ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-3775/07 от 18.06.2007 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

344002, г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8-а

Именем Российской Федерации

РЕШЕНИЕ

« 25 » июня 2007 г. № дела А53-3775/2007-С6-48

Резолютивная часть решения объявлена 18 июня 2007 г.

Арбитражный суд в составе

Председательствующего судьи Комурджиевой И.П.

при ведении протокола судьей Комурджиевой И.П.

рассмотрев в заседании суда дело

по заявлению ООО «Сфинкс»

к УВД г. Ростова-на-Дону, ГИЦ МВД России

о признании действия ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону по отказу в совершении регистрационных действий с автомобилем «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель № 2UZ0032852, регистрационный номер О 196 OO-61, принадлежащего ООО «Сфинкс», за № 4111 от 15.03.2007г. незаконными и обязании ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону восстановить регистрацию указанного автомобиля с выдачей паспорта транспортного средства и свидетельства о государственной регистрации, совершить регистрационные действия по снятию автомобиля с регистрационного учета.

при участии:

от заявителя:   ФИО1, доверенность от 29.08.2005г.

от УВД г. Ростова-на-Дону:   ФИО2, доверенность № Г1/19 от 11.01.2007г.

от ГИЦ МВД России:   не явился

установил: В открытом судебном заседании рассматривается заявление ООО «Сфинкс» к   УВД г. Ростова-на-Дону, ГИЦ МВД России о признании действия ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону по отказу в совершении регистрационных действий с автомобилем «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель № 2UZ0032852, регистрационный номер О 196 OO-61, принадлежащего ООО «Сфинкс», за № 4111 от 15.03.2007г. незаконными и обязании ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону восстановить регистрацию указанного автомобиля с выдачей паспорта транспортного средства и свидетельства о государственной регистрации, совершить регистрационные действия по снятию автомобиля с регистрационного учета.

Заявитель обратился в суд с требованием к УВД по г. Ростову-на-Дону, ГИЦ МВД России об обязании МРЭО УВД г. Ростова-на-Дону восстановить регистрацию автомобиля «Тойота Ленд Крузер» 1998 года выпуска‚ VIN <***>‚ двигатель № 2UZ 0032852‚ регистрационный номер О196ОО-61‚ принадлежащего ООО «СФИНКС» и выдать его представителю паспорт транспортного средства и свидетельство о регистрации транспортного средства; об обязании ГИЦ МВД РФ исключить из базы данных разыскиваемого автотранспорта автомобиль «Тойота Ленд Крузер» VIN <***>‚ двигатель № 2UZ 0032852.

В ходе предварительного рассмотрения спора заявитель уточнил требования и просил суд признать действия ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону по отказу в совершении регистрационных действий с автомобилем «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель № 2UZ0032852, регистрационный номер О 196 OO-61, принадлежащего ООО «Сфинкс», за № 4111 от 15.03.2007г. незаконными и обязании ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону восстановить регистрацию указанного автомобиля с выдачей паспорта транспортного средства и свидетельства о государственной регистрации, совершить регистрационные действия по снятию автомобиля с регистрационного учета.

От требований к ГИЦ МВД России об обязании  ГИЦ МВД РФ исключить из базы данных разыскиваемого автотранспорта автомобиль «Тойота Ленд Крузер» VIN <***>‚ двигатель № 2UZ 0032852 заявитель отказался. В части отказа производство по делу подлежит прекращению.

Представитель УВД г.Ростова-на-Дону в судебное заседание явился, предоставил отзыв, в котором просил в удовлетворении требований отказать, пояснив, что ООО «Сфинкс» приобрело автомобиль «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель 2UZ0032852, ПТС 77ЕЕ129380, который был поставлен на регистрационный учет в МРЭО УВД г. Ростова-на-Дону с присвоением регистрационных знаков O196OO 61. В мае 2006г. представитель ООО «Сфинкс» обратился в МРЭО с заявлением о снятии с регистрационного учета данного автомобиля. Сотрудниками МРЭО УВД г. Ростова-на-Дону автомобиль «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель 2UZ0032852 не был снят с учета в связи с тем, что при проведении проверочных мероприятий согласно пп. 89,61,61.1,64 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ № 59, было выявлено, что ПТС 77ЕЕ129380 значится в розыске за г. Москвой.

Главный информационно-аналитический центр МВД России (ГИЦ МВД) предоставил отзыв, в котором сообщил, что автомобиль «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель № 2 UZ 0032852 на централизованном учете разыскиваемых автотранспортных средств АИПС «Автопоиск» не значится. Информацией о розыске вышеуказанного автомобиля ГИАЦ МВД России не располагает.

В соответствии с приказом МВД России от 12.07.2000 г № 752 «Об утверждении Наставления по формированию и ведению централизованных оперативно-справочных, розыскных, криминалистических учетов, экспертно-криминалистических коллекций и картотек органов внутренних дел Российской Федерации», согласованным в установленном порядке с Генеральной прокуратурой Российской Федерации, Верховным Судом Российской Федерации, зарегистрированным в Минюсте России, постановка на учет и снятие с учета разыскиваемого автотранспорта производятся ГИАЦ МВД России только на основании решения принятого инициатором розыска.

В силу статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

В Определении Конституционного Суда РФ от 16 января 2007 г. N 127-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданина ФИО3 на нарушение его конституционных прав пунктом 3 статьи 15 Федерального закона «О безопасности дорожного движения « и подпунктом «3» пункта 12 положения о государственной инспекции безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации» указано, что согласно статье 35 Конституции Российской Федерации право частной собственности охраняется законом (часть 1); каждый вправе иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им (часть 2); никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда (часть 3).По смыслу приведенных положений Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с ее статьями 17 (части 1 и 3) и 55 (часть 3), а также исходя из общих принципов права, конституционные гарантии права собственности (права владения, пользования и распоряжения имуществом) предоставляются в отношении того имущества, которое принадлежит субъектам права собственности и приобретено ими на законных основаниях; право частной собственности не является абсолютным и может быть ограничено федеральным законом в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства. В отношении права собственности на транспортные средства такие ограничения продиктованы, в частности, повышенной опасностью для окружающих деятельности с использованием транспортных средств (статья 1079 ГК Российской Федерации).

Отнесение транспортных средств к источникам повышенной опасности обусловливает необходимость установления для них особого правового режима в целом и специальных правил их допуска к эксплуатации в частности. Именно поэтому пункт 3 статьи 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения", связывая допуск транспортного средства к эксплуатации с его регистрацией и выдачей соответствующих документов, запрещает регистрацию без документа, удостоверяющего соответствие транспортного средства установленным требованиям безопасности дорожного движения, что не может рассматриваться как нарушение конституционных прав и свобод граждан.

Конституционный Суд РФ в Определении от 12 мая 2006г №167-) по жалобе гражданина ФИО4 на нарушение его конституционных прав пунктом 1 статьи 15 Таможенного кодекса РФ» указал,что федеральным законом могут устанавливаться ограничения на пользование и распоряжение товарами и транспортными средствами, которые ввезены на таможенную территорию Российской Федерации, находятся под таможенным контролем и в отношении которых еще не осуществлено таможенное оформление. При этом речь идет не о лишении лица перемещаемого имущества, а о соблюдении специального, разрешительного порядка перемещения товаров и транспортных средств через таможенную границу. Товары и транспортные средства, в отношении которых не завершено таможенное оформление, не могут быть выпущены для свободного обращения, ими никто (ни собственник, ни любое иное лицо, перемещающее товары и транспортные средства через таможенную границу) не может пользоваться и распоряжаться (за исключением случаев, специально оговоренных законодателем) и, следовательно, в отношении них не могут совершаться сделки, в том числе договор купли-продажи. Поэтому сделки, которые заключены вопреки предписанию части первой статьи 131 Таможенного кодекса Российской Федерации, не соответствуют требованиям закона. Однако регулирование вопроса о юридических последствиях таких сделок лежит за пределами данной статьи и осуществляется на основе иных законоположений, в том числе предусмотренных нормами Гражданского кодекса Российской Федерации.

Изучив представленные доказательства, выслушав мнение лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

Автомобиль «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель № 2UZ0032852, регистрационный номер О 196 OO-61, был ввезен на территорию Российской Федерации в 1998г. и зарегистрирован в 4 отделении МРЭО ГАИ ВАО г. Москвы на имя ФИО5 .Органами ГИБДД на протяжении 9 лет неоднократно осуществлялись регистрационные действия, связанные с постановкой и снятием с учета вышеуказанного транспортного средства, каких либо претензий по обстоятельствам ввоза автомобиля не возникало.

С ноября 2001г. на основании договора купли-продажи автомобиль принадлежит заявителю- ООО «Сфинкс» на праве собственности. Заявитель полагает, что поскольку в момент приобретения указанного транспортного средства ему не были известны обстоятельства ввоза автомобиля , в силу ст.ст. 209, 302 ГК РФ ООО «Сфинкс» является добросовестным (четвертым!) приобретателем данного автомобиля.

При постановке на регистрационный учет указанного автомобиля, а также на протяжении более 5 лет к ООО «Сфинкс» как к владельцу автомобиля никто, в т.ч. правоохранительные (таможенные) органы, не предъявлял никаких претензий по обстоятельствам приобретения (или ввоза) автомобиля Предъявление данных требований вызвано тем, что в связи с аннулированием в г.Москве первичной регистрации указанного автомобиля с выдачей ПТС 77 ЕЕ 129380, ООО «Сфинкс» было отказано в снятии а/м с регистрационного учета; 12 мая 2006г. на основании Заключения по факту выявления регистрации автомобиля, с места первичной регистрации которого получен отрицательный ответ, по талону акта 61 АА 798760 ст. инспектором ТО МРЭО УВД по г.Ростову-на-Дону ФИО6 изъяты паспорт транспортного средства 77 ЕЕ 129380 и свидетельство о регистрации.

Материал по данному факту (Ф-1 № 7197 от 02.06.2006г.) был направлен в ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону. По результатам проведенной проверки Постановлением дознавателя ОД ОВД Октябрьского района г. Ростова-на-Дону ФИО7 от 12.06.2006г. установлено, что по данному факту отсутствует событие уголовно-наказуемого деяния и в возбуждении уголовного дела отказано.

Письмом от 15.03.07г. за № 4111 ТО МРЭО УВД по г.Ростову-на-Дону сообщило об отказе в совершении регистрационных действий, данный отказ и послужил основанием для обращения в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением в связи с нарушением прав и законных интересов ООО «Сфинкс».

Кроме того, заявитель ссылается на п.5.1. Приказа МВД РФ от 17.02.98г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства» указаны аналогичные основания для задержания документов, регистрационных знаков; в орган же внутренних дел направляется соответствующая информация для принятия решения в порядке, установленном законодательством. Согласно п.5.3. данного Приказа наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором .Поскольку основания для возбуждения уголовного дела отсутствуют, что подтверждается вышеуказанным Постановлением от 12.06.06г., согласованным Прокурором Октябрьского района г.Ростова-на-Дону, никакие иные лица не претендуют на автомобиль и ПТС, то при таких обстоятельствах отказ МРЭО УВД по г.Ростову-на-Дону от 15.03.07г. в проведении регистрационных действий , по мнению ООО «Сфинкс» , неправомерен.Заявитель полагает, что является добросовестным приобретателем, его права как собственника автомобиля крайне ограничены; ни пользоваться, ни распоряжаться данным автомобилем в данной ситуации невозможно. Тем не менее, автомобиль находится на балансе ООО «Сфинкс», производятся все налоговые платежи (налог на имущество, транспортный налог).В соответствии со ст. 209 ГК РФ, собственнику принадлежат права пользования, владения и распоряжения принадлежащим ему имуществом. При этом какие-либо ограничения его права собственности недопустимы и нарушают конституционные права. Согласно ст. 304 ГК РФ собственник может требовать устранения всяких нарушений его права, хотя бы эти нарушения и не были соединены с лишением владения.

Закон Российской Федерации "О милиции" к обязанностям милиции относит осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения (пункт 9 статьи 10 настоящего Закона).

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения" в статье 19 установил запрет на эксплуатацию транспортных средств при наличии у них технических неисправностей, создающих угрозу безопасности дорожного движения. Перечень таких неисправностей и условия, при которых запрещается их эксплуатация, определяются Правительством Российской Федерации.

Что касается оформления паспортов транспортных средств, то данные вопросы регулируются Постановлением Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 18 мая 1993 г. N 477 "О введении паспортов транспортных средств"

Полномочия Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД России об отказе в регистрации и выдаче документов на автомототранспортные средства, имеющие скрытые, поддельные, измененные номера узлов и агрегатов или государственные регистрационные знаки, установлены Указом Президента Российской Федерации от 15 июня 1998 г. N 711 "О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения". (в ред. Указов Президента РФ от 02.07.2002 N 679, от 03.05.2005 N 497, от 23.04.2007 N 533)

Задачами милиции являются как выявление и раскрытие преступлений, так и осуществление государственного контроля и надзора за соблюдением правил, стандартов, технических норм и других нормативных документов в области обеспечения безопасности дорожного движения. В этой связи органы Госавтоинспекции при обнаружении признаков преступления (сокрытие, изменение, уничтожение маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных) регистрационные действия не производят, такие документы и регистрационные знаки задерживают и вместе с сообщением об обнаружении признаков преступления передают в органы внутренних дел для проведения необходимых действий.

Регистрация транспортных средств производится с соблюдением установленного действующим законодательством порядка. Приобретение лицом транспортного средства автоматически не порождает обязанность подразделений ГИБДД допустить транспортное средство к участию в дорожном движении и зарегистрировать его.

Согласно п. 2 ст. 1 Гражданского кодекса РФ гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Федеральный закон "О безопасности дорожного движения", определяя правовые основы обеспечения безопасности дорожного движения на территории Российской Федерации, ввел регистрацию транспортных средств, в качестве обязательного условия допуска их к дорожному движению.

Регистрация может производиться собственником автомобиля только при наличии необходимых документов.

Для регистрации транспортного средства кроме документов, подтверждающих право собственности на автомобиль, собственник обязан предоставить документы, указанные в п. 35 Правил регистрации автотранспортных средств и прицепов к ним, утвержденных приказом МВД Российской Федерации от 27 января 2003 г. N 59, в том числе ПТС.

Регистрация транспортного средства является административным актом, с которым закон связывает возможность пользования приобретенным имуществом. При этом отказ в регистрации транспортного средства не влечет прекращение права собственности, а только ограничивает право пользования им.

Факт приобретения права собственности на транспортное средство не порождает безусловной обязанности органов ГИБДД допустить его к участию в дорожном движении. (данные выводы, в частности, содержаться в Определении Верховного Суда РФ от 21 марта 2007 года по делу N 84-В06-5)

В мае 2006г. представитель ООО «Сфинкс» обратился в МРЭО УВД г.Ростова-на-Дону с заявлением о снятии с регистрационного учета автомобиля «Тойота Ленд Крузер», VIN <***>, двигатель 2UZ0032852, УВД по г. Ростову-на-Дону . Сотрудниками МРЭО УВД г. Ростова-на-Дону автомобиль «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель 2UZ0032852 не был снят с учета в связи с тем, что при проведении проверочных мероприятий согласно пп. 89,61,61.1,64 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ № 59, было выявлено, что паспорт транспортного средства (ПТС) 77ЕЕ129380 значится в розыске за г. Москвой.

В соответствии с п. 17 настоящих Правил при обнаружении признаков скрытия, изменения, уничтожения маркировки, нанесенной на транспортных средствах организациями-изготовителями, не зарегистрированных в Госавтоинспекции, либо подделки представленных документов, регистрационных знаков, несоответствия транспортных средств и номерных агрегатов сведениям, указанным в представленных документах, или регистрационным данным, а также наличии сведений о нахождении транспортных средств, номерных агрегатов в розыске или представленных документов в числе утраченных (похищенных) регистрационные действия не производятся. Такие документы, регистрационные знаки задерживаются.

Согласно п.55 Правил при установлении обстоятельств, являющихся основанием для отказа в совершении регистрационных действий, в том числе в результате проверки, проводимой в установленном законодательством Российской Федерации порядке органами внутренних дел или иными правоохранительными органами, проведенная регистрация транспортного средства считается недействительной и подлежит аннулированию регистрационным подразделением по месту регистрации транспортного средства. Регистрационные документы, паспорта транспортных средств и регистрационные знаки сдаются в регистрационное подразделение.

В связи с этим регистрация автомобиля «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель 2UZ0032852 была аннулирована в соответствии с п. 17, 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, утв. Приказом МВД РФ № 59.

Судом установлено, что территориальное отделение по регистрации транспорта МРЭО при УВД г.Ростова-на-Дону является структурным подразделением МРЭО при УВД г.Ростова-на-Дону и выполняет регистрационные функции согласно Положения о территориальном отделении по регистрации транспорта МРЭО при УВД г.Ростова-на-Дону, утвержденного Приказом №135 от 7.02.2005г УВД г.Ростова-на-Дону. В функции ТО МРЭО при УВД г.Ростова-на-Дону входит (раздел 3 Положения…) регистрация транспортных средств, выдача свидетельств о регистрации транспортных средств, снятие с учета транспортных средств. Начальник ТО МРЭО при УВД г.Ростова-на-Дону руководит деятельностью отдела, самостоятельно принимает решения в пределах своей компетенции и несет персональную ответственность за выполнение возложенных задач. Согласно Должностной инструкции начальника территориального отделения межрайонного регистрационно-экзаменационного отдела УВД по г./Ростову-на-Дону начальник , частности , (п.2.6.Должностной инструкции..) принимает решение о регистрации ,перерегистрации, снятии с учета в форме резолюции.

Начальник территориального отделения по регистрации транспорта МРЭО при УВД по г.Ростову-на-Дону (ТО МРЭО УВД по г.Ростову-на-Дону) сообщил (исх.4111 от 15.03.2007г. ) ООО «Сфинкс» , о том,что в совершении регистрационных действий с автомобилем ему отказано.

В соответствии с п.35 вышеуказанных Правил для совершения регистрационных действий собственники транспортных средств представляют заявление, транспортное средство, паспорт транспортного средства и иные документы, необходимые для совершения регистрационных действий с автомобилем.

Поскольку при обращении ООО «Сфинкс» с повторным заявлением в ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону о совершении регистрационных действий с автомобилем «Тойота Ленд Крузер» у заявителя отсутствовал паспорт транспортного средства на указанный автомобиль, выданный на законных основаниях, то произвести регистрационные действия с транспортным средством не представилось возможным.

При этом ссылки заявителя на п. 5.1 и 5.3 Инструкции по розыску автомототранспортных средств, утвержденной приказом МВД РФ от 17.02.1994г. № 58 «О мерах по усилению борьбы с преступными посягательствами на автомототранспортные средства», как на обоснование своих требований к ТО МРЭО, в части признании отказа должностных лиц ТО МРЭО в совершении регистрационных действий с автомобилем неправомерны в силу следующего.

Согласно п.5.3 данной Инструкции наложенные ограничения на совершение регистрационных действий снимаются при представлении мотивированного постановления органа внутренних дел об отказе в возбуждении (прекращении) уголовного дела и проверке законности принятого органом внутренних дел решения надзирающим прокурором.

Однако следует отметить, что должностными лицами ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону не налагали арест либо запрет на совершение регистрационных действий с автомобилем, принадлежащим ООО «Сфинкс», а также иные ограничения, предусмотренные действующим законодательством. Кроме того, сведений о том, что иными правоохранительными органами, таможенными органами либо судом наложены какие-либо ограничения в отношении данного транспортного средства, также не имеется.

Приказ МВД РФ № 59 от 27.01.2003г., утвердивший Правила регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, был принят в целях реализации Постановления Правительства РФ от 21 февраля 2002 г. N 126 "О внесении изменений и дополнений в Постановление Правительства Российской Федерации от 12 августа 1994 г. N 938 «О государственной регистрации автомототранспортных средств и других видов самоходной техники на территории Российской Федерации".

Данным приказом детализирован порядок регистрации транспортных средств в органах ГИБДД и в силу этого нормы Приказа МВД РФ № 58 от 17.02.1994г. могут применяться только в части розыска автомототранспортных средств, не противоречащих положениям Приказа МВД РФ № 59 от 27.01.2003г.

Паспорта транспортных средств предназначены для упорядочения допуска транспортных средств к участию в дорожном движении, усиления борьбы с их хищениями и другими правонарушениями на автомобильном транспорте, а также повышения эффективности контроля за уплатой таможенных платежей при ввозе транспортных средств и шасси транспортных средств в Российскую Федерацию.

В соответствии с п.17, 55 Правил регистрации автомототранспортных средств и прицепов к ним в ГИБДД МВД РФ, сотрудники ТО МРЭО при аннулировании регистрации автомобиля «Тойота Ленд Крузер», принадлежащего ООО «Сфинкс» изъяли ПТС 77 ЕЕ 129380 для проведения проверки органами внутренних дел.

Согласно полученных ответов 4 отделения МОТОТРЭР ВАО УВД г. Москвы 22.04.2006г. № 463 и от 10.05.2006г. № 504 стало известно, что ПТС 77 ЕЕ129380 выставлен в розыск 10.10.2003г. в связи с аннулированием регистрации автомобиля «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель 2UZ0032852. Основанием для аннулирования регистрации данного транспортного средства для 4 отделением МОТОТРЭР ВАО УВД г. Москвы явилось то обстоятельство, что первоначальная регистрация данного автомобиля была проведена при представлении поддельных документов на автомобиль (свидетельство о регистрации транспортного средства серии КА № 032368, и справки-счет).

Также из ответа, полученного от Южной оперативной таможни от 02.05.2007г. № 07-03/4120 усматривается, что данный автомобиль таможенное оформление на территории РФ не проходил. В соответствии с п. 6 Положения о паспорте транспортного средства, утвержденного Приказом Министерства внутренних дел РФ № 496, Приказом Министерства промышленности и энергетики РФ № 192, Приказом Министерства экономического развития и торговли РФ № 134 от 23.06.2005 года, на автомобили, ввезенные на территорию РФ после 1 июля 1997 года, ПТС выдаются таможенными органами после надлежащего таможенного оформления автомобиля. В п. 9 этого же Приказа указано, что наличие ПТС, оформленного надлежащим образом является обязательным условием для регистрации транспортного средства и допуска его к участию в дорожном движении.

Аналогичное положение содержится и в п. 11 вышеуказанных Правил регистрации, согласно которого транспортные средства, ввезенные на территорию РФ, регистрируются за юридическими или физическими лицами, указанными в документах, которые были выданы таможенными органами РФ при таможенном оформлении транспортных средств. ПТС на автомобиль выдается таможенными органами на основании удостоверения ввоза транспортного средства.

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством РФ сотрудники ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону не вправе совершать регистрационные действия с автомобилем «Тойота Ленд Крузер», до выдачи ПТС таможенными органами и соответствующего оформления таможенными органами.

Между тем законом не установлено, что сделки, совершенные в отношении транспортных средств (движимое имущество), подлежат обязательной государственной регистрации, и не устанавливается правило о том, что право собственности на это имущество возникает лишь после регистрации в органах внутренних дел.

Право собственности на транспортное средство возникает из сделок, дарения, купли - продажи и т.п. сделок после их заключения и передачи имущества, а не после их регистрации органом внутренних дел. Регистрация транспортных средств не является государственной регистрацией в том смысле, который в силу закона порождает права собственности.

Указанный вывод, в частности, вытекает из содержания п. п. 1.6 - 1.9 и других Правил, которые предусматривают нормы о возможности совершения регистрационных действий лишь при наличии документов, подтверждающих право собственности на автомобиль.

Эксплуатация транспортного средства является источником повышенной опасности и его регистрация позволяет обеспечить безопасность дорожного движения.

Так, в силу ст. ст. 1, 15 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" регистрация транспортного средства введена в качестве механизма доступа технически исправного транспортного средства для участия в дорожном движении.

Действительно, аннулирование регистрации ограничивает права владельца по пользованию транспортным средством. Однако такое ограничение само по себе не прекращает прав собственности на транспортное средство, приобретенное в установленном порядке. Такие ограничения связаны с защитой прав и интересов других граждан и организаций, в том числе участников дорожного движения, и направлены на упорядочение отношений по пользованию автомобильными дорогами.

Регистрация автомототранспорта в органах внутренних дел и отмена такой регистрации не является сделкой, связанной с правом собственности на автомобиль

Прекращение государственной регистрации в подобном случае не лишает обладателя движимого имущества в виде транспортного средства прав на него и не ограничивает возможности обладателя на обращение в соответствующее подразделение ГИБДД по вопросу о государственной регистрации в установленном порядке с представлением документов, необходимых для ее проведения.

При таких обстоятельствах, действия органов МВД являются законными и обоснованными, а требование о признании действий ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону по отказу в совершении регистрационных действий с автомобилем «Тойота Ленд Крузер», 1998 года выпуска, VIN <***>, двигатель № 2UZ0032852, регистрационный номер О 196 OO-61, принадлежащего ООО «Сфинкс», за № 4111 от 15.03.2007г. незаконными и обязании ТО МРЭО УВД по г. Ростову-на-Дону восстановить регистрацию указанного автомобиля с выдачей паспорта транспортного средства и свидетельства о государственной регистрации, совершить регистрационные действия по снятию автомобиля с регистрационного учета не подлежащими удовлетворению.

Руководствуясь ст.ст. 169-170, ст. 200,201 АПК РФ суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении требований отказать.

В части отказа от требований к ГИЦ МВД России производство по делу прекратить.

Решение может быть обжаловано в установленный законом срок в вышестоящую инстанцию .

Судья И.П.Комурджиева