ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-34628/12 от 03.04.2013 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«10» апреля 2013г. Дело № А53-34628/12

Резолютивная часть решения объявлена «03» апреля 2013г.

Полный текст решения изготовлен «10» апреля 2013г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Паутовой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Черножуковой Ю.В.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***>, ОГРНИП <***>

к Администрации г.Таганрога

- о признании недействительным Письма №4.1.3939 от 30.10.2012, подписанного Главным архитектором-председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога ФИО2, о приостановлении действия Разрешения на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359;

- об обязании Администрации города Таганрога не чинить препятствия в строительстве Культурно-досугового центра по адресу: <...> в соответствии с разрешением на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359,

при участии прокурора Ростовской области

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель ФИО3 (доверенность от 26.11.2012)

от заинтересованного лица: ведущий специалист Комитета по архитектуре и градостроительству ФИО4 (доверенность № 733 от 04.02.2013), главный специалист юридического отдела ФИО5 (доверенность №158 от 15.01.2013)

от прокурора РО: представитель не явился

установил:

Индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – ИП ФИО1, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации г.Таганрога о признании недействительным ненормативного правового акта - Письма №4.1.3939 от 30.10.2012, подписанного Главным архитектором-председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога ФИО2, о приостановлении действия Разрешения на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359 и об обязании Администрации города Таганрога не чинить препятствия в строительстве Культурно-досугового центра по адресу: <...> в соответствии с разрешением на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359.

Представитель заявителя поддержал заявленные требования, в качестве дополнения представил распечатку с официального сайта Администрации г. Таганрога о разрешении вопроса об определении места расположения знака воинской славы; доказательств того, что администрация г. Таганрога чинит препятствия в строительстве Культурно-досугового центра по адресу: <...> не представил.

В судебном заседании представитель предпринимателя пояснил, что отмена разрешения на строительство препятствует строительству в период действия полученного им в установленном порядке разрешения на строительство.

Представители Администрации г.Таганрога в судебном заседании поддержали изложенные в отзыве возражения; считают, что временное приостановление разрешения на строительство объекта (культурно-досуговый центр) от 27.09.2012 № RU 61311000-359 законно, так как такое решение принято Комитетом по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога в пределах его полномочий в связи с размещением на территории парка 300-летия Таганрога памятного знака «Стела воинской славы» и необходимостью разработки и утверждения генерального плана развития парковой территории (с элементами благоустройства и инфраструктуры).

Суд определением от 22 января 2013г. удовлетворил ходатайство прокурора Ростовской области о вступлении в дело.

Прокурор Ростовской области явки представителя на разбирательство дела не обеспечил, ранее представил отзыв на заявление ФИО1 к администрации г. Таганрога о признании недействительным письма №4.1.3939 от 30.10.2012, в котором прокурор просит производство по делу №А53-34628/2012 прекратить, мотивируя тем, что письмо не является муниципальным правовым актом; не содержит описания конкретного нарушения, которое послужило основанием для изложения в нем информации о приостановлении действия разрешения на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359, в связи с чем не может рассматриваться как решение уполномоченного органа местного самоуправления о приостановлении действия муниципального правового акта – разрешения на строительство.

Суд счел ходатайство прокурора о прекращении производства по делу не подлежащим удовлетворению, поскольку обжалуемое письмо является ненормативным правовым актом.

Разрешение на строительство - это административный акт (поскольку выдается органами исполнительной власти или местного самоуправления), предоставляющий право осуществить застройку земельного участка, находящегося в собственности, пользовании или аренде, в строгом соответствии с утвержденной проектной документацией, соблюдением строительных и природоохранных норм и правил. Разрешение на строительство является последним документом, при получении которого можно начинать строить объект, оно подтверждает наличие у застройщика земельного участка для строительства, проектной документации, прошедшей государственную экспертизу и проекта организации строительства.

В соответствии со статьей 48 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления или должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт.

Согласно пункту 4.6 положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога в полномочия комитета входит приостановление, прекращение в установленном законом порядке действия разрешения на строительство (реконструкцию), осуществление контроля за градостроительной деятельностью в городе Таганроге в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Приостановление действия разрешения на строительство является приостановлением градостроительной деятельности и входит в компетенцию Комитета.

Указав на разработку нового генерального плана развития парка 300-летия Таганрога, связанной с установкой памятной стелы ввиду присвоения городу Таганрогу почётного звания «Город воинской славы», Комитет приостановил действие разрешения на строительство культурно-досугового центра по адресу: ул. Сергея Шило, 210-2 от 27.09.2012 №RU61311000-359 до принятия решения об утверждении нового генерального плана, тем самым запретил предпринимателю производить действия согласно выданного ранее разрешения на строительство.

Таким образом, права предпринимателя нарушены, и он вправе обратиться за защитой своих прав и законных интересов (ст.11 ГК РФ).

Такой же вывод сделан Пятнадцатым арбитражным апелляционным судом в Постановлении 15АП-822/2011 от 07.02.2011 по делу № А53-22287/2010 и в судебных актах по делу №А53-12109/2011.

Суд рассматривает дело по существу в порядке ст. 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие надлежащим образом извещенного прокурора РО.

Изучив материалы дела, выслушав доводы и возражения лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Постановлением Мэра города Таганрога от 26.10.2007 №3944 был утвержден Акт выбора и проект границ земельного участка площадью 1 804кв.м. для строительства культурно-досугового центра, с присвоением адреса,: ул.Сергея Шило,212-2, и предварительно согласовано ФИО6 место размещения объекта для проведения проектно-изыскательских работ. Данное Постановление было принято на основании Акта выбора земельного участка под строительство культурно-досугового центра по адресу: ул.Сергея Шило,212-2.

До согласования основании Акта выбора земельного участка под строительство культурно-досугового центра по адресу: ул.Сергея Шило,212-2 в газете «Таганрогская правда» №1-3 от 5-11.01.2007г. было дано объявление о предполагаемом использовании земельного участка площадью 1 800кв.м. по адресу: парк им.300-летия Таганрога для строительства центра досуга и отдыха.

29.01.2010 Постановлением Администрации города Таганрога №370 ФИО6 был предоставлен в аренду земельный участок из земель населенных пунктов, находящийся по адресу: <...> для строительства культурно-досугового центра, общей площадью 1 804кв.м., сроком на 5 лет.

05.02.2010 между Комитетом по управлению имуществом г.Таганрога и ФИО6 был заключен Договор аренды №10-25 находящегося в государственной собственности земельного участка, предметом которого являлся земельный участок кадастровый №61:58:005267:223, находящийся по адресу: <...> для строительства культурно-досугового центра, общей площадью 1 804кв.м.

По Договору об уступке права аренды от 08.02.2010 ФИО1, приобрел у ФИО6 права и обязанности по Договору аренды №10-25 находящегося в государственной собственности земельного участка от 05.02.2010г. Данный договор зарегистрирован в Управлении Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области 08.04.2010.

22.12.2011 Постановлением Администрации г.Таганрога №4848 был утвержден
 Градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <...>

В последующем ФИО1 обратился с заявлением о выдаче разрешения на строительство и представил все необходимые документы, предусмотренные ст.51 Градостроительного Кодекса РФ. В связи с чем, 27.09.2012 ФИО1 Главным архитектором-председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога ФИО2 было выдано Разрешение на строительство №RU61311000-359 для строительства объекта капитального строительства культурно-досугового центра общей площадью 1 164,42кв.м, строительным объемом 8 491,92кв.м, на земельном участке 1 804кв.м. расположенного по адресу: <...>.

30.10.2012 Главным архитектором-председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога ФИО2 в адрес ИП ФИО1 было направлено Письмо №4.1.3938 о приостановлении действия разрешения на строительство №RU61311000-359 от 27.09.2012.

Считая незаконным содержащееся в письме решение Администрации №4.1.3939 от 30.10.2012 о приостановке действия разрешения на строительство, предприниматель обратился в арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Согласно части 1 статьи 198 АПК РФ граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно ч. 2 ст. 201 АПК РФ арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания недействительным ненормативного акта требуется наличие в совокупности двух условий: несоответствие оспариваемого акта закону и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Градостроительное законодательство относится к сфере совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов.

В абзаце 3 пункта 2 статьи 3 Федерального закона от 17.11.1995 № 169-ФЗ «Об архитектурной деятельности в Российской Федерации» закреплено, что строительство любого объекта должно вестись при наличии разрешения собственника земельного участка и (или) здания, сооружения, а также с соблюдением градостроительных, строительных норм и правил.

Разрешение на строительство по своей правовой квалификации является ненормативным актом, разрешающим реализацию конкретного архитектурного проекта, выполненного и утвержденного в соответствии с законодательством, при наличии доказательств соблюдения прав лиц, чьи права могут быть затронуты предполагаемым строительством.

В соответствии со ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт, за исключением случаев, предусмотренных настоящим Кодексом.

Частью 6 статьи 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации установлено, что разрешение на строительство выдается уполномоченными федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления для строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, при размещении которых допускается изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков.

В соответствии с частью 5 статьи 8 Градостроительного кодекса РФ выдача разрешений на строительство относится к полномочиям органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности.

В силу подпункта 20 пункта 1 статьи 14 Федерального закона от 06.10.2003 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее - Закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения поселения относится резервирование и изъятие, в том числе путем выкупа, земельных участков в границах поселения для муниципальных нужд, осуществление земельного контроля за использованием земель поселения.

В соответствии со статьей 48 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты могут быть отменены или их действие может быть приостановлено органами местного самоуправления и должностными лицами местного самоуправления, принявшими (издавшими) соответствующий муниципальный правовой акт либо судом, а в части, регулирующей осуществление органами местного самоуправления отдельных государственных полномочий, переданных им федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, - уполномоченным органом государственной власти Российской Федерации (уполномоченным органом государственной власти субъекта Российской Федерации).

При этом в силу пункта 4 статьи 7 Закона № 131-ФЗ муниципальные правовые акты не должны противоречить Конституции Российской Федерации, федеральным конституционным законам, другим федеральным законам и иным нормативным правовым актам Российской Федерации, а также конституциям (уставам), законам, иным нормативным правовым актам субъектов Российской Федерации.

Подпунктом 26 пункта 1 ст. 16 Закона № 131-ФЗ выдача разрешений на строительство, на ввод объектов в эксплуатацию при осуществлении строительства, реконструкции, капитального ремонта объектов капитального строительства, расположенных на территории городского округа отнесены к вопросам местного значения.

Разрешение на строительство 27.09.2012 №RU61311000-359 соответствует нормам действующего законодательства о градостроительной деятельности, в установленном порядке Комитетом не оспорено.

Исходя из положений п. 4 ст. 7, ст. 48 Закона № 131-ФЗ, компетентный орган местного самоуправления, его должностное лицо в порядке самоконтроля вправе отменить ранее принятый данным либо другим должностным лицом органа местного самоуправления правовой акт при наличии предусмотренных законом оснований.

Согласно положению «О Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога» утвержденному Распоряжением Мэра города Таганрога от 17.08.2006 г. № 194 «Об утверждении Положения о Комитете по архитектуре и градостроительству Администрации г. Таганрога», Комитет по архитектуре и градостроительству наделен полномочиями продлевать, приостанавливать, прекращать в установленном законом порядке действие разрешения на строительство (реконструкцию). Осуществлять контроль за градостроительной деятельностью в городе Таганроге в соответствии с Градостроительным кодексом РФ (п. 4.6).

Следовательно, Комитет, приостанавливая действие разрешения на строительство, действовал в пределах своей компетенции.

Однако, отменяющий акт органа местного самоуправления должен соответствовать закону, то есть быть обоснованным, содержать причины отмены и не нарушать законных прав граждан и организаций.

Основанием приостановления действия разрешения на строительство указана разработка нового генерального плана развития парка 300-летия, связанная с установкой памятной стелы ввиду присвоения городу Таганрогу почетного звания «Город воинской славы».

Поскольку вся необходимая документация для выдачи разрешения на строительство объекта капитального строительства культурно-досугового центра общей площадью 1 164,42кв.м, строительным объемом 8 491,92кв.м, на земельном участке 1804кв.м., расположенном по адресу: <...>, в том числе правоустанавливающие документы на земельный участок, была предоставлена в полном объеме, у Администрации отсутствовали правовые основания, установленные законом, для приостановления разрешения на строительство, выданного ИП ФИО1 Разрешение не признано недействительным в установленном порядке.

Исходя из смысла статьи 8 Градостроительного кодекса Российской Федерации, регулирующей полномочия органов местного самоуправления в области градостроительной деятельности, у администрации отсутствовали основания, обязанности по приостановлению действия разрешения на строительство культурно-досугового цента на земельном участке, выделенном для этой цели.

Администрация не представила доказательств изъятия у предпринимателя в установленном порядке земельного участка и запрета ему градостроительной деятельности на нем, а также отмены ранее принятых администрацией решений о строительстве. Земельный участок с предварительным согласованием места размещения объекта был предоставлен для строительства объекта недвижимости социального значения для обслуживания посетителей парка «33-летия <...>.

Разрешение на строительство выдано 27 сентября 2012г. сроком действия до 27 марта 2014г.

На момент рассмотрения дела на заседании Градостроительного совета г. Таганрога (29.03.2013) принято решение о месте размещения памятной стелы, символизирующей статус «Города воинской славы» - в пер. Спартаковском, т.е. не на участке, на котором ИП ФИО1 разрешено строительство культурно-досугового центра.

Согласно части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации каждое лицо, участвующее в деле, должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений.

В соответствии со статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обязанность доказывания соответствия оспариваемого ненормативного правового акта закону или иному нормативному правовому акту, законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого акта, решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли акт, решение или совершили действия (бездействие).

В нарушение статей 65, 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации комитетом по архитектуре и градостроительству г. Таганрога не представлено доказательств законности обжалуемого решения, выраженного в письме №4.1.3939 от 30.10.2012 о приостановке действия разрешения на строительство.

Согласно ст. 13 Гражданского кодекса Российской Федерации ненормативный акт государственного органа, не соответствующий закону или иным правовым актам и нарушающий гражданские права и охраняемые законом интересы юридического лица, может быть признан судом недействительным.

Оценив доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании, суд пришел к выводу о том, что решение Администрации муниципального образования города Таганрога, выраженное в письме №4.1.3939 от 30.10.2012, подписанном Главным архитектором-председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога ФИО2, о приостановлении действия Разрешения на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359, нарушает права в сфере предпринимательской деятельности ИП ФИО1, и противоречит Градостроительному кодексу РФ.

Требования ИП ФИО1 об обязании Администрации города Таганрога не чинить препятствия в строительстве Культурно-досугового центра по адресу: <...> в соответствии с разрешением на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359 суд признает не подлежащими удовлетворению. Надлежащих доказательств, подтверждающих факт нарушения прав заявителя (чинения препятствий в строительстве), кроме направления оспариваемого письма №4.1.3939 от 30.10.2012, в деле не имеется.

В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны. В случае, если иск удовлетворен частично, судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований.

При подаче заявления об оспаривании ненормативного правового акта ИП ФИО1 по платежному поручению № 179 от 23.11.2013 уплатил государственную пошлину в сумме 8 000 руб.

В связи с тем, что требования предпринимателя удовлетворены частично, расходы по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Администрацию г. Таганрога в размере в размере 2 000 руб. Излишне уплаченная заявителем госпошлина в сумме 4 000 руб. в порядке ст. 104 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации подлежит возврату из федерального бюджета.

Руководствуясь статьями 104, 110, 168 - 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным Письмо №4.1.3939 от 30.10.2012, подписанное Главным архитектором-председателем Комитета по архитектуре и градостроительству города Таганрога ФИО2, о приостановлении действия Разрешения на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359.

В остальной части требования об обязании Администрации города Таганрога не чинить препятствия в строительстве Культурно-досугового центра по адресу: <...> в соответствии с разрешением на строительство от 27.09.2012 №RU61311000-359 отказать.

Взыскать с Администрации города Таганрога в пользу индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***>, ОГРНИП <***> судебные расходы по оплате госпошлины в сумме 2 000 руб.

Возвратить индивидуальному предпринимателю ФИО1 ИНН <***>, ОГРНИП <***> из федерального бюджета РФ 4 000 руб. излишне уплаченной госпошлины.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Паутова Л.Н.