АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
01 марта 2021 г. Дело № А53-36558/20
Резолютивная часть решения объявлена 25 февраля 2021 г.
Полный текст решения изготовлен 01 марта 2021 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Кривоносовой О.В.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Шиковой С.К., рассмотрев в открытом судебном заседании дело
по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП: <***>, ИНН: <***>)
к Администрации Азовского района и Комитету имущественных отношений Азовского района
о признании незаконным постановления от 14.09.2020 №1727 и распоряжения от 02.10.2020 №62.10-Р/426,
при участии
от заявителя представитель ФИО2 по дов. 15.01.2017 года
от заинтересованного лица Администрации Азовского района Ростовской области - представитель не явился, извещен
от Комитета имущественных отношений Администрации Азовского района - представитель ФИО3 по доверенности от 11.01.2021.
установил:
индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее – заявитель) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Администрации Азовского района и Комитету имущественных отношений Азовского района о признании незаконным постановления от 14.09.2020 №1727 и распоряжения от 02.10.2020 №62.10-Р/426.
Представитель заявителя на требованиях настаивал
Представитель заинтересованного лица требования не признал по основаниям, указанным в отзыве.
Представитель Администрации в заседание не явился, от него в материалы дела поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Как следует из материалов дела, согласно сведениям Единого государственного реестра недвижимости (далее - ЕГРН) ФИО1 на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером 61:01:0000000:1925, находящийся по адресу: Ростовская область, Азовский район, Новоалександровское сельское поселение, 480 м на север от ПТ «Красногоровка», с видом разрешенного использования - для дачного хозяйства, категория земель - земли населенных пунктов.
28.07.2020 в Комитет имущественных отношений Азовского района поступило обращение от председателя правления ДНТ «Мичуринец-5» ФИО4 от № 62.10/1193 по вопросу проведения проверки в отношении ФИО1, которому на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ «Механизатор», ул. Виноградная, 1-а, с видом разрешенного использования - для дачного хозяйства.
В этой связи в рамках полномочий, предусмотренных Постановлением Администрации Азовского района от 24.10.2017 №966, ФИО1 был включен в План проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 4 квартал 2020 года на территории муниципального образования «Азовский район», который утвержден постановлением Администрации Азовского района от 14.09.2020 №727.
05.10.2020 Комитетом ФИО1 направлено уведомление №62.10/4551 о проведении плановой документарной выездной проверки в целях осуществления муниципального земельного контроля земельного участка с кадастровым номером 61:01:0000000:1925. Указанное уведомление вручено адресату 12.10.2020.
На основании распоряжения Комитета от 02.10.2020 № 62.10-Р/426, 16.10.2020 уполномоченным лицом осуществлен муниципальный земельный контроль в форме плановой документарной, выездной проверки.
По результатам проверки был составлен акт физического лица № 40 от 26.10.2020 года, который вручен представителя ФИО1 - ФИО2 26.10.2020 года.
В связи с наличием признаков составов административных правонарушений, предусмотренных ч. 1 ст. 8.8, ст.7.1 Кодекса об административных правонарушениях, материалы плановой проверки 27.10.2020 направлены в Межмуниципальный отдел по г. Азову, Азовскому району Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Ростовской области для принятия мер реагирования в рамках полномочий для принятия мер в рамках компетенции.
Заявитель обратился в суд с заявлением о признании незаконным постановления Администрации Азовского района от 14.09.2020 года № 1727 в чамти включения в план проведения плановых проверок физических лиц по муниципальному земельному контролю на 4 квартал 2020 года на территории муниципального образования «Азовский район» ФИО1 и земельного участка с кадастровым номером 61:01:0000000:1925 по адресу: «Ростовская область Азовский район 480 м на север от ПТ «Красногоровка», а также о признании незаконным распоряжения Комитета имущественных отношений Азовского района от 02.10.2020 года № 62.10-Р/426 о проведении плановой документарной выездной проверки в отношении ФИО1.
Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
Частями 4, 5 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что при рассмотрении дела об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд осуществляет проверку оспариваемого акта или отдельных положений, решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушает ли оспариваемый акт, действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Таким образом, исходя из указанных выше правовых норм, в предмет судебного исследования по настоящему делу входят следующие обстоятельства:
- нарушение оспариваемыми актами управления прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, создание иных препятствий для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности;
- несоответствие оспариваемых актов управления закону или иному нормативному правовому акту.
Заявитель указывает не незаконность постановления администрации Азовского района в части включения в план проверок от 14.09.2020 года № 1727, поскольку указанное постановление, по мнению заявителя противоречит требованиям Федерального Закона от 26.12.2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», так как проверка в установленном порядке не согласована с органами прокуратуры, а также проведена в период действия моратория на проведения проверок в отношении индивидуальных предпринимателей согласно ч..1 ст. 26.2 указанного Закона.
При оценке обоснованности доводов заявителя суд принимает во внимание следующие нормы права.
Согласно статьи 1 Закона № 294-ФЗ, указанный закон регулирует отношения в области организации и осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля и защиты прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Пунктом 4 статьи 1 Закона № 294-ФЗ предусмотрено, что при осуществлении отдельных видов государственного надзора (контроля) иными федеральными законами могут устанавливаться особенности организации и проведения проверок в части, касающейся вида, предмета, оснований проведения проверок, сроков и периодичности их проведения, уведомлений о проведении внеплановых выездных проверок и согласования проведения внеплановых выездных проверок с органами прокуратуры. В частности, к таким видам контроля относится государственный земельный надзор и муниципальный земельный контроль (пп. 31 п.4 ст. 1 Закона №294-ФЗ).
Согласно ст. 72 ЗК РФ под муниципальным земельным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления по контролю за соблюдением органами государственной власти, органами местного самоуправления, юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, гражданами в отношении объектов земельных отношений требований законодательства Российской Федерации, законодательства субъекта Российской Федерации, за нарушение которых законодательством Российской Федерации, законодательством субъекта Российской Федерации предусмотрена административная и иная ответственность.
Статьей 72 ЗК РФ в обязанности органов местного самоуправления вменено осуществление муниципального земельного контроля (пункт 3). В случае выявления нарушения требований земельного законодательства, за которое предусмотрена административная и иная ответственность, в акте проверки указывается информация об этом, а копия акта направляется в орган государственного земельного надзора (пункт 5).
Постановлением Администрации Азовского района от 24.10.2017 №966 утверждено Положение о порядке осуществления муниципального земельного контроля на территории муниципального образования «Азовский район» (далее - Положение №966).
Осуществление муниципального земельного контроля согласно пункту 1.2, 2.1 Положения №966 возложено на Комитет имущественный отношений Азовского района (далее - Комитет).
Пунктом 1.4 Положения №966 к основным задачам муниципального земельного контроля отнесены, в том числе, контроль за соблюдением порядка, исключающего самовольное занятие земельных участков или использование их без оформленных в установленном порядке правоустанавливающих документов (пп. 2); контроль за использованием земельных участков в соответствии с их разрешенным использованием (пп. 5).
Пунктом 1.7., 1.8 Постановления № 966 установлено, что при осуществлении муниципального земельного контроля в отношении органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан применяются положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» с учетом особенностей, установленных указанным Порядком. Порядок организации, периодичность проведения и осуществление проверок регулируются административным регламентом, разрабатываемым в соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 13.11.2012 № 1013 «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности».
В соответствии с п.4.2. Постановления 966 плановые проверки в отношении каждого земельного участка, организации, индивидуального предпринимателя или гражданина могут проводиться не чаще одного раза в три года. Ежеквартальный план проведения проверок физических лиц утверждается распоряжением администрации Азовского района не позднее 15 дней до начала планируемого периода. Проведение мероприятий по подготовке, согласованию и утверждению ежеквартального плана проведения проверок физических лиц обеспечивает муниципальный земельный инспектор.
Согласно установленных фактических обстоятельств, основанием для включения ФИО1 в план проверок как физического лица, послужло обращение председателя правления ДНТ «Мичуринец-5» ФИО4 от 28.07.2020 № 62.10/1193 по вопросу проведения проверки в отношении ФИО1, которому на праве собственности принадлежит земельный участок, расположенный по адресу: Ростовская область, Азовский район, ДНТ «Механизатор», ул. Виноградная, 1-а, с видом разрешенного использования - для дачного хозяйства.
Таким образом, у муниципального земельного инспектора имелось основание для проведения проверочных мероприятий по поступившему заявлению.
Включение ФИО1 в план проверок совершено 14.09.2020 года, то есть с соблюдением сроков, установленных п.4.2. Постановления №966.
Следует отметить, что согласно пункту 4.4.7. Постановления № 966 внеплановые проверки физических лиц проводятся в случае обнаружения муниципальным земельным инспектором достаточных данных, указывающих на наличие события и состава правонарушений, или получения от органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан и общественных организаций, документов и иных доказательств, свидетельствующих о наличии признаков нарушения земельного законодательства, или проверки исполнения предписаний органа, осуществляющего муниципальный земельный контроль, об устранении ранее выявленных нарушений.
Поскольку проведение проверки осуществлялось органом муниципального земельного контроля в отношении физического лица, законодательством требования о согласовании поверки с органами прокуратуры не предусмотрено.
Наличие у заявителя статуса индивидуального предпринимателя само по себе не является основанием для выводов о незаконности проведения в отношении него проверочных мероприятий в силу следующего.
ФИО1 зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, осуществляющего свою деятельность без образования юридического лица, 02.03.2006 года, задекларировав такие виды осуществляемой экономической деятельности как торговля различными продуктами, включая напитки и табачными изделиями в неспециализированных магазинах (47.11), торговля розничная обоями и напольными покрытиями (47.53.3), торговля предметами антиквариата (47.79), деятельность в области отдыха и развлечений (93.2).
Как следует из материалов дела, предмет проверки - соблюдение требований земельного законодательства, обусловлен наличием оснований для осуществления проверочных мероприятий по соблюдению ФИО1, как физическим лицом, порядка пользования земельным участком, предоставленным ему для ведения дачного хозяйства, то есть не в связи с осуществляемой им предпринимательской деятельностью.
Согласно выписки из единого государственного реестра недвижимости по состоянию на 23.09.2020 года земельный участок 61:01:0000000:1925 относится к землям населенных пунктов, имеет вид разрешенного использования «для дачного хозяйства», правообладателем является физическое лицо ФИО1
В соответствии с п. 2 ст. 7 Земельного кодекса Российской Федерации земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
Статья 42 ЗК РФ предусматривает, что собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
В этой связи оспариваемое постановление Администрации Азовского района о включении ФИО1 в план проверок на предмет соблюдения земельного законодательства, а также распоряжение Комитета имущественных отношений Азовского района о проведении плановой проверки соответствует требованиям Земельного Кодекса РФ, Постанволению Правительства Ростовской области от 13.11.2012 № 1013 «Об утверждении Порядка разработки и принятия административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности», Постановлению Администрации Азовского района от 24.10.2017 года № 966.
Также заявителем не представлено доказательств нарушения его прав и интересов оспариваемыми ненормативными актами.
судом установлено, что привлечение к административной ответственности, предусмотренной ст. 8.8. и 7.1 КоАП РФ, произведено уполномоченными органами на основании проведения проверки в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 по результатам проверки, проведенной органами прокуратуры РФ.
Поскольку действия Комитета по проведению Плановой проверки являются законными и обоснованными, не нарушающими права и законные интересы Заявителя в сфере предпринимательской деятельности, что в силу ч. 3 ст. 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации влечет отказ в удовлетворении требований.
В соответствии со статьей 110 Арбитражного процессуального Кодекса РФ судебные расходы по делу подлежат распределению на сторону, не в пользу которой принят судебный акт, в связи с чем оснований для удовлетворения заявления заявителя о взыскании расходов на оплату услуг представителя в размере 50000 рублей не имеется. Расходы по плате государственной пошлины подлежат также распределению на заявителя.
Руководствуясь статьями 10,167,168,201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявленных требований отказать.
В удовлетворении заявления о взыскании судебных расходов на оплату услуг представителя отказать.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Кривоносова О. В.