ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-39642/21 от 24.01.2022 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   24 января 2022 г.

Полный текст решения изготовлен            03 февраля 2022 г.

Арбитражный суд Ростовской области  в составе судьи Андриановой Ю.Ю.,

рассмотрев в порядке упрощенного производства дело по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН<***>)

к Ростовской таможне

о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.10.2021 №10313000-3652/2021, прекращении производства по административному делу.

установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратился в Арбитражный суд Ростовской области к  Ростовской таможне (далее – заинтересованное лицо, Ростовская таможня) с заявлением о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.10.2021 №10313000-3652/2021, прекращении производства по административному делу.

Определением суда от 23.11.2021 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощённого производства.

Определением от 23.11.2021 в соответствии с требованиями части 3 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации установлен срок для предоставления лицами, участвующими в деле возражений по вопросу рассмотрения дела в порядке упрощённого производства, представления заинтересованным лицом, отзыва на заявление, а также дополнительных документов, содержащих объяснения по существу заявленных требований и возражений в обоснование своей позиции.

В установленный судом срок заинтересованное лицо представило отзыв на заявление и копии материалов административного дела.

Представленные документы рассмотрены судом и приобщены в материалы дела.

В соответствии с частью 5 статьи 228 Арбитражного процессуального кодекса судья рассматривает дело в порядке упрощенного производства без вызова сторон после истечения сроков, установленных судом для представления доказательств и иных документов в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Предварительное судебное заседание по делам, рассматриваемым в порядке упрощенного производства, не проводится. Суд исследует изложенные в представленных сторонами документах объяснения, возражения и (или) доводы лиц, участвующих в деле, и принимает решение на основании доказательств, представленных в течение указанных сроков.

Обстоятельств, препятствующих рассмотрению дела в порядке упрощенного производства, не выявлено. С учетом изложенного на основании части 5 статьи 228 АПК РФ суд рассматривает дело по правилам главы 29 АПК РФ без вызова сторон по имеющимся в деле документам.

24.01.2022 в соответствии со статьёй 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации суд вынес решение в виде резолютивной части.

28.01.2022 от заявителя и заинтересованного лица посредством сервиса электронной подачи документов «Мой Арбитр» поступили заявления о составлении мотивированного решения, в связи с чем, руководствуясь частью 2 статьи 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд составляет мотивированное решение.

Исследовав материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

            14.01.2019 между индивидуальным предпринимателем ФИО1 (далее - поставщик) и обществом с ограниченной ответственностью «ТД Комплект» (далее – покупатель) заключен внешнеторговый контракт поставки №1 (далее – контракт).

            Согласно пункту 1.1 контракта покупатель обязуется оплатить и принять, а поставщик обязуется поставить продукцию (далее – товар), согласно выставленному счету.

            Во исполнение указанного контракта поставщиком по счету-фактуре от 13.02.2020 №24 в адрес покупателя поставлен товар.

            20.07.2021 предпринимателем во исполнение обязанности, предусмотренной частью 2 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ «О таможенном регулировании в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Закон №289-ФЗ) подана статистическая форма учета перемещения товаров (далее – статистическая форма), системный номер – ED20210720154552579, регистрационный номер 10313000/200721/С986097.

            31.08.2021 Ростовской таможней предприниматель уведомлен о необходимости явки представителя для составления протокола об административном правонарушении в связи с подачей статистической формы (системный номер – ED20210720154552579, регистрационный номер 10313000/200721/С986097) с нарушением установленного пунктом 7 Правил ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 (действовало в период перемещения товаров) срока.

            03.09.2021 главным государственным таможенным инспектором статистики службы таможенного контроля после выпуска товаров Ростовской таможни ФИО2 в присутствие предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении по делу №10313000-3642/2021 по признакам состава административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а именно предоставление статистической формы с нарушением установленного срока (подана 20.07.2021 вместо 12.03.2020).

            Определением от 13.09.2021 по делу №10313000-3642/2021 назначена дата и время рассмотрения дела об административном правонарушении.

            Определением от 23.09.2021 рассмотрение дела №10313000-3642/2021 отложено на новую дату и время.

            21.10.2021 заместителем начальника Ростовской таможни ФИО3 в присутствие представителя предпринимателя по доверенности от 21.10.2021 ФИО4 вынесено постановление о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении №10313000-3642/2021, которым предприниматель признан виновным в совершении административного правонарушения, административная ответственность за которое предусмотрена частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях с назначением административного наказания в виде штрафа в размере 20 000 руб.

            Предприниматель, полагая указанное постановление незаконным, обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением.

В соответствии с частями 4, 6, 7 статьи 210 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации по делам об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для привлечения к административной ответственности, возлагается на административный орган, принявший оспариваемое решение. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании проверяет законность и обоснованность оспариваемого решения, устанавливает наличие соответствующих полномочий административного органа, принявшего оспариваемое решение, устанавливает, имелись ли законные основания для привлечения к административной ответственности, соблюден ли установленный порядок привлечения к ответственности, не истекли ли сроки давности привлечения к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для дела. При рассмотрении дела об оспаривании решения административного органа арбитражный суд не связан доводами, содержащимися в заявлении, и проверяет оспариваемое решение в полном объеме.

            Частью 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения

            Объектом правонарушения является порядок ведения статистики взаимной торговли РФ с государствами - членами ЕАЭС в отношении товаров, ввозимых РФ с территории государств-членов ЕАЭС или ввозимых из РФ на территории государств-членов ЕАЭС.

Объективную сторону правонарушения составляет, в том числе, несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

            Пунктом 2 статьи 278 Закона N 289-ФЗ установлено, что российское лицо, которое заключило сделку или от имени (по поручению) которого заключена сделка, в соответствии с которой товары ввозятся в Российскую Федерацию с территорий государств-членов Союза, а при отсутствии такой сделки российское лицо, которое имело на момент получения (при ввозе) или отгрузки (при вывозе) товаров право владения, пользования и (или) распоряжения товарами, обязаны представлять в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, заполненную в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности.

Согласно пункту 3 статьи 278 Федерального закона от 03.08.2018 N 289-ФЗ, порядок ведения статистики взаимной торговли товарами Российской Федерации с государствами-членами Союза, а также статистическая форма учета перемещения товаров и правила ее заполнения устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Частью 1 статьи 1.7 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлено, что лицо, совершившее административное правонарушение, подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.

В период осуществления поставки предпринимателем по счету-фактуре от 13.02.2020 №24 действовало Постановление Правительства РФ от 07.12.2015 N 1329 "Об организации ведения статистики взаимной торговли Российской Федерации с государствами - членами Евразийского экономического союза", утвердившего Правила ведения статистики взаимной торговли российской федерации с государствами - членами евразийского экономического союза (далее – правила №1329).

Статистическая форма представляется в таможенный орган, в регионе деятельности которого заявитель состоит на учете в налоговом органе в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, не позднее 8-го рабочего дня месяца, следующего за месяцем, в котором произведены отгрузка товаров со склада или получение товаров на склад.

Статистическая форма заполняется с использованием программного обеспечения, размещенного на официальном сайте Федеральной таможенной службы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", независимо от наличия или отсутствия у заявителя усиленной квалифицированной электронной подписи, выданной для представления сведений в таможенные органы (далее - электронная подпись) (пункт 7 Правил №1329).

Непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях (пункт 10 Правил №1329).

Датой представления статистической формы в таможенный орган является дата направления статистической формы в таможенный орган через личный кабинет.

При осуществлении контроля за своевременностью предоставления статистических форм учета перемещения товаров таможенным органом было выявлено, что 21.07.2021 посредством информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» от предпринимателя поступила статистическая форма системный номер – ED20210720154552579. регистрационный номер 10313000/200721/С986097.

Данная статистическая форма была зарегистрирована с присвоением регистрационного № 10313000/200721/С986097. В статистической форме указан месяц, в котором осуществлена отгрузка товара со склада (далее - отчетный период) февраль 2020 года.

Из указанной статистической формы следует, что предпринимателем в феврале 2020 года осуществлен вывоз товара из Российскую Федерацию в Республику Беларусь «прочая водонепроницаемая обувь, закрывающая лодыжку, но не закрывающая колено, с верхом из резины, который не крепится к подошве и не соединяется с ней ниточным, ни шпилечным, ни каким-либо другим аналогичным способом», стоимость  554 298 руб. Покупателем  товара  является ООО «ТД Комплект» по Контракту № 1 от 14.01.2019, счет-фактура от 13.02.2020 №24.

В нарушение п. 7 Правил  №1329 предприниматель не представил статистическая форма системный номер – ED20210720154552579 в установленный срок.

В соответствии с положениями п. 7 Правил №1329, статистическая форма, содержащая сведения об экспортно-импортных операциях за отчетный период февраль 2020 года должна быть представлена заявителем в таможенный орган в срок не позднее 12 марта 2020 года включительно.

Согласно п. 10 Правил №1329, непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы либо представление статистической формы, содержащей недостоверные сведения, влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации об административных правонарушениях.

Диспозиция части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусматривает административную ответственность за непредставление или несвоевременное представление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров либо представление статистической формы учета перемещения товаров, содержащей недостоверные сведения.

Статистическая форма за отчетный период февраль 2020 года должна была быть представлена в таможенный орган и заполнена в личном кабинете участника внешнеэкономической деятельности в срок не позднее 12.03.2020, однако на сайте ФТС России представил статистическая форма системный номер – ED20210720154552579 от предпринимателя была заполнена и зарегистрирована с присвоением регистрационного номера № 10313000/200721/С986097 только 21.07.2021.

Указанное обстоятельство предпринимателем не отрицается.

Доводы заявителя о незаконности оспариваемого постановления сводятся к пропуску Ростовской таможней срока на привлечение к административной ответственности.

Предприниматель полагает, что вменяемое ему нарушение по своему характеру является не длящемся, и, принимая во внимание дату, когда он должен был предоставить статистическую форму – 12.03.2020, а также срок привлечения к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях – 1 год, постановление о привлечении к административной ответственности должно было быть вынесено не позднее 13.03.2021.

Суд не соглашается с позицией заявителя ввиду следующего.

В пункте 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» разъяснено, что срок давности привлечения к ответственности исчисляется по общим правилам исчисления сроков - со дня, следующего за днем совершения административного правонарушения (за днем обнаружения правонарушения).

При этом согласно части 2 статьи 4.5 КоАП РФ при длящемся административном правонарушении (действие или бездействие), которое выражается в длительном непрекращающемся невыполнении или ненадлежащем выполнении предусмотренных законом обязанностей, сроки, предусмотренные частью 1 этой статьи, начинают исчисляться со дня обнаружения административного правонарушения. Невыполнение предусмотренной правовыми актами обязанности к установленному сроку свидетельствует о том, что административное правонарушение не является длящимся. Днем обнаружения длящегося административного правонарушения считается день, когда должностное лицо, уполномоченное составлять протокол об административном правонарушении, выявило факт его совершения.

В соответствии с диспозицией части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ответственность наступает за непредоставление и за несвоевременное предоставление в таможенный орган статистической формы учета перемещения товаров.

Таким образом, административная ответственность в рассматриваемом случае наступает за неисполнение обязанности по представлению сведений (информации, документов), выражающейся в бездействии, либо за сам факт представления сведений (информации, документов) за пределами установленных законодательством сроков, то есть за ненадлежащее выполнение предусмотренной законом обязанности.

Заявитель представил в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров с нарушением установленного законом срока.

Неисполнение обязанности к установленному сроку не тождественно несвоевременному представлению сведений (информации, документов). В первом случае административная ответственность наступает в связи с неисполнением обязанности, и административное правонарушение считается оконченным по истечении установленного законодательством срока.

Во втором случае административное правонарушение будет считаться оконченным в результате действий привлекаемого лица, связанных с представлением сведений (информации, документов) за пределами срока, установленного законом.

Указанный правовой подход сформулирован Верховным Судом Российской Федерации в постановлениях от 06.05.2019 N 5-АД19-21, от 13.05.2019 N 5-АД19-23, от 05.10.2020 N 41-АД20-11.

Аналогичная правовая позиция отражена в постановлениях Арбитражного суда Московского округа от 24.12.2021 по делу N А41-15706/21, Арбитражного суда Северо-Кавказского округа от 08.11.2021 по делу N А32-1782/2021,  Пятого арбитражного апелляционного суда от 27.12.2021 по делу N А51-10236/2021, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 30.11.2021 по делу N А45-18507/2021,

Таким образом, положения п. 14 Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24.03.2005 № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» применимы к случаю непредоставления в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров, но не применяются в случае предоставления в таможенный орган статистическую форму учета перемещения товаров с нарушением установленного законом срока.

Противоправное деяние, выразившееся в несвоевременном представлении информации, начинается с момента соответствующего бездействия и оканчивается:

- вследствие действий допустившего его лица, направленных к прекращению противоправного деяния;

- либо вследствие наступления событий, препятствующих его совершению (например, выявление противоправного деяния).

Установленный частью 1 статьи 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок давности привлечения к административной ответственности за несвоевременное представление сведений (информации, документов) начинает исчисляться с даты, когда представлены эти сведения (информация, документы).

Таким образом, суд приходит к выводу о том, что срок давности привлечения к административной ответственности за совершение вмененного административного правонарушения не истек к моменту вынесения оспариваемого постановления.

При указанных обстоятельствах суд считает доказанным наличие состава вмененного административного правонарушения.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и вынесении оспариваемого постановления судом не установлено, равно как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении. К моменту рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности не истек.

Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении  лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.

Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, органа, должностного лица, рассматривающего дело об административном правонарушении, который при вынесении решения о привлечении к административной  ответственности, последние обязан учитывать.

Ростовской таможней обстоятельств, отягчающих вину предпринимателя не установлено.

Учитывая изложенное, постановление Ростовской таможни о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.10.2021 №10313000-3652/2021 по части 1 статьи 19.7.13 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в  виде административного штрафа в размере 20 000 рублей является законным и обоснованным.

Согласно пункту 3 статьи 211 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если при рассмотрении заявления об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности арбитражный суд установит, что решение административного органа о привлечении к административной ответственности является законным и обоснованным, суд принимает решение об отказе в удовлетворении требования заявителя.

Требование предпринимателя о прекращении производства по делу об административном правонарушении не подлежит рассмотрению в суде.

В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 150 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд прекращает производство по делу, если установит, что дело не подлежит рассмотрению в арбитражном суде.

В силу статьи 28.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях прекращение производства по делу об административном правонарушении относится к компетенции должностного лица, в производстве которого оно находится.

В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решения административного органа о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается, в связи с чем, суд не рассматривает вопрос о распределении государственной пошлины.

Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьями 150, 211, 226, 229 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Заявление индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРНИП <***>, ИНН<***>) о признании незаконным и отмене постановления о назначении административного наказания по делу об административном правонарушении от 21.10.2021 №10313000-3652/2021 оставить без удовлетворения.

В остальной части производство по делу прекратить.

Решение суда по настоящему делу подлежит немедленному исполнению и  вступает в законную силу по истечении пятнадцати дней со дня принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Лица, участвующие в деле, вправе подать ходатайство о составлении мотивированного решения в течение пяти дней со дня размещения резолютивной части решения на официальном сайте арбитражного суда в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в срок, не превышающий пятнадцати дней со дня его принятия, а в случае составления мотивированного решения арбитражного суда – со дня принятия решения в полном объеме.

            Судья                                                                                            Ю.Ю. Андрианова