ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-3701/10 от 24.03.2010 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

25 марта 2010 г. дело №А53-3701/2010

  Резолютивная часть решения оглашена 24.03.2010 г.

Полный текст решения изготовлен 25.03.2010 г.

Арбитражный суд в составе судьи Барановой Н.В.

  при ведении протокола секретарем судебного заседания Мищенко Е.М.

рассмотрел в заседании суда дело по заявлению: Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону

к Обществу с ограниченной ответственностью «Донавтотранс»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ

В судебном заседании участвуют представители:

от заявителя: прокурор Мазницын В.В. служебное удостоверение ТО № 072533 по 05.06.2012г.;

от лица привлекаемого к административной ответственности: не явился, уведомлен (под роспись в протоколе);

установил: В судебном заседании рассматривается заявление Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону к обществу с ограниченной ответственностью «Донавтотранс»

о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст.14.1 КоАП РФ.

Представитель прокуратуры в судебном заседании доложил свои требования, просил суд удовлетворить их в полном объеме.

Представитель лица, привлекаемого к административной ответственности в судебное заседание не явился, уведомлен надлежащим образом. Суд рассматривает дело в порядке ст. 156 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд установил следующее.

Прокуратурой Ленинского района г. Ростова-на-Дону с привлечением специалистов ГИБДД УВД по г. Ростову-на-Дону и Южного управления Госавтонадзора проведена проверка исполнения законодательства о безопасности дорожного движения ООО «Донавтотранс», зарегистрированного по адресу <...>, фактически осуществляющего деятельность по адресу <...>.

ООО «Донавтотранс» осуществляет международные автобусные перевозки по маршруту Ростов-на-Дону – Мариуполь, Ростов-на-Дону – Севастополь в соответствии с лицензией № АСС-61-008683 сроком действия с 22.06.2007 по 22.06.2012 (перевозка пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек), а также удостоверением допуска от 25.03.2004 № МКП-61-0009821, сроком действия до 26.03.2014.

Статьей 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 определены лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров.

Проведенной проверкой установлено, что на предприятии осуществляется прием на работу и допуск к перевозке пассажиров на регулярных междугородных и международных маршрутах водителей, не имеющих непрерывный стаж работы в качестве водителя автобуса не менее 3-х последних лет (ФИО1 по п/л № 527 от 05.02.2010, № 491 от 02.02.2010, № 580 от 08.02.2010, № 669 от 16.02.2010, ФИО2 по п/л № 466 от 31.01.2010, № 493 от 02.02.2010, № 540 от 05.02.2010, ФИО3 по п/л № 536 от 05.02.2010, № 565 от 07.02.2010, № 640 от 13.02.2010 и т.д.).

Тем самым, нарушаются ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995 № 196-ФЗ, (далее - Закон) п.п. 2.2, 2.3.1 «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, (далее – Положение об обеспечении безопасности) п. 2.3.1 «Требований об обеспечении безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, (далее – Требования об обеспечении безопасности), п.п. б, в, е п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637 (далее – Положение о лицензировании).

Не соблюдаются нормы действующего в данной сфере правоотношений законодательства при допуске водителей к самостоятельной работе, который осуществляется с нарушением порядка стажировки либо вовсе без ее проведения.

Так, из 18 назначенных приказом от 31.12.2009 № 200 водителей-наставников, 11 не имеют свидетельств установленного образца о подготовке в учебном комбинате с целью стажирования водителей автобусов.

Проверкой «Листков прохождения стажировки» и путевой документации установлены многочисленные факты допуска водителей к самостоятельной работе на различных регулярных маршрутах перевозки пассажиров без проведения предварительной маршрутной стажировки.

В частности к перевозке пассажиров без предварительной стажировки допущены водители ФИО4 (п/л № 510 от 03.02.2010), ФИО5 (п/л № 465 от 31.01.2010), ФИО6 (п/л № 600 от 10.02.2010), ФИО7 (п/л № 493 от 02.02.2010) и другие.

Оформление многих листков стажировки водителей производится без указания даты ее проведения, фамилий и подписей ответственных лиц, т.е. имеет формальный характер.

Таким образом, нарушаются требований ст. 20 Закона, п. 2.2. Положения об обеспечении безопасности, п. 3.1.3., раздела 3.2. Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ № 27 от 09.03.1995г., п. 2.3.2. Требований об обеспечении безопасности, п.п. 3.2., 3.3., 3.4, 3.5., 3.6., 6.8 «Положения о повышении профессионального мастерства и стажировке водителей», утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01. 1986 г., п.4(б, в, е) Положения о лицензировании.

Выявлены многочисленные нарушения порядка оформления путевых листов, в которых не отражаются сведения о дате (число, месяц, год) и времени (часы, минуты) выезда транспортного средства с места постоянной стоянки и его заезда на указанную стоянку, показаниях одометра, что является нарушением ст. 6 Федерального закона от 08.11.2007 № 259-ФЗ «Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта», п. 2.3.6 Положения об обеспечении безопасности, п. 5.4. Положения, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27, п.п. 2,3,6,7,13,16 приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152, п.п. б, п. 4 Положения о лицензировании.

На предприятии не производится анализ данных в регистрационных листах с целью выявления нарушений водителями режима труда и отдыха и их пресечения, записи в журнале анализа отсутствуют в нарушение п. 9 в Правил использования тахографов на автомобильном транспорте в Российской Федерации, утвержденных Приказом от 07.07.1998 № 86. Минтранса РФ, п.16 Положения, утвержденного Постановлением от 16.10.2001 № 730. Правительства РФ.

Проведение специального (внепланового) инструктажа организовано формально. До водителей не доводится в надлежащей форме информация об опасных изменениях условий движения на маршрутах (о появлении опасных участков на дорогах, внезапных изменениях погодных условий и т.п.), что может повлечь за собой негативные последствия, в том числе дорожно-транспортные происшествия, что является нарушением ст. 20 Закона, п.п. 2.2., 2.3.4. Положения об обеспечении безопасности перевозок, п. 3.4.1. Положения об обеспечении безопасности, п. 2.3.4. Требований об обеспечении безопасности, п.п. 1.2, 1.3, 1.4, 6 «Положения о проведении инструктажей по безопасности движения с водительским составом » РД-200-РСФСР-12-0071-86-09, утвержденного Минавтотрансом РСФСР 20.01.1986, п.п. б, в, п. 4 Положения о лицензировании.

В течение 2009 года ежегодное (осенне – зимнее) обследование автобусных маршрутов ООО «Донавтотранс» в процессе их эксплуатации с целью оценки соответствия состояния и уровня содержания автодорог, улиц, их инженерного оборудования требованиям безопасности не проводилось, соответствующие акты отсутствуют. Не осуществляется документальный учет обнаруженных водителями на маршрутах перевозок недостатков в организации и регулировании движения, состоянии и обустройстве дорог, улиц, угрожающих безопасности движения, а так же о внезапных неблагоприятных изменениях дорожно-климатических условий – нарушение ст. 20 Закона, п. 4.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров, п.4.15.-4.19, п. 5.3. Положения об обеспечении безопасности, п. 4 (б, в) Положения о лицензировании.

Таким образом, ООО «Донавтотранс» допущены нарушения требований Федерального закона от 10.12.1995 № 196-ФЗ «О безопасности дорожного движения», «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.10.2006 № 637, «Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами», утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2, «Руководства по временному прекращению движения автобусов, троллейбусов и трамваев в неотложных случаях, вызванных стихийными явлениями или изменениями дорожно-климатических условий», утвержденного Департаментом автомобильного транспорта Минтранса РФ 16.01.1995, «Требований об обеспечении безопасности дорожного движения, предъявляемых при лицензировании перевозочной деятельности на автомобильном транспорте», утвержденных приказом Минтранса РФ от 30.03.1994 № 15, «Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 и иных нормативных правовых актов в сфере безопасности дорожного движения.

Указанные нарушения выявлены в период времени с 12:20 часов 18.02.2010 по 16:50 часов 19.02.2010.

Учитывая изложенное в действиях юридического лица ООО «Донавтотранс» имеется состав административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ – осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Обстоятельств, смягчающих административную ответственность, обстоятельств, отягчающих административную ответственность, не выявлено.

Данные нарушения подтверждаются сведениями о результатах проверки № 597/10 от 24.02.2010 г.

Указанные нарушения лицензионных требований и условий, допущенные обществом, послужили основанием для составления в отношении ООО «Донавтотранс» постановления о возбуждении дела об административном правонарушении от 26.02.2010 г. по признакам совершения административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

В соответствии со ст. 23.1 КоАП РФ указанное постановление о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ООО «Донавтотранс» и материалы дела переданы Прокурором Ленинского района г. Ростова-на-Дону на рассмотрение в Арбитражный суд Ростовской области по подведомственности.

Рассмотрев материалы дела, суд пришел к выводу о том, что заявление Прокурора Ленинского района г. Ростова-на-Дону подлежит удовлетворению по следующим основаниям.

Частью 3 статьи 14.1. КоАП РФ установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

Лицензионные требования и условия при осуществлении перевозок пассажиров , определены Положением о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованном для перевозок более 8 человек, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.06г. № 637.

В соответствии с п. 4. данного Положения, лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров являются:

б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров;

в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров;

наличие у лицензиата водителей, имеющих необходимые квалификации и стаж работы, и прошедших медицинское освидетельствование;

е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование.

Согласно п. 2.3.2 Положения, в соответствии со статьей 23 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" владельцы автобусов обязаны организовать проведение предрейсовых и послерейсовых медицинских осмотров водителей автобусов.

В случаях, когда водитель начинает рабочий день (смену) или заканчивает его вне производственных территорий владельца автобусов (при осуществлении междугородных перевозок, на маршрутах большой протяженности, специальных перевозок, при смене водителей на линии и т.п.), владелец автобуса обязан обеспечить проведение указанных медосмотров через автовокзалы, автостанции и иных юридических лиц, обладающих соответствующей базой.

Согласно требованиям п. 4.2 Приказа № 27 от 09.03.1995г. Министерства транспорта РФ «Об утверждении Положения об обеспечении безопасности дорожного движения в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов», водители-предприниматели обязаны соблюдать правила технической эксплуатации транспортных средств, инструкции предприятий - изготовителей по эксплуатации транспортных средств, обеспечить соответствие технического состояния и оборудования транспортных средств, участвующих в дорожном движении, установленным требованиям безопасности, обеспечить проведение работ по техническому обслуживанию и ремонту транспортных средств, в порядке и сроки, определяемые действующими нормативными документами.

В статье 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» № 196-ФЗ от 10.12.1995г. предусмотрены основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям при осуществлении ими деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств:

1. Юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:

организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;

соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;

создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;

организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;

обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;

обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.

(абзац введен Федеральным законом от 25.04.2002 N 41-ФЗ)

2. Юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям запрещается в какой бы то ни было форме понуждать или поощрять водителей транспортных средств к нарушению ими требований безопасности дорожного движения.

3. Юридические лица, осуществляющие перевозки автомобильным и наземным городским электрическим транспортом, с учетом особенностей перевозок и в пределах действующего законодательства Российской Федерации о безопасности дорожного движения могут устанавливать специальные правила и предъявлять к водителям транспортных средств дополнительные требования для обеспечения безопасности дорожного движения.

Суд считает, что собранными в ходе административного производства доказательствами подтверждено нарушение ООО «Донавтотранс» требований п. 4 «Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек», утвержденного Постановлением Правительства РФ от 30.10.2006г. № 637.

Таким образом, факт наличия в действиях ООО «Донавтотранс» состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, заявителем доказан, что подтверждается материалами дела.

В соответствии с санкцией ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на юридических лиц от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.

В судебном заседании от 17.03.2010г. (л.д.86 протокол судебного заседания) представитель Общества вину признал в полном объеме и просил суд назначить минимальный размер штрафа, указав, что недостатки устранены.

С учетом изложенных выше обстоятельств суд считает, что имеются все необходимые основания для привлечения ООО «Донавтотранс» к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ.

Доказанность самого факта правонарушения свидетельствует о наличии вины правонарушителя.

Вместе с тем одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со ст. 4.2. КоАП РФ отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.

Исследовав и изучив материалы дела, суд установил, что ООО «Донавтотранс» ранее к административной ответственности не привлекалось, вину признало.

Вышеназванное обстоятельство позволяет сделать вывод о наличии смягчающего ответственность ООО «Донавтотранс» обстоятельства.

С учетом изложенного, суд считает возможным наложить на ООО «Донавтотранс» минимальный размер штрафа, предусмотренный ч. 3 ст. 14.1. КоАП РФ, в размере 3 000 руб.

На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст.167-170, 176, 206 АПК РФ, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать Общество с ограниченной ответственностью «Донавтотранс», расположенного по юридическому адресу: <...>, ИНН <***>, фактический адрес: <...>, виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ.

Привлечь Общество с ограниченной ответственностью «Донавтотранс», расположенного по юридическому адресу: <...>, ИНН <***>, фактический адрес: <...>, к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14. 1. КоАП РФ в виде взыскания штрафа в размере 30 000 рублей.

Штраф оплачивать по следующим реквизитам:

Банк получателя: ГУ РКЦ ГУ Банка России по Ростовской области

БИК 046015001

ИНН <***>

КПП 616401001

Расчетный счет <***>

Получатель УФК по Ростовской области (Прокуратура Ростовской области)

Код дохода 41511690050050000140

ОКАТО 60401000000

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение.

Судья Н.В. Баранова