ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-2999/21 от 24.05.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   24 мая 2021 г.

Полный текст решения изготовлен            31 мая 2021 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Парамоновой А.В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бедило Д.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (ОГРН 1026103170433, ИНН 6163053257)

к Федеральному казначейству России в лице Управления Федерального казначейства по Ростовской области

о признании незаконным предписания от 11.12.2020 №58-23-12/23-12911,

при участии:

от заявителя: представитель ФИО1 дов. от 23.12.2020 года;

от казначейства:  представитель ФИО2 дов. от 28.06.2019 года;

установил: Министерство жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области (ОГРН <***>, ИНН <***>) (далее - заявитель, Министерство) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о признании незаконным предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области (далее «казначейство») от  11.12.2020 №58-23-12/23-12911.

Стороны явку представителей в судебное заседание обеспечили.

Заявитель поддержал требования в полном объеме, полагает, что работы были выполнены, следовательно, отсутствуют основания для возврата денежных средств.

Представитель ответчика возражал относительно требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и дополнении.

Изучив материалы дела, выслушав пояснения представителей сторон, судом установлено следующее.

Управлением в соответствии с приказом от 25.09.2020 №623 «О  назначении  внеплановой  выездной проверки министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области» в связи с требованием Прокуратуры Ростовской области от 18.09.2020 №7-66-2020 о проведении внеплановой проверки в период с 28 сентября 2020 года по 15 октября 2020 года  в отношении министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области проведена внеплановая проверки за период с 01 января 2019 по 31 декабря 2019 по теме: «Проверка предоставления и использования субсидий из федерального бюджета на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды» (идентификатор контрольного мероприятия: 2020-ВВ.000.0010-5800.010).

По итогам проверки составлен акт от 15.10.2020, согласно которому Министерство допустило ряд нарушений, которые отражены в предписании УФК по РО от 11.12.2020 №58-23-12/23-12911.

Согласно предписанию Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 3011.12.2020 №58-23-12/23-12911 Министерству  предписано принять меры по возмещению причиненного ущерба Российской Федерации в размере 43 527 143,33 руб. перечислив доход федерального бюджета в срок до 19.03.2021 года (включительно). 

Министерство, не согласившись с выданным предписанием, обратилось в суд с заявлением о признании незаконным предписания от 11.12.2020 №58-23-12/23-12911.

Выслушав представителей сторон, рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу об отсутствии основания для  признания предписания незаконным  по следующим основаниям.

Указом Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определены национальные цели развития Российской Федерации на период до 2024 года, в соответствии с которыми разработаны и утверждены национальные проекты (программы), в том числе национальный проект «Жилье и городская среда» (утвержден Президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам протоколом от 24.12.2018 № 16).

В структуру национального проекта входит, в том числе, федеральный проект «Формирование комфортной городской среды» (утвержден протоколом заседания проектного комитета по национальному проекту «Жилье и городская среда» от 21.12.2018 № 3) (далее - Федеральный проект).

Целью Федерального проекта является кардинальное повышение комфортности городской среды, повышение индекса качества городской среды на 30 процентов, сокращение в соответствии с этим индексом количества городов с неблагоприятной средой в два раза, а также создание механизма прямого участия граждан в формировании комфортной городской среды, увеличение доли граждан, принимающих участие в решении вопросов развития городской среды, до 30 процентов.

Также Федеральный проект постановлением Правительства Российской Федерации от 30.01.2019 № 62 включен в состав Государственной программы «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 № 1710 (далее - Государственная программа), подпрограммы 2 «Создание условий для обеспечения качественными услугами жилищно-коммунального хозяйства граждан России».

Приложением № 15 к Государственной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды (далее - Правила № 1710), которыми установлены цели, порядок и условия предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ (подпрограмм) субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках Федерального проекта Государственной программы.

Согласно пункту 2 Правил № 1710 (в ред. от 09.02.2019) субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях:

а) софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ, направленных на реализацию  мероприятий  по  благоустройству  территорий  соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории), дворовых территорий и мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий (далее - строительство объектов капитального строительства, объекты капитального строительства), а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства;

б) предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий и мероприятий по строительству объектов капитального строительства, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства (далее - субсидии из бюджетов субъектов Российской Федерации).

Пунктом 6 Правил № 1710 (в ред. от 09.02.2019) определены условия, при соблюдении которых предоставляются субсидии из федерального бюджета:

а)  наличие утвержденной нормативным правовым актом субъекта Российской
Федерации государственной программы;

б)     наличие в бюджете субъекта Российской Федерации бюджетных
ассигнований на исполнение расходного обязательства субъекта Российской
Федерации по финансовому обеспечению мероприятий, указанных в пункте 2
Правил № 1710, софинансирование которых осуществляется из федерального
бюджета, в объеме, необходимом для его исполнения, включающем размер
планируемой к предоставлению субсидии из федерального бюджета;

в)  заключение соглашения между Министерством строительства и жилищно-
коммунального хозяйства Российской Федерации (далее - Минстрой России) и
высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской
Федерации о предоставлении субсидии из федерального бюджета в соответствии с
Правилами формирования, предоставления и распределения субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации,
утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от
30.09.2014 № 999 «О формировании, предоставлении и распределении субсидий из
федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации» (далее -
Правила № 999).

Также Правилами № 1710 установлена методика распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации (далее -субъекты РФ), требования к содержанию соглашений о предоставлении субсидий из федерального бюджета в части обязательств субъектов РФ, требования к содержанию государственных программ субъектов РФ и муниципальных программ, к правилам распределения субсидий из бюджета субъекта РФ местным бюджетам, к осуществлению контроля, оценке эффективности, предоставлению отчетности и другие.

Пунктом 2 Правил № 1710 (в редакциях, начиная с 30.01.2019) предусмотрено предоставление субсидий из федерального бюджета как на реализацию мероприятий по благоустройству общественных территорий, дворовых территорий, так и на мероприятий по строительству, реконструкции (модернизации) объектов капитального строительства в рамках мероприятий по благоустройству общественных территорий, а также по осуществлению строительного контроля в процессе строительства объектов капитального строительства.

В рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды», Постановлением Правительства Ростовской области от 31 августа 2017 г. № 597 «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Формирование современной городской среды на территории Ростовской области», утверждена государственная программа Ростовской области «Формирование современной городской среды на территории Ростовской области» (далее - Региональная программа).

Региональная программа подготовлена с учетом методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 — 2022 годы», утвержденных Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 06 апреля 2017 г. № 691/пр «Об утверждении методических рекомендаций по подготовке государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования современной городской среды в рамках реализации приоритетного проекта «Формирование комфортной городской среды» на 2018 -2022 годы» (далее - Методические рекомендации № 691/пр).

Согласно Паспорту Региональной программы, установлено следующее:

-     ответственным исполнителем программы является Министерство ЖКХ РО;

- участниками программы являются органы местного самоуправления муниципальных образований Ростовской области;

-    в рамках программы установлена реализация подпрограмм — благоустройство общественных территорий Ростовской области (подпрограмма 1) и благоустройство дворовых территорий многоквартирных домов Ростовской области (подпрограмма 2);

-   целью программы является повышение качества и комфорта проживания населения на территории Ростовской области.

Приложением № 8 к Региональной программе утверждены Правила предоставления и распределения субсидий из областного бюджета местным бюджетам в целях софинансирования муниципальных программ формирования современной городской среды на 2019-2022 годы (далее - Правила № 597).

Согласно пункту 3.1.1 Правил № 597 (ред. 05.09.2018 на момент проведения конкурса) «на 2019 - 2022 годы средства на благоустройство общественных территорий распределяются муниципальным образованиям по итогам проведения областного   конкурса   проектов   благоустройства   общественных   территорий муниципальных образований Ростовской области и мест массового отдыха населения (городских парков) (далее - конкурс)».

Приложением № 12 к Региональной программе (ред. 05.09.2018) утвержден Порядок проведения ежегодного областного конкурса проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований ростовской области и мест массового отдыха населения (городских парков) (далее - Порядок № 12).

26.10.2018 в Правила № 597 внесены изменения, и пункт 3.1.1 изложен в новой редакции: «на 2019 - 2022 годы средства на благоустройство общественных территорий распределяются по итогам проведения ежегодного областного конкурса проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области (далее - Конкурс проектов общественных территорий). Порядок Конкурса на благоустройство общественных территорий утверждается ежегодно постановлением министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области».

Постановлением Министерства от 01.11.2018 № 11 утвержден Порядок проведения областного конкурса проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области (далее - Порядок № Некоторый вступил в силу 16.01.2019.

Вышеуказанные порядки проведения областного конкурса содержат идентичные требования, в том числе требование о возврате в областной бюджет субсидии, при отсутствии долевого участия внебюджетных средств.

Учитывая вышеизложенное, в период с 30.10.2018 по 16.01.2019 отсутствовал Порядок проведения областного конкурса проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области.

Организатором Конкурса выступает Министерство, Конкурс проводится ежегодно в период с 1 ноября по 15 ноября (пункты 1.5, 1.2 Порядка № 12).

Согласно разделам 2-3 Порядка № 12 участники конкурса представляют в Министерство заявки на участие в Конкурсе проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области и мест массового отдыха населения (городских парков) (далее -Заявка), Министерство создает конкурсную комиссию (далее - Комиссия), определяет порядок ее работы и состав. Министерство после завершения срока приема Заявок передает их в конкурсную комиссию. По итогам работы Комиссии составляется протокол конкурсной оценки Заявок, в котором отражаются Заявки всех Участников, с указанием набранных ими баллов и порядковых номеров, присвоенных по общему количеству набранных баллов.

Меньший порядковый номер присваивается Заявке, набравшей большее количество баллов. В случае, если несколько Заявок набирают одинаковое количество баллов, меньший порядковый номер присваивается Заявке, которая поступила ранее других. Адресный перечень общественных территорий утверждается Комиссией, о чем составляется протокол заседания Комиссии.

Согласно реестру муниципальных образований, подавших заявку на участие в 2019 году подано 73 заявки на участие в конкурсе. Заявки на участие были предоставлены в Министерство ЖКХ РО в срок с 16.10.2018 по 18.10.2018.

Согласно информации, размещенной на сайте www.gorodsredal61.ru/konkurs определены основные этапы конкурса в 2018 году: приём заявок на конкурс проектов благоустройства общественных территорий (до 18.10.2018); подведение итогов экспертного отбора конкурсных заявок, рекомендуемых для публичной зашиты (до 25.10.2018); публичная защита конкурсных заявок (02.11.2018 - 03.11.2018); объявление победителей конкурса (14.11.2018); согласование с конкурсной комиссией технического задания на разработку разделов проектной документации (до 10.12.2018); получение положительного заключения государственной экспертизы по результатам проведения оценки соответствия отдельных разделов проектной документации по объектам благоустройства территории (до 10.04.2019); заключение контракта на выполнение работ по благоустройству общественной территории (до 20.06.2019); завершение работ по благоустройству общественной территории (до 01.11.2019).

К проверке представлены протоколы рассмотрения заявок экспертной группой. По итогам технической экспертизы заявок областного конкурса проектов благоустройства общественных пространств муниципальных образований Ростовской области центром компетенций по развитию городской среды подготовлен и размешен на сайте www.gorodsredal61.ru/konkurs отчет.

Согласно отчету по итогам технической экспертизы конкурсных заявок:

-Рекомендуемые к публичной защите конкурсные заявки всего- 39 ед. (в том числе «крупные населенные пункты» - 19 ед., «малые населенные пункты» - 20 ед.);

-условно рекомендуемые к публичной защите конкурсные заявки всего- 23 ед. (в том числе «крупные населенные пункты» - 12 ед., «малые населенные пункты» -11 ед.);

-отклоненные от участия в публичной защите конкурсные заявки всего- 9 ед. (в том числе «крупные населенные пункты» - 3 ед., «малые населенные пункты» - 6 ед.).

Итого общее количество заявок, рассмотренных экспертной группой составило - 71 ед., что на 2 ед. меньше, чем количество заявок, поступивших в Министерство.

В соответствии с пунктом 2.2. Порядка № 12 Министерство оценивает полноту и правильность заполнения Заявок на участие в Конкурсе, соответствие документов, прилагаемых к Заявке. Основанием для отказа в приеме Заявки является несоответствие Заявки форме, установленной в приложении к настоящему Порядку, а также неполнота представленных сведений.

Согласно отчету «Итоги областного конкурса проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области» победителями конкурса признаны:

- в номинации «Крупные населенные пункты»: парк <...> <...>, Сквер «Юность» <...> <...> культуры и отдыха имени А.С. Романенко г. Миллерово, ул. XX лет РККА, 39, Пешеходная зона улицы Советская пос. Целина, Парк «Осенний» <...>, Общественное пространство у городской больницы СКЖД г. Сальск Сквер «Памяти воинам афганцам» <...> Общественное   пространство   по   ул.   Набережной   г. Константиновск, Сквер «Парад планет» <...> ст. Егорлыкская, ул. Грицика, Октябрьская площадь г. Таганрог, Площадь «Комсомольская» <...> «Комсомольская» <...> Парковая зона по ул. Вересаева <...> этап благоустройства ЦПКО <...>.

- в номинации «Малые населенные пункты»: Парковая зона у Дома культуры х. Шаумяновский, Эко-парк сл. Кашары, Сквер по ул. Ленина ст. Боковская, Парк «Центральный» х. Ленина, Общественное пространства х. Волченский, Парковая зона ст. Вешенская, пер. Красный, 12, Парк «Редут» <...> Парк отдыха «Мишкина роща» ст. Мишкинская, Парковая зона <...> Победы, 10, Площадь перед храмом «Всех Святых» с. Синявское, спуск Буденновский, 2в, Парк сл. Большая Мартыновка, ул. Ленина, 55, Общественное пространство <...>, Сквер сл. Дегтево, ул. Российская, 34.

В ходе анализа объектов, профинансированных за счет средств федерального бюджета в 2019 году, установлено следующее.

Министерством заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на благоустройство общественных территорий от 03.04.2019 № 60718000-1-2019-003 (далее - Соглашение от 03.04.2019 № 60718000-1-2019-003) с Администрацией города Зверево на предоставление субсидии на реализацию мероприятий по благоустройству объекта «<...>».

Муниципальным казенным учреждением «Управление жилищно-коммунального хозяйства» города Зверево (далее - Управление ЖКХ города Зверево) 26.06.2019 года заключен муниципальный контракт № 01583000414190000860001 на выполнение работ по благоустройству парка по адресу: <...> на сумму 44 587 178,00 рублей (в том числе за счет средств федерального бюджета 43 526 875,53 руб., областной бюджет -888 533,47 руб., за счет средств местного бюджета - 171 769,00), срок выполнения работ до 30.11.2019.

Фактически в 2019 году израсходовано средств федерального бюджета 43 527 143,33 руб.

Однако, вышеуказанный объект не принимал участия в конкурсе проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области и не указан в списке победителей областного конкурса проектов благоустройства.

Согласно письму администрации города Зверево от 06.02.2020 № 55.6.0/190: «Администрация города Зверево сообщает, что муниципальное образование «город Зверево» в 2018 году в Областном конкурсе проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области не принимала участие».

Согласно пояснениям Министерства: «Предоставить пояснения по данному пункту не представляется, в связи с отсутствием специалистов, ответственных по данному пункту».

Следовательно, Министерством заключено Соглашение от 03.04.2019 № 60718000-1-2019-003 и перечислены средства федерального бюджета Администрации города Зверево на реализацию мероприятий по благоустройству объекта, не принимавшего участия в областном конкурсе проектов благоустройства общественных территорий.

Таким образом, заявителем, в нарушение статьи 132, подпункта 13 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации, абз. 4 пункта 4.1.2 Приложения № 8 Правил № 597 (ред. 01.04.2019), неправомерно заключено Соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на благоустройство общественных территорий от 03.04.2019 № 60718000-1-2019-003 на финансирование объекта: «Благоустройство парка по адресу: <...>», не принимавшего участие в областном конкурсе проектов благоустройства общественных территорий, сумма неправомерно перечисленной субсидии за счет средств федерального бюджета составила 43 527 143,33 руб.

На основании выявленных нарушений УФК по РО вынесло предписание об  обеспечении возврата в доход федерального бюджета средств в общей сумме 43 527 143,33 руб.

Оспаривая предписание УФК по РО, заявитель указывает на то, что между министерством и администрацией города Зверево соглашение о предоставлении субсидии на финансирование от 03.04.2019 № 60718000-1-2019-003 заключено в электронном бюджете на основании следующего: объект благоустройства в Зверево является переходящим объектом с 2018 года, то есть работы по благоустройству парка по ул. Рижская, 7В начались в 2018. Всоответствии с постановлением Правительства РО от 31.08.2017 № 597 (ред. от 10.05.2018) «Об утверждении государственной программы Ростовской области «Формирование современной городской среды на территории Ростовской области», пунктом 3.1.1 приложения 8 определялось, что критерии распределения средств основаны на следующем: Получателями субсидии на благоустройство дворовых территорий в 2018 году являются все городские округа Ростовской области. Перечисление средств в 2018 на благоустройство общественных территорий предполагалось по итогам проведения органами местного самоуправления муниципальных образований с численностью населения свыше 20 тыс. человек рейтингового голосования по отбору общественных территорий. В   Звереве   рейтинговое   голосование   проводилось,   о   чем   имеется информация на сайте, ссылкаhttp://telegra.ph/Perechen-territorij-predlagaemyh-dlva-uchastiva-v-reitingovom-golosovanii-18-marta-na-osnovanii-protokolov-zasedanij-obshchestve-02-12.

Соглашение от 13.04.2018 №60718000-1-2018-005 между министерством и администрацией города Зверево о финансировании из областного бюджета было заключено в соответствии с постановлением Правительства РО № 597 (в ред. 10.05.2018) на срок один год, в соответствии с Бюджетным кодексом РФ на сумму, в пределах доведенных лимитов, равных 10 607 151,24 рублей. Однако, по дизайн-проекту данного парка стоимость работ по благоустройству была гораздо выше. В действующем законодательстве не предусмотрено проведение рейтингового отбора в отношении одного и того же объекта дважды. Не предусмотрено также проведение областного конкурса на часть объекта благоустройства. На основании результатов имеющегося рейтингового отбора в 2018 году, с учетом того, что работы по благоустройству были частично выполнены, министерство в 2019 году заключило соглашение с администрацией города Зверево на благоустройство начатого в 2018 году объекта. В настоящее время благоустройство указанного объекта полностью завершено. Соглашение министерства и администрации от 2019 года содержит порядок, условия, сроки перечисления субсидии (раздел 3). Все условия соглашения выполнены по целевому назначению. УФК при проверке не выявила нецелевого назначения при выполнении работ по благоустройству парка в Зверево.

Проанализировав представленные документы, а также позицию сторон, суд  пришел к выводу об отсутствие основания для удовлетворения требований заявителя, поскольку указанные в предписании выводы сделаны законно и обоснованно.

В силу статьи 28 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) бюджетная система Российской Федерации основана на принципах эффективности использования бюджетных средств, адресности и целевого характера бюджетных средств.

В соответствии со статьей 38 БК РФ в основу исполнения денежных средств заложен принцип адресного и целевого их расходования, который означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Согласно части 1 статьи 158 БК РФ главный распорядитель бюджетных средств обладает, в том числе, бюджетными полномочиями, по обеспечению результативности, адресности и целевому характеру использования бюджетных средств в соответствии с утвержденными ему бюджетными ассигнованиями и лимитами бюджетных обязательств. Аналогичные бюджетные полномочия предусмотрены статьей 162 БК РФ для получателя бюджетных средств.

Нецелевым использованием бюджетных средств признается направление средств бюджета бюджетной системы Российской Федерации и оплата денежных обязательств в целях, не соответствующих полностью или частично целям, определенным законом (решением) о бюджете, сводной бюджетной росписью, бюджетной росписью, бюджетной сметой, договором (соглашением) либо иным документом, являющимся правовым основанием предоставления указанных средств (часть 1 статьи 306.4 БК РФ).

Полномочия органов государственного (муниципального) финансового контроля по составлению представлений и (или) предписаний установлены статьей 270.2 Бюджетного кодекса Российской Федерации.

Согласно пункту 68 Правил осуществления Федеральным казначейством полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 28.11.2013 № 1092, Федеральное казначейство направляет предписания, содержащие обязательные для исполнения в указанный в предписании срок требования об устранении нарушений бюджетного законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов, регулирующих бюджетные правоотношения, нарушений условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из Федерального бюджета, государственных контрактов, целей, порядка и условий предоставления кредитов и займов, обеспеченных государственными гарантиями Российской Федерации, целей, порядка и условий размещения средств федерального бюджета в ценные бумаги объектов контроля и (или) требования о возмещении ущерба, причиненного Российской Федерации.

Следовательно, для вынесения предписания в адрес конкретного субъекта УФК по РО должно доказать факт совершения проверяемым лицом нарушений бюджетного законодательства, условий договоров (соглашений) о предоставлении средств из Федерального бюджета, государственных контрактов.

В соответствии с ч 1 ст. 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее - АПК РФ) граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом согласно ч. 5 ст. 200 АПК РФ обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

Таким образом, для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконным, необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их действующему законодательству и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Рассмотрев доводы и доказательства, представленные сторонами судом установлено, что доводы заявителя основаны на неверном толковании норм права и противоречащие представленным в материалы дела доказательствам.

Из представленных документов усматривается,  что выделение денежных средств произведено  в обход установленной процедуры  и порядка их получения.

Заявителем неверно трактуются Правила №597, а именно то, что согласно абз. 4 пункта 4.1.2 средства на благоустройство общественных территорий распределяются по итогам проведения ежегодного областного конкурса проектов благоустройства общественных территорий муниципальных образований Ростовской области. В ноябре 2018 года был проведен ежегодный областной конкурс, по результатам которого признаны победителями и подлежат благоустройству в 2019 году 20 объектов в номинации «Крупные населенные пункты» и 16 объектов в номинации «Малые населенные пункты», среди которых объект: «Благоустройство парка по адресу: <...>» отсутствует. Кроме того, данный объект отсутствует также и в перечне участников конкурса, не признанных победителями. Факт того, что муниципальное образование «город Зверево» не участвовал в конкурсе объектов благоустройства на 2019 год подтверждается и письмом Администрации города Зверево от 06.02.2020 № 55.6.0/190.

Таким образом, Министерством, в нарушение норм бюджетного законодательства Российской Федерации, неправомерно включен в Региональную программу и профинансирован за счет средств субсидии из федерального бюджета объект: «Благоустройство парка по адресу: <...>».

Министерство, без соблюдения требований бюджетного законодательства (отсутствие участия в конкурсном отборе) заключило соглашение о предоставлении субсидии из областного бюджета на благоустройство общественных территорий с Администрацией города Зверево на финансирование объекта: «Благоустройство парка по адресу: <...>», чем нарушило адресность предоставления бюджетных средств и допустило неправомерное их расходование.

Доводы заявителя о том, что финансирование объекта осуществлялось в рамках второго этапа работ, поскольку первично выделенных денег не хватило для выполнения всего объема благоустройства, судом отклонены.

В соответствии с пунктом 2 Правил предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на поддержку государственных программ субъектов Российской Федерации и муниципальных программ формирования комфортной городской среды, предусмотренных Приложением 15 к государственной программе Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710 (далее - Правила №1710), субсидии из федерального бюджета предоставляются в целях софинансирования расходных обязательств субъектов Российской Федерации, связанных с реализацией государственных программ и предоставления субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам на софинансирование реализации муниципальных программ, направленных на реализацию мероприятий по благоустройству территорий соответствующего функционального назначения (площадей, набережных, улиц, пешеходных зон, скверов, парков, иных территорий) (далее - общественные территории).

Согласно подпункту «ж» пункта 9 и подпункту «б» пункта 11 Правил № 1710 государственной программой субъекта Российской Федерации и муниципальной программой предусматриваются адресные перечни общественных территорий, нуждающихся в благоустройстве.

При этом формирование адресного перечня общественных территорий, чуждающихся в благоустройстве и подлежащих благоустройству, а также принятие решения о внесении изменений в адресный перечень территорий относится к полномочиям муниципального образования.

Подпунктом «а» пункта 7 Правил № 1710 предусмотрено обязательство субъекта Российской Федерации по завершению в полном объеме реализации мероприятий государственной программы в установленные в ней сроки.

Соглашение о реализации регионального проекта «Формирование комфортной городской среды» на территории Ростовской области предусматривает ежегодное выполнение мероприятий по благоустройству общественных территорий и не предусматривает переходящих объектов.

В соответствии с пунктом 12 Правил формирования, предоставления и распределения субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.09.2014 № 999, внесение в соглашение изменений, предусматривающих ухудшение значений результатов использования субсидии, а также увеличение сроков реализации предусмотренных соглашением мероприятий, не допускается, за исключением случаев изменения значений показателей (индикаторов) государственных программ Российской Федерации и (или) федеральных целевых программ или результатов федеральных проектов, а также случая сокращения размера субсидии.

Таким образом, выполнение мероприятий по благоустройству, реализация которых рассчитана на длительный период (несколько лет), необходимо разбивать на этапы. При этом предусматривать ежегодный срок завершения каждого этапа.

Указанная позиция отражена в Письме Министерства Строительства и Жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.12.2020 года.

 Учитывая изложенное можно сделать вывод, что  реализация проектов поэтапно подлежит отражению с разбивкой по каждому году и с указанием этапа работ, при этом стоимость объекта определяется на этапе участия в конкурсе в полном объеме.  

В данном случае этапности работ не предусмотрено,  в 2019 году денежные средства выделены неправомерно  в нарушение установленной процедуры выделения денежных средств в рамках мероприятий по благоустройству территорий.

Представленная  справка (таблица № 6) (т. 2 л.д. 104) не может быть принята судом, поскольку  объект был включен после проведения проверки, на момент выделения денежных средств объект   не участвовал в конкурсе объектов и не мог быть включен в  Региональную программу.

На основании вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что предписание Управления Федерального казначейства по Ростовской области законно и не нарушает права и законные интересы заявителя.

Определением суда от 01.03.2021 года о принятии обеспечительных мер приостановлено действие предписания Управления Федерального казначейства по Ростовской области от 11.12.2020 №58-23-12/23-12911 до рассмотрения судом спора по существу.

В соответствии с частью 5 статьи 96 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае отказа в удовлетворении иска, оставления иска без рассмотрения, прекращения производства по делу обеспечительные меры сохраняют свое действие до вступления в законную силу соответствующего судебного акта. После вступления судебного акта в законную силу арбитражный суд по ходатайству лица, участвующего в деле, выносит определение об отмене мер по обеспечению иска или указывает на это в судебных актах об отказе в удовлетворении иска, об оставлении иска без рассмотрения, о прекращении производства по делу.

Поскольку требования заявителя не удовлетворены  обеспечительные меры, принятые определениями суда по делу от 01.03.2021 подлежат отмене.

В соответствии со статьей 101 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы состоят из государственной пошлины и судебных издержек, связанных с рассмотрением дела.

Пунктом 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд расходы по госпошлине относит на заявителя с учетом освобождения заявителя от ее уплаты.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Отменить обеспечительные меры принятые арбитражным судом по делу определением от 01.03.2021 года 

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               Парамонова А. В.