АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 10 июня 2020 г.
Полный текст решения изготовлен 17 июня 2020 г.
Судья Арбитражного суда Ростовской области Овчаренко Н.Н.
при ведении протокола судебного заседания секретарем Аникиной Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску
общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» (ОГРН <***>, ИНН <***>)
к открытому акционерному обществу "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН <***> ОГРН <***>)
о взыскании пени за просрочку доставки грузов,
при участии:
от истца: представитель ФИО1 по доверенности
от ответчика: представитель Шленских Ю.Л. по доверенности
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» обратилось с исками к открытому акционерному обществу "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о взыскании пени за просрочку доставки грузов в общей сумме 457 204,50 руб. в рамках дел №№ А53-30600/2019, А53-30562/19, А53-30972/19, А53-30558/19.
Определением суда от 29.01.2020 г. судом удовлетворено ходатайство истца об объединении дел.
Дела №№ А53-30500/2019, А53-30562/19, А53-30972/19, А53-30558/19 объединены в одно производство для совместного рассмотрения, объединённому делу присвоен номер А53-30558/19.
В ходе рассмотрения дела истец частично приняв возражения ответчика, уточнил исковые требования, заявив о взыскании 348 992,92 руб. пени за просрочку доставки грузов.
Уточненные требования истца приняты судом к рассмотрению в порядке статьи 49 АПК РФ.
Ответчик уточненные требования истца оспорил, заявил, что истцом неверно рассчитана пеня за просрочку доставки груза, а именно не учитываются положения пункта 4.2 Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом, утверждённых приказом Минтранса России от 07.08.2015 №245 (далее Правила), которым установлено, что при перевозке грузов, порожних вагонов отправительскими маршрутами, а также грузов в контейнерах, перевозимых контейнерными поездами, сроки доставки исчисляются исходя из установленной нормы суточного пробега, для отправительских маршрутов, направляемых на железнодорожные станции распыления, расформирования, как сумма сроков доставки отдельно за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, расформирования, исходя из нормы суточного пробега, установленной для маршрутных отправок, и за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения, исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
В судебном заседании представители сторон настаивали на своих позициях по иску, представили в материалы дела дополнительные пояснения в обоснование своих доводов и возражений, приобщенные судом.
В судебном заседании 03.06.2020 судом в порядке статьи 163 АПК РФ был объявлен перерыв до 14 часов 30 минут 10.06.2020.
10.06.2020 судебное заседание по делу продолжено в присутствие представителей сторон, поддержавших ранее заявленные правовые и процессуальные позиции по иску.
В судебном заседании 10.06.2020 судом в порядке статьи 163 АПК РФ также был объявлен краткосрочный перерыв до 17 часов 00 минут того же дня.
После завершения перерыва судебное заседание продолжено в отсутствие представителей сторон.
Исследовав представленные в материалы дела доказательства, заслушав пояснения представителей сторон, суд установил следующее.
Приволжской железной дорогой (перевозчиком) с железнодорожной станции отправления «Татьянка» от грузоотправителя – ООО «Лукойл-Волгоград нефтепереработка» для доставки грузополучателю – ФИО2 нефтебаза общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» (ж/д станция назначения «ФИО2» СКЖД) по транспортным железнодорожным накладным был принят к перевозке груз – Бензин моторный.
Сроки доставки груза согласованы сторонами.
Истец полагает, что дорого й нарушены сроки доставки груза в виду чего начислил неустойку, предусмотренную статьей 97 Устава железнодорожного транспорта.
Поскольку претензии истца с требованием оплатить начисленную неустойку были оставлены ответчиком без удовлетворения истец обратился в суд с исковыми требованиями о взыскании такой неустойки в размере 348 992,92 руб. (уточненные требования) в судебном порядке.
Статья 13 УЖТ РФ устанавливает, что «Перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов. Основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом».
Приказом МПС РФ 29.03.1999 г. №10Ц утверждены «Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте», в которых указано, что «маршруты могут организовываться в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.
В Правилах исчисления сроков доставки для перевозки маршрутной отправки с распылением установлен самостоятельный порядок исчисления сроков доставки.
Пунктом 4.2. Правил исчисления сроков доставки грузов, утв. Приказом № 245 от 07.08.2015 (далее – Правил) установлено, что срок доставки рассчитывается «для отправительских маршрутов, направляемых на железнодорожные станции распыления, расформирования - как сумма сроков доставки отдельно за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, расформирования, - исходя из нормы суточного пробега, установленной для маршрутных отправок, и за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения - исходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
Пунктом 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (приказ Минтранса РФ № 245 от 07.08.2015) определено, что нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
В соответствии с п. 4 Правил при перевозке грузов порожних вагонов отправительскими маршрутами, а также грузов в контейнерах, перевозимых контейнерными поездами, сроки доставки исчисляются исходя из установленной нормы суточного пробега. В рассматриваемом случае эти сроки исчисляются в соответствии с п. 4.2., Правил. В частности, для отправительских маршрутов, направляемых на железнодорожные станции распыления, расформирования — как сумма сроков доставки отдельно за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, расформирования, исходя из нормы суточного пробега, установленной для маршрутных отправок, и за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения — сходя из норм суточного пробега, установленных для повагонных отправок.
При этом пп. 5.1. и 2.12. п. 5 Правил предусмотрено, что сроки доставки, исчисленные исходя из норм суточного пробега, увеличиваются на:
- двое суток — на операции, связанные с отправлением и прибытием груза, порожних вагонов;
- одни сутки — при перевозке опасных грузов и порожних вагонов из — под перевозки опасных грузов, если перевозка порожних вагонов осуществляется на условиях перевозки опасных грузов.».
В соответствии со статьей 792 Гражданского кодекса Российской Федерации перевозчик обязан доставить груз в пункт назначения в сроки, определенные в порядке, предусмотренном транспортными уставами и кодексами, а при отсутствии таких сроков в разумный срок.
Аналогичная норма закреплена статьей 33 Федерального закона от 10.01.2003 N 18- ФЗ "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" (далее - Устав железнодорожного транспорта), согласно которой перевозчики обязаны доставлять грузы по назначению и в установленные сроки. Сроки доставки грузов и правила исчисления таких сроков утверждаются федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти в области экономики. Грузоотправители, грузополучатели и перевозчики могут предусмотреть в договорах иной срок доставки грузов. Исчисление срока доставки грузов начинается с 24 часов дня приема грузов для перевозки. Дату приема грузов для перевозки и расчетную дату истечения срока доставки грузов, определенную исходя из правил перевозок грузов железнодорожным транспортом или на основании соглашения сторон, указывает перевозчик в транспортной железнодорожной накладной и выданных грузоотправителям квитанциях о приеме грузов.
Грузы считаются доставленными в срок, если до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока доставки перевозчик обеспечил выгрузку грузов на железнодорожной станции назначения или вагоны, контейнеры с грузами поданы для выгрузки грузополучателям или владельцам железнодорожных путей необщего пользования для грузополучателей. Грузы считаются также доставленными в срок в случае их прибытия на железнодорожную станцию назначения до истечения указанного в транспортной железнодорожной накладной и квитанции о приеме грузов срока их доставки и в случае, если последовавшая задержка подачи вагонов, контейнеров с такими грузами для выгрузки произошла вследствие того, что фронт выгрузки занят по зависящим от грузополучателя причинам, не внесены плата за перевозку грузов и иные причитающиеся перевозчику платежи или вследствие иных зависящих от грузополучателя причин, о чем составляется акт общей формы. За несоблюдение сроков доставки грузов, за исключением указанных в части 1 статьи 29 настоящего Устава случаев, перевозчик уплачивает пени в соответствии со статьей 97 настоящего Устава.
Согласно статье 97 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации за просрочку доставки грузов или не принадлежащих перевозчику порожних вагонов, контейнеров перевозчик уплачивает пени в размере девяти процентов платы за перевозку грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера за каждые сутки просрочки (неполные сутки считаются за полные), но не более чем в размере платы за перевозку данных грузов, доставку каждого порожнего вагона, контейнера, если не докажет, что просрочка произошла вследствие предусмотренных частью первой статьи 29 Устава обстоятельств.
Частью 1 статьи 29 Устава железнодорожного транспорта Российской Федерации установлено, что вследствие обстоятельств непреодолимой силы, военных действий, блокады, эпидемии или иных не зависящих от перевозчиков и владельцев инфраструктур обстоятельств, препятствующих осуществлению перевозок, погрузка и перевозка грузов, грузобагажа, перевозки порожних грузовых вагонов могут быть временно прекращены либо ограничены перевозчиком или владельцем инфраструктуры с немедленным уведомлением в письменной форме руководителя федерального органа исполнительной власти в области железнодорожного транспорта о таком прекращении или об ограничении. Указанный руководитель устанавливает срок действия прекращения или ограничения погрузки и перевозки грузов, грузобагажа, перевозок порожних грузовых вагонов и уведомляет об этом перевозчиков и владельцев инфраструктур.
В соответствии с пунктом 25 Постановления Пленума ВАС РФ N 30 от 06.10.2005 "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" при рассмотрении споров о взыскании с перевозчика пеней за просрочку доставки грузов арбитражным судам надлежит руководствоваться Правилами исчисления сроков доставки грузов железнодорожным транспортом. По общему правилу перевозчик обязан доказать отсутствие своей вины в задержке грузов.
Неустойки согласно расчету истца (с учетом уточнений в порядке ст. 49 АПК РФ) составляет 348 992,92 руб.
Суд исследовал расчеты исковых требований и признал такие расчеты неверными в силу следующего.
При отправлении груза со стации Татьянка грузоотправитель ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» указал станцию ФИО3. С-Кав.ж.д. в качестве станции назначения.
Письмом № 31-03-9742 от 13.08.2018 грузоотправитель обратился к перевозчику с просьбой о дальнейшей заадресовке вагонов со станции Краснодар-Сорт. С-Кав.ж.д. на станцию ФИО2 С-Кав.ж.д., в том числе по спорной ж.д. накладной №ЭЫ485901.
Таким образом, срок доставки каждой из отправок, оформленных ж.д. накладной № ЭЫ485901, должен рассчитываться как сумма двух сроков доставки, первый из которых - от станции отправления Татьянка до станции распыления ФИО2 составляет 8 суток, а второй - 5 суток:
660/550 + 2 + 1 + 3 = 8 суток (с учетом округления неполных суток доходных согласно пункту 2.6.Правил), где:
660 км - расстояние от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сорт. С-Кав.ж.д.
550 км/сут. - суточная скорость, установленная для маршрутных отправок (п.2.3.1
Правил) независимо от расстояния перевозки
4 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил);
3 сут. - увеличение по пункту 1.1. договора № 97/2017 от 24.01.2014 в редакции доп. соглашения от 01.01.2016 с грузоотправителем ООО луковйл-Волгогдарнефтепереработка срока доставки вагонов отправлением со ст. Татьянка на все станции ОАО «РЖД»;
158/110+2+1= 5 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно пункту 2.6.Правил)
158 км - расстояние от станции распыления Краснодар-Сорт, до станции назначения > ФИО2 С-Кав.ж.д.
110 км/сут. - суточная скорость перевозки повагонных отправок для расстояния от 200 до 599 км (пункт 2.1. Правил)
2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил).
По ж.д. накладной ЭЫ485901 срок доставки истек 24.08.2018 г., с учетом
Фактического прибытия - 22.08.2018 г., просрочка отсутствует, излишне заявлена
сумма 81 007.2 руб.
Утверждение истца о том, что вагоны по ж.д. накладным не следовали через станцию Краснодар, не подтверждается материалами дела, а именно указанием грузоотправителем станции ФИО3. С-КАВ ж.д. в качестве станции назначения, штемпелем станции ФИО3. С-КАВ ж.д., которым заверено новое наименование станции назначения, а также подробным прохождением вагонов по спорным накладным.
Представленный истцом расчет и схема маршрута следования по кратчайшему расстоянию от станции Татьянка до станции ФИО2 не соответствует указанному выше порядку расчета тарифного расстояния и правил исчисления сроков для избранных грузоотправителем условий перевозки по ж.д. накладным ЭЫ485901 (маршрутная с распылением), поскольку маршрут и срок доставки состоят из двух частей.
Таким образом, сумма в размере 81 007,2 руб. подлежит отклонению.
При отправлении груза со стации Татьянка грузоотправитель ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» указал станцию ФИО3. С-Кав.ж.д. в качестве станции назначения.
Письмом № 31-03-9322 от 01.08.2018 грузоотправитель обратился к перевозчику с просьбой о дальнейшей заадресовке вагонов со станции Краснодар-Сорт. С-Кав.ж.д. на станцию ФИО2 С-Кав.ж.д., в том числе по спорным ж.д. накладным №№ ЭЫ649656 (ЭШ963961). ЭЫ646478 (ЭШ963961), ЭЫ648420 (ЭШ96396Ц. ЭЫ645724 (ЭШ963961). ЭЫ648941ГЭШ96396П.
Таким образом, срок доставки каждой из отправок, оформленных ж.д. накладными №№ ЭЫ649656 ГЭШ963961). ЭЫ646478 (ЭШ963961). ЭЫ648420 ГЭШ96396П. ЭЫ645724 (ЭШ963961), ЭЫ648941 (ЭШ963961), должен рассчитываться как сумма двух сроков доставки, первый из которых - от станции отправления Татьянка до станций распыления ФИО2 составляет 8 суток, а второй - 5 суток:
660/550 + 2 +1 + 3 = 8 суток (с учетом округления неполных суток д?мюлных согласно пункту 2.6.Правил), где:
660 км - расстояние от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сортировочный
550 км/сут. - суточная скорость, установленная для маршрутных отправок (п.2.3.1 Правил) независимо от расстояния перевозки
2сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил);
3сут. - увеличение по пункту 1.1. договора № 97/2017 от 24.01.2014 в редакции доп, соглашения от 01.01.2016 с грузоотправителем ООО «Лукойл-Волгогдарнефтепереработка» срока доставки вагонов отправлением со ст. Татьянка на все станции ОАО «РЖД»;
158/110+2+1=5 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно пункту 2.6. Правил)
158 км - расстояние от станции распыления Краснодар-Сорт, до станции назначения ФИО2
110 км/сут. - суточная скорость перевозки повагонных отправок для расстояния от 200 до 599 км (пункт 2.1. Правил)
2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил)
В следствии заадресовки истец производит неверный расчет по следующим накладным:
По ж.д. накладной ЭЫ649656 (ЭШ963961) вагон № 55655203 срок доставки истек 14.08.2018 г.. просрочка составляет 4 дня, а не 9 как указывает Истец, излишне заявлена сумма 17 438,76 руб.
По ж.д. накладной ЭЫ646478 (ЭШ963961) вагон № 51179067 срок доставки истек 14.08.2018 г.. просрочка составляет 4 дня, а не 9 как указывает Истец, излишне
заявлена сумма 17 729,1 руб.
По ж.д. накладной ЭЫ648420 (ЭШ963961) вагон № 51413151 срок доставки истек 14.08.2018 г.. просрочка составляет 4 дня, а не 9 как указывает Истец, излишне заявлена сумма 17 729,1 руб.
По ж.д. накладной ЭЫ645724 (ЭШ963961) вагон № 51167864 cpdKдоставки истек 14.08.2018 г., просрочка составляет 4 дня, а не 9 как указывает Истец, излишне заявлена сумма 15 113,88 руб.
По ж.д. накладной ЭЫ648941 (ЭШ963961) вагон № 51125813 срок доставки истек 14.08.2018 г., просрочка составляет 4 дня, а не 9 как указывает Истец, излишне -заявлена сумма 10 439,1 руб.
Утверждение истца о том, что вагоны по ж.д. накладным не следовали через станцию Краснодар, не подтверждается материалами дела, а именно указанием грузоотправителем станции ФИО3. С-КАВ ж.д. в качестве станции назначения, штемпелем станции ФИО3. С-КАВ ж.д., которым заверено новое наименование станции назначения, а также подробным прохождением вагонов по спорным накладным.
Представленный истцом расчет и схема маршрута следования по кратчайшему
расстоянию от станции Татьянка до станции ФИО2 не соответствует указанному выше порядку расчета тарифного расстояния и правил исчисления сроков для избранных
грузоотправителем условий перевозки по ж.д. накладным ЭЫ649656 (ЭШ963961),
ЭЫ646478 (ЭШ963961), ЭЫ648420 (ЭШ963961), ЭЫ645724 (ЭШ963961), ЭЫ648941
(ЭШ963961) (маршрутная с распылением), поскольку маршрут и срок доставки состоят из
двух частей.
Таким образом, сумма в размере 78 449.94 руб. подлежит отклонению.
При отправлении груза со стации Татьянка грузоотправитель ООО «Лукойл-
ВолгограднеФтепереработка» указал станцию ФИО3. С-Кав.ж.д. в
качестве станции назначения.
Письмом № 31-03-11550 от 01.10.2018 грузоотправитель обратился к перевозчику с просьбой о дальнейшей заадресовке вагонов со станции Краснодар-Сорт. С-Кав.ж.д. на станцию ФИО2 С-Кав.ж.д., в том числе по спорной ж.д. накладной № ЭЭ811777.
Таким образом, срок доставки каждой из отправок, оформленных ж.д. накладной № ЭЭ811777, должен рассчитываться как сумма двух сроков доставки, первый из которых - от станции отправления Татьянка до станции распыления ФИО2 составляет 8 суток, а второй - 5 суток:
660/550 + 2 + 1+ 3 = 8 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно пункту 2.6.Правил), где:
660 км - расстояние от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сорт. С-Кав.ж.д.
550 км/сут. - суточная скорость, установленная для маршрутных отправок (п.2.3.1 Правил) независимо от расстояния перевозки
2сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил);
3сут. - увеличение по пункту 1.1. договора № 97/2017 от 24.01.2014 в редакции доп. соглашения от 01.01.2016 с грузоотправителем ООО луковйл-Волгогдарнефтепереработка срока доставки вагонов отправлением со ст. Татьянка на все станции ОАО «РЖД»;
158/110+2+1= 5 суток (с учетом округления неполных суток до полных согласно
пункту 2.6.Правил)
158 км - расстояние от станции распыления Тихорецкая до станции назначения ФИО2 С-Кав.ж.д.
ПО км/сут. - суточная скорость перевозки повагонных отправок для расстояния от 200 до 599 км (пункт 2.1. Правил)
2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил).
По ж.д. накладной ЭЭ811777 срок доставки истек 13.10.2018 г., с учетом фактического прибытия - 11.10.2018 г., просрочка отсутствует, излишне заявлена сумма 96 129,54 руб.
Утверждение истца о том, что вагоны по ж.д. накладным не следовали через станцию Краснодар, не подтверждается материалами дела, а именно указанием грузоотправителем станции ФИО3. С-КАВ ж.д. в качестве станции назначения, штемпелем станции ФИО3. С-КАВ ж.д., которым заверено новое наименование станции назначения, а также подробным прохождением вагонов по спорным накладным.
Представленный истцом расчет и схема маршрута следования по кратчайшему расстоянию от станции Татьянка до станции ФИО2 не соответствует указанному выше порядку расчета тарифного расстояния и правил исчисления сроков для избранных грузоотправителем условий перевозки по ж.д. накладным ЭЭ811777 (маршрутная с распылением), поскольку маршрут и срок доставки состоят из двух частей.
Таким образом, сумма в размере 96 129.54 руб. подлежит отклонению.
По железнодорожной накладной ЭЬ311771 (ЭЬО14497) срок доставки истекал 5 сентября 2018г., фактически груз прибыл на станцию назначения 4 сентября 2018 г., что подтверждается отметкой в транспортной железнодорожной накладной, таким образом просрочка доставки отсутствует, а заявленная сумма неустойки в размере 11948,58руб. подлежит отклонению.
По железнодорожной накладной ЭЬ311816 (ЭЬО14497) срок доставки истекал 5 сентября 2018г., фактически груз прибыл на станцию назначения 4 сентября 2018г., что подтверждается отметкой в транспортной железнодорожной накладной, таким образом просрочка доставки отсутствует, а заявленная сумма неустойки в размере 10328,58руб. подлежит отклонению.
По железнодорожной накладной ЭЬ311870 (ЭБ014497) срок доставки истекал 5 сентября 2018г., фактически груз прибыл на станцию назначения 4 сентября 2018 г., что подтверждается отметкой в транспортной железнодорожной накладной, таким образом просрочка доставки отсутствует, а заявленная сумма неустойки в размере 10126,08руб. подлежит отклонению.
По железнодорожной накладной ЭЬЗ 11709 (ЭЬО 14497) срок доставки истекал 5 сентября 2018г., фактически груз прибыл на станцию назначения 4 сентября 2018 г., что подтверждается отметкой в транспортной железнодорожной накладной, таким образом просрочка доставки отсутствует, а заявленная сумма неустойки в размере 11948,58руб. подлежит отклонению.
По железнодорожной накладной ЭЬЗ 11887 (ЭЬ014497) срок доставки истекал 5
сентября 2018г., фактически груз прибыл на станцию назначения 4 сентября 2018 г., что
подтверждается отметкой в транспортной железнодорожной накладной, таким образом просрочка доставки отсутствует, а заявленная сумма неустойки в размере 11948,58руб. подлежит отклонению.
Вагоны заадресованы по заявлению ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка».
Статья 13 УЖТ РФ устанавливает, что «Перевозчики по договору с грузоотправителями и (или) владельцами железнодорожного пути необщего пользования могут осуществлять перевозки грузов поездом установленного веса или длины, сформированным на железнодорожном пути необщего пользования либо по договору с грузоотправителями и (или) владельцами инфраструктур на железнодорожной станции (отправительскими маршрутами) в соответствии с планом формирования поездов.
Основные условия и порядок организации перевозок грузов отправительскими маршрутами устанавливаются правилами перевозок грузов железнодорожным транспортом».
Приказом МПС РФ 29.03.1999 г. №10Ц утверждены «Правила перевозок грузов отправительскими маршрутами на железнодорожном транспорте», в которых указано, что «маршруты могут организовываться в распыление, при перевозке назначением на станции расформирования по плану формирования грузовых поездов либо назначением в объявленные владельцем инфраструктуры пункты (станции) распыления маршрутов,, где производится заадресовка (указание станций назначения и грузополучателя) вагонов на станции выгрузки в адрес конкретных грузополучателей, либо назначением на входные и
распределительные станции, получающие топливные грузы, с дальнейшей заадресовкой вагонов на станции выгрузки.
В Правилах исчисления сроков доставки для перевозки маршрутной отправки с распылением установлен самостоятельный порядок исчисления сроков доставки.
Пунктом 4.2. Правил исчисления сроков доставки грузов, утв. Приказом № 245 от 07.08.2015 (далее - Правил) установлено, что срок доставки рассчитывается «для отправительских маршрутов, направляемых на железнодорожные станции распыления, расформирования - как сумма сроков доставки отдельно за расстояние от . железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления, расформирования, - исходя из нормы суточного пробега, установленной для маршрутных отправок, и за расстояние от железнодорожной станции распыления, расформирования до железнодорожной станции назначения - исходя из норм суточного пробегу, установленных для повагонных отправок»
Пунктом 2.1. Правил исчисления сроков доставки грузов, порожних грузовых вагонов железнодорожным транспортом (приказ Минтранса РФ № 245 от 07.08.2015) определено, -что нормативный срок доставки грузов, порожних контейнеров и порожних вагонов исчисляется на железнодорожной станции отправления исходя из расстояния перевозки, за которое в соответствии с Уставом рассчитывается плата за перевозку, в зависимости от вида отправки и скорости перевозки.
В Тарифном руководстве № 1 «Тарифы на перевозки грузов и услуги инфраструктуры, выполняемые российскими железными дорогами» (Постановление ФЭК России от 17.06.2003 № 47-т/5) содержится подпункт 2.23.3., предусматривающий, что «Плата за перевозку отправительскими маршрутами наливных нефтяных грузов с распылением (заадресовкой) в установленных пунктах, если об этом объявлено в специальном приказе, , определяется как сумма плат за расстояние от железнодорожной станции отправления до железнодорожной станции распыления или распределительной станции и за расстояние от железнодорожной станции распыления или распределительной станции до железнодорожной станции выгрузки по тарифным схемам №№...»
При отправлении груза со стации Татьянка грузоотправитель, ООО «Лукойл-Волгограднефтепереработка» указал станцию Краснодар-Сортировочный в качестве станции назначения.
Письмом № 31-03-11731 от 03.10.2018 грузоотправитель обратился к перевозчику с просьбой о дальнейшей заадресовке вагонов со станции Краснодар-Сортировочный на станцию ФИО2 СКав жд по спорной ж.д. накладной ЭЬ311771 (ЭЬО14497), ЭЬ311816 (ЭЫ14497), ЭБ311870 (ЭБ014497), ЭЬ311709 (ЭБ014497) ЭЬ311887 (ЭЬ014497).
Таким образом, срок доставки по данным отправкам, оформленными ж.д. накладными ЭЬ311771 (ЭБ014497), ЭБ311816 (ЭБ014497), ЭБ311870 (ЭЬ014497)," ЭЬЗ 11709 (ЭЬО 14497) ЭЬ311887 (ЭЬО14497), должен рассчитываться как сумма двух сроков доставки, первый из которых - от станции отправления Татьянка до станции распыления Краснодар-Сортировочный составляет 8 суток, а второй - 5 суток:
660/550 + 2+1+3=8 суток (с учетом округления неполных суток дотполных согласно пункту 2.6.Правил), где:
660 км - расстояние от станции отправления Татьянка до станции распыления '
Краснодар-Сортировочный(
550 км/сут. - суточная скорость, установленная для маршрутных отправок (п.2.3.1 Правил) независимо от расстояния перевозки
2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил);
3 сут. - увеличение по пункту 1.1. договора № 97/2017 от 24.01.2014 в редакции доп. соглашения от 01.01.2016 с грузоотправителем ООО луковйл-Волгогдарнефтепереработка срока доставки вагонов отправлением со ст. Татьянка на все станции ОАО «РЖД»;
158/110+2+1=5 суток (с учетом округления неполных суток до полных .согласно пункту 2.6.Правил)
158 км - расстояние от станции распыления Краснодар-Сортировочный до станции назначения ФИО2 СКжд
110 км/сут. - суточная скорость перевозки повагонных отправок для расстояния от 200 до 599 км (пункт 2.1. Правил)
- 2 сут. - дополнительные сутки на операции, связанные с отправлением и прибытием груза (пункт 5.1.Правил)
1 сут. - дополнительные сутки на перевозку опасных грузов (пункт 5.12. Правил).
Утверждение истца о том, что вагоны по ж.д. накладным не следовали через станцию Краснодар-Сорт. С-Кав ж.д., не подтверждается материалами дела, а именно указанием грузоотправителем станции Краснодар-Сорт. С-Кав ж.д. в качестве станции назначения, Краснодар-Сорт. С-Кав ж.д, которым заверено новое наименование станции назначения, а также подробным прохождением вагонов по спорным накладным.
Представленный истцом расчет и схема маршрута следования по кратчайшему расстоянию от станции Татьянка до станции ФИО2 С-Кав ж.д. не соответствует указанному выше порядку расчета тарифного расстояния и правил исчисления сроков для избранных грузоотправителем условий перевозки по ж.д. накладным ЭЬ311771 (ЭЬО14497), ЭБ311816 (ЭБ014497), ЭБ311870 (ЭБ014497), ЭБ311709 (ЭБ014497) ЭЬ311887 (ЭБ014497) (маршрутная с распылением), поскольку маршрут и срок доставки состоят из двух частей.
Таким образом, сумма в размере 56 300,40 руб. подлежит отклонению.
Аналогичный правовой подход поддержан судом апелляционной инстанции при рассмотрении аналогичных споров в рамках дел №А53-40115/2018, №А53-7781/2019, №А53-11709/2019, №А53-11593/2019, № А53-30560/2019.
Таким образом, по указанным основаниям сумма в размере 311 887,08 руб. подлежит исключению из расчета, а требования на такую сумму отклонению.
С учетом изложенного, обоснованными по праву и объему и подлежащими удовлетворению являются требования истца о взыскании с ответчика 37 105,84 руб. пени за просрочку доставки грузов.
В части данных требований дорога не доказана отсутствия своей вины в нарушении сроков доставки грузов.
Вместе с тем ответчиком было заявлено ходатайство о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Рассмотрев данное ходатайство, суд находит его подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Установленные статьей 97 Устава железнодорожного транспорта пени являются мерой имущественной ответственности, поэтому суд вправе применить к перевозчику правила об ответственности, в том числе и регулирующие вопросы снижения ее размера.
В соответствии с пунктом 1 статьи 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой (штрафом, пеней) признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.
В силу пункта 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, если подлежащая уплате неустойка явно несоразмерна последствиям нарушения обязательства, суд вправе ее уменьшить. Таким образом, гражданское законодательство предусматривает неустойку в качестве способа обеспечения исполнения обязательств и меры имущественной ответственности за их неисполнение или ненадлежащее исполнение, а право снижения неустойки предоставлено суду в целях устранения явной ее несоразмерности последствиям нарушения обязательств.
В силу части 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации законодатель устанавливает основания и пределы необходимых ограничений прав и свобод конкретного лица в целях защиты прав и законных интересов других лиц. Это касается и свободы договора при определении на основе федерального закона такого его условия, как размеры неустойки - они должны быть соразмерны указанным в этой конституционной норме целям.
В соответствии с правовой позицией Конституционного Суда Российской Федерации, сформировавшейся при осуществлении конституционно-правового толкования статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации, предоставленная суду возможность снижать размер неустойки в случае ее чрезмерности по сравнению с последствиями нарушений обязательств является одним из правовых способов, предусмотренных законом, которые направлены против злоупотребления правом свободного определения размера неустойки, то есть, по существу, на реализацию требований статьи 17 (часть 3) Конституции Российской Федерации, согласно которой осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. При применении данной нормы суд обязан установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности (неустойкой) и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного правонарушения (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 21.12.2000 г. № 263-О).
Заявление ответчика о применении положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации может быть сделано исключительно при рассмотрении дела судом первой инстанции или судом апелляционной инстанции в случае, если он перешел к рассмотрению дела по правилам производства в суде первой инстанции (пункт 72 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.03.2016 № 7 «О применении судами некоторых положений Гражданского кодекса Российской Федерации об ответственности за нарушение обязательств»).
В Информационном письме от 14.07.1997 г. № 17 «Обзор применения арбитражными судами статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации» Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации указал, что критериями для установления несоразмерности в каждом конкретном случае могут быть: чрезмерно высокий процент неустойки; значительное превышение суммы неустойки, суммы возможных убытков, вызванных нарушением обязательств; длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства.
Оценивая соразмерность заявленной ко взысканию неустойки в размере 37 105,84 руб., суд исходит из того, что предъявленная ко взысканию с ответчика неустойка является явно несоразмерной последствиям ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства.
Учитывая компенсационный характер гражданско-правовой ответственности, под соразмерностью суммы неустойки последствиям нарушения обязательства Гражданский кодекс Российской Федерации предполагает выплату кредитору такой компенсации его потерь, которая будет адекватна и соизмерима с нарушенным интересом.
На возможность применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к штрафам, предусмотренным в Уставе железнодорожного транспорта, указано в пункте 36 Постановления Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 № 30 «О некоторых вопросах практики применения Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Из положений названного пункта следует, что в случае установления арбитражным судом при рассмотрении конкретного спора явной несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательств, суд вправе в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации уменьшить его размер.
Из материалов дела усматривается, что имеет место незначительная просрочка в доставке груза. Учитывая заявление ответчика, а также то, что предъявленная к взысканию неустойка является несоразмерной последствиям ненадлежащего исполнения ответчиком обязательства, суд считает возможным уменьшить пеню на основании статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на 50%.
Снижая размер неустойки, суд считает необходимым отметить, что из пояснительной записки к проекту федерального закона «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» следует, что целью проекта федерального закона «О внесении изменения в статью 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации» является: выравнивание условий функционирования железнодорожного перевозчика по сравнению с перевозчиками на других видах транспорта в части ответственности за нарушение сроков доставки грузов и порожних вагонов, что позволит создать конкурентные условия в сфере перевозок различными видами транспорта и обеспечить сбалансированное развитие транспортной системы России; гармонизация ответственности перевозчика за просрочку доставки грузов, порожних грузовых вагонов, контейнеров при осуществлении перевозок во внутреннем и международном железнодорожном сообщениях. По мнению законодателя, изменение ответственности перевозчика позволит привлечь дополнительные средства на развитие локомотивного хозяйства перевозчика и дополнительные вложения в строительство и ремонт инфраструктуры железнодорожного транспорта общего пользования, что существенно скажется не увеличении скорости доставки.
При этом закон не отменяет права грузоотправителей (отправителей), грузополучателей (получателей) на качественную и своевременную доставку, так как не исключает ответственности перевозчика, а только выравнивает ее при внутренних железнодорожных перевозках с ответственностью при перевозках в международном сообщении.
Законодателем предприняты меры с целью минимизации потерь перевозчика и установлению размера ответственности, соразмерного правовой природе ответственности в виде несвоевременного исполнения принятого перевозчиком обязательства по своевременной доставке груза.
Вместе с тем, законодатель не предусмотрел запрет на реализацию положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к ответственности, предусмотренной статьей 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Согласно общему принципу, предусмотренному частью 2 статьи 54 Конституции Российской Федерации, никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
Указанные предписания в силу статьи 18 Конституции Российской Федерации обязательные как для правоприменителей, так и для законодателя (Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16.01.2001 N 1-О).
Статья 54 Конституции Российской Федерации имеет прямое действие. Ее нормы подлежат применению и в тех случаях, когда в том или ином законе или нормативном правовом акте они не нашли соответствующего отражения.
При этом данное конституционное установление является по своему характеру универсальным: оно адресовано всем правоприменителям при выборе нормы, подлежащей применению в каждом конкретном деле; обязательно для законодателя при принятии им норм о введении закона в действие и касается всех видов юридической ответственности.
Взыскание неустойки за нарушение сроков доставки грузов по своей правовой природе является ответственностью в виде несвоевременного исполнения принятого перевозчиком обязательства по своевременной доставке груза.
Из вышеуказанного следует, что закон, смягчающий или отменяющий ответственность либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило правонарушение до вступления такого закона в силу и в отношении которого решение о привлечении к ответственности не исполнено.
Пеня, предусмотренная статьей 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации», как мера ответственности за нарушение обязательств, связанных с перевозкой, является законной неустойкой (статья 332 Гражданского кодекса Российской Федерации). Размер подлежащей взысканию законной неустойкой может быть уменьшен судом в соответствии со статьей 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Кроме того в Постановлении Пленума ВАС РФ от 06.10.2005 N 30 (ред. от 01.07.2010) "О некоторых вопросах практики применения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" прямо предусмотрена возможность применения положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации к неустойке, взыскиваемой в порядке статьи 97 Федерального закона «Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации».
Критериями для устранения несоразмерности подлежащего уплате штрафа последствиям нарушения обязательства в каждом конкретном случае могут быть: чрезвычайно высокий процент неустойки, значительное превышение суммы неустойки над суммой возможных убытков, вызванных нарушением обязательства, длительность неисполнения обязательства и другие обстоятельства. При этом суд оценивает возможность снижения неустойки с учетом конкретных обстоятельств дела.
20 ноября 2018 г. Судебной коллегией по экономическим спорам Верховного суда РФ вынесено определение №306-ЭС18-11943 по делу №А55-6554/2017 в котором Верховный суд РФ поддержал правовой подход при рассмотрении споров о взыскании пени за просрочку доставки грузов, согласно которому указал на то, что в части 1 статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации речь идет не о праве суда, а по существу, о его обязанности установить баланс между применяемой к нарушителю мерой ответственности и оценкой действительного (а не возможного) размера ущерба, причиненного в результате конкретного нарушения.
Суд отмечает, что установленная в период спорных перевозок ставка ЦБ РФ значительно меньше размера пени за просрочку доставки груза.
Таким образом, размер взыскиваемой суммы пени значительно превышает действующую ключевую ставку по спорным транспортным накладным.
Положения Федерального закона "Устав железнодорожного транспорта Российской Федерации" построены на принципах взаимной ответственности всех участников перевозочного процесса: перевозчика, грузоотправителей и грузополучателей, владельцев путей и др.
На основании изложенного ходатайство ответчика о снижении пени подлежит удовлетворению, а исковые требования подлежат частичному удовлетворению, в размере 18 552,92 руб.
В удовлетворении оставшейся части иска следует отказать.
Согласно части 1 статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.
Как разъяснено в пункте 9 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 22.12.2011 № 81 "О некоторых вопросах применения статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации", рассматривая вопросы о распределении между сторонами расходов по уплате государственной пошлины в случаях уменьшения размера подлежащей взысканию неустойки, арбитражным судам необходимо учитывать, что согласно подпункту 2 пункта 1 статьи 333.22 Налогового кодекса Российской Федерации в цену иска включаются указанные в исковом заявлении суммы неустойки (штрафов, пеней) и проценты.
Если размер заявленной неустойки снижен арбитражным судом по правилам статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации на основании заявления ответчика, расходы истца по государственной пошлине не возвращаются в части сниженной суммы из бюджета и подлежат возмещению ответчиком исходя из суммы неустойки, которая подлежала бы взысканию без учета ее снижения.
Таким образом, расходы по уплате государственной пошлины по иску подлежат распределению между сторонами пропорционально размеру удовлетворенных требований без учета применения судом положений статьи 333 Гражданского кодекса Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 110,167-171,176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Ходатайство открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" о применении статьи 333 ГК РФ удовлетворить.
Иск удовлетворить частично.
Взыскать с открытого акционерного общества "РОССИЙСКИЕ ЖЕЛЕЗНЫЕ ДОРОГИ" (ИНН <***> ОГРН <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Лукойл-Югнефтепродукт» (ОГРН <***>, ИНН <***>) 18 552,92 руб. пени за просрочку доставки грузов, а также 1 061 руб. судебных расходов по уплате государственной пошлины по иску.
В удовлетворении оставшейся части иска отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Н.Н. Овчаренко