ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-39694/17 от 06.02.2018 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   06 февраля 2018 г.

Полный текст решения изготовлен            07 февраля 2018 г.

Судья Арбитражного суда Ростовской области Штыренко М.Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Белкиной В.Н.,

рассмотрев в открытом судебном заседании заявление прокурора Песчанокопского района Ростовской области

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>)

о привлечении к административной ответственности по ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях

при участии:

от заявителя: прокурор отдела ФИО2, удостоверение;

установил:

Прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя ФИО1 к административной ответственности, предусмотренной ч. 4 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В предварительном судебном заседании объявлялся перерыв до 06.02.2018 до 17 час. 30 мин. 

После перерыва судебное заседание продолжено 06.02.2018 в 17-30.

В предварительном судебном заседании заявитель пояснил и поддержал доводы, изложенные в заявлении, настаивал на привлечении предпринимателя к административной ответственности.

 Ответчик письменного отзыва на заявление суду не представил, в судебное заседание не явился, заявил ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие.

С учетом мнения заявителя, суд в порядке ч. 4 ст. 137 АПК РФ  завершил предварительное судебное заседание и открыл судебное заседание в первой инстанции.

Дело рассматривается в порядке главы 25 АПК РФ.

Рассмотрев материалы дела, суд  установил следующее.

Прокуратурой Песчанокопского района Ростовской области в период с 27.11.2017 по 30.11.2017 проведена проверка исполнения требований природо-охранного законодательства, направленного на обеспечение безопасного обращения с отходами 1 и 2 класса опасности, требований к обращению с ломом и отходами цветных металлов в деятельности индивидуального предпринимателя ФИО1 по адресу: <...>.

Проведенной проверкой установлено следующее.

Индивидуальный предприниматель ФИО1 дейст­вует на основании Свидетельства <***>, серии 61 № 001562472, вы­данного 10.09.2004 ИМНС России по Песчанокопскому району Ростовской облас­ти. Основным видом деятельности ФИО1 является производство за­готовки лома черных и цветных металлов с целью его реализации третьим лицам. ФИО1 осуществляет хозяйственную деятельность на одной производ­ственной площадок площадью 0,06 га, расположенной по адресу: ул. Колхозная, д. 2, с. Песчанокопское, Песчанокопского р-на Ростовской обл., на основании свиде­тельства о государственной регистрации права 61 АГ №551168, выданного 18.04.2007 (л.д. 33).

На земельном участке имеется здание производственного назначения, пло­щадью 263,2 кв. м, принадлежащее на праве собственности ФИО1 на ос­новании свидетельства о государственной регистрации права 61 АГ №248693, вы­данного 03.10.2006 (л.д. 34), а также площадка хранения негабаритного и габаритного ло­ма, площадка подготовки лома, навесной склад.

Деятельность по заготовке, хранению, пе­реработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов осуществляется ФИО1 на основании лицензии № 8/МЭ - 29 серии Б № 000086 от 06.07.1012, выданной Министерством промышленности и энергетики Ростовской области (л.д. 29).

В ходе проверки установлено, что предпринимателем ФИО1 приемо-сдаточные акты составля­ются ненадлежащим образом, за период 2017 года было составлено всего 2 прие­мо-сдаточных акта на лом черного металла. Иные приемо-сдаточные акты на лом и от­ходы цветного металла на момент проверки отсутствуют; книга учета приемосдаточных документов не ведется; не осуществляется радиационный контроль перед приемом и реализацией загруженных металлоло­мом транспортных средств (отсутствует договор с аккредитованной в установ­ленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля (ЛРК), не оформляются протоколы измерений). Отсутствует по­рядок (программа) проведения производственного радиационного контроля по­ступающего металлолома, согласованный с органами госсанэпидслужбы; отсутствуют металлические контейнеры для временного хранения извлеченных из партии металлолома локальных источников радиоактивного за­грязнения на момент провер­ки отсутствует утвержденная о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность. Проверка по­ступающего лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность не проводится.

Указанное является нарушением требований Федерального закона от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно - эпидемиологическом благополучии населения», Федерального закона от 09.01.1996 № 3-ФЗ «О радиационной безопасности населения», Правил обращения с ломом и отходами черных метал­лов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369, Правил обращения с ломом и отходами цветных метал­лов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370, Приказа Минздрава РФ от 10.04.2001 № 114 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к обеспе­чению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (да­лее - СанПиН 2.6.1.993-00).

Выявленные правонарушения зафиксированы в акте проверки от 27.11.2017 (л.д. 17), приложенных документах (приемо-сдаточном акте № 290 от 17.11.2017, приемо-сдаточном акте № 268 от 28.06.2016, приемо-сдаточном акте № 269 от 29.06.2016) и фотоматериалах.

Полагая, что в действиях индивидуального предпринимателя содержатся признаки правонарушения, ответственность за которое установлена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, прокурором Песчанокопского района вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.12.2017.

Используя право на обращение в суд, предусмотренное частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокурор Песчанокопского района обратился в арбитражный суд с настоящим заявлением, рассмотрев которое, суд пришел к следующим выводам.

Частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с грубым нарушением требований и условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией) в виде административного штрафа на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, в размере от четырех тысяч до восьми тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток; на должностных лиц - от пяти тысяч до десяти тысяч рублей; на юридических лиц - от ста тысяч до двухсот тысяч рублей или административное приостановление деятельности на срок до девяноста суток.

Объектом правонарушения являются общественные отношения в области предпринимательской деятельности.

Объективная сторона правонарушения выражается в осуществлении предпринимательской деятельности с грубым нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).

В соответствии с примечанием к статье понятие грубого нарушения устанавливается Правительством РФ в отношении конкретного лицензируемого вида деятельности.

Отношения, возникающие между федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в связи с осуществлением лицензирования отдельных видов деятельности, регулируются Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" (далее - Закон N 99-ФЗ).

При осуществлении лицензируемого вида деятельности лицо обязано соблюдать лицензионные требования и условия, под которыми понимается совокупность установленных положениями о лицензировании конкретных видов деятельности требований и условий (статьи 2 Закона N 99-ФЗ).

В силу статьи 3 Закона N 99-ФЗ под лицензируемым видом деятельности понимается вид деятельности, на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.

Положение о лицензировании деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 N 1287 (далее - Положение).

Настоящее Положение определяет порядок лицензирования деятельности по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов, осуществляемой юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, за исключением реализации лома черных и цветных металлов, образовавшегося у юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в процессе собственного производства (далее - деятельность).

Согласно подпунктам "а" и "б" пункта 5 Положения лицензионными требованиями к осуществлению лицензируемой деятельности являются:

а) наличие у соискателя лицензии (лицензиата) на праве собственности или ином законном основании земельных участков, зданий, строений, сооружений, помещений, технических средств, оборудования и технической документации, соответствующих установленным требованиям, необходимых для осуществления лицензируемой деятельности в каждом из мест ее осуществления;

б) наличие у соискателя лицензии условий для выполнения требований Правил обращения с ломом и отходами черных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 369 (далее - Правила обращения с ломом черных металлов), и Правил обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 мая 2001 г. N 370 (далее - Правила обращения с ломом цветных металлов), в соответствии со статьей 13.1 Федерального закона "Об отходах производства и потребления" и соблюдение лицензиатом Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов.

Пунктом 6 Положения предусмотрено, что грубыми нарушениями лицензионных требований при осуществлении лицензируемой деятельности являются повлекшие за собой последствия, установленные частью 11 статьи 19 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", нарушения:

а) лицензионных требований, предусмотренных подпунктом "а" пункта 5 настоящего Положения;

б) требований Правил обращения с ломом черных металлов и Правил обращения с ломом цветных металлов в части приема лома черных и цветных металлов:

- без составления приемо-сдаточного акта;

- без осуществления радиационного контроля;

- без осуществления контроля на взрывобезопасность.

Требования по обеспечению радиационной безопасности населения при за­готовке, реализации лома черных и цветных металлов установлены Приказом Минздрава РФ от 10.04.2001 № 114 «О введении в действие санитарно-эпидемиологических правил и нормативов «Гигиенические требования к обеспе­чению радиационной безопасности при заготовке и реализации металлолома» (да­лее СанПиН 2.6.1.993-00).

В соответствии с п. 4.1, 4.2, 4.8 СанПиН 2.6.1.993-00 радиационный кон­троль заготавливаемого на территории Российской Федерации и ввозимого на ее территорию металлолома осуществляется для своевременного обнаружения его радиоактивного загрязнения. Радиационный контроль металлолома проводится:

- при приемке металлолома, в том числе на пунктах сбора металлолома;

- при подготовке партии металлолома к реализации;

- перед реализацией загруженных металлоломом транспортных средств.

Проверкой установлено, что ФИО1 в нарушение п. 11 Правил обращения с ломом цветных металлов, приемо-сдаточные акты составля­ются ненадлежащим образом. Так за период 2017 года было составлено всего 2 прие­мо-сдаточных акта на лом черного металла. Приемо-сдаточные акты на лом и от­ходы цветного металла на момент проверки отсутствуют. В нарушение п. 12 ука­занных выше Правил, книга учета приемосдаточных документов ФИО1 не ведется.

Производственному радиационному контролю подлежит весь поступающий в организацию металлолом. Радиационный контроль партии металлолома, подго­товленной к реализации, а также загруженного металлоломом транспортного средства проводят аккредитованные в установленном порядке на право проведе­ния соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля (ЛРК). Ре­зультаты радиационного контроля партии металлолома оформляются протоколом измерений

В соответствии с п. 8 Правил обращения с ломом и отходами черных метал­лов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 369, юридическое лицо и индивидуальный предприниматель, при­нимающие лом и отходы цветных металлов, обязаны обеспечить в установленном порядке проведение радиационного контроля и осуществление входного контроля каждой партии указанных лома и отходов на взрывобезопасность. Аналогичные нормы содержатся в п. 8 Правил обращения с ломом и отходами цветных метал­лов и их отчуждения, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 11.05.2001 № 370 в отношении лома и отходов цветных металлов.

В нарушение данных норм ФИО1 не осуществляется радиационный контроль перед приемом и реализацией загруженных металлоло­мом транспортных средств (отсутствует договор с аккредитованной в установ­ленном порядке на право проведения соответствующих измерений лаборатории радиационного контроля (ЛРК), не оформляются протоколы измерений).

В соответствии с п. 4.3 СанПиН 2.6.1.993-00 порядок проведения производ­ственного радиационного контроля металлолома согласовывается с органами госсанэпидслужбы (статья 11 Федерального закона «О радиационной безопасности населения»).

В нарушение данной нормы у ФИО1 отсутствует по­рядок (программа) проведения производственного радиационного контроля по­ступающего металлолома, согласованная с органами госсанэпидслужбы.

Согласно п. 8.4. СанПиН 2.6.1.993-00 извлеченные из партии металлолома локальные источники могут, по согласованию с органом госсанэпидслужбы, по­мещаться для временного хранения в металлические контейнеры, расположенные в специально предназначенных для этого помещениях, обеспечивающих их со­хранность и исключающих возможность несанкционированного доступа к ним посторонних лиц. МЭД гамма-излучения (за вычетом природного фона) на внеш­ней поверхности стен помещения, в котором размещается контейнер с извлечен­ными локальными источниками, не должна превышать 0,1 мкЗв/ч.

В нарушение данной нормы правил на производственной площадке ФИО1 отсутствуют металлические контейнеры для временного хранения извлеченных из партии металлолома локальных источников радиоактивного за­грязнения.

В соответствии п. «г» ч. 5 Правил обращения с ломом цветных ме­таллов, на объектах по приему лома и отходов цветных металлов, должна нахо­диться и предъявляться по требованию контролирующих органов инструкция о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность.

В нарушение указанного требования у ФИО1 на момент провер­ки отсутствует утвержденная о порядке проведения радиационного контроля лома и отходов цветных металлов и проверки их на взрывобезопасность. Проверка по­ступающего лома и отходов цветных металлов на взрывобезопасность ФИО1­ не проводится.

Представленными в материалы дела актом проверки от 27.11.2017,  постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 04.12.2017 подтверждено наличие в действиях предпринимателя объективной стороны правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ.

Таким образом, наличие в действиях предпринимателя состава правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 4 ст. 14.1 КоАП РФ, является доказанным.

Нарушений административного законодательства при производстве по делу и возбуждении дела об административном правонарушении судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об  административном правонарушении.

Срок давности привлечения к административной ответственности на момент рассмотрения дела об административном правонарушении, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.

   Характер совершенного предпринимателем правонарушения не свидетельствует об его исключительности, позволяющий сделать вывод о возможности применения малозначительности. Имея возможность для соблюдения установленного запрета на осуществление лицензионного вида деятельности без лицензии, предприниматель не принял необходимых мер по его соблюдению.

В материалах дела отсутствуют доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.

В материалах дела отсутствуют сведения о привлечении заинтересованного лица ранее к административной ответственности за совершение аналогичного правонарушения, а также об обстоятельствах, отягчающих вину предпринимателя, в связи с чем, суд считает возможным назначить административное наказание в виде административного штрафа в  минимальном размере –  4 000 рублей.

Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ОГРН <***>, ИНН <***>, дата рождения 13.06.1967, место рождения с. Песчанокопское Ростовской области, адрес (место нахождения): 347570, <...>) к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 4 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере  4 000 руб.

Административный штраф должен быть уплачен по следующим реквизитам:

Получатель – УФК по Ростовской области (Прокуратура Ростовской области, л.сч. <***>)

Р/сч <***> в ГРКЦ ГУ Банка России по Ростовской области г. Ростов-на-Дону  

БИК 046015001

Лицевой счет <***>

КБК 4151169001006000140

ОКТМО 60701000

ИНН <***>

КПП 616401001

               Административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти  дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд,  принявший решение.

Решение суда вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба.

В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не изменено или не отменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение арбитражного суда первой инстанции, если оно было предметом рассмотрения в арбитражном суде апелляционной инстанции, и постановление арбитражного суда апелляционной инстанции, принятое по данному делу, могут быть обжалованы в арбитражный суд кассационной инстанции только по основаниям, предусмотренным частью 4 статьи 288 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации. 

            Судья                                                                                               М.Е. Штыренко