ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-38497/2021 от 11.07.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«14» июля 2022 года                                                                          Дело № А53-38497/2021

Резолютивная часть решения объявлена   «11» июля 2022 года

Полный текст решения изготовлен            «14» июля 2022 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Домашевой А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению индивидуального предпринимателя Шильникова Дениса Григорьевича (ИНН 771524822902, ОГРН 317774600359018)

к  Административной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону

о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2021                                              № 1820/18-2021 о привлечении к административной ответственности

при участии:

от заявителя представитель Гундарь  А.А.;

от заинтересованного лица представитель не явился;

установил: индивидуальный  предприниматель Шильников Денис Григорьевич (далее заявитель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к  Административной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону (далее административный орган, заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 21.07.2021 № 1820/18-2021 о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС "Об административных правонарушениях" с назначением наказания в виде штрафа в размере 30 000 руб.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, просил суд удовлетворить заявленные требования и отменить обжалуемое постановление.

Заинтересованное лицо надлежащим образом извещенное о дате и времени судебного заседания явку представителя не обеспечил.

Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие представителя заинтересованного лица.

Изучив материалы дела, выслушав лиц участвующих в деле, суд установил следующее.

31.05.2021 в 14 час. 32 мин. должностным лицом администрации Кировского района города Ростова-на-Дону установлено, что по адресу: г. Ростов-на-Дону, ул. Б.Садовая, 104/29, ИП Шильников Д.Г. совершил административное правонарушение, которое выразилось в следующем: на момент проверки при инспектировании территории Кировского района по данному адресу обнаружено, что в нарушение п. 9 гл. 8 Правил благоустройства территории города Ростова-на-Дону, утвержденных Решением Ростовской-на-Дону городской Думы № 398 от 24.10.2017 допущено покрытие пленкой остекления витрины, размещение информационной конструкции.

Указанное правонарушение зафиксировано в акте обследования территории муниципального образования города Ростова-на-Дону от 28.05.2021, а также путем фотофиксации. Выявленные нарушения послужили основанием для составления 21.06.2021 протокола об административном правонарушении №18 по признакам наличия в действиях общества состава административного правонарушения,  предусмотренного частью 2  статьи  5.1 Областного закона, поскольку ИП Шильников Д.Г. ранее подвергался наказанию: Постановление административной комиссии при администрации Ленинского района города Ростова-на-Дону № 461-388/21 г.

Протокол составлен в отсутствие Шильникова Д.Г. при наличии доказательств надлежащего уведомления по месту регистрации ИП); протокол об административном правонарушении и повестка на комиссию направлены заказным письмом.

21.07.2021 административная комиссия при администрации Кировского района города Ростова-на-Дону в отсутствии ИП Шильников Д.Г., вынесла постановление № 1820/18-2021, которым ИП Шильников Д.Г. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС "Об административных правонарушениях". Назначено минимальное наказание, предусмотренное санкцией данной статьи, а именно «штраф» в размере 30000 рублей.

Не согласившись с указанным постановлением, используя право на обжалование, индивидуальный предприниматель Шильников Денис Григорьевич обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением, мотивировав его отсутствием в действиях общества состава административного правонарушения.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные предпринимателем требования подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюдён ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

Статьей 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

В соответствии с частью 1 статьи 1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, законодательство об административных правонарушениях состоит из Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях.

Согласно части 1 статьи 1.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях к ведению Российской Федерации в области законодательства об административных правонарушениях относится, в том числе установление: общих положений и принципов законодательства об административных правонарушениях; перечня видов административных наказаний и правил их применения; порядка производства по делам об административных правонарушениях, в том числе установление мер обеспечения производства по делам об административных правонарушениях; порядка исполнения постановлений о назначении административных наказаний.

Частью 1 статьи 5.1 Областного закона №273-ЗС предусмотрена ответственность за невыполнение или ненадлежащее выполнение требований, установленных правилами благоустройства территорий поселений и городских округов, утвержденными органами местного самоуправления поселений и городских округов, если данное деяние не содержит признаков административного правонарушения, предусмотренного статьями 4.1, 4.5 Областного закона №273-ЗС.

Согласно части 2 статьи 5.1 Областного закона №273-ЗС повторное или последующее в течение года совершение действий (бездействие), предусмотренных частью 1 статьи влечет наложение административного штрафа на юридических лиц - от    70 000 до 100 000 рублей.

Объективную сторону указанного правонарушения составляет нарушение установленных нормативными правовыми актами органов местного самоуправления правил благоустройства территорий поселений и городских округов.

В соответствии со ст. 14 Федерального закона "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" от 06.10.2003 N 131-ФЗ к вопросам местного значения поселения относится: утверждение правил благоустройства территории поселения, устанавливающих в том числе требования по содержанию зданий (включая жилые дома), сооружений и земельных участков, на которых они расположены, к внешнему виду фасадов и ограждений соответствующих зданий и сооружений, перечень работ по благоустройству и периодичность их выполнения; установление порядка участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий; организация благоустройства территории поселения (включая освещение улиц, озеленение территории, установку указателей с наименованиями улиц и номерами домов, размещение и содержание малых архитектурных форм), а также использования, охраны, защиты, воспроизводства городских лесов, лесов особо охраняемых природных территорий, расположенных в границах населенных пунктов поселения; организация сбора и вывоза бытовых отходов и мусора.

Пунктом 25 статьи 21 Устава города Ростова-на-Дону определено, что в исключительном ведении городского самоуправления находится решение вопросов местного значения, в том числе организация благоустройства и озеленения территории города.

В целях обеспечения благоприятных условий жизни населения и обеспечения чистоты и порядка на территории города Ростова-на-Дону решением Ростовской-на-Дону городской Думой от 24.10.2017 № 398 утверждены Правила благоустройства территории г. Ростова-на-Дону,(далее Правила благоустройства), которые устанавливают единые и обязательные к исполнению нормы и требования в сфере внешнего благоустройства, определяют порядок уборки и содержания городских территорий, в том числе прилегающих к границам земельных участков, зданиям и сооружениям, а также внутренних производственных территорий для всех юридических, физических лиц и индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками и владельцами земельных участков, объектов строительства, зданий, строений и сооружений, расположенных на территории города Ростова-на-Дону, независимо от формы собственности и ведомственной принадлежности, определяют порядок участия собственников зданий (помещений в них) и сооружений в благоустройстве прилегающих территорий.

 В соответствии с пунктом 9 главы 8 Правил благоустройства запрещается:

- размещение рекламной и иной информации путем непосредственного нанесения на опоры электросетей, контактных сетей, освещения, деревья, остановочные павильоны наземного общественного транспорта, ограждения дорог и тротуаров, тротуарные покрытия, внешние поверхности зданий, строений, сооружений, ограждений и на другие не предназначенные для этих целей места декоративно-художественного и (или) текстового изображения (методом покраски, наклейки и иными методами);

- окраска и покрытие декоративными пленками остекления витрин, входных узлов, окон (за исключением жилых помещений) и т.п.;

- крепление баннерной ткани, баннерной сетки и аналогичных материалов непосредственно к зданиям, строениям, сооружениям, ограждениям без использования жестких конструкций;

- нанесение собственниками (владельцами) на фасады и ограждения зданий и сооружений изображения (граффити), мозаики и орнамента, содержащей рекламную информацию, в том числе ссылки на конкретные товары, товарные знаки, знаки обслуживания, средства индивидуализации юридических и физических лиц.

В материалах дела имеются сведения и документы, позволяющие сделать однозначный вывод о том, что выявленные нарушения имели место, что подтверждается фототаблицей и схемой места обнаружения признаков административного правонарушения.

Частью 1 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях под административным правонарушением понимается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое названным выше Кодексом или законами субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Юридическое лицо, индивидуальный предприниматель признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых настоящим Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению (часть 2 статьи 2.1. Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).

Таким образом, заявителем не были представлены доказательства, подтверждающие, что он принял все зависящие от него меры для соблюдения указанных выше норм и правил действующего законодательства.

С учетом изложенного, суд приходит к выводу о наличии в действиях предпринимателя состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого, предусмотрена частью 2 статьи 5.1 Областного закона Ростовской области от 25.10.2002 № 273-ЗС "Об административных правонарушениях".

При исследовании порядка привлечения ИП Шильникова Д.Г. к административной ответственности, судом установлено, что на момент рассмотрения материалов дела об административном правонарушении у административной комиссии отсутствовали документальные доказательства и надлежащие доказательства  извещения предпринимателя о назначении и рассмотрения дела (на  составление протокола и на вынесение постановления), что является процессуальным основанием для признания незаконным и отмене постановления о привлечении товарищества к административной ответственности.

Определением от 17.05.2022 суд истребовал у УФПС Ростовской области - филиал ФГУП «Почта России» сведения, относительно причины  отказа от получения направленной 02.06.2021  Администрацией Кировского района г. Ростова-на-Дону  для Шильникова Д.Г. заказной бандероли № 34400758458813 по адресу 157556, шоссе Дмитровское, д. 122 Д, корп.22,  город Москва, а также информацию о лице, которому названная  корреспонденция была непосредственно вручена (накладную ф. 16, извещение ф. 22, либо другой первичный документ о вручении корреспонденции с подписью лица, которому корреспонденция была вручена).

УФПС Ростовской области - филиал ФГУП «Почта России» представил в распоряжение суда ответ от 23.05.2022 исх. № МР61-03/224 в соответствии с которым суду предоставлена информация, что проведенной документарной проверкой установлено, что заказное письмо с простым уведомлением № 34400758458813 поступило для вручения в ОПС Москва 127495 07.06.2021, однако дальнейшего документального выхода не имеет, в связи с чем отправление признано утраченным. Судом установлено, что извещение на составление протокола заявитель не получал.

Суд пришел к выводу о наличии оснований для признания незаконным отмене оспариваемого постановления.

Согласно пункту 2 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что оспариваемое решение или порядок его принятия не соответствует закону, либо отсутствуют основания для привлечения к административной ответственности или применения конкретной меры ответственности, либо оспариваемое решение принято органом или должностным лицом с превышением их полномочий, суд принимает решение о признании незаконным и об отмене оспариваемого решения полностью или в части либо об изменении решения.

Согласно пункту 10 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004 № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» нарушение административным органом при производстве по делу об административном правонарушении процессуальных требований, установленных Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, является основанием для отказа в удовлетворении требования административного органа о привлечении к административной ответственности (часть 2 статьи 206 АПК РФ) либо для признания незаконным и отмены оспариваемого постановления административного органа (часть 2 статьи 211 АПК РФ) при условии, если указанные нарушения носят существенный характер и не позволяют или не позволили всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело. Существенный характер нарушений определяется исходя из последствий, которые данными нарушениями вызваны, и возможности устранения этих последствий при рассмотрении дела.

В силу части 2 статьи 25.1 КоАП РФ дело об административном правонарушении рассматривается с участием лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении. В отсутствие указанного лица дело может быть рассмотрено лишь в случаях, если имеются данные о надлежащем извещении лица о месте и времени рассмотрения дела и если от лица не поступило ходатайство об отложении рассмотрения дела либо если такое ходатайство оставлено без удовлетворения.

В соответствии с пунктами 2, 4 части 1 статьи 29.7 КоАП РФ при рассмотрении дела об административном правонарушении устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела; выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела.

Таким образом, административным законодательством установлены процессуальные гарантии привлекаемого к ответственности лица при рассмотрении материалов дела об административном правонарушении.

В нарушение приведенных положений КоАП РФ дело об административном правонарушении возбуждено и рассмотрено в отсутствие предпринимателя.

При этом, в материалах дела отсутствуют доказательства надлежащего, своевременного уведомления ИП Шильникова Д.Г. о времени и месте совершения соответствующих процессуальных действий, позволявших обеспечить реализацию предоставленных КоАП РФ процессуальных прав и гарантий на защиту интересов при производстве дела об административном правонарушении.

При таких обстоятельствах, суд пришел к выводу, что оспариваемое постановление Административной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону от 21.07.2021 № 1820/18-2021 о привлечении индивидуального предпринимателя Шильникова Дениса Григорьевича (ИНН 771524822902, ОГРН 317774600359018) к административной ответственности, является незаконным и подлежит отмене с учетом допущенных налоговой инспекцией при рассмотрении административного дела процессуальных нарушений, являющихся безусловным основанием для отмены итогового постановления о привлечении предпринимателя к административной ответственности.

Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Административной комиссии Кировского района города Ростова-на-Дону от 21.07.2021 № 1820/18-2021 о привлечении индивидуального предпринимателя Шильникова Дениса Григорьевича (ИНН 771524822902, ОГРН 317774600359018) к административной ответственности.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

            Судья                                                                                                  Е.В. Бондарчук