ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-36485/21 от 30.03.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   30 марта 2022 г.

Полный текст решения изготовлен            06 апреля 2022 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кривоносовой О.В.,  при ведении протокола судебного заседания  помощником судьи  Асадулаевой  А.М., рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

общества с ограниченной ответственностью «ДЮНА» (ОГРН: 1166196079389, ИНН: 6154144194)

к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области (ОГРН: 1026103290510, ИНН: 6164046502)

о признании незаконным решения, обязании, о наложении административного штрафа,

при участии:

от заявителя  - директор Подлесная Н.С., паспорт

от заинтересованных лиц –  представитель Коровина  Н.О. по дов. 16.09.2021 года

установил: общество с ограниченной ответственностью «ДЮНА» (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Министерству общего и профессионального образования Ростовской области (далее – заинтересованное лицо)

о признании незаконным решения начальника управления по контролю и надзору в сфере образования Н.М. Матегориной о возврате заявления и прилагаемых к нему документов и об отказе в предоставлении государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности;

об обязании Минобразования Ростовской области дать мотивированный ответ на письмо ООО «ДЮНА» №9 от 06.09.2021, в случае согласия со всеми доводами ООО «ДЮНА» принять документы к рассмотрению и выдать государственную лицензию на образовательную деятельность;

о наложении административного штрафа в размере десяти тысяч рублей на начальника управления по контролю и надзору в сфере образования Н.М. Матегорину за нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций согласно статье 5.59 КоАП РФ

В ходе судебного разбирательства от заявителя поступило ходатайство о наложении  на заинтересованное лицо и его работника судебного штрафа за  неуважение к суду в связи с неисполнением определения суда о представлении отзыва заявителю, распределении на заинтересованное лицо, как лицо злоупотребляющее правами, судебных расходов вне зависимости от результата рассмотрения дела.

Участие представителя заявителя  в судебном заседании 23.03.2022 года не обеспечено по причине  отсутствия технической возможности проведения онлайн-заседания.

Представитель  заинтересованного лица требования не признал по основаниям, изложенным в отзыве.  Просил ходатайство о наложении судебного штрафа отклонить, так как  обеспечил направления заявителю отзыва заказной корреспонденцией 34410164046467 08.12.2021 года, однако конверт был возвращен в связи с истечением сроков хранения.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 23.03.2022  в связи с отсутствием технической возможности участия  представителя заявителя  в заседании путем использования веб-камеры объявлялся перерыв до 24.03.2022. Информация о перерыве размещалась на официальном сайте суда в сети Интернет, а также доводилась до участвующих в деле лиц в соответствии с частью 1 статьи 122 АПК РФ. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии   представителя заявителя и представителя заинтересованного лица.

Представитель заявителя представил дополнительные пояснения на отзыв  заинтересованного лица.

Представитель заинтересованного лица  ходатайствовал о представлении дополнительного времени для ознакомления и подготовки возражения по вновь представленным документам.

В соответствии со статьей 163 АПК РФ в судебном заседании 24.03.2022  в связи с отсутствием технической возможности участия  представителя заявителя  в заседании путем использования веб-камеры объявлялся перерыв до 30.03.2022. Информация о перерыве размещалась на официальном сайте суда в сети Интернет, а также доводилась до участвующих в деле лиц в соответствии с частью 1 статьи 122 АПК РФ. После перерыва судебное заседание продолжено в присутствии   представителя заявителя и представителя заинтересованного лица.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал.

Представитель заинтересованного лица против удовлетворения заявления возражал.

От заявителя в материалы дела поступило заявление о наложении судебного штрафа  на Министерство  общего и профессионального образования Ростовской области в размере 100000 рублей, на представителя  Министерства  -  в размере 5000 рублей, а также распределении судебных расходов  по оплате государственной пошлины 3000 рублей  на заинтересованное лицо вне зависимости от  результата рассмотрения спора.

Как следует из заявления Министерство общего и профессионального образования Ростовской области не направило в адрес ООО «ДЮНА» своего отзыва на исковое заявление ни до первого предварительного судебного заседания 09.12.2021, ни до второго судебного заседания, назначенного на 17.01.2022., что по мнению заявителя является проявлением неуважения к суду, существенно ухудшает возможности заявителя по защите своих интересов и нарушает принцип состязательности и равноправия сторон в суде.

Оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что заявление  о наложении судебного штрафа не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 1 статьи 119 АПК РФ судебные штрафы налагаются арбитражным судом в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации.

Судебные штрафы налагаются в случаях злоупотребления лицами, участвующими в деле, процессуальными правами, а также при неисполнении ими определенных процессуальных обязанностей.

Арбитражный суд на основе конкретных обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может принять решение о наложении судебного штрафа на лиц, участвующих в деле, и иных присутствующих в зале судебного заседания лиц за проявленное ими неуважение к арбитражному суду (часть 5 статьи 119 АПК РФ).

По смыслу приведенных положений процессуального закона наложение судебного штрафа является правом суда, который в рамках своих дискреционных полномочий на основе конкретных обстоятельств отдельно взятого дела и действующего законодательства может принять решение о наложении судебного штрафа или отказать в его наложении и вынести соответствующее определение.

Таким образом, определение степени уважительности участника процесса к суду находится в компетенции суда и устанавливается при наличии законных оснований.

 В соответствии с  ч.1 статьи 131 Арбитражного процессуального Кодекса РФ ответчик обязан направить или представить в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, отзыв на исковое заявление с указанием возражений относительно предъявленных к нему требований по каждому доводу, содержащемуся в исковом заявлении.

Отзыв на исковое заявление направляется в арбитражный суд и лицам, участвующим в деле, в срок, обеспечивающий возможность ознакомления с отзывом до начала судебного заседания. О направлении отзыва и сроке, в течение которого лица, участвующие в деле, должны представить отзыв, может быть указано в определении о принятии искового заявления к производству арбитражного суда (ч.3 ст. 131 АПК РФ).

Судом установлено, что  заинтересованное лицо обеспечило участие представителя в предварительном судебном заседании 09.12.2021 года, а также  в судебных заседаниях 17.01.2022 года, 17.02.2022 года, 23.03.2022  с учетом перерывов до 24.03.2022 и 30.03.2022 года.

Отзыв по делу  представителем  Министерства  был представлен суду  в предварительном  судебном заседании 09.12.2021 года , впоследствии  указанный отзыв был направлен заявителю  заказным письмом с уведомлением о вручении 20.12.2021 года по юридическому адресу общества  247900, г. Таганрог, ул. Р. Люксембург, 44-71, номер почтового идентификатора 34410164046467. Указанное почтовое отправление возвращено в адрес отправителя в связи с истечением сроков хранения.

Указанные обстоятельства свидетельствуют, что  в действиях  заинтересованного лица отсутствуют признаки проявления неуважения к суду и неисполнения  процессуальных обязанностей.

Отзыв заинтересованного лица был размещен в электронной карточке дела по состоянию на 19.01.2022 года, и был доступен к ознакомлению  стороной заявителя.  Указанным правом заявитель воспользовался путем представления заявления об ознакомлении с материалами дела в электронном порядке 21.02.2022  года.

В этой связи суд приходит к выводу, что отсутствие возможности своевременно ознакомится с отзывом заинтересованного лица обусловлено  необеспечением заявителем обязанности по получению судебной  корреспонденции по адресу регистрации.

В  соответствии  положениями статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.

При таких обстоятельствах, доводы заявителя о наличии оснований для наложения судебного штрафа на Министерство  общего и профессионального образования Ростовской области в размере 100000 рублей, на представителя  Министерства - в размере 5000 рублей  не находят своего подтверждения, а заявление о наложении штрафа подлежит оставлению без удовлетворения, а вопрос о  распределении судебных расходов  -  разрешению в общем порядке.

Рассмотрев материалы дела,  выслушав пояснения лиц, участвующих в деле, арбитражный суд установил следующее.

            Как следует из материалов дела, ООО «ДЮНА» в Минобразование Ростовской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности ( вх. № 13270 от 30.08.2021).

            Согласно описи документов от 20.08.2020 вместе с данным заявлением ООО «ДЮНА» представлены: 

заявление о предоставлении лицензии  на осуществлении образовательной деятельности « дополнительное образование детей и взрослых»;

справка о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ (программа «развитие  навыков будущего у детей старшего дошкольного и школьного возраста»);

справка о наличии  условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, в которой указано о  наличии доступа  в сеть Интернет на основании договора б/н от 01.06.2016 года, наличие официального сайта  образовательной организации на основании договора на приобретение доменного имени, договора на  представление хостинга,  а также на открытые  образовательные интернет ресурсы, в числе которых соискатель указал следующее:  каталог  Российского образовательного портала,  Youtube канал ДЮНА, группы в социальных  сетях,  TelegramWhatsAp каналы для всех слушателей ДЮНА; наличие телекоммуникационных ресурсов  для функционирования электронной информационно-образовательной среды –

гарантийное письмо о привлечении педагогических и научных работников.

копия договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ.

В отношении пункта описи документов «справка о материально-техническом  обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам» заявитель указал о неприменении данного пункта на основании пп. «а» п.5 Постановления Правительства № 1490 от 18.09.2020 года.

По результатам рассмотрения Министерством образования Ростовской области  представленных соискателем документов в адрес  ООО «ДЮНА»  было направлено  посредством электронного документооборота уведомление от 01.09.2021 года № 24-У/1191 об оформлении заявления о предоставлении лицензии с нарушением установленных  требований и (или) представлении требуемых документов не в полном объеме, и предложением устранить в тридцатидневный срок недостатки согласно перечня, а именно:

            1)В графе 3 необходимо указать наименование электронного информационно-образовательного ресурса (электронного курса, электронного тренажера, симулятора, интерактивного учебника, мультимедийного ресурса и т.п.), определяющего содержание обучения по заявленным образовательным программам;

            2) В графе 3 необходимо указать наименование электронных информационных ресурсов (электронно-библиотечные ресурсы и системы; информационно-справочные системы; др.), определяющего содержание обучения по заявленным образовательным программам;

            3) В графе 4 необходимо указать документы- основание права пользования электронным информационно-образовательным ресурсом и электронным информационным ресурсом;

            4) Следует показывать только те электронно- библиотечные системы, информационно-справочные системы, на которые у организации оформлена персональная подписка, персональный доступ (общедоступные информационные ресурсы не являются персональной информационно  образовательной средой соискателя лицензии);

Раздел 2:

            1) В графе 3 необходимо указать наименование справочно-правовой информационной системы.

            2) В графе 5 необходимо указать документ-основание права пользования справочно-правовой информационной системой.

            3) Неуказаны сведения о наличии на балансе соискателялицензии телекоммуникационного оборудования.

            4) Не указанысведения об аттестованных рабочих  местахсоискателялицензии.

            5) В графе 3 строке 3 некорректно указана информация  о наличии серверного оборудования.

            Указано также на необходимость предоставить: копию положения о структурном подразделении, справку о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам по форме, размещенной на сайте Минобразования Ростовской области, заполнив раздел 2.; гарантийное письмо по форме, размещенной на сайте Минобразования Ростовской области.

13.09.2021 года ООО «ДЮНА» представило в Министерство образования Ростовской области дополнительные документы.

Так, заявителем указаны  наименования электронно-образовательного ресурса «Тесты на Googl-диске, видеоматериалы на ютуб канале»,  электронно образоватиельный ресурс  - учебные материалы на Googl-диске, документы основание использование  электронно информационным образовательным ресурсов – GooglLLC.

16 .09.2021 года письмом, направленном в электронном виде обществу сообщено о неустранении замечаний с разъяснением графика консультирования отдела лицензирования.

В ответ на указанное сообщение 16.09.2021 года ООО «ДЮНА» в электронном виде запросило официальные разъяснения оснований требования дополнительных документов со ссылками на нормативные документы.

В связи с неустранением недостатков 01.10.2021 года Минобразование Ростовской области направило заявителю уведомление (исх № 24-У/1408) о возврате лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов.

            Полагая, что указанное уведомление о возврате заявления не соответствует нормам законодательства об исполнительном производстве и нарушает права и законные интересы заявителя, воспользовавшись правом, предоставленным статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «ДЮНА»  обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, изучив доводы заявителя, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования  подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Таким образом, для признания ненормативного правового акта, решения, действий, бездействия госоргана недействительным (незаконным) необходимо наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие данных акта, решения, действий, бездействия закону и нарушение ими прав и охраняемых законом интересов заявителя.

Согласно части 1 статьи 91 Федерального закона от 29.12.2012 N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 273-ФЗ), образовательная деятельность подлежит лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации о лицензировании отдельных видов деятельности с учетом особенностей, установленных настоящей статьей.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Федеральный закон N 99-ФЗ).

Частями 1 и 2 Пунктом 2 статьи 3 названного Закона определено, что лицензия - специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в форме электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в форме электронного документа.

Под лицензионными требованиями понимается совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования (пункт 7 статьи 3 Закона N 99-ФЗ).

            В силу положений частей 1 и 2 статьи 8 Федерального закона N 99-ФЗ лицензионные требования устанавливаются положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, утверждаемыми Правительством Российской Федерации. Лицензионные требования включают в себя требования к созданию юридических лиц и деятельности юридических лиц, индивидуальных предпринимателей в соответствующих сферах деятельности, установленные федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на обеспечение достижения целей лицензирования.

            В соответствии с Федеральным законом от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг", пунктом 8 части 7 статьи 7 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации", Правилами разработки и утверждения административных регламентов предоставления государственных услуг, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 16 мая 2011 г. N 373,  Приказом Рособрнадзора от 23.12.2020 N 1276 утвержден Административный регламент предоставления органами государственной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющими переданные полномочия Российской Федерации в области образования, государственной услуги по лицензированию образовательной деятельности.

Согласно п. 15 Административного регламента для получения лицензии соискатель лицензии представляет в уполномоченный орган следующие документы (копии документов) и сведения:

а) заявление о предоставлении лицензии по форме, утвержденной уполномоченным органом;

б) реквизиты документов, подтверждающих наличие у соискателя лицензии на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений в каждом из мест осуществления образовательной деятельности, а также копии правоустанавливающих документов в случае, если права на указанные здания, строения, сооружения, помещения и сделки с ними не подлежат обязательной государственной регистрации в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справку о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам ;

г) подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справку о наличии разработанных и утвержденных организацией, осуществляющей образовательную деятельность, образовательных программ <5>;

д) реквизиты выданного санитарно-эпидемиологического заключения о соответствии санитарным правилам зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования и иного имущества, необходимых для осуществления образовательной деятельности;

е) подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справку о наличии у профессиональной образовательной организации, организации, осуществляющей образовательную деятельность по основным программам профессионального обучения, специальных условий для получения образования обучающимися с ограниченными возможностями здоровья;

ж) подписанную руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, справку о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся (при наличии образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий) ;

з) реквизиты выданной лицензии на проведение работ с использованием сведений, составляющих государственную тайну (для профессиональных образовательных программ, основных программ профессионального обучения, предусматривающих в период их освоения доведение до обучающихся сведений, составляющих государственную тайну, и (или) использование в учебных целях секретных образцов вооружения, военной и специальной техники, их комплектующих изделий, специальных материалов и веществ);

и) копию договора об использовании сетевой формы реализации образовательных программ (при наличии образовательных программ, планируемых к реализации с использованием сетевой формы);

к) копию договора, заключенного соискателем лицензии в соответствии с пунктом 2 части 7, частью 8 статьи 13 или частью 5 статьи 82 Федерального закона N 273-ФЗ, подтверждающего наличие условий для реализации образовательных программ (их части) в форме практической подготовки обучающихся (для основных профессиональных образовательных программ или для основных образовательных программ медицинского и фармацевтического образования и дополнительных профессиональных программ медицинского и фармацевтического образования);

л) подписанное руководителем организации, осуществляющей образовательную деятельность, гарантийное письмо с обязательством о привлечении им педагогических работников, имеющих профессиональное образование, обладающих соответствующей квалификацией и имеющих стаж работы, необходимый для осуществления образовательной деятельности по реализуемым образовательным программам, до начала реализации образовательной программы;

м) сведения, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным статьей 15.2 Закона Российской Федерации от 11 марта 1992 г. N 2487-1 "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" (далее - Закон N 2487-1) (для основных программ профессионального обучения для работы в качестве частных детективов, частных охранников и дополнительных профессиональных программ руководителей частных охранных организаций);

н) сведения, подтверждающие соответствие требованиям, предусмотренным частью 6 статьи 85 Федерального закона N 273-ФЗ (для образовательных программ в области подготовки специалистов авиационного персонала гражданской авиации, членов экипажей судов в соответствии с международными требованиями, а также в области подготовки работников железнодорожного транспорта, непосредственно связанных с движением поездов и маневровой работой);

о) реквизиты выданного Государственной инспекцией безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации заключения о соответствии учебно-материальной базы установленным требованиям (для основных программ профессионального обучения водителей транспортных средств);

п) копию положения о филиале (в случае если соискатель лицензии намерен осуществлять образовательную деятельность в филиале);

р) копию положения о структурном подразделении (в случае если в качестве соискателя лицензии выступает организация, осуществляющая обучение, структурное подразделение которой планирует реализовывать образовательные программы);

с) представление религиозной организации (централизованной религиозной организации) (в случае если соискателем лицензии является образовательная организация, учредителем которой является религиозная организация).

В случае намерения духовной образовательной организации реализовывать образовательные программы среднего профессионального образования, дополнительные профессиональные программы и программы профессионального обучения в представлении указывается информация о наличии согласия соответствующей централизованной религиозной организации либо руководящего или координирующего органа, уполномоченного централизованной религиозной организацией на реализацию указанных образовательных программ;

т) опись прилагаемых документов.

В соответствии с ч. 9 ст. 13 Федерального закона N 99-ФЗ, в течение трех рабочих дней со дня представления надлежащим образом оформленного заявления о предоставлении лицензии и в полном объеме прилагаемых к нему документов, которые представлены соискателем лицензии в соответствии с частью 8 настоящей статьи, лицензирующий орган принимает решение о рассмотрении этого заявления и прилагаемых к нему документов или в случае их несоответствия положениям частей 1 и (или) 3 настоящей статьи о возврате этого заявления и прилагаемых к нему документов с мотивированным обоснованием причин возврата.

            Как следует из материалов дела, ООО «ДЮНА» в Минобразование Ростовской области с заявлением о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности ( вх. № 13270 от 30.08.2021).

            По результатам рассмотрения Министерством образования Ростовской области  представленных соискателем документов в адрес  ООО «ДЮНА»  было направлено  посредством электронного документооборота уведомление от 01.09.2021 года № 24-У/1191 об оформлении заявления о предоставлении лицензии с нарушением установленных требований и (или) представлении требуемых документов не в полном объеме, и предложением устранить в тридцатидневный срок недостатки согласно перечня,

            Поскольку, ООО «ДЮНА» в установленный срок не были предоставлены необходимые документы, Минобразование Ростовской области направило заявителю уведомление от 01.10.2021 года (исх № 24-У/1408) о возврате лицензиату заявления и прилагаемых к нему документов.

Основанием для возврата документов послужило не представление  ООО «ДЮНА» следующих сведений:

не представлены конкретные наименования ресурсов, определяющие содержательную часть образовательной программы, в части указания наименования электронного информационно-образовательного ресурса (далее - ЭИОР), наименования электронных информационных ресурсов (далее -ЭИР), определяющих содержание обучения по заявленным образовательным программам, а также документы-основания права пользования ЭИОР и ЭИР, указаны библиотечные системы и информационно-справочные системы общего доступа, не указаны сведения о наличии на балансе соискателя лицензии телекоммуникационного оборудования, неверно указана информацию о наличии серверного оборудования, что является нарушением лицензионных требований;

не представлена справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности.

            В соответствии с частью 1 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ под электронным обучением понимается организация образовательной деятельности с применением содержащейся в базах данных и используемой при реализации образовательных программ информации и обеспечивающих ее обработку информационных технологий, технических средств, а также информационно-телекоммуникационных сетей, обеспечивающих передачу по линиям связи указанной информации, взаимодействие обучающихся и педагогических работников. Под дистанционными образовательными технологиями понимаются образовательные технологии, реализуемые в основном с применением информационно-телекоммуникационных сетей при опосредованном (на расстоянии) взаимодействии обучающихся и педагогических работников.

 В силу части 3 статьи 16 Федерального закона N 273-ФЗ при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий в организации, осуществляющей образовательную деятельность, должны быть созданы условия для функционирования электронной информационно-образовательной среды, включающей в себя электронные информационные ресурсы, электронные образовательные ресурсы, совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств и обеспечивающей освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся. Перечень профессий и специальностей среднего профессионального образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере общего образования. Перечень специальностей и направлений подготовки высшего образования, реализация образовательных программ по которым не допускается с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий, утверждается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере высшего образования.

Электронное обучение предполагает использование информации, содержащейся в базах данных. Согласно п. 2 ст. 1260 ГК базой данных является представленная в объективной форме совокупность самостоятельных материалов (статей, расчетов, нормативных актов, судебных решений и иных подобных материалов), систематизированных таким образом, чтобы эти материалы могли быть найдены и обработаны с помощью электронной вычислительной машины (ЭВМ).

Письмом Минпросвещения России от 31.01.2022 N ДГ-245/06 "О направлении методических рекомендаций" утверждены Методические рекомендации по реализации дополнительных общеобразовательных программ с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий", согласно которым Электронная информационно-образовательная среда (далее - ЭИОС) создается в целях осуществления образовательного процесса при освоении обучающимися образовательных программ или их частей независимо от места нахождения обучающихся при условии идентификации личности обучающегося и контроля соблюдения условий проведения мероприятий, в рамках которых осуществляется оценка результатов обучения.

Составляющими компонентами информационно-образовательной среды являются:

- электронные информационные ресурсы;

- электронные образовательные ресурсы;

- совокупность информационных технологий, телекоммуникационных технологий, соответствующих технологических средств, обеспечивающих освоение обучающимися образовательных программ в полном объеме независимо от места нахождения обучающихся.

Использование дистанционных образовательных технологий подразумевает такой режим обучения, при котором обучающийся осваивает дополнительную общеобразовательную программу или ее часть полностью удаленно, в том числе с использованием ЭИОС, функциональность которой обеспечивается организацией. Все коммуникации обучающегося и родителей (законных представителей) с педагогическим работником при реализации образовательных программ с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий осуществляются посредством ЭИОС.

Необходимым минимальным условием использования дистанционных образовательных технологий является наличие интернет-браузера и подключения к сети Интернет. На компьютере устанавливается комплект соответствующего программного обеспечения. Для работы с использованием аудиоканала, в том числе аудиоконференций, вебинаров обязательно наличие микрофона и динамиков (наушников). При использовании видеоконференций дополнительно необходимо наличие веб-камеры.

Список образовательных интернет- ресурсов для свободного доступа и использования при формировании содержания ЭИОС размещен на сайте Российской электронной школы https://resh.edu.ru/distance/ и включает в себя в том числе

1. Специализированные сервисы организации занятий:

https://classroom.google.com;

https://teams.microsoft.com.

2. Средства видео-конференцсвязи:

https://discord.com;

https://www.skype.com/ru;

https://zoom.us.

3. Социальные сети и мессенджеры, в т.ч. путем сопровождения тематических сообществ в социальных сетях:

https://vk.com/@authors-create-stream;

https://ok.me/8E9;

https://hangouts.google.com.

4. Цифровые образовательные платформы и веб-ресурсы:

"Российская электронная школа" https://resh.edu.ru/summer-education;

ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения "Федеральный центр организационно-методического обеспечения физического воспитания" (https://fedcdo.ru/, научим.рф, научим.online);

ресурсы Федерального государственного бюджетного учреждения культуры "Всероссийский центр развития художественного творчества и гуманитарных технологий" (http://vcht.center/, http://dop.edu.ru/);

ресурсы Федерального государственного бюджетного образовательного учреждения дополнительного образования "Федеральный центр дополнительного образования и организации отдыха и оздоровления детей" (http://фцомофв.рф/, http://еип-фкис.рф/, http://науфк.рф/, https://www.schoolsports.ru/);

цифровой навигатор образования, представляющий собой банк цифровых учебных материалов и практик для дополнительного дистанционного обучения https://edu.asi.ru/;

Национальная электронная библиотека, научная электронная библиотека elibrary.ru;

электронные сервисы организации работы группы обучающихся: https://trello.com, https://asana.com/ru, https://planfix.ru, https://to-do.microsoft.com/tasks/ru-ru, https://padlet.com, https://jamboard.google.com, https://www.mindmeister.com/ru, https://www.mindomo.com/ru, https://www.mindmup.com, https://flinga.fi/, https://miro.com/app/dashboard;

сервисы обучения программированию на основе блочного, визуально-блочного программирования, базирующиеся непосредственно в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет": https://codecombat.com, https://www.sololearn.com, https://www.kodugamelab.com, https://scratch.mit.edu;

сервисы виртуального моделирования процессов, объектов и устройств: https://tinkercad.com, https://www.sketchup.com/ru, https://cospaces.io, https://malovato.net/online-redaktori/konstruktor-lego-onlayn.html, https://www.falstad.com/circuit;

сервисы визуализации информации в формате презентаций и средства их веб-разработки: https://www.canva.com/ru_ru/, https://tilda.cc/ru/;

сервисы сбора обратной связи: https://www.mentimeter.com/how-to, https://nearpod.com/, https://www.google.com/intl/ru_ua/forms/about/, https://ru.surveymonkey.com/, https://www.survio.com/ru/, https://onlinetestpad.com/ru;

сервисы, позволяющие проводить дистанционный контроль знаний обучающихся в игровой форме в формате квиза или викторины: https://myquiz.ru, https://quizizz.com, https://kahoot.com, https://www.skillterra.com, https://learningapps.org.

            В первоначальной справке о наличии условий для функционирования электронной информационно-образовательной среды, ООО «Дюна» указано с следующее: Наименование ресурсов для функционирования электронной информационно-образовательной среды :Windows 10, MicrosoftOffice 2016, GoogleChrome

            Справочно-правовая информационная система Консультант Плюс: http://www.consultant.ru/onlinc/

Youtube-канал ДЮН: https// www. Youtube.com\channel-UC66gstZP2cAd8T4mjjRiY9A (открытые материалы для всех подписчиков, закрытые видеолекции только для слушателей).

Telegram- и WhatsApp - каналы для всех слушателей ДЮНА и отдельные чаты слушателей разных модулей:

https://t.me/dunataganrog,

https://chat.wliatsanp.com/F690j7Dul116i3cT8bVriU

Группы в социальных сетях:

https://vk.com/dunataganrog

https://www.facebook.com/dunataganrog

https://www.instagram.com/dunataganrog

https://ok.ru/dunataganrog

Технология доступа в сеть Интернет: скорость передачи данных до 100 Мбит

Ноутбук ACBR Aspire 5 F515-44-R98B.

Согласно приложению к уведомлению от 01.09.2021 года № 24-У/1191 об оформлении заявления о предоставлении лицензии с нарушением установленных требований и (или) представлении требуемых документов не в полном объеме, в графе 3 необходимо указать наименование электронного информационно-образовательного ресурса (электронного курса, электронного тренажера, симулятора, интерактивного учебника, мультимедийного ресурса и т.п.), определяющего содержание обучения по заявленным образовательным программам; наименование электронных      информационных ресурсов (электронно-библиотечные ресурсы и системы; информационно-справочные системы; др.), определяющего содержание обучения по заявленным образовательным программам;

в графе 4 необходимо указать документы - основание права пользования электронным информационно-образовательным ресурсом и электронным информационным ресурсом.

Устраняя указанные недостатки ООО «ДЮНА» в письме от 06.09.2021 № 9 представило дополнительные документы, так заявителем в графе 3 указаны наименования электронно-образовательного ресурса «Тесты на Googl-диске, видеоматериалы на ютуб канале»,  электронно образовательный ресурс  -  учебные материалы на Googl-диске, в графе 4- документы основание использование  электронно информационным образовательным ресурсов  заявитель указал– GooglLLC.

Кроме того из пояснений (приложения № 1 к указанному письму) следует, что ООО «ДЮНА» в своей работе использует WEB- инфраструктуру  компании ZoomVideoCjmmunications.inc.

            Таким образом, заявителем, справка о наличии условий для функционирования электронной-информационной образовательной среды заполнена подробно с указанием всех используемых ресурсов как платных так и  с открытой лицензией.

В части не представления справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности судом установлено следующее.

В соответствии с пп. а п. 5 "Положения о лицензировании образовательной деятельности", утвержденного Постановление Правительства РФ от 18.09.2020 N 1490  "О лицензировании образовательной деятельности" одним из лицензионных требований, предъявляемых к соискателю лицензии на осуществление образовательной деятельности (далее - лицензия), является наличие на праве собственности или ином законном основании зданий, строений, сооружений, помещений, необходимых для осуществления образовательной деятельности по заявленным к лицензированию образовательным программам.

Указанное требование не применяется:

при намерении реализовывать образовательные программы с использованием сетевой формы в отношении части образовательной программы, не предусмотренной для реализации соискателем лицензии;

к дипломатическим представительствам и консульским учреждениям Российской Федерации, представительствам Российской Федерации при международных (межгосударственных, межправительственных) организациях (далее - загранучреждения Министерства иностранных дел Российской Федерации);

при организации образовательной деятельности в форме практической подготовки в организации, осуществляющей деятельность по профилю соответствующей образовательной программы, в том числе ее структурном подразделении, предназначенном для проведения практической подготовки, на основании договора, заключаемого между указанной организацией и соискателем лицензии;

(в ред. Постановления Правительства РФ от 30.11.2021 N 2124)

в отношении образовательных программ, реализуемых с применением исключительно электронного обучения, дистанционных образовательных технологий.

Из письма Минпросвещения России от 03.11.2021 № 03-ПГ-МП-57355 в ответ на обращение ООО «ДЮНА» также следует, что в соответствии с Положением № 1490 соискателям лицензии, реализующим обучение по образовательным программам, применяя исключительно электронное обучение, дистанционные образовательные технологии, не требуется предоставлять сведения о помещении, материально-техническом обеспечении и оборудовании.

Согласно заявлению ООО «ДЮНА» о предоставлении лицензии на осуществление образовательной деятельности следует, что общество планирует вести образовательную деятельность исключительно с помощью электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. В отношении пункта описи документов «справка о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности по образовательным программам» заявитель при подаче заявления указал о неприменении данного пункта на основании пп. «а» п.5 Постановления Правительства № 1490 от 18.09.2020 года.

Также в этой связи отсутствует необходимость  представлять сведения об аттестации рабочих мест соискателя лицензии.

 Таким образом, требования Министерства образования Ростовской области в части предоставления справки о материально-техническом обеспечении образовательной деятельности не состоятельны.

В части  требования о  представлении положений о структурном подразделении  заинтересованным лицом не представлено доказательств  наличия у соискателя лицензии  филиалов и представительств, зарегистрированных в установленном нормативными правовыми актами Российской Федерации порядке.

Место осуществления образовательной деятельности при реализации образовательных программ с применением электронного обучения, дистанционных образовательных технологий определяется местом нахождения организации, осуществляющей образовательную деятельность, или ее филиала независимо от места нахождения обучающихся.

Согласно п. 2 ст. 54 ГК место нахождения юридического лица определяется местом его государственной регистрации на территории РФ путем указания наименования населенного пункта (муниципального образования).

В связи с  отсутствием  доказательств наличия у заявителя представительств и филиалов,  требование о представлении  положения о структурном подразделении общества  безосновательно и нарушает право заявителя на получение  государственной услуги.

Оценив оспариваемое уведомление  от 01.10.2021 года № 24-У/1408, суд также приходит к выводу  об отсутствии в нем  указания конкретных сведений, в чем именно выразились  допущенные соискателем лицензии нарушения,  в связи с которыми государственный орган пришел к выводам о наличии оснований  для возврата  заявления  и об отказе в представлении государственной услуги.

            В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт

не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушает права и законные интересы заявителя в сфере экономической деятельности, принимает решение о признании его недействительным.

На основании изложенного, требование ООО «ДЮНА» о признании недействительным решения  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области о возврате  заявления и документов, выраженное в уведомлении от 01.10.2021 года № 24-У/1408 подлежит удовлетворению.

При рассмотрении требования заявителя об обязании Министерства дать  мотивированный ответ  на письмо ООО «ДЮНА» №9 от 06.09.2021 года, а также  требования  «в случае  согласия с доводами  ООО «Дюна» принять документы и выдать государственную лицензию на образовательную деятельность» суд учитывает следующее.

Рассматривая споры в порядке главы 24 АПК РФ, суд не связан требованиями заявителя о способе восстановления нарушенного права. Данные требования не являются самостоятельными и должны рассматриваться лишь в качестве предлагаемой меры по восстановлению нарушенного права. Окончательное определение способа восстановления нарушенного права является прерогативой суда (определения Верховного Суда Российской Федерации от 06.06.2016 N 309-КГ16-4912, от 28.12.2017 N 310-КГ17-19983).

При этом из системного анализа положений статьи 2 АПК РФ, определяющей задачи судопроизводства в арбитражных судах, в их взаимосвязи с положениями части 2 и пункта 3 части 4 статьи 201 АПК РФ следует, что признавая оспариваемый акт недействительным или решение незаконным суд вправе обязать орган, принявший оспариваемый акт, устранить допущенные нарушения прав и законных интересов заявителя, не ограничивая при этом права и обязанности компетентного органа, в том числе по проверке представленных документов и установлении (оценке) юридически значимых обстоятельств.

Поскольку в рассматриваемом случае  Министерство  безосновательно  не рассмотрело по существу представленные  заявителем документы, и не приняло по ним решения, суд  приходит к выводу об отсутствии оснований применительно к пункту 3 части 4 статьи 201 АПК РФ для возложения на управление обязанности  выдать  заявителю лицензию на образовательную деятельность.

Возложение на  государственный орган обязанности  повторно рассмотреть направленные  заявителем документы в рассматриваемом случае соответствует допущенному нарушению и является адекватным способом защиты нарушенного права общества.

Требования заявителя  о возложении  на заинтересованное лицо обязанности дать мотивированный ответ  на письмо ООО «Дюна»  № 9 от  06.09.2021 года  удовлетворению не подлежит в связи  в тем, что  право заявителя на получение указанной информации полностью восстановлено в ходе судебного  разбирательства, поскольку   предметом исследования суда являлись обстоятельства обоснованности   возврата заявления  с учетом представления заявителем пакета  документов в порядке устранения  замечаний к первичному заявлению.   Мотивированная  позиция заинтересованного лица  об основаниях возврата документов и  непринятии  представленных  дополнений  изложена в отзывах на заявление и  дополнениях к ним, с которым заявитель  ознакомлен, и представил свои возражения.

             Заявитель  также  просил суд  наложить административный штраф  на должностное лицо Министерства в связи с  непредставлением  им ответа  на электронный запрос о  причинах и основаниях, по которым Министерство пришло к выводу, что  письмом от 06.09.2021 года  общество не устранило допущенные  при первичном обращении недостатки.

В части указанного требования  о привлечении начальника управления по контролю и надзору в сфере образования Н.М. Матегорину к административной ответственности, предусмотренной ст. 5.59 КоАП РФ, производство по делу подлежит прекращению ввиду следующего.

В соответствии со статьей 5.59  Кодекса РФ об административных правонарушениях нарушение установленного законодательством Российской Федерации порядка рассмотрения обращений граждан, объединений граждан, в том числе юридических лиц, должностными лицами государственных органов, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений и иных организаций, на которые возложено осуществление публично значимых функций, за исключением случаев, предусмотренных статьями 5.39, 5.63  указанного Кодекса, - влечет наложение административного штрафа в размере от пяти тысяч до десяти тысяч рублей.

Решение вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренном ст. 5.59 КоАП РФ, ч. 1 ст. 28.4 данного Кодекса, отнесено к исключительной компетенции прокурора. 

Доказательств  возбуждения дела  об административном правонарушении, лицом, уполномоченным на составление протокола об административном  правонарушении, в материалы настоящего судебного дела не представлено.

В соответствии с пп.1 ч.1 ст. 150 Арбитражного процессуального Кодекса РФ  арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что имеются основания, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 127.1  указанного Кодекса;

Пунктом 1 части 1 статьи 127.1   АПК РФ предусмотрено, что  судья отказывает в принятии искового заявления, заявления, если исковое заявление, заявление подлежат рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства либо не подлежат рассмотрению в судах.

Таким образом, требование о привлечении заинтересованного лица  к административной ответственности, предусмотренной  чт.5.59 КоАП РФ   не подлежит рассмотрению арбитражным судом, в связи с чем в порядке пп..1 ч.1 ст. 150 АПК РФ  производство по делу в указанной части подлежит  прекращению.

Распределение судебных расходов между лицами, участвующими в деле, регламентировано статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. В силу части 1 данной статьи судебные расходы, понесенные лицами, участвующими в деле, в пользу которых принят судебный акт, взыскиваются арбитражным судом со стороны.

С учетом изложенного, судебные расходы, по оплате государственной пошлины подлежат отнесению на Министерство общего и профессионального образования Ростовской области.

            Руководствуясь статьями 110,167,168,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать недействительным  решение  Министерства общего и профессионального образования Ростовской области о возврате заявления и документов, выраженное в уведомлении от 01.10.2021 года № 24-У/1408.

Обязать Министерство общего и профессионального образования Ростовской области повторно рассмотреть заявление ООО «Дюна» о предоставлении государственной услуги.

Производство  по делу в части  требования заявителя  о привлечении Министерства общего и профессионального образования Ростовской области  к административной ответственности, предусмотренной  статьей 5.59 КоАП РФ  прекратить.

В удовлетворении остальной части требований отказать.

В удовлетворении  заявления ООО «ДЮНА» о наложении  судебного штрафа  отказать.

Взыскать с Министерства общего и профессионального образования Ростовской области (ОГРН: 1026103290510, ИНН: 6164046502) в пользу общества с ограниченной ответственностью «ДЮНА» (ОГРН: 1166196079389, ИНН: 6154144194) 3000 рублей государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               Кривоносова О. В.