АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 19 июля 2022 года
Полный текст решения изготовлен 22 июля 2022 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Домашевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ГрадиентСтрой» (ИНН <***>, ОГРН <***>)
к Департаменту ЖКХиБ Администрации города Новочеркасска (ИНН <***>, ОГРН <***>)
и к третьему лицу, не заявляющему самостоятельных требований относительно предмета спора обществу с ограниченной ответственностью «Экологические технологии»
о признании незаконным решения оформленного протоколом по рассмотрению заявок № 3 от 07.12.2021
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 (участвовала в процессе посредствами он-лайн процесса);
от заинтересованного лица: представитель не явился;
от третьего лица: представитель ФИО2
установил: общество с ограниченной ответственностью «ГрадиентСтрой» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Департаменту ЖКХиБ Администрации города Новочеркасска (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным решения оформленного протоколом по рассмотрению заявок от 07.12.2021 № 3 и обязании провести конкурс в порядке п. 4.9 ст. 37 Закона о концессионных соглашениях, ссылаясь на незаконность отклонения заинтересованным лицом заявки ввиду не соответствия ее требованиям п.4 ч.4.11 ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее - Закон №115-ФЗ) поскольку в подтверждение у заявителя возможности получения денежных средств в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций представлено гарантийное письмо от Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед от 15.11.2021 №215-15/11 и договор займа от 15.11.2021 №151121/1.
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 14.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора привлечено ООО «Экологические технологии».
Определением Арбитражного суда Ростовской области от 12.04.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований привлечено МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска.
Представитель заявителя в судебном заседаниис использованием информационной системы «Картотека арбитражных дел» (онлайн-заседании) поддержала доводы, изложенные в заявлении, просила суд удовлетворить заявленные требования, а также заявила ходатайство об отложении дела на более поздний срок.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание не явился, представив суду отзыв в котором отклонил доводы общества, просил суд отказать в удовлетворении заявленных требованиях по основаниям, изложенным в отзыве на заявление.
Представитель третьего лица в судебное заседание явилась, возражала относительно удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве на заявление и просила суд в удовлетворении заявления отказать, а также указал на наличие признаков злоупотребления заявителем правом, которое выразилось в подаче им и связанными с ним лицами ряда заявок, на участие в конкурсе и инициировании судебных споров, направленных на оспаривание концессионных соглашений, заключенных разными публичными образованиями, что по смыслу ст. 1 и 10 ГК РФ и ст. 4 АПК РФ влечет отказ в защите прав заявителя. Представитель также возражала против удовлетворения ходатайства об отложении слушания дела по тем основаниям, что у заявителя было достаточно времени для формирования позиции по делу и по мнению представителя ходатайство направлено на затягивание судебного разбирательства.
Ходатайство об отложении дела судом рассмотрено и отклонено ввиду отсутствия оснований, предусмотренных статьей 158 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Представленные сторонами в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.
В порядке определенном положениями ст. 163 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, в судебном заседании, состоявшемся 19.07.2022, объявлялся перерыв до 19.07.2022 до 16 час. 40 мин. После перерыва судебное заседание в назначенное время продолжено.
Проанализировав имеющиеся в распоряжении суда документы и с учетом позиций сторон изложенных при рассмотрении настоящего дела, суд не находит оснований для удовлетворения заявления с учетом следующего.
15.07.2021 ООО «Экологические технологии» в порядке ст. 37 Федерального закона от 21.07.2005 Закона №115 направило в администрацию города Новочеркасска предложение о заключении концессионного соглашения с лицом, выступающим с инициативой заключения концессионного соглашения.
В соответствии с постановлением администрации города от 20.10.2021 № 1422 Департаментом жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства администрации города на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (torgi.gov.ru) 22.10.2021 года опубликовано Сообщение о предложении инвестора № 221021/25264598/01, согласно которому дата и время начала подачи заявок 23.10.2021 09:00, дата и время окончания подачи заявок 06.12.2021 17:00, дата подведения итогов 07.12.2021.
Заявитель в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте для размещения информации о проведении торгов (torgi.gov.ru) Предложения инвестора подана заявка о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
В подтверждение возможности получения денежных средств в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций ООО «ГрадиентСтрой» представило гарантийное письмо от Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед №215-15/11 от 15.11.2021 и договор целевого займа №151121/1 от 15.11.2021 на сумму 166 000 000 руб.
Решением конкурсной комиссии от 07.12.2021 протокол № 3 заявка ООО «ГрадиентСтрой» отклонена на основании пункта 4 части 4.11 ст.37 Закона №115.
В соответствии с протоколом от 07.12.2021 № 4 подведения итогов процедуры заключения концессионного соглашения без проведения конкурса, предусмотренной ст. 37 Закона № 115-ФЗ комиссией рекомендовано принять решение о заключении концессионного соглашения с ООО «Экологические технологии».
Между ООО «Экологические технологии», администрацией города Новочеркасска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска, Ростовской областью в лице и.о. Министра ЖКХ РО с участием МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска 24.12.2021 подписано концессионное соглашение в отношении отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Город Новочеркасск».
Согласно части 1 статьи 3 Федерального закона от 21.07.2005 № 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» (далее – Федеральный закон № 115-ФЗ, Закон о концессионных соглашениях) по концессионному соглашению одна сторона (концессионер) обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением имущество (недвижимое имущество или недвижимое имущество и движимое имущество, технологически связанные между собой и предназначенные для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением, за исключением случаев, если концессионное соглашение заключается в отношении объекта, предусмотренного пунктом 21 части 1 статьи 4 Закона № 115-ФЗ (далее - объект концессионного соглашения), право собственности на которое принадлежит или будет принадлежать другой стороне (концеденту), осуществлять деятельность с использованием (эксплуатацией) объекта концессионного соглашения, а концедент обязуется предоставить концессионеру на срок, установленный этим соглашением, права владения и пользования объектом концессионного соглашения для осуществления указанной деятельности.
Частью 1 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ предусмотрено, что концессионное соглашение может быть заключено без проведения конкурса в случаях, предусмотренных частью 6 статьи 29, частью 7 статьи 32 настоящего Федерального закона, частями 2, 2.1, 2.2 и 4.10 настоящей статьи, а также с концессионером, определенным решением Правительства Российской Федерации, и в иных предусмотренных Федеральным законом случаях.
В силу части 4.1 статьи 37 поименованного Федерального закона концессионное соглашение может быть заключено по инициативе лиц, указанных в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона и отвечающих требованиям, предусмотренным частью 4.11 настоящей статьи, в порядке, установленном частями 4.2 - 4.10 и 4.12 настоящей статьи.
К таким лицам в силу статьи 5 Федерального закона № 115-ФЗ относятся индивидуальный предприниматель, российское или иностранное юридическое лицо либо действующие без образования юридического лица по договору простого товарищества (договору о совместной деятельности) два и более указанных юридических лица.
Частью 4.2 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ предусматривается, что лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, вправе представить предложение о заключении концессионного соглашения с приложением проекта концессионного соглашения, включающего в себя существенные условия, предусмотренные статьей 10 настоящего Федерального закона, и иные не противоречащие законодательству Российской Федерации условия, в Правительство Российской Федерации, либо субъект Российской Федерации, либо муниципальное образование в зависимости от того, в чьей собственности находится объект концессионного соглашения, предусмотренный таким предложением.
В предложении о заключении концессионного соглашения лицо указывает сведения о соответствии этого лица установленным требованиям, а также сведения, подтверждающие соответствие его инициативы программам комплексного развития систем коммунальной инфраструктуры поселений, городских округов, государственным программам Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальным программам, за исключением случаев, если объектом концессионного соглашения являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, отдельные объекты таких систем. Форма предложения о заключении концессионного соглашения утверждается Правительством Российской Федерации (часть 4.3 поименованного Федерального закона).
На основании части 4.4 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в течение тридцати календарных дней со дня поступления предложения о заключении концессионного соглашения рассматривает такое предложение и принимает решение о:
1) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на представленных в предложении о заключении концессионного соглашения условиях;
2) возможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением на иных условиях;
3) невозможности заключения концессионного соглашения в отношении конкретных объектов недвижимого имущества или недвижимого имущества и движимого имущества, технологически связанных между собой и предназначенных для осуществления деятельности, предусмотренной концессионным соглашением с указанием основания отказа.
В случае принятия решения о возможности заключения концессионного соглашения на предложенных инициатором условиях орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, в десятидневный срок со дня принятия указанного решения размещает на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложение о заключении концессионного соглашения в целях принятия заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, определенных в предложении о заключении концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи к лицу, выступающему с инициативой заключения концессионного соглашения (часть 4.7 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ).
Частью 4.9 статьи 37 Закона о концессионных соглашениях установлено, что в случае, если в сорокапятидневный срок с момента размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения поступили заявки о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения в отношении объекта концессионного соглашения, предусмотренного в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, орган, уполномоченный Правительством Российской Федерации, либо субъектом Российской Федерации, либо муниципальным образованием на рассмотрение предложения о заключении концессионного соглашения, обязан разместить данную информацию на официальном сайте в информационнотелекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации. В этом случае заключение концессионного соглашения осуществляется на конкурсной основе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.
В случае, если в сорокапятидневный срок со дня размещения на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" для размещения информации о проведении торгов, определенном Правительством Российской Федерации, предложения о заключении концессионного соглашения не поступило заявок о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения, от иных лиц, отвечающих требованиям, предъявляемым настоящим
Федеральным законом к концессионеру, а также требованиям, предъявляемым частью 4.1 настоящей статьи, и в случае, если в ценовых зонах теплоснабжения инициатором заключения концессионного соглашения, объектом которого являются объекты теплоснабжения, централизованные системы горячего водоснабжения, отдельные объекты таких систем, выступает единая теплоснабжающая организация с лицом, выступившим с инициативой о заключении концессионного соглашения, концессионное соглашение заключается на условиях, предусмотренных в предложении о заключении концессионного соглашения и проекте концессионного соглашения (проекте концессионного соглашения с внесенными изменениями), без проведения конкурса в порядке, установленном настоящим Федеральным законом (часть 4.10 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ).
Следовательно, размещение на официальном сайте потенциальным концедентом поступившего в его адрес предложения о заключении концессионного соглашения осуществляется в целях принятия заявок от иных лиц о готовности к участию в конкурсе на заключение концессионного соглашения.
При этом из положений Закон о концессионных соглашениях усматривается, что обозначенная стадия не является составной частью конкурса на право заключения концессионного соглашения, так как не влечет безусловную обязанность последующего проведения конкурса.
ООО «Экологические технологии» подавая предложение о заключении концессионного соглашения указало на соответствие общества требованиям ч.4.11 ст.37 Закона №115, в том числе на наличие средства в размере не менее 5 процентов (100 млн. рублей) от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения), в подтверждение чего общество представило выписку с расчетного счета.
В соответствии с протоколом от 07.12.2021 № 4 подведения итогов процедуры заключения концессионного соглашения без проведения конкурса, предусмотренной ст. 37 Закона № 115-ФЗ комиссией рекомендовано принять решение о заключении концессионного соглашения с ООО «Экологические технологии».
Между ООО «Экологические технологии», администрацией города Новочеркасска в лице Департамента жилищно-коммунального хозяйства и благоустройства Администрации города Новочеркасска, Ростовской областью в лице и.о. Министра ЖКХ РО с участием МУП «Горводоканал» г. Новочеркасска 24.12.2021 подписано концессионное соглашение в отношении отдельных объектов централизованных систем водоснабжения и водоотведения, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию «Город Новочеркасск». Процедура заключения указанного концессионного соглашения соблюдена.
ООО «ГрадиентСтрой» в подтверждение возможности получения денежных средств в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций ООО «ГрадиентСтрой» представило гарантийное письмо от Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед от 15.11.2021 №215-15/11 и договор целевого займа от 15.11.2021 №151121/1 на сумму 166 000 000 руб.
Рассматривая обоснованность выводов комиссии о несоответствии заявки ООО «ГрадиентСтрой» требованиям, предъявляемым к лицам, подающим заявки на заключение концессионного соглашения в соответствии с Федеральным законом «О концессионных соглашениях» и постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300, суд учитывает следующее.
В силу положений статьи 37 Закона №115 как лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, так и иные лица, подающие заявки на заключение концессионного соглашения, должны отвечать требованиям части 4.11 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ. Аналогичная позиция высказана антимонопольным органом в письме ФАС России от 26.10. 2018 №РП/86694/18 «О практике применения концессионного законодательства при заключении концессионного соглашения».
Согласно ч.4.11 ст.37 Закона № 115 лицо, выступающее с инициативой заключения концессионного соглашения, должно отвечать следующим требованиям:
1) отсутствие решения о ликвидации юридического лица - заявителя (лица, подающего заявку на заключение концессионного соглашения) или о прекращении физическим лицом - заявителем (лицом, подающим заявку на заключение концессионного соглашения) деятельности в качестве индивидуального предпринимателя;
2) отсутствие определения суда о возбуждении производства по делу о банкротстве в отношении лица, выступающего с инициативой заключения концессионного соглашения;
3) отсутствие недоимки по налогам, сборам, задолженности по иным обязательным платежам в бюджеты бюджетной системы Российской Федерации (за исключением сумм, на которые предоставлены отсрочка, рассрочка, инвестиционный налоговый кредит в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, которые реструктурированы в соответствии с законодательством Российской Федерации, по которым имеется вступившее в законную силу решение суда о признании обязанности лица по уплате этих сумм исполненной) за прошедший календарный год, размер которых превышает двадцать пять процентов балансовой стоимости активов лица, по данным бухгалтерской (финансовой) отчетности за последний отчетный период
4) наличие средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
В подтверждение соответствия п.4 ч.4.11 ст.37 Закона № 115, заявитель указал на заключение договора займа с иностранным юридическим лицом Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед, расположенным в специальном административном районе Китайской Народной Республики Гонконг.
Таким образом Инфраструктура инвест капитал лимитед является иностранной компанией, зарегистрированной в Гонконге 17.03.2020, регистрирующая организация – Регистр компаний особого административного района Гонконга (указанные обстоятельства установлены постановлением Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.02.2022 по делу А32-13890/2022).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.03.2015 № 300, в частности пунктом 4 таблицы (форма Предложения) предусмотрено, что заявитель должен отвечать, в том числе, требованию о наличии средств или возможности их получения в размере не менее пяти процентов от объема заявленных в проекте концессионного соглашения инвестиций (предельного размера расходов на создание и (или) реконструкцию объекта концессионного соглашения, которые предполагается осуществить концессионером, на каждый год срока действия концессионного соглашения).
Из Формы следует, что для подтверждения соответствия требованию пункта 4 таблицы Формы прилагается копия подтверждающего документа, выданного кредитной организацией, в случае привлечения заявителем заемных средств.
Согласно статье 1 Федерального закона от 02.12.1990 № 395-1 «О банках и банковской деятельности» кредитная организация представляет собой юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка Российской Федерации (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции.
Между тем представленное заявителем гарантийное письмо и договор целевого Инфраструктура Инвест Капитал Лимитедзайма не являются доказательствами исполнения требований пункта 4 части 4.11 статьи 37 Закона № 115-ФЗ, поскольку указанная частная компания не является кредитной организацией.
Вместе с тем доказательства предоставления заявителю реального займа (доказательства осуществления соответствующей финансовой операции) не представлены. Поскольку Закон о концессионных соглашениях предусматривает необходимость реального наличия у концессионера финансовой возможности его исполнения позиция конкурсной комиссии об отклонении заявки по причине не подтверждения наличия денежных средств либо возможности их получения является законной.
В направленном заявителем пакете документов отсутствовали сведения и доказательства о наличии реальных денежных средств у Инфраструктура инвест капитал лимитед, что ставит под сомнение действительное предоставление займа, что соответственно не гарантирует реальное финансирование мероприятий по предлагаемому к заключению концессионному соглашению.
Исходя из положений ст.198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания ненормативного акта недействительным, решения и действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности.
При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 АПК РФ).
Учитывая установленные судом обстоятельства, позицию заинтересованного лица о несоответствии заявки общества требованиям пункта 4 части 4.11 статьи 37 Федерального закона № 115-ФЗ является законной и обоснованной, основания для признания оспариваемого решения незаконным отсутствуют.
При рассмотрении дела представитель третьего лица наставал на своих доводах и пояснил суду следующее.
Признавая доводы заявителя о нарушении его прав отклонением заявки несостоятельными, суд принимает во внимание обстоятельства по ранее рассмотренным делам с участием ООО «ГрадиентСтрой», ООО «ИнфраструктураСтрой, АО «Транспортная концессия» и учитывает, что указанные общества созданы как группа юридических лиц, исключительно с целью воспрепятствовать реализации инвестиционных проектов, которые заключены в порядке, предусмотренном ст. 37 Закона о концессионных соглашениях (без проведения конкурса)
Так, заявитель и связанные с ним компании в течение 2021 -2022 года инициировали в совокупности более 35 судебных процессов по оспариванию заключенных концессионных соглашений в отношении инвестиционных проектов в различных субъектах РФ: Тамбовской области, Оренбургской области, Нижегородской области, Забайкальского края, Республики Татарстан, Сахалинской области, Ростовской области, Краснодарского края, Пермского края, города Москвы, Московской области, Алтайского края, Хабаровского края. (дела только в отношении заявителя: А32-13890/2021, А47-3798/2021, А41-24201/2021, А47-5400/2021, А41-38898/2021, А40-132877/2021, А73-19567/2021, А50-818/2022, А50-820/2022, А53-44261/2021, А59-598/2022, №А59-597/2022, А59-598/2022, А65-2959/2022, А78-1080/2022, №А23-4536/2022, А78-6301/2022 и т.д.)
Указанная группа компаний подают заявки о готовности к участию в конкурсе, прикладывая идентичный пакет документов. Получив ожидаемый отказ, поскольку уже более 60 заявок заявителя и взаимосвязанных с ним лиц были отклонены публичными субъектами, заявитель обращается в суд. Несмотря на то, что предмет исковых требований, с которыми обращаются истцы, формально отличается (в частности, признать недействительным (ничтожным) концессионное соглашение; признать недействительным решение публичного субъекта, оформленного протоколом, обязать провести конкурс, обязать заключить концессионное соглашение), фактически суть всех предъявленных исков сводится к тому, что истцы пытаются воспрепятствовать реализации инвестиционных проектов со ссылкой на незаконность отклонения поданных ими заявок.
Основания у соответствующих исков также одинаковые - доводы истцов о том, что гарантийное письмо и договоры займа от компании, зарегистрированной в Гонконге, не имеющей лицензии ЦБ (Инфраструктура Инвест Капитал Лимитед), являются надлежащим доказательством наличия у них средств для осуществления инвестиционного проекта.
Из пояснений представителя следует, что указанные доводы уже были рассмотрены в рамках следующих судебных дел: дело № А53-44256/2021 в отношении АО «Транспортная концессия», дело № А32-13890/2021 в отношении ООО «ГрадиентСтрой»; дело № А26-3073/2021 в отношении ООО «Интегралинвест»; дело № А64-3682/2021 и дело № А81-3628/2021 в отношении ООО «Инфраструктурастрой»; дело № А43-38060/2021, дело № А50-19889/2021 и дело № А56-72597/2021 в отношении ООО «РКАП Концессионная компания № 10».
Частота предъявления однородных требований по всем регионам, где проходит заключение концессионных соглашений, свидетельствует, по мнению представителя о том, что заявитель, используя правовой механизм,непреследует действительное восстановление нарушенных прав и законных интересов, действия заявителя не направлены на реальное исполнение обязательств по оспариваемым концессионным соглашениям. Так, по концессионному соглашению концессионер обязуется за свой счет создать и (или) реконструировать определенное этим соглашением недвижимое имущество (ст.3 Закона №115).
Кроме того представитель пояснял, что для исполнения обязательств по концессионному соглашению концессионер, в числе прочего должен обладать технической, материальной и кадровой возможностью исполнить принятые на себя обязательства. Учитывая количество оспариваемых заявителем концессионных соглашений по все стране и предполагая, что Общество действует добросовестно и разумно и преследует благие экономические (предпринимательские) цели, представляется, что общество готово инвестировать сферу ЖКХ по всей стране, самостоятельно осуществлять строительство и (или) реконструкцию всех объектов по всем концессионным соглашениям.
Из доводов стороны следует, что у заявителя для исполнения такого объема обязательств не имеется материального, технического, кадрового ресурса, поскольку среднесписочная численность общества составляет 1 человек, уставной капитал общества составляет 10 000 рублей, вид деятельности, дающей право заявителю осуществлять услуги в сфере водоснабжение и водоотведения (ОКВЭД 36.00 Забор, очистка и распределение воды) у заявителя отсутствует.
Таким образом, в отсутствие материально-технической и кадровой возможности реальное исполнение заявителем обязательств по оспариваемым концессионным соглашениям невозможно, а сам факт их оспаривания, по мнению представителя третьего лица, является злоупотреблением правом.
Поскольку изложенные выше доводы не являются предметом рассмотрения по настоящему делу, а заявитель в силу положений действующего Законодательства наделен правом на оспаривание, суд не находит оснований для удовлетворения заявления ООО «Экологические технологии» о наличии со стороны заявителя злоупотребления правом.
При установленных обстоятельствах суд не усматривает в поведении истца признаки злоупотребления правом, которое выразилось в подаче им и связанными с ним лицами ряда заявок, на участие в конкурсе и инициировании судебных споров, направленных на оспаривание концессионных соглашений.
В рассматриваемом случае государственная пошлина подлежит отнесению на заявителя, которым при подаче заявления в суд госпошлина была уплачена, о чем свидетельствует имеющееся в материалах дела платежное поручение от 01.03.2022 № 18.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отклонить ходатайство общества с ограниченной ответственностью «ГрадиентСтрой» об отложении дела.
Отклонить заявление общества с ограниченной ответственностью «Экологические технологии» о злоупотреблении правом.
В удовлетворении заявления отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Е.В. Бондарчук