ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-37084/20 от 30.03.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«31» марта 2021 года                                                                     Дело № А53-37084/20

Резолютивная часть решения объявлена «30» марта 2021 года

Полный текст решения изготовлен «31» марта 2021 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Паутовой Л.Н.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Литвиновой О.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «ЮГРЕМСТРОЙ» ИНН <***>, ОГРН 1126154002589

к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области

о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2020 №206380  по делу об административном правонарушении,

при участии:

от заявителя: представитель не явился

от административного органа: представитель ФИО1 (доверенность от 30.12.2020)

установил:

общество с ограниченной ответственностью «ЮГРЕМСТРОЙ» (далее – ООО «ЮГРЕМСТРОЙ») обратилось в суд с заявлением к Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области (далее – Служба) о признании незаконным и отмене постановления от 15.10.2020 №206380  о привлечении ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской федерации об административных правонарушениях в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.

Определением суда от 11.11.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства. Данным определением сторонам установлен срок для представления ими возражений в отношении рассмотрения дела в порядке упрощенного производства до 03.12.2020, а также для представления административным органом отзыва на заявление и обосновывающих отзыв письменных доказательств до 24.12.2020.

27.11.2020 от Службы поступило ходатайство о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства, мотивированное тем, что принятым по делу судебным актом могут быть нарушены права и законные интересы участников долевого строительства, кроме того, необходимо выяснить дополнительные обстоятельства и исследовать дополнительные доказательства.

Суд, рассмотрев заявленное ходатайство, счел его подлежащими удовлетворению.

В соответствии с частью 5 статьи 227 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вынес определение от 02.12.2020 о рассмотрении дела по общим правилам административного судопроизводства.

Заявитель явки представителя в судебное заседание не обеспечил, извещен надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда в сети «Интернет».

Представитель административного органа возражал против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в отзыве, считает оспариваемое постановление законным и обоснованным, при его вынесении процессуальных нарушений не допущено; представил определение об исправлении описок, опечаток и арифметических ошибок от 08.02.2021 №206380, в котором по тексту постановления №206380 от 15.10.2020 необходимо читать правильном вместо 4 квартал 2020 года, 4 квартал 2019 года.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса российской Федерации в отсутствие заявителя при наличии доказательств его надлежащего уведомления.

Изучив материалы дела, суд установил следующее.

ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» является застройщиком многоэтажных жилых домов по следующим адресам:

- 24-х квартирный жилой дом со встроенными торгово-офисными помещениями с количеством этажей 5, <...>. Введен в эксплуатацию;

- 60-ти квартирный жилой дом со встроенными торгово-офисными помещениями с количеством этажей 6, Ростовская область, г. Таганрог, пер. 2-й Новый, 55;

- 24-х квартирный жилой дом со встроенными торгово-офисными помещениями с количеством этажей 5, Ростовская область, г. Таганрог, пер. 2-й Новый, 57;

- 64-х квартирный жилой дом со встроенными торгово-офисными помещениями с количеством этажей 6, 2 корпус, <...>;

- 24-х квартирный жилой дом со встроенными торгово-офисными помещениями с количеством этажей 5. 3-й корпус, <...>.

ООО «ЮГРЕМСТРОИ» 14.04.2020 предоставило в Региональную службу ежеквартальную отчетность за 4 квартал 2019 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (вх. №38/1321).

В результате анализа ежеквартальной отчетности установлено, что отчетность за 4 квартал 2019 года представлена конкурсным управляющим ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» ФИО2 в Региональную службу с недостоверными и неполными сведениями, а именно:

в нарушении требований «Порядка предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении примерных графиков реализации проектов строительства и своих обязательств по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости», утвержденных приказом Минстроя России от 12.10.2018 №656/пр, отчетность предоставлена ООО «ЮГРЕМСТРОИ» в контролирующий орган не по установленной форме.

Раздел II «Сведения о многоквартирном доме и (или) ином объекте недвижимости, строящемся (создаваемом) застройщиком с привлечением денежных средств участников долевого строительства» по строительству жилого дома в пер. 2-й Новый, 55, г. Таганрог, заполнен не в полном объеме, с недостоверными сведениями.

Разделы II по остальным домам, которые введены в эксплуатацию, но нее переданы участникам долевого строительства, также заполнены не в полном объеме и с недостоверными сведениями.

Раздел III «Сведения о нормативах оценки финансовой устойчивости деятельности застройщика» заполнен не правильно. При расчете нормативов не учтена сумма дебиторской задолженности.

Раздел IV «Примерный график реализации проекта строительства и обязательств по договорам» по строительству жилого дома в пер. 2-й Новый, 55, г. Таганрог не заполнен.

В разделе V «Сводная накопительная ведомость проекта строительств» по строительству жилого дома в пер. 2-й Новый, 55, г. Таганрог не заполнены отдельные наименования работ (услуг) и затрат.

Бухгалтерская отчетность в полном объеме не представлена. В бухгалтерском балансе и приложениях к нему, в отчете о финансовых результатах, отсутствует наиболее важная информация (детализация), без знания которой невозможна оценка финансового положения организации.

Выявленные нарушения послужили основанием для составления 26.08.2020 в отношении ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» протокола №206380 по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях. На составление протокола законный представитель не явился, извещен надлежащим образом, копия протокола направлена в адрес общества заказным письмом с уведомлением.

15.10.2020 заместитель руководителя Службы, в отсутствие законного представителя ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» вынес постановление №206380, которым общество привлечено к административной ответственности по части 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением наказания в виде административного штрафа в сумме 50 000 руб.

Не согласившись с вынесенным постановлением, воспользовавшись правом на обжалование, предусмотренным статьей 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» обратилось в суд с заявлением, мотивировав его тем, что на общество не распространяется действие Федерального закона от 30.12.2004 №214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №214-ФЗ), а также Жилищного кодекса Российской Федерации в части обязанности по размещению информации в единой информационной системе жилищного строительства, поскольку ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» находится в стадии банкротства – конкурсное производство (дело №А53-31257/2015).

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации  при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление в установленный срок в орган, осуществляющий региональный государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, отчетности в случаях, предусмотренных законодательством об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, а равно представление отчетности, содержащей недостоверные сведения, или представление отчетности не в полном объеме.

В соответствии с пунктом 3 Правил представления застройщиками ежеквартальной отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 27.10.2005 № 645 «О ежеквартальной отчетности застройщиков об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства» (далее - постановление Правительства РФ № 645) отчетность застройщика представляется за квартал, если в течение этого квартала действовал, хотя бы один договор участия в долевом строительстве, заключенный застройщиком с участником долевого строительства, или, если у застройщика имелись неисполненные обязательства по договору.

В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 13.03.2019 № 259 Постановление № 645 признано утратившим силу с 23.03.2019 года, с указанной даты вступил в силу Приказ Министерства и жилищно-коммунального хозяйства РФ от 12.10.2018 № 656/пр (далее - Приказ № 656/пр), которым утвержден Порядок предоставления застройщиком отчетности об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости (далее - Порядок). Порядком, утвержденным Приказом № 656/пр, предусмотрены аналогичные сроки сдачи отчетности.

Согласно части 2 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ «Об участии в долевом строительстве многоквартирных домов и иных объектов недвижимости и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 214-ФЗ) государственный контроль (надзор) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости осуществляется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого осуществляется данное строительство (далее - контролирующий орган).

В соответствии с постановлением Правительства Ростовской области от 15.12.2011 № 230 «Об утверждении Положения о Региональной службе государственного строительного надзора Ростовской области» Региональная служба является органом исполнительной власти Ростовской области, уполномоченным на осуществление регионального государственного строительного надзора, а также контроля и надзора в области долевого строительства многоквартирных жилых домов и (или) иных объектов недвижимости на территории Ростовской области.

На основании пункта 6 части 6 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ контролирующий орган вправе:

- ежеквартально получать от застройщика отчетность об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, в том числе об исполнении застройщиком примерных графиков реализации проектов строительства, своих обязательств   по договорам, сводной накопительной ведомости проекта строительства, а также промежуточную и годовую бухгалтерскую (финансовую) отчетность, составленную в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.

На основании пункта 4 части 6 статьи 23 Федерального закона № 214-ФЗ контролирующий орган:

- вправе получать от лиц, привлекающих денежные средства граждан для строительства, в определенный статьей 11 Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» срок сведения и (или) документы, которые необходимы для осуществления государственного контроля (надзора) в области долевого строительства многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости и перечень которых устанавливается органами государственной власти субъектов Российской Федерации.

ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» 14.04.2020 предоставило в Региональную службу ежеквартальную отчетность за 4 квартал 2019 года об осуществлении деятельности, связанной с привлечением денежных средств участников долевого строительства (вх. №38/1321).

В результате анализа ежеквартальной отчетности установлено, что отчетность за 4 квартал 2019 года представлена ФИО2, конкурсным управляющим ООО «ЮГРЕМСТРОЙ», в Региональную службу с недостоверными и неполными сведениями, что образует состав административного правонарушения по частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Ссылка заявителя на то, что с даты введения в отношении застройщика процедуры банкротства, защита интересов граждан, заключивших договоры участия в долевом строительстве с должником до указанной даты, регламентируется именно Законом о банкротстве, а не Федеральным законом № 214-ФЗ, не может быть принята судом, поскольку введение конкурсного производства не влечет утраты обществом статуса застройщика, а, следовательно, сохраняются обязанности по исполнению требований Федерального закона № 214-ФЗ.

Ссылка ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» в обоснование своей позиции на часть 2.2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ, согласно которой решение арбитражного суда о признании банкротом застройщика влечет прекращение его права на привлечение денежных средств - граждан участников долевого строительства является несостоятельной ввиду следующего.

В соответствии с пунктом 3 статьи 6 Федерального закона от 03.07.2016 № 304-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон № 214-ФЗ» действие положений частей 2.2 - 2.6 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ, распространяется на отношения, связанные с привлечением денежных средств участников долевого строительства для строительства (создания) многоквартирных домов и (или) иных объектов недвижимости, если государственная регистрация первого договора участия в долевом строительстве многоквартирного дома и (или) иного объекта недвижимости осуществляется после 1 января 2017 года.

ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» первый договор участия в долевом строительстве был зарегистрирован во втором квартале 2013, то есть до 01.01.2017, следовательно, на него часть 2.2 статьи 3 Федерального закона № 214-ФЗ не распространяется.

Доводы общества о том, что на него не распространяются требования положений действующего законодательства о предоставлении отчетности застройщика в связи с нахождением застройщика в процедуре банкротства (конкурсное производство) и прекращении хозяйственной и строительной деятельности, судом расцениваются критически.

Законодательством Российской Федерации не предусмотрено в качестве основания освобождения от административной ответственности наличие процедуры банкротства у юридического лица.

Ни один законодательный акт в сфере долевого строительства, в том числе Федеральный закон № 214-ФЗ, не устанавливают указанные обстоятельства в качестве оснований освобождения юридического лица от обязанности предоставления отчетности. Федеральным законом № 127-ФЗ также не предусмотрено каких-либо специальных правил и исключений.

Таким образом, суд находит доказанным состав административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 14.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Нарушений прав и законных интересов ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» при производстве по делу об административном правонарушении административным органом не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.

На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

Принимая во внимание, что правонарушение совершено ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» впервые, отягчающих вину обстоятельств не установлено, суд считает, что Службой стройнадзора правомерно назначено наказание в минимальном размере – 50 000 руб.

Доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.

Фактически на момент рассмотрения дела ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» вину свою в совершении вмененного ему правонарушения не признало, должных выводов не сделало и в содеянном не раскаялось.  

С учетом конкретных обстоятельств дела, характера совершенного правонарушения, суд не усматривает оснований для применения положений статей 3.4, 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

Принимая во внимание вышеуказанное, суд считает, что оспариваемое постановление является законным и обоснованным, оснований для удовлетворения заявленных ООО «ЮГРЕМСТРОЙ» требований не имеется.

Частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

С учетом изложенного, суд не рассматривает вопрос о распределении судебных расходов.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

            В удовлетворении заявления общества с ограниченной ответственностью «ЮГРЕМСТРОЙ» отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решениячерез суд,  вынесший решение.

            Судья                                                                                                           Л.Н. Паутова