ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-420/2012 от 14.03.2012 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону Дело № А53-420/2012

«15» марта 2012 г.

Резолютивная часть решения объявлена «14» марта 2012 г.

Полный текст решения изготовлен «15» марта 2012 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Еремина Ф.Ф.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Амзоян И.С.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Батайское производственное объединение «Электросвет», ИНН 6141005203, ОГРН 1026101840489,

о признании постановления службы судебных приставов-исполнителей Батайского отдела судебных приставов УФССП по РО о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора от 22.12.2011 незаконным и необоснованным и подлежащим отмене;

о приостановлении исполнительного производства УФССП России по РО Батайского городского отдела № 40958/11/36/61,

заинтересованные лица: 1) судебный пристав-исполнитель исполнителей Батайского отдела судебных приставов УФССП по РО, 2) Управление Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области,

при участии в судебном заседании:

от заявителя: представитель Сыпченко В.В., доверенность от 22.08.2011;

от заинтересованного лица: 1) представитель Нерсесян К.В., удостоверение, 2) представитель Иваненко Т.В., доверенность от 28.12.2011,

установил: Общество с ограниченной ответственностью «Батайское производственное объединение «Электросвет» (далее - общество) обратилось в суд с заявлением о признании постановления службы судебных приставов-исполнителей Батайского отдела судебных приставов УФССП по РО (далее – Батайский отдел судебных приставов) о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора от 22.12.2011 незаконным и необоснованным и подлежащим отмене; о приостановлении исполнительного производства УФССП России по РО Батайского городского отдела № 40958/11/36/61.

Представитель заявителя в судебном заседании пояснил доводы, изложенные в заявлении, просил удовлетворить заявленные требования.

Судебный пристав-исполнитель Батайского отдела судебных приставов УФССП по РО пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Представитель Управления Федеральной службы судебных приставов по Ростовской области пояснил доводы, изложенные в отзыве на заявление, просил в удовлетворении требований заявителя отказать.

Рассмотрев материалы дела, выслушав пояснения представителей лиц, участвующих в деле, суд установил следующее.

08.11.2011 на исполнение в Батайский городской отдел судебных приставов поступил исполнительный лист по делу №А53-4615/11 от 13.07.2011, выданный Арбитражным судом Ростовской области, о взыскании с ООО «Батайское производственное объединение «Электросвет» долга в размере 3 681 797,35 руб. в пользу ЗАО Металлист, по которому 11.11.2011 судебным приставом-исполнителем П.А. Димитровым возбуждено исполнительное производство № 33974/11/36/61.

11.11.2011 постановление о возбуждении исполнительного производства было вручено должнику, что подтверждается отметкой на постановлении.

16.11.2011 в Батайский городской отдел судебных приставов УФССП России по Ростовской области от должника поступила копия заявления, направленного в Арбитражный суд Ростовской области, о предоставлении рассрочки и приостановлении исполнительного производства. Определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2011 в заявленных требованиях было отказано, в связи с тем, что должник не подтвердил своего тяжелого материального положения.

23.11.2011 в связи с истечением добровольного срока для исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление № 188388/11/36/61 о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, что составило 257 725,81 руб., копия постановления направлена должнику.

29.11.2011 в Батайский городской отдел от должника поступило заявление о представлении отсрочки по исполнению решения суда. На основании данного заявления постановлением от 30.11.2011 исполнительное производство № 33974/11/36/61 было отложено на 10 дней, до 14.12.2011.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Батайского городского отдела от 19.12.2011 исполнительное производство 33974/11/36/61 о взыскании с общества в пользу закрытого акционерного общества «Металлист» задолженности в размере 1 383 487,39 руб. окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

22.12.2011 судебным приставом-исполнителем Батайского городского отдела на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 23.11.2011, возбуждено исполнительное производство 40958/11/36/61 о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в размере 257 725,81 руб.

Не согласившись с постановлениями судебного пристава Батайского городского отдела о взыскании исполнительского сбора, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.

Исследовав материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу о том, что заявленные требования общества не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

В соответствии со статьей 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, решения и действия (бездействие) судебного пристава-исполнителя могут быть оспорены в арбитражном суде в случаях, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации и другим федеральным законом, по правилам, установленным главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Согласно статьи 198 главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

В силу части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.

То есть, исходя из приведенных выше положений части 1 статьи 198, части 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, для процедуры рассмотрения заявлений в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации законодателем установ­лено специальное правило, определяющее исход рассмотрения судом таких заявлений. В соответствии с этим правилом, сама по себе констатация факта нарушения государственным органом норм закона не является основанием для удовлетворения судом за­явления об оспаривании действий (бездействия) этого должностного лица государствен­ного органа. Для признания арбитражным судом незакон­ным действия (бездействия) государственного органа необходимо наличие одно­временно двух юридически значимых обстоятельств: несоответствие этого действия (бездействия) закону или иным нормативным правовым актам и нарушение этим действием (бездействием) прав и законных интере­сов заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

При этом, для вывода о наличии такого нарушения прав и законных интересов заявителя, которое было бы юридически значимым для результата рассмотрения в заявления в режиме главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации недостаточно ссылки на то, что, поскольку оспариваемые дейст­вия (бездействие) незаконны, то, тем самым нарушены права и законные интересы пода­теля такого заявления. В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для заявителя такое наруше­ние прав и законных интересов должно быть реальным, выражаться в виде определённых и вещественных неблагоприятных конкретно для него последствий от такого нарушения закона. То есть, как указано в данной норме, последствием такого нарушения закона должно быть либо возложение на заявителя каких-либо обязанностей, либо создание для него иных препятствий для осуществления им предпринимательской и иной экономиче­ской деятельности.

Кроме того, установленные главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации особенности распределения бремени до­казывания не отменяют общего правила доказывания, закреплённого в части 1 статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, согласно которому каждое участвующее в деле лицо должно доказать обстоятельства, на которые оно ссылается в обоснование своих доводов и возражений. То есть, применительно к делам, рассматриваемым в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, заявитель, ссылаясь на наличие нарушений его прав и законных интересов вследствие совершения должностным лицом государственного органа противоречащих закону действий (бездействия), должен указать суду, в чем конкретно выразились данные нарушения и представить надлежащие доказательства наличия этих нарушений и неблагоприятных последствий.

В силу статьи 16 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления, иных органов, организаций, должностных лиц и граждан и подлежат исполнению на всей территории Российской Федерации.

В соответствии со статьей 30 Федерального закона от 02.10.2007 № 229-ФЗ «Об исполнительном производстве» (далее – ФЗ «Об исполнительном производстве») судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство на основании исполнительного документа по заявлению взыскателя, если иное не установлено названным Федеральным законом. Исполнительный документ и заявление подаются взыскателем по месту совершения исполнительных действий и применения мер принудительного исполнения, определяемому в соответствии со статьей 33 названного Федерального закона. Заявление взыскателя и исполнительный документ передаются судебному приставу-исполнителю в трехдневный срок со дня их поступления в подразделение судебных приставов. Судебный пристав-исполнитель в трехдневный срок со дня поступления к нему исполнительного документа выносит постановление о возбуждении исполнительного производства либо об отказе в возбуждении исполнительного производства.

Срок для добровольного исполнения не может превышать пяти дней со дня получения должником постановления о возбуждении исполнительного производства (часть 12 статьи 30ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В случаях неисполнения должником требований, содержащихся в исполнительном документе, в срок, установленный для добровольного исполнения, судебный пристав-исполнитель выносит постановление о взыскании исполнительского сбора и устанавливает должнику новый срок для исполнения (часть 1 статьи 105ФЗ «Об исполнительном производстве»).

В части 1 статьи 112ФЗ «Об исполнительном производстве» определено, что исполнительский сбор является денежным взысканием, налагаемым на должника в случае неисполнения им исполнительного документа в срок, установленный для добровольного исполнения исполнительного документа.

Исполнительский сбор устанавливается судебным приставом-исполнителем по истечении срока, указанного в части 1 статьи 112ФЗ «Об исполнительном производстве», если должник не представил судебному приставу-исполнителю доказательств того, что исполнение было невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. Исполнительский сбор устанавливается в размере семи процентов от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества (части 2 и 3 статьи 112ФЗ «Об исполнительном производстве»).

23.11.2011 в связи с истечением добровольного срока для исполнения исполнительного документа судебным приставом-исполнителем вынесено постановление о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, что составило 257 725,81 руб.

Должник вправе в порядке, установленном ФЗ «Об исполнительном производстве», обратиться в суд с заявлением об оспаривании постановления судебного пристава-исполнителя о взыскании исполнительского сбора, с иском об отсрочке или о рассрочке его взыскания, об уменьшении его размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 2 ст. 39 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство может быть приостановлено судом в порядке, установленном процессуальным законодательством Российской Федерации и настоящим Федеральным законом, полностью или частично в случаях:

1) оспаривания исполнительного документа или судебного акта, на основании которого выдан исполнительный документ;

2) оспаривания в суде акта органа или должностного лица, уполномоченного рассматривать дела об административных правонарушениях;

3) нахождения должника в длительной служебной командировке;

4) принятия к производству заявления об оспаривании постановления, действий (бездействия) судебного пристава-исполнителя или отказа в совершении действий;

5) обращения взыскателя, должника или судебного пристава-исполнителя в суд, другой орган или к должностному лицу, выдавшим исполнительный документ, с заявлением о разъяснении положений исполнительного документа, способа и порядка его исполнения;

6) в иных случаях, предусмотренных статьей 40 настоящего Федерального закона.

Как установлено ч. 1 ст. 40 ФЗ «Об исполнительном производстве» исполнительное производство подлежит приостановлению судебным приставом-исполнителем полностью или частично в случае принятия судом к рассмотрению иска должника об отсрочке или рассрочке взыскания исполнительского сбора, уменьшении его размера или об освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В соответствии с ч. 3 ст. 127 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о принятии искового заявления арбитражный суд выносит определение, которым возбуждается производство по делу.

Как следует из материалов дела, 16.11.2011 в Батайский городской отдел судебных приставов от должника поступила копия заявления, направленного в Арбитражный суд Ростовской области, о предоставлении рассрочки и приостановлении исполнительного производства.

Вместе с тем, у судебного пристава-исполнителя отсутствовали основания для приостановления исполнительного производства полностью или частично, поскольку направление заявления в Арбитражный суд Ростовской области о рассрочке исполнения решения суда не свидетельствует о принятии данного заявления к производству суда и предоставлении рассрочки.

В связи с чем, довод заявителя о том, что судебным приставом-исполнителем Батайского городского отдела вынесено постановление от 23.11.2011 о взыскании исполнительского сбора, в то время когда заявление общества о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда не было рассмотрено в Арбитражном суде Ростовской области, судом не принимается.

Кроме того, определением Арбитражного суда Ростовской области от 30.11.2011 в удовлетворении заявленных требованиях о предоставлении отсрочки или рассрочки исполнения решения суда отказано, в связи с тем, что должник не подтвердил своего тяжелого материального положения.

Иных заявлений от общества в Батайский городской отдел до 23.11.2011 не поступало.

Постановлением судебного пристава-исполнителя Батайского городского отдела от 19.12.2011 исполнительное производство 33974/11/36/61 о взыскании с общества в пользу закрытого акционерного общества «Металлист» задолженности в размере 1 383 487,39 руб. окончено, в связи с фактическим исполнением исполнительного документа.

В постановлении о прекращении исполнительного производства судебный пристав-исполнитель отменяет все назначенные им меры принудительного исполнения, в том числе арест имущества, а также установленные для должника ограничения. Одновременно с вынесением постановления о прекращении основного исполнительного производства, за исключением прекращения исполнительного производства по основаниям, установленным пунктами 4 и 5 части 2 статьи 43 названного Федерального закона, судебный пристав-исполнитель возбуждает исполнительное производство по не исполненным полностью или частично постановлениям о взыскании с должника расходов по совершению исполнительных действий, исполнительского сбора и штрафов, наложенных судебным приставом-исполнителем в процессе исполнения исполнительного документа (частью 2 статьи 44 ФЗ «Об исполнительном производстве»).

Действующим законодательством не предусмотрена обязанность судебного пристава-исполнителя после прекращения исполнительного производства отменить ранее вынесенное постановление о взыскании исполнительного сбора.

22.12.2011 судебным приставом-исполнителем Батайского городского отдела на основании постановления судебного пристава-исполнителя от 23.11.2011, возбуждено исполнительное производство 40958/11/36/61 о взыскании с общества исполнительского сбора в размере 7% от подлежащей взысканию суммы или стоимости взыскиваемого имущества, в размере 257 725,81 руб.

Таким образом, суд пришел к выводу о том, что оспариваемым постановлением не нарушены права и интересы общества в сфере предпринимательской или иной экономической деятельности, доказательств обратного обществом не представлено.

Заявителем в нарушение статьи 65 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не доказано, какому закону или иному нормативно-правовому акту не соответствует оспариваемое постановление.

Как установлено ч. 6 ст. 112 ФЗ «Об исполнительном производстве» должник вправе в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, обратиться в суд с иском об уменьшении размера или освобождении от взыскания исполнительского сбора.

В силу части 3 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в случае, если арбитражный суд установит, что оспариваемые решения и действия (бездействие) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и не нарушают права и законные интересы заявителя, суд принимает решение об отказе в удовлетворении заявленного требования.

С учётом того, что требование заявителя о признании постановления службы судебных приставов-исполнителей Батайского отдела судебных приставов УФССП по РО о возбуждении исполнительного производства по взысканию исполнительского сбора от 22.12.2011 незаконным и необоснованным и подлежащим отмене, удовлетворению не подлежит, в удовлетворении требования общества о приостановлении исполнительного производства УФССП России по РО Батайского городского отдела № 40958/11/36/61, также следует отказать.

При таких обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований.

В соответствии с частью 2 статьи 329 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании постановлений должностных лиц службы судебных приставов, их действий (бездействий) государственной пошлиной не облагается.

На основании изложенного, руководствуясь статьями 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, Арбитражный суд Ростовской области

РЕШИЛ:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражным судом апелляционной инстанции.

Решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, а также в кассационном порядке в Федеральный арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Ф.Ф. Ерёмин