ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-35183/18 от 21.12.2018 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«28» декабря 2018 года. Дело № А53-35183/2018

Резолютивная часть решения изготовлена «21» декабря 2018 года.

Полный текст решения изготовлен «28» декабря 2018 года.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Чернышевой И.В.,

рассмотрев материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН <***>)

к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу

об оспаривании постановления от 24.10.2018 № 23-18/86 о привлечении к административной ответственности,

установил:

индивидуальный предприниматель ФИО1 обратился в арбитражный суд с заявлением к Межрегиональному управлению Федеральной службы по финансовому мониторингу по Южному Федеральному округу о признании незаконным и отмене постановления от 24.10.2018 № 23-18/86 о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 06.11.2018 заявление принято к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Сторонами определение суда получено.

21.12.2018 судом вынесена резолютивная часть решения, которая в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 229 АПК РФ размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в телекоммуникационной сети Интернет и опубликована 22.12.2018 в 15:22:42 (мск).

25.12.2018 в сроки, установленные частью 2 статьи 229 АПК РФ, предпринимателем подано ходатайство о составлении мотивированного решения.

Изучив материалы дела, суд пришел к выводу, что требования заявителя не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что 29.08.2018 прокуратурой г. Иркутска была проведена проверка исполнения предпринимателем законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма.

В ходе проверки было установлено следующее.

В Торговом центре «Снегирь», расположенном по адресу: <...>, а также в магазине «Фасоль», расположенном по адресу: ул. Радищева, 67/6, предприниматель пользуется нежилыми помещениями на основании договоров аренды, заключенных с собственниками помещений, где установлены терминалы по продаже виртуального товара в электронной форме, имеющего наименование «Биткоин» (BitCoin, ВТС).

При использовании терминалов была совершена пробная транзакция путем внесения денежных средств для приобретения «Биткоин» и получен кассовый чек, в котором указана информация: ИП ФИО1, указаны также: адрес расположения терминала, системе налогообложения, порядковый номер терминала, дата совершения транзакции, ID транзакции, курсе «Биткоин» на момент транзакции, сумма комиссии за приобретение «Биткоин», сумма внесенных денежных средств, а также «QR»-KOfl для проверки достоверности указанных в кассовом чеке сведений на сайте налоговой службы.

Согласно пояснениям предпринимателя, следует, что деятельность последнего связанна с оказанием услуг по покупке цифрового товара - «Биткоин» по поручениям клиентов за их счет, от его имени через собственную сеть терминалов.

Кроме этого, установлено, что предпринимателю принадлежит интернет ресурс: www.bbfpro.com, на котором размещена информация о его деятельности и указаны адреса терминалов. Для ведения указанной деятельность предпринимателем открыты расчетные счета в различных банках России и за рубежом

Принцип работы терминалов следующий: все терминалы подключены к личным «Биткоин» адресам ИП ФИО1, которые зарегистрированы на интернет ресурсах, и на которых последний хранит «Биткоин», которые принадлежат ему лично.

Клиент инициирует покупку «Биткоина» в терминале, ознакамливается с публичной офертой, размещенной в терминале, вводит свой «Биткоин» адрес и переходит к оплате, далее вносит рубли в терминал, после этого терминал списывает часть «Биткоина», которую, купил клиент, с личного «Биткоин» адреса ФИО1 (сделано для того, чтобы клиент не ждал исполнения ордера на бирже), одновременно с этим на бирже выставляется ордер на покупку количества «Биткоина», переданного клиенту, и переводит на «Биткоин» адрес клиента. Терминал выдает клиенту фискальный чек о совершенной операции и отправляет копию чека в налоговый орган.

Таким образом, исходя из анализа условий пользовательского соглашения (публичной оферты), размещенного в терминалах по покупке виртуального товара, именуемого «Биткоин», следует, что путем акцептирования пользователем условия указанной публичной оферты между ИП ФИО1 и физическим лицом, осуществляющим использование терминала и приложения UrbanДеньги, фактически заключается агентский договор с элементами договора поручения, договора комиссии и договора доверительного управления имуществом, что в свою очередь является оказанием юридических услуг и управлением денежными средствами клиента, поскольку в результате заключения указанного договора предприниматель от своего имени совершает для пользователя юридически значимые действия, а также осуществляет управление; денежными средствами клиента, а именно: принимает внесенные пользователем наличные денежные средства, покупает указанное в заявке, пользователя количество цифрового товара и передает его пользователю по указанным им реквизитам.

При проведении проверки установлено, что в нарушение пункта 1 статьи 7.1 ФЗ № 115-ФЗ предпринимателем не разработаны правила внутреннего контроля, как лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, осуществляющим по поручению своего клиента операции с денежными средствами, а именно операции по управлению денежными средствами клиента.

Указанные обстоятельства послужили основанием для вынесения и.о. первого заместителя прокурора города Иркутска вынести постановление о возбуждении производства по делу об административном правонарушении от 01.10.2018 по признакам наличия в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое установлена частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ с последующим направлением административного материала в уполномоченный орган.

Постановлением Межрегионального Управления финмониторинга по ЮФО от 24.10.2018 № 23-18/86 предприниматель признан виновным в совершении вмененного ему в вину правонарушения с назначением административного штрафа в размере 50 000 рублей.

Не согласившись с принятым постановлением, предприниматель обжаловал его в судебном порядке.

При принятии решения суд руководствовался следующим.

Частью 1 статьи 15.27 КоАП РФ установлена ответственность за неисполнение законодательства в части организации и (или) осуществления внутреннего контроля, не повлекшее непредставления сведений об операциях, подлежащих обязательному контролю, либо об операциях, в отношении которых у сотрудников организации, осуществляющей операции с денежными средствами или иным имуществом, возникают подозрения, что они осуществляются в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, а равно повлекшее представление названных сведений в уполномоченный орган с нарушением установленных порядка и сроков, за исключением случаев, предусмотренных частями 1.1,2-4 указанной статьи.

Согласно пункту 2 статьи 7 Федерального закона N 115-ФЗ "О противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма" (далее ФЗ № 115-ФЗ) организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом, обязаны в целях предотвращения легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, финансирования терроризма и финансирования распространения оружия массового уничтожения разрабатывать правила внутреннего контроля, назначать специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля, а также принимать иные внутренние организационные меры в указанных целях.

Организации, осуществляющие операции с денежными средствами или иным имуществом определены статьи 5 ФЗ № 115-ФЗ.

В соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 ФЗ № 115-ФЗ (Права и обязанности иных лиц) установлено, что требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 ФЗ № 115-ФЗ, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами или иным имуществом, в том числе операции по управлению денежными средствами клиента.

Согласно пунктам 2, 3 статьи 7.1 ФЗ № 115-ФЗ при наличии у лица, осуществляющего предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг, любых оснований полагать, что сделки или финансовые операции, указанные в пункте 1 указанной статьи, осуществляются или могут быть осуществлены в целях легализации (отмывания) доходов, полученных преступным путем, или финансирования терроризма, они обязаны уведомить ос этом уполномоченный орган.

Порядок передачи лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или-бухгалтерских услуга-информации о сделках или финансовых операциях, указанных в пунктах 2 и 2.1 статьи 7.1 ФЗ № 115-ФЗ, устанавливается Правительством Российской Федерации.

Постановлением Правительства РФ от 30.06.2012 N 667 утверждены требования к правилам внутреннего контроля, разрабатываемым организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, и индивидуальными предпринимателями.

Постановлением Правительства РФ от 16.02.2005 N 82 утверждены Положения о порядке передачи информации в Федеральную службу по финансовому мониторингу адвокатами, нотариусами и лицами, осуществляющими предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических или бухгалтерских услуг.

Под внутренним контролем в статье 3 ФЗ № 115- ФЗ понимается деятельность организаций, осуществляющих операции с денежными средствами или иным имуществом, по выявлению операций, подлежащих обязательному контролю, и иных операций с денежными средствами или иным имуществом, связанных с легализацией (отмыванием) доходов, полученных преступным путем, и финансированием терроризма.

Под организацией внутреннего контроля следует понимать совокупность принимаемых организациями, осуществляющими операции с денежными средствами или иным имуществом, мер, включающих разработку правил внутреннего контроля, назначение специальных должностных лиц, ответственных за реализацию правил внутреннего контроля (статья 3 ФЗ № 115-ФЗ).

Согласно статьи 3 ФЗ № 115-ФЗ под операциями с денежными средствами или иным имуществом в ФЗ № 115-ФЗ понимаются действия физических и юридических лиц с денежными средствами или иным имуществом независимо от формы и способа их осуществления, направленные на установление, изменение или прекращение связанных с ними гражданских прав и обязанностей.

В соответствии с частью 1 стать 1005 ГК РФ (Агентский договор) по агентскому договору одна сторона (агент) обязуется за вознаграждение совершать по поручению другой стороны (принципала) юридические и иные действия от своего имени, но за счет принципала либо от имени и за счет принципала.

Согласно условиям пользовательского соглашения (публичной оферты), размещенного в терминалах по покупке виртуального товара, именуемого «Биткоин», а также на интернет-ресурсе по адресу: https://bbfpro.com/, раздел - «Документы», следует, что указанный документ является публичной офертой в силу ст. 437 ГК РФ, составленной в письменной форме (в форме электронного документа) по смыслу п.п. 2 и 3 ст. 434 ГК РФ. Нажимая на меню терминала кнопку «Купить биткоин», пользователь начинает использование терминала и программного продукта UrbanДеньги и полностью принимает (акцептует) условия указанной публичной оферты и формируемой в результате такого использования заявки на Покупку цифрового товара. Акцент настоящей публичной оферты влечёт заключение между пользователем и собственником терминала (ИП ФИО1) смешанного договора с элементами неисключительной лицензии и договора оказания услуг.

В соответствии с пунктами 1, 2 пользовательского соглашения (Предмет и стороны договора (оферты)) сторонами договора являются оператор приложения UrbanДеньги Пользователь, использующий приложение на принадлежащем оператору Терминале. С использованием терминала и приложения UrbanДеньги Пользователь путём подачи заявки на покупку цифрового товара поручает оператору, а оператор за вознаграждение от своего имени и за счёт пользователя совершает следующие действия; принимает внесённые Пользователем наличные денежные средства, покупает указанное в заявке Пользователя количество цифрового товара и передаёт его Пользователю по указанным им реквизитам.

Согласно пункту 2.3 раздела 2 пользовательского соглашения (публичной оферты) под пользователем в указанной оферте понимается - физическое лицо, осуществляющее использование терминала и приложения UrbanДеньги для заказа услуг по покупке для него цифрового товара на условиях договора (оферта).

Под оператором понимается - сублицензиат приложения UrbanДеньги и владелец терминала, осуществляющий распространение приложения и предоставление его неограниченному кругу лиц (пользователям) для использования через Терминалы.

В пункте 2.2 раздела 2 пользовательского соглашения (публичной оферты) указаны сведения: ИП ФИО1 ОГРНИП <***>, ИНН <***>, Свидетельство о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя серия 23 № 010067877 от 02 декабря 2016 года.

В соответствии с пунктом 2.6 раздела 2 пользовательского соглашения (публичной оферты) под заявкой понимается - поручение о покупке цифрового товара, формируемое Пользователем в электронном виде посредством использования терминала и приложения и направляемое и принимаемое оператором к исполнению в момент внесения денежных средств в размере, указанном в заявке в качестве цены товара и вознаграждения оператора за оказываемые услуги.

Таким образом, предпринимателем не исполнены требования пункта 1 статьи 7.1 ФЗ № 115-ФЗ, в части разработки правил внутреннего контроля лицом, осуществляющим предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, осуществляющим по поручению своего клиента операции с денежными средствами, а именно операции по управлению денежными средствами клиента.

Предприниматель в обоснование своей позиции указывает на то, что его деятельность не подпадает под пункт 1 статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, в связи, с чем отсутствует обязанность в организации внутреннего контроля.

В соответствии со статьей 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требования в отношении идентификации клиентов, организации внутреннего контроля, фиксирования и хранения информации, установленные подпунктом 1 пункта 1, пунктами 2 и 4 статьи 7 названного Федерального закона, распространяются на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность в сфере оказания юридических услуг, в случаях, когда они готовят или осуществляют от имени или по поручению своего клиента операции с денежными средствами, или иным имуществом, в том числе управление денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента.

Исходя из указанного положения, субъекты, на которых распространяются поименованные статьи 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ требования законодательства о противодействии легализации (отмыванию) доходов, полученных преступным путем, и финансированию терроризма, должны обладать следующими признаками.

Лица должны осуществлять предпринимательскую деятельность.

Деятельность субъектов, названных в статье 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, должна оказываться в сфере юридических услуг.

Согласно пункту 1.2 пользовательского соглашения, размещенного в терминалах по покупке виртуального товара, именуемого «Биткоин», имеющегося в материалах дела, следует, что Пользователь (клиент предпринимателя) путем подачи заявки на покупку цифрового товара поручает Оператору (ИП ФИО1) за вознаграждение от своего имени и за счет Пользователя совершить следующие действия: принять внесенные Пользователем наличные денежные средства, купить указанное в заявке Пользователя количество цифрового товара и передать его Пользователю по указанным им реквизитам.

Таким образом, между Пользователем и Оператором заключается агентский договор по смыслу пункта 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации, в соответствии с которым по сделке, совершенной агентом с третьим лицом от имени и за счет принципала, права и обязанности возникают непосредственно у принципала.

Из чего следует, что ИП ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность в сфере, в том числе и в сфере оказания юридических услуг.

По смыслу п. 1.2 пользовательского соглашения, предприниматель по поручению своего клиента (Пользователя) совершает операции с денежными средствами по покупке цифрового товара (Биткоинов).

Операции, в соответствии со статьей 7.1 Федерального закона № 115-ФЗ, должны быть связаны с управлением денежными средствами, ценными бумагами или иным имуществом клиента.

Под управлением имуществом в юриспруденции понимается право распоряжения имуществом, переданное собственником другому лицу, в том числе установление собственником имущества правил, условий его использования, сдачи в аренду, продажи и т.п.

По условиям пользовательского соглашения ИП ФИО1 для передачи Оператору поручения о покупке цифрового товара, Пользователь должен ознакомиться с ценой цифрового товара, ввести количество цифрового товара. После произведенной оплаты Пользователь получает из терминала отчет в форме чека, в котором указана внесенная сумма и количество заказанного цифрового товара.

Таким образом, Пользователь передает Оператору право распоряжения своими денежными средствами для приобретения определенного количества цифрового товара по определенной цене, при этом Оператор не согласовывает с Пользователем поставщика цифрового товара и условия купли-продажи Оператором заказанного цифрового товара. Оператор самостоятельно принимает решение о том, где и на каких условиях покупать Биткоины, то есть, происходит управление денежными средствами Пользователя для приобретения товара имеющего инвестиционную ценность.

Появление виртуальной валюты в секторе экономике связано с развитием информационных технологий и их применением в банковском секторе позволяющая уйти от контроля со стороны правоохранительной системы и возможности для легализации доходов, полученных преступным путем, и финансирования терроризма. Соответственно, значение финансового мониторинга возрастает. Соответственно, появилась новая предметная область в национальной безопасности и в экономической, финансовой системе страны - и, следовательно, она нуждается в новой комплексной науке, объединяющей как минимум знания права, экономики, финансов и информационно-аналитических технологий.

Все это определяет необходимость признать статус финансового учреждения операторам подобных платежных систем и тем самым обеспечить финансовой разведке возможность мониторинга этих специфических финансовых потоков. Иными словами, необходимо включить операторов платежных систем типа WebMoney в перечень организаций, осуществляющих первичный мониторинг финансовых операций, проводимых их клиентами, и направляющих сведения об операциях, подлежащих контролю, в финансовую разведку

Но поскольку в рассматриваемом случае, предприниматель действует не от себя лично, а по поручению своих клиентов и в их интересах, административным органом правомерно применены положения части 1 статьи 1005 Гражданского кодекса Российской Федерации.

В силу части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Согласно части 1 статьи 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо, привлекаемое к административной ответственности, не может быть подвергнуто административному наказанию и мерам обеспечения производства по делу об административном правонарушении иначе как на основаниях и в порядке, установленных законом.

Исходя из изложенного, суд приходит к выводу о том, что предприниматель правомерно привлечен к административной ответственности по части 1 статьи 15.27 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении постановления по делу об административном правонарушении, а равно обстоятельств, исключающих производство по делу, судом не установлено.

Согласно статье 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.

Руководствуясь статьями 210, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

Судья И.В. Чернышева