АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 30 января 2019 года
Полный текст решения изготовлен 01 февраля 2019 года
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Ширинской И.Б.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Исаченко А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению Прокурора Песчанокопского района Ростовской области
к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>)
о привлечении к административной ответственности по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии:
от заявителя: прокурор Суворов А. В. (удостоверение);
от заинтересованного лица: представитель не явился;
установил: Прокурор Песчанокопского района Ростовской области обратился в Арбитражный суд Ростовской области, с заявлением о привлечении к административной ответственности индивидуального предпринимателя ФИО1 за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Заинтересованное лицо, извещенное надлежащим образом в порядке статьи 123 Арбитражного процессуального кодекса Российской, в судебное заседание не явилось, явку представителей не обеспечило, отзыв не представило.
При таких обстоятельствах, дело рассматривается в отсутствии надлежащим образом представителей заинтересованного лица в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, с учетом правил статьи 9 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации о том, что лица, участвующие в деле, несут риск наступления последствий совершения или не совершения ими процессуальных действий.
Лица, участвующие в деле, возражений относительно завершения предварительного судебного заседания и продолжения судебного разбирательства на основании части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации не представили.
В порядке части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в предварительном судебном заседании, состоявшемся 30.01.2019, суд завершил рассмотрение всех вынесенных в предварительное заседание вопросов и признает дело подготовленным к судебному разбирательству.
В силу части 4 статьи 137 Арбитражного процессуального кодекса Российской суд завершил предварительное судебное заседание и начал рассмотрение дела в судебном заседании арбитражного суда первой инстанции.
Суд открывает судебное разбирательство в настоящем судебном заседании.
Прокурор поддержал требование о привлечении предпринимателя к административной ответственности за совершение правонарушения предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изложив правовую позицию по делу.
Арбитражный суд, рассмотрев материалы дела, заслушав правовую позицию заявителя, исследовав и оценив имеющиеся в деле доказательства, установил следующие обстоятельства.
Прокуратурой Песчанокопского района на основании решения №48 от 18.12.2018 в период с 18.12.2018 по 28.12.218 проведена проверка в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 (далее - предприниматель) на предмет исполнения законодательства о лицензировании отдельных видов деятельности, а также обеспечения безопасного обращения с отходами Iи II класса опасности.
В ходе проверки установлено, что индивидуальный предприниматель ФИО1 осуществляет предпринимательскую деятельность с июня 2008 года, основным видом которой является розничная торговля в неспециализированных магазинах, техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, в нежилом помещении в виде магазина, расположенного по адресу: Ростовская область, <...>.
Прокуратурой выявлено, что в указанном помещении находится аккумуляторная батарея автомобиля черного цвета, утратившая свои потребительские свойства, со следами эксплуатации, которую предприниматель принял 17.12.2018 от жителя с. Развильное с целью ее обмена на новую аккумуляторную батарею с учетом предоставления скидки. В ходе проверки предприниматель пояснил, что утратившие потребительски свойства аккумуляторные батареи он передаёт в общество с ограниченной ответственностью «Полюс+» в счет приобретения новых аккумуляторов в указанной организации с целью их последующей реализации.
Вместе с тем, прокуратурой установлено, что предприниматель не имеет лицензию на осуществление сбора, размещения и транспортировки отходов I-IVкласса опасности по вышеуказанному адресу, что является нарушением статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
Выявленные нарушения зафиксированы в акте проверки прокуратуры от 19.12.2018.
По результатам проверочных мероприятий прокурором Песчанокопского района 19.12.2018 в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 вынесено постановление о возбуждении дела об административном правонарушении по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Используя право на обращение в суд, предусмотренное частью 2 статьи 202 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации прокуратура Песчанокопского района Ростовской области обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с настоящим заявлением.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства в совокупности, суд пришел к выводу, что требование заявителя подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 6 статьи 205 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дела о привлечении к административной ответственности арбитражный суд в судебном заседании устанавливает, имелось ли событие административного правонарушения и имелся ли факт его совершения лицом, в отношении которого составлен протокол об административном правонарушении, имелись ли основания для составления протокола об административном правонарушении и полномочия административного органа, составившего протокол, предусмотрена ли законом административная ответственность за совершение данного правонарушения и имеются ли основания для привлечения к административной ответственности лица, в отношении которого составлен протокол, а также определяет меры административной ответственности.
Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (статья 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность за осуществление предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если такое разрешение (такая лицензия) обязательно (обязательна).
Правонарушение, предусмотренное частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, посягает на общественные отношения, возникающие в связи с осуществлением предпринимательской деятельности, обеспечивающие единую государственную политику в области правовых основ единого рынка, а также защиту прав и законных интересов граждан, их здоровья, нравственности, оборону страны и безопасность государства.
Объективная сторона указанного правонарушения заключается в осуществлении предпринимательской деятельности без специального разрешения (лицензии), если таковая для данного вида деятельности обязательны.
Вопросы лицензирования регулируются нормами Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности».
В соответствии со статьей 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензия – специальное разрешение на право осуществления юридическим лицом или индивидуальным предпринимателем конкретного вида деятельности (выполнения работ, оказания услуг, составляющих лицензируемый вид деятельности), которое подтверждается документом, выданным лицензирующим органом на бумажном носителе или в формате электронного документа, подписанного электронной подписью, в случае, если в заявлении о предоставлении лицензии указывалось на необходимость выдачи такого документа в формате электронного документа; лицензируемый вид деятельности – вид деятельности на осуществление которого на территории Российской Федерации требуется получение лицензии в соответствии с настоящим Федеральным законом, в соответствии с федеральными законами, указанными в части 3 статьи 1 Федерального закона №99-ФЗ и регулирующими отношения в соответствующих сферах деятельности.
Согласно статье 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности», лицензирование отдельных видов деятельности осуществляется в целях предотвращения ущерба правам, законным интересам, жизни или здоровью граждан, окружающей среде, объектам культурного наследия (памятникам истории, культуры) народов Российской Федерации, обороне и безопасности государств, возможность нанесения которого, связана с осуществлением юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями отдельных видов деятельности.
В силу пункта 7 статьи 3 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» лицензионные требования - совокупность требований, которые установлены положениями о лицензировании конкретных видов деятельности, основаны на соответствующих требованиях законодательства Российской Федерации и направлены на обеспечение достижения целей лицензирования.
Соблюдение лицензиатом лицензионных требований обязательно при осуществлении лицензируемого вида деятельности (часть 2 статьи 2 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности»)
Согласно пункту 34 статьи 12 названного Федерального закона деятельность по заготовке, хранению, переработке и реализации лома черных металлов, цветных металлов подлежит лицензированию.
В соответствии со статьей 13.1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» правила обращения с ломом и отходами черных и цветных металлов и их отчуждения устанавливаются Правительством Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 4 Положения о лицензировании заготовки, переработки и реализации лома черных металлов, цветных металлов, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 12.12.2012 №1287, под заготовкой понимается приобретение лома черных и (или) цветных металлов у юридических и физических лиц на возмездной или безвозмездной основе и транспортирование его к месту хранения, переработки и (или) реализации.
В силу статьи 1 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» отработанные аккумуляторные батареи, предназначенные для переработки, являются отходами.
Согласно статье 9 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» и подпункту 30 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 № 99-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» деятельность по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности осуществляется на основании лицензии.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 03.10.2015 № 1062 утверждены Положения о лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Согласно Федеральному классификационному каталогу отходов, утвержденному Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 №242, аккумуляторы свинцовые отработанные неповрежденные с электролитом относятся к отходам II класса, аккумуляторы свинцовые в сборе без электролита - к отходам III класса опасности.
В соответствии с классификационным каталогом отходов, аккумуляторам свинцовым отработанным неповрежденные, с электролитом присвоен код - 92011001532, а аккумуляторам свинцовым отработанным в сборе, без электролита присвоен код – 92011002523.
Исходя из изложенного, суд приходит к выводу, что для осуществления деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации аккумуляторов свинцовых отработанных неповрежденных требуется наличие лицензии по сбору, использованию, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Как следует из материалов дела, в нарушение указанных норм закона предпринимателем осуществляется прием и хранение бывших в употреблении аккумуляторных батарей без специального разрешения (лицензии) на право осуществления предпринимательской деятельности по адресу: Ростовская область, <...>.
Таким образом, вышеуказанный факт подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении от 19.12.2018, актом проверки от 19.12.2018, и иными собранными по делу доказательствами, в связи с чем, суд приходит к выводу о доказанности самого события административного правонарушения.
Вина индивидуального предпринимателя ФИО1 в совершении правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подтверждается постановлением о возбуждении дела об административном правонарушении и иными доказательствами, собранными по делу.
Таким образом, индивидуальный предприниматель ФИО1 не предпринял всех зависящих от него и достаточных мер по соблюдению требований законодательства, регулирующего правоотношения в области обращения с ломом и отходами цветных металлов и их отчуждения, а также лицензировании отдельных видов деятельности, и предотвращения правонарушения, что свидетельствует о пренебрежительном отношении предпринимателя к формальным требованиям публичного порядка.
Более того, суд принимает во внимание тот факт, что предприниматель признал вину в совершенном правонарушении и раскаялся.
При таких обстоятельствах, суд находит доказанным факт вмененного предпринимателю правонарушения, подтвержденным материалами дела, квалификацию деяния по части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях признает правомерной.
Нарушений административного законодательства при производстве по делу судом не установлено, равно, как и обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении.
На момент рассмотрения дела срок давности привлечения к административной ответственности, предусмотренный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не истек.
Какие-либо доказательства, свидетельствующие об исключительности рассматриваемого случая и возможности применения статьи 2.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, предпринимателем не представлены и материалы дела об административном правонарушении не содержат.
В связи с вышеизложенным, суд установил, что требования заявителя обоснованы, правомерны, в связи с чем, подлежат удовлетворению.
Одним из принципов привлечения к ответственности является правовой принцип индивидуализации, который выражается в том, что при привлечении лица к административной ответственности, учитываются не только характер правонарушения, степень вины нарушителя, но и обстоятельства, смягчающие и отягчающие ответственность.
Установление обстоятельств, смягчающих и отягчающих ответственность за совершение административного правонарушения, в соответствии со статьей 4.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях отнесено к компетенции суда, который при вынесении решения о привлечении к административной ответственности последние обязан учитывать.
Судом не установлено, что ранее предприниматель привлекался к ответственности за аналогичное правонарушение.
Согласно статье 2.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, совершившие административные правонарушения, несут административную ответственность как должностные лица, если Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях не установлено иное.
Санкция части 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях влечет наложение административного штрафа на должностных лиц - от четырех тысяч до пяти тысяч рублей с конфискацией изготовленной продукции, орудий производства и сырья или без таковой.
Руководствуясь принципами справедливости и соразмерности назначения наказания, суд считает возможным назначить минимальное наказание предусмотренное санкцией статьи в размере 4000 руб. Товар у предпринимателя не изымался и не арестовывался, в связи с этим дополнительная мера наказания применена быть не может.
Согласно части 2 статьи 168 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при принятии решения арбитражный суд распределяет судебные расходы.
В настоящее время федеральным законом не предусмотрено взимание государственной пошлины за рассмотрение арбитражным судом дел о привлечении к административной ответственности.
Руководствуясь статьями 167-170, 176, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***> ОГРНИП <***>, дата регистрации: 20.06.2008, дата и место рождения: 10.10.1972 с. Развильное Песчанокопского района, Ростовской области, адрес регистрации: 347560 Ростовская область, р-н Песчанокопский <...>), к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 2 статьи 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде наложения административного штрафа в размере 4000 руб.
Административный штраф подлежит уплате по следующим реквизитам:
Получатель: УФК по Ростовской области (Прокуратура Ростовской области)
р/с № <***> в отделение по Ростовской области Южного ГУ Банка России,
л.сч. 04581181330
ИНН <***>
КПП 616401001
БИК 046015001
ОКТМО 60701000
КБК 41511690010010000140
В соответствии со статьей 32.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административный штраф должен быть уплачен лицом, привлеченным к административной ответственности, не позднее шестидесяти дней со дня вступления решения о наложении административного штрафа в законную силу. Доказательства оплаты необходимо представить в суд. При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа, решение суда будет направлено в службу судебных приставов для принудительного взыскания суммы административного штрафа в порядке, предусмотренном Федеральным законом «Об исполнительном производстве».
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд, в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Судья И.Б. Ширинская