АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
14 апреля 2017 г. Дело № А53-3205/17
Резолютивная часть решения объявлена 10 апреля 2017 г.
Полный текст решения изготовлен 14 апреля 2017 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Димитриева М.А., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Клочковой А.В.(до перерыва), помощником судьи Игнатенко О.А. (после перерыва),
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***> ОГРН <***>
к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палат» по Ростовской области, Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области
о признании решения о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета незаконным,
при участии:
от заявителя: ФИО2, представитель по доверенности,
от заинтересованных лиц: от Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области: ФИО3, представитель по доверенности, от Филиала Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата» по Ростовской области: ФИО4, представитель по доверенности.
Лица, участвующие в деле о времени и месте рассмотрения дела извещены надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте судебного заседания на сайте Арбитражного суда Ростовской области. Лицам, участвующим в деле процессуальные права и обязанности разъяснены. Отводов суду не заявлено.
Определением суда от 13.03.2017 к участию в деле в качестве второго заинтересованного лица привлечено: Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области.
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 ИНН <***> ОГРН <***> обратился в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к Филиалу Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палат» по Ростовской области о признании решения от 01.12.2016 №61/006/16-126218 незаконным, об обязании провести кадастровый учет здания, расположенного по адресу: <...>.
Заявитель требования поддержал в полном объеме по основаниям изложенным в заявлении.
Заинтересованные лица в удовлетворении заявленных требований возражает по доводам, изложенным в отзывах и в судебных заседаниях.
Заявитель в обоснование заявленных требований ссылается на следующие обстоятельства:
Индивидуальным предпринимателем ФИО1 на основании разрешения на строительство № 61-302-331-2016 от 18.07.2016 возведен двухэтажный 9-ти квартирный жилой дом блокированной застройки, по адресу: <...>. Данный жилой дом возведен на земельном участке с кадастровым номером 61:46:0011501:1150 с видом разрешенного использования: жилой дом блокированной застройки. Данный земельный участок предоставлен заявителю на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 5956 от 30.05.2016, договора № 67 перенайма по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 5956 от 30.05.2016 от 20.06.2016 г.
Возведенный по вышеуказанному адресу двухэтажный 9-ти квартирный жилой дом блокированной застройки введен в эксплуатацию на основании разрешения па ввод объекта в эксплуатацию № 61-302-85-2016 от 30.09.2016.
Подготовив все документы, в частности, изготовив технический план спорного строения, индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в Филиал ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Ростовской области с заявлением о постановке возведенного строения на кадастровый учет.
Решением от 01.12.2016 № 61/006/16-126218 постановка на кадастровый учет вышеуказанного жилого дома приостановлена. В качестве причины приостановления указано: «Имеются противоречия между сведениями об объекте недвижимости, содержащимися в представленных заявителем для осуществления такого кадастрового учета документах, с кадастровыми сведениями о данном объекте недвижимости, а именно: согласно представленным с заявлением документам назначение здания «Многоквартирный дом», однако по сведениям Государственного кадастра недвижимости объект расположен на земельном участке, вид разрешенного использования которого «жилой дом блокированной застройки».
Однако, в разрешении на строительство и в разрешении на ввод в эксплуатацию абсолютно однозначно указано, что возведен двухэтажный 9-ти квартирный жилой дом блокированной застройки. Более того, этот же вывод следует из представленного для постановки на кадастровый учет технического плана, в котором прямо указано, что данный дом относится к блокированным жилым домам.
Из содержания заключения кадастрового инженера, помещенного в данный технический план, следует, что согласно позиции, изложенной в письмах Минэкономразвития России от 25.10.2011 г. № Д23-4462, от 17.10.2011 г. № ОГ-Д23-1694, от 26.08.2010 г. № Д23-3390, от 19.01.2010 г. № Д23-99, жилые дома блокированной застройки относятся к многоквартирным домам, строительство жилых домов блокированной застройки может осуществляться на одном земельном участке, сформированном для их строительства.
Кроме того, индивидуальный предприниматель ФИО1 обращался с запросом в Управление по архитектуре и градостроительству г. Батайска и получил ответ на свой запрос, в соответствии с которым «в соответствии с ч. 2 п.2 ст. 49 Градостроительного кодекса РФ к жилым домам блокированной застройки относятся жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования (жилые дома блокированной застройки).
Заявитель полагая, что решение Филиала ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» по Ростовской области от 01.12.2016 № 61/006/16-126218 вынесено с нарушением норм действующего законодательства, нарушает права индивидуального предпринимателя ФИО1 в сфере предпринимательской деятельности, препятствуя оформлению документов и последующей регистрации права собственности в отношении возведенного им жилого дома, а также последующей продаже помещений, расположенных в данном доме, обратился в суд с настоящим заявлением.
Рассмотрев материалы дела, оценив доказательства в их совокупности с точки зрения относимости, допустимости и достаточности, арбитражный суд считает, что заявленные требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Суд установил, что предметом оспаривания является решение кадастровой палаты от 01.12.2016 № 61/006/16-126218 о приостановлении кадастрового учета объекта недвижимости.
С 01.12.2016 года вступила в действие норма статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости", согласно которой решение о приостановлении может быть обжаловано в административном порядке заявителем или его представителем, а также кадастровым инженером, подготовившим межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, либо юридическим лицом, работником которого является кадастровый инженер, подготовивший межевой план, технический план или акт обследования, представленные в орган кадастрового учета с заявлением о кадастровом учете, в апелляционную комиссию, созданную при органе кадастрового учета в порядке, установленном настоящей статьей (далее - апелляционная комиссия). При этом обжалование решения о приостановлении в судебном порядке возможно только после обжалования такого решения в апелляционную комиссию.
Этой нормой установлен досудебный административный порядок разрешения спора.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 148 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оставляет исковое заявление без рассмотрения, если после его принятия к производству установит, что истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, за исключением случаев, если его соблюдение не предусмотрено федеральным законом;
Проанализировав вопрос о необходимости оставления заявления без рассмотрения, суд таковой не нашел.
Оспариваемое решение вынесено 01.12.2016, то есть норма статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости", к данному решению применима.
Согласно пункту 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) "О государственном кадастре недвижимости" для обжалования решения о приостановлении лицом, указанным в части 1 настоящей статьи, в апелляционную комиссию в течение тридцати дней с даты принятия решения о приостановлении представляется заявление об обжаловании решения о приостановлении. Соответствующее заявление представляется в апелляционную комиссию по месту нахождения органа регистрации прав, принявшего решение о приостановлении, в письменной форме при личном обращении, посредством почтового отправления с описью вложения и с уведомлением о вручении либо в электронной форме с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети "Интернет", включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по нормативно-правовому регулированию в сфере кадастровой деятельности, деятельности саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров (далее - орган нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений) (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ).
На основании пункта 2 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ) "О государственном кадастре недвижимости. Апелляционная комиссия формируется органом регистрации прав в каждом субъекте Российской Федерации. В состав апелляционной комиссии включаются по три представителя соответственно от органа регистрации прав и национального объединения саморегулируемых организаций кадастровых инженеров, которые подлежат ротации один раз в два года. Положение о порядке формирования и работы апелляционной комиссии, перечень и формы документов, необходимых для обращения в апелляционную комиссию, а также документов, подготавливаемых в результате ее работы, устанавливаются органом нормативно-правового регулирования в сфере кадастровых отношений. Председатель апелляционной комиссии и его заместитель должны иметь усиленную квалифицированную электронную подпись.
Более того, согласно части 11 статьи 26.1 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" в случае, если принятие решения о приостановлении признано апелляционной комиссией необоснованным (не соответствующим основаниям, указанным в статье 26 настоящего Федерального закона) и отсутствуют иные основания (не отраженные в решении о приостановлении) для приостановления кадастрового учета, предусмотренные статьей 26 настоящего Федерального закона, апелляционной комиссией принимается решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении. Решение об удовлетворении заявления об обжаловании решения о приостановлении является основанием для осуществления кадастрового учета в порядке и в сроки, которые установлены Федеральным законом.
Таким образом, вводя досудебный порядок оспаривания решения о приостановлении процедуры кадастрового учета, законодатель исходит из возможности в случае признания его апелляционной комиссией необоснованным продолжения этой процедуры.
Согласно части 9 статьи 26 Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости" (действовавшей на момент вынесения оспариваемого решения) осуществление кадастрового учета приостанавливается на срок до устранения обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения о приостановлении, но не более чем на три месяца.
Однако, на вопрос суда создана ли апелляционная комиссия по рассмотрению решений о приостановлении осуществления государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав, принятые в отношении документов, необходимых для осуществления государственного кадастрового учета, представители заинтересованных лиц, пояснили, апелляционная комиссия не создана.
Таким образом, у заявителя возможность обжалования решения приостановлении осуществления государственного кадастрового учета в апелляционной комиссии при кадастровом органе, отсутствовала.
В оспариваемом решении срок, на который приостановлен кадастровый учет, не указан. Однако, с учетом того, что на момент рассмотрения спора установленный законом предельный срок истек, суд предложил кадастровой палате представить сведения о результатах процедуры кадастрового учета.
Согласно сведениям, предоставленным кадастровой палатой, и объяснениям ее представителя в судебном заседании, рассмотрение заявления прекращено 20.12.2016 по заявлению ФИО5. При этом отдельного решения, которое может явиться предметом оспаривания, палатой не выносится.
Таким образом, процедура в кадастровой палате завершена, ее продолжение невозможно, а потому процедура внесудебного оспаривания решения не может достичь цели. Даже в случае признания комиссией приостановления необоснованным, кадастровый учет невозможен ввиду прекращения рассмотрения заявления.
При таких обстоятельствах суд нашел недопустимым оставление заявления без рассмотрения. При этом суд руководствуется следующими правовыми позициями Конституционного Суда РФ (Постановление от 28.05.1999 N 9-П).
Конституция Российской Федерации (статья 46) гарантирует каждому судебную защиту его прав и свобод в рамках конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства. В соответствии с Конституцией Российской Федерации, а также признанными Российской Федерацией нормами международного права и исходя из задачи обеспечения прав и свобод человека, которые действуют непосредственно (статья 18 Конституции Российской Федерации), основные принципы справедливого правосудия (статья 123 Конституции Российской Федерации, пункт 1 статьи 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод) должны соблюдаться и при производстве в судах.
Следовательно, нормы, предусматривающие особенности судопроизводства, также не могут противоречить общим принципам права, умалять конституционные гарантии достоинства личности, нарушать равенство всех перед законом и судом и в силу этого не должны ограничивать право каждого на судебную защиту.
Статья 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации допускает ограничение федеральным законом прав и свобод человека и гражданина только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. Ни одна из перечисленных целей не может оправдать ограничение основного права на судебную защиту, являющегося гарантией всех других прав и свобод. В силу статьи 56 (часть 3) Конституции Российской Федерации даже в условиях чрезвычайного положения это право не подлежит ограничению.
Раскрывая конституционное содержание права на судебную защиту, Конституционный Суд Российской Федерации сформулировал правовую позицию, согласно которой это право предполагает и конкретные гарантии эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости (Постановление от 16 марта 1998 года по делу о проверке конституционности статьи 44 УПК РСФСР и статьи 123 ГПК РСФСР).
Таким образом, суд полагает, что оставление заявления без рассмотрения не отвечает целям правосудия, так как не обеспечивает конкретные гарантии эффективного восстановления в правах. Требование подлежит рассмотрению по существу.
Судом установлено, что индивидуальным предпринимателем ФИО1 на основании разрешения на строительство № 61-302-331-2016 от 18.07.2016 возведен двухэтажный 9-ти квартирный жилой дом блокированной застройки по адресу: <...>.
Жилой дом возведен на земельном участке с кадастровым номером 61:46:0011501:1150 с видом разрешенного использования: жилой дом блокированной застройки. Данный земельный участок предоставлен заявителю на основании договора аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 5956 от 30.05.2016, договора перенайма № 67 от 20.06.2016 по договору аренды находящегося в государственной собственности земельного участка № 5956 от 30.05.2016.
Возведенный заявителем по указанному адресу двухэтажный 9-ти квартирный жилой дом блокированной застройки введен в эксплуатацию на основании разрешения на ввод объекта в эксплуатацию № 61-302-85-2016 от 30.09.2016.
04.10.2016 индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в кадастровую палату с заявлением о постановке на кадастровый учет здания, представив документы о вводе его в эксплуатацию и технический план, составленный кадастровым инженером ФИО6 (квалификационный аттестат № 61-11-381 18.04.2011).
Решением от 01.12.2016 г. № 61/006/16-126218 кадастровая палата приостановила осуществление кадастрового учета, указав на противоречия в документах, представленных заявителем. Таковыми палата признала указание в технической документации назначения здания как многоквартирного дома, тогда как видом разрешенного использования земельного участка - жилой дом блокированной застройки.
Поскольку срок приостановления в решении указан, а о результатах процедуры заявитель в установленном порядке не извещен, это решение явилось предметом оспаривания в рамках настоящего дела.
При рассмотрении его суд руководствуется следующим.
В соответствии с пунктом 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане и организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительным ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствует закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Согласно части 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Обязанность доказывания соответствия закону оспариваемого решения, действий (бездействия), наличия у органа или лица соответствующих полномочий, а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действие (бездействие).
В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации основанием для признания незаконными решений и действий (бездействия) государственных (иных) органов является наличие одновременно двух условий: их несоответствие закону (иному нормативному правовому акту) и нарушение прав (законных интересов) лица, обратившегося в суд с соответствующим требованием, в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии со статьей 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт органа местного самоуправления, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий права и охраняемые законом интересы граждан и юридических лиц, может быть признан судом недействительным.
Таким образом, заявленное требование может быть удовлетворено судом при наличии одновременно двух условий: несоответствия оспариваемого ненормативного акта закону или иному нормативному правовому акту и нарушения данным ненормативным актом прав и законных интересов граждан, организаций, иных лиц (пункт 6 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации и Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 N 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации").
На момент вынесения оспариваемого решения кадастровый учет объектов недвижимости регулировался нормами Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственном кадастре недвижимости".
Согласно статье 3 названного Федерального закона кадастровый учет и ведение государственного кадастра недвижимости осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом от 17 декабря 1997 года N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации", в области государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, кадастрового учета и ведения государственного кадастра недвижимости.
В обоснование принятого решения орган кадастрового учета сослался на положения пункта 5 части 2 статьи 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости", который устанавливает, что орган кадастрового учета принимает решение о приостановлении осуществления кадастрового учета, если заявление о кадастровом учете или необходимые для кадастрового учета документы по форме либо содержанию не соответствуют требованиям настоящего Федерального закона.
Проверяя обоснованность выводов кадастровой палаты о наличии противоречий в представленных заявителем документах, суд установил, что вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:46:0011501:1150 – «жилой дом блокированной застройки».
В техническом плане здания в графе наименование здания указано двухэтажный 9-квартирный жилой дом блокированной застройки, назначения здания определено как многоквартирный дом.
Принимая меры к устранению неясности, заявитель представил в орган кадастрового учета письмо Управления по архитектуре и градостроительству города Батайска от 16.11.2016 № 1270/3, в котором разъяснено следующее.
Вид разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером 61:46:0011501:1150 и объекта капитального строительства, возводимого на нем, определен проектом планировки и проектом межевания территории, утвержденным Постановлением Администрации города Батайска от 26.01.2016 № 75. Согласно проектной документации и разрешению на ввод объекта в эксплуатацию № 61-302-85-2016 от 30.09.2016 на земельном участке расположен блокированный жилой дом, состоящий из 6 блоков (квартир). В соответствии с частью 1.8 Главы 1 Правил землепользования и застройки муниципального образования «Город Батайск», утвержденных решением Батайской городской Думы от 27.08.2009 № 358 жилой дом блокированной застройки может состоять из нескольких блоков (квартир), каждая из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (стены) без проемов с соседним блоком, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Таким образом, Правилами землепользования и застройки муниципального образования «Город Батайск» установлено, что жилой дом блокированной застройки может состоять из блоков, которые представляют собой квартиры.
Согласно пункту 2 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - Градостроительный кодекс) под "жилыми домами блокированной застройки" понимаются жилые дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из нескольких блоков, количество которых не превышает десять и каждый из которых предназначен для проживания одной семьи, имеет общую стену (общие стены) без проемов с соседним блоком или соседними блоками, расположен на отдельном земельном участке и имеет выход на территорию общего пользования.
Согласно части 3 статьи 16 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - Жилищный кодекс) квартирой признается структурно обособленное помещение в многоквартирном доме, обеспечивающее возможность прямого доступа к помещениям общего пользования в таком доме и состоящее из одной или нескольких комнат, а также помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком обособленном помещении. При этом понятие многоквартирного дома Жилищным кодексом не определено. Однако данное определение предусмотрено пунктом 6 Постановления Правительства Российской Федерации от 28.01.2006 N 47 "Об утверждении положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции". Так, многоквартирным домом признается совокупность двух и более квартир, имеющих самостоятельные выходы либо на земельный участок, прилегающий к жилому дому, либо в помещения общего пользования в таком доме. Кроме того, подразумевается, что многоквартирный дом имеет общее имущество помещений общего пользования, в том числе собственников помещений в таком доме.
Многоквартирным домом признаются также дома с количеством этажей не более чем три, состоящие из одной или нескольких блок-секций, количество которых не превышает четыре, в каждой из которых находятся несколько квартир и помещения общего пользования и каждая из которых имеет отдельный подъезд с выходом на территорию общего пользования (пункт 3 части 2 статьи 49 Градостроительного кодекса).
Из приведенных законоположений следует, что указание на конструктивные характеристики дома (дом блокированной застройки) и на наличие в нем нескольких квартир (назначение – многоквартирный дом) не входят в противоречие между собой.
Поскольку в сложившейся системе правового регулирования объектом гражданского оборота как обособленное жилое помещение является квартира (в том числе – находящаяся в доме блокированной застройки), эти понятия друг другу не противоречат. Напротив, так как дом блокированной застройки предполагает нахождение в нем нескольких жилых помещений, каковыми признаются квартиры, указание на то, что дом имеет назначение многоквартирного, полностью соответствует его конструктивным характеристикам, которые предписаны видом разрешенного использования земельного участка.
Таким образом, у органа кадастрового учета не имелось предусмотренных статьей 26 Федерального закона "О государственном кадастре недвижимости" оснований для приостановления постановки на кадастровый учет земельного участка.
Ссылка кадастровой палаты на прекращение рассмотрения заявления предпринимателя ФИО1 по заявлению ФИО5 судом отклонена, поскольку органом кадастрового учета не представлено доказательств наличия у названного лица правомочий на подачу такого заявления и, что главное, - доказательства волеизъявления самого заявителя на прекращение процедуры кадастрового учета. У суда нет оснований полагать, что предприниматель, завершивший строительство и введший объект в эксплуатацию, мог утратить интерес к постановке объекта на кадастровый учет, то есть к совершению действия, необходимого для легализации объекта и введения его в гражданский оборот. Поэтому суд оставляет без внимания эти обстоятельства, как не основанные на волеизъявлении заявителя.
Из описанного выше следует, что оспариваемое решение противоречит приведенным нормам градостроительного законодательства и законодательства о кадастровом учете и нарушает права заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что создает основания для признания отказа незаконным.
Согласно части 5 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в резолютивной части решения по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, об отказе в совершении действий, в принятии решений должно содержаться как указание на признание оспариваемых действий (бездействия) незаконными, так и на обязанность соответствующих государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц совершить определенные действия, принять решения или иным образом устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя в установленный судом срок либо на отказ в удовлетворении требования заявителя полностью или в части.
Это означает, что суд должен указать способ восстановления нарушенного права, каковым в данном случае явится постановка на кадастровый учет здания.
По правилам статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд должен указать срок, в течение которого должны быть совершены требуемые действия. В данном случае такой срок признается разумным и достаточным в пределах десяти рабочих дней, поскольку исследования и проверки представленных заявителем документов не требуется.
При этом совершение этих действий должно быть вменено органу, к компетенции которого эти действия отнесены на момент рассмотрения спора.
Согласно статье 3 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ (ред. от 03.07.2016) "О государственной регистрации недвижимости" государственный кадастровый учет, государственная регистрация прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, осуществляются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти и его территориальными органами (далее - орган регистрации прав). К компетенции органа регистрации прав при осуществлении им государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав относится государственный кадастровый учет и государственная регистрация прав.
Таким органом является Управление Федеральной государственной службы регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области, следовательно, на него надлежит возложить проведение кадастрового учета.
По правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации на проигравшую сторону возлагаются судебные расходы лица, в чью пользу вынесен судебный акт. В качестве таковых предпринимателем указана государственная пошлина по заявлению.
Суд полагает необходимым отнести ее на Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии», поскольку действиями этого лица нарушены права заявителя. Удовлетворение требований к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области связано исключительно с перераспределением компетенции органов в спорный период, но не с принятием этим органом неправомерных решений, посягающих на права заявителя. Поэтому суд не находит оснований для возложения на него судебных расходов.
Руководствуясь статьями 110, 167-176,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным как противоречащее нормам Федерального закона от 24.07.2007 N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" (в редакции, действовавшей до 01.01.2017) решение Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» от 01.12.2016 № 61/006/16-126218.
Обязать Управление Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области в течение десяти дней с момента вступления настоящего решения в законную силу осуществить кадастровый учет здания, расположенного по адресу: <...>.
Взыскать с Федерального государственного бюджетного учреждения «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***> ОГРН <***> судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в
законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца со дня принятия решения (изготовления судебного акта в полном объеме), через суд принявший
решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или
суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Решение суда по настоящему делу, вступившее в законную силу, может быть обжаловано в Судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в порядке и сроки, предусмотренные статьями 291.1-291.15 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья М.А. Димитриев