ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-4084/14 от 23.04.2014 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

«24» апреля 2014г. Дело № А53-4084/2014

Резолютивная часть решения объявлена «23» апреля 2014г.

Полный текст решения изготовлен «24» апреля 2014г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе:

судьи Казаченко Г.Б.

при ведении протокола судебного заседания секретарем Ластович Д.К.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению

Смотрова Евгения Игоревича

к ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону

о признании решения об отказе в государственной регистрации юридического лица незаконным

при участии:

от заявителя - представитель по доверенности от 25.03.2014г. Кальян А.П.

от заинтересованного лица - представитель Кучеренко Ю.Б. по доверенности от 24.03.2014г.

установил:

Смотров Евгений Игоревич обратился в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимых для государственной регистрации документов от 10.02.2014г.

Заявленные требования мотивированы тем, что 06.02.2014г. в налоговую инспекцию в соответствии с требованиями Федерального закона №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» был представлен пакет документов для регистрации юридического лица - ООО «Донспецдеталь», а именно, заявление о государственной регистрации по форме Р11001, документ об оплате государственной пошлины; устав общества; гарантийное письмо и свидетельство о государственной регистрации права собственности; решение о создании юридического лица; передаточный акт. 10.02.2014г. ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону вынесено решение об отказе в государственной регистрации ООО «Донспецдеталь», мотивированное не предоставлением необходимых для государственной регистрации документов.

Представитель заявителя в судебном заседании заявленные требования поддержал в полном объеме, пояснил, что отказ в регистрации незаконный. Узнали, что отказ был в связи с тем, что адрес был адресом массовой регистрации только в судебном заседании, почтовый адрес указан верно.

Представитель заинтересованного лица в судебном заседании возражала против удовлетворения заявления. Пояснила, что адрес, указанный заявителем в заявлении является адресом массовой регистрации организаций (зарегистрировано 11 организаций). Поэтажный план не видели, регистрация проводится по адресу, а не по комнате. Имеется две комнаты «г» на 1 и 3 этажах. Общую площадь здания не знаем, по адресу зарегистрировано 49 юридических лиц. В комнате 1 «г» площадью 41 кв. м. зарегистрировано 11 юр. лиц. Договор аренды нам не предоставляли, имеем только гарантийное письмо. Доказательств о не получении корреспонденции этими 11-ю юридическими лицами нет, отчетность сдается. Все изложенное явилось основанием принятия решение об отказе в государственной регистрации юридического лица - ООО «Донспецдеталь». Кроме того, в поданном заявлении о государственной регистрации, поданном в регистрирующий орган, размер уставного капитала указан 10 000 рублей, однако, в подтверждение оплаты приложен кассовый чек от 04.12.2013г. на сумму 12 990,00 рублей.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд установил следующее.

06.02.2014г. Смотров Евгений Игоревич обратился в ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону с пакетом документов на государственную регистрацию ООО «Донспецдеталь», а именно, заявление о государственной регистрации по форме Р11001; решение о создании юридического лица №1/14; передаточный акт; квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей; устав общества; гарантийное письмо и свидетельство о государственной регистрации права серия 61-АЗ 282660.

10.02.2014г. ИФНС по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону было принято решение об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимым для государственной регистрации документов, мотивированное предоставлением недостоверных сведений о месте нахождения юридического лица.

Полагая, что отказ налоговой инспекции в регистрации ООО «Донспецдеталь» является незаконным, Смотров Евгений Игоревич обратился с настоящим заявлением в арбитражный суд о признании незаконным решения регистрирующего органа об отказе в государственной регистрации юридического лица в случае непредставления определенных Федеральным законом от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц», необходимых для государственной регистрации документов от 10.02.2014г.

Выслушав пояснения представителей сторон, исследовав материалы дела, суд находит заявление подлежащим удовлетворению ввиду нижеследующего.

В силу статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации одним из способов защиты гражданских прав является признание недействительным акта государственного органа.

В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

При рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности (часть 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации).

Согласно части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

Таким образом, для признания арбитражным судом ненормативного правового акта, решения, действия (бездействия) незаконными необходимо наличие одновременно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие их закону или иным нормативным правовым актам и нарушение прав и законных интересов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Согласно статье 9 Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» в регистрирующий орган документы могут быть направлены почтовым отправлением с объявленной ценностью при его пересылке и описью вложения, представлены непосредственно или направлены в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, в том числе сети Интернет, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

В соответствии с пунктом 1.1 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

Согласно пункту 1.2 статьи 9 Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» заявление, уведомление или сообщение представляется в регистрирующий орган по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, и удостоверяется подписью уполномоченного лица, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. При этом заявитель указывает свои паспортные данные или в соответствии с законодательством Российской Федерации данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

В соответствии со статьей 12 Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» при государственной регистрации создаваемого юридического лица в регистрирующий орган представляются:

а) подписанное заявителем заявление о государственной регистрации по форме, утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В заявлении подтверждается, что представленные учредительные документы соответствуют установленным законодательством Российской Федерации требованиям к учредительным документам юридического лица данной организационно-правовой формы, что сведения, содержащиеся в этих учредительных документах, иных представленных для государственной регистрации документах, заявлении о государственной регистрации, достоверны, что при создании юридического лица соблюден установленный для юридических лиц данной организационно-правовой формы порядок их учреждения, в том числе оплаты уставного капитала (уставного фонда, складочного капитала, паевых взносов) на момент государственной регистрации, и в установленных законом случаях согласованы с соответствующими государственными органами и (или) органами местного самоуправления вопросы создания юридического лица;

б) решение о создании юридического лица в виде протокола, договора или иного документа в соответствии с законодательством Российской Федерации;

в) учредительные документы юридического лица в двух экземплярах (в случае представления документов непосредственно или почтовым отправлением), один из которых с отметкой регистрирующего органа возвращается заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона. В случае, если предусмотренные настоящей статьей документы направлены в регистрирующий орган в форме электронных документов с использованием информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования, включая единый портал государственных и муниципальных услуг, учредительные документы юридического лица в электронной форме направляются в одном экземпляре. Регистрирующий орган по адресу электронной почты, указанному заявителем, одновременно с документом, предусмотренным пунктом 3 статьи 11 настоящего Федерального закона, направляет представленные заявителем учредительные документы в электронной форме, подписанные электронной подписью регистрирующего органа. В случае представления учредительных документов в электронной форме экземпляр таких документов на бумажном носителе с отметкой регистрирующего органа представляется заявителю (его представителю, действующему на основании доверенности) при указании на необходимость получения и способа получения таких документов заявителем при направлении предусмотренных настоящей статьей документов в регистрирующий орган;

г) выписка из реестра иностранных юридических лиц соответствующей страны происхождения или иное равное по юридической силе доказательство юридического статуса иностранного юридического лица - учредителя;

д) документ об уплате государственной пошлины.

В соответствии со ст. 23 Федерального закона от 08.08.2011г. №129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей», отказ в государственной регистрации допускается в случае: а) непредставления заявителем определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов, за исключением предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами случаев предоставления таких документов (содержащихся в них сведений) по межведомственному запросу регистрирующего органа или органа, который в соответствии с настоящим Федеральным законом или федеральными законами, устанавливающими специальный порядок регистрации отдельных видов юридических лиц, уполномочен принимать решение о государственной регистрации юридического лица; б) представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; в) предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона; г) несоблюдения нотариальной формы представляемых документов в случаях, если такая форма обязательна в соответствии с федеральными законами; д) подписания неуполномоченным лицом заявления о государственной регистрации или заявления о внесении изменений в сведения о юридическом лице, содержащиеся в едином государственном реестре юридических лиц; е) выхода участников общества с ограниченной ответственностью из общества, в результате которого в обществе не остается ни одного участника, а также выхода единственного участника общества с ограниченной ответственностью из общества; ж) несоответствия наименования юридического лица требованиям федерального закона; з) наличия сведений о невыполнении требований, предусмотренных подпунктом "ж" пункта 1 статьи 14, подпунктом "г" пункта 1 статьи 21, подпунктом "в" пункта 1 статьи 22.3 настоящего Федерального закона; и) получения в соответствии с подпунктом "в" статьи 21.2 настоящего Федерального закона от федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, информации об отсутствии сведений, подтверждающих государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, если документ, подтверждающий государственную регистрацию перехода права собственности на имущественный комплекс унитарного предприятия или на имущество учреждения, не представлен заявителем по собственной инициативе.

Иных оснований для отказа регистрирующего органа в государственной регистрации юридического лица не предусмотрено.

Судом установлено и подтверждено материалами дела, что Смотровым Евгением Игоревичем на регистрацию юридического лица были представлены заявление о государственной регистрации по форме Р11001, устав общества; гарантийное письмо и свидетельство о государственной регистрации права серия 61-АЗ 282660; решение о создании юридического лица; передаточный акт; квитанция об оплате государственной пошлины в размере 4 000 рублей.

Данный факт подтвержден распиской в получении документов, представленных заявителем в регистрирующий орган от 06.02.2014г. вх. №195.

Довод налогового органа о том, что истцом представлены недостоверные сведения о месте нахождения юридического лица, поскольку указанный адрес является адресом массовой регистрации, судом отклонен ввиду нижеследующего.

В соответствии с пунктом 1 статьи 23 Федерального закона № 129-ФЗ отказ в государственной регистрации допускается в случае непредставления определенных настоящим Федеральным законом необходимых для государственной регистрации документов; представления документов в ненадлежащий регистрирующий орган; предусмотренном пунктом 2 статьи 20 или пунктом 4 статьи 22.1 настоящего Федерального закона.

Согласно разъяснениям в пункте 2 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30.07.2013 № 61 «О некоторых вопросах практики рассмотрения споров, связанных с достоверностью адреса юридического лица» при рассмотрении споров, связанных с отказом в государственной регистрации юридического лица, арбитражным судам необходимо принимать во внимание, что регистрирующий орган на основании подпункта «р» пункта 1 статьи 23 Закона вправе отказать в государственной регистрации при наличии подтвержденной информации о недостоверности представленных сведений об адресе юридического лица, то есть о том, что такой адрес был указан без намерения использовать его для осуществления связи с юридическим лицом.

О недостоверности названных сведений может, в частности, свидетельствовать тот факт, что адрес, указанный в документах, представленных при государственной регистрации, согласно сведениям ЕГРЮЛ обозначен как адрес большого количества иных юридических лиц, в отношении всех или значительной части которых имеются сведения о том, что связь с ними по этому адресу невозможна (представители юридического лица по данному адресу не располагаются и корреспонденция возвращается с пометкой «организация выбыла», «за истечением срока хранения» и т.п.).

Налоговый орган указывает, что по адресу: ул. Текучева, д. 162 - зарегистрировано 49 организаций, а по указанному адресу: ул. Текучева, д. 162, 1 Г - зарегистрировано 11 юридических лиц, 1 юридическое лицо зарегистрировано по адресу: ул. Текучева, д. 162, 1Г, мансарда 1.

Между тем, налоговым органом в материалы дела не представлено доказательств недостоверности сведений о месте нахождения юридических лиц, а именно, доказательств неполучения указанными зарегистрированными юридическими лицами корреспонденции. Кроме того, на дату подачи заявителем заявления в, налоговый орган не мог располагать сведениями о регистрации 11 юридических лиц по адресу ул. Текучева, д. 162, 1 Г , поскольку из представленных налоговым органом в материалы дела документов о регистрации усматривается, что три юридических лица зарегистрированы по указанному выше адресу после отказа заявителю в регистрации.

Довод представителя заинтересованного лица о том, что указанное в поданных документах место регистрации ООО «Донспецдеталь» не достоверно судом отклоняется , поскольку совпадает с копией свидетельства о праве собственности на нежилое помещение 61-АЗ 282660 (л.д. 56) – г. Ростов-на-Дону, Ленинский район, ул. Текучева, д. 162. А «1 Г» - указание комнаты на поэтажном плане не является иным адресом, а указывает только на наименование комнаты. Кроме того, представителем налогового органа не представлено доказательств свидетельствующих о том , что наименование комнаты ведет к изменению адреса.

Довод налогового органа о недостоверности сведений об уставном капитале общества также судом отклоняется, поскольку квитанция об оплате 12 990 рублей не является внесением денежных средств в уставный капитал. В уставный капитал внесен смартфон, который был оценен участником общества в 10 000 рублей, квитанция на 12 990 рублей показывает его приобретение за три месяца до внесения его, как имущества в уставный капитал общества.

При указанных обстоятельствах, оценив в порядке ст. 71 АПК РФ представленные сторонами в материалы дела доказательства, судом было установлено, что в налоговый орган был представлен весь пакет документов, необходимых для регистрации ООО «Донспецдеталь».

Таким образом, отказ налогового органа в регистрации юридического лица от 10.02.2014г. является незаконным.

При указанных обстоятельствах, учитывая факт представления заявителем всех необходимых для государственной регистрации юридического лица документов, суд находим требования заявителя обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Истцом при подаче иска по чеку-ордеру от 19.02.2014г. была оплачена государственная пошлина в размере 200 рублей.

Исходя из правил, установленных статьей 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, которой предусмотрено, что судебные расходы относятся на лиц, участвующих в деле, пропорционально размеру удовлетворенных исковых требований, судебные расходы в размере 200 рублей относятся судом на ответчика и взыскиваются с ответчика в пользу истца.

Руководствуясь статьями 110,167-170,180,197-201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Признать решение Инспекции Федеральной Налоговой Службы по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону об отказе в государственной регистрации юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ДОНСПЕЦДЕТАЛЬ» от 10.02.2014 года незаконным.

Обязать Инспекцию Федеральной Налоговой Службы по Ленинскому району г. Ростова-на-Дону осуществить государственную регистрацию юридического лица Общества с ограниченной ответственностью «ДОНСПЕЦДЕТАЛЬ» на основании документов, полученных 06.02.2014 года вх.№ 195.

Взыскать с Инспекции Федеральной Налоговой Службы по Ленинскому району г.Ростова-на-Дону в пользу Смотрова Евгения Игоревича расходы по оплате государственной пошлины в сумме 200 рублей.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу, через суд, вынесший решение, и при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Казаченко Г.Б.