АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 11 апреля 2022 г.
Полный текст решения изготовлен 15 апреля 2022 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Андриановой Ю.Ю., при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Хайровой А.Ш. рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Блокнот Волгодонска» ИНН <***>, ОГРН <***>
к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области
третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФИО1
о признании незаконными решения, предписания
при участии:
от заявителя: представитель не явился;
от заинтересованного лица: представитель по доверенности от 02.03.2022 ФИО2;
от третьего лица: представитель не явился.
установил: общество с ограниченной ответственностью «Блокнот Волгодонска» (далее – заявитель, общество) к Управлению Федеральной антимонопольной службы по Ростовской области (далее – заинтересованное лицо, управление) с заявлением о признании незаконными решения от 18.10.2021 по делу №061/05/8-1412/2021 и предписания о прекращении нарушения законодательства о рекламе от 18.10.2021 №708/04.
Определением от 10.03.2022 к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительно предмета спора, привлечена ФИО1.
Представитель заинтересованного лица в судебном заседании пояснил свою позицию, возражал против удовлетворения требований, приобщил в материалы дела дополнительный отзыв на заявление.
Заявитель, третье лицо явки представителя в судебное заседание не обеспечили, извещены надлежащим образом, в том числе публично путем размещения информации на официальном сайте суда в сети «Интернет».
Дело рассмотрено в порядке статьи 156 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации в отсутствие лиц, участвующих в деле, при наличии доказательств их надлежащего извещения.
Изучив материалы дела, выслушав доводы лиц, участвующих в рассмотрении дела, суд установил следующее.
14.04.2021 в управление поступило обращение ФИО1 с изложением обстоятельств нарушения обществом законодательства о рекламе, а именно:
- в рекламе продукции марки NafNaf на сайте http://bloknot-volgodonsk.ru отсутствуют сведения о продавце интернет-магазина, реализующего товары удаленно, что не позволяет потребителю предъявить ему претензию;
- размещение на сайте http://bloknot-volgodonsk.ru публикации «Заслуженная награда – WorldofTanks готовит подарки для своих игроков» без указания возраста, с которого можно играть в эту игру.
Согласно контактной информации на сайте http://bloknot-volgodonsk.ru учредителем сетевого издания «Блокнот Волгодонск» является общество.
«Блокнот Волгодонск» является зарегистрированным средством массовой информации, форма распространение – сетевое издание, номер свидетельства ЭЛ №ФС 77-76052.
Определением от 24.08.2021 управление возбудило дело №061/05/8-1412/2021 о нарушении обществом законодательства Российской Федерации о рекламе.
А именно в определении от 24.08.2021 изложены следующие обстоятельства, послужившие основанием для возбуждения дела:
- Реклама продукции марки Naf Naf «Стильные новинки от модного бренда Naf Naf», в которой присутствует, помимо описания и изображения товаров, следующая информация: «Современные варианты продукции марки Naf Naf можно приобрести на сайте интернет-магазина hoolly.ru. Ассортимент товаров постоянно пополняется актуальными новинками, которые могут дополнить гардероб молодых людей с разными вкусовыми предпочтениями. Получить больше информации о товарных предложениях бренда Naf Naf можно посетив сайт официального представителя. Все изображения и фотоматериалы представлены сайтом: hoolly.ru». Представлена распечатка с сайта с указанной выше информацией по состоянию на 21.12.2020. При этом указывается на факт отсутствия в рекламе сведений о продавце интернет-магазина, реализующем товары удаленно (дистанционным способом), что не позволяет потребителю предъявить ему претензию.
Приведенные выше обстоятельства указывают на наличие в рекламе «Стильные новинки от модного бренда Naf Naf» признаков нарушения ст.8 Федерального закона от 13.03.2006 N 38-ФЗ "О рекламе" (далее – Закон о рекламе).
Посещением сайта https://bloknot-volgodonsk.ru 13.08.2021 установлено, что указанная выше реклама «Стильные новинки от модного бренда Naf Naf» продолжает размещаться на данном сайте (сделан скриншот).
- Публикация рекламного характера о компьютерной игре «World of Tanks», в которой помимо сведений о самой игре присутствует информация об акции, связанной с выдачей участникам игры различных призов (подарков), в частности: «Россияне выбирают WOT. World of Tanks относится к самым популярным экшенам, геймплей которого посвящен танковым боям. По статистике в этой игре зарегистрировано более 160 млн. человек со всего мира разного возраста. Из них львиная доля геймеров, около 45 млн., находится в России. А их аккаунты активированы больше 5 лет назад.
В зависимости от количества лет, проведенных в игре, российских комьюнити ожидает целый набор подарков: от кредитов, учебных пособий экипажа, медалей и личных резервов, до уникальных декалей и стилей.
В WOT стартовало также состязание «Полярная охота», которое продлится до 7 декабря. Участникам придется пройти всего десять этапов, а каждое испытание будет поделено на два разряда: усердие и мастерство Победителя ждет крупный презент - советский танк премиум класса VIII уровня Объект 274а. Все остальные марафонцы также не останутся без дополнительных наград и приятных подарков».
Представлена распечатка с сайта с указанной выше информацией по состоянию на 12.01.2021. При этом указывается на факт отсутствия в вышеназванной публикации рекламного характера о компьютерной игре сведений о возрастной категории, что не позволяет определить с какого возраста допустимо участвовать в этой игре, что является нарушением с ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе.
Определение от 24.08.2021 направлено в адрес общества.
25.09.2021 в управление поступило объяснение общества, из которых следует:
- Сайт www.hoolly.ruинтернет магазином не является, продажу и доставку товаров не осуществляет, является интернет-площадкой, где собраны компании, перейдя только на официальную страницу которых можно узнать необходимую информацию о товаре, его свойствах, цене и т.д. Текст опубликованной статьи рассказывает об истории бренда одежды Naf Naf, а также указывает только на возможность приобретения товаров брендов, собранных на сайте www.hoolly.ru;
- Статья «Заслуженная награда – WorldofTanks готовит подарки для своих игроков» размещена на сайте без договора, носит некоммерческий характер, информация взята с сайта promocodius.com. При этом объектом рекламирования не является игра WorldofTanks, статья не содержит ссылок на официальный сайт игры. Цель статьи – проинформировать об имеющихся промокодах, в том числе в рамках проводимой акции, на что указывают активные ссылки в статье и информация о предоставленных фотоизображениях с сайта promocodius.com. Promocodius.com. – это онлайн торговая площадка, которая предлагает актуальные купоны, выгодные предложения и скидки для тысяч известных и ведущих ритейлеров. При этом Promocodius.com зарегистрированным средством массовой информации в форме сетевого издания не является. В связи с изложенным проставление знака о возрастной категории тоже не требуется.
Определением от 22.09.2021 рассмотрение дела №061/05/8-1412/2021 отложено.
18.10.2021 комиссией управления в присутствие представителя общества по доверенности ФИО3 рассмотрено дело №061/05/8-1412/2021, в результате чего принято решение о признании ненадлежащей рекламы, распространенной обществом 12.01.2021, а также продолжающую распространение по состоянию на дату рассмотрения дела посредством размещения на сайте https://bloknot-volgodonsk.ru под заголовком «Заслуженная награда – WorldofTanks готовит подарки для своих игроков» без указания категории данной информационной продукции, поскольку в ней нарушены требования части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе.
Обществу также выдано предписание от 18.10.2021 №708/04, которым на общество возложена обязанность в 10-дневный срок со дня получения настоящего предписания прекратить нарушение законодательства о рекламе, а именно: привести рекламу услуг общества в соответствии с требованиями части 10.1 статьи 5 Закона о рекламе путем указания категории информационной продукции, или прекратить распространение указанной рекламы.
Не согласившись с решением от 18.10.2021 по делу №061/05/8-1412/2021, а также предписанием от 18.10.2021 №708/04, общество обратилось в арбитражный суд с настоящим заявлением.
В соответствии с частью 1 статьи 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.
В соответствии с частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации при рассмотрении дел об оспаривании ненормативных правовых актов, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемого акта или его отдельных положений, оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли оспариваемый акт, решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.
В силу частью 2 статьи 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации арбитражный суд, установив, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действия (бездействие) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, принимает решение о признании ненормативного правового акта недействительным, решений и действий (бездействия) незаконными.
Исходя из положений статей 198 - 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации для признания незаконным ненормативного акта, действий органа государственной власти необходимо наличие совокупности двух условий: несоответствия оспариваемого акта, действий закону и нарушение ими прав и законных интересов заявителя по делу.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331 "Об утверждении Положения о Федеральной антимонопольной службе" установлено, что Федеральная антимонопольная служба является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по принятию нормативных правовых актов, контролю и надзору за соблюдением законодательства в сфере рекламы.
В соответствии с частью 1 статьи 33 Закона о рекламе антимонопольный орган осуществляет в пределах своих полномочий государственный контроль за соблюдением законодательства Российской Федерации о рекламе, в том числе: предупреждает, выявляет и пресекает нарушения физическими или юридическими лицами законодательства Российской Федерации о рекламе, а по результатам контроля согласно части 1 статьи 36 этого же Закона в пределах своих полномочий возбуждает и рассматривает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, принимает по результатам рассмотрения таких дел решения и выдает предписания.
В силу частей 2, 9 статьи 36 Закона о рекламе антимонопольный орган по собственной инициативе, представлению прокурора, обращениям органов государственной власти или органов местного самоуправления, а также по заявлениям физических или юридических лиц возбуждает дела по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе; рассмотрение антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, осуществляется в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 24.11.2020 N 1922 утверждены Правила рассмотрения антимонопольным органом дел, возбужденных по признакам нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе" (далее – Правила), согласно подпункту «а» пункту 2 которого дела возбуждаются и рассматриваются по фактам распространения рекламы, содержащей признаки нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе.
Таким образом, на основании пунктов 1, 4, 5.3.1.1, 5.3.2.3, 5.3.10 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2004 N 331, пункта 2 Правил оспариваемое решение принято антимонопольным органом в пределах предоставленных ему полномочий.
Правоотношения в сфере распространения рекламы регулируются Федеральным законом от 13.03.2006 №38-ФЗ «О рекламе» (далее – Закон «О рекламе»), целями которого являются развитие рынков товаров, работ и услуг на основе соблюдения принципов добросовестной конкуренции, обеспечение в Российской Федерации единства экономического пространства, реализация права потребителей на получение добросовестной и достоверной рекламы, предупреждение нарушения законодательства Российской Федерации о рекламе, а также пресечение фактов ненадлежащей рекламы.
Согласно положениям статьи 3 Закона о рекламе ненадлежащей рекламой является реклама, не соответствующая требованиям законодательства Российской Федерации; рекламой является информация, распространенная любым способом, в любой форме и с использованием любых средств, адресованная неопределенному кругу лиц и направленная на привлечение внимания к объекту рекламирования, формирование или поддержание интереса к нему и его продвижение на рынке; объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Общие требования к рекламе установлены статьей 5 Закона о рекламе, в соответствии с частью 10.1 которой не допускается размещение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями Федерального закона N 436-ФЗ, без указания категории данной информационной продукции.
Согласно пункту 2 статьи 2 Федерального закона N 436-ФЗ, под знаком информационной продукции понимается графическое и (или) текстовое обозначение информационной продукции в соответствии с классификацией информационной продукции, предусмотренной частью 3 статьи 6 указанного Федерального закона.
В соответствии с пунктом 5 статьи 2 Федерального закона N 436-ФЗ информационная продукция - это предназначенные для оборота на территории Российской Федерации продукция средств массовой информации, печатная продукция, аудиовизуальная продукция на любых видах носителей, программы для электронных вычислительных машин (программы для ЭВМ) и базы данных, а также информация, распространяемая посредством зрелищных мероприятий, посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе сети "Интернет", и сетей подвижной радиотелефонной связи.
В соответствии со ст. 1261 Гражданского Кодекса Российской Федерации, программой для ЭВМ является представленная в объективной форме совокупность данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ и других компьютерных устройств в целях получения определенного результата, включая подготовительные материалы, полученные в ходе разработки программы для ЭВМ, и порождаемые ею аудиовизуальные отображения.
Исходя из сведений, представленных в пункте 1.3 пользовательского соглашения, размещенного на официальном сайте компьютерной игры «world of tanks» по адресу http://worldoftanks.ru/ru/content/docs/user_agreement/, игрой является одна из следующих
интерактивных компьютерных онлайн-игр: world of tanks, world of warplanes, world of warships, world of tanks на xbox 360 и xbox one, world of tanks generals или world of tanks blitz, являющаяся программой для ЭВМ и включающая в себя игровые ресурсы, дополнения и обновления к игре (патчи), а также базы данных.
Таким образом, компьютерная игра «World of Tanks» подпадает под понятие информационной продукции, установленное п. 5 ст. 2 ФЗ «О защите детей от информации».
Довод общества об отсутствии рекламного характера у размещенной статьи «Заслуженная награда – WorldofTanks готовит подарки для своих игроков» судом отклоняется ввиду следующего.
Согласно п. 2 ст. 3 ФЗ «О рекламе» объект рекламирования - товар, средства индивидуализации юридического лица и (или) товара, изготовитель или продавец товара, результаты интеллектуальной деятельности либо мероприятие (в том числе спортивное соревнование, концерт, конкурс, фестиваль, основанные на риске игры, пари), на привлечение внимания к которым направлена реклама.
Согласно п. 2 Постановления Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58 «О некоторых вопросах практики применения арбитражными судами Федерального закона «О рекламе» (далее - Постановление Пленума ВАС РФ от 08.10.2012 N 58) размещение отдельных сведений, очевидно вызывающих у потребителя ассоциацию с определенным товаром, имеющее своей целью привлечение внимания к объекту рекламирования, должно рассматриваться как реклама этого товара, поскольку в названных случаях для привлечения внимания и поддержания интереса к товару достаточно изображения части сведений о товаре (в том числе товарного знака).
Перечисление технических средств, используемых в игре, сопровождаемое их характеристикой, а именно: легкий танк VI уровня М24Е2 Super Chaffee, танки Т-50-2 и Super Hellcat, советский танк премиум класса VIII уровня Объект 274а; бонусных условий участия в игре, а именно: определенное количество дней танкового премиум-аккаунта и пятикратные бонусы к опыту; акций и событий, связанных с игрой, а именно: ежегодная бонусная программа «Заслуженная награда», состязание «Полярная охота», в совокупности с графическим изображением персонажей и техники из игры с числом десять, означающим десятилетие игры World of Tanks вызывает ассоциацию с игрой World of Tanks и призвано продвигать вышеуказанные товары, услуги на рынке; формировать и поддерживать интерес к объекту рекламирования – услугам, рекламируемым обществом.
Таким образом, объектом рекламирования в вышеуказанной рекламе является игра World of Tanks.
Кроме того, приводимый в желобе довод о том, что допускается распространение рекламы без знака возрастной категории посредством информационно-телекоммуникационных сетей, в том числе в интернете, креме сетевых изданий, со ссылкой на сайт PromoCodius (https://promocodius.com/ru), так как данный ресурс не является сетевым изданием, несостоятелен исходя из следующего.
Спорная реклама распространялась на сайте https://bloknot-volgodonsk.ru, являющемся сетевым изданием.
Таким образом, распространение рекламы информационной продукции, подлежащей классификации в соответствии с требованиями ФЗ «О защите детей от информации» на сайте https://bloknot-volgodonsk.ru без указания категории данной информационной продукции нарушает требования ч. 10.1 ст. 5 ФЗ «О рекламе». Указанная позиция находит свое отражение в Постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 18.02.2020 N 06АП-142/2020, Постановлении Второго арбитражного апелляционного суда от 08.10.2019 N 02АП-7523/2019.
Согласно п. 7 ст. 3 Закона о рекламе рекламораспространитель - лицо, осуществляющее распространение рекламы любым способом, в любой форме и с использованием любых средств.
В данном случае рекламораспространителем является ООО «Блокнот Волгодонска».
В силу изложенных обстоятельств, на основании ч. 7 ст. 38 ФЗ Закона о рекламе, ответственность за нарушение требований ч. 10.1 ст. 5 ФЗ Закона о рекламе несет общество, как хозяйствующий субъект, осуществивший фактическое распространение рекламы посредством размещения 12.01.2021 на сайте https://bloknot-volgodonsk.ru.
Управлением также установлено, что общество продолжало распространение вышеуказанной рекламы с нарушением требований ч. 10.1 ст. 5 Закона о рекламе по состоянию на дату рассмотрения дела.
При указанных обстоятельствах суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания решения от 18.10.2021 по делу №061/05/8-1412/2021 незаконным.
Общество также просит признать незаконным предписание о прекращении нарушения законодательства о рекламе от 18.10.2021 №708/04, выданное на основании оспариваемого решения.
Поскольку судом решение от 18.10.2021 по делу №061/05/8-1412/2021 признано законным и обоснованным, в удовлетворении требования заявителя о признании незаконным предписания от 18.10.2021 №708/04 суд также отказывает.
Судебные расходы распределяются по правилам статьи 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и относятся на заявителя в связи с отказом в удовлетворении требований.
Руководствуясь статьями 110, 167-170, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Отказать в удовлетворении требований.
Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения, через суд принявший решение.
Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев с даты вступления решения по делу в законную силу через суд, вынесший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.
Судья Ю.Ю. Андрианова