ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-30354/23 от 30.10.2023 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   20 октября 2023 г.

Полный текст решения изготовлен            30 октября 2023 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кривоносовой О.В., рассмотрев в порядке упрощенного производства материалы дела по исковому заявлению Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579)

к обществу с ограниченной ответственностью "Ростовский расчетный центр" (ИНН 6163206104, ОГРН 1176196042901)

о взыскании

установил: Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области (далее – истец) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к обществу с ограниченной ответственностью "Ростовский расчетный центр" (далее – ответчик) о взыскании финансовых санкций за непредставление и несвоевременное представление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исх.) за декабрь 2022 в размере 8000 руб.  

Определением Арбитражного суда Ростовской области от 24.08.2023 исковое заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со статьей 228 Арбитражного процессуального Кодекса Российской Федерации.

От ответчика в материалы дела поступили дополнительные документы, в том числе отзыв на исковое заявление, которые приобщены судом к материалам дела.

Дело рассмотрено судом в порядке упрощенного производства в соответствии с правилами главы 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, и 20 октября 2023 по делу принято решение путем подписания резолютивной части решения. Принятая по результатам рассмотрения дела резолютивная часть решения размещена на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".

23.10.2023 от истца поступило заявление о составлении мотивированного решения, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд составляет мотивированное решение.

Рассмотрев материалы дела, оценив доводы искового заявления, арбитражный суд установил следующее.

В ходе сверки достоверности и полноты сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 Закона № 27-ФЗ, ОСФР по Ростовской области выявлено непредставление в установленный законом срок ООО "РРЦ" сведений за 16 застрахованных лиц, по форме СЗВ-М (исх.) за отчетный период декабрь 2022, а именно - 18.01.2023, тогда как указанные сведения должны были быть поданы не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом.

По данному факту 28.02.2023 составлен Акт № 071S18230004385 об обнаружении фактов, свидетельствующих о нарушении законодательства Российской Федерации об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования.

Указанный акт направлен должнику и получен им по каналам ТКС 28.02.2023, о чем свидетельствует копия реестра бесконтактной передачи информации (БПИ).

31.03.2023 принято Решение № 071S19230005916 о применении к должнику финансовых санкций за непредставление в установленный законом срок сведений в отношении 16 застрахованных лиц, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования в виде штрафа в размере по 500 руб. за каждого, а всего 8000 руб. (500 руб.* 16 чел. = 8000 руб.).

Решение направлено должнику по каналам ТКС 04.04.2023, о чем свидетельствует копия реестра БПИ.

С целью досудебного урегулирования спора, 24.04.2023 по каналам ТКС должнику направлено Требование об уплате штрафа от 19.04.2023 № 071S01230007021, о чем свидетельствует копия реестра БПИ.

Штрафные санкции в сумме 8000 руб. в установленный срок для добровольной оплаты - 15.05.2023, а также на 14.08.2023 - не поступили, о чем свидетельствует копия реестра платежей.

Денежные средства в установленные сроки для добровольной оплаты не поступили.

Поскольку задолженность не оплачена ответчиком, Отделение Пенсионного фонда обратилось в арбитражный суд с исковым заявлением.

От Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного производства.

Ходатайство судом рассмотрено и отклонено по следующим основаниям.

Согласно статье 226 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела в порядке упрощенного производства рассматриваются арбитражным судом по общим правилам искового производства, предусмотренным данным Кодексом, с особенностями, установленными главой 29 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Дела в порядке упрощенного производства рассматриваются судьей единолично в срок, не превышающий двух месяцев со дня поступления искового заявления, заявления в арбитражный суд. По общему правилу срок рассмотрения дела в порядке упрощенного производства продлению не подлежит (часть 2).

В силу пункта 5 части 1 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации дела о взыскании обязательных платежей и санкций, если указанный в заявлении общий размер подлежащей взысканию денежной суммы не превышает двести тысяч рублей, за исключением дел, рассматриваемых в порядке приказного производства, подлежат рассмотрению в порядке упрощенного производства.

Пленум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в пункте 2 Постановления от 08.10.2012 № 62 «О некоторых вопросах рассмотрения арбитражными судами дел в порядке упрощенного производства» разъяснил, что в случае выявления обстоятельств, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд выносит определение о рассмотрении дела по общим правилам искового производства или по правилам административного судопроизводства; названное определение может быть вынесено, в том числе по результатам рассмотрения арбитражным судом ходатайства стороны, указавшей на наличие одного из обстоятельств, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 5 статьи 227 Кодекса, в случае его удовлетворения.

Судом не установлено обстоятельств, указанных в части 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в связи с чем ходатайство Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области о рассмотрении дела по общим правилам искового судопроизводства подлежит отклонению.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришёл к выводу, что заявленные исковые требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

На основании статьи 1 АПК РФ правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности осуществляется арбитражными судами в Российской Федерации, образованными в соответствии с Конституцией Российской Федерации и федеральным конституционным законом (далее - арбитражные суды), путем разрешения экономических споров и рассмотрения иных дел. отнесенных к их компетенции Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другими федеральными законами, по правилам, установленным законодательством о судопроизводстве в арбитражных судах.

Из анализа выше указанной статьи следует, что доводы ответчика относительно того, что взыскание финансовых санкций с ООО "РРЦ" должны быть рассмотрены в порядке административного производства являются несостоятельными.

Доводы ответчика относительно того, что Постановление мирового судьи судебного участка № 1 Ворошиловского судебного района г. Ростова-на-Дону о прекращении производства по делу об административном правонарушении от 15.05.2023 № 5-1-133/2023 является преюдициальным установленным фактом для отказа в удовлетворении исковых требований ОСФР но Ростовской области, подлежат отклонению ввиду следующего.

Статьей 17 Федерального закона №27-ФЗ установлено два вида ответственности:

1) ответственность страхователя - юридического лица (ч.З ст. 17 указанного закона);

2) ответственность должностного лица страхователя (ч. 24 ст. 17 указанного закона).

Следовательно, если публично-правовую обязанность представить сведения для индивидуального (персонифицированного) учета должным образом не выполнит юридическое лицо, имеется возможность привлечь к ответственности как само виновное юридическое лицо, являющееся в этом случае страхователем, по части третьей статьи 17 Федерального закона 27-ФЗ, так и виновное должностное лицо - по статье 15.33.2 КоАП Российской Федерации.

Указанное правовое регулирование, предусматривающее меры ответственности за нарушение требований законодательства в сфере организации индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования как для страхователей, так и для должностных лиц. призванных непосредственно осуществлять ведение такого учета на предприятии, своевременно представлять необходимую информацию органам Пенсионного фонда Российской Федерации, действуя в качестве правоохранительного механизма, способствует реализации права граждан на социальное обеспечение.

Такое регулирование не препятствует тому, чтобы правоприменительные органы при принятии решений исследовали и оценивали реальные обстоятельства, не ограничиваясь установлением только формальных оснований применения закона: судья, орган, должностное лицо, уполномоченные решить дело об административном правонарушении, не лишены возможности освободить лицо, совершившее административное правонарушение, от административной ответственности и ограничиться устным замечанием при малозначительности совершенного административного правонарушения (статья 2.9 КоАП Российской Федерации). Аналогичная позиция изложена в Определении Конституционного Суда РФ от 29.01.2019 № 253-0 "Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Мануйловой Оксаны Анатольевны на нарушение ее конституционных прав статьей 15.33.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях во взаимосвязи с пунктом 2 статьи 8. пунктом 2.2 статьи 11 и статьей 17 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".

Из анализа выше указанных норм права следует, что освобождение должностного лица от административной ответственности, предусмотренной ч.1 ст. 15.33.2 КоАП РФ не является основанием для освобождения от ответственности самого страхователя -ООО "РРЦ" по ч. 3 ст. 17 Федерального закона №27-ФЗ.

Согласно статье 6 Федерального закона от 15.12.2001 N 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели и физические лица.

Согласно статье 11 Федерального закона от 01.04.1996 N 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее - Федеральный закон № 27-ФЗ) страхователи представляют в органы ПФР по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров.

Страхователь предоставляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, предусмотренные пунктом 2 статьи 11 Федерального закона N 27-ФЗ и дополнительно сведения об уплаченных страховых взносах в целом за всех работающих у него застрахованных лиц по формам, определяемым ПФ РФ.

В силу пункта 2.2 статьи 11 Закона N 27-ФЗ страхователь ежемесячно не позднее 15-го числа месяца, следующего за отчетным периодом - месяцем, представляет о каждом работающем у него застрахованном лице (включая лиц, заключивших договоры гражданско-правового характера, предметом которых являются выполнение работ, оказание услуг, договоры авторского заказа, договоры об отчуждении исключительного права на произведения науки, литературы, искусства, издательские лицензионные договоры, лицензионные договоры о предоставлении права использования произведения науки, литературы, искусства, в том числе договоры о передаче полномочий по управлению правами, заключенные с организацией по управлению правами на коллективной основе) следующие сведения:

1) страховой номер индивидуального лицевого счета;

2) фамилию, имя и отчество;

3) идентификационный номер налогоплательщика (при наличии у страхователя данных об идентификационном номере налогоплательщика застрахованного лица).

Согласно абзацу 3 статьи 17 Федерального закона № 27-ФЗ. за непредставление страхователем в установленный срок либо представление им неполных и (или) недостоверных сведений, предусмотренных пунктом 2.2 статьи 11 настоящего Федерального закона, к такому страхователю применяются финансовые санкции в размере 500 рублей в отношении каждого застрахованного лица.

Сведения подаются по форме СЗВ-М, утвержденной постановлением Правления Пенсионного фонда Российской Федерации от 01.02.2016 N 83п "Сведения о застрахованных лицах".

Согласно пункту 1 статьи 8 Федерального закона №27-ФЗ страхователь представляет в соответствующий орган Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о всех лицах, работающих у него по трудовому договору, а также заключивших договоры гражданско-правового характера, на вознаграждения по которым в соответствии с законодательством Российской Федерации начисляются страховые взносы, за которых он уплачивает страховые взносы.

Статьёй 15 Федерального закона №27-ФЗ предусмотрена обязанность страхователей в установленный срок представлять органам Пенсионного фонда Российской Федерации сведения о застрахованных лицах, определенные данным Федеральным законом.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона №27-ФЗ, органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны, в частности, осуществлять контроль за правильностью представления страхователями сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.

Как следует из материалов дела, в нарушение сроков подачи отчета, общество с ограниченной ответственностью "Ростовский расчетный центр" 18.01.2023 представило исходную форму СЗВ-М за декабрь 2022 на 16 застрахованных лиц.

Таким образом, сведения в полном объеме были предоставлены с нарушением срока (т.е. после 15 марта 2022).

Факт правонарушения заявителем не оспаривается, в связи с этим, суд приходит к выводу о доказанности факта совершения нарушения, ответственность за которое предусмотрена абзацем 3 статьи 17 Закона № 27-ФЗ.

Суд, оценив указанные в заявлении доводы, с учетом конституционных принципов соразмерности и справедливости при назначении наказания, посчитал возможным в данном конкретном случае уменьшить размер начисленного штрафа до 2 000 руб., признав в качестве обстоятельств, смягчающих ответственность учреждения за вмененное ему в вину правонарушение, то, что штраф в размере 500 руб. в отношении каждого застрахованного лица установлен как за непредставление, так и за несвоевременное представление сведений, а также представление неполных и (или) недостоверных сведений, и вне зависимости от срока такого непредставления, то есть возможность дифференциации наказания в зависимости от тяжести содеянного и степени вины нарушителя данной правовой нормой не предусмотрена (размер штрафа зависит только от количества застрахованных лиц), привлечение учреждения к ответственности за такое правонарушение впервые, признание вины, отсутствие пренебрежительного отношения заявителя к исполнению своих публично-правовых обязанностей, что не опровергнуто сторонами по делу.

Перечень обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения, предусмотрен пунктом 1 статьи 26.26 Федеральный закон от 03.07.2016 № 250-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу отдельных законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона "О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации в связи с передачей налоговым органам полномочий по администрированию страховых взносов на обязательное пенсионное, социальное и медицинское страхование".

Обстоятельствами, смягчающими ответственность за совершение правонарушения, признаются: совершение правонарушения вследствие стечения тяжелых личных или семейных обстоятельств; совершение правонарушения под влиянием угрозы или принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости; тяжелое материальное положение физического лица, привлекаемого к ответственности за совершение правонарушения; иные обстоятельства, которые судом или органом контроля за уплатой страховых взносов, рассматривающим дело, могут быть признаны смягчающими ответственность.

В части 4 статьи 26.26 Федерального закона № 250-ФЗ установлено, что обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность за совершение правонарушения, устанавливаются судом или территориальным органом страховщика, рассматривающими дело, и учитываются при привлечении к указанной ответственности.

Таким образом, Федеральным законом № 250-ФЗ установлен неограниченный круг обстоятельств, смягчающих ответственность за совершение правонарушения. Из приведенного также следует, что в силу прямого указания закона пенсионный фонд должен выявлять и учитывать смягчающие ответственность страхователя обстоятельства при рассмотрении материалов проверки о правонарушении и принятии решения по результатам выездной (камеральной) проверки, определяя размер штрафа с учетом требований статьи 26.26 Федерального закона № 250-ФЗ.

Согласно разъяснениям Конституционного Суда Российской Федерации, содержащимся в Постановлении от 15.07.1999 № 11-П, санкции штрафного характера должны отвечать требованиям справедливости и соразмерности.

Принцип соразмерности предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания. Принцип соразмерности, выражающий требования справедливости, предполагает установление публично-правовой ответственности лишь за виновное деяние и ее дифференциацию в зависимости от тяжести содеянного, размера и характера причиненного ущерба, степени вины правонарушителя и иных существенных обстоятельств, обусловливающих индивидуализацию при применении взыскания.

В данном случае, сроки сдачи персонифицированной отчетности нарушены на 3 дня, ущерб заявителю не нанесен,   согласно материалов дела правонарушение совершено обществом впервые,  общество является микропредприятием.

С учетом обстоятельств, установленных  при рассмотрении дела, суд полагает, что размер финансовой санкции – 2 000 руб. будет являться соразмерным содеянному заявителем правонарушению. В остальной части надлежит отказать.

На основании статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны пропорционально удовлетворенным требованиям.

Поскольку истец освобожден от уплаты государственной пошлины в соответствии с пунктом 1.1 части 1 статьи 333.37 Налогового кодекса Российской Федерации,  государственная пошлина с учетом частичного удовлетворения исковых требований взыскивается с ответчика в доход федерального бюджета в размере 500 руб.

Руководствуясь статьями 110,167,168,215,226-229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Отказать Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Ростовской области в удовлетворении ходатайства о рассмотрении дела по общим правилам искового судопроизводства.

Иск удовлетворить частично.

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ростовский расчетный центр" (ИНН 6163206104, ОГРН 1176196042901) в пользу Отделения Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации (ИНН 6163013494, ОГРН 1026103162579) финансовые санкций в размере 2000 руб. за несвоевременное предоставление индивидуальных сведений персонифицированного учета в системе обязательного пенсионного страхования по форме СЗВ-М (исх.) за декабрь 2022.

В удовлетворении остальной части иска отказать

Реквизиты получателя:

УФК по Ростовской области (ОСФР по Ростовской области);

ИНН: 6163013494;

КПП: 616301001;

Банк получателя: Отделение Ростов-на-Дону Банк России//УФК по Ростовской области г. Ростов-на-Дону;

БИК 016015102;

счет № 40102810845370000050;

счет № 03100643000000015800;

ОКТМО: 60701000;

КБК: 79711607090060001140

Взыскать с общества с ограниченной ответственностью "Ростовский расчетный центр" (ИНН 6163206104, ОГРН 1176196042901) в доход федерального бюджета государственную пошлину в размере 500 руб.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и  вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

            Судья                                                                                               Кривоносова О. В.