67 руб.;

- Акт 974 от 31.12.2019 (услуги по летной эксплуатации) на сумму 1 328 807,15 руб., в т.ч. НДС 221 467,86 руб.;

- Акт 13 от 11.01.2020 (услуги по периодическому техническому обслуживанию вертолета) на сумму 6 298 руб., в т.ч. НДС 1 049,67 руб.;

- Акт 6 от 29.01.2020 (услуги по разработке программы ТО и MEL вертолета) на сумму 107 000 руб., в т.ч. НДС 17 833,33 руб.;

- Акт 33 от 31.01.2020 (услуги по летной эксплуатации) на сумму 223 163,67 руб., в т.ч. НДС 37 193,94 руб.;

- Акт 131 от 25.02.2020 (услуги по периодическому техническому обслуживанию вертолета) на сумму 1 079 767 руб., в т.ч. НДС 179 961,17 руб.;

- Акт 123 от 29.02.2020 (услуги по летной эксплуатации) на сумму 295 977,57 руб., в т.ч. НДС 49 329,59 руб.;

- Акт 99 от 22.01.2020 (услуги по обмену дисплея для вертолета) на сумму 1 845 689,99 руб., в т.ч. НДС 307 615 руб.;

- Акт 197 от 25.03.2020 (услуги по периодическому техническому обслуживанию вертолета) на сумму 8 328 руб., в т.ч. НДС 1 388 руб.;

- Акт 151 от 31.03.2020 (услуги по летной эксплуатации) на сумму 371 281,17 руб., в т.ч. НДС 61 880,20 руб.;

- Свидетельство о регистрации гражданского воздушного судна. Собственник ООО Агроком Холдинг.

- Сертификат авиационного страхования №2319AVK003 от 15.07.2019г.

- Сертификат летной годности гражданского воздушного судна №2102193750.

- Свидетельство эксплуатанта авиации общего назначения №АОН1014017. Эксплуатант - АО «Казанское предприятие». Разрешенные полеты - внутренние полеты на территории РФ.

- Приложение к свидетельству эксплуатанта (наименование воздушного средства (гос. номер, масса, Грузоподъемность), авиационный персонал.

В соответствии со ст. 93.1 НК РФ налоговым органом в адрес АО «Казанское предприятие» направлено поручение №7226 от 28.05.2020 о предоставлении документов, подтверждающих взаимоотношения с ООО «Агроком Холдинг» по данным сделкам. 10.06.2020 по электронным каналам связи контрагентом представлен ответ на требование Инспекции, согласно полученному ответу взаимоотношения АО «Казанское предприятие» с ООО «Агроком Холдинг» подтверждены.

Согласно представленной налогоплательщиком ОСВ по счету 01 за 1 квартал 2020 г. вертолет Bell429RA-01939 отражен по счету 01 «Основные средства» на начало и конец налогового периода. Документ регистрации выдан федеральным агентством воздушного транспорта.

При этом, в ходе камеральной налоговой проверки первичных документов установлено, что ООО «Агроком Холдинг» в проверяемом периоде осуществлена реализация товаров (работ, услуг) как подлежащая обложению, так и не подлежащая обложению налогом на добавленную стоимость в соответствии со ст. 149 НК РФ.

Так, согласно книге продаж за 1 квартал 2020 г. (раздел 9 налоговой декларации по НДС за 1 кв. 2020 г.) налогоплательщиком осуществлена реализация товаров (работ, услуг), подлежащая налогообложению в размере 37 501 706 руб., НДС 20% - 7 500 341 рубль.

В ходе проведения камеральной проверки инспекцией установлено, что налогоплательщик в 1 квартале 2020 г. не получал доходы, облагаемые НДС, полученные от использования в финансово-хозяйственной деятельности основного средства - вертолет Bell429RA-01939.

Анализ выписки банка по расчетным счетам ООО «Агроком Холдинг» показал, что денежные средства в 1 кв. 2020 г. поступали в размере 1 140 293 139 руб. с назначением платежа: «за товар по договору уступки прав требования с НДС, аренда помещений с НДС». Денежные средства (в т.ч. с НДС), полученные от использования в деятельности вертолета Bell429RA-01939 на расчетные счета в банке не поступали.

Налоговым органом в ходе проведенных камеральных проверок налоговых деклараций по НДС за налоговые периоды с 1 квартала 2017 г. по 4 квартал 2019 г., представленных ООО «Агроком Холдинг», также не установлено использование обществом вертолета Bell429RA-01939 в осуществлении деятельности облагаемой НДС, либо для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения. Первичные документы, сведения бухгалтерского учёта, иная информация, подтверждающая, дальнейшее использование вертолёта в деятельности облагаемой НДС, а так же для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, ООО «Агроком Холдинг» не представлены.

Вместе с тем, ООО «Агроком Холдинг» на рассмотрение материалов камеральной проверки в подтверждение доводов, изложенных налогоплательщиком в письменных возражениях, представлены заявка к договору №18.289-02/АГХ-118/18 от 11.10.2018, дата вылета 22.01.2020, задание на полет №153/1 от 22.01.2020, рабочий план полета по дате вылета от 22.01.2020, отметки в аэропортах от 22.01.2020, заявка к договору №18.289- 02/АГХ-118/18 от 11.10.2018, дата вылета 30.01.2020, задание на полет №153/4 от 30.01.2020, рабочий план полета по дате вылета от 30.01.2020, отметки в аэропортах от 30.01.2020.

Согласно заданиям на полет №153/1 от 22.01.2020, №153/4 от 30.01.2020 ВС Bell429RA-01939 на борту ВС находился командир - Кирпичев Вячеслав Петрович и директор ООО «Агроком Холдинг» - Сапотницкий С.А.

Согласно вышеуказанным заданиям на полет, заявкам и рабочим планам полета определен маршрут полета: Ростов (РЗГА) - Эдем - Платов - Ростов (РЗГА).

В силу п. 1 ст. 32 Воздушного кодекса Российской Федерации от 19 марта 1997 г. N 60-ФЗ под воздушным судном понимается летательный аппарат, поддерживаемый в атмосфере за счет взаимодействия с воздухом, отличного от взаимодействия с воздухом, отраженным от поверхности земли или воды. Вместе с тем в данной статье прямо предусматривается такой вид воздушного судна, как вертолет (п. 2).

Согласно ст. 16 Воздушного кодекса Российской Федерации Федеральными правилами использования воздушного пространства определяется порядок использования воздушного пространства: разрешительный или уведомительный.

В соответствии с положениями Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 11 марта 2010 г. N 138 (далее – Федеральные правила), разрешительный порядок устанавливается для пользователей воздушного пространства, которые выполняют полеты в воздушном пространстве классов А, С и G (для полетов беспилотных летательных аппаратов), и предполагает предварительное получение диспетчерского разрешения; при этом органы единой системы организации воздушного движения при несоблюдении условий, порядка получения разрешений и требований законодательства правомочны отказать в выдаче разрешений на использование воздушного пространства, а органы обслуживания воздушного движения (управления полетами) - в выдаче диспетчерских разрешений (п. п. 113 - 122 Постановления).

Кроме того, согласно п. 49 Федеральных правил использования воздушного пространства Российской Федерации взлет и посадка на расположенные в границах населенного пункта площадки, сведения о которых не опубликованы в документах аэронавигационной информации, выполняются при наличии у пользователей воздушного пространства разрешения уполномоченного органа местного самоуправления. Поскольку взлет и посадка на расположенные в границах населенных пунктов площадки предполагают полет над населенным пунктом, то таким регулированием фактически устанавливается дополнительный режим разрешения использования воздушного пространства над населенными пунктами.

Разрешения на использование воздушного пространства над г. Ростовом-на-Дону и прилежащей территории и диспетчерские разрешения, предоставление площадки для взлета и посадки ВС выдаются уполномоченным органом - Зональный центр управления воздушным движением по г. Ростову-на-Дону (Филиал «Аэронавигация Юга» г. Ростов-на-Дону), адрес места нахождения: г. Ростов-на-Дону, просп. Шолохова, 302.

Вместе с тем, разрешения на использование воздушного пространства и диспетчерские разрешения в ходе проверки налогоплательщиком не представлены.

При этом, в маршруте полета определено место посадки ВС Bell429RA-01939 в аэропорте Платов по адресу: Ростовская область, Аксайский район, аэропорт Платов. В ходе камеральной проверки документы, подтверждающие факт предоставления площадки для ВС Bell429RA-01939 аэропортом Платов 22.01.2020 и 30.01.2020, разрешения на посадку ВС Bell429RA-01939 не представлены.

В рамках дополнительных мероприятий налогового контроля направлен запрос в зональный центр управления воздушным движением по г. Ростову-на-Дону (Филиал Аэронавигация Юга г. Ростов-на-Дону) для подтверждения факта выдачи разрешения на использование воздушного пространства и предоставления площадок для взлета и посадки для ВС Bell429RA-01939 в соответствии с предоставленными заданиями по полетам № 153/1 от 22.01.2020, № 153/4 от 30.01.2020.

Согласно полученному ответу, в Ростовском ЗЦ ЕС ОрВД имеется информация о принятых планах полетов воздушного судна ВС Bell429RA-01939, на которые было выдано разрешение на использование воздушного пространства по маршрутам:

22.01.2020 посадочная площадка РЗГА 412 - промежуточная посадка на посадочную площадку «Эдем»; 22.01.2020 Ростов (Платов) - посадочная площадка РЗГА 412; 30.01.2020 посадочная площадка РЗГА 412 - промежуточная посадка на посадочную площадку «Эдем» - посадочная площадка РЗГА 412.

АО «Ростоваэроинвест» в ответ на требование от 18.11.2020 сообщило, что взаимоотношений с ООО «Агроком Холдинг» не было, однако, подтверждает факт взаимоотношений с АО «Казанское Авиапредприятие» в 1 кв. 2020 г. и предоставляет пакет документов (договор, счета-фактуры, акты формы С).

Инспекцией в рамках ст. 90 НК РФ был допрошен руководитель ООО «Агроком-Холдинг» Сапотницкий С.А. (протокол от 30.11.2020). Из полученных ответов следует, что воздушное средство Bell429RA-01939 использовалось для служебных перелетов. Цель перемещения с точки маршрута «Эдем» в аэропорт Платов - взлет из аэропорта, переговоры в аэропорту, встреча партнеров и т.д. Руководитель указал круг пассажиров, кто мог осуществлять перелеты, при этом, в отношение полетов, произведенных в I квартале 2020 г., а именно кто непосредственно осуществлял перелет в качестве пассажира, с какой целью, по какой причине осуществлялась посадка пассажиров в точке маршрута «Эдем» Сапотницкий С.А. пояснить не смог.

Командир ВС Bell429RA-01939 Кирпичев В.П. в назначенное время в налоговый орган не явился, о причинах неявки не сообщил.

В рамках ст. 93 НК РФ ООО «Агроком Холдинг» представлены пояснения о том, что полеты осуществлялись на основании Разрешения на выполнение авиационных работ.

В разрешении точка маршрута «Эдем» указана в качестве разрешенного места использования воздушного пространства (посадки/взлета), расположенного по адресу ул. Левобережная, 11. Цель передвижения с точки маршрута «Эдем» в аэропорт Платов - экономия времени для оперативного и гарантированного попадания в аэропорт для того, чтобы успеть на рейс.

Налогоплательщиком также представлены оборотно-сальдовые ведомости за I квартал 2020 г. по счетам 20, 26 отдельно по каждой статье затрат.

ООО «Агроком Холдинг» представлен расчет определения доли расходов по облагаемым и не облагаемым НДС операциям в общей массе расходов за 1 квартал 2020 г.

Согласно Учетной политике ООО «Агроком Холдинг» для целей налогообложения, утвержденной приказом №22 от 31.12.2019, Приложению 1 к Учетной политике расходы, связанные с содержанием вертолета относятся к общехозяйственным расходам и распределяются между облагаемой и необлагаемой НДС деятельностью в целях определения доли совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не облагаются НДС, в общей величине совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав.

В 1 квартале 2020 г. общество получало выручку от реализации товаров (работ, услуг), не подлежащую обложению НДС и отраженную в разделе 7 декларации: (код операции 1010292) начисление процентов в сумме 243 225 956 руб. по договорам процентного займа. Выдача займов не признается объектом обложения НДС согласно пп. 1 п. 3 ст. 39, пп. 1 п. 2 ст. 146 НК РФ.

Согласно п. 1 ст. 272 НК РФ расходы налогоплательщика, которые не могут быть непосредственно отнесены на затраты по конкретному виду деятельности, распределяются пропорционально доле соответствующего дохода в суммарном объеме всех доходов налогоплательщика.

Пунктом 4 статьи 170 НК РФ предусмотрены правила, которые касаются налогоплательщиков, осуществляющих одновременно как облагаемые, так и освобождаемые от налогообложения операции.

При этом, суммы налога на добавленную стоимость по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых, так и не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) операций, принимаются к вычету либо учитываются в их стоимости в пропорции, определенной в соответствии с пунктом 4.1 статьи 170 НК РФ.

На основании абзаца 7 пункта 4 статьи 170 НК РФ в случае, если у налогоплательщика в налоговом периоде доля совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), операции по реализации которых не подлежат налогообложению, не превышает 5 процентов общей величины совокупных расходов на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), он имеет право не вести раздельный учет и принимать к вычету в порядке, предусмотренном статьей 172 Кодекса, суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные по товарам (работам, услугам), используемым для осуществления как облагаемых данным налогом, так и не подлежащих налогообложению (освобожденных от налогообложения) операций.

Вместе с тем, согласно п. 2 ст. 171 НК РФ суммы налога на добавленную стоимость подлежат вычету в случае приобретения товаров (работ, услуг) для операций, признаваемых объектами налогообложения этим налогом.

Таким образом, инспекция обосновано пришла к выводу, что расходы на обслуживание и управление ВС Bell429RA-01939, учитывая, что использование в деятельности ООО «Агроком Холдинг» данного основного средства в ходе камеральной проверки не подтверждено, не могут быть учтены при расчете пропорции согласно п. 4.1 ст. 170 НК РФ.

В целях применения «правила 5%» ООО «Агроком Холдинг» определяет сумму «общехозяйственных расходов», относящихся к расходам на приобретение, производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг), имущественных прав, операции по реализации которых не облагаются НДС, следующим образом: пропорционально доле начисленной заработной платы сотрудников следующих должностей и подразделений:

- Отдел по правовым вопросам - юрисконсульт;

- Управление по финансам - заместитель исполнительного директора по финансам, экономист, в общей сумме заработной платы.

Вместе с тем, положениями Главы 21 НК РФ «Налог на добавленную стоимость», в том числе п. 4 ст. 170 НК РФ не установлены правила определения налогоплательщиками доли косвенных (общехозяйственных) расходов в объеме совокупных расходов этих налогоплательщиков. В связи с этим каждый налогоплательщик самостоятельно в порядке, установленном принятой налогоплательщиком учетной политикой для целей налогообложения, устанавливает порядок определения доли косвенных (общехозяйственных) расходов в объеме совокупных расходов.

Пунктом 2 ст. 11 НК РФ установлено, что учетная политика для целей налогообложения это выбранная налогоплательщиком совокупность допускаемых настоящим Кодексом способов (методов) определения доходов и (или) расходов, их признания, оценки и распределения, а также учета иных необходимых для целей налогообложения показателей финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщика.

При этом, возможность самостоятельного определения методики определения общехозяйственных (косвенных) расходов не означает, что этот процесс зависит исключительно от воли налогоплательщика. В силу специфики общехозяйственных расходов, относящихся одновременно как к облагаемым, так и не облагаемым НДС операциям, необходимо учитывать невозможность их отнесения к конкретному виду расходов и применять п.4 ст. 170 НК РФ для разделения соответствующих общехозяйственных расходов в пропорции.

Кроме того, учетная политика налогоплательщика не должна противоречить требованиям налогового законодательства. Положения п. 2 ст. 11 НК РФ не могут быть истолкованы как позволяющие налогоплательщику самостоятельно и без какого-либо документального обоснования решать вопрос об отнесении производимых затрат к операциям, облагаемым или не облагаемым НДС. По смыслу ст. 11 НК РФ учетная политика позволяет установить порядок и методику определения, признания, оценки и распределения расходов, но не их состав.

Аналогичный правовой подход содержится в постановлении Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.11.2018 по делу N А66-13630/2017, постановлении Арбитражного суда Уральского округа от 12.07.2018 по делу N А76-6213/2017.

Материалы камеральной проверки свидетельствуют о том, что принятая предприятием учетная политика в части раздельного учета НДС противоречит требованиям налогового законодательства.

Так, инспекция обосновано пришла к выводу, что для расчета 5-ти процентного барьера учтена заработная плата всего лишь трех должностных лиц (юрисконсульта отдела по правовым вопросам, экономиста, зам. исп. директора по финансам), тогда как заработная плата сотрудников, осуществляющих общее руководство, контроль, наблюдение (руководитель, директор по финансам, главный бухгалтер и др.), а также обслуживание (инженер-программист, канцелярия, младший обслуживающий персонал, водители, электрики, вахтеры, охранники и др.) процессов осуществления необлагаемой деятельности полностью исключены из расчета, что следует расценивать как манипуляции налогоплательщика посредством финансовых показателей создать схему расчетов с целью необоснованного применения вычетов и неправомерного предъявления к возмещению сумм НДС. В аналогичном порядке налогоплательщиком полностью исключены из расходов на необлагаемые операции такие общие затраты как амортизация основных средств, имущественные налоги, прочие расходы, расходы на ТО и ремонт зданий и инженерных систем, коммунальные платежи и др.

Таким образом, налогоплательщики при принятии приказов об учетной политике и разработке методики ведения раздельного учета не вправе произвольно исключать из распределения такие общехозяйственные расходы, которые используются для осуществления операций, облагаемых и не облагаемых НДС.

Следовательно, принятая обществом учетная политика не должна противоречить требованиям налогового законодательства, в связи с чем, порядок расчета «входного» НДС по общехозяйственным (косвенным) расходам, которые нельзя однозначно отнести к облагаемым или необлагаемым операциям, подлежит распределению по общим правилам - пропорционально доле облагаемых (необлагаемых) операций в общем объеме отгрузки (реализации) за квартал (п.п. 4, 4.1 ст. 170 НК РФ).

Таким образом, с учетом установленных обстоятельств, пропорция для определения суммы вычетов, подлежащих учету в книге продаж должна быть рассчитана следующим образом: доля реализации по облагаемой деятельности составила 13,36% (37 501 706/(37 501 706 + 243 225 956) = 13,36%) от общей суммы реализации, доля реализации по операциям, не подлежащим налогообложению составила 86,64% (243225956 (37501706 + 243225956 = 86,64%) от общей суммы реализации.

Поскольку сумма налога при приобретении товаров (работ, услуг) составила 2 128 885 руб., следовательно, вычет по НДС в 1 квартале 2020 года должен составить 284 419 руб. (2 128 885 * 13.36%).

На основании изложенного, ООО «Агроком Холдинг» в нарушение ст. 170, 171, 172,173 НК РФ в налоговой декларации по налогу на добавленную стоимость за 1 квартал 2020 г. необоснованно заявлены вычеты по контрагенту АО «Казанское авиапредприятие», в сумме 1 844 466 руб.

Ссылки заявителя на судебную практику отклоняются судом, поскольку указанные им судебные акты приняты по делам с иными фактическими обстоятельствами и по смыслу ст. 69 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не имеют преюдициального значения.

Процессуальных нарушений при принятии налоговой инспекцией оспариваемого решения судом не установлено.

На основании всего вышеизложенного, заявление ООО "Агроком Холдинг" о признании недействительным решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения от 08.02.2021 №40 в части отказа в принятии вычетов НДС по контрагенту АО «Казанское авиапредприятие» в сумме 1 844 466 руб., не подлежит удовлетворению.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, пунктом 49 Постановление Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 расходы по уплате государственной пошлины в размере 3000 руб. подлежат отнесению на заявителя с учетом ее уплаты при обращении в арбитражный суд (платежное поручение от 19.08.2021 №3545).

Руководствуясь статьями 110, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               А.А. Твердой