ГРАЖДАНСКОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО
ЗАКОНЫ КОММЕНТАРИИ СУДЕБНАЯ ПРАКТИКА
Гражданский кодекс часть 1
Гражданский кодекс часть 2

Решение № А53-4566/21 от 02.06.2021 АС Ростовской области

АРБИТРАЖНЫЙ СУД РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Именем Российской Федерации

Р Е Ш Е Н И Е

г. Ростов-на-Дону

09 июня 2021 г. Дело № А53-4566/21

Резолютивная часть решения объявлена 02 июня 2021 г.

Полный текст решения изготовлен 09 июня 2021 г.

Арбитражный суд Ростовской области в составе: судьи Парамоновой А.В.

при ведении протокола судебного заседания секретарем судебного заседания Бедило Д.А.

рассмотрев в открытом судебном заседании дело по заявлению общества с ограниченной ответственностью «Смарт-Продукт» (ОГРН 1166196061723, ИНН 6165199340)

к Южной электронной таможне

о признании незаконными действий,

при участии:

от заявителя: адвокат Гончаров К.В. дов. от 17.02.2021 года;

от таможенного органа: представители Лосникова А.В. дов. от 13.01.2021 года, Волкова И.А. дов. от 07.04.2021 года;

установил: общество с ограниченной ответственностью «Смарт-Продукт» (далее - Общество) обратилось в Арбитражный суд Ростовской области с заявлением к Южной электронной таможне о признании незаконными действий выразившихся в принятии решения об отказе в отзыве таможенной декларации № 10323010/180121/0005577 от 18.01.2021 года и обязании Южную электронную таможню принять решеие о разрешении отзыва таможенной декларации № 10323010/180121/0005577 от 18.01.2021 года.

В судебном заседании заявитель поддержал заявленные требования в полном объеме, считает, что решение Южной электронной таможни является незаконным, поскольку обществом заявление об отзыве декларации было подано в том же день и на момент его отзыва у таможенного органа не имелось информации о совершении правонарушения и не назначены мероприятия, предусмотренные статьей 113 ТК ЕАЭС.

Представители Южной электронной таможни возражали против удовлетворения заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве и дополнении, указав, что на момент подачи декларации, таможней был установлен профиль риск и факт совершение правонарушения, поскольку нарушены запреты и ограничения для определенной категории товаров на их вывоз с территории Евразийского экономического союза.

В судебном заседании 27.05.2021 года, в порядке статьи 163 АПК РФ, был объявлен перерыв до 02.06.2021 года до 16 час. 00 мин. После перерыва судебное заседание объявлено продолженным в назначенное время при участии представителей сторон.

Дело рассматривается по правилам главы 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации.

Выслушав представителей сторон и рассмотрев представленные документальные доказательства, суд установил следующие фактические обстоятельства дела.

ООО «СМАРТ-ПРОДУКТ» во исполнение внешнеторгового контракта от 10 декабря 2020 г. № 1012-СП (далее - Контракт), заключенного с ООО «НАСКА-ТЕХНО» (г. Донецк, Украина), на условиях поставки FCA - Ростов-на-Дону с территории Евразийского экономического союза (далее - ЕАЭС) на Украину заявлены к вывозу и задекларированы на Южном таможенном посту (ЦЭД) ЮЭТ в ДТ № 10323010/180121/0005577 товары №№ 1 - 8.

Декларантом в графе 31 рассматриваемой ДТ в отношении товара № 6 заявлены следующие сведения: «Беспилотные летательные аппараты (квадрокоптеры), с массой пустого снаряженного аппарата не более 1000 кг, с максимальной продолжительностью полета 31 минута, максимальная скорость полета 72 км/ч, не военного назначения: Mavic 2 EnterpriseDual + SmartController. Производитель: SZDJITECHNOLOGYCO., LTD. Товарный знак Mavic, в количестве 3 шт.» (далее - товар № 6), код ТН ВЭД ЕАЭС 8802110002.

18 января 2021 г. в 18:09:13 на Южный таможенный пост (ЦЭД) поступило обращение ООО «Смарт-продукт» об отзыве ДТ№ 10323010/180121/0005577.

18 января 2021 г. в 19:52:02 таможенным органом отказано в отзыве в соответствии с пунктом 7 статьи 113 Таможенного кодекса Евразийского экономического союза (далее - ТК ЕАЭС).

Не согласившись с указанным решение, общество обратилось в Арбитражный суд Ростовской области в порядке главы 24 Арбитражного процессуального кодекса РФ.

При рассмотрении дела суд пришел к выводу, чтотребования заявителя удовлетворению не подлежат по следующим основаниям.

Согласно пункту 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.

Как следует из пункта 8 статьи 111 ТК ЕАЭС с момента регистрации таможенная декларация становится документом, свидетельствующим о фактах, имеющих юридическое значение.

В соответствии с положениями пункта 2 статьи 14 ТК ЕАЭС товары Союза, вывозимые с таможенной территории Союза, находятся под таможенным контролем с момента регистрации таможенной декларации либо совершения действия, непосредственно направленного на осуществление вывоза товаров с таможенной территории Союза.

Должностными лицами таможенных органов в соответствии с пунктом 2 статьи 310 ТК ЕАЭС проводится таможенный контроль в отношении объектов таможенного контроля с применением к ним определенных ТК ЕАЭС форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля.

В соответствии с пунктом 4 статьи 310 ТК ЕАЭС таможенные органы при проведении таможенного контроля исходят из принципа выборочности объектов таможенного контроля, форм таможенного контроля и (или) мер, обеспечивающих проведение таможенного контроля. Формы таможенного контроля и (или) меры, обеспечивающие проведение таможенного контроля, согласно пункту 5 статьи 310 ТК ЕАЭС, могут применяться таможенными органами для обеспечения соблюдения законодательства государства-члена Союза, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы этого государства-члена, если это установлено законодательством государств-членов.

Таможенные органы в соответствии с пунктом 1 статьи 378 ТК ЕАЭС используют систему управления рисками для выбора объектов таможенного контроля и мер по минимизации рисков.

Исходя из пункта 3 статьи 378 ТК ЕАЭС основными целями использования таможенными органами системы управления рисками являются:

обеспечение эффективности таможенного контроля;

сосредоточение внимания на областях риска с высоким уровнем и обеспечение эффективного использования ресурсов таможенных органов;

создание условий для ускорения и упрощения перемещения через таможенную границу Союза товаров, по которым не выявлена необходимость применения мер по минимизации рисков.

Профиль риска с учетом положений статьи 376 ТК ЕАЭС представляет собой документ, содержащий сведения об области риска, индикаторах риска и о мерах по минимизации рисков.

В соответствии со статьей 377 ТК ЕАЭС информация, содержащаяся в профилях и индикаторах рисков, является конфиденциальной и не подлежит разглашению, за исключением случаев, устанавливаемых законодательством государств-членов Союза.

Профиль риска формируется в случае выявления по результатам анализа и оценки риска высокого уровня риска нарушения права Союза и законодательства Российской Федерации.

То есть, информация об определённых критериях (признаках), выявленных при срабатывании конкретного профиля риска, отображается в виде индикатора профиля риска и является конфиденциальной информацией, предназначенной для использования таможенными органами.

Как следует из пункта 1 статьи 7 ТК ЕАЭС товары перемещаются через таможенную границу Союза и (или) помещаются под таможенные процедуры с соблюдением запретов и ограничений.

В соответствии с подпунктом 10 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС запреты и ограничения применяемые в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Союза, меры нетарифного регулирования, в том числе вводимые в одностороннем порядке в соответствии с Договором о Союзе, меры технического регулирования, санитарные, ветеринарно-санитарные и карантинные фитосанитарные меры, меры экспортного контроля, в том числе меры в отношении продукции военного назначения, и радиационные требования, установленные в соответствии с Договором о Союзе и (или) законодательством государств-членов.

Исходя из пункта 1 статьи 106 ТК ЕАЭС, в декларации на товары подлежат указанию, в том числе сведения о соблюдении запретов и ограничений в соответствии со статьей 7 настоящего Кодекса.

К документам, подтверждающим сведения, заявленные в таможенной декларации, относятся, в том числе документы, подтверждающие соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка (пункт 1 статьи 108 ТК ЕАЭС).

Необходимо отметить, что в силу положений статьи 84 ТК ЕАЭС на декларанте лежит обязанность представить таможенному органу документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации. Декларант также несет ответственность в соответствии с законодательством государств-членов за неисполнение обязанностей, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи, за заявление в таможенной декларации недостоверных сведений.

В графе 44 ДТ № 10323010/180121/0005577 товара № 6 ООО «СМАРТ-ПРОДУКТ» под кодом вида документа 01154 декларантом указаны сведения об идентификационном заключении от 14 января 2021 г. № 0004-21/6165185570.

Приложением № 8 Решения Комиссии Таможенного союза от 20.09.2010 № 378 «О классификаторах, используемых для заполнения таможенных документов» установлены коды документов, подтверждающих соблюдение запретов и ограничений, мер защиты внутреннего рынка под кодом 01154 определено заключение (идентификационное), выдаваемое в соответствии с законодательством в области экспортного контроля государств членов Евразийского экономического союза, о непринадлежности товаров к товарам, включенным в единые списки контролируемых товаров и технологий.

18 января 2021 г. в 16:34:04 на этапе авторегистрации таможенным органом автоматически направлен запрос о предоставлении заключения о неотнесении к экспортному контролю товарам № 0004-21/6165185570 от 14.01.2021.

Согласно идентификационному заключению от 14 января 2021 г. № 0004-21/6165185570, поступившему в электронную систему 18 января 2021 г. 16:34:17, товар № 6 попадает под действие Указа Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 «Об утверждении списка товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль», для осуществления внешнеэкономических операций в отношении товара, требуется лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - ФСТЭК).

Согласно указанного заключения для осуществления внешнеэкономической операции, указанной в настоящем заключении требуется лицензия Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

Таким образом, на этапе регистрации ДТ № 10323010/180121/0005577 выявлены профили рисков, обязательные к применению, подтверждающие нарушения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, целью которых являлся контроль особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами.

Меры по минимизации данных профилей рисков предусматривают проверку таможенных (иных) документов и сведений, принятие структурными подразделениями таможни решения при проверке таможенной декларации по направлению торговых ограничений и экспортного контроля, запрос дополнительных документов и сведений в целях проверки информации, содержащейся в таможенных документах.

Вместе с тем, на момент поступления обращения декларанта, 18 января 2021 г., таможенный орган располагал информацией о подготовке целевого правоохранительного профиля риска, целью которого является контроль особых видов запретов и ограничений внешней торговли товарами.

Южной оперативной таможней сообщено, что ранее, до подачи ДТ № 10323010/180121/0005577 получена оперативная информация о намерениях ООО «СМАРТ-ПРОДУКТ» контрабандной поставки беспилотных летательных аппаратов марки Mavic 2 EnterpriseDual + SmartController на территорию Украины (ДНР), в связи с чем, разработан целевой правоохранительный профиль риска, о чем незамедлительно в рабочем порядке уведомлен таможенный пост.

Оперативно-розыскными мероприятиями установлено, что конечным получателем беспилотных летательных аппаратов является Полк оперативного назначения Министерства государственной безопасности ДНР и которые поставляются для военных целей, что подтверждается договором поставки от 14 декабря 2020 № 102Б, заключенным между ООО «НАСКА-ТЕХНО» и Полком оперативного назначения Министерства государственной безопасности ДНР, а также объяснениями заместителя директора ООО «НАСКА-ТЕХНО» А.В. Погадаева (письмо Южной оперативной таможни от 18.03.2021 № 07-15.04/02888 «О направлении информации»).

Также Управление ФСТЭК по Южному и Северо-Кавказскому федеральным округам письмом от 15 января 2021 г. № 4/эк/39 информировало Южное таможенное управление и Южную электронную таможню о получении ООО «СМАРТ-ПРОДУКТ» идентификационного заключения от 14 января 2021 г. № 0004-21/6165185570 о принадлежности товара: беспилотный летательный аппарат марки Mavic 2 EnterpriseDual + SmartController к товарам, для вывоза которых необходима лицензия ФСТЭК России.

В соответствии с положениями статьи 1 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» данный федеральный закон определяет основы государственного регулирования внешнеторговой деятельности, полномочия Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в области внешнеторговой деятельности в целях обеспечения благоприятных условий для внешнеторговой деятельности, а также защиты экономических и политических интересов Российской Федерации.

Особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в области, связанной с вывозом из Российской Федерации и ввозом в Российскую Федерацию, в том числе с поставкой или закупкой, продукции военного назначения, с разработкой и производством продукции военного назначения, а также особенности государственного регулирования внешнеторговой деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники, устанавливаются международными договорами Российской Федерации, федеральными законами о военно-техническом сотрудничестве Российской Федерации с иностранными государствами и об экспортном контроле.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 18 июля 1999 г. № 183-ФЗ «Об экспортном контроле» (далее - Закон об экспортном контроле) экспортный контроль -комплекс мер, обеспечивающих реализацию установленного настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации порядка осуществления внешнеэкономической деятельности в отношении товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности (прав на них), которые могут быть использованы при создании оружия массового поражения, средств его доставки, иных видов вооружения и военной техники либо при подготовке и (или) совершении террористических актов.

Исходя из положений статьи 7 Закона об экспортном контроле, экспортный контроль в Российской Федерации осуществляется посредством методов правового регулирования внешнеэкономической деятельности, включающих в себя:

идентификацию контролируемых товаров и технологий, то есть установление соответствия конкретных товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности, являющихся объектами внешнеэкономических операций, товарам и технологиям, включенным в списки (перечни), указанные в статье 6 настоящего Федерального закона, а также определение действующих в отношении таких товаров, информации, работ, услуг, результатов интеллектуальной деятельности запретов и ограничений внешнеэкономической деятельности, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и принятыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

разрешительный порядок осуществления внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающий лицензирование или иную форму их государственного регулирования;

таможенный контроль при совершении таможенных операций в отношении контролируемых товаров и технологий, ввозимых в Российскую Федерацию и вывозимых из Российской Федерации, в соответствии с таможенным законодательством Таможенного союза в рамках ЕврАзЭС и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном деле.

Как следует из статьи 24 Закона об экспортном контроле идентификация контролируемых товаров и технологий, а также совершение необходимых действий, связанных с получением лицензий на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями или разрешений на их вывоз из Российской Федерации без лицензий, является обязанностью российского участника внешнеэкономической деятельности.

Более того, информация о списках (перечнях) товаров и технологий, подлежащих экспортному контролю (продукция двойного назначения) размещена на официальном сайте Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (http://fstec.ru (раздел «Экспортный контроль/Документы/Списки контролируемых товаров» (продукция двойного назначения).

Кроме того, в разделе «Сайт для участников ВЭД/Запреты и ограничения/Экспортный контроль и военно-техническое сотрудничество/Идентификация товаров для целей экспортного контроля, в том числе продукции военного назначения/Информация ФТС России» размещен Справочник «Коды ТН ВЭД ЕАЭС товаров, содержащихся в списках товаров и технологий двойного назначения, в отношении которых осуществляется экспортный контроль».

Данный справочник содержит актуальные коды товаров в соответствии с единой Товарной номенклатурой внешнеэкономической деятельности Евразийского экономического союза с указанием соответствующих этим кодам позиций списков контролируемых товаров.

В соответствии с положениями статьи 24 Федерального закона от 8 декабря 2003 г. № 164-ФЗ «Об основах государственного регулирования внешнеторговой деятельности» лицензирование в сфере внешней торговли товарами (далее - лицензирование) устанавливается, в том числе в случаях, когда реализация разрешительного порядка экспорта и (или) импорта отдельных видов товаров, которые могут оказать неблагоприятное воздействие на безопасность государства, жизнь или здоровье граждан, имущество физических или юридических лиц, государственное или муниципальное имущество, окружающую среду, жизнь или здоровье животных и растений;

В соответствии с пунктами 1-2 Закона об экспортном контроле внешнеэкономические операции, предусматривающие передачу контролируемых товаров и технологий (в том числе прав на них) иностранным лицам, ввоз отдельных видов контролируемых товаров и технологий в Российскую Федерацию в случаях, если это необходимо для обеспечения безопасности государства или выполнения международных обязательств Российской Федерации, подлежат лицензированию. Номенклатура контролируемых товаров и технологий, ввоз которых в Российскую Федерацию подлежит лицензированию, устанавливается Правительством Российской Федерации на основании списков (перечней), указанных в статье 6 настоящего Федерального закона.

Лицензии на осуществление внешнеэкономических операций с контролируемыми товарами и технологиями выдаются специально уполномоченным федеральным органом исполнительной власти в области экспортного контроля.

Указом Президента РФ от 17 декабря 2011 г. № 1661 определен Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль (далее - Список товаров и технологий двойного назначения).

Постановлением Правительства РФ от 7 июня 2001 г. № 447 утверждено Положение об осуществлении контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники» (далее - Положение).

Данное Положение, разработанное в целях защиты национальных интересов и обеспечения выполнения международных обязательств Российской Федерации, вытекающих из Вассенаарских договоренностей по экспортному контролю за обычными вооружениями, товарами и технологиями двойного назначения (далее именуются - Вассенаарские договоренности), определяет порядок осуществления контроля за внешнеэкономической деятельностью в отношении товаров и технологий, включенных в Список товаров и технологий двойного назначения, которые могут быть использованы при создании вооружений и военной техники и в отношении которых осуществляется экспортный контроль, утвержденный Указом Президента Российской Федерации от 17 декабря 2011 г. № 1661.

В соответствии с пунктом 9 Положения внешнеэкономические операции с контролируемыми товарами и технологиями, предусматривающие их вывоз из Российской Федерации либо передачу иностранным лицам на территории Российской Федерации, осуществляются на основании разовых или генеральных лицензий, выдаваемых Федеральной службой по техническому и экспортному контролю (кроме случаев, предусмотренных пунктами 13 и 25 настоящего Положения).

Следовательно, в случае если по результатам проведенной идентификации сделан вывод о том, что рассматриваемый товар является контролируемым товаром (продукцией двойного назначения), участнику внешнеэкономической деятельности необходимо получить лицензию ФСТЭК России в порядке, установленном постановлением Правительства Российской Федерации от 15 сентября 2008 г. № 691 «Об утверждении Положения о лицензировании внешнеэкономических операций с товарами, информацией, работами, услугами, результатами интеллектуальной деятельности (правами на них), в отношении которых установлен экспортный контроль».

В представленном по запросу таможенного органа идентификационном заключении от 14 января 2021 г. № 0004-21/6165185570 указано, что квадрокоптер Mavic 2 EnterpriseDual + SmartController укомплектован тепловизионной камерой (матрица - микроболометр на оксиде ванадия (VOx), спектральный диапазон 8000 - 14000 нм), соответтсвует контролируемым товарам по п. 6.1.2.1.3.6 контрольного списка.

В пункт 6.1.2.1.3.6 Списка товаров и технологий двойного назначения включены «нелинейные (двухмерные) инфракрасные фокальные матричные приемники на основе микроболометрического материала, для отдельных элементов которых не применяется спектральная фильтрация чувствительности в диапазоне длин волн от 8000 нм до 14 000 нм.». Для целей пункта 6.1.2.1.3.6 микроболометр определяется как тепловой приемник инфракрасного излучения, у которого формирование соответствующего выходного сигнала происходит за счет изменения температуры приемника при поглощении инфракрасного излучения.

Таким образом, на этапе регистрации ДТ № 10323010/180121/0005577 таможенным органом установлено отнесение декларируемого товара № 6 к товарам, в отношении которых установлены запреты и ограничения в области экспортного контроля и в отношении которого декларантом не представлена лицензия ФСТЭК.

Данные факты установлены таможенным органом 18 января 2021 г. 16:34:17, в момент поступления в электронную систему сканированного образа идентификационного заключения от 14 января 2021 г. № 0004-21/6165185570.

Таким образом, фактически на момент подачи декларации обществом были нарушены ограничения и запреты установленные в области экспортного контроля и факт не представления лицензии ФСТЭК указанной в заключении направленном обществом при таможенном декларировании, следовательно, таможенным органом установлен факт совершения правонарушения, что в силу пункта 7 статьи 113 ТК ЕАЭС исключает отзыв таможенной декларации.

18 января 2021 г. 18:09:13 на Южный таможенный пост (ЦЭД) от декларанта поступило обращение об отзыве ДТ № 10323010/180121/0005577.

Как следует из пункта 7 статьи 113 ТК ЕАЭС, отзыв таможенной декларации допускается с разрешения таможенного органа. Разрешение таможенного органа либо отказ в выдаче такого разрешения оформляется в виде электронного документа или документа на бумажном носителе.

Отзыв таможенной декларации допускается, если до получения обращения декларанта таможенный орган не уведомил декларанта о месте и времени проведения таможенного досмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не принял решение о проведении таможенного осмотра товаров, заявленных в таможенной декларации, не назначил проведение таможенной экспертизы и (или) не установил влекущих административную или уголовную ответственность нарушений международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и (или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании, и (или) законодательства государств-членов, контроль за соблюдением которого возложен на таможенные органы.

18 января 2021 г. в 19:52:02 таможенным органом отказано в отзыве ДТ
№ 10323010/180121/0005577 в соответствии с пунктом 7 статьи 113 ТК ЕАЭС, поскольку
декларантом не были соблюдены меры нетарифного регулирования, а именно при
таможенном декларировании не представлена лицензия ФСТЭК России, что является
нарушением международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования, и
(или) законодательства государств-членов о таможенном регулировании, влекущим
административную ответственность.

В соответствии с пунктом 4 статьи 325 ТК ЕАЭС таможенный орган вправе запросить коммерческие, бухгалтерские документы, сертификат о происхождении товара и (или) иные документы и (или) сведения, в том числе письменные пояснения, необходимые для установления достоверности и полноты проверяемых сведений, заявленных в таможенной декларации, и (или) сведений, содержащихся в иных документах, в следующих случаях:

1) документы, представленные при подаче таможенной декларации либо
представленные в соответствии с пунктом 2 настоящей статьи, не содержат необходимых
сведений или должным образом не подтверждают заявленные сведения.

2) таможенным органом выявлены признаки несоблюдения положений настоящего
Кодекса и иных международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и
(или) законодательства государств-членов, в том числе недостоверности сведений,
содержащихся в таких документах.

19 января 2021 г. в рамках таможенного контроля в отношении товара № 6 Южным таможенным постом (ЦЭД) в соответствии с мерами по минимизации профилей рисков, в адрес ООО «СМАРТ-ПРОДУКТ» направлен запрос о предоставлении лицензии ФСТЭК России в отношении товара № 6.

В этот же день, 19 января 2021 г. ООО «СМАРТ-ПРОДУКТ» предоставило письмо от 19 января 2021 г. № 01-19/1, в котором сообщено об отсутствии на товар № 6 лицензии ФСТЭК России.

29 января 2021 г. ООО «СМАРТ-ПРОДУКТ» в выпуске товара № 6, заявленного в ДТ № 10323010/180121/0005577 отказано в соответствии с подпунктом 1 пункта 5 статьи 125 ТК ЕАЭС в связи с непредъявлением товаров по требованию таможенного органа в пределах срока выпуска товаров.

Учитывая изложенное, доводы заявителя об отсутствии на момент обращения общества с заявлением об отзыве ДТ № 10323010/180121/0005577 оснований, предусмотренных пунктом 7 статьи 113 ТК ЕАЭС, поскольку определение о возбуждении дела об административном правонарушении, предусмотренного статьей 16.3 КоАП РФ, вынесено только 1 февраля 2021 г., не соответствуют фактическим обстоятельствами, а также смыслу и содержанию данной нормы права.

Из содержания определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования от 01.02.2021 года следует, что факт нарушения установлен 18 января 2021 года, то есть в момент подачи декларации.

Направление запроса о предоставлении лицензии 19.01.2021 года свидетельствовало о принятии таможней мер по выяснению возможного наличия у декларанта лицензии и не представления и не отражения его в сведениях и документах по техническим причинам. Однако данной лицензии у общества не имелось, и представление декларации в нарушение запретов и без соответствующей лицензии, обязательность которой, в том числе, указана в заключении направленном обществом в таможенный орган, подтверждено ответом общества на запрос таможенного органа от 19.01.2021 года № 01-19/1.

Доводы заявителя о том, что все действия таможенным органом произведены после подачи заявления об отзыве лицензии и принятия решения об отказе в ее отзыве, суд считает не свидетельствующими о незаконности решения таможенного органа, поскольку таможенный орган установил факт нарушений влекущих административную ответственность именно 18.01.2021 года в 16:34:17 , то есть в момент поступления сведений об идентификационном заключении от 14.01.2021 года о необходимости представления лицензии декларантом, которая не была приложена к документам при подаче декларации.

Таким образом, решение Южного таможенного поста (ЦЭД) ЮЭТ от 18 января 2021 г. об отказе в отзыве ДТ № 10323010/180121/0005577 соответствует требованиям регулирующих таможенные правоотношения международных договоров Российской Федерации, актов, составляющих право Евразийского экономического союза, законодательства Российской Федерации о таможенном регулировании, а также целям общей системы экспортного контроля как меры нетарифного регулирования.

В соответствии со статьей 198 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации граждане, организации и иные лица вправе обратиться в арбитражный суд с заявлением о признании недействительными ненормативных правовых актов, незаконными решений и действий (бездействия) органов, осуществляющих публичные полномочия, должностных лиц, если полагают, что оспариваемый ненормативный правовой акт, решение и действие (бездействие) не соответствуют закону или иному нормативному правовому акту и нарушают их права и законные интересы в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, незаконно возлагают на них какие-либо обязанности, создают иные препятствия для осуществления предпринимательской и иной экономической деятельности.

Статьей 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации предусмотрено, что при рассмотрении дел об оспаривании решений и действий (бездействия) государственных органов, иных органов, должностных лиц арбитражный суд в судебном заседании осуществляет проверку оспариваемых решений и действий (бездействия) и устанавливает их соответствие закону или иному нормативному правовому акту, устанавливает наличие полномочий у органа или лица, которые приняли оспариваемый акт, решение или совершили оспариваемые действия (бездействие), а также устанавливает, нарушают ли решение и действия (бездействие) права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Обязанность доказывания законности принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), наличия у органа или лица надлежащих полномочий на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемых действий (бездействия), а также обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемых действий (бездействия), возлагается на орган или лицо, которые приняли решение или совершили действия (бездействие).

Частью 4 статьи 200 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации и пунктом 6 Постановления Пленумов Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 01.07.1996 № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» предусмотрено, что условиями принятия арбитражным судом решения о признании недействительными ненормативных правовых актов и незаконными решений и действий (бездействия) государственных органов является наличие одновременно двух обязательных условий: несоответствие их закону или иному нормативному правовому акту, а также нарушение прав и законных интересов заявителя.

Указанных условий судом при рассмотрении дела не установлено, в связи с чем, требования заявителя удовлетворению не подлежат.

В соответствии со статьями 110, 112 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, суд расходы по госпошлине относит на заявителя, с учетом их уплаты заявителем в размере 3000 рублей платежным поручением № 69 от 17.02.2021 года.

Руководствуясь статьями 110, 112, 167-170, 176, 201 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд

Р Е Ш И Л:

В удовлетворении заявленных требований отказать.

Решение суда может быть обжаловано через Арбитражный суд Ростовской области в Пятнадцатый арбитражный апелляционный суд в месячный срок со дня его принятия (изготовления в полном объеме) и в Арбитражный суд Северо-Кавказского округа в двухмесячный срок со дня вступления в законную силу при условии, что решение было предметом рассмотрения арбитражного суда апелляционной инстанции или суд апелляционной инстанции отказал в восстановлении пропущенного срока подачи апелляционной жалобы.

Судья Парамонова А. В.