ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-31277/21 от 06.04.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   06 апреля 2022 г.

Полный текст решения изготовлен            11 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайровой А.Ш., рассмотрев в  открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГК «Чистый город» ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761

к Административной комиссии при Администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону, Администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону

о признании незаконным и отмене постановления

при участии:

от заявителя: представитель по доверенности от 21.10.2021 Феталиев А.А.;

от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 09.02.2022 Науменко А.Г.

установил: общество с ограниченной ответственностью «ГК «Чистый город» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Административной комиссии при Администрации Железнодорожного района города Ростова-на-Дону (далее – заинтересованное лицо, комиссия) о признании незаконным и отмене постановления от 01.09.2021 № 839/1763-2021 по делу об административном правонарушении и прекращении производства по делу.

Определением от 16.09.2021 к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечена Администрация Железнодорожного района города Ростова-на-Дону.

            Представитель заявителя в судебном заседании поддержал заявленные требования, приобщил к материалам дела дополнительные письменные пояснения.

            Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения требований, просил приобщить в материалы дела письменный отзыв, копии материалов дела об административном правонарушении.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд установил следующее.

            19.08.2021 комитетом по охране окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону проведено обследование территории улицы 2-я Кольцевая, 74-50, 77-21 в границах от улицы Мадояна до улицы Ясная на предмет своевременного выполнения работ по бесконтейнерной системе удаления твердых коммунальных отходов от индивидуальных жилых домов.

            По результатам обследования территории составлен акт обследования от 19.08.2021, которым установлено необеспечение своевременного удаления твердых коммунальных отходов от индивидуальных жилых домов частного сектора в соответствии с установленным графиком вывоза ТБО, что привело к загрязнению города.

            19.08.2021 комитетом по охране окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону на адрес электронной почты общества info-rostov@clean-rf.ru направлено уведомление о необходимости явки представителя для участия в составлении протокола об административном правонарушении.

Обществу вменяется нарушение пункта 4 главы 3, пункта 15 главы 4 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 N 398 (далее – Правила №398).

23.08.2021 ведущим специалистом комитета по охране окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону Негребецким Д.С. в присутствие представителя общества по доверенности от 28.05.2021 Бордюгова Д.С. составлен протокол №1763 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена статьей 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 N 273-ЗС «Об административных правонарушениях» (далее – Закон №273-ЗС).

23.08.2021 представителю общества по доверенности от 28.05.2021 Бордюгову Д.С. вручена повестка по делу об административном правонарушении №1763 с указанием даты и времени рассмотрения дела об административном правонарушении.

01.09.2021 комиссией в присутствие представителя общества по доверенности от 28.05.2021 Бордюгова Д.С. вынесено постановление №839/1763-2021 по делу об административном правонарушении, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Закона №273-ЗС, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.

Не согласившись с указанным постановлением, товарищество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Частью 1 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 настоящего Областного закона.

Частью 2 статьи 5.1 Областного закона от 25.10.2002 N 273-ЗС "Об административных правонарушениях" предусмотрена административная ответственность за повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 настоящей статьи.

Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.

В соответствии со статьей 16 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" к вопросам местного значения муниципального, городского округа относится: утверждение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, осуществление муниципального контроля в сфере благоустройства, предметом которого является соблюдение правил благоустройства территории муниципального, городского округа, в том числе требований к обеспечению доступности для инвалидов объектов социальной, инженерной и транспортной инфраструктур и предоставляемых услуг (при осуществлении муниципального контроля в сфере благоустройства может выдаваться предписание об устранении выявленных нарушений обязательных требований, выявленных в ходе наблюдения за соблюдением обязательных требований (мониторинга безопасности), организация благоустройства территории муниципального, городского округа в соответствии с указанными правилами, а также организация использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах муниципального, городского округа.

Правила благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденные Решением Ростовской-на-Дону городской Думы от 24.10.2017 № 398 устанавливают: единые и обязательные к исполнению нормы й требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городскихтерриторий, в том числе прилегающих к границам земельных сооружениям, а также внутренних производственных территорий, для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, «являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и. ведомственной принадлежности, определяют порядок, участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

Оспариваемым постановлением обществу вменяется нарушение пункта 4 главы 3, пункта 15 главы 4 Правил №398.

Пунктом 4 главы 3 Правил №398 предусмотрено, что не допускается нарушение установленных настоящими Правилами, нормативными актами Администрации города, отраслевыми регламентами и иными документами требований к выполнению работ по благоустройству, содержанию и уборке, в том числе повлекшее загрязнение территорий города.

В случае если объект благоустройства передан собственником владельцу в установленном законом порядке, ответственность за нарушение или неисполнение требований по содержанию объектов благоустройства, предусмотренных настоящими Правилами, возлагается на владельца. В иных случаях ответственность возлагается на собственника.

В случае привлечения на договорной основе организации, индивидуального предпринимателя, физического лица собственники (владельцы) обязаны обеспечить контроль своевременности и качества выполнения работ, а при ненадлежащем выполнении работ со стороны организации, индивидуального предпринимателя, физического лица предпринять меры, предусмотренные условиями договора, для устранения нарушений и ликвидации их последствий (при возникновении).

Согласно пункта 15 главы 4 Правил №398 на территории города запрещается, в том числе, вывозить и выгружать все виды отходов в не отведенные для этой цели места, закапывать отходы в землю, загрязнять территории общего пользования бытовыми и промышленными отходами, в том числе отходами жизнедеятельности домашних животных.

Из постановления от 01.09.2021 № 839/1763-2021 следует, что 19.08.2021 в 09 час 29 мин общество не обеспечило своевременное и качественное выполнение работ по бесконтейнерной системе удаления твердых коммунальных отходов от индивидуальных жилых домов частного сектора в соответствии с установленным графиком вывоза ТКО, что привело к загрязнению территории общего пользования по адресу улица 2-я Кольцевая, 74-50, 77-21 в границах от улицы Мадояна до улицы Ясная.

Согласно пункту 4 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 №1156 (далее – Правила №1156), обращение с твердыми коммунальными отходами на территории субъекта Российской Федерации обеспечивается региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, и территориальной схемой обращения с отходами (далее - схема обращения с отходами) на основании договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, заключенных с потребителями.

Региональный оператор осуществляет сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов самостоятельно или с привлечением операторов по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 9 Правил №1156 Потребители осуществляют складирование твердых коммунальных отходов в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, определенных договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, в соответствии со схемой обращения с отходами.

В случае если в схеме обращения с отходами отсутствует информация о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов, региональный оператор направляет информацию о выявленных местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, утвердивший схему обращения с отходами, для включения в нее сведений о местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов.

Согласно пункту 10 Правил №1156 в соответствии с договором на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами в местах (площадках) накопления твердых коммунальных отходов складирование твердых коммунальных отходов осуществляется потребителями следующими способами: а) в контейнеры, расположенные в мусороприемных камерах (при наличии соответствующей внутридомовой инженерной системы); б) в контейнеры, бункеры, расположенные на контейнерных площадках; в) в пакеты или другие емкости, предоставленные региональным оператором.

Обеспечение складирования мусора в бункеры и контейнеры, поддержание контейнерной площадки и прилегающей к ней территории не входит в зону ответственности регионального оператора, обязанного осуществить сбор и вывоз мусора, размещенного в бункерах и контейнерах, непосредственно с территории контейнерной площадки.

С учетом Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 06.05.2011 № 354 (далее - Правила № 354), на региональных операторов возложена обязанность по осуществлению вывоза ТКО, в том числе КГО из специально отведенных мест: контейнерных площадок и специальных площадок для складирования КГО, определенных соответствующим договором в соответствии со схемой обращения с отходами.

В силу абзаца 29 раздела 2 Правил N 398 контейнерная площадка - место (площадка) накопления твердых коммунальных отходов, обустроенное в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды и законодательства Российской Федерации в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения и предназначенное для размещения контейнеров и бункеров.

Согласно статье 13 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ) территории муниципальных образований подлежат регулярной очистке от отходов в соответствии с экологическими, санитарными и иными требованиями. Организацию деятельности в области обращения с отходами на территориях муниципальных образований осуществляют органы местного самоуправления в соответствии с законодательством РФ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 Закона N 89-ФЗ к полномочиям органов местного самоуправления городских поселений в области обращения с твердыми коммунальными отходами относятся: создание и содержание мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, за исключением установленных законодательством Российской Федерации случаев, когда такая обязанность лежит на других лицах; определение схемы размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

В силу статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ накопление отходов допускается только в местах (на площадках) накопления отходов, соответствующих требованиям законодательства в области санитарно-эпидемиологического благополучия населения и иного законодательства Российской Федерации, а накопление твердых коммунальных отходов осуществляется в соответствии с правилами обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Согласно пункту 13 Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства от 12.11.2016 N 1156 (далее - Правила N 1156) бремя содержания контейнерных площадок, специальных площадок для складирования крупногабаритных отходов, не входящих в состав общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, несут органы местного самоуправления муниципальных образований, в границах которых расположены такие площадки.

Частью 4 статьи 13.4 Закона N 89-ФЗ установлено, что органы местного самоуправления определяют схему размещения мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и осуществляют ведение реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов в соответствии с правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.

Правила обустройства мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов и правила ведения их реестра, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 31.08.2018 N 1039 (далее - Правила N 1039), включают в себя порядок создания мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), правила формирования и ведения реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов, требования к содержанию реестра мест (площадок) накопления твердых коммунальных отходов.

Общество не отрицает, что по адресу улица 2-я Кольцевая, 74-50, 77-21 в границах от улицы Мадояна до улицы Ясная отсутствует организованная контейнерная площадка, вывоз отходов производится бестарным способом, и на общество как регионального оператора возложена обязанность по вывозу отходов по указанному адресу.

Из информации, размещенной на официальном сайте общества https://rostov.clean-rf.ru/, следует, что общество обеспечивает вывоз отходов по указанному адресу согласно графику «среда, суббота».

Из оспариваемого постановления следует, что общество 19.08.2021 не обеспечило вывоз мусора по указанному адресу. В доказательство наличия события правонарушения комиссией представлена фототаблица от 18.08.2021 и 19.08.2021.

Общество в обоснование незаконности оспариваемого постановления ссылается на то обстоятельство, что днем совершения правонарушения – 19.08.2021 является четверг, и поскольку четверг не является днем вывоза отходов по указанному адресу, вменение обществу в нарушение отсутствие вывоза отходов в указанный день недели необоснованно.

Суд соглашается с позицией заявителя ввиду следующего.

Из буквального толкования оспариваемого постановления следует, что 19.08.2021 (четверг) общество не обеспечило своевременное и качественное выполнение работ по бесконтейнерной системе удаления твердых коммунальных отходов от индивидуальных жилых домов частного сектора в соответствии с установленным графиком вывоза ТКО, что привело к загрязнению территории общего пользования по адресу улица 2-я Кольцевая, 74-50, 77-21 в границах от улицы Мадояна до улицы Ясная.

Согласно графику вывоза отходов по указанному адресу вывоз производится по графику «среда, суббота». Днем совершения правонарушения является четверг.

Таким образом, наличие пакетов с ТКО вне специально оборудованных площадок на следующий день после дня вывоза отходов согласно графику, если только не представлены доказательства наличия в прежних местах пакетов с ТКО,  не является следствием действий или бездействия общества. Вполне возможно наличие такой ситуации, когда общество осуществило уборку ТКО в установленный по графику день, вместе с тем пакеты с ТКО выставлены потребителями в месте уборки на следующий день.

Из представленных фототаблиц от 18.08.2021 и 19.08.2021 невозможно установить адресную привязку к изображенной местности, а также тождественность адресов изображенных домов.

Поскольку в данном конкретном случае отсутствует организованная контейнерная площадка, наличие объективной стороны правонарушения могло быть доказано при фиксации административным органом места совершения правонарушения в день вывоза ТКО  по графику и фиксации этого же места совершения правонарушения на следующий день.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании не представил пояснений относительно адресов изображенных на фототаблицах от 18.08.2021 и 19.08.2021 домов. Вместе с тем на фотоснимках изображены различные объекты в различные дни.

При таких обстоятельствах суду не представляется возможным установить принадлежность адреса, указанного в оспариваемом постановлении, и фактического адреса, который обследовал комитет по охране окружающей среды Администрации г. Ростова-на-Дону.

В соответствии со статьей 26.2 КоАП РФ доказательствами по делу об административном правонарушении являются любые фактические данные, на основании которых судья, орган, должностное лицо, в производстве которых находится дело, устанавливают наличие или отсутствие события административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела. Эти данные устанавливаются протоколом об административном правонарушении, иными протоколами, предусмотренными настоящим Кодексом, объяснениями лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаниями потерпевшего, свидетелей, заключениями эксперта, иными документами, а также показаниями специальных технических средств, вещественными доказательствами.

Материалы административного производства должны содержать достаточное описание события правонарушения для возможности квалификации объективной стороны как деяния, нарушающего соответствующие нормы закона.

Судом установлено, что в рамках настоящего дела событие правонарушения не подтверждено административным органом ни на стадии проверки, ни в ходе процедуры, регламентируемой КоАП РФ.

Исходя из положений статей 2.1, 26.1 КоАП РФ для привлечения к административной ответственности необходимо наличие состава административного правонарушения, включающего четыре элемента: объект, объективную сторону, субъект, субъективную сторону.

Данные обстоятельства подлежат установлению на основании полученных административным органом в ходе административного производства соответствующих доказательств - протокола об административном правонарушении, иных протоколов, предусмотренных КоАП РФ, объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего, свидетелей, заключений эксперта, иных документов, а также показаний специальных технических средств, вещественных доказательств. Не допускается использования доказательств, полученных с нарушением закона (части 2, 3 статьи 26.2 КоАП РФ).

В соответствии с частями 1, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица.

Из текста оспариваемого  постановления следует, что оно не содержит описания объективной стороны правонарушения и в чем выражается вина товарищества, и как административный орган исследовал вопросы субъекта правонарушения и виновности товарищества.

Таким образом, из материалов дела невозможно сделать вывод о том, что административный орган устанавливал обстоятельства, связанные с событием правонарушения и исследовал виновность общества. Следовательно, административный орган подошел формально к рассмотрению дела об административном правонарушении.

Констатация в постановлении по делу об административном правонарушении одного лишь факта нарушения отдельной общей нормы, без описания объективной стороны правонарушения, указания на виновные действия либо бездействие товарищества, без установления причинно-следственной связи между такими действиями (бездействиями) и совершенным правонарушением, а также без установления наличия у привлекаемого лица реальной возможности для соблюдения указанных правил и норм в данном случае не является достаточным основанием для привлечения заявителя к административной ответственности.

Такой подход к установлению состава правонарушения и квалификации противоправных действий не соответствует требованиям законодательства об административных правонарушениях.

С учетом вышеизложенного суд пришел к выводу о том, что требования общества являются обоснованными, оспариваемое постановление по делу об административном правонарушении подлежит признанию незаконным и отмене.

Судебные расходы не распределяются, поскольку в соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

  Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии при Администрации Железнодорожного района г. Ростова-на-Дону от 01.09.2021 № 839/1763-2021 о назначении обществу с ограниченной ответственностью «ГК «Чистый город» ИНН 3435085647, ОГРН 1073435002761 административного наказания в виде штрафа в размере 70 000 руб.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу только по основаниям, предусмотренным частью 3 статьи 288.2 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

            Судья                                                                                            Ю.Ю. Андрианова