ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-39614/18 от 21.02.2019 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   21 февраля 2019 года

Полный текст решения изготовлен            28 февраля 2019 года

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е. В.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Кечеджиян Л.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Регистратор «ДонФАО» ИНН 6163020692, ОГРН  1026103159653

к Банку России в лице отделения по Ростовской области Южного главного управления Банка России ИНН 7702235133, ОГРН  1037700013020

признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности № 18-15945/3110-1 от 15.11.2018

при участии:

от заявителя: представитель Ульянченко А.В.;

от заинтересованного лица:  представители Кныш Н.П.;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Регистратор «ДонФАО» (далее – заявитель, общество) обратилось в Арбитражный суд с заявлением к Банку России в лице отделения по Ростовской области Южного главного управления Банка России (далее – заинтересованное лицо, Банк) о признании незаконным и отмене постановления о привлечении к административной ответственности № 18-15945/3110-1 от 15.11.2018.

Представитель заявителя в судебное заседание явился, поддержал доводы, изложенные в заявлении, в письменных пояснениях по делу и настаивал на удовлетворении требований.

Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, представил отзыв на заявление, дополнение к отзыву и просил суд отказать в удовлетворении требований заявителя.

Представленные в распоряжение суда дополнительные документы приобщены к материалам дела.

Рассмотрев материалы дела, исследовав представленные доказательства, выслушав лиц участвующих в деле, суд установил следующее.

В соответствии с поручением на проведение проверки от 10.05.2018 № ПНИ25-13/55ДСП и дополнений к поручению на проведение проверки от № ДПНИ25-13/62ДСП, от 06.06.2018 № ДПНИ25-13/65ДСП, от 08.06.2018 № ДПНИ25-13/66ДСП Межрегиональной инспекцией по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам Главной инспекции Банка России проведена инспекционная проверка ООО «Регистратор «ДонФАО».

По итогам проведения проверочных мероприятий административным органом 21.09.2018 составлен протокол об административном правонарушении и 13.11.2018 вынесено постановление № 18-15945/3110-1 о привлечении общества к административной ответственности по части 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и обществу назначен административный штраф в сумме 300 000 руб.

Административным органом было установлено, что общество не осуществляет ведение бухгалтерского учета  в соответствии с положениями Постановления № 486-П.

Не согласившись с правомерностью привлечения общества к административной ответственности и оспаривая состав вменяемого правонарушение общество обратилось в суд с настоящим заявлением, рассмотрение которого является предметом ассмотрения по настоящему делу.

Проанализировав имеющиеся в деле документы и с учётом доводов сторон изложенных пи рассмотрении настоящего дела суд приходит к выводу о том, что заявление подлежит удовлетворению, с учетом следующего.

Согласно пункту 1 Положения Банка России от 02.09.2015 № 486-П «О Плане счетов бухгалтерского учета в некредитных финансовых организациях и порядке его применения» (далее - Положение № 486-П), некредитные финансовые организации осуществляют бухгалтерский учет в соответствии с Планом счетов (приложение 1 к Положению № 486-П) и порядком применения Плана счетов (приложение 2 к Положению № 486-П).

В соответствии с пунктом 1.1 Положения Банка России от 02.09.2015 № 487-П «Отраслевой стандарт бухгалтерского учета доходов, расходов и прочего совокупного дохода некредитных финансовых организаций» (далее - Положение № 487-П), формирование информации о доходах, расходах и об изменении статей прочего совокупного дохода некредитной финансовой организации и ее отражение в бухгалтерском учете осуществляются в соответствии с нормативными актами Банка России о порядке бухгалтерского учета и составлении бухгалтерской (финансовой) отчетности в некредитных финансовых организациях.

Датой начала применения плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций является 01.01.2018.

Как следует из Указания Банка России от 27.11.2017 № 4621-У «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в Центральный банк Российской Федерации» (далее - Указание № 4621-У) в соответствии с пунктом 1 Порядка составления отчетности по форме 0420410 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета» (далее - отчетность по форме 0420410 по показателям отчетности по форме 0420410 отражаются все определенные составленным в соответствии с Положением № 486-П рабочим планом счетов бухгалтерского учета отчитывающейся организации балансовые и внебалансовые счета второго порядка, за исключением тех, по которым операции в отчетном периоде не осуществлялись (то есть когда входящие и исходящие остатки, а также дебетовые и кредитовые обороты по балансовым и внебалансовым счетам второго порядка равны нулю).

Помимо этого, в соответствии с пунктом 1 Порядка составления отчетности по форме 0420411 «Отчет о доходах и расходах» (далее - отчетность по форме 0420410) по показателям отчетности по форме 0420411 отражаются сведения о доходах, расходах, финансовых результатах (прибыль или убыток), об изменении статей прочего совокупного дохода и совокупном финансовом результате (прибыль или убыток после налогообложения с учетом изменений прочего совокупного дохода) за отчетный период с начала отчетного года. Данные по показателям отчетности по форме 0420411 формируются в разрезе символов отчета о финансовых результатах в соответствии приложением 3 к Положению № 487-П, за исключением тех, по которым в отчетном периоде отсутствуют значения показателей.

Как установлено административным органом, общество с 01.01.2018 не осуществляло ведение бухгалтерского учета в соответствии с Положением № 486-П, а продолжало осуществлять его на счетах, предусмотренных планом счетов, утвержденным приказом Министерства финансов Российской Федерации от 31.10.2000 № 94н «Об утверждении Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций и Инструкции по его применению» (далее - Приказ № 94н), что подтверждается предоставленными оборотно- сальдовыми ведомостями по счетам бухгалтерского учета, ведение которых осуществляет общество, карточками счетов, пояснениями общества (от 25.05.2018 №298/1), и является нарушением пункта I Положения № 468-П. Помимо этого, по состоянию на 31.01.2018, 28.02.2018, 31.03.2018, 30.04.2018 показатели отчетности по формам 0420410 и 0420411 отражаются на балансовых счетах в соответствии с Приказом № 94н, что является нарушением вышеуказанных пунктов Указания № 4621 -У.

По мнению административного органа, ответственность за выявленное правонарушение предусмотрена частью 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее КоАП РФ).

По делу об административном правонарушении выяснению подлежат такие обстоятельства, как наличие события административного правонарушения, лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые КоАП РФ предусмотрена административная ответственность, виновность лица в совершении административного правонарушения, обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность, характер и размер ущерба, причинённого административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.

При осуществлении административного производства от ООО «Регистратор ДонФАО» поступили объяснения, согласно которым общество признавало факт нарушения требования о применении плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций в соответствии с Положением № 486- П и Положением № 487-П, обусловленный наличием технических недостатков программного обеспечения. При этом, ООО «Регистратор ДонФАО» указывало, что данное нарушение не затрагивает специфику профессиональной деятельности регистратора на рынке ценных бумаг, следовательно, не образует состав административного правонарушения, предусмотренного частью 12 статьи 15.29 КоАП РФ, однако административный орган не согласился с указными доводами.

Согласно статье 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» (далее - Закон № 86-ФЗ) Банк России является органом, осуществляющим регулирование, контроль и надзор в сфере финансовых рынков за некредитными финансовыми организациями (в том числе, профессиональными участниками рынка ценных бумаг) и (или) сфере их деятельности в соответствии с федеральными законами.

В силу пункта 4 статьи 42 Закона № 39-ФЗ Банк России устанавливает обязательные требования к операциям с ценными бумагами, нормы допуска ценных бумаг к их публичному размещению, обращению, котированию и листингу, расчетно-депозитарной деятельности, правила ведения учета и составления отчетности (за исключением бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности) эмитентами и профессиональными участниками рынка ценных бумаг.

Исходя из пунктов 14, 14.1 статьи 4 Закона № 86-ФЗ Банк России утверждает отраслевые стандарты бухгалтерского учета для кредитных организаций, Банка России и некредитных финансовых организаций, план счетов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций и порядок их применения.

В соответствии с вышеуказанными нормами законодательства Российской Федерации Банком России утверждены Указание № 4621-У, Положение № 486-П и Положение № 487-П, устанавливающие обязательные для профессиональных участников рынка ценных бумаг требования о применении плана счетов бухгалтерского учета и отраслевых стандартов бухгалтерского учета для некредитных финансовых организаций.

Принимая спорное  Постановление Банк исходил из того, что  необеспечение профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг с учетом требований предусмотренных Положением № 486-П и Положением № 487-П, составляет объективную сторону вменяемого обществу правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена положениями ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ.

В соответствии с частью 6 статьи 210 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации, при рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела.

В силу части 4 статьи 210 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемый акт.

Оспариваемым Постановлением общество признано виновным в нарушении ч.12 ст. 15.29 КоАП РФ.

Частью 12 ст. 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрено что нарушение профессиональным участником рынка ценных бумаг, клиринговой организацией, лицом, осуществляющим функции центрального контрагента, акционерным инвестиционным фондом, негосударственным пенсионным фондом, управляющей компанией акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда либо специализированным депозитарием акционерного инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда или негосударственного пенсионного фонда при осуществлении ими соответствующих видов деятельности установленных законодательством требований к этим видам деятельности, за исключением случаев, предусмотренных частями 1 - 11 настоящей статьи, статьями 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 настоящего Кодекса - влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи до трех тысяч рублей; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей; на юридических лиц - от трехсот тысяч до пятисот тысяч рублей.

Объективную сторону правонарушения, предусмотренного ч. 12 составляет нарушение требований к деятельности профессиональных участников рынка ценных бумаг, клиринговых организаций, лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, акционерных инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, управляющих компаний акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, специализированных депозитариев акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, за исключением случаев, предусмотренных ч. ч. 1 - 11 ст. 15.29, ст. ст. 13.25, 15.18 - 15.20, 15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.30 и 19.7.3 КоАП РФ.

Субъектами административного правонарушения, предусмотренного ч. 12 названной статьи, являются юридические лица - профессиональные участники рынка ценных бумаг, клиринговые организации, лица, осуществляющие функции центрального контрагента, акционерные инвестиционные фонды, негосударственные пенсионные фонды, управляющие компании акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов и негосударственных пенсионных фондов, специализированные депозитарии акционерных инвестиционных фондов, паевых инвестиционных фондов, негосударственных пенсионных фондов, их должностные лица.

ООО «Регистратор «ДонФАО» является некредитной финансовой организацией (далее НФО), а именно: профессиональным участником рынка ценных бумаг, осуществляющим деятельность по ведению реестра владельцев ценных бумаг.

Привлечение к административной ответственности осуществлено в связи с допущенным обществом нарушением пункта 1 Порядка составления отчетности по форме 0420410 «Оборотная ведомость по счетам бухгалтерского учета» и пункта 1 Порядка составления отчетности по форме 0420411 «Отчет о доходах и расходах», утвержденных Указанием Банка России от 27.11.2017г. № 4621-У «О формах, сроках и порядке составления и представления отчетности профессиональных участников рынка ценных бумаг, организаторов торговли, клиринговых организаций и лиц, осуществляющих функции центрального контрагента, а также другой информации в  Центральный банк Российской Федерации».

Требования к ведению обществом деятельности по ведению реестра ценных бумаг акционерных обществ установлены Федеральным законом от 22.04.1996 года № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг». Согласно  п. 1 ст. 8 Федерального закона № 39-ФЗ «О рынке ценных бумаг» деятельностью по ведению реестра владельцев ценных бумаг признаются сбор, фиксация, обработка, хранение данных, составляющих реестр владельцев ценных бумаг, и предоставление информации из реестра владельцев ценных бумаг.

На основании абзаца шестого пункта 1, пункта 3.11, пункта 4 статьи 8, пункта 3 статьи 42 Федерального закона от 22.04.1996 года № 39-ФЗ Центральным банком РФ утверждено «Положение о требованиях к осуществлению деятельности по ведению реестра владельцев ценных бумаг» (от 27.12.2016 N 572-П).

В оспариваемом Постановлении не установлены нарушения требований к виду деятельности, осуществляемому обществом, а установлены нарушения ведения бухгалтерской отчетности.

При этом указанными Федеральным законом и Положением от 27.12.2016 № 572-П, специальные требования к порядку ведения бухгалтерского учета регистраторами (включая и общество) не закрепляются. Тогда как именно за нарушение порядка осуществления бухгалтерского учета общество было привлечено к ответственности.

Статьей 21 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ «О бухгалтерском учете» нормативные акты Банка России, регулирующие правила ведения бухгалтерского учета в НФО, отнесены к документам в области регулирования бухгалтерского учета, действие которых распространяется на все 19 видов НФО, установленных статьей 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)», независимо от конкретного вида их деятельности.

В соответствии с  п. 2 ст. 1 Федерального закона от 06.12.2011 № 402-ФЗ бухгалтерский учет представляет собой   формирование документированной систематизированной информации об объектах, предусмотренных Законом о бухгалтерском учете, в соответствии с требованиями, установленными названным Законом, и составление на ее основе бухгалтерской (финансовой) отчетности.

При формировании требований в области бухгалтерского учета Центральный Банк не устанавливает требования к конкретному виду деятельности, а определяет правила бухгалтерского учета для определенной категории организаций (некредитных финансовых организациях). При этом некредитные организации осуществляют совершенно различные виды деятельности. Согласно ст. 76.1 Федерального закона от 10.07.2002 № 86-ФЗ «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» некредитными финансовыми организациями признаются лица, осуществляющие следующие виды деятельности:

1) профессиональных участников рынка ценных бумаг;

2) управляющих компаний инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

3) специализированных депозитариев инвестиционного фонда, паевого инвестиционного фонда и негосударственного пенсионного фонда;

4) акционерных инвестиционных фондов;

5) клиринговую деятельность;

6) деятельность по осуществлению функций центрального контрагента;

7) деятельность организатора торговли;

8) деятельность центрального депозитария;

8.1) репозитарную деятельность;

9) деятельность субъектов страхового дела;

10) негосударственных пенсионных фондов;

11) микрофинансовых организаций;

12) кредитных потребительских кооперативов;

13) жилищных накопительных кооперативов;

14) бюро кредитных историй;

15) актуарную деятельность;

16) кредитных рейтинговых агентств;

17) сельскохозяйственных кредитных потребительских кооперативов;

18) ломбардов.

Таким образом, вменяемое нарушение порядка ведения бухгалтерского учета не  является нарушением требований законодательства к деятельности по ведению реестра и не образует состава административного правонарушения, ответственность за которое установлена частью 12 статьи 15.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

При этом кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях, предусмотрена специальная норма об ответственности за нарушения требований к бухгалтерскому учету, отраженная в ст. 15.11 Кодекса.

В частности, под грубым нарушением требований к бухгалтерскому учету, в том числе к бухгалтерской (финансовой) отчетности, понимается:

- ведение счетов бухгалтерского учета вне применяемых регистров бухгалтерского учета;

- составление бухгалтерской (финансовой) отчетности не на основе данных, содержащихся в регистрах бухгалтерского учета.

Именно установление указанных обстоятельств (ведение учета в нарушение специальных требований Центрального Банка России) явилось причиной привлечения к ответственности общества. Данное нарушение образует самостоятельный состав административного правонарушения, ответственность за который предусмотрена ст. 15.11 КоАП РФ и у Банка отсутствует право привлечения к административной ответственности по данной норме.

Таким образом, привлечение к ответственности за нарушение требований о применении плана счетов и отраслевых стандартов бухгалтерского учета должно осуществляться на основании специальных норм права (ст. 15.11 КоАП РФ) и находится в компетенции судебных органов, независимо от вида деятельности организации.

В соответствии с пунктом 9 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 02.06.2004  № 10 «О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при рассмотрении дел об административных правонарушениях» в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании постановления административного органа о привлечении к административной ответственности суд установит, что оспариваемое постановление содержит неправильную квалификацию правонарушения либо принято неправомочным органом, суд в соответствии с частью 2 статьи 211 Арбитражного  процессуального кодекса Российской Федерации принимает решение о признании незаконным оспариваемого постановления и о его отмене.

В силу частей 1 и 3 статьи 1.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. Лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к данной статье.

Как указано заявителем общество добросовестно и в установленные сроки устранило выявленные нарушения в области бухгалтерского учета, о чем был уведомлен Центральный Банк (письмо исх. №642 от 17.09.2018 г., п. 2 отчета) и замечания по данному факту отсутствуют.

Таким образом, суд вынужден согласиться с доводами общества изложенными при рассмотрении настоящего дела о том, что содержащийся в постановлении об административном правонарушении, вывод о том, что ООО «Регистратор «ДонФАО» не осуществляет бухгалтерский учет в соответствии с Положением Банка России от 02.09.2015 № 486-П, не свидетельствует о нарушении требований к деятельности общества как профессионального участника рынка ценных бумаг. Следствием чего является отсутствие в деяниях общества события вменяемого правонарушения.

Кроме того, во вменяемом Обществу деянии отсутствует и состав административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 12 ст. 15.29 КоАП РФ, что само по себе также является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении (ч.1.п. 2 статьи 24.5 КоАП РФ).

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, судом не рассматривается вопрос о  ее распределении.

Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать незаконным и отменить постановление Банка России в лице отделения по Ростовской области Южного главного управления Банка России (ИНН 7702235133, ОГРН  1037700013020) о привлечении общества с ограниченной ответственностью «Регистратор «ДонФАО» (ИНН 6163020692, ОГРН  1026103159653) к административной ответственности от 15.11.2018 № 18-15945/3110-1.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.

            Судья                                                                                                  Е.В. Бондарчук