ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-3611/22 от 15.06.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

20 июня 2022 г. Дело № А53-3611/22

Резолютивная часть решения объявлена 15 июня 2022 г.

Полный текст решения изготовлен 20 июня 2022 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кривоносовой О.В., при ведении протокола судебного заседания ФИО1, рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «СК «Центр» (ОГРН: <***>, ИНН: <***>)

к Региональной службе Государственного строительного надзора Ростовской области

об оспаривании постановления по делу об административном правонарушении

№ 196728 от 25.12.2019 и определения от 11.11.2021

с заявлением о восстановлении процессуального срока на обжалование постановления

при участии:

от заявителя: представитель ФИО2 по дов. от 31.08.2021

от заинтересованного лица : представитель ФИО3 по дов. 17.01.2022

установил: общество с ограниченной ответственностью «СК «Центр» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Региональной службе Государственного строительного надзора Ростовской области

(далее – заинтересованное лицо) об отмене постановления по делу об административном правонарушении№ 196728 от 25.12.2019 и определения от 11.11.2021 об отказе в восстановлении срока обжалования постановления о назначении административного наказания № 196728 от 25.12.2019.

Представитель заявителя в судебном заседании требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве.

Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд установил следующее.

ООО СК «Центр» является застройщиком многоквартирного дома по адресу ул. Лосевского, 13, г. Батайск.

В период с 16:30 по 17:0 23.03.2021 на основании задания заместителя руководителя службы ГСН от 19.01.2021 №15 главным специалистом отдела по контролю за организационно-правовым порядком долевого строительства службы ГСН ФИО4 проведена проверка общества на предмет соблюдения за застройщиком требований к размещению информации и документов.

По результатам проведенной проверки установлено, что ООО «СК «Центр» в нарушение требований пункта 6 части 6 статьи 23 Федерального закона №214-ФЗ не представило в установленный Приказом № 656/пр срок ежеквартальную отчетность застройщика за 2 квартал 2019 года по состоянию на 30.07.2019.

13.09.2019 в адрес общества по адресу: <...> влд.46/176 кв. 41А. направлено уведомление №38/8298 о необходимости явки представителя для участия в составлении протокола по признакам состава административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

11.11.2019 ведущим специалистом сектора по контролю целевым использованием застройщиками денежных средств ФИО5 в отсутствие представителя общества составлен протокол № 196728 об административном правонарушении по признакам состава административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Определением от 11.11.2019 № 196728 назначено дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении.

Копии протокола определения направлены в адрес общества 13.11.2019 (ШПИ 34400741817139) по адресу: <...> комн. 41а.

25.12.2019 заместителем руководителя службы ГСН ФИО6 в отсутствие представителя общества вынесено постановление № 196728 о назначении административного наказания, которым общество признано виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за совершение которого предусмотрена частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 50 500 руб.

Копия указанного постановления направлена в адрес общества 27.12.2019 (ШПИ 34400742910969) по адресу:. <...>,оф. 41а.

26.08.2021 сотрудником общества при проверки состояния электронной почты в разделе «спам» с датой поступления – 29.07.2021 обнаружена информация о направлении копий постановления о назначении административного наказания.

Полагая постановление от 25.12.2019 № 196728 незаконным, общество обратилось с жалобой к руководителю Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области ФИО7 на постановление и ходатайством о восстановлении пропущенного срока на подачу жалобы.

Определением от 11.11.2021 руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области ФИО7 обществу отказано в восстановлении срока на обжалование постановления от 25.12.2019 № 196728 о назначении административного наказания.

Не согласившись с постановлением от 25.12.2019 № 196728 о назначении административного наказания, определением от 11.11.2021 об отказе в восстановлении срока на обжалование постановления от 25.12.2019 № 196728, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В заявлении общество просит суд восстановить пропущенный процессуальный срок на подачу заявления.

Согласно части 2 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление может быть подано в арбитражный суд в течение десяти дней со дня получения копии оспариваемого решения, если иной срок не установлен федеральным законом.

В случае пропуска указанного срока он может быть восстановлен судом по ходатайству заявителя.

В соответствии с частью 2 статьи 117 АПК РФ суд восстанавливает пропущенный процессуальный срок, если признает причины пропуска срока уважительными.

Согласно правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 18.11.2004 N 367-О, установление в законе сроков для обращения в суд с соответствующими заявлениями обусловлено необходимостью обеспечить стабильность и определенность административных и иных публичных правоотношений. Заинтересованные лица вправе ходатайствовать о восстановлении пропущенного срока, если пропуск срока был обусловлен уважительными причинами, такого рода ходатайства подлежат удовлетворению судом.

В обоснование заявленного ходатайства и невозможности обращения в суд в установленный законом срок общество ссылается на то обстоятельство, что ему не было известно о вынесении оспариваемого постановления. Обществу стало известно о его наличии только 26.08.2021 при проверке состояния электронной почты.

Судом исследуются обстоятельства уведомления общества о составлении протокола об административном правонарушении, о рассмотрении дела об административном правонарушении, а также направления копии оспариваемого постановления.

Согласно выписке из Единого государственного реестра юридических лиц в отношении общества, имеющейся в материалах дела об административном правонарушении и актуальной на момент уведомления общества, адресом местонахождения общества является 344000 <...>, 6 эт., комн. 41а.

Из приобщенных заинтересованным лицом копий материалов дела об административном правонарушении судом установлено, что уведомление от 13.09.2019 №38/8298 направлено обществу почтой по адресу 344000 <...> влд. 46/176, кв. 41а, копия протокола № 196728 об административном правонарушении от 11.11.2019 и определения о назначении даты и времени рассмотрения дела от 11.11.2019 (ШПИ 34400741817139) направлены по адресу: <...> комн. 41а., о чем свидетельствует адрес, указанный на конверте.

Следовательно, административный орган, рассмотрев дело в отсутствие представителя общества, не располагало достоверными доказательствами надлежащего извещения указанного лица о дате, времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Из адреса, указанного на конверте следует, оспариваемое постановление направлено обществу по адресу: <...>,оф. 41а. (ШПИ 34400742910969), что не соответствует адресу, указанному в выписке из единого государственного реестра юридических лиц.

Поскольку адрес, указанный административным органом на почтовых отправлениях не соответствовал юридическому адресу ООО СК "Центр", общество не может считаться извещенным надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

Таким образом, судом установлено, что при извещении общества о дате и времени рассмотрения дела об административном правонарушении, а также при направлении обществу оспариваемого постановления, заинтересованным лицом допущены ошибки в указании адреса получателя.

Учитывая изложенное суд пришел к выводу о том, что заявитель не был извещен надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении и на дату принятия постановления о привлечении к административной ответственности у должностного лица РСГСН Ростовской области отсутствовали доказательства надлежащего уведомления ООО СК "Центр" о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении.

В судебном заседании представитель заинтересованного лица не представил пояснений относительно указания неверного адреса, аргументировать направление корреспонденции по указанным неверным адресам не смог.

В опровержение позиции общества о том, что до 26.08.2021 не было известно о существовании оспариваемого постановления, заинтересованным лицом в материалы дела приобщен скриншот электронной почты службы, который свидетельствует о направлении на электронный адрес общества 29.07.2021 копии оспариваемого постановления.

Вместе с тем из буквального прочтения письма суду не представляется возможным установить содержание письма, наименование файлов, направленных в адрес общества вместе с указанным письмом.

При таких обстоятельствах судом отклоняется довод заинтересованного лица о направлении оспариваемого постановления обществу 29.07.2021 и, как следствие, пропуск срока для обжалования постановления.

Судом также установлено, что узнав 26.08.2021 о существовании оспариваемого постановления, общество 31.08.2021 обратилось в адрес службы ГСН с заявлением об ознакомлении с материалами дела об административном правонарушении.

03.09.2022 директору общества ФИО8 вручена копия оспариваемого постановления.

09.09.2021 общество, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 30.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, обратилось с жалобой в адрес руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области ФИО7 на постановление от 25.12.2019 №196728 о назначении административного наказания.

Определением от 11.11.2021 обществу отказано в восстановлении пропущенного срока на обжалование постановления, определение мотивировано тем, что общество было надлежащим образом извещено о составлении протокола, рассмотрении дела и вынесении оспариваемого постановления. Из текста определения следует, что руководитель ГСН посчитал надлежащим уведомлением общества информацию, которая направлялась административным органом по почте. Тождество адреса, указанного на почтовых конвертах, с адресом, значащимся в выписке из единого государственного реестра юридических лиц, должностным лицом не проверено.

Копия самого определения от 11.11.2021 направлена обществу почтой 15.11.2021 по адресу 344000 <...>, комн. 41а, что также не соответствует адресу общества.

В связи с неполучением копии определения от 11.11.2021 общество обратилось в адрес заинтересованного лица с ходатайством о выдаче нарочно копии определения.

Копия определения от 11.11.2021 получена обществом только 27.01.2022.

Довод заинтересованного лица о получении копии определения 16.11.2021 судом отклоняется, поскольку в материалах дела отсутствует копия уведомления о вручении указанного документа обществу, а общество отрицает факт получения определения на указанную дату.

Принимая во внимание факт направления копии определения по неверному адресу, суд не рассматривает в качестве доказательства получения копии определения отчет об отслеживании почтового отправления ШПИ 80091566537167, поскольку суду не представляется возможным установить действительного получателя почтового отправления.

Согласно части 2 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории Российской Федерации путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования). Государственная регистрация юридического лица осуществляется по месту нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, а в случае отсутствия постоянно действующего исполнительного органа - иного органа или лица, уполномоченных выступать от имени юридического лица в силу закона, иного правового акта или учредительного документа, если иное не установлено законом о государственной регистрации юридических лиц.

В едином государственном реестре юридических лиц должен быть указан адрес юридического лица в пределах места нахождения юридического лица.

Юридическое лицо несет риск последствий неполучения юридически значимых сообщений (статья 165.1), доставленных по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, а также риск отсутствия по указанному адресу своего органа или представителя. Сообщения, доставленные по адресу, указанному в едином государственном реестре юридических лиц, считаются полученными юридическим лицом, даже если оно не находится по указанному адресу (часть 3 статьи 54 Гражданского кодекса Российской Федерации).

Таким образом, направление корреспонденции по адресу, отличному от того, который указан в Едином государственном реестре юридических лиц, не является доказательством надлежащего извещения юридического лица.

Общество обратилось в арбитражный суд 07.02.2022, о чем свидетельствует отметка на конверте.

Поскольку судом установлен факт направления корреспонденции заинтересованным лицом по адресам, не соответствующим адресу регистрации общества, а также принимая во внимание последующее обжалование постановления вышестоящему должностному лицу, суд приходит к выводу о наличии оснований для восстановления пропущенного срока для обращения в суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

Статьей 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено, что задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.

Согласно части 2 статьи 25.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, либо если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Лишая лицо возможности воспользоваться процессуальными правами при рассмотрении дела об административном правонарушении, административный орган нарушает предусмотренные Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях требования о всестороннем, полном и объективном выяснении всех обстоятельств дела (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

По смыслу приведенных норм процессуального права вызов соответствующих лиц в административный орган с целью рассмотрения дела об административном правонарушении призван гарантировать их заблаговременное извещение о процессуальном действии и полноценное участие в установлении фактической стороны дела с учетом той или иной предварительно выработанной ими правовой позиции.

Таким образом, ненадлежащее извещение лица, привлекаемого к административной ответственности, о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении само по себе является существенным нарушением порядка привлечения к административной ответственности, поскольку привлекаемое лицо в таком случае лишается предоставленных Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях гарантий защиты, в том числе, прав на ознакомление с материалами дела, дачу объяснений по существу предъявленных обвинений, представления возражений на протокол, права пользоваться юридической помощью защитника.

В соответствии с п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных КоАП РФ, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело.

Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.

Судом установлено, что общество не было уведомлено надлежащим образом о рассмотрении дела об административном правонарушении.

Таким образом, заинтересованным лицом допущены существенные нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, поскольку общество было лишено права представления возражений по существу вменяемого правонарушения, а также иных процессуальных прав на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении.

В силу частью 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, п. 17 Постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 N 2 "О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" и п. 10 Постановления Пленума ВАС РФ от 02.06.2004 N 10 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях" подобные нарушения порядка привлечения к административной ответственности являются основанием для признания незаконным и отмены постановления административного органа, поскольку являются существенными и не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело об административном правонарушении.

Учитывая допущенные при привлечении к административной ответственности существенные и неустранимые нарушения процедуры привлечения к административной ответственности, вопрос о наличии либо отсутствии события и состава административного правонарушения выяснению не подлежит и не имеет значения для дела.

Общество также просит признать незаконным определение руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области ФИО7 от 11.11.2021 об отказе в восстановлении срока обжалования постановления о назначении административного наказания от 25.12.2019 №196728.

Поскольку руководителем службы при рассмотрении жалобы не был исследован вопрос извещения общества в рамках производства по административному делу, суд полагает выводы вышестоящего должностного лица об отсутствии оснований для восстановления пропущенного срока необоснованными.

Вышестоящим должностным лицом в определении указано об отсутствии процессуальных нарушений при производстве дела об административном правонарушении со стороны службы ГСН. Суд с учетом установленных фактических обстоятельств по делу, считает решение вышестоящего должностного лица подлежащим отмене.

В рассматриваемом случае факт несоблюдения при производстве по административному делу требований статей 25.1, 29.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях подтверждается материалами дела.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Требование общества о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В силу статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращение производства по делу об административном правонарушении относится к компетенции должностного лица, в производстве которого оно находится.

Руководствуясь статьями 167,168, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области от 25.12.2019 №196728.

Признать незаконным и отменить определение руководителя Региональной службы государственного строительного надзора Ростовской области ФИО7 от 11.11.2021 об отказе в восстановлении срока обжалования постановления о назначении административного наказания от 25.12.2019 №196728.

В части требований о прекращении производства по делу об административном правонарушении - производство по делу прекратить

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Кривоносова О. В.