ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-29689/16 от 01.03.2017 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

09 марта 2017 года Дело № А53-29689/2016

Резолютивная часть решения объявлена 01 марта 2017 года

Полный текст решения изготовлен 09 марта 2017 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ширинской И.Б.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания

ФИО1,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***> ОГРНИП <***>)

к Таганрогской таможне

о признании незаконным решения Таганрогской таможни от 28.07.2016 №10319000/210/280716/Т003 о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций по ДТ №10319010/291215/0030679.

при участии:

от заявителя – представитель ФИО3, по доверенности от 11.10.2016,

от заинтересованного лица – представитель ФИО4, по доверенности от 09.01.2017, представитель ФИО5 по доверенности от 09.01.2017;

установил: индивидуальный предприниматель ФИО2 обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Таганрогской таможне о признании незаконным решение Таганрогской таможни от 28.07.2016 №10319000/210/280716/Т003 о стране происхождения товаров и (или) предоставления тарифных преференций по ДТ №10319010/291215/0030679.

Представитель предпринимателя поддержал заявленные требования, обосновывая их доводами, изложенными в заявлении.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал, изложив доводы возражений, заявил ходатайство о приобщении к материалам дела дополнительного отзыва.

Заявленное ходатайство судом удовлетворено, представленный отзыв приобщен к материалам дела, о чем вынесено протокольное определение.

В судебном заседании 20.02.2017 в порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации объявлен перерыв до 01.03.2017 до 15 часов 00 минут. После окончания перерыва судебное заседание продолжено.

Представитель предпринимателя настаивал на удовлетворении заявленных требований, заявил ходатайство о приобщении дополнительных пояснений к материалам дела.

Заявленное ходатайство судом удовлетворено, представленные пояснения приобщены к материалам дела, о чем вынесено протокольное определение.

Представитель заинтересованного лица заявленные требования не признал по доводам, изложенным в отзыве.

Выслушав доводы и объяснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

Как следует из материалов дела, индивидуальным предпринимателем ФИО2 (далее – заявитель, предприниматель) на основании контракт №4 от 20.02.2012 заключенного с обществом с ограниченной ответственностью «Товтры» Украина на территорию Таможенного союза на Таганрогскую таможню 26.02.2015 подана декларация на товары ДТ №10319010/260215/0001914.

По указанной декларации, для ввоза товара по контракту на условиях поставки FСА-Славута, Украина был заявлен, в том числе товар: мебель деревянная для ванных комнат стоимостью на условиях франко-границы страны ввоза, превышающей 1,8 евро за 1 кг брутто-массы, ГОСТ 16371-93, код ОКП 561592, страна происхождения и отправления товара Украина, изготовитель общество с ограниченной ответственностью «Аква-Родос», общая таможенная стоимость 2702195 руб.

Заявленный к таможенному оформлению товар по ДТ №10319010/260215/0001914 классифицирован предпринимателем в товарной подсубпозиции 9403 60 9009 ТНВЭД ЕАЭС «Мебель прочая и ее части: прочая». В графе 47 указанной ДТ таможенная пошлина условно исчислена в сумме 367612,50 руб.

Анализ сведений, указанных в графе 31 ДТ №10319010/260215/0001914, а также соответствующих сведений об описании товара, указанных в графе 8 вышеназванного сертификата от 24.02.2015, показывает, что часть товаров представляют собой шкафы под умывальник для ванной комнаты в комплекте с умывальником мебельным различных серий (моделей) и артикулов.

В отношении спорного товара по ДТ №10319010/260215/0001914 таможней представлены тарифные преференции на основании сертификата о происхождении товара по форме СТ-1 №RU55600F 395/1 от 24.02.2015, выданного Ровенской Торгово-промышленной палатой (Украина).

В период с 22.06.2016 по 28.07.2016 Таганрогская таможня в отношении индивидуального предпринимателя ФИО2 провела камеральную проверку, на предмет правильности определения страны происхождения товаров, и соблюдения условий предоставления тарифных преференций в отношении товаров, задекларированных по ДТ №10319010/260215/0001914.

По результатам камеральной таможенной проверки составлен акт от 28.07.2016, на основании которого Таганрогской таможней принято решение №10319000/210/280716/Т0030 от 28.07.2016 о непредставлении тарифных преференций в отношении части товара, задекларированного предпринимателем по ДТ №10319010/260215/0001914.

В результате принятия решения Таганрогской таможней индивидуальному предпринимателю ФИО2 доначислены таможенные платежи в сумме 179000,75 руб.

Индивидуальный предприниматель ФИО2, посчитав, что решение Таганрогской таможни №10319000/210/280716/Т0030 от 28.07.2016 не соответствует нормам действующего законодательства и нарушает его права и законные интересы в сфере предпринимательской деятельности, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Суд, рассмотрев все предоставленные сторонами доказательства и заслушав объяснения представителей сторон, пришел к выводу, что требования общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

По смыслу части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 указанного Кодекса для признания ненормативного акта недействительным, решений и действий (бездействий) незаконными необходимо наличие в совокупности двух условий: несоответствие ненормативного правового акта, решений, действий (бездействий) закону и нарушение актом, решениями, действиями (бездействиями) прав и законных интересов заявителя.

Правовое регулирование отношений, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза, возникших с 01.07.2010, осуществляется в соответствии с положениями Таможенного кодекса Таможенного союза.

В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру.

Статьей 181 Таможенного кодекса Таможенного союза установлено, что при помещении под таможенные процедуры таможенному органу представляется декларация на товары; в декларации на товары указываются основные сведения о товарах, в том числе в кодированном виде, наименование, описание, классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности.

В силу пунктов 1, 2, 3 статьи 52 Таможенного кодекса Таможенного союза товары при их таможенном декларировании подлежат классификации по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности. Проверку правильности классификации товаров осуществляют таможенные органы. В случае выявления неверной классификации товаров таможенный орган самостоятельно осуществляет классификацию товаров и принимает решение по классификации товаров по форме, определенной законодательством государств - членов Таможенного союза.

Решением Совета Евразийской экономической комиссии от 16.07.2012 № 54 утверждена единая Товарная номенклатура внешнеэкономической деятельности Таможенного союза и Единый таможенный тариф Таможенного союза (далее – ТН ВЭД ЕАЭС).

Правовое значение при классификации товаров имеет их разграничение (критерии разграничения) по товарным позициям ТН ВЭД ТС в соответствии с определенными (основными) правилами интерпретации товарных позиций.

Предпринимателем спорный товар задекларирован по ДТ №10319010/260215/0001914 в соответствии с ТН ВЭД как единый товар под одним кодом 9403, что таможня не оспаривает.

Однако между сторонами возник спор по вопросу определения страны происхождения задекларированного товара по ДТ №10319010/260215/0001914.

Выявленная в ходе таможенного досмотра товаров маркировка свидетельствует о том, что умывальники, входящие в комплект товаров, классифицированных предпринимателем в единой подсубпозиции 9403 60 900 9 по спорной ДТ, изготовлены турецкими производителями, что предприниматель не оспаривает.

Государственная фискальная служба Украины, рассмотрев запросы Управления товарной номенклатуры Федеральной таможенной службы Российской Федерации относительно проверки сертификатов о происхождении товара СТ-1 от 24.02.2015 №RU55600F 395/1, выданного Ровенской торгово-промышленной палатой письмом от 14.01.2016 сообщило, что указанный сертификат был выдан обществу с ограниченной ответственностью «Товтры» на товар «зеркала стеклянные в рамках для комнат, наборы мебели для ванной комнаты».

Приложением 1 к Правилам определения страны происхождения товаров, являющихся неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве независимых Государств от 20.11.2009 (далее - Правила) установлено, что необходимым условием для придания статуса украинского происхождения товара «наборы мебели для ванной комнаты и части мебели для ванной комнаты» классифицируемым в соответствии с ТН ВЭД в товарной позиции 9403, является изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции.

Исходя из калькуляций, предоставленных производителем товара общества с ограниченной ответственность «Аква-Родос», стоимости материалов иностранного (неизвестного) происхождения, используемых в производстве вышеуказанного товара, не превышает 50% от цены конечной продукции, предусмотренных Приложением 1 к Правилам.

Таким образом, требования Правил выполняются и товары «зеркала стеклянные в рамках для комнат, наборы мебели для ванной комнаты и части мебели для ванной комнаты» имеют статус украинского происхождения.

Исходя из изложенного, согласно Правилам, для целей определения страны происхождения товарной позиции 9403 ТН ВЭД установлена адвалорная доля всех используемых материалов – не выше 50% цены конечной продукции.

Вместе с тем таможенный орган полагает, что в соответствии с пунктом 2.4 Примечания 2 Перечня условий, производственных технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, товар должен рассматриваться как удовлетворяющий условиям и операциям, если все его составляющие удовлетворяют таким условиям и операциям.

Если часть составляющих данного продукта удовлетворяет, а часть не удовлетворяет условиям и операциям или имеет товарную позицию, одинаковую с конечным продуктом, то данный продукт будет считаться удовлетворяющим условиям и операциям в случае, если стоимость составляющих, не удовлетворяющих условиям и операциям или с товарной позицией, одинаковой с конечным продуктом, не превышает 15% цены франко-завода конечного продукта.

Таким образом, по мнению таможенного органа, указанное условие пункта 2.4 Примечания 2 Перечня условий должно применяться в равной степени для каждого составляющего продукта «набор мебели для ванных комнат», то есть как для шкафов, так и для умывальников.

На основании изложенного таможня делает вывод, что документы, на основании которых выдан сертификат, не подтверждают выполнение условия, предусмотренного пунктом 2.4 Примечания 2 Перечня условий, ввиду того, что стоимость умывальников, которые согласно представленным калькуляциям Государственной фискальной службой Украины относятся к иностранным материалам (импортному сырью), включена в общую стоимость используемых материалов иностранного производства, при этом отдельная оценка стоимости спорных умывальников поставляемых в комплекте с мебелью, уполномоченным органом, удостоверившим сертификат, не осуществлена.

Согласно статье 109 Федерального закона от 27.11.2010 № 311-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации» страна происхождения товаров определяется декларантом, а в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, таможенным органом. Страна происхождения товаров заявляется декларантом таможенному органу при таможенном декларировании товаров. Происхождение товаров из заявляемой декларантом страны происхождения товаров должно быть документально подтверждено в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза.

Как указано в статье 58 Таможенного кодекса Таможенного союза страной происхождения товаров считается страна, в которой товары были полностью произведены или подвергнуты достаточной обработке (переработке) в соответствии с критериями, установленными таможенным законодательством таможенного союза. При этом под страной происхождения товаров может пониматься группа стран, либо таможенные союзы стран, либо регион или часть страны, если имеется необходимость их выделения для целей определения страны происхождения товаров.

Определение страны происхождения товаров производится во всех случаях, когда применение мер таможенно-тарифного и нетарифного регулирования зависит от страны происхождения товаров.

В силу статьи 59 Таможенного кодекса Таможенного союза документами, подтверждающими страну происхождения товаров, являются декларация о происхождении товара или сертификат о происхождении товара.

В соответствии со статьей 61 Таможенного кодекса Таможенного союза сертификат о происхождении товара – это документ, однозначно свидетельствующий о стране происхождения товаров и выданный уполномоченными органами или организациями этой страны или страны вывоза, если в стране вывоза сертификат выдается на основе сведений, полученных из страны происхождения товаров.

При проведении таможенного контроля таможенный орган вправе обратиться к уполномоченным органам или организациям страны, которые выдали сертификат о происхождении товара, с просьбой представить дополнительные документы или уточняющие сведения. Такое обращение не препятствует выпуску товаров на основании сведений о стране их происхождения, заявленных при помещении товаров под таможенную процедуру (пункт 5 статьи 61 Таможенного кодекса Таможенного союза).

Как следует из материалов дела, предпринимателем заявлен к таможенному оформлению товар, а именно: «набор мебели для ванных комнат, в состав которого входит умывальник и шкаф под умывальник» по ДТ №10319010/260215/0001914 как единый товар и классифицирован в товарной подсубпозиции 9403 60 9009 ТНВЭД ЕАЭС «Мебель прочая и ее части: прочая». Таможенный орган не подвергает сомнению классификацию товара по коду 9403 ТН ВЭД и его описание.

Как видно из калькуляции предоставленной производителем товара обществом с ограниченной ответственностью «Аква-Родос» (т.2 л.д. 104-169), стоимость турецкого умывальника не превышает 30% стоимости франко-завода конечного продукта.

Довод таможенного органа, что в данном случае необходимо применять условия пункта 2.4 Примечания 2 Перечня условий и в равной степени для каждого составляющего продукта «набор мебели для ванных комнат», то есть как для шкафов, так и для умывальников, судом отклоняется ввиду следующего.

Согласно Правилам определения страны происхождения товаров следует, что страна происхождения товара - это страна, в которой товар был полностью произведен или подвергнут достаточной обработке/переработке в соответствии с указанными Правилами.

Критерий достаточной обработки/переработки – это один из критериев определения страны происхождения товаров, в соответствии с которым товар, если в его производстве участвуют две страны или более, считается происходящим из той страны, на территории которой он был подвергнут последней существенной обработке/переработке, достаточной для придания товару его характерных свойств.

Изготовление/производство – это выполнение любых видов производственных или технологических операций, включая сборку или какие-либо особые операции, целью которых является получение продукта.

Набором продуктов является группа элементов/продуктов, классифицируемых как набор в соответствии с 3-м Основным правилом интерпретации ТН ВЭД.

Как было указано выше в соответствии с пунктом 2.4 Примечания 2 Перечня условий, производственных технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той страны, в которой они имели место, товар должен рассматриваться как удовлетворяющий условиям и операциям, если все его составляющие удовлетворяют таким условиям и операциям.

Если часть составляющих данного продукта удовлетворяет, а часть не удовлетворяет условиям и операциям или имеет товарную позицию, одинаковую с конечным продуктом, то данный продукт будет считаться удовлетворяющим условиям и операциям в случае, если стоимость составляющих, не удовлетворяющих условиям и операциям или с товарной позицией, одинаковой с конечным продуктом, не превышает 15% цены франко-завода конечного продукта.

Данное правило может применяться во всех случая, за исключением тех товаров, для которых в указанном Перечне указано другое условие.

Вместе с тем, спорный товар указан в Перечне условий производственных и технологических операций, при выполнении которых товар считается происходящим из той или иной страны, в которой они имели место, а именно: Код ТНВЭД 9403 «Мебель прочая и ее части» с необходимым условием: изготовление, при котором стоимость всех используемых материалов не должна превышать 50% цены конечной продукции.

Таким образом, для данного кода 9403 ТН ВЭД предусмотрено исключение, а так как стоимость турецкого умывальника входящего в комплект мебели не превышает 30% стоимости франко-завода конечного продукта, то данное положение соответствует условиям Перечня.

Таможня необоснованно рассматривает спорный товар как два самостоятельных продукта, турецкий умывальник и шкаф, произведенный в Украине, ввиду того, что спорный товар классифицирован предпринимателем в соответствии с ТН ВЭД как единым товаром под одним кодом 9403, при этом таможенный орган согласился с данной классификацией и корректировку не производил.

Из анализа вышеприведенных положений закона в их взаимосвязи следует, что требование индивидуального предпринимателя ФИО2 о признании незаконным решения Таганрогской таможни от 28.07.2016 по результатам таможенной проверки №10319000/210/280716/Т0030 является законным, обоснованным и подлежит удовлетворению.

Все доводы таможенного органа, в нарушение положений статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации документально не подтверждены, основаны исключительно на предположениях, фактически таможенный орган перекладывает бремя доказывания на предпринимателя. При этом таможня не указывает, каким образом еще предприниматель мог подтверждать происхождение товара, какие доказательства необходимо было представить кроме надлежаще оформленного сертификата и первичной документации.

В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, суд пришел к выводу, что требования заявителя подлежат удовлетворению.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

При подаче заявления индивидуальный предприниматель ФИО2 оплатил государственную пошлину в размере 300 руб. по чеку-ордеру от 24.10.2016.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб. подлежат отнесению на Таганрогскую таможню с учетом уплаты заявителем по чеку-ордеру от 24.10.2016.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным решение Таганрогской таможни от 28.07.2016 по результатам таможенной проверки №10319000/210/280716/Т0030 как не соответствующее Таможенному законодательству Российской Федерации.

Взыскать с Таганрогской таможни в пользу индивидуального предпринимателя ФИО2 (ИНН <***> ОГРНИП <***>) судебные расходы по государственной пошлине в сумме 300 руб., уплаченные по чеку-ордеру от 24.10.2016.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья И. Б. Ширинская