АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
344 002 г. Ростов-на-Дону, ул. Станиславского, 8 «а»
http://www.rostov.arbitr.ru; е-mail: info@rostov.arbitr.ru
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
г. Ростов-на-Дону
Резолютивная часть решения объявлена 16 апреля 2015 г.
Полный текст решения изготовлен 24 апреля 2015 г.
Арбитражный суд Ростовской области в составе судьи Бондарчук Е.В.,
при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Коба Е.А.
рассмотрев в судебном заседании материалы дела по заявлению индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***> ОГРНИП <***>
к Ростовской таможне
о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2015 № 10313000-79/2015
при участии:
от заявителя: представитель ФИО2, доверенность от20.02.2015;
от заинтересованного лица: представитель ФИО3, жоверенность от 12.09.2014 № 02-32/0813
установил: индивидуальный предприниматель ФИО1 (далее – заявитель, предприниматель) обратилась в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Ростовской таможне (далее – заинтересованное лицо) о признании незаконным и отмене постановления от 18.02.2015 № 10313000-79/2015.
Представитель заявителя в судебное заседание явился, требования поддержал, настаивал на их удовлетворении, ходатайствовал о приобщении к материалам дела возражений на отзыв и дополнительных доказательств по делу.
Ходатайство судом рассмотрено и удовлетворено.
Также представителем заявителя заявлено ходатайство об уточнении заявленных требований, в соответствии с которыми просил суд: «Признать незаконным и изменить Постановление Ростовской таможни от 18 февраля 2015 года по делу об административном правонарушении № 10313000-79/2015 в отношении ИП ФИО1, уменьшив размер административного штрафа».
Суд принял в порядке статьи 49 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации уточненные требования.
Представитель заинтересованного лица в судебное заседание явился, требования отклонил по основаниям их необходимости.
Поступившие в распоряжение суда документы приобщены к материалам дела.
В порядке статьи 163 Арбитражного процессуального кодекса РФ в судебном заседании состоявшемся 14.04.2015 объявлен перерыв до 16.04.2015 до 14 час.30 мин., в обоснование чего судом было принято протокольное определение, что получило отражение в протоколе судебного заседания. После перерыва судебное заседание в установленное время продолжено, с участием тех же представителей.
Судом произведена замена секретаря судебного заседания Гончаровой на помощника судьи Коба Е.А.
Информация о времени и месте продолжения судебного заседания после перерыва была размещена на официальном сайте Арбитражного суда Ростовской области в сети Интернет: http://rostov.arbitr.ru
Исследовав материалы дела, заслушав объяснения представителей сторон, суд установил следующее.
25.10.2014 года в 06 час. 55 мин. в ходе таможенного контроля пассажиров международного авиарейса № 5355 «Стамбул - Ростов-на-Дону» было установлено, что прибывшая указанным авиарейсом гражданка России ФИО1, зарегистрированная в качестве индивидуального предпринимателя переместила через таможенную границу Таможенного союза по «зеленому» коридору зоны таможенного контроля, расположенной в зале прилета международного сектора аэропорта г. Ростова-на-Дону, в своем сопровождаемом багаже (сумка черного цвета) товары: женская и подростковая одежда в количестве 42 шт. (АТД № 10313090/251014/000142). Таможенную декларацию ИП ФИО1 таможенному органу не представила.
25.10.2014 г. в отношении ИП ФИО1 возбуждено дело об административном правонарушении N 10313000-79/2015 по ч. 1 ст. 16.3 КоАП России.
По результатам административного расследования 05.02.2015 года должностным лицом таможни в отсутствии предпринимателя составлен протокол об административном правонарушении.
По итогам рассмотрения материалов дела об административном правонарушении 18.02.2015 года должностное лицо таможенного органа, в присутствии предпринимателя надлежащим образом уведомленного, вынесло постановление по делу об административном правонарушении N 10313000-79/2015, которым предприниматель привлечен к административной ответственности по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ в виде штрафа в размере 101 000 руб.
Предприниматель, не согласившись с указанным постановлением, обратилась в арбитражный суд с настоящим заявлением.
Часть 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена ответственность за несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
Объективной стороной правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является несоблюдение установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственном регулировании внешнеторговой деятельности и не носящих экономического характера запретов и (или) ограничений на ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации и (или) вывоз товаров с таможенной территории Российской Федерации, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 16.2 названного Кодекса.
В соответствии со статьей 179 Таможенного кодекса Таможенного союза товары подлежат таможенному декларированию при помещении под таможенную процедуру либо в иных случаях, установленных в соответствии с Таможенным кодексом Таможенного Союза. Таможенное декларирование товаров производится декларантом либо таможенным представителем, действующим от имени и по поручению декларанта.
Как установлено частью 2 статьи 181 Таможенного кодекса Таможенного союза, в декларации на товары указываются следующие основные сведения, в том числе в кодированном виде: сведения о товарах: наименование; описание; классификационный код товаров по Товарной номенклатуре внешнеэкономической деятельности; наименование страны происхождения; наименование страны отправления (назначения); описание упаковок (количество, вид, маркировка и порядковые номера); количество в килограммах (вес брутто и вес нетто) и в других единицах измерения; таможенная стоимость; статистическая стоимость.
Согласно статье 188 Таможенного кодекса Таможенного союза при таможенном декларировании товаров и совершении иных таможенных операций, необходимых для помещения товаров под таможенную процедуру декларант обязан произвести таможенное декларирование товаров, представить в таможенный орган документы, на основании которых заполнена таможенная декларация, если иное не установлено таможенным законодательством таможенного союза.
В силу пункта 5 статьи 65, статьи 189 Таможенного кодекса Таможенного союза декларант несет ответственность за заявление недостоверных сведений, указанных в таможенной декларации, и неисполнение обязанностей, предусмотренных статьей 188 Таможенного кодекса Таможенного союза, в соответствии с законодательством государств - участников Таможенного Союза.
В соответствии с пунктом 7 статьи 190 Таможенного кодекса Таможенного союза с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.
Как следует из материалов дела, 25.10.2014 года в 06 час. 55 мин. в ходе таможенного контроля пассажиров международного авиарейса № 5355 «Стамбул - Ростов-на-Дону» было установлено, что прибывшая указанным авиарейсом гр-ка России ФИО1, переместила через таможенную границу Таможенного союза по «зеленому» коридору зоны таможенного контроля, расположенной в зале прилета международного сектора аэропорта г. Ростова-на-Дону, в своем сопровождаемом багаже (сумка черного црета) товары: женская и подростковая одежда в количестве 42 шт. ассортимент (блузки, леггинсы, юбки, туники, свитера, брюки, кардиганы в ассортименте), а также размерный ряд перемещенных через таможенную границу Таможенного союза ИП ФИО1 товаров (от «М» до «XXL», от «42» до «48», от «8» до «16»), что подтверждается АТД № РОЗ 13090/251014/000142. Таможенную декларацию ИП ФИО1 таможенному органу не представила.
03.12.2014 года, с целью установления наличия либо отсутствия в действиях ИП ФИО1 признаков состава административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, в отдел товарной номенклатуры и происхождения товаров и отдел торговых ограничений и экспортного контроля (далее - ОТО и ЭК) Ростовской таможни был направлен запрос с просьбой сообщить о наличии запретов и (или) ограничений в отношении товаров, перемещенных 25.10.2014 года ИП ФИО1 через таможенную границу Таможенного союза.
Согласно служебной записке ОТО и ЭК Ростовской таможни товары, перемещенные 25.10.2014 года через таможенную границу Таможенного союза ИП ФИО4, а именно «одежда женская, мужская» подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 876 от 09.12.2011 года), а «одежда для мальчиков» подпадают под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 797 от 23.09.2011 года). В соответствии с Положением о порядке ввоза на таможенную территорию Таможенного союза продукции (товаров), в отношении которой устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза (утвержден Решением Коллегии Евразийской экономической комиссии № 294 от 25.12.2012 года), к продукции (товарам), ввозимой (ввезенной) на таможенную территорию Таможенного союза, в отношении которой при ее таможенном декларировании одновременно с таможенной декларацией таможенным органам подлежат представлению документы, удостоверяющие соответствие такой продукции (товаров) обязательным требованиям, или сведения о таких документах, относится продукция (товары), которая:
а) включена в Единый перечень продукции, в отношении которой
устанавливаются обязательные требования в рамках Таможенного союза
(утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 526 от 28.01.2011 года «О
Едином перечне продукции, в отношении которой устанавливаются обязательные
требования в рамках Таможенного союза», и в отношении которой
законодательством государств - членов Таможенного союза (далее - государства-
члены) установлены обязательные требования;
б) включена в Единый перечень продукции, подлежащей обязательной оценке
(подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых
документов (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 620 от
07.04.2011 года «О новой редакции Единого перечня продукции, подлежащей
обязательной оценке (подтверждению) соответствия в рамках Таможенного союза с выдачей единых документов, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза № 319 от 18.06.2010 года»;
в) включена в перечни продукции, в отношении которой подача таможенной декларации сопровождается представлением документа об оценке (подтверждении) соответствия требованиям технических регламентов Таможенного союза.
Таким образом, принимая во внимание Письмо ФТС России № 18-12/24825 от 11.06.2013 года «О квалификации административных правонарушений по ст. 16.3 КоАП РФ», Ростовской таможней сделан вывод о том, что действия лица, въезжающего на таможенную территорию Таможенного союза через пассажирский пункт пропуска, предназначенный для совершения таможенных операции в отношении товаров для личного пользования, и перемещающего коммерческую партию товаров без их таможенного декларирования, согласно пп. 19 п. 1 ст. 4 ТК ТС, свидетельствуют о незаконном перемещении товаров через таможенную границу Таможенного союза, то есть данные действия лица должны рассматриваться как уклонение от стадии таможенного декларирования и, следовательно, от обязанности по предоставлению в таможенный орган соответствующих разрешительных документов.
Согласно пп. 3 п. 1 ст. 4 ТК ТС под ввозом товаров на таможенную территорию Таможенного союза понимается совершение действий, связанных с пересечением таможенной границы, в результате которых товары прибывают на таможенную территорию Таможенного союза любым способом, включая пересылку в международных почтовых отправлениях, использование трубопроводного транспорта и линий электропередачи, до их выпуска таможенными органами.
В соответствии с п. 2 ст. 150 ТК ТС, товары перемещаются через таможенную границу в порядке, установленном таможенным законодательством Таможенного союза.
Перемещение товаров через таможенную границу осуществляется с соблюдением запретов и ограничений, если иное не установлено Таможенным кодексом ТС, международными договорами государств - членов Таможенного союза, решениями Комиссии Таможенного союза и нормативными правовыми актами государств - членов Таможенного союза, изданными в соответствии с международными договорами государств - членов Таможенного союза, которыми установлены такие запреты и ограничения (пункт 1 ст. 152 ТК ТС)
Согласно Федеральной базе данных «Получение открытых и общедоступных сведений, содержащихся в ФБД ЕГРЮЛ И ЕГРИП с использованием сети интернет» Межрегиональной Инспекции ФНС по централизованной обработке данных гражданка РФ ФИО1 зарегистрирована в качестве индивидуального предпринимателя (ОГРНИП <***>, ИНН <***>) и по состоянию на 27.01.2015 года имеет статус «действующее».
По результатам проведенных проверочных мероприятий, анализа документов, хранящихся в вышеуказанном деле об АП, и изучения собранных материалов в действиях ИП ФИО1 сотрудниками таможни установлены признаки состава административного правонарушения, выразившегося в несоблюдении установленного ограничения на ввоз товаров на таможенную территорию Таможенного союза или в Российскую Федерацию, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ, в связи с чем 27.01.2015 года по данному факту должностным лицом Ростовской таможни вынесено определение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования № 10313000-79/2015 в отношении ИП ФИО1 по ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
ИП ФИО1 при опросе пояснила, что занимается предпринимательской деятельностью с 1999 года. 25.10.2014 она прибыла авиарейсом № 5355 «Стамбул - Ростов-на-Дону» и ввезла на таможенную территорию Таможенного союза одежду в количестве 42 шт. В отношении нее было возбуждено дело об административном правонарушении по ч.1 ст. 16.2 КоАП РФ, в связи с тем, что она не задекларировала ввезенный ею товар.
В соответствии с постановлением Ростовской таможни от 04.12.2014 она была привлечена к ответственности и ей назначено наказание в виде административного штрафа. Данное постановление ею не обжаловалось и вступило в законную силу 20.12.2014. Таможенные правила Таможенного союза ей не известны. Никаких документов на ввезенный ею товар она не заполняла и таможенному органу не подавала. С информацией на стендах в зале прилета и вылета международного сектора аэропорта г. Ростова-на-Дону, а также в электронном информационном терминале она не ознакомилась, поскольку не обратила внимания. Никаких мер к тому, чтобы ознакомиться с таможенными правилами она не предпринимала, в таможенный орган за разъяснением не обращалась. О том, что ввезенная ею одежда подпадает под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 876 от 09.12.2011 года), Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 797 от 23.09.2011 года), она не знала и в органы сертификации за выдачей необходимых документов не обращалась.
Так, суд приходит к выводу, что ИП ФИО1, переместив без декларирования в своем сопровождаемом багаже через таможенную границу Таможенного союза предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности товары - женскую и подростковую одежду в ассортименте, в общем количестве 42 штуки, подпадающие под действие Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции легкой промышленности» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 876 от 09.12.2011 года) и Технического регламента Таможенного союза «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков» (утвержден Решением Комиссии Таможенного союза № 797 от 23.09.2011 года), не представила в таможенный орган необходимые соответствующие разрешительные документы. Тем самым ею были нарушены ст. ст. 150, 152, 183 ТК ТС, что образует объективную сторону правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч. 1 ст. 16.3 КоАП РФ.
Согласно части 1 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Вступая в таможенные правоотношения, лицо должно не только знать о существовании обязанностей, отдельно установленных для каждого вида правоотношений, но и обеспечить их выполнение, то есть соблюсти ту степень заботливости и осмотрительности, которая необходима для строгого соблюдения требований закона.
При этом, в силу статьи 2 Гражданского кодекса Российской Федерации предпринимательская деятельность осуществляется на свой риск, то при вступлении в гражданские правоотношения субъекты должны проявлять разумную осмотрительность, так как последствия выбора недобросовестного контрагента ложатся на этих субъектов.
Таким образом, материалами дела подтверждается наличие в действиях (бездействиях) предпринимателя признаков состава административного правонарушения, ответственность за совершение которого установлена ч. 1 ст. 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Согласно статье 1.6 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях одним из условий законности применения мер административного принуждения является соблюдение административным органом установленного законом порядка привлечения лица к административной ответственности.
Нарушений прав и законных интересов предпринимателя при производстве по делу об административном правонарушении не допущено, производство по делу велось в соответствии с Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Надлежащее уведомление о времени и месте составления протокола и рассмотрении дела об административном правонарушении предпринимателем не оспаривается.
При рассмотрении дела об административном правонарушении установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях срок административным органом не нарушен.
Таким образом, порядок привлечения к административной ответственности соблюден.
Заявителем поставлен вопрос в снижении размера штрафа в связи с тяжелым материальным положением, поскольку имеется целевой кредит и обязательства по его погашению; минимальный доход от предпринимательской деятельности, позволяющий осуществлять оплату кредита, а также наличие двоих детей на иждивении, смерть мужа и одновременно потерю кормильца в семье.
Федеральным законом от 31.12.2014 N 515-ФЗ "О внесении изменений в статью 4.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" реализовано Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 25.02.2014 N 4-П, предусматривающее возможность назначения административного штрафа ниже низшего предела, установленного санкциями соответствующих норм КоАП РФ.
Так, в частности статья 4.1 КоАП РФ дополнена частями 3.2 и 3.3 следующего содержания: "При наличии исключительных обстоятельств, связанных с характером совершенного административного правонарушения и его последствиями, имущественным и финансовым положением привлекаемого к административной ответственности юридического лица, судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дела об административных правонарушениях либо жалобы, протесты на постановления и (или) решения по делам об административных правонарушениях, могут назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса, в случае, если минимальный размер административного штрафа для юридических лиц составляет не менее ста тысяч рублей.
При назначении административного наказания в соответствии с частью 3.2 настоящей статьи размер административного штрафа не может составлять менее половины минимального размера административного штрафа, предусмотренного для юридических лиц соответствующей статьей или частью статьи раздела II настоящего Кодекса".
Решение вопроса о снижении минимального штрафа ниже низшего предела отнесено к усмотрению суда, который в каждом конкретном случае дает оценку доводам лиц, участвующих в деле, представленным в обоснование доказательствам. При этом по общему правилу в соответствии со статьей 71 АПК РФ суд действует по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании доказательств.
При определении предпринимателю меры наказания, адекватной степени тяжести и характеру совершенного им правонарушения, судом принимается во внимание факт совершения правонарушения впервые; действия предпринимателя не носили характер намеренного, не содержали умысла на совершение названного правонарушения, в связи с чем снижает его до 50 500 руб., и признает незаконным и отменяет постановление Ростовской таможни в части наложения штрафа, превышающей данный размер (50 500 руб.).
В соответствии с частью 4 статьи 208 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации заявление об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности государственной пошлиной не облагается.
Руководствуясь статьями 167-170 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Признать незаконным Постановление Ростовской таможни от 18.02.2015 по делу об административном правонарушении № 10313000-79/2015 принятое в отношении индивидуального предпринимателя ФИО1 ИНН <***> ОГРНИП <***> о привлечении ее к административной ответственности по части 1 статьи 16.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях и уменьшить сумму административного штрафа до 50 500 руб.
Решение по настоящему делу вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия, если не подана апелляционная жалоба. В случае подачи апелляционной жалобы решение, если оно не отменено и не изменено, вступает в законную силу со дня принятия постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в течение десяти дней с даты принятия решения через суд, принявший решение.
Судья Е.В. Бондарчук