АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
«18» февраля 2021 года Дело № А53-40043/20
Резолютивная часть решения объявлена «11» февраля 2021 года
Полный текст решения изготовлен «18» февраля 2021 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Паутовой Л.Н.,
при ведении протокола судебного заседания секретарем Литвиновой О.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению и.о. прокурора Ростовской области
к администрации Константиновского района Ростовской области ИНН <***>, ОГРН <***>
о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»,
об обязании администрации Константиновского района Ростовской области разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах»
при участии:
от заявителя: представитель ФИО1 (сл.уд.)
от заинтересованного лица: представитель не явился
установил:
и.о. прокурора Ростовской области (далее – прокурор) обратился в суд с заявлением к администрации Константиновского района Ростовской области (далее – администрация) о признании незаконным бездействия, выразившегося в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах», и обязании администрации Константиновского района Ростовской области разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Представитель заявителя поддержал заявленные требования, просил удовлетворить их в полном объеме.
Администрация явки представителя в судебное заседание не обеспечила, извещена надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда в сети «Интернет». В ранее представленных возражениях указывала на отсутствие обязанности, о неисполнении которой заявлено прокурором, так как муниципальный контроль за добычей общераспространенных полезных ископаемых не отнесен к вопросам местного значения и нет оснований для финансирования расходов по осуществлению соответствующего вида контроля.
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие администрации при наличии доказательств ее надлежащего уведомления.
Исследовав материалы дела, суд установил следующее.
Прокуратурой Константиновского района проведена проверка исполнения законодательства об охране и использовании недр, в ходе которой в деятельности администрации Константиновского района Ростовской области выявлены нарушения требований Закона Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах» (далее – Закон о недрах), а именно, в ходе мониторинга муниципальной правовой базы установлен факт бездействия администрации, выразившийся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
Администраций в прокуратуру был представлен ответ на запрос от 20.10.2020 №953, согласно которому органом местного самоуправления правовые акты, регламентирующие порядок осуществления муниципального контроля в сфере недропользования не принимались; меры по разработке и принятию вышеуказанного правового акта осуществляться не будут, поскольку муниципальный контроль в сфере недропользования не имеет правовой регламентации в статье 14 Федерального закона от 06.10.2003 №131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Закон №131-ФЗ).
Незаконное бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах, послужило основанием для обращения в суд заявлением о признании действий (бездействия) администрации незаконными и об обязании устранить допущенные нарушения.
В соответствии с частью 3.1 статьи 70 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации обстоятельства, на которые ссылается сторона в обоснование своих требований или возражений, считаются признанными другой стороной, если они ею прямо не оспорены или несогласие с такими обстоятельствами не вытекает из иных доказательств, обосновывающих представленные возражения относительно существа заявленных требований. Частью 3 указанной статьи предусмотрено, что признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Исследовав материалы дела, выслушав пояснения прокурора, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Правовое регулирование общественных отношений, связанных с недропользованием, осуществляется Законом о недрах, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами.
Согласно статье 17.1 Закона №131-ФЗ органы местного самоуправления организуют и осуществляют муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных муниципальными правовыми актами, принятыми по вопросам местного значения, а в случаях, если соответствующие виды контроля отнесены федеральными законами к полномочиям органов местного самоуправления, также муниципальный контроль за соблюдением требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации.
К отношениям, связанным с осуществлением муниципального контроля, организацией и проведением проверок юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, применяются положения Федерального закона от 26 декабря 2008 года № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Закон №294-ФЗ).
Под муниципальным контролем понимается деятельность органов местного самоуправления, уполномоченных в соответствии с федеральными законами на организацию и проведение на территории муниципального образования проверок соблюдения юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями требований, установленных муниципальными правовыми актами, а также требований, установленных федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации, в случаях, если соответствующие виды контроля относятся к вопросам местного значения, а также на организацию и проведение мероприятий по профилактике нарушений указанных требований, мероприятий по контролю, осуществляемых без взаимодействия с юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями.
Порядок организации и осуществления муниципального контроля в соответствующей сфере деятельности (вида муниципального контроля) устанавливается муниципальными правовыми актами либо законом субъекта Российской Федерации и принятыми в соответствии с ним муниципальными правовыми актами (пункт 4 статьи 2 Закона №294-ФЗ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 6 Закона №294-ФЗ определение органов местного самоуправления, уполномоченных на осуществление муниципального контроля, установление их организационной структуры, полномочий, функций и порядка их деятельности и определение перечня должностных лиц указанных уполномоченных органов местного самоуправления и их полномочий осуществляются в соответствии с уставом муниципального образования и иным муниципальным правовым актом.
К полномочиям органов местного самоуправления, осуществляющих муниципальный контроль, относятся:
1) организация и осуществление муниципального контроля на соответствующей территории. Перечень видов муниципального контроля и органов местного самоуправления, уполномоченных на их осуществление, ведется в порядке, установленном представительным органом муниципального образования;
1.1) организация и осуществление регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления;
2) разработка административных регламентов осуществления муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, разработка в соответствии с типовыми административными регламентами, утверждаемыми уполномоченными органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, административных регламентов осуществления регионального государственного контроля (надзора), полномочиями по осуществлению которого наделены органы местного самоуправления. Разработка и принятие указанных административных регламентов осуществляются в порядке, установленном нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации;
3) организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, показатели и методика проведения которого утверждаются Правительством Российской Федерации, за исключением муниципального контроля, осуществляемого уполномоченными органами местного самоуправления в сельских поселениях;
4) осуществление иных предусмотренных федеральными законами, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации полномочий.
Согласно пункту 1 статьи 30 Устава муниципального образования «Константиновский район» Ростовской области, утвержденного решением Собрания депутатов Константиновского района от 24.12.2019 №288 (далее – Устав), администрация Константиновского района является исполнительно- распорядительным органом муниципального образования «Константиновский район», наделенным настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными и областными законами.
В силу пунктов 37-39 статьи 37 Устава к полномочиям администрации муниципального района относятся: организация и осуществление муниципального контроля на территории Константиновского района, организация и проведение мониторинга эффективности муниципального контроля в соответствующих сферах деятельности, а также разработка и принятие административных регламентов проведения проверок при осуществлении муниципального контроля.
В соответствии с пунктом 49 статьи 37 Устава, администрация исполняет также иные полномочия по решению вопросов местного значения в соответствии с федеральными законами и настоящим Уставом.
Статье 1.1 Закона о недрах установлено, что разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в сфере государственного регулирования отношений недропользования осуществляется Конституцией Российской Федерации и принятыми в соответствии с ней федеральными законами.
Органы местного самоуправления вправе осуществлять регулирование отношений недропользования в пределах предоставленных им действующим законодательством полномочий.
Согласно пункту 5 статьи 5 Закона о недрах к полномочиям органов местного самоуправления в сфере регулирования отношений недропользования относятся, в том числе: контроль за использованием и охраной недр при добыче общераспространенных полезных ископаемых, а также при строительстве подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых.
При этом отсутствие в Законе №131-ФЗ прямого указания на полномочия органов местного самоуправления по регулированию отношений в сфере недропользования не может свидетельствовать об отсутствии соответствующих полномочий и контроля как такового, поскольку возможность его осуществления может быть закреплена в иных федеральных законах, в части в Законе о недрах.
Судом установлено, что на территории Константиновского района имеются следующие полезные ископаемые: известняк, каменный уголь, глина, песок. Перспективным направлением является разведка месторождений каменного угля, кирпичное сырье распространено на территории всего района, активно эксплуатируется строительный песок, разведаны месторождения строительного камня.
Как было установлено ранее, прокурорской проверкой выявлено бездействие администрации, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
Указанное бездействие нарушает права юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на открытость и доступность информации об организации и осуществлении муниципального контроля, о правах и обязанностях органов муниципального контроля, их должностных лиц.
Таким образом, администрацией допущено бездействие, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего порядок осуществления муниципального контроля, предусмотренного Законом о недрах.
В соответствии с частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Оценив в совокупности по правилам статьи 71 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации все представленные в дело доказательства, суд приходит к выводу о том, что материалами дела подтверждены доводы заявителя о бездействии администрации и доказано, что этим бездействием нарушаются права и законные интересы неопределенного круга лиц в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
Принимая во внимание вышеизложенное, требования и.о. прокурора Ростовской области подлежат удовлетворению; администрация Константиновского района Ростовской области обязана разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
При рассмотрении настоящего дела суд учел правовую позицию Арбитражного суда Уральского округа, изложенную в постановлении от 02.10.2018 по делу №А60-10056/18, поддержанную Верховным Судом Российской Федерации.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Заявленные требования удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации Константиновского района Ростовской области, выразившееся в непринятии мер по разработке и утверждению правового акта, регламентирующего осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Обязать администрацию Константиновского района Ростовской области разработать и утвердить правовой акт, регламентирующий осуществление муниципального контроля, предусмотренного Законом Российской Федерации от 21.02.1992 №2395-1 «О недрах».
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месяца со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в соответствии с главой 35 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.
Судья Л.Н. Паутова