ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-29371/14 от 21.01.2015 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»

http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«21»  января  2015 .                                                                         Дело № А53-29371/14

           Арбитражный суд Ростовской области  в составе:

судьи Чернышевой И.В.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства без вызова сторон дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» (ОГРН <***>, ИНН <***>)

к Таганрогской таможне 

об оспаривании постановления № 10319000-630/2014 от 11.11.2014 о привлечении к административной ответственности,

установил:

общество с ограниченной ответственностью «Реском-Тюмень» (далее – ООО «Реском-Тюмень», общество) обратилось в арбитражный суд с заявлением  о  признании незаконным и отмене постановления  Таганрогской таможни № 10319000-630/2014 от 11.11.2014 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с наложением  административного штрафа в размере 100 000 рублей.

Определением от 11.08.2014 суд принял заявление к производству в порядке упрощенного производства. Определение сторонами получено.

11.12.2014 от Таганрогской таможни через канцелярию суда поступил отзыв и копия административного материала.

13.01.2015 Таганрогской таможней заявлено  ходатайство о  рассмотрении дела по общим правилам административного производства, сославшись на п. 4 ч.5 ст. 227 АПК РФ.

Заявление  об оспаривании постановления № 10319000-630/2014 от 11.11.2014 о привлечении к административной ответственности содержит признаки, предусмотренные частью 1 статьи 227 АПК РФ, при наличии которых дело подлежит рассмотрению в порядке упрощенного производства. Заявителем  не  приведены доводы,  позволяющие  суду   удовлетворить ходатайство и перейти к  рассмотрению дела  по общим  правилам  административного  производства, в связи с чем в  удовлетворении  данного ходатайства  надлежит отказать.

Изучив  материалы дела, суд находит заявление,  не подлежащим  удовлетворению.                      

Изучив  материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

            Судом установлено, что 21.04.2014 на таможенный пост Морской порт Таганрог Таганрогской таможни прибыло судно «Осеап Sachieb. Капитаном судна «Осеап Sachiel» ФИО1 был подан стандартный пакет документов перевозчика, в числе документов капитаном судна был предоставлен Narcotic List.

В ходе таможенного контроля было установлено, что в медицинском шкафу  был  обнаружен лекарственный  препарат  в  ампулах  с  надписью «TRAMAL» в количестве 10 ампул по 1 мл. номер партии 993 D, срок годности - 01.2017, фактически на борту судна находилось 10 ампул медицинского препарата «TRAMAL», вместо заявленных капитаном 5 ампул по 1 мл., а обнаруженные 5 ампул медицинского препарата «TRAMAL» капитан судна «Осеап Sachiel» ФИО1 не указал в Narcotic List при перемещении через таможенную границу Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС.

 08.10.2014 уполномоченным должностным лицом Таганрогской таможни был составлен протокол № 10319000-630/2014 об административном правонарушении, по  признакам  наличия в действиях ООО «Реском-Тюмень» состава  административного  правонарушения, ответственность за  которое установлена частью 1 статьи 16.3 КоАП РФ.

Постановлением Таганрогской  таможни № 10319000-630/2014 от 11.11.2014   общество признано виновным в совершении  вменного ему в вину  правонарушения  с назначением административного штрафа в размере 100 000 рублей.

             Не согласившись с вынесенным постановлением, общество спорило его в судебном порядке.

   При  принятии  решения  суд руководствовался  следующим.

   В соответствии с частью 6 статьи  210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

           Согласно ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 настоящего КоАП РФ, - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч пятисот рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до трехсот тысяч рублей.

          Статьей 152 Таможенного кодекса Таможенного союза определено, что перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено настоящим Кодексом, международными договорами государств - членов таможенного союза, решениями Комиссии таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения.

В соответствии с пп.2 п.1 ст. 159 ТК ТС, при прибытии товаров на таможенную территорию Таможенного союза перевозчик представляет Документы и сведения, в том числе о наличии (об отсутствии) на борту судна - товаров, ввоз которых на таможенную территорию Таможенного союза запрещен или ограничен, лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества.

Основным доводом  ООО «Реском-Тюмень» является то, что медицинский препарат Трамал (трамадол) относится к сильнодействующим веществам, не являющимся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ и на данное вещество распространяется порядок ввоза в РФ и вывоза и РФ, утвержденный постановлением Правительства РФ от 16.03.96 № 278, который  предусматривает необходимость получения лицензии на ввоз препарата Трамал (трамадол), не относится к рассматриваемой ситуации ввоза на таможенную территорию Таможенного союза 5 ампул медицинского препарата Трамал (трамадол) ООО «Реском-Тюмень» и распространяется на случаи осуществления заявителем профессиональной деятельности в сфере обращения сильнодействующих веществ.

ООО «Реском-Тюмень» не занимается фармацевтической деятельностью, следовательно у общества отсутствует возможность получения лицензии Минпромторга РФ и отсутствует вина юридического лица.

Данный довод не принимается судом во внимание  и  подлежит  отклонению  ввиду  того,  что  материалами  дела об административном правонарушении установлено, что ООО «Реском-Тюмень» действительно не осуществляет профессиональную фармацевтической деятельностью в сфере перемещения через таможенную границу Таможенного союза сильнодействующих веществ, а занимается международными грузовыми перевозками.

В ходе таможенного контроля было установлено, что фактически на борту судна находилось 10 ампул медицинского препарата «TRAMAL», вместо заявленных капитаном 5 ампул. При этом, обнаруженные 5 ампул медицинского препарата «TRAMAL» капитан судна «Осеап Sachiel» ФИО1 не указал в Narcotic List, и, следовательно, в отношении не задекларированных 5 ампул ООО «Реском-Тюмень» обязано было выполнить требования, установленные п.3 Положения о порядке ввоза на таможенную территорию, вывоза с таможенной территории и транзита по таможенной территории Таможенного союза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, утвержденного Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16 августа 2012 г. № 134, то есть предоставить лицензию Минпромторга РФ, однако данная обязанность ООО «Реском-Тюмень» выполнена не была.

Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами (далее - Единый перечень) и Положения о применении ограничений.

Разделом 2.12 утвержден перечень наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, ввоз и вывоз которых на таможенную территорию таможенного союза допускается на основании лицензии. В данный перечень включено вещество с наименованием Трамадол.

Положение о порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза (далее - Положение) распространяется на юридических лиц, осуществляющих ввоз, вывоз или транзит наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров, указанных в разделе 2.12 Единого перечня товаров, к которым применяются запреты или ограничения на ввоз или вывоз государствами - участниками Таможенного союза в рамках Евразийского экономического сообщества в торговле с третьими странами, а также на физических лиц, осуществляющих ввоз или вывоз таких товаров для личного пользования (в некоммерческих целях).

В соответствии с п.3 Положения, ввоз и (или) вывоз юридическими лицами наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров осуществляется на основании разовых лицензий, выдаваемых уполномоченным государственные органом государства - члена Таможенного союза,  на территории которого зарегистрирован заявитель.

Согласно п. 12 Положения 2.12 «О порядке ввоза, вывоза и транзита наркотических средств психотропных веществ и их прекурсоров по таможенной территории Таможенного союза» ввоз и (или) вывоз ограниченных количеств наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в аптечках первой помощи на морских (речных) судах, самолетах международного сообщения для оказания первой медицинской помощи осуществляется без лицензии с применением мер контроля, определенных законодательством государства регистрации соответствующих транспортных средств.

С учетом приведенного Положения для юридических лиц, осуществляющих международную перевозку товаров   установлена возможность осуществлять ввоз ограниченных количеств медицинских препаратов в аптечках первой помощи на морских (речных) судах международного сообщения для оказания первой медицинской помощи без лицензии с применением мер контроля, определенных законодательством государства регистрации соответствующих транспортных средств.

Из вышеизложенного следует, что при неисполнении приведенных условий, юридические лица обязаны выполнить условия, предусмотренные положением о порядке ввоза в Российскую Федерацию и вывоза из Российской Федерации сильнодействующих и ядовитых веществ, не являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 16.03.1996 № 278.

Согласно пункту «в», ст.4 Приказа ГТК РФ от 12.09.2001 №892 «Об утверждении Положения о таможенном оформлении и таможенном контроле судов, используемых в целях торгового мореплавания, а также товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации этими судами», в случае необходимости таможенному органу предоставляется в том числе, список лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества. В данном списке указывается количество лекарственных средств, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, номенклатура которых утверждается Правительством Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации (далее - лекарственные средства). Список лекарственные средств должен содержать обязательство капитана судна (лица, им уполномоченного) об обеспечении сохранности таких препаратов во время стоянки в порту и недопущения выноса их с борта судна. При отсутствии лекарственных средств на судне в графе 16 Общей декларации делают запись: «Лекарственные средства, в составе которых содержатся наркотические, сильнодействующие средства, психотропные и ядовитые вещества, на борту судна отсутствуют».

Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 №930 «Об утверждение номенклатуры  сильнодействующих  и  ядовитых  веществ,  не  являющихся прекурсорами наркотических средств и психотропных веществ, на которые распространяется  порядок  ввоза  в Российскую Федерацию  и  вывоза из Российской Федерации, утвержденный Постановлением Правительства Российской Федерации от 16 марта 1996 г. N 278» установлено, что лекарственное средство трамадол (трамал) относится к сильнодействующим веществам. - Диспозицией ч. 1 ст. 16.3 КоАП России предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами Российской Федерации, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, запретов и ограничений, за исключением мер нетарифного регулирования, на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию и (или) вывоз товаров с таможенной территории Таможенного союза или из Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 4 статьи 16.1, частью 3 статьи 16.2 КоАП России.

ООО «Реском-Тюмень» ссылается на то, что применению подлежат специальные нормы права, регламентирующие обращение, в том числе порядок ввоза сильнодействующих веществ, находящиеся в составе аптечек для оказания медицинской помощи, установленные приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 499н. В целях соблюдения которого капитаном морского судна «Осеап Sachieb ФИО1 была приобретена в Хорватии специально сформированная для морских судов медицинская аптечка, в состав которой входил медицинский препарат Трамал (трамадол).

Данный довод судом отклоняется, ввиду того, что в перечне медицинских препаратов, установленных приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 499н, отсутствует медицинский препарат Трамал (трамадол). Таким образом, законодательством РФ не предусмотрена возможность включения в состав медицинской аптечки морского судна указанного препарата.

19.09.2014 в адрес Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области был направлен запрос № 14.2-23/18337, с целью установления обращения законного представителя ООО «Реском-Тюмень» за получением разрешительных документов на перемещение наркотического вещества Трамадол, входящего в состав медицинского препарата «TRAMAL» через таможенную границу Таможенного союза.

Из письма Территориального органа Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Тюменской области от 29.09.2014 № И72-1546/14, следует, что Трамадол (трамал) является сильнодействующим веществом, которое не относятся к наркотическим средствам, психотропным веществам или иг-ъ прекурсорам и включен в Единый перечень и (или) в номенклатуру утвержденную Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 г. № 930, его ввоз (вывоз) осуществляется при наличии лицензии Минпромторга России, полученной в порядке, установленном ст. 3 межправительственного Соглашения о правилах лицензирования в сфере внешней торговли товарами от 09.06.2009 года и (или) Постановлением Правительства РФ от 16.03.1996 № 278. Для получения такой лицензии на ввоз (вывоз) веществ, включенных только в Номенклатуру, утвержденную Постановлением Правительства РФ от 03.08.1996 № 930, в Минпромторг России необходимо представить разрешения Росздравнадзора и Росприроднадзора.

ООО «Реском-Тюмень» в Территориальный орган Росздравнадзора по Тюменской области за получением разрешительных документов на перемещении через таможенную границу сильнодействующего вещества Трамадол (трамал), не обращалось.

19.09.2014 в Департамент лекарственного обеспечения и регулирования обращения медицинских изделий Министерства здравоохранения РФ был направлен запрос исх. № 14.2-23/18743, с целью установления обращения законного представителя ООО «Реском-Тюмень» за получением разрешительных документов на перемещение наркотического вещества Трамадол, входящего в состав медицинского препарата «TRAMAL» через таможенную границу Таможенного союза.

Из письма Департамента лекарственного обеспечения и регулирование обращения   медицинских   изделий   Министерства  здравоохранения  РФ   от-08.10.2014 № 2085115/25-4 следует, что Приказом Минздравсоцразвития России от 05.05.2012 № 499н «Об утверждении порядка установления состава аптечки для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море)   плавания,   не   имеющих   в   штатном   расписании   должности медицинского  работника»   утвержден  рекомендуемый   состав   аптечек  для оснащения морских судов, судов внутреннего плавания и судов смешанного (река-море) плавания с заходом в порты, расположенные далее 24 часов пути и не далее 24 часов, не имеющих в штатном расписании должности медицинского работника (далее - аптечка для оснащения судов).

Лекарственный препарат Трамал (международное непатентованное наименование - Трамадол) раствор для инъекций не входит в состав аптечки для оснащения судов.

Лекарственный препарат Трамал (международное непатентованное наименование — Трамадол) применяется, как анальгетическое опиоидное средство, не входит в перечень наркотических средств, психотропных веществ и ,их прекурсоров, подлежащих контролю в Российской Федерации, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.1998 № 681.

К препарату Трамал (международное непатентованное наименование - Трамадол) на территории единого таможенного пространства применяются единые меры нетарифного регулирования. Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии от 16.08.2012 № 134 «О нормативных правовых актах в области нетарифного регулирования» утвержден Единый перечень товаров, к которым применяются запреты и ограничения на ввоз или вывоз государствами - членами Таможенного союза в рамках Евразийского экономического союза в торговле. В соответствии с Единым перечнем, позиция «Трамадол» включена в раздел «Наркотические средства, психотропные вещества и их прекурсоры». В связи с этим на его ввоз и вывоз распространяются меры контроля, предусмотренные для ввоза и вывоза наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров в третьи страны.

Материалами дела об административном правонарушении подтверждено, что ООО «Реском-Тюмень» формально отнеслось к исполнению своих публично-правовых обязанностей и не установило точное количество медицинского препарата «TRAMAL», находящегося на судне «Осеап Sachieb, вследствие чего ввоз медицинского препарата «TRAMAL» в количестве большем, чем было заявлено в Narcotic List был разрешен исключительно при наличии лицензии Минпромторга РФ. ООО «Реском-Тюмень» не была соблюдена та степень заботливости и осмотрительности, которая позволила бы избежать нарушения требований таможенного законодательства Таможенного союза.

           Наличие всех вышеназванных элементов образует состав административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.

           Объективных доказательств отсутствия состава административного правонарушения, нарушения порядка привлечения к административной ответственности обществом не представлено.

При таких обстоятельствах суд делает вывод о доказанности наличия в действиях общества состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса.

Суд  считает  также  необходимым отметить,  что  состав правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ не включает в качестве признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий, существенная угроза охраняемым общественным отношениям в данном случае заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении Заявителя к исполнению своих обязанностей.

В то же время необходимость выполнения той или иной обязанности в сфере таможенных правоотношений вытекает, прежде всего, из общеправового принципа, закрепленного в ст. 15 Конституции РФ, согласно которому любое лицо должно соблюдать установленные законом обязанности. Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.

Запреты и ограничения, установленные  федеральным и международным законодательством,  не носящие экономического характера, вводятся исходя из национальных интересов и целей, определенных статьей 32 Федерального закона от 08.12.2003 N 164-ФЗ "Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности", независимо от иных положений 5 главы данного закона.

К ним относятся декларации, необходимые в случаях, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 24 данного закона, согласно которому лицензирование в сфере внешней торговли товарами устанавливается в случае реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений.

         Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

          В удовлетворении заявления отказать.

          Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению. Указанное решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено или не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение по результатам рассмотрения дела в порядке упрощенного производства может быть обжаловано в арбитражный суд апелляционной инстанции в срок, не превышающий десяти дней со дня его принятия.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке   по правилам, установленным  главой  35  Арбитражного процессуального кодекса  Российской  Федерации.

            Судья                                                                                               И.ФИО2