ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-43573/20 от 13.04.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

Резолютивная часть решения объявлена   13 апреля 2021 г.

Полный текст решения изготовлен            16 апреля 2021 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Штыренко М. Е.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Намалян А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по иску общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Чистый город» (ИНН <***> ОГРН <***>)

к индивидуальному предпринимателю ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>)

о взыскании 47 522,64 руб. задолженности, 3 412,80 руб. пени,

при участии:

от истца: ФИО2, представитель по доверенности от 11.01.2021;

от ответчика: ФИО3, представитель по доверенности № 1 от 10.02.2021 года, диплому;

установил:

Общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Чистый город» обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с исковым заявлением к индивидуальному предпринимателю ФИО1 о взыскании 47 522,64 руб. задолженности за период с 01.01.2020 по 30.06.2020 по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами № 0109/01675 от 26.09.2019 года, пени за период с 11.02.2020 по 02.12.2020 в сумме 3 412,80 руб.

Определением суда от 29.12.2020 дело назначено к рассмотрению в порядке упрощенного производства без вызова сторон в соответствии со ст. 228 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее ‑ АПК РФ).

В процессе рассмотрения дела в порядке упрощенного производства ответчиком был представлен отзыв на исковое заявление, в котором он возражает против удовлетворения иска, указывает, что между ним и истцом договор не заключался, задолженность истцом рассчитана неверно, услуги по вывозу твердых коммунальных отходов не могли быть выполнены, так как не было определено место сбора твердых коммунальных отходов.

В связи с необходимостью дополнительного исследования доводов ответчика, суд пришел к выводу о необходимости рассмотрения дела по общим правилам искового производства, о чем вынес определение от 24.02.2021 года.

Представитель истца в судебном заседании, в порядке ст. 49 АПК РФ, заявил ходатайство об увеличении исковых требований. Просил взыскать с ответчика задолженность в сумме 47 522,64 руб. по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами № 0109/01675 от 26.09.2019 года за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, пени за период с 11.02.2020 по 13.04.2020 в сумме 3 610,81 руб.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения уточненных исковых требований возражал по доводам, изложенным в отзыве.

Дело рассматривается по правилам главы 19 АПК РФ.

Изучив материалы дела, суд установил следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, индивидуальный предприниматель  ФИО1 осуществляет деятельность в помещении магазина «Уютный дом» площадью 144 кв.м, расположенном по адресу: <...>.

В связи с указанным 19.09.2019 предприниматель подал в ООО "ГК "Чистый город" заявку на заключение договора оказания услуг по обращению с ТКО от объекта нежилое помещение МКД, расположенного по адресу: <...>.

Между обществом с ограниченной ответственностью "Группа компаний «Чистый город» (региональный оператор) и индивидуальным предпринимателем ФИО1  (потребитель) заключен договор № 0109/01675 от 26.09.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами (далее - договор), в соответствии с условиями которого Региональный оператор обязуется принимать твердые коммунальные отходы в объеме и в месте, которые определены в договоре, и обеспечивать их транспортирование, обработку, обезвреживание, захоронение в соответствии с законодательством Российской Федерации, а потребитель обязуется оплачивать услуги регионального оператора по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора.

Согласно п. 7 договора под расчетным периодом по настоящему договору понимается один календарный месяц. Оплата оказанных услуг осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора (на 2019 год - 446,84 руб. за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%, в период с 01.08.2019 по 31.12.2019 года – 428,09 руб. за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%)

Согласно п. 8 договора потребитель оплачивает услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами до 10-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором была оказана услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами. Датой оплаты считается дата поступления денежных средств на расчетный счет регионального оператора.

Указанный договор по своей правовой природе является договором оказания услуг, отношения по которому регулируются нормами, содержащимися в части первой Гражданского кодекса Российской Федерации, а также подлежат специальному регулированию нормами главы 39 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Во исполнение данного договора истцом в период с 01.01.2020 по 30.06.2020 года оказаны ответчику услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами. По факту оказанных услуг составлены универсальные передаточные документы: от 31.01.2020 года на сумму 7 920,44 рубля, от 29.02.2020 года на сумму 7 920,44 рубля, от 31.03.2020 года на сумму 7 920,44 рубля, от 30.04.2020 на сумму 7 920,44 рубля, от 31.05.2020 на сумму 7 920,44 рубля, от 30.06.2020 на сумму 7 920,44 рубля.  всего услуги оказаны на сумму 47 522,64 рубля.

Однако ответчик акты оказания услуг не подписал, оказанные услуги не оплатил.

Ответчик факт заключения указного договора оспаривает, ссылаясь на его неподписание. Указанный довод ответчика судом отклоняется в виду нижеследующего.

Несмотря на то, что договор № 0105/00504 от 25.01.2019 года на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, а также указанные выше универсальные передаточные документы не подписаны ответчиком, суд полагает их надлежащими доказательствами по делу ввиду следующего.

В соответствии с ч. 1 ст. 24.6 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» сбор, транспортирование, обработка, утилизация, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов на территории субъекта Российской Федерации обеспечиваются одним или несколькими региональными операторами в соответствии с региональной программой в области обращения с отходами и территориальной схемой обращения с отходами.

В соответствии с Соглашением об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами в зоне деятельности Мясниковского МЭОКа от 29 марта 2018 года, заключенного с Министерством жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области по итогам конкурсного отбора, общество с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Чистый Город» является Региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Мясниковского МЭОКа Ростовской области, приступившим к работе 1 января 2019 года.

В силу пункта 4 статьи 24.7 Федерального закона от 24.06.1998 года № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» собственники твердых коммунальных отходов обязаны заключить договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором, в зоне деятельности которого образуются твердые коммунальные отходы и находятся места их накопления.

Типовая форма договора утверждена Постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 N 1156 «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641» (вместе с «Правилами обращения с твердыми коммунальными отходами») (далее - Правила).

Исходя из пункта 8(18) Постановления Правительства Российской Федерации от 12.11.2016 г. № 1156 до дня заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами услуга по обращению с твердыми коммунальными отходами оказывается региональным оператором в соответствии с условиями типового договора и соглашением и подлежит оплате потребителем в соответствии с условиями типового договора по цене, равной утвержденному в установленном порядке единому тарифу на услугу регионального оператора, с последующим перерасчетом в первый со дня заключения указанного договора расчетный период исходя из цены заключенного договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

В разделе 1.1. Правил установлен порядок заключения договора на оказание услуг по обращению с ТКО из которого следует, что основанием для заключения договора является заявка потребителя на заключение такого договора, либо предложение регионального оператора о заключении договора, размещённое на официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет».

После получения заявки Региональный оператор направляет 2 экземпляра проекта Договора в адрес заявителя, который в течение 15 рабочих дней со дня поступления проектов обязан их подписать и направить 1-н экземпляр договора региональному оператору либо направить мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора с приложением к нему предложений о внесении изменений в такой проект в части, не противоречащей законодательству Российской Федерации. В случае если по истечении 15 рабочих дней со дня поступления заявителю от регионального оператора проекта договора заявитель не представил подписанный экземпляр договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами либо мотивированный отказ от подписания указанного проекта договора, договор считается заключенным на условиях типового договора (п. 8(11)-8(12) Правил).

Отказ от заключения договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с региональным оператором возможен только в прямо предусмотренном законом случае - при наличии в собственности юридического лица или на ином законном основании объекта размещения отходов (п.6 ст. 24.7 Закона № 89-ФЗ). Соответственно, по общему правилу у собственников ТКО отсутствуют правовые основания для отказа от заключения договора на оказание коммунальной услуги по обращению с ТКО.

Таким образом, по смыслу вышеуказанных норм, в случае фактического оказании региональным оператором юридическому лицу, либо индивидуальному предпринимателю (собственнику ТКО) коммунальной услуги по обращению с ТКО соответствующий договор на оказание услуг по обращению с ТКО не может считаться не заключенным, такой договор заключается путем совершения конклюдентных действий сторон.

Не заключение договора в письменной форме с региональным оператором не освобождает потребителя от обязанности по внесению платы за обращение с твердыми коммунальными отходами.

Согласно пункту 19 типового договора, стороны согласились производить учет объема твердых коммунальных отходов в соответствии с Правилами коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов, утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 03.06.2016 N 505 "Об утверждении Правил коммерческого учета объема и (или) массы твердых коммунальных отходов" (далее - Правила N 505).

Правилами N 505 установлено, что коммерческий учет ТКО осуществляется расчетным путем, исходя из: нормативов накопления ТКО, выраженных в количественных показателях объема; а также исходя из количества и объема контейнеров для накопления ТКО, установленных в местах накопления ТКО.

В соответствии с п. 2 Правил определения нормативов накопления твердых коммунальных отходов, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 04.04.2016 N 269 нормативы устанавливаются органами исполнительной власти субъекта Российской федерации или органами местного самоуправления поселений или городских округов.

Органом исполнительной власти Ростовской области приняты нормативно-правовые акты об установлении нормативов накопления, а именно, Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 2 от 08.02.2018 г. «Об утверждении нормативов накопления твёрдых коммунальных отходов на территории Ростовской области», Постановление Министерства жилищно-коммунального хозяйства Ростовской области № 3 от 10.04.2018 г. «О внесении изменения в постановление от 08.02.2018 г.№2».

Оплата услуг Регионального оператора осуществляется по цене, определенной в пределах утвержденного в установленном порядке единого тарифа на услугу Регионального оператора. В соответствии с Постановлением Региональной службы по тарифам Ростовской области от 20.12.2018 № 85/122 единый тариф на услугу регионального оператора на 2019 год составляет:

-в период с 01.01.2019 по 31.07.2019 г.: 446 (четыреста сорок шесть) рублей 84 копейки за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%.

-в период с 01.08.2019 по 31.12.2019 г.: 428 (четыреста двадцать восемь) рублей 09 копейки за 1 кубический метр твердых коммунальных отходов с учетом НДС 20%.

Таким образом, стоимость услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, оказываемых Региональным оператором, не является договорной величиной и не может определяться волей сторон, а подлежит государственному регулированию уполномоченными органами.

Как указывает истец, в адрес регионального оператора от индивидуального предпринимателя ФИО1 поступила заявка о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Региональный оператор направил в адрес предпринимателя 2 экземпляра договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами.

Поскольку до настоящего времени договор со стороны ответчика не подписан, он считается заключенным на условиях типового договора, утвержденного Правилами № 1156.

В период с 01.01.2020 по 30.06.2020 года региональный оператор оказал услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами в полном объеме.

Возражений или замечаний по факту оказанных услуг ответчиком не заявлено, в связи с чем, услуги считаются принятыми.

Размер задолженности ответчика перед истцом за спорный период составляет 47 522,64 руб.

Довод заявителя о том, что применяться должен норматив 0,4 м3/год за 1 кв. метр общей площади для супермаркета (пункт 2.7. Постановления N 2 от 08.02.2018), судом отклоняется в виду следующего.

Согласно пункту 42 «ГОСТ Р 51303-2013. Национальный стандарт Российской Федерации. Торговля. Термины и определения», утвержденного Приказом Росстандарта от 28.08.2013 N 582-ст, под супермаркетом понимается магазин с площадью торгового зала от 400 кв. м до 2500 кв. м, в котором осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса преимущественно по методу самообслуживания.

Вместе с тем, объект ответчика, как следует из его заявки, а также договора аренды помещения, составляет 144 кв. м.

Согласно выписке из ЕГРИП основным видом деятельности ответчика является 47.25.12 Торговля розничная пивом в специализированных магазинах, дополнительные виды: торговля розничная табачными изделиями, а также пищевыми товарами и напитками, то есть продовольственными товарами.

Ответчик указывает, что в ГОСТ Р 51303-2013 имеется определение минимаркета, магазина "У дома" (магазина "Продукты"), под которым понимается предприятие розничной торговли с площадью торгового зала от 18 м2 до 400 м2, в котором с использованием методов самообслуживания и/или индивидуального обслуживания через прилавок осуществляют продажу продовольственных и непродовольственных товаров повседневного спроса узкого ассортимента, включающего ограниченное число разновидностей товаров. Примечание - Расположены, как правило, в пешей доступности от мест проживания и/или работы для обеспечения ежедневных потребностей покупателей.

По мнению ответчика, отсутствие в вышеуказанном ГОСТ понятия продовольственных магазинов свидетельствует о несоответствии Постановления N 2 от 08.02.2018 федеральному законодательству.

Однако, постановление N 2 от 08.02.2018 ответчиком в судебном порядке не оспорено, доказательств признания данного постановления незаконным не приведено.

Использование в Постановлении N 2 от 08.02.2018 понятия продовольственного магазина, а не магазина "Продукты" о незаконности постановления не свидетельствует.

Таким образом, поскольку объект ответчика супермаркетом не является, истец обоснованно при расчете стоимости услуг исходил из норматива для продовольственного магазина.

Указанные выводы соответствуют выводам суда, изложенные в решении суда от 18.01.2021  по делу А53-23323/2020, по аналогичному спору между теми же лицами.

В соответствии со статьей 779 Гражданского кодекса Российской Федерации по договору возмездного оказания услуг исполнитель обязуется по заданию заказчика оказать услуги (совершить определенные действия или осуществить определенную деятельность), а заказчик обязуется оплатить эти услуги.

Статьей 781 Гражданского кодекса Российской Федерации установлено, что заказчик обязан оплатить оказанные ему услуги в сроки и в порядке, которые указаны в договоре возмездного оказания услуг.

Статья 309 Гражданского кодекса Российской Федерации устанавливает, что обязательства должны исполняться надлежащим образом, в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями делового обороты или иными обычно предъявляемыми требованиями.

В статье 310 Гражданского кодекса Российской Федерации установлена недопустимость одностороннего отказа от исполнения обязательства.

Принимая во внимание изложенные нормы права, учитывая, что ответчиком не представлено доказательств оплаты стоимости оказанных ему истцом услуг на сумму в размере 47 522,64 руб. либо прекращения указанной обязанности иным предусмотренным законом способом, требования истца о взыскании с ответчика указанной суммы задолженности законны и обоснованы и подлежат удовлетворению в полном объеме.

Истцом также заявлено требование о взыскании пени в сумме 3 412,80 руб. за период с 11.02.2020 по 02.12.2020 года.

В соответствии с положениями статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, неустойка является одним из способов защиты нарушенного права.

Согласно статье 330 Гражданского кодекса Российской Федерации неустойкой признается определенная законом или договором денежная сумма, которую должник обязан уплатить кредитору в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения обязательства, в частности в случае просрочки исполнения.

В соответствии с п. 30 договора, в случае неисполнения либо ненадлежащего исполнения исполнителем обязательств по оплате настоящего договора региональный оператор вправе потребовать платы неустойки в размере 1/130 ключевой ставки Центрального банка Российской Федерации, установленной на день предъявления соответствующего требования, от суммы задолженности за каждый день просрочки.

Расчет неустойки проверен судом и признан верным. Ответчиком расчет арифметически не оспорен, контррасчет не представлен.

Ходатайство о снижении неустойки ответчиком не заявлено, признаков явной несоразмерности неустойки последствиям неисполнения спорных обязательств судом не установлено.

На основании изложенного, с ответчика в пользу истца надлежит взыскать пени в размере 3 412,80 руб. за период с 11.02.2020 по 02.12.2020 года.

Судебные расходы по исковому заявлению распределяются в соответствии со ст. 110 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Платежными поручениями № 1516 от 29.07.2020 года на сумму 1 000 руб., № 2774 от 16.12.2020 года на сумму 1 037 руб. истец уплатил государственную пошлину в общей сумме 2 037 руб.

С учетом уточненного размера исковых требований, государственная пошлина по иску составила 2 045 руб. Расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 037 руб. подлежат взысканию с ответчика в пользу истца.

Государственная пошлина в сумме 8 руб. подлежит взысканию с ответчика в доход федерального бюджета.

            Руководствуясь статьями 49, 110, 167-170, 176 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

Ходатайство об увеличении исковых требований принять.

Рассматривать требования о взыскании с индивидуального предпринимателя ФИО1 задолженности в сумме 47 522,64 руб. по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами № 0109/01675 от 26.09.2019 года за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, пени за период с 11.02.2020 по 13.04.2020 в сумме 3 610,81 руб.

Исковые требования удовлетворить.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в пользу общества с ограниченной ответственностью «Группа компаний «Чистый город» (ИНН <***> ОГРН <***>) задолженность в сумме 47 522,64 руб. по договору оказания услуг по обращению с твердыми коммунальными расходами № 0109/01675 от 26.09.2019 года за период с 01.01.2020 по 30.06.2020, пени за период с 11.02.2020 по 13.04.2020 в сумме                      3 610,81 руб., расходы по оплате государственной пошлины в сумме 2 037 рублей.

Взыскать с индивидуального предпринимателя ФИО1 (ИНН <***>, ОГРНИП <***>) в доход федерального бюджета 8 рублей государственной пошлины.

Решение суда по настоящему делу вступает в законную силу по истечении месячного срока со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение месяца с даты принятия решения через суд, принявший решение.

Решение суда по настоящему делу может быть обжаловано в кассационном порядке в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в течение двух месяцев со дня вступления в законную силу решения через суд, принявший решение, при условии, что оно было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

            Судья                                                                                               М.Е. Штыренко